Перейти к содержанию
Гость Акутл

Татары-мишари

Рекомендуемые сообщения

http://forums.ng.ru/books/2002/06/12/exlib...,5_friends.html

На этом форуме, Вы можете обсудить, и озвучить Ваши версии происхождения и возможности возрожденя древнего народа Мещеры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://forums.ng.ru/books/2002/06/12/exlib...,5_friends.html

На этом форуме, Вы можете обсудить, и озвучить Ваши версии происхождения и возможности возрожденя древнего народа Мещеры.

Haumi'! :)

Своё мнение о мещёре и не только изложил здесь. :ph34r:

http://eforum.com.ua/cgi-bin/ultimatebb.cg...ic&f=6&t=000009

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гайнетдин Ахмеров

*Известия Общества археологии, истории и этнографии при Импера¬торском Казанском университете.— Казань, 1903

//. Предания и исторические данные о мишарях

Мишари сами себя называют татарами, а название «ми¬шарь» считают в отношении себя оскорбительным выраже¬нием38. На вопрос «мишарь»? часто отвечают бранными словами с прибавлением созвучного глагола «т/ишарь» (пробьет, проколет), тогда как другие инородцы, например, башкиры, киргизы, говоря о своей национальности «без башкорт» (мы башкиры), «без казак» (мы киргизы), ударя¬ют руками в грудь — в знак гордости39. Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по

происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин».

Мишари, хотя все занимаются земледелием, но везде обнаруживают склонность к скотоводству, разводят много домашнего скота, особенно овец. Татары, живущие в со¬седстве с мишарями, не имеют такой склонности к ско¬товодству.

В губерниях Симбирской и Самарской мишари торгуют овцами, у каждого барышника пасется свой гурт.

Осенью барышники-мишари арендуют у соседних поме¬щиков поля озимые, где пасут до самой зимы своих овец; своих полей для этого у них не хватает. К птицеводству мишари не имеют особенной склонности, домашних птиц у них вообще мало112. Даже не имеют собственных названий для некоторых домашних птиц, кучат (рус. кочет) — петух, силазан — селезень, а у татар петух с древних времен служит для определения времени и о нем часто идет речь в детских сказках. У татар, чуваш и других инородцев Поволжья птицеводство составляет экономическое подспорье, особен¬но куроводство, напр., из губерний Казанской и Вятской отправляют много яиц в Петербург, Ригу и оттуда за гра¬ницу.

Пчеловодство и охота тоже не привычные ремесла для мишарей, впрочем, в Башкирии мишари и их мурзы отчасти занимаются соколиною охотою и гонкою верхом волков. У них бывают для этого особые лошади, которые и считаются хвальными113.

В прежнее время мишари Нижегородской и Симбирской губернии водили ручных медведей, почему татары часто и называют их «аючы» (вожак медведя).

Торговлей, преимущественно разносной, мишари стали заниматься лишь в недавнее время и то не везде, а только в некоторых губерниях, напр., Нижегородской, Симбирской, Пензенской и Саратовской и в городах Касимове и Чис¬тополе. Их много живет в столицах. В Петербурге они известны под именем халатников, так как больше торгуют старым платьем. В Москве они торгуют «узлом» (т. е. носят свой товар в узле), кружевами и старьем. В Нижнем Новгороде служат в крупчатных мельницах и в разных заводах. В Костроме — они частью извозчики, частью слу¬жат на разных судах, есть и судопромышленники. В Аст¬рахани большею частью извощики (приезжие из губерний Нижегородской и Пензенской).

Из мишарей очень много коновалов. В некоторых дерев¬нях Симбирской губернии мишари поголовно занимаются этим промыслом. Из татар же Казанских совсем нет коно-

160

валов. Мишарских коновалов можно видеть по всей России, кроме степей киргизских114. Летом 1898 г. в Казань приез¬жали на учительские курсы три мишарских учителя из Кар-сунского уезда Симбирской губернии, из которых один при¬вез кусок японской материи, чтобы сшить в Казани халат. Материя эта была куплена у коновалов, посещающих Япо¬нию и Китай.

Оказывается, что мишарские коновалы, отправляясь в глубь Азии, попадают в Китай и Японию, откуда привозят различного рода азиатских материй и ковров, которые здесь продают как редкость за дорогие цены.

Летом 1899 г. мишари Карсунского уезда Симбирской губернии, посещающие Приамурский край, просили себе у правительства доступа на остров Сахалин, но это разреше¬но им не было.

В губерниях Симбирской, Самарской и Казанской миша¬ри занимаются и конокрадством, причем обнаруживают замечательную смелость, находчивость и терпение. Это, как предполагают, остатки прежней наезднической удали. Та¬кую же страсть к конокрадству мы видим и у киргиз и калмыков. На западе Цивильского и в Буинском уездах есть мишарские селения, жители которых поголовно занимаются этим постыдным промыслом115. Шайки конокрадов всегда хорошо организованы, если не из одной деревни, то из нескольких деревень — по два, по три человека; сходятся обыкновенно на базарах и ярмарках. По соседству с миша¬рями, или просто по недоразумению, этот порок приписы¬вается Казанским татарам, между тем как среди них конок¬радство весьма редкое явление. В Вятской губернии, где табуны ходят без пастуха на огороженных полях и лесах, конокрадство тоже редкое явление.

Мишари имеют особенную склонность более к живот¬ной пище, чем к растительной. Самое любимое мясо — ба¬ранина и колбаса из конины. Лошадей режут только старых и исхудалых; жеребенка никогда не режут. А татары наобо¬рот— режут жирных лошадей и их часто откармливают бардой, где есть винокуренные заводы; много режут ма¬леньких жеребят, чтобы освободить матку во время поле¬вых работ.

161

Национальных татарских праздников, как Сабантуй (праздник плуга), Зеин — летние увеселительные праздники в Мае и Июне месяцах, у мишарей не бывает. Впрочем, в некоторых местах, вследствие татарского влияния, Сабан¬туй и мишари справляют.

6 Н-654

VII. О костюме

Костюм мишарей, как у мужчин, так и у женщин, тот же татарский, но они носят одежду более старинной формы.

Из сведений, доставленных Е. А. Малову татарином С. А. относительно формы, видно следующее: «одежда ми¬шарей походит на одежду старых времен, новой моды у них нет» (с. 87). У казанских татар же форма часто меняется как у народа торгового и имеющего постоянные сношения с различными народами. Е. А. Малов говорит, что одежда у мишарей простая, древнего покроя, а не изысканная одежда мухаммеданской формы (с. 15). Е. А. заметил, что рубашки у мишарей, как у русских, бывают своего изделия красные или пестрые, т. е. красно-синими клетками (с. 16).

В некоторых местах (губерний Пензенской, Тамбовской, Нижегородской и Симбирской) на мужском костюме миша¬рей замечается русско-деревенское влияние, напр., иногда мишари носят русский полушубок, русские шапки, сапоги с широкими голенищами или русские лапти"6.

У татар же как на мужском, так и на женском костюме в последнее время стало замечаться русское городское вли¬яние.

Головная повязка у мишарок имеет особую форму, со¬вершенно сходную с киргизскою. Сначала обертывают го¬лову покрывалом (тастар), а над ним обвязывают платком, распуская концы его сзади, как от чалмы. На эту особен¬ность головной повязки мишарок указал и Е. А. Малов (с. 16) и Черемшанский117. И. Н. Смирнов заметил, что, по влиянию мишарей, и мокшанки носят такую же форму головного убора118.

Мишарки не носят шапок и шляп; татарки же во время полевых работ часто надевают белые войлочные шляпы, а в праздники и в гостях носят шапки с бобровым околышем, украшенным иногда сверху позументом. Впрочем, позу¬ментное украшение шапок и у татар уже выходит из моды. Шапка дается и в калым от жениха, и записывается в метрику в числе прочих нарядов.

У мишарок есть свой национальный камзол—род верх¬него платья с короткими полами, и рукавами до локтей, с открытым воротом, талия со складками. Камзол застегива¬ется лишь одной застежкой, больше серебряной, передние края только соприкасаются, а не покрывают друг друга. Точно такой же камзол мы видим у киргиз и ногайских татар (в губерниях Оренбургской и Астраханской). Камзол носят и татарки, но не такой, именно без складок и без рукавов, ворот чуть открыт, передние края покрывают друг

162

друга. Камзол татар бывает обыкновенно теплый (на меху), дается и в калым.

Мишари носят вязаные чулки, а татары и чуваши носят суконные белые чулки.

У костромских мишарей ничего национального не осталось, кроме головной повязки женщин, которых только к можно различить от русских баб по этому наряду.

Костюм мишарей в губерниях Оренбургской и Уфим¬ской, судя по описаниям Черемшанского, нисколько не от¬личается от костюма башкир и татар того края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НАРОДНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ

Среди русских ученых сложилось мнение, что нынешние мишари или мещеряки, как они именуются в русской лите¬ратуре, происходят от финского племени мещера, жившего на Оке и ее притоках.

Это предположение, основанное исключительно на на¬звании «Мишар» и исчезновении Мещеры, нуждается в на¬учной проверке. Литература о Мишарях крайне бедна; язы¬ка и быта этого народа никто не изучал, почему и встреча¬ются частые ошибки и неточности в имеющихся немногих источниках.

Одного голого названия «мишар», конечно, не достаточ¬но, для определения народности этого племени, так как соседние народы часто дают друг другу ошибочные назва¬ния, напр., киргизы называют башкир остяками (истак), луговые черемисы называют татар чувашами (суас), вотяки же называют их бигерами (бигер), чуваши называют киргиз ногаями (ногай), а сами киргизы называют этим именем вообще татар Поволжья, Алтайские калмыки называют русских казаками (казак)119. Исчезнувшее племя мещера бы¬ло одного происхождения с мордвою, и в русских летописях постоянно упоминается вместе с мордвою и черемисами120.

Мордва, как и другие приволжские финны, изстари ведет оседлую жизнь и с незапамятных времен занимается хлебо¬пашеством и бортевым пчеловодством"4, охотою на зверей и рыбною ловлею122.

У мишарей же не только нет склонности к этим отрас¬лям хозяйства (кроме земледелия), но совсем нет слов в языке, относящихся до этих промыслов. И земледелие у них находится гораздо в худшем состоянии, чем у мордвы и других инородцев Поволжья. У мордвы, как у других фин¬нов, совершенно не замечается кочевого характера, что сохранилось у мишарей довольно свежо.

6* 163

Если предположение о происхождении нынешних мишарей от мещеры считать достоверным, то по влиянию какого народа могло так скоро и окончательно отатариться это финское племя? В языке же казанских татар, как ближайших тюркских соседей мещеры, мы не замечаем некоторых фонетических особенностей мишарского наречия и массу его слов и тюркских архаизмов, встречаемых лишь в наречиях сибирских татар, которые никогда с мещерой в соприкосновение не приходили123.

Спрашивается, в силу каких же благоприятных обсто¬ятельств не подвергались той же участи и остались как бы изолированными от татар другие соседи и единоплеменники мещеры (мордва и черемисы)? Между тем мордва (мокша), занимая и ныне свои исторические места (и в области меще¬ры, как показывает название реки — Мокша), является по¬стоянным соседом мишарей в губерниях Рязанской, Ниже¬городской, Пензенской, Тамбовской, Симбирской и др. Чем же объяснить наконец самый тип тюркский у нынешних мишарей и откуда могло быть у них столько мурз и князей?

Мишари сами себя считают татарами, киргизы называ¬ют их ногаями (ногай), Казанские татары утверждают, что они турецкого происхождения124; другие инородцы и рус¬ский народ называют их безразлично татарами.

Язык и происходящие от него названия населенных мест доказывают, что это кочевой народ тюркской расы, выше¬дший из Средней Азии сравнительно в позднее время. Соб¬ственные их предания и некоторые исторические данные говорят, что это осколки Золотой Орды.

Личные имена и фамилии, от них происходящие, также служат до некоторой степени указателями татарского их происхождения.

По типу мишари принадлежат к тюркской расе и имеют больше сходства, напр., с крымскими татарами и даже отдаленными якутами.

Занятия, нравы и обычаи их — кочевого характера и сходны с киргизскими.

Костюм женщин чисто азиатского происхождения и со¬вершенно сходен с киргизским и ногайским.

Совокупность всех этих данных исключает возможность финского происхождения нынешних мишарей и служит не¬опровержимым доказательством тюркского их происхожде¬ния. Я пришел к глубокому убеждению, что это — пред¬ставители более многочисленного и когда-то сильного пле¬мени, именно потомки тех кочевников Азии, которые в XIII веке хлынули в Европу через реку Урал и утвердились на Ахтубе под именем Золотой Орды. По распадении послед¬ней части этого племени, предводимая царевичем Касимом,

164

в половине XV столетия утвердилась на Оке и стала назы¬ваться по главному городу Мещера, где сел их вождь Ка-сим. Другая значительная часть, кочевавшая еще долгое время и известная под общим именем Ногайцев, по завоева¬нии царств Казанского и Астраханского, постепенно утвер¬дилась в нынешних губерниях Самарской Саратовской, Си¬мбирской125, Пензенской и южной части Казанской126, когда уже край начал заселяться русскими. Когда же утвердилось полное господство русских на Волге, различные обстоятель¬ства заставили магометанствующих инородцев (татар и ми¬шарей) переселяться в Башкирию, где они живут доныне. А также выходило из Орды в русскую службу множество татарских князей и мурз с своими дружинами в различное время127. Весь этот элемент в настоящее время и носит название мишарь.

12S

VII. О названии мишарь

У тюркских племен есть обычай называть себя и соседей своих по именам вождей (Узбек, Ногай, Чагатай и др.), или по названиям населенных мест. Напр., Турки называют русских вообще именем «Москов», волжские булгары были известны также по главному их городу. Мишари Нижего¬родской губернии называют татар именем «Казан», Аст¬раханские ногай называют их «Казанны». Мишарские мур¬зы в Уфимской губернии известны в Башкирии под именем «Томань» как вышедшие из Темникова Тамбовской губер¬нии. Мишари Рязанской губернии вообще называют себя «KaciM», а город Касимов называют «Кирман».

В городах Москве и Астрахани проживает много миша¬рей из Нижегородской губернии, которые вообще известны под именем «Нижгород», как они называют сами себя. Город Касимов, до занятия его татарами, назывался «Ме¬щерой», а также «Мещерским городцем»129. Название родо¬начальника новых поселенцев (Касым) постепенно вытес¬нило древнее название, перешедшее потом на народ в нем (и в области его) обитавший. Казанские татары навязали это название без различия всем татарам Поволжья, говорящим одним общим наречием130.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть еще Алимжан Орлов, исследователь мишар

http://mishare.narod.ru/

Мне правда, больше понравилась не размещенная там книга 2001 года о нижегородских мишарах, а книга 1992 года

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин».

Мишари носят вязаные чулки, а татары и чуваши носят суконные белые чулки.

- Да не согласен я!

- С которым?

- С обоими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кратко: тюркоязычные оседлые земледельцы Мишари (тат: mişər, мишаря, рус. объяснение из фино-уг.: мещеряки, мещеры) – этническая группа татар в Татарстане на Средней и Нижней Волге (выходцы из Симбирской и Казанской губерний) и в Башкортостане, самоназвание татар, название "mişər, мишаря" считают оскорбительным. Происхождение точно не выяснено. Дискуссионным остается и вопрос о происхождении названия.

Предлагались версии:

- что искаженное слово Мещёра

- что связь с племенем мажар/маджар/мадьяр

Но мне на казахский мой слух просится другое объяснение, просто высскажу как один из вариантов:

"бишара" (на тюркских диалектах и наречиях) вполне может звучать и как "мишара"- уничижит., оскорбит.: бедняжка, несчастный; перенос.: беспомощный. Название данное кочевниками осевшей группе?

Ч.Ч.Валиханов называл кажется это слово названием одного из злых духов в веровании древних тюрков (казахов?) как "бишора".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кратко: тюркоязычные оседлые земледельцы Мишари (тат: mişər, мишаря, рус. объяснение из фино-уг.: мещеряки, мещеры) – этническая группа татар в Татарстане на Средней и Нижней Волге (выходцы из Симбирской и Казанской губерний) и в Башкортостане, самоназвание татар, название "mişər, мишаря" считают оскорбительным.

Источник? Самиздат?

Но мне на казахский мой слух просится другое объяснение, просто высскажу как один из вариантов:

"бишара" (на тюркских диалектах и наречиях) вполне может звучать и как "мишара"- уничижит., оскорбит.: бедняжка, несчастный; перенос.: беспомощный. Название данное кочевниками осевшей группе?

Ч.Ч.Валиханов называл кажется это слово названием одного из злых духов в веровании древних тюрков (казахов?) как "бишора".

С татарского :

бичара- бедняга, бедняжка, горемыка

бичура- кикимора

Какая аналогия с татарским МИШӘР ? Казахский "МАДЖАР" тоже бичара?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самиздат?

Samtat. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В издании "Г. Әхмәров: Тарихи-документаль җыентык" - Казан,Хәтер, 2000, скан которой можно найти в сети и ссылки на которое приводились, текст, касающийся татар-мишарей в нескольких местах сокращен.

Я для себя делал как-то ксерокопию в библиотеке с более раннего издания (выходных данных не помню) привожу полный авторский текст без купюр:

http://ifolder.ru/24397571

Название: ahmerov.djvu

Размер: 890.44 кб

Размещен: 2011-06-27 11:16:53

Доступен до: 2011-07-27 11:18:48

Описание: О языке и народности мишарей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...