Jump to content
Экспериментатор

Тофалары

Recommended Posts

Тофалары один из малочисленных тюркских народов, проживающих в восточных Саянах. Предлогаю здесь вам ссылку на мою статью, посвященную этническому самосозанию этого этноса. http://www.ethnonet.ru/lib/2104-06.html

Очень жду ваших мнений о моей работе!

Link to comment
Share on other sites

Почему они малочисленные?

Это связан тем что они жили обособленно среди других народов, или они жили в труднодоступном месте?

Если они жили среди других народов то им угрожал бы ассимилирование их хотя бы силой.

Если они жили в труднодоступных местах то прогресс современного общества индустриализации их пригрозит и существенно очень.

Мое мнение тофалары есть один из родов тувинцев и монголов. Так и все очень просто.

Link to comment
Share on other sites

Есть мнения, что тофы это род тувинцев, может даже и субэтнос. Тк. они очень схожи по культуре с тувинцами тоджинцами. А с монголами вряд ли. Есть признаки бурятского языка и отчасти культуры, но влияние монголов, да даже и бурят слабо. Малочисленные они в любом случае их всего 662 в районе их компактного проживания. Главное, что они считают себ тофами, а не тувинцами.

Link to comment
Share on other sites

Как они себя называют? Вряд ли "тофы" как принято по-русски :D .

Они себя называют "тофа (тофа, тыфа, това, тыва) кижи" и не являются каким нибудь обособленными находками, т.е. они в этом месте с покон с веков жили значит и имеют право и дольше жить и существовать.

Тофаларов разделить от тывинцев нет смысла как разделить и стараться выявить людей "цаатан" в монголии например.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

"Малочисленные" - из российского законодательства. Все, кто меньше 50 тыс. и не имеют автономии - малочисленные.

Link to comment
Share on other sites

По-русски их приянято тофаларами называть. А в следствтии активных этнических процессов и практического не знания языка людьми до 35 лет все себя сейчас так и называют "Тофы". Естесственно, что самоназвание "карагасы" уже давно не в ходу.

Перепсиь 2002 г. показала численность тофов более 1000чел, что просто быть не может. В районе их компактного проживания мы установили численность в 662 человека. Возможно еще по России их не больше 50.

Link to comment
Share on other sites

Guest kochevnik
Тофалары один из малочисленных тюркских народов, проживающих в восточных Саянах. Предлогаю здесь вам ссылку на мою статью, посвященную этническому самосозанию этого этноса. http://www.ethnonet.ru/lib/2104-06.html

Очень жду ваших мнений о моей работе!

Хорошая работа.

Читал подобные работы по другим народам. Но ее можно дополнить высказываниями самих тофаларов о самих себе.

Link to comment
Share on other sites

Хорошая работа.

Читал подобные работы по другим народам. Но ее можно дополнить высказываниями самих тофаларов о самих себе.

После экспедиции этого лето материала много накопилось, поэтому будет и с высказываниями. Если интересуешься тофами, то могу еще пару статей выслать!

Link to comment
Share on other sites

Guest kochevnik
После экспедиции этого лето материала много накопилось, поэтому будет и с высказываниями. Если интересуешься тофами, то могу еще пару статей выслать!

Было бы интересно ознакомиться.

Link to comment
Share on other sites

ЖЖ сообщество Рустама Юсупова "Тофастан". Замечательное место.

До 1959 года Тува серьезно помогала Тофаларии, снабжала учебниками школы, направляла учителей тувинского языка по распределению и т.д. печатала тофаларские сказки и легенды/мифы..

Потом обком КПСС Иркутской обл. запретил сельсовету Алыгджера(Алгыг чер по тув.)сношения с Тувинской АССР.

Link to comment
Share on other sites

До 1959 года Тува серьезно помогала Тофаларии, снабжала учебниками школы, направляла учителей тувинского языка по распределению и т.д. печатала тофаларские сказки и легенды/мифы..

Потом обком КПСС Иркутской обл. запретил сельсовету Алыгджера(Алгыг чер по тув.)сношения с Тувинской АССР.

А сейчас?

Link to comment
Share on other sites

А сейчас?

"некому помогать".

Тех тофа уже нет.

Колониальная политика добилась своего,после 1959г.- народ потерял язык, национальную идентичность, антрополологически- тофа уже смешанного типа люди с сильной метисацией с русским населением и самосознанием.

Та же участь ожидает все тюркские малочисленные народы Сибири, автохтонов Дальнего Востока.

P.S.

Амыр, алдай чон-биле тыва чон каттышпас болза, база ындыг аппаар бис бе?Ону боданып кОрем...

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

Как это некому? Люди живут, зарабатывают.

В 1987 г. в журнале «Советская этнография» публикуется статья В. П. Кривоногова «К современной этнической ситуации в Тофаларии». Предельно четко понимание тофаларской проблемы было сформулировано бывшим директором Института этнографии АН СССР академиком Ю. В. Бромлеем в книге «Человечество — это народы» (М., 1990). Ссылаясь на исследования Кривоногова, он пишет, что в результате высокого процента смешанных браков за последние 50 лет нагляднейшим образом изменился антропологический облик тофов и европейский компонент возрастает от поколения к поколению. Однако все дети из смешанных семей причисляют себя к тофам. Став оседлыми, тофы у себя на родине сохранили прежние занятия — оленеводство, охоту и таежные промыслы, прибавив к ним некоторые новые. Что же они потеряли из черт этнической культуры? — задает вопрос академик и отвечает: «Самая, вероятно, серьезная из потерь — ослабление позиций тофаларского языка. Теперь лишь четверть владеет им свободно, да и те в семье разговаривают на нем больше с родителями, чем с детьми. А из каждых пяти детей четверо языка даже не понимают... Но этническое самосознание сохраняется, а численность народа... растет... Примерно половина взрослых тофов заявила этнографам, что необходимо создать тофаларскую письменность и начать преподавать национальный язык в школе. Другая половина считала, что заниматься теперь созданием собственной письменности — поздно и бесполезно... Позиция первых не подкрепляется реальными действиями, поскольку они не учат своих детей тофаларскому языку». Отсюда Ю. В. Бромлей делает вывод: «перед нами «нормальный», довольно часто... встречающийся в истории процесс перехода этноса на новый язык. Перехода с сохранением этнического самосознания, имени, многих традиционных черт культуры». В последней фразе закамуфлирована мысль о неизбежности и закономерности процесса потери национального языка без попытки вскрыть глубинные корни этого явления. Действительно, в 1986—1989 гг. при обсуждении языковой ситуации не только у тофов, но и у таких народов, как буряты и казахи, звучали отдельные голоса о невозможности возврата к национальному языку, о том, что «поезд ушел»... Однако этническое самосознание «без языка» уже не могло смириться с такой ситуацией и требовало самосознания «с языком». Поэтому не только теоретическая, но и практическая работа В. И. Рассадина по изучению тофаларского языка и подготовке национальных учебников оказалась кстати и ко времени. Сегодня тофы уже изучают свой язык в школе. Это не значит, что все проблемы решены. Но это означает, что ситуация изменилась совсем не в ту сторону, как это предполагали Ю. В. Бромлей и сотрудники его института.

http://www.tofalaria.ru/bibletofalaria/lvmelnikova_tofe.htm

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

Переписи населения в России показали следующую численность тофаларов в 1926 - 2002 годах:

* 1926 — 417 человек

* 1959 — 586 человек

* 1970 — 620 человек

* 1989 — 722 человека

* 2002 — 837 человек

Link to comment
Share on other sites

Переписи населения в России показали следующую численность тофаларов в 1926 - 2002 годах:

* 1926 — 417 человек

* 1959 — 586 человек

* 1970 — 620 человек

* 1989 — 722 человека

* 2002 — 837 человек

С 1987 года ситуация с языком тофа ухудшилась.

Несмотря на "изучение" тофа языка в школах, в факультативной форме скорее всего, уход языка из быта , из семьи -признаки утраты языка в общем смысле.

837 человек скорее всего были "набраны" для оправдания финансовой помощи из центра, в рамках "коренных и малочисленных народов Сибири и Крайнего Севера", актуальной в особ. 90-х годах.

Наши "тувинцы-тоджинцы" тоже были признаны "...Севера", в рамках социальных программ строили школы и детсады, дома культуры и малые производства, получают финансирование(хоть и скудное)на "развитие языка", т.е. специальные программы по "сохранению" языка, неэффективные, по-моему, ограничивающиеся разовыми изданию "малыми тиражами" учебников и этнографических р-т типа "кто такой олень, и с чем его едят..".

Наши исследователи готовы помогать в изучении и развития тофа языка, этим мы занимаемся, в рамках своих скромных возможностей, в Монголии.

В 1959 году КПСС в лице обкома Иркутской области грубо прервали тофа-тувинские культурно-национальные связи, что может оказалось трагическим для маленького тофа народа.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

Ну, работать надо в направлении сохранения языка.

А сейчас потерять язык невозможно: он словарно зафискирован, есть аудио и видео материалы и т.п. Поэтому дальнейшее - только вопрос денег. Но это не значит, что такого народа не существует.

Он сейчас живет, может, даже лучше, чем 10 лет назад.

Помощь в 1990-е гг. по линии Госкомсевера не была особо актуальной.

Link to comment
Share on other sites

Ну, работать надо в направлении сохранения языка.

А сейчас потерять язык невозможно: он словарно зафискирован, есть аудио и видео материалы и т.п. Поэтому дальнейшее - только вопрос денег. Но это не значит, что такого народа не существует.

Он сейчас живет, может, даже лучше, чем 10 лет назад.

Помощь в 1990-е гг. по линии Госкомсевера не была особо актуальной.

Ув.Стас!

Вы размышляете как "кабинетный" ученый- мол "язык зафиксирован в словарях", народ "переписан"-числ.растет,впрямь как чиновник Госкомсевера.Между тем, число мертвых языков в Сибири и Д.В., будет нарастать в т.ч. и с "помощью" бывщего Госкомсевера.Про 90-е, Тофалария выпала из "централизованного" снабжения Госплана СССР, ест-но были перебои со снабжением самым необходимым.

Не в обиду, не хочу на этот форум переносить политическую оценку происходящего с народами Саяно-Алтая.

Есть другие форумы для этого.

Я в Тофаларии не был, но ситуацией интересуюсь, тувинцы-тоджинцы с тофаларами общаются часто, я "передаю" их оценки и "ощущения", субъективные м.б.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

То что число "мертвых языков" будет только расти - это как раз вывод, сделанный очень давно "кабинетными учеными". Наука есть такая - социолингвистика.

А что у Вас за обиды, тувинцы выросли в численности в 5 раз за 20 век? Радуйтесь. Это беспрецедентный рост в истории человечества.

Link to comment
Share on other sites

"Мы и радуемся"!

Но в истории были и другие примеры.

Алтае-Саянский регион последний раз с "социолингвистикой" встретился в лице русских, джунгар и маньчжур с халхасцами, результаты были неутешительными почему-то.

Участь тофа, потерявщих в языке, но увеличивщегося в количестве, не лучщий пример.

за 20 век, тувинцы Тувы росли в численности, но теряли сородичей в Монголии и Китае.

Аранчын Ю.Л,возглавлявщий тувинскую экспедицию в МНР в 50-х гг 20 в., насчитал ок.40 тыс человек этнических тувинцев в МНР.

Сегодня их численность оценивают не больше 10 тыс чел.

В отличии от "кабинетных", мы должны констатировать реальную картину с языком, тем более родственных "колен" одного народа.

Мы "поем" о том. что "в Багдаде все спокойно", между тем "Багдад" разграблен и опустошен...как бы не остались одни руины..от нашего общего дома.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

Где можно ознакомиться с этой публикацией Ю.Л. Аранчына?

Чтобы не уходить в оффтоп, со своей стороны посоветую ознакомиться с публикациями о тофаларах Кривоногова В.П.

Link to comment
Share on other sites

P.S.

Амыр, алдай чон-биле тыва чон каттышпас болза, база ындыг аппаар бис бе?Ону боданып кОрем...

Че, база бир кадайымны тывалардан алар болдум. :D Бисте чараш чараш тыва кыстар база уренип тур ла...

С 1987 года ситуация с языком тофа ухудшилась.

Несмотря на "изучение" тофа языка в школах, в факультативной форме скорее всего, уход языка из быта , из семьи -признаки утраты языка в общем смысле.

837 человек скорее всего были "набраны" для оправдания финансовой помощи из центра, в рамках "коренных и малочисленных народов Сибири и Крайнего Севера", актуальной в особ. 90-х годах.

Наши "тувинцы-тоджинцы" тоже были признаны "...Севера", в рамках социальных программ строили школы и детсады, дома культуры и малые производства, получают финансирование(хоть и скудное)на "развитие языка", т.е. специальные программы по "сохранению" языка, неэффективные, по-моему, ограничивающиеся разовыми изданию "малыми тиражами" учебников и этнографических р-т типа "кто такой олень, и с чем его едят..".

Наши исследователи готовы помогать в изучении и развития тофа языка, этим мы занимаемся, в рамках своих скромных возможностей, в Монголии.

В 1959 году КПСС в лице обкома Иркутской области грубо прервали тофа-тувинские культурно-национальные связи, что может оказалось трагическим для маленького тофа народа.

Что мешает сейчас признать тофаларов народом с тувинским языком, как тувинцев-тоджинцев? Что мешает опять отправлять в Алыгджер учителей. Да просто полсотни молодых ребят и девчат - гастарбайтеров из Тувы заслать можно. Все равно в Туве работы нет почти.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...