Zuungar Опубликовано 10 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2013 Матриархат только в отношении ссыльных: славян, немцев, армян, черкесов, кайсаков и башкир. Видел довольно много якутских пар.Чисто якутских.Женщина там почти всегда доминирует. Насчет матриархата относительно ссыльных очень интересно.В отношении русских казаков тоже действовало это правило?Я о многоженстве казачков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 10 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2013 1. Любому понятно, что перечисление шести племен это краткая передача основного его состава. Есть передача еще кратче "Орта жуз - Аргын" и что? Только аргыны племя, а остальные роды? Тогда скажите всем нам как в казахском языке передаются понятия "племя", "род", "подрод". 2. Давно понял, что вы не понимаете простейших вещей, а потому что либо вам доказывать просто глупо с моей стороны. 1. Средний жуз разделяется сначала на шесть племен, а дальше каждое племя разделяется на родов. Аргын был самым авторитетным племенем. Вы уверены что, на русском языке, или на другом существовало понятия "племя", "род", "подрод"? 2. Ваше место в "шестой палате". Там будете Чингисханом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2013 1. Средний жуз разделяется сначала на шесть племен, а дальше каждое племя разделяется на родов. Аргын был самым авторитетным племенем. Вы уверены что, на русском языке, или на другом существовало понятия "племя", "род", "подрод"? Ты продул спор, раз не можешь привести на казахском языке названия "племя", "род", "подрод". Во всех остальных спорах картина та же. Еще раз предлагаю не вступать со мной ни в какие диалоги. Все. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 10 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2013 Ты продул спор, раз не можешь привести на казахском языке названия "племя", "род", "подрод". Во всех остальных спорах картина та же. Еще раз предлагаю не вступать со мной ни в какие диалоги. Все. вы хотите сказать меркит племя наравне с аргынами и др? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 12 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2013 тОчнее надо спросить они переселились единым народам с Прибайкалья или разными группами, на Средней Лене сложились в единый этнос? Казахи например переселились единым народом с Семиречья или Моголистана, как писал ЕНХД с одного села... У них был уже один предводитель, единый язык и самосознание. То же самое узбеки с Шейбани ханом, или турки-сельджуки с Эртогрулом. Казахи не переселялись единым этносом с Семиречья или Моголистана. Казахи как этнос сложились на территории Зол.Орды, еще до образования ханства Абулхаира. Просто этот этнос тогда назывался - узбеки. Но это тот же самый этнос, что и казахи 16-17 веков. В ханстве Абулхаира произошел раскол, но не по этнчиескому, а по политическому признаку. Это как борьба крансых и белых в Гражданскую войну. И красные и белые в целом были русские, то есть одного этнического происхождения. Красные захватили власть. Белые посчитали что незаконно. Аналогично и Керей с Джанибеком - они посчитали (и их последователи), что Абулхаир незаконно захватил власть династии Урусидов. После смерти Аббулхаира- Крей и ЛДжанибек не переселились, а вернулись. При этом их подданые продолжали себя называть узбеками в этническом смысле. И соседеи их так называли. Прозже с усилением противостояния между орусидами и чингизадами, а также в связи с тем, что подданные шейбанидов слишком долго прожив в Мавераннахре стали принимать культуру народов Мавераннахра - стал проявляться и этнический раскол. При этом, сохранившие свою территорию, этническую идентичность, культуру и образ жизни назвались казахами, а те кто переселился утратил все, сохранив только этноним, позже распространенный на других... В этой связи пример с казахами не точен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 12 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2013 Вы думаете что пишите? Получается все перечисленные народы и их племена никогда не смешивались, племена могли входить и выходить и что дальше?, только потому что у други так, теперь и у себя хотите что бы было так? Вы явно там в Чимкенте на "зимнем солнце перегрелись." Пример алп-бамси подтверждает, что некогда все эти ергенекты, баганалы, шанышкылы и т.д. были одним племенным союзом кипчаков. После нашествия Чингисхана их перераспределили исохждя из административного и военного удобства, совершенно не сичтаясь с их родовыми связями. так одни и теже группы лиц оказывали в одном месте подродом, в другом месте крупным племенем и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
lihanov Опубликовано 20 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2013 Дождались, вот и наши после томичей стали писать об автохтонном происхождение якутов Таким образом, применение методики генетической археологии проливает свет на своеобразие и длительность процесса формирования современного якутского этноса на средней Лене, указывает наличие особенных микросоциальных условий проживания и хозяйствования в суровых условиях высоких широт. По всей вероятности, якутская популяция сформировалась без участия миграционных потоков других этнических групп извне Якутии. Окончательные выводы возможны лишь при дальнейших генетических исследованиях жителей «малых домов» и при оценке их генетических связей с современными якутами. http://www.sivir.ru/...t_ethnogenesis/ Всё таки видится, что влияние других групп пришельцев не было принципиально важным в этногенезе саха. Скорее их участие было во взаимном культурном обмене технологий. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
offen Опубликовано 20 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2013 (изменено) Якутия - забытая колыбель человечества кто интересно составлял карты мира и Евразии V - XVII веков н.э. http://venedia.ru/news/news/item/388-kollektsiya-istoricheskih-kart-mir-v-srednie-veka.html? Судя по картам якуты = yakuts с 400 года н.э. до 1200 годов мирно сосуществовали в окружении самоедов с севера, волжских булгар с запада, башкиров с юга, хакасов с востока с движением монголов исчезли с карт и вынырнули уже в российском государстве возле их острога Якуцк Изменено 20 февраля, 2013 пользователем offen Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
lihanov Опубликовано 20 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2013 Якутия - забытая колыбель человечества кто интересно составлял карты мира и Евразии V - XVII веков н.э.? Судя по картам якуты = yakuts с 400 года н.э. до 1200 годов мирно сосуществовали в окружении самоедов с севера, волжских булгар с запада, башкиров с юга, хакасов с востока с движением монголов исчезли с карт и вынырнули уже в российском государстве возле их острога Якуцк Это по Витсену Никалаус Витсен Северная и Восточная Тартария.Они живут около Лены и Амги. Народ правдивый, любит правду. Когда ими управляют справедливые начальники, бывают очень кроткими. Весной у них праздник. Они считают что на небе есть Бог. И в честь его устраивают большой костер, куда выливают молоко. Сами при этом не пьют. Другая часть их обитает около Тобола, они магометане. Они охотники на оленей. Часть ездит на оленях. Они загнаны в эти отдаленные края войной с земли калмыкови мунгалов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 21 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 КАзахский археолог С Ажигали утверждает что на территории Казахстана сохраняются многочисленные кульпытасы аналогичные якутским сэргэ. Совпадение казахского племени аргын с якутской родословной семьи Шадриных (потомков Тыгына) говорит, что якутские племена произошли от казаков Семиречья и Урала. Воинственные племена кунгратов, катаганов, дурбанов, барласов, найман, керей, хушинов, адаев, байулы составившие орду ханов Узбек и темника Ногая в составе победоносных орд Чингисхана пришли на территорию Дешт-и Кыпчака здесь жили миролюбивые племена уранийцев, бежавших от них в страхе. Пытались сопротивляться лишь канглы, усеявшие своими телами все степи Дешта. Аргыны метисы это суть потомки монголо-татарских воинов орды Узбека с кыпсак. Многие олонхо сохранили память о обитании племен саха вокруг Арала, вместе с кара шапками. Уранхайцы - топонимы Уранкай в степях казаков, уран-саха, Монкуур, Араал байгал, Тэргэн хотун, Сыгынах. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
lihanov Опубликовано 21 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 Многие олонхо сохранили память о обитании племен саха вокруг Арала, вместе с кара шапками. Уранхайцы - топонимы Уранкай в степях казаков, уран-саха, Монкуур, Араал байгал, Тэргэн хотун, Сыгынах. вообще-то олонховеды уже давно отказались от Арала. Прародиной якутов П.А. Ойунский считал Среднюю Азию. Известно, чтонекоторые якутоведы придерживались такого же мнения. Так, Д.А. Кочнев, авторработы "Очерки юридического быта якутов" (1899), высказал гипотезу оприходе якутского народа из Урянхайского края, а в более раннюю эпоху — изТуркестана. В.Ф. Трощанский в работе "Эволюция черной веры (шаманства) уякутов" (1902) привел высказывание В.В. Радлова: "...центром оседлоготюркского населения Средней Азии должно безусловно при знать долинуЗаревшана" [69, с. 16]. И в развитие этой мысли подчеркнул: "...мыдолжны признать, что якуты вышли из общей прародины тюркских племен, прошлиМонголию, где подверглись более или менее значительному влиянию монголов, изатем уже вступили в Сибирь..." [Там же, с. 17 ]. Однако современныеисследователи — другого мнения.Говоря о прародине якутов П.А. Ойунский отождествлял море Араат из олонхо сАральским морем. Известно, что некоторые современные историки считаютпрародителями кангаласского рода канглов, живших в Приаралье. Так, А.И. Гоголевпишет: «Предполагается, что этноним "кангалас" связан с названиемканглов,Стр.6 которые пришли на смену племенным объединениямсаков в III в. н. э. к северу от Аральского моря» [11, с. 134]. Поэтому"не случайным является и то, что в олонхо встречается упоминание овосьмирусловом Арат-море" [Там же, с. 135]. На наш взгляд, в таком случаев олонхо бы упоминалось не Араат, а Араал-море. И Араат-море в якутском эпосерасположено не к югу от страны героя, а к западу. Средний мир олонхо — вторая родина якутов, по мнению П.А. Ойунского,находился к востоку от Байкала; перевал Кээхтийэ из якутского эпоса — этокяхтинская дорога, а море Ледовитое Кудулу — замерзающее зимой озеро Байкал.Такая географическая локализация олонхо, очевидно, неправомерна. В якутскомэпосе мифологический Средний мир — страна богатыря айыы, предстаетсеро-пятнистым с гибельными мифическими морями, с мифологизированными локусами: (1) с заносами из галечника,величиной с трехтравую корову, с пургою из камня, размером с молодого бычка [15, с. 63]. Поэтому море Араат в олонхо нельзя считать Аральским морем, и тем болееЛедовитое Кудулу — не озеро Байкал. От таких уподоблений олонховедение давноуже отказалось. Можно указать также на то, что г. Кяхта был основан только в1727 г., став центром торговли с Китаем. Стало быть, кяхтинская дорога моглавозникнуть только тогда. Подтверждающие географическую локализацию олонхопараллели П.А. Ойунского (мифологический кузнец Кытай Бахсылааны — китаец БахСун-иен; Арсан Дуолай — Аар-суун дао-лиин или Ар-чун-дао иэн; жена АрсанДуолайа госпожа Аан Дьаа-сын — Ан-джа-ун) нам кажутся произвольными. Работа П.А. Ойунского об олонхо позволяет сделать определенныеметодологические выводы. В эпосоведении сложились методы"конкретного" и "обобщенного" историзма сисследовательскими установками "эпос и история" и "эпос иисторическая действительность". Есть, очевидно, два основных типанародного эпоса: архаический и классический. Якутское олонхо, несомненно, —архаический эпос. И в отношении его метод "конкретного историзма" невполне корректен. Дело в том, что "исторические воспоминания в архаическомэпосе в той мере, в какой они обобщены, конципированы, пользуются языком неполитической истории, а сказок и мифов. ...Сказочно-мифологические концепциипри этом пронизывают самую суть представлений о народном прошлом" [39, с.262]. Политической истории в олонхо, действительно, нет. Но есть вовлекаемые внего пласты и явления исторической действительности. В олонхо проглядываетсоциум с определенной экономической основой, религией, обычаями и т. д.Хозяйственные постройки, домашняя утварь, пища, одежда, вооружение и т. п.взяты из исторической действительности, представая вхудожественно-гиперболизированной и мифологизированной форме. Таким образом, вотношении олонхо продуктивен метод "обобщенного историзма". (…) Стр.7 Источник: Д.Т.Бурцев/Якутский эпосОлонхо как жанр/Новосибирск/Наука/СП РАН/1998г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
offen Опубликовано 25 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2013 (изменено) Ойунский и Ксенофонтов были сторонниками южного происхождения народа саха, при этом не уточняли на каком языке говорили сахалар, как бы само собой подразумевается на языке саха, который возник на средней Лене, тогда как прибывшие южане должны говорить на: - курыканском близким к языку выбитых рунами на памятниках Орхона и Енисея; - языке хоро-туматов; - языке кипчаков, инкорпорированных в среду курыканов; - и наконец на языке автохтонов. Есть над чем подумать, если курыканы ушли с Приангарья к моменту возвышения предков монголов в 1100-х годах, а в 1600-х уже на Лену пришли русские и застали якутов с единым языком от Олекмы до Колымы. Изменено 25 февраля, 2013 пользователем offen Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
TImur1985 Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 Дождались, вот и наши после томичей стали писать об автохтонном происхождение якутов Всё таки видится, что влияние других групп пришельцев не было принципиально важным в этногенезе саха. Скорее их участие было во взаимном культурном обмене технологий. Этот Платонов не историк, не этнограф, а медик. И выводы он делает какие то идиотские. Явно ангажированный. В настоящее время генетика лишь подтверждает южное происхождение основных предков якутов. П.С. Извиняюсь за оффтоп, Лихановы, насколько помню, это же обякученный эвенкийский род? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
lihanov Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 Этот Платонов не историк, не этнограф, а медик. П.С. Извиняюсь за оффтоп, Лихановы, насколько помню, это же обякученный эвенкийский род? Медики и должны о генетике писать. А кто ещё? Плохо помнишь. Есть эвенкийский род Лехановы. Лихановых среди них нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
TImur1985 Опубликовано 27 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2013 Медики и должны о генетике писать. А кто ещё? Плохо помнишь. Есть эвенкийский род Лехановы. Лихановых среди них нет. Пусть пишут о генетике, но выводы они должны делать строго в рамках этнографии. А не так, как этот Платонов. Он пишет: Если длину поколений принято считать за 25-30 лет, то мутация стала накапливаться в генофонде якутов не позднее, чем 915 –1098 лет тому назад откуда делает непонятный вывод: Данная ситуация указывает на генетическую преемственность современных якутов от автохтонных древних популяций населявших территорию Якутии до Х века. Дальше больше: Так, специфическая для якутских мужчин, N3-хромосома образует отдельную ветвь, возникшую 1540 ± 580 лет назад [7]. Иными словами, это обстоятельство позволяет допустить обособления мужчин - якутов на своей современной территории в середине I тысячелетия н.э. Все это только подтверждает приход малой группы мужчин-основателей на территорию Якутии на рубеже тысячелетий, как и говорил уважаемый Ксенофонтов, однако Платонов делает неожиданный вывод, что По всей видимости, предки якутов мужчин были носителями так называемой культуры «малых домов». Свое пропитание они добывали в результате рыболовства, охоты на дичь, собирательства съестных растительных трав, кореньев и пр. Вследствие малого количества пищи их семьи были немногочисленны. Как, откуда, почему он смог сделать такой вывод??? Уму непостижимо. А потом он неожиданно вообще перескакивает на лингвистику и утверждает, что Длительное преобладание «южных» жен якутов привело к трансформации якутского языка на тюркский. Тут вообще без комментариев. Короче, ваш Платонов из тех, кто вбил себе в голову какую-то чушь и всеми путями пытается подтвердить ее фактами. Еще более возмутительно то, что сам-то он никаких исследований не проводил, а всего лишь интерпретирует на свой лад исследования других уважаемых ученых. Так что по генетике саха читайте лучше работы Федоровой С.А., Адамова Дмитрия, французской экспедиции Крубези. Французы с помощью данных генетики даже смоделировали время прихода предков якутов из Южной Сибири и их количество. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 27 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2013 Боюсь происхождение якутского народа никогда не будет обьяснено. Как и происхождение азербайджанского. Боюсь буряты не отдадут свою родину добровольно и тем более своих предков. А ведь предки у карабах армян и азербайджанцев одни и те же. Так что решение политическое. Как и хакасы с кыргызами (по существу одно и то же название!) не могут поделить одно одеяло. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 27 февраля, 2013 Admin Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2013 Боюсь происхождение якутского народа никогда не будет обьяснено. Как и происхождение азербайджанского. Боюсь буряты не отдадут свою родину добровольно и тем более своих предков. А ведь предки у карабах армян и азербайджанцев одни и те же. Так что решение политическое. Как и хакасы с кыргызами (по существу одно и то же название!) не могут поделить одно одеяло. Не думаю, что вопрос о предках - енисейских кыргызах - служит поводом для перетягивания одеяла. Мы понимаем, что ен. кыргызы стали основой для двух этносов - совр. кыргызов и хакасов. Вменяемые бурятские историки (к слову - "невменяемых" я не встречал) признают своими предками многие тюркские племена. Ничего в этом нет плохого. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
offen Опубликовано 4 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2013 Не думаю, что вопрос о предках - енисейских кыргызах - служит поводом для перетягивания одеяла. Мы понимаем, что ен. кыргызы стали основой для двух этносов - совр. кыргызов и хакасов. Вменяемые бурятские историки (к слову - "невменяемых" я не встречал) признают своими предками многие тюркские племена. Ничего в этом нет плохого. Неплохо бы вспомнить Л.Гумилева с его теорией жизни этноса длиною в 1200 лет - с 0 до 600 лет восхождение к пику, далее спад напомню: орда курыкан с его предводителем Куры ханом начала существование с 553 года в окрестностях озера Байкал - прибавляем 600 лет и получаем итог 1153 год, т.е. начало усиления монголоязычных соседей орды курыкан, численностью превосходящих их. Разумеется, курыканы организованно отходят на свои северные провинции, откуда переправляли пушнину по шелковому пути. Таким образом, к 1200 году или до того саха-якуты оказались на Средней Лене и начали осваивать этот край путем мирного и (или) насильственного покорения (кыргыс Yйэтэ - век войн) тунгусских племен (эвенов, эвенков, юкагиров), читайте Сэhэн Боло "Лиэнэ5э нуучча кэлиэн инниннээ5и саха оло5о" - Прошлое якутов до прихода русских на Лену" /по преданиям якутов бывшего Якутского округа/ переиздание 1938 года. Приход русских пришелся после 1600 годов, которые используя политику "разделяй и властвуй" и антогонизм между господствующим кланом Тыгын Дархана (кангаласцы-тюркиды) и усть-алданцами и намцами (монголоиды), сумели последних привлечь на свою сторону и шертоваться. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 4 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2013 Неплохо бы вспомнить Л.Гумилева с его теорией жизни этноса длиною в 1200 лет - с 0 до 600 лет восхождение к пику, далее спад напомню: орда курыкан с его предводителем Куры ханом начала существование с 553 года в окрестностях озера Байкал - прибавляем 600 лет и получаем итог 1153 год, т.е. начало усиления монголоязычных соседей орды курыкан, численностью превосходящих их. Вот что пишет автор "Худуд-ал-Алам": 1. FURI (Quri ?), название племени, которое также принадлежит хырхызам, но проживает к востоку от них и не смешивается с другими частями хырхызов. Они - людоеды (mardum-khwar) и (**лишены жалости/милосердия, английский текст - merciless) безжалостые. Прочие хырхызы не знают их языка (zafan-i ishan digar Kh. nadanand), и они подобны дикарям (va chun wahshiyand). Вот какими дикими, жестокими ребятами были предки бурятов и саха-якутов курыкане. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 5 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2013 Это просто недоразумение отождествлять этих фури и курыкан. Да и в арабо персидском тексте говорится о том есть большой народ Кури притом в стране кыргызов, их народ а не соседний, вспомни самоназвание хакасов самозваных - Хоорай. По пути в этот народ попадаешь в болота где живут дикие люди которые имеют сношения в вертикальном положении... Это явно первые сообщения о народах Сибири тунгусах или кетах. Отождествление курыкан и кори 13 в. это всего навсего гипотеза юаньского историка, тем более отождествление Хори и кори которые в компилят сочинениях уже хори-туматы. Все якутские скотоводческие памятники не древнее 15 века, 12 век это просто, чтобы обьяснить не упоминание якутов в источниках монгольского времени. До этого якутские памятники обнаруживаются в Иркутской области последняя датировка конец 14 века, притом в 13 в из богатых могильников с обилием оружия, ясно что воины племени прибыли с дальних походов в составе монгольских армий. Так что не только предки казахов и узбеков были в армии монголов энхэ! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 5 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2013 Это просто недоразумение отождествлять этих фури и курыкан. Да и в арабо персидском тексте говорится о том есть большой народ Кури притом в стране кыргызов, их народ а не соседний, вспомни самоназвание хакасов самозваных - Хоорай. По пути в этот народ попадаешь в болота где живут дикие люди которые имеют сношения в вертикальном положении... Это явно первые сообщения о народах Сибири тунгусах или кетах. Отождествление курыкан и кори 13 в. это всего навсего гипотеза юаньского историка, тем более отождествление Хори и кори которые в компилят сочинениях уже хори-туматы. Все якутские скотоводческие памятники не древнее 15 века, 12 век это просто, чтобы обьяснить не упоминание якутов в источниках монгольского времени. До этого якутские памятники обнаруживаются в Иркутской области последняя датировка конец 14 века, притом в 13 в из богатых могильников с обилием оружия, ясно что воины племени прибыли с дальних походов в составе монгольских армий. Так что не только предки казахов и узбеков были в армии монголов энхэ! Значит нет охоты породниться с "людоедами и безжалостныи дикарями" - "фури, хори, хурыкан". фури - бури - волк, волчья племя. Может монголы из рода чиносов, или может буряты и саха из хори-курыканов?!?! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 5 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2013 Кури-фури людоеды это ваши предки! Сами же пишете в поздних фольклорных версиях наши предки Буртэ Чино когда нашли Алан гоа из хори-туматов... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
offen Опубликовано 6 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2013 Кури-фури людоеды это ваши предки! Сами же пишете в поздних фольклорных версиях наши предки Буртэ Чино когда нашли Алан гоа из хори-туматов... напечатано в 2005 году в журнале "Илин" №6 типа ответ вашим (бурятским) и нашим (саха) : Авторы проекта понятие «Байкальское перекрестье» определяют как особую историческую зону, где на протяжении многих веков шло оживленное движение разных культурных потоков. В предполагаемом издании найдут отражение основные периоды ранней этнической истории двух этносов в системе межкультурного диалога «Восток-Север». Впервые на страницах коллективной монографии встретятся ученые, специализирующиеся в вопросах этно — и культурогенеза ранних этнических объединений (курыканы, меркиты, хори-туматы). Общеизвестно, что эти общности сыграли заметную роль в этногенезе бурят и саха. Забайкалье является регионом, где найдены хуннские городища и могильники. Ивольгинское городище на территории Бурятии является крупнейшим памятником древности, ее исследованием долгое время занималась археологическая экспедиция, руководимая П.Б.Коноваловым. Теперь его дело продолжает Б.Б.Дашибалов. С 1984 года работает Байкальская археологическая экспедиция, организованная в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, непосредственной задачей которой является изучение средневековых древностей с целью реконструкции этнической истории бурят. Планомерные и многолетние исследования экспедиции под руководством Б.Б.Дашибалова позволили совершенно с иных позиций взглянуть на уже имеющийся материал, были выдвинуты и обоснованы принципиально новые положения в изучении курумчинской культуры [Дашибалов, 1995; 2003]. Важным достижением полевых работ Байкальской экспедиции явилось открытие погребальных памятников курумчинской культуры. В итоге был получен антропологический материал, являющийся важным источником. Весь этот новый источниковедческий фонд позволяет на конкретных данных ставить и решать вопросы этнокультурной истории населения курумчинской культуры. Большинство ученых, изучавших курумчинскую культуру, искали аналогии в прибайкальских и саяно-алтайских древностях. Раньше традиционно сравнивали древнехакасские (кыргызские) погребения по обряду трупосожжения с курумчинскими шатровыми сооружениями, и считалось, что курыканы сжигали умерших. Раскопки же Байкальской экспедиции показали, что шатровые «могилы» — это поминальные памятники курумчинской культуры. Курумчинские грунтовые захоронения без надмогильной конструкции сходствуют с аналогичными погребениями средневекового населения Дальнего Востока, сопоставим во многом и погребальный инвентарь. Так исследованиями Б.Б.Дашибалова были выявлены значительные дальневосточные параллели между курыканами и средневековыми насельниками Приамурья и Приморья. Этот дальневосточный субстрат значительно повлиял на специфику культурного облика курумчинской культуры и определил ее особенности среди хронологически сопоставимых комплексов Саяно-Алтая и Монголии. Выделение дальневосточного или — если рассматривать широко — восточноазиатского субстрата в курумчинской культуре, по словам ученого, позволяет видеть в нем монгольские корни и связывать их с хори-монголами раннего средневековья. Молодой, перспективный исследователь, канд.ист.наук Б. З.Нанзатов предлагает новое прочтение этнонима «уч курыкан» как «три военных гарнизона». В «Древнетюркском словаре» есть слово qoriyan ~ quriqan, совпадающее с этнонимом «курыкан» (quriqan «Древнетюркского словаря») и имеющее значение «стан, военный лагерь». Б.З.Нанзатов отсюда предполагает, что тюркоязычные кочевники — курыканы выступали как завоеватели по отношению к земледельческому и таежному местному населению [Нанзатов, 2003, с. 30]. Якутский ученый, канд. ист. наук В.М.Никифоров является прекрасным знатоком и интерпретатором всех опубликованных переводов китайских источников о племени гулигань. С курыканами ранее связывали Шишкинские надписи на Верхней Лене, но новые материалы В.С.Николаева позволяют с новых позиций взглянуть на эти петроглифы. Красочное описание величественных курумчинских святилищ, сделанное канд.ист.наук А.В.Тиваненко, безусловно привлечет внимание всех интересующихся древней историей Байкальского региона. В свою очередь, народ бома («пеголошадники», по-тюркски — алаты), проживавший около Северного моря «Бэйхэя» — Байкала, можно связать с народом, оставившим курумчинскую культуру. Весьма показателен земледельческий и ремесленный характер курумчинской культуры; такие же сведения (как о полуоседлом народе земледельцев и ремесленников) имеются о народе бома-алатов в китайских источниках. Иркутский археолог, докт.ист.наук А.В.Харинский указывает на неправомерность объединения Б.Б.Дашибаловым в рамках единой культуры групп захоронений с труположением на спине и на боку с подогнутыми ногами. Как он утверждает, с VIII в. в Предбайкалье формируются две культурно-исторические области — Ангаро-Ленская и Байкальская, существенно отличавшиеся друг от друга. По этим новым данным, ни о какой единой курумчинской, тем более курыканской культуре не должна идти речь [Харинский, 2001]. А.В.Харинский считает, что в лесостепной зоне Южного Приангарья проживало упомянутое Рашид-ад-дином монгольское племя усуту-мангун (беглые татары или алакчины. — У.В.). Им курыканы и фури выведены за пределы Прибайкалья в Тункинскую долину и в Южное Присаянье, где проживали вместе с потомками дубо-туматами и упоминаются в «Сокровенном сказании монголов» под этнонимом хори-туматы. Кыпчакский компонент в составе саха принято связывать с населением, принесшим погребения с конем на Среднюю Лену. Поэтому надо выделить, что в Прибайкалье, в могильниках Усть-Талькин, Сэгенут и других, обнаружены погребения с конем, причем кони захоронены в отдельной яме и расположены головой на запад, как у саха. Эти могильники Б.Б.Дашибалов связывает с кыпчакской традицией, указывая, что в Забайкалье, на Ононе, обнаружены могильники, которые можно рассматривать именно как кыпчакские. При этом он отмечает, что погребения с конем также получили распространение и в западнобурятской среде, где тоже имеется кыпчакский компонент [Дашибалов, 2003 ]. Один из авторов коллективной монографии В.С.Николаев на территории Прибайкалья (Иркутской области) выделил отдельную усть-талькинскую археологическую культуру XII—XIV вв. На основе радиоуглеродного датирования он выделил два последовательных этапа ее развития: 1-й этап — Догланский (XII — начало XIII в). К нему относятся Усть-Талькинский и Догланский некрополи и Сэгенутский могильник. 2-й этап — Усть-Удинский (XIII—XIV вв.). К нему В.С.Николаев относит три больших некрополя — Шебуты, Усть-Уда, Озерок. Народом, создавшим усть-талькинскую культуру, В.С.Николаев считает тюркоязычные племена туматов, мигрировавших в конце XI в. в Предбайкалье с предгорий Саяно-Алтая. Он не исключает, что перед переселением в Предбайкалье туматы входили в кимако-кыпчакский союз. При этом он опирается на сведения письменных источников (ССМ и Рашид-ад-дин), располагавших туматов между кыргызами и баргутами в северных пределах Баргуджин-Тукума. Усть-Талькинская культура просуществовала в Прибайкалье до конца XIV — начала XVI вв., когда проникли новые племена с юга и вытеснили усть-талькинцев (туматов) на территорию Верхней и Средней Лены. Отсюда он считает, что часть туматов и хори мигрировала на Среднюю Лену под давлением протобурятских племен из Северной Монголии и положила начало этносу саха [Николаев, 2003]. По его словам, ни одного предмета, который хоть как-то можно было бы связать с раннебурятскими погребениями, в данной культуре нет. В этом и состоит сущность дискуссии между бурятскими и иркутскими археологами. Кстати, впервые именно у усть-талькинцев обнаруживаются пальмы-батыйа, потом получившие широкое распространение по Северо-Востоку Сибири. Старинные фольклорные источники, сохранившиеся в материалах досоветской историографии, утверждают, что в этногенезе саха исключительную роль сыграло племя батулинцев. Потомками батулинцев в составе саха можно считать намцев, таттинцев, часть бывшего Батурусского улуса. По данным Г.Ф.Миллера, информаторы XVIII в. давали сведения о том, что многие роды саха являются потомками батулинцев или хоринцев (Элерт, с. 112-119). Не меньшую роль батулинцы сыграли в становлении бурятского этноса. Так, в первой трети XVII века в Приольхонье и на Верхней Лене в русских документах отмечаются «коринцы и батулинцы». Загадочных батулинцев Б.О.Долгих и С.А.Токарев считали субэтнической группой хори, а М.Н.Богданов, Н.П.Егунов видели в них булагатскую группу родов с общим предком Батлаем, молодой исследователь Д.В.Цыбикдоржиев считает возрастной группой молодых воинов-хоринцев [Цыбикдоржиев, 1993,с.221-222]. Канд. ист. наук Р.Н.Дугаров — известный специалист по тибетским храмовым рукописям (в том числе о племенах хор и сог в тибетской традиции!) — является автором научно-популярных книг о происхождении хоринского племени, где большое внимание придает якутским хоринцам и батулинцам [Дугаров Р.Н., 1999]. Докт. ист. наук Д.С.Дугаров в своих исследованиях огромное внимание уделяет роли тюркского и индо-иранского субстрата в этногенезе бурятского этноса. Так он этнонимы «тумаут» и «бурийаат» объясняет, исходя из слов: тума+айыы, бури+айыы. По мнению Д.С.Дугарова, белоголовый орел, живущий на Ольхоне, является (как патрон белых шаманов) полномочным представителем древнего бога Айа [Дугаров Д.С, 1991, с. 205]. Н.В.Именохоев средневековые погребальные комплексы Западного Забайкалья объединяет в единую раннемонгольскую археологическую культуру и распространяет его на территорию Прибайкалья. Поэтому знаменитые могильники «погребений с конями» Усть-Талькин и Сэгенутский он включил в саянтуйский этап (XII-XIV вв.) выделенной им культуры (обычно связываемой с меркитами. — У.В.). В районе Джиды (река на границе с Монголией), где обитали монгольское племя байаутов и частично меркиты, им был найден глиняный горшок, удивительно напоминающий по орнаменту и виду якутский чорон. Фольклорные источники и досоветская историография связывали появление предков саха на севере с бегством от Чингисхана. Культ орла среди саха связывает их с племенем меркит (обитавшим в регионе Байкала в Х — XII в), название которого происходит от названия орла-беркута, являвшегося тотемом племени. Меркиты обитали на территории современной Центральной и Южной Бурятии, монголоязычные племена Прибайкалья и Забайкалья (часть байаутов, баргутов) испытывали на себе их огромное влияние и вместе с ними боролись против войск Чингисхана. Известный археолог РБ А.В.Тиваненко, прозванный Гомером Байкала, первым поставил вопрос о существовании Меркитского государства, разгромленного в итоге объединения монгольских племен, восставших против меркитского ига [Тиваненко, 1992]. Следовательно, домонгольский период в истории Бурятии с Х по XII в. можно назвать меркитским, что полностью совпадает с картиной вытеснения монгольскими племенами тюркоязычных предков саха. Племя булагатов, имевшее прародителя Буха-нойона, считается основным ядром бурятского этноса — первоначального носителя этнонима бурят. Сам этноним «бурят» связан с именем предка всех монголов Буртэ-Чино. В свою очередь, данный эпоним восходит к почитанию волка, тотема древних тюрков и уйгуров. Поэтому представляется любопытным, что молодой бурятский исследователь, канд.ист.наук Е.В.Павлов связывает генезис булагатов с омонголиванием «периферийных» уйгуров. Следовательно, проблему формирования предков саха в Байкальском регионе надо изучать в тесном контакте с вопросами происхождения бурятского этноса и средневековых монголов. Знаменитый бурятский археолог, докт.ист.наук П.Б.Коновалов обращает внимание на то, что именно в Кудинской долине расположен бурятский улус Бортураг, свидетельствующий о возможном обитании племени Бортэ-Чино в Прибайкалье. При этом часть бортэ-чиносцев осталась на Верхней Лене, о чем говорят, названия родов шоно (чино) и бура (боро, борто, борджигин), составляющих основу эхиритского племени [Коновалов, 1999, с. 125—126]. На основе устных преданий, собранных среди бурят, Б.Р.Зориктуев пришел к выводу об обитании племени Бортэ-Чино в пределах Предбайкалья. Эта гипотеза интересна, прежде всего, по причине присутствия в составе саха ранее крупного племени Боро-Ботун. Один из ведущих монголистов мира, докт.ист.наук Б.Р.Зориктуев прислал две статьи, одна из них посвящена этногенезу средневековых монголов, другая — происхождению этнонима «бурят». В этих обстоятельных статьях очень широко и фундаментально рассматривается проблема прародины средневековых монголов и разбираются различные этимологии этнонима «бурят». В свете изучения происхождения саха и бурят, крайне дискуссионной представляется проблема локализации и идентификации «лесных племен» Баргуджин-Тукума XIII в. в восточных и монголо-китайских источниках. Этому посвящена статья докт.ист.наук Д.Д.Нимаева, считающегося в данное время основным исследователем по этногенезу бурятского этноса. Он является сторонником традиционной точки зрения, согласно которой эти племена: хори-туматы, баргуты, булагачины и кэремучины — все были монголоязычными и являются предками бурятского народа. Важнейшим общеплеменным культом племени эхиритов является культ Черных всадников Хара моритон. Как повествуют бурятская легенда, возвращаясь из удачного набега на халха-монгольские княжества, отряд черных всадников был перебит погоней на стоянке в Урянхайской степи. Два вождя дружины — силач Ажарай-Бухэ и тунгусский витязь Харамсай-мэргэн, бросившись в Лену, плывут вниз по реке, укрываясь за комлем огромного дерева [Цыбикдоржиев, 2003, с. 41]. В якутской мифологии тоже прослеживается почитание черных всадников — хара сылгылаахтар. Эллэй, подобно Ажараю, считается приплывшим, оседлав плывущее по реке дерево. Адьарай Бого хоть и является злым божеством, в древности в его честь саха проводили ысыахи. Старейший бурятский этнограф Т.М.Михайлов является крупным знатоком текстов из шаманского культа Ажарая-Бухэ и родословной эхирит-булагатов. Именно ему принадлежит обнаружение в записях «о черных всадниках» упоминания о яхад — «трех якутах», и на этой основе он выдвинул версию о том, что Ажарай воевал против якутов и погиб от стрел якутских воинов [Михайлов, 1980]. Докт. ист. наук Е.Н.Романова (ИГИ АН PC (Я)) и докт.ист.наук Т.Д.Скрынникова (ИМБиТ СО РАН) провели совместное компаративисткое исследование мифологических воззрений бурят и саха. При изучении этногенеза саха в последнее время весьма активно стали использоваться генетические исследования. В отличие от мт ДНК — Y- хромосома наследуется строго по отцовской линии. Известны случаи, когда мужские линии всей популяции происходят от очень небольшого числа основателей, возможно, не являвшихся носителями языка, на котором говорят представители данной популяции. Самый известный пример — это Якутия с огромным % Y TatC (до 95%) и остальным генофондом, радикально не отличающимся от генофонда соседних народов. Мутацию Tat-C впервые обнаружила Tatjana Zerjal почти десять лет назад и описала как «восточно-азиатскую» на основании крайне высоких частот признака у некоторых монголоидов Сибири, прежде всего у якутов. Потом выяснилось, что степень разнообразия в кластере Tat-C в Сибири крайне мала и большинство линий обнаруживается как раз в Восточной Европе, а именно, в Балтии и Поволжье. Поэтому Виллемс утверждает, что первоначальной прародиной данного гаплотипа была Восточная Европа, а никак не Сибирь. Следует отметить, что из происхождения гаплогруппы Tat-С нельзя автоматически делать выводы об ее «европеоидности» или «монголоидности». Первая и главная проблема в том, что вся ветвь Tat-C —очень недавняя гаплогруппа, ей никак не больше 4—5 тыс. лет. Таким образом, у якутов преобладает линия Tat-C, пик разнообразия форм которой приходится на Балтию и Поволжье. Пока неизвестен расовый тип этих первых якутов, но это и не обязательно знать, ведь в большинстве своем женщины были местными, похоже, их черты и унаследовали якуты. Раньше антропологи неоднократно писали о «европеоидных» чертах у популяций Сибири, но до того, пока не вмешалась молекулярная биология, «железных» доказательств не было. Получается, что в Восточной Европе обитали некие европеоиды, значительная часть мужчин которых была носителями Tat-C. Известный финский лингвист Виик считает, что в Восточной Европе, начиная с позднего палеолита, проживали финно-угры (в то время как традиционная теория помещает прародину финно-угров где-то на Урале или в Поволжье, предполагая, что миграция носителей на запад относится к более поздней эпохе). Но даже если оставить лингвистические проблемы в стороне, все равно непонятно, кто мог бы принести Tat-C в Сибирь. Американский генетик Keyser-Tracqui провел исследование классического захоронения хунну Эгийн Гол в Монголии, незадолго до их экспансии. Автору удалось выделить ДНК из 62 образцов. Во второй работе авторы решили типировать Y локус Tat и добавили к своему материалу еще 7 останков из Якутии. Все 7 якутов, а также 2 хунну были с Tat-C и, таким образом, присутствие Tat-C в древних тюркских группах доказано [С. Keyser-Tracqui, 2003]. Поэтому на основании присутствия Tat-C не стоит утверждать, что саха по генетическим данным финно-угры и не имеют отношения к тюркам. Примечания 1. Дашибалов, 1995 — Дашибалов Б.Б. Археологические памятники курыкан и хори. — Улан-Удэ, 1995. 2. Дашибалов, 2003 — Дашибалов Б.Б. Истоки: от древних хори-монголов к бурятам. Очерки. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. — 124 с. 3. Дугаров, 2004 — Дугаров Р.Н. Гнедой мой — Гнедой Хоридоя. Цивилизация хор, хоро, хури. — Улан-Баатор, 2004. 4. Дугаров, 1991 — Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. — М.: Наука, 1991. — 302 с. 5. Тиваненко, 1992 — Тиваненко А.В. Гибель племени меркитов. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1992. — 70 с. 6. Коновалов, 1999 — Коновалов П.Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье). — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.—214 с. 7. Цыбикдоржиев, 2003 — Цыбикдоржиев Д.В. Происхождение древнемонгольских воинских культов (по фольклорно-этнографическим материалам бурят). — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. — 292 с. 8. Нанзатов, 2003 — Нанзатов Б.3. К этногенезу бурят по материалам этнонимии // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. Вып. 2. Иркутск, 2003. 9. Николаев, 2004 — Николаев В. С. Погребальные комплексы кочевников юга Средней Сибири в XII-XIV веках. Усть-Талькинская культура. — Владивосток-Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2004. — 306 с. 10. Михайлов, 1980 — Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма. — Новосибирск: Наука, 1980. — 320 с. 11. Элерт, 2004. — Элерт А.Х. Новые материалы о пантеоне якутских божеств и духов в первой половине XVIII века (статья первая) — С. 107—124. 12. Харинский, 2001 — Харинский А.В. Предбайкалье в конце I тыс. до н.э. — середине II тыс. н.э.: генезис культур и их периодизация. — Иркутск, 2001. — 200с. 13. Nuclear and Mitochondrial DNA Analysis of a 2,000-Year-Old Necropolis in the Egyin Gol Valley of Mongolia C. Keyser-Tracqui et al. Am. J. Hum. Genet. 73:247-260, 2003. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 6 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2013 Похоже у вас устаревшая информация, на счет гаплогруппы N http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0_N_(Y-%D0%94%D0%9D%D0%9A)Гаплогруппа N является потомком гаплогруппы NO, примерно 45—35 тыс.л.н. широко распространённой в восточной Азии. Хотя современное распространение группы N максимально в северной Азии, нахождение древнейших её субклад N* в горах южного Китая (провинция Юньнань) может говорить о появлении мутации M231 именно в том регионе. Однако подавляющее большинство современных представителей этой группы относятся к ветви N1, наиболее вероятное место появления которой — регион Алтая, Прибайкалья, южной Сибири, Монголии или северного Китая, а время — между 20 000 и 15 000 лет назад. Считается, что она была принесена через Евразию большой миграцией лесных сибирских народов на запад, последняя фаза которой — расселение по Уралу и далее с него по Поволжью и северо-восточной Европе (Русский Север, Финляндия, Прибалтика) — ассоциируется с распространением в этом регионе уральских языков. NО из нее выходит О и N, тоесть сино-тибецы и финоугры-тюрки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 6 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2013 Черт с ними с этими якутами, у них самое слабое происхождение. Вот происхождение бурятов или тувинцев вот это да! Буряты самый великий Сибирский народ, распространенный в Читинской и Иркутской губернии. К тому же к брацким относили и дауров. Дауры оказ-ся уплыли окончательно в Маньчжурию в 19 веке после завоевания Амура русской армией и партизанами. Так что дауры, хори-батулинцы, хонгодоры, табунуты которые в 17 в не были бурятами стали добровольно бурятами. Это уже становление северной ветви монгольского этноса, происходившее на наших глазах в 18-19 вв. А до этого кто лидировал в Бурятии в 16-14 вв? Судя по всему сэгенуты на Верхней Лене доминировали, до этого или смежно с ними некие саха. А Тувинцы? Тофолары, сойоты, алтайские урянхайцы, тоджинцы, тубалары, сойоны, Тубинский улус, цаатаны, кок мончаки, туматы все это ветви одного и того же народа тува кижи. Они тоже довольно поздно сформировались из оленных групп южных самодийцев, к тому же отуреченных. Они помнят о господстве племени урянхай и их страна называлась страной Уранхайский край в память об этом народе, хотя сами себя урянхай не называют. То же самое хакасы - сагайцы, качинцы, бельтиры кыштымы енисейских кыргызов. По их легендам кыргызы жили на горе Сахсары и у них был Иренак сын его Чапа Шап они воевали со всеми своими соседями на равных. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться