Перейти к содержанию
Гость Хангылбай

Саха, Якуты

Рекомендуемые сообщения

вот именно эти и подобные слова с лексемой кыр- я и имел в виду. Наличие массы таких слов в разных языках как раз и ставит под сомнение связь между значением якутского слова и конкретным этнонимом конкретного народа.

Однако версия о том, что наоборот этот этноним мог быть связан с той лексемой, тут приобретает интерес, хотя мне, как человеку не велико разбирающемуся в тюрк. языках, судить сложно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме таких параллелей, как сходство родо-племенных названий саха и казацких суюндук-аргынов, кангалас и канглы, мне кажется, существующая у саха древняя историческая поэма ХОРЫЛАН аналогична аргынской легенде про красавицу КОРЛАН, бытовавшей у аргынов Павлодарского края ещё в конце 19 - начале 20 века и которая по всей вероятности легла в основу песни Кусни-Корлан, названной по именам родных сестёр, проживавших в Маралдинской волости (кыпшак), подлинным автором которой в большей вероятности является Кабыш Бердалин - наставник и учитель Естая Беркимбаева, что подтверждается рядом доказательств. Кстати эту песню поёт Батырхан Шукенов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

существующая у саха древняя историческая поэма ХОРЫЛАН аналогична аргынской легенде про красавицу КОРЛАН, бытовавшей у аргынов Павлодарского края ещё в конце 19 - начале 20 века и которая по всей вероятности легла в основу песни Кусни-Корлан, названной по именам родных сестёр, проживавших в Маралдинской волости (кыпшак),

Очень интересно, можно подробности? И о якутской Хорылан, и об аргынской Корлан?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме таких параллелей, как сходство родо-племенных названий саха и казацких суюндук-аргынов, кангалас и канглы, мне кажется, существующая у саха древняя историческая поэма ХОРЫЛАН аналогична аргынской легенде про красавицу КОРЛАН, бытовавшей у аргынов Павлодарского края ещё в конце 19 - начале 20 века и которая по всей вероятности легла в основу песни Кусни-Корлан, названной по именам родных сестёр, проживавших в Маралдинской волости (кыпшак), подлинным автором которой в большей вероятности является Кабыш Бердалин - наставник и учитель Естая Беркимбаева, что подтверждается рядом доказательств. Кстати эту песню поёт Батырхан Шукенов.

Вряд ли "Хорылан" и "Қорлан" имеют связь. Песня "Қорлан" написнана известным народным певцом Естаем в честь своей возлюбленной. Поэтому в современной песне "Маралдым" есть строчка "...Естайға әлемде жоқ ән салдырған..." Естай умер сравнительно недавно. Вполне в советское время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вряд ли "Хорылан" и "Қорлан" имеют связь. Песня "Қорлан" написнана известным народным певцом Естаем в честь своей возлюбленной. Поэтому в современной песне "Маралдым" есть строчка "...Естайға әлемде жоқ ән салдырған..." Естай умер сравнительно недавно. Вполне в советское время.

Про авторство песни Кусни-Корлан смотрите, Шаке, в теме Сатыбалды Казангапулы раздела ЖЗЛ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В настоящее время все большее число исследователей склоняются к мысли,что в этногенезе саха основную роль играли автохтонные этнические группы. Эти вопросы подробно обсуждаются в книге "Загадки саха, сюнну и американских индейцев". Притом с гипотезой автора склонен согласиться доктор ист. наук, профессор. академик Алексеев А.Н. Автор книги предложил смелую гипотезу о том, что предками саха были представители Ымыяхтахской археологической культуры. Он предпологает, что представители этой культуры переселились на юг в Манчжурию и принимали участие в формировании сюнну (хуннов). Кроме того в 11 веке в Якутии приехал отпрыск киданьской династии Элюев ЭЛЛЭЙ и дал начало якутского А%А УУса. Поэтому предки саха стоят у самых истоков формирования тюрков в монгольских степях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

существует казахский "любовно-трагический" эпос "Козы-Корпеш и Баян сулу".... слышал такую версию, что Козы-Корпеш якут (саха)... есть ли об этом мнения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

существует казахский "любовно-трагический" эпос "Козы-Корпеш и Баян сулу".... слышал такую версию, что Козы-Корпеш якут (саха)... есть ли об этом мнения?

Наверное это связано с тем, что этот эпос есть и у якутов. Об этом еще Танышпаев сообщал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С чьих слов писал Тынышпаев об этом? С слов неграмотного пастуха, сосланного в ссылку?

Нет конечно такого эпоса. Админ удали эту тему, как не имеющую никакой ценности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В настоящее время все большее число исследователей склоняются к мысли,что в этногенезе саха основную роль играли автохтонные этнические группы. Эти вопросы подробно обсуждаются в книге "Загадки саха, сюнну и американских индейцев". Притом с гипотезой автора склонен согласиться доктор ист. наук, профессор. академик Алексеев А.Н. Автор книги предложил смелую гипотезу о том, что предками саха были представители Ымыяхтахской археологической культуры. Он предпологает, что представители этой культуры переселились на юг в Манчжурию и принимали участие в формировании сюнну (хуннов). Кроме того в 11 веке в Якутии приехал отпрыск киданьской династии Элюев ЭЛЛЭЙ и дал начало якутского А%А УУса. Поэтому предки саха стоят у самых истоков формирования тюрков в монгольских степях.

Однако, преувеличиваете вы. Вопрос стоит только в соотношении пришлых и автохтонных элементов. Автор указанной книги - не историк, а медик, к этнографии имеет весьма опосредствованное отношение. Уважаемый А.Н. Алексеев в каком месте "склонен согласиться"? У него однозначная оценка, решающую роль в этногенезе саха сыграли тюркоязычные племена (кулун-атахская культура).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В настоящее время все большее число исследователей склоняются к мысли,что в этногенезе саха основную роль играли автохтонные этнические группы. Эти вопросы подробно обсуждаются в книге "Загадки саха, сюнну и американских индейцев". Притом с гипотезой автора склонен согласиться доктор ист. наук, профессор. академик Алексеев А.Н. Автор книги предложил смелую гипотезу о том, что предками саха были представители Ымыяхтахской археологической культуры. Он предпологает, что представители этой культуры переселились на юг в Манчжурию и принимали участие в формировании сюнну (хуннов). Кроме того в 11 веке в Якутии приехал отпрыск киданьской династии Элюев ЭЛЛЭЙ и дал начало якутского А%А УУса. Поэтому предки саха стоят у самых истоков формирования тюрков в монгольских степях.

Устное предупреждение за нарушение пункта 8 правил форума.

Тема объединена с Саха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако, преувеличиваете вы. Вопрос стоит только в соотношении пришлых и автохтонных элементов. Автор указанной книги - не историк, а медик, к этнографии имеет весьма опосредствованное отношение. Уважаемый А.Н. Алексеев в каком месте "склонен согласиться"? У него однозначная оценка, решающую роль в этногенезе саха сыграли тюркоязычные племена (кулун-атахская культура).

Откуда Вы узнали проживая в Исландии, что действительный член Российской Академии естествознания и действительный член Нью-Йоркской академии, лауреат государственной премии Якутии им. П.А.Петрова профессор Тихонов Д.Г. не имеет никакого отношения к изучению этногенеза саха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С чьих слов писал Тынышпаев об этом? С слов неграмотного пастуха, сосланного в ссылку?

Нет конечно такого эпоса. Админ удали эту тему, как не имеющую никакой ценности.

Как это нет? 5 лет назад якут по имени Timirhan на этом форуме писал, что такой эпос у якутов есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как это нет? 5 лет назад якут по имени Timirhan на этом форуме писал, что такой эпос у якутов есть.

Ну не факт, что есть этот эпос, возможно какой-нибудь аналог, появившийся в результате конвергенции.

Все таки саха отделились от других тюрков довольно давно, да и в Тынышпаева, который со слов какого-то заключенного записывал, что у якутов есть что-то похожее не вызывает доверия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну не факт, что есть этот эпос, возможно какой-нибудь аналог, появившийся в результате конвергенции.

Все таки саха отделились от других тюрков довольно давно, да и в Тынышпаева, который со слов какого-то заключенного записывал, что у якутов есть что-то похожее не вызывает доверия.

Ну вот смотрите сами.

Интересное замечание :D

В "Истории казахского народа" Тынышпаева есть упоминание о некоем казахе, который будучи в Якутии слышал якутскую версию поэмы "Козы-Корпеш - Баян-сулу". Существует ли такой эпос на самом деле и где его можно прочесть.

Если существует, то очень интересно когда он появился и как попал в Якутию, ведь надгробный памятник влюблённым сохранился до настоящего времени и находится в Аягузе.

Да андагай Хакназар, есть у якутов Хоhу Харбыс, Быйан Суолу. Очччень длинное народное произведение, в укороченном виде выложу как нить здесь! Да и якуты помнят казаха Дьаhалыка или Джаксалык. В общем незнаю как его звали. Старик один знакомый говорил что он киргиз кайсак Джаксалык. Говорят где век прошел с того момента!

Старик этот, родной брат моего деда. А он слышал от легенду от бабушки. Об Джаксалыке он слышал от нее же.

Якутскую версию выложу попозже.

Ссылкы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откуда Вы узнали проживая в Исландии, что действительный член Российской Академии естествознания и действительный член Нью-Йоркской академии, лауреат государственной премии Якутии им. П.А.Петрова профессор Тихонов Д.Г. не имеет никакого отношения к изучению этногенеза саха.

Я не проживаю в Исландии, при регистрации ненароком, скажем так, указал эту страну :-). Исправлюсь, во избежание дальнейших недоразумений и обличений.

Я написал, что Тихонов имеет опосредствованное отношение, разницу чувствуете? Но в любом случае его книга несет мало научной ценности, просто "размышления автора на тему ...". Так про какое "все большее число исследователей" вы говорили?

Изменено пользователем Timur
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не проживаю в Исландии, при регистрации ненароком, скажем так, указал эту страну :-). Исправлюсь, во избежание дальнейших недоразумений и обличений.

Я написал, что Тихонов имеет опосредствованное отношение, разницу чувствуете? Но в любом случае его книга несет мало научной ценности, просто "размышления автора на тему ...". Так про какое "все большее число исследователей" вы говорили?

Уважаемый новичок!

Вы сначала читайте отзывы о книге в средствах массовой информации Якутии. Кроме того посмотрите интернет дискуссии

на историческом форуме YKT.RU. Между прочим в интернет форуме Якутии я прочитал, что книга дошла до Канады, и Турции. Готовиться издание на испанском языке. Ни один читатель из тюркских республик не заинтересовался книгой.

Разве Вы читали книгу? Если Вы читали книгу, то должны обнаружить довольно обширную библиографию. Притом обсуждаются самые современные публикации по генетике якутов опубликованные такими крупнейшими центрами науки как труды Стэнфордского университета, Университета Макса Планка, Институтов АМН РФ и т.д.

На чем основывает свои доводы профессор Тихонов:

1) На классических трудах профессора по истории МГУ Токарева;

2) На трудах д.и.н., профессора, академика ректора ЯГУ Алексеева А.Н.

3) На выводах профессора по археологии известного археолога Федосеевой С.А.

4) На заключении ученого антрополога Томтосовой об исследовании черепов Ымыяхтахсев с Диринг Юрэхского могильника

5) На данных генетических исследований по всему миру проведенных в последнее время касающихся генетики якутов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) На классических трудах профессора по истории МГУ Токарева; И сколько лет работал в Якутии С.А.Токарев

этнограф из института имени Михлухо-Маклая, АН СССР, чтобы

раобраться в сложных вопросах этногенеза саха?

Только в годы войны. И то он просто обмолвился, что раз до

сих пор не нашли точно южных предков саха, то надо поискать

среди автохтонов корни. И он находил среди тунгусов схожие

названия родов. Т.е. он указывал, что саха имеют много общего с тунгусами.

2) На трудах д.и.н., профессора, академика ректора ЯГУ Алексеева А.Н. Параллели с индейцами им приводимые приводят к итогу о палеоазиатском ведущем компоненте в этногенезе саха. Но при чем тут тюрки?

Он просто пытается найти что-то свое в этом вопросе. Но он

специалист по неолиту и раннему железному веку в Олекме.

3) На выводах профессора по археологии известного археолога Федосеевой С.А. Федосеева всю жизнь обосновывала тунгусскую концепцию происхождения неолита.

4) На заключении ученого антрополога Томтосовой об исследовании черепов Ымыяхтахсев с Диринг Юрэхского могильника Томтосова просто на черепе найденном Мочановым

рядом с прародиной человека нашел центральноаиатские черты.

5) На данных генетических исследований по всему миру проведенных в последнее время касающихся генетики якутов.

Просто американцы сравнили гены африканцев и сибиряков (якутов) с индейцами. Естественно сибиряки (азиаты)оказались

ближе к индейцам, чем негры. Тихонов почему не приводит

исследования С.А.Федоровой, Бригитты Пакендорф, Харькова

и Тарской, Пузырева.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) На классических трудах профессора по истории МГУ Токарева; И сколько лет работал в Якутии С.А.Токарев

этнограф из института имени Михлухо-Маклая, АН СССР, чтобы

раобраться в сложных вопросах этногенеза саха?

Только в годы войны. И то он просто обмолвился, что раз до

сих пор не нашли точно южных предков саха, то надо поискать

среди автохтонов корни. И он находил среди тунгусов схожие

названия родов. Т.е. он указывал, что саха имеют много общего с тунгусами.

2) На трудах д.и.н., профессора, академика ректора ЯГУ Алексеева А.Н. Параллели с индейцами им приводимые приводят к итогу о палеоазиатском ведущем компоненте в этногенезе саха. Но при чем тут тюрки?

Он просто пытается найти что-то свое в этом вопросе. Но он

специалист по неолиту и раннему железному веку в Олекме.

3) На выводах профессора по археологии известного археолога Федосеевой С.А. Федосеева всю жизнь обосновывала тунгусскую концепцию происхождения неолита.

4) На заключении ученого антрополога Томтосовой об исследовании черепов Ымыяхтахсев с Диринг Юрэхского могильника Томтосова просто на черепе найденном Мочановым

рядом с прародиной человека нашел центральноаиатские черты.

5) На данных генетических исследований по всему миру проведенных в последнее время касающихся генетики якутов.

Просто американцы сравнили гены африканцев и сибиряков (якутов) с индейцами. Естественно сибиряки (азиаты)оказались

ближе к индейцам, чем негры. Тихонов почему не приводит

исследования С.А.Федоровой, Бригитты Пакендорф, Харькова

и Тарской, Пузырева.

Уважаемый Урянхаец!

Труд Тихонова Д.Г. вышел раньше монографии Федоровой С.А., но в работе имеются ссылки на ее статьи. между прочим она обнаружила, что Кердюгэнском захоронении с возрастом 2000 лет до н.э. наиболее близко к генетике якутов и тюрков. выходит, тюрки произошли от якутов. В работе имеются ссылки на выше перечисленные работы по генетике и критический анализ этих работ. О работе генетиков Станфордского университета более подробно освящены в работе. Сначала надо читать эти работы. В отличие от работ по этногенезу якутов в которых авторы обосновывают свои выводы лишь на основе легенд работа Тихонова стоит на порядок выше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Редкостный бред. Как это тюрки могут произойти от якутов, если те тюрки? Ты хоть понимаешь о чем говоришь?

Очередная попытка считать себя исключительным, первым племенем на Земле, от которого произошли все

остальные народы. Чеченцы тоже утверждают об этом, финны тоже, корейцы, японцы, китайцы...

Согласен, если считать предками САХа йокогиров...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Урянхаец!

она обнаружила, что Кердюгэнском захоронении с возрастом 2000 лет до н.э. наиболее близко к генетике якутов и тюрков. выходит, тюрки произошли от якутов.

Какие у вас гениальные умозаключения, однако. А с вопросом даже не знакомы видимо. Вы хоть читали монографию Федоровой? Или только через Тихонова знаете про нее?

В Кёрдюгенском захоронении, относимом исследователями к ымыяхтахской культуре, найдена гаплогруппа А4, которая на сегодняшний день выявлена только в популяции казахов. Отличающийся на 1 мутацию гаплотип обнаружен у некоторых представителей якутов, эвенков, манси, орочонов. Как на основе этого можно делать вывод, что тюрки произошли от якутов? Не понимаю...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие у вас гениальные умозаключения, однако. А с вопросом даже не знакомы видимо. Вы хоть читали монографию Федоровой? Или только через Тихонова знаете про нее?

В Кёрдюгенском захоронении, относимом исследователями к ымыяхтахской культуре, найдена гаплогруппа А4, которая на сегодняшний день выявлена только в популяции казахов. Отличающийся на 1 мутацию гаплотип обнаружен у некоторых представителей якутов, эвенков, манси, орочонов. Как на основе этого можно делать вывод, что тюрки произошли от якутов? Не понимаю...

Прекрасно исландец! А где находиться Кердюген Вы знаете? В Чурапчинском улусе Якутии. Тогда сформулируем свою мысль по другому: родиной казахов была Чурапча, потому что 2000 лет до н.э. они были там.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Редкостный бред. Как это тюрки могут произойти от якутов, если те тюрки? Ты хоть понимаешь о чем говоришь?

Очередная попытка считать себя исключительным, первым племенем на Земле, от которого произошли все

остальные народы. Чеченцы тоже утверждают об этом, финны тоже, корейцы, японцы, китайцы...

Согласен, если считать предками САХа йокогиров...

Думайте!!! Как могли тюрки 2000 лет до н.э. находиться в Чурапче. Ведь Вы считаете, что тюрки появились на территории Якутии в середине последнего тысячелетия. Любой школьник заподозрить в этих фактах что-то неладное. "Редкостный бред" -даже смешно стало, а я думал, что спорю с интеллектуалом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.rusarchives.ru/publication/minakov.shtml

История Якутии в отчетах якутских губернаторов

Опубликовано в журнале

"Отечественные архивы" № 1 (2008 г.)

История Якутии в отчетах якутских губернаторов / Сост.: А.А. Калашников, А.А. Павлов. Якутск: Бичик, 2007. - 152 с. - 1000 экз.

Ежегодные всеподданнейшие отчеты губернаторов являются одним из наиболее востребованных исследователями источников, содержащих огромный пласт фактической и аналитической информации. Наиболее полной их коллекцией располагает Российский государственный исторический архив (РГИА), остальные архивохранилища содержат лишь копии за отдельные годы. В отечественной археографической практике губернаторские отчеты явно обойдены вниманием: попытки их издания сводились к публикации фрагментов из отчетов отдельных губернаторов, обычно по одной теме[1]. Расширение доступа к этому интересному и ценному историческому источнику представляется весьма актуальным, а выбор для публикации отчетов якутских губернаторов тоже вполне обоснован.

Якутия, получившая возможность социально-экономического и культурного развития после вхождения в состав России в XVII в., была важной территориальной составляющей империи. Прежде всего, самодержавие использовало этот далекий край как место ссылки, затем постепенно начали осваиваться ее несметные природные богатства. С XIX в. внимание правительства к Якутии усиливается, и годовые отчеты губернаторов становятся не только важным информационным каналом, но и одним из инструментов контроля за деятельностью местной администрации.

Рецензируемое издание в целом отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям исторических источников. Оно снабжено современным научно-справочным аппаратом (предисловие, приложения, примечания, оглавление). Предисловие содержит краткие сведения о структуре якутской областной администрации после 1851 г. (когда в ней появилась должность губернатора), составе губернаторского корпуса Якутии. Здесь дана общая характеристика публикуемых отчетов о состоянии Якутской области за 1855, 1887, 1891, 1902 и 1911 гг. Последнему, подготовленному губернатором И.И. Крафтом всеподданнейшему отчету, подкрепленному пространным пересказом с указанием последовавших высочайших резолюций, в издании отводится значительное место. По мнению составителей, "отчеты губернаторов за исключением отчета И.И. Крафта практически ничем не отличаются <...> В отличие от других губернаторов, старавшихся в своих отчетах показать лишь положительные стороны, Иван Иванович Крафт смело ставил и неотложные, на его взгляд, вопросы, в первую очередь о насущных проблемах" (С. 6). Кроме того, составители справедливо отмечают, что "законодательство в России не устанавливало обязательность оставления экземпляра отчета у самого губернатора по месту службы" (С. 7), поясняя этим факт нахождения основной массы опубликованных отчетов якутских губернаторов в РГИА и Государственном архиве Иркутской области (ГАИО).

Отчеты систематизированы в хронологической последовательности, в тексте сохранены орфографические и стилистические особенности оригинала. Отчет за 1855 г. опубликован вместе со статистическими ведомостями. Каждый документ снабжен легендой. В качестве приложения публикуются две статьи "Памяти И.И. Крафта" из газеты "Сибирская жизнь". Примечания по содержанию посвящены в основном якутским губернаторам. Издание иллюстрировано их портретами и репродукциями видов Якутска XIX - начала ХХ в.

Вместе с тем при более тесном знакомстве со сборником неизбежно возникает ряд замечаний к составителям. Во-первых, недостаточно аргументированы принципы отбора документов для публикации. Наибольшую ценность, как известно, представляют оригиналы отчетов, прочитанных императором, оставившим на них резолюции. Последние являются важной составляющей документов при изучении их использования в процессе подготовки правительственных мероприятий. В издании резолюции воспроизведены лишь в отчете за 1911 г. Что касается остальных отчетов, то, судя по легендам, составители приняли за основной текст рабочие копии. Отчет за 1855 г. взят из фонда № 1281 (Совет министра внутренних дел), отчеты за 1887 и 1891 гг. - из фонда № 1284 (Департамент общих дел МВД) РГИА, отчет за 1902 г. - из фонда № 25 ГАИО, причем последний есть и в РГИА[2], о чем составителям было известно[3]. Во всяком случае, в легенде следовало указать все выявленные варианты документа.

Нельзя признать удачным выбранный прием передачи текста документов. Отчет за 1855 г. - единственный, опубликованный вместе с приложениями, но они приведены выборочно: из 27 статистических ведомостей помещены лишь 17. Так, ведомости № 1, 2, 7 и 24 опущены, что оговаривается в примечаниях, ведомость № 5 опубликована, хотя в примечаниях значится отсутствующей. Поскольку в сборнике не упоминаются ведомости № 3, 4, 6, 8 и 12, то остается неясным, составлялись они якутским губернатором или нет. Нумерация и содержание ведомостей строго регламентировались инструкцией 1853 г., но начиная с № 9 заголовки ведомостей не соответствуют номерам. Составителям следовало указать, что ведомость № 8 "Об успехах полюбовного размежевания земель" была отменена в 1847 г., а якутский губернатор нарушил строго установленный порядок, самовольно изменив нумерацию ведомостей. Произвольное вмешательство губернатора в структуру отчета проявилось и в ведомости № 14 "О числе домов и других зданий Якутской области", которая согласно инструкции должна иметь 15-й номер и заголовок - "Статистические сведения"[4]. В остальных отчетах приложения опущены без всяких объяснений, хотя каждый из них в реальности имеет статистические приложения в виде обзоров Якутской области. Отказ составителей от публикации последних требует обоснования.

К сожалению, небрежности в передаче текста на этом не заканчиваются. Так, в отчете за 1911 г. нарушена унификация при воспроизведении высочайших резолюций. Редакционный текст соответствующих примечаний дан в трех вариантах: "на полях имеются следующие пометки" (С. 83), "имеется пометка Николая II" (С. 109) и "здесь на полях имеется пометка Николая II" (С. 115), и его следовало выделить другим шрифтом. Попутно заметим, что общее количество высочайших резолюций в отчете И.И. Крафта не соответствует приведенному в предисловии, поскольку две из них опущены без объяснений (С. 7).

Составители явно поскупились и на комментарии к документам. Например, комментарии к отчету И.И. Крафта можно дополнить сведениями из дневника Николая II, в котором 15 сентября 1913 г. была сделана запись: "От 6 ч. до обеда читал интересный отчет якутского губернатора"[5]. Зная педантичное отношение Николая II к ведению дневника, можно уточнить время прочтения им отчета. К сожалению, многие встречающиеся в тексте законодательные акты, имена и т.д. остались без комментариев. Отсутствуют примечания, раскрывающие значение устаревших и малоупотребительных слов: "юфтевая кожа" (С. 35), "ярица" (С. 48), "швейнфуртская зелень" (С. 135) и др. Органичным дополнением научно-справочного аппарата книги послужили бы указатели, прежде всего географический.

Вопрос о сохранности отчетов якутских губернаторов тоже требует более подробного освещения. Действительно, местная администрация не заботилась о хранении не только копий отчетов, но даже статистических приложений к ним, обзоров губерний. Последние в конце XIX в. фактически превратились в полусамостоятельное типографское издание. Так, в 1909 г. якутский губернатор, отвечая на просьбу библиотеки Государственной думы о присылке экземпляров обзоров губернии, смог выслать только обзоры за 1888, 1897, 1906 и 1907 гг., пояснив, что "обзоры за другие годы разошлись без остатка"[6]. Будущим историкам Якутии, которым и адресовано издание, было бы полезно знать, насколько полно "якутские" отчеты представлены в Национальном архиве Республики Саха (Якутия) и какова среди них доля дубликатов из других архивохранилищ страны.

Однако высказанные замечания не снижают общего благоприятного впечатления о работе якутских исследователей и носят скорее рекомендательный характер. Опыт якутских историков является важной и, надеемся, не последней страницей в изучении такого ценного исторического источника, как губернаторские отчеты.

А.С. МИНАКОВ

[1]См., напр.: К истории аграрной реформы Столыпина // Красный архив. 1926. Т. IV (17). В публикации представлены цитаты из отчетов за 1904 г. о состоянии Саратовской (С. 83-88), Херсонской (С. 88-89) и Казанской (С. 89-90) губерний.

[2] РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 134.

[3] См.: История Якутии в документах архивов г. Санкт-Петербурга: Краткий справочник. Якутск, 2003. С. 19.

[4] О формуляре губернаторского отчета образца 1853 г. см. подробнее: Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации. М., 1979. С. 146-149.

[5] Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 423.

[6] РГИА. Ф. 1290. Оп. 2. Д. 732. Л. 77.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Витсен Н.К. «Северная и Восточная Татария» писал, что якуты делятся на 3 группы: первые верят в орла, вторые поклоняются лебедю, а третьи почитают и поклоняются ворону. При этом каждый из них тщательно остерегается убивать птицу своей веры, ибо они верят, что тот, кто убивает птицу которой они поклоняются, вскоре должен умереть (аналогичное поверье существует у рода аксары керей Северо-Восточного Казахстана, у которых священная птица лебедь, на которую категорически боятся охотиться, а также нередки случаи смерти человека после охоты на лебедя).

Есть сведения о тотемах: белогубый жеребец, сокол и др.

По Страленбергу, якуты делились на 10 основных родов.

Миллер Г.Ф. «История Сибири» (М-Л, 1937) прошлую историю якутов связывает с ТАТАРАМИ, придавая этому этническому названию широкое значение. При этом он ссылается на «Родословную» Абулгази. При этом, родство якутов с татарами он обосновывает: данными языка (лингвистических диатерм), сходством их внешнего облика (антропологическими данными) и сохранившимися старинными преданиями самих якутов.

На связь якутов с татарами указывает и Линденау Я.И., что предки якутов в глубокой древности в силу каких-то причин отделились от ТАТАР.

Витсен прародиной якутов указывал области ТОБОЛА и более отдаленные западные края.

И.Эверс и С.Горновский, основываясь на фольклорных данных, утверждали, что прародиной древних якутских племен была западная сторона АРАЛЬСКОГО моря.

Разделение якутов по общественному положению:

1. Тойон – наследственная знать, князья или господствующий род, прямые потомки Элляй-Батора (наподобие Торе)

2. Бай – богатые

3. Мунг ат бай – не знающие счета своему скоту, лошадям и КРС (прямо как казахское: мын атты бай - бай с тысячями лошадей…)

4. Орто бай – владеющий 5-ю, 6-ю табунами

5. Босак итардак – 1-2 табуна

6. Осин тонотардак (по др. Баликсыт) – 2-3 коровы (также напрашивается казахское: озiн куталмайды или балыкши - рыбаки)

7. Тонг баликсыт – имеющие только собак и питающиеся рыбой

8. Кулут – рабы и Хам начит – наемные работники

9. Кумалан – вскормленники, сироты и пр.

Роды и родовые тотемы (на нач. 17 в.):

Роды объединялись в улусы, а несколько родственных улусов в племя (у русских служилых людей – волость).

Кангала/Кангалас - Орёл (тойон көтөр)

Хорин - Орёл (тойон көтөр)

Аргут –

Тумат –

Байгантай -

Кирикис –

Осукей -

Тагут (конные саха) –

Мегин –

Борогон –

Тынин –

Никин -

Байдун –

Нам - Лебедь (куба)

Уорчалар - Лебедь (куба)

Кокуй –

Кирик –

Тагус –

Билар –

Озян –

Озенкан –

Готнинкан –

Брат –

Бэдэрдэр - Рысь (бэдэр)

Мэкчиргэ - Сова (мэкчиргэ)

Боро бортолор - Серый волк с чёрной гривой/холкой)

Суор - Ворон (суор)

Сасылка - Лиса (сасылка)

Кубаты - Лебедь (куба)

Тураах - Журавль (туруйа)

Барах - Кулик (барах)

нижнее-колымские роды:

Барылыа - Беркут (барылыа)

оленёкские роды:

Чорду - Орёл (тойон көтөр)

Бэти - Лебедь (куба), Ворон (суор)

Осогосток - Журавль (туруйа), Ястреб (кырбый)

Оспех - Лебедь (куба)

Урунэй - ______? (бөрөлдө)

Маймага - Аист (________)

Ботулу - Орёл (тойон көтөр)

Тамги (на нач. 17 в.):

Есть данные у Кочнева.

В основном 2-х видов:

1. у шаманов (ойун, удаган) – в виде изображения бубна с перекрещивающими внутри 2-мя линиями;

2. у рядовых людей – рисунки лошадей, луков, копья и колчана со стрелами;

По сюжету тамг можно было определить конкретный род по типу хозяйствования.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...