enhd Опубликовано 28 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2015 "шад" -это монгольский "сайд"?Нет.Некоторые считают что тюркский титул "шад" - это монгольский "шадар". Я тоже сторонник этого объяснения. Шадар означает близкий в монгольском.шадар сайд,шадар хиа,шадар торгон цэрэг.А если это титул верховных ханов,то почему простые охранники-воины должны носить? шад - это не титул хана, а приближенных... т.е. с монгольскому шадар точно соотюетствует. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 28 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2015 Получается ,что термин "шадар хиа"-близкие кияты. Шад, Шат - (шыда – вуаль, занавес, прикрытие, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 28 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2015 шад вроде иранизм ("кшатра") 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 29 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2015 шад вроде иранизм ("кшатра") Ну тогда тюркское слово шад "шад" (древнее, сейчас полностью забытое) и монгольское "шадар" (активно используемое слово) из иранского или санскритского кшатра. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 29 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2015 Шадар сайд У.Хүрэлсүх Туркийн Элчин сайдыг хүлээн авч уулзлаа . http://zasag.mn/news/view/8187 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2015 "шад" -это монгольский "сайд"? а монгольский "сайд" это арабское "саид"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2015 Некоторые считают что тюркский титул "шад" - это монгольский "шадар". Я тоже сторонник этого объяснения. А некоторые считают, что это "сäт" (удача, миг удачи) или "сайд" (господин, правитель). Я правда не сторонник ни вашего "объяснения", ни этих. Сäт Бейсенбайұлы Тоқпақбаев, 1939 г.рождения, депутат Мажилиса Парламента Казахстана, министр обороны республики в 1999-2001 гг., генерал-полковник. Наверняка из старкластеров будет, потому как уроженец Илийского района Алматинской области, то есть исторического региона кочевых татар: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 30 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2015 Вообще, "Сәт" - не только "миг удачи", а является словом, как бы обозначающим некую нулевую точку, то есть, момент, когда действия могут разворачиваться как в лучшую, так и худшую сторону. Может быть отсюда и "саат"/"сағат" (часы, время). А действия могут быть "сәтли" (удачные) или "сәтсиз" (провал). Кроме того есть словообозначение "сәдир/сәдирли" (благодушный/миролюбивый), но незнаю, что означает монгольское "шадар", произношение вроде близкое. Встречаются имена: Сәдирбек, Сәдираддин, Сәдирмурат, Сәдиржан, Сәдирбай и т.д. А слово "шад" с каракалпакского переводится как "веселый/праздный", "шадлану" (веселиться), "шадлықта өмир сүру" (жить счастливой жизнью) и т.д. Только незнаю, какое отношение эти слова могут иметь к титулам. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 30 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2015 "шад" -это монгольский "сайд"? а монгольский "сайд" это арабское "саид"? Нет, монгольское "сайд' это множественное число от "сайн" - хороший, величественный. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 31 мая, 2015 Какое еще множественное? От слова министр что ли? http://mfa.gov.mn/ http://zasag.mn/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 31 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 31 мая, 2015 Какое еще множественное? От слова министр что ли? http://mfa.gov.mn/ http://zasag.mn/ сайн - хороший, лучший - единственное число сайд - (сайн+д = сайд) - хорошие, лучшие - множественное число Сегодняшнее время словом сайд обозначают министр. (т.е. единственном числе, а если министру то "сайдууд" или "сайд нар" первоначальное слово сайн в двухкратном множест.числе ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 31 мая, 2015 У нас, у казахов, это древний эпитет "славный", сохранившийся нынче в именах и широко распространенный: Саин Ер-саин Ку-саин А-саин Саин-болат Саин-бек Саин-жан и т.д. и т.п. А по отношению к раздольной, широкой [славной, хорошей, отличной] степи, например, данное слово используется в виде поэтического выражения "Саин дала". Предполагаю, что в основе эпитета корень "сай" (син. сайкес) - подходящий, достойный, соответствующий, приемлемый, достойный. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Григор Акнерци, армянский автор рубежа 13-14 вв. («История народа стрелков») дает аналогичное объяснение этого эпитета: «Он [Бату-хан] был очень добр, за что народ прозвал его Саин-хан, т.е. добрый, хороший хан» (Патканов, 1871, стр.18]. Ибн Халдун дает аналогичное объяснение эпитета: «Бату-хан, прозванный Саин-ханом, то значит царь отличный» (СМИЗО, 1884, стр.378). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 31 мая, 2015 Если верить автору "Казанской истории", эпитет был известен на Итиле еще в 12 веке, т.е. задолго до появления на исторической сцене Чингизхана и его татар: "... Бысть же на Оке реке старый градъ, имянемъ Бряховъ, оттуду же прииде царь, имянемъ Саинъ, Болгарский, и поискавъ по местомъ проходя, въ лета 6680-го (1172 год), и обрете место на Волге на самой украине Рускои, на сей стране Камы реки, концомъ прилежа къ Болгарскои земле, другимъ же концомъ къ Вятке и къ Перми." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 31 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 31 мая, 2015 У нас, у казахов, это древний эпитет "славный", сохранившийся нынче в именах и широко распространенный: Саин Ер-саин Ку-саин А-саин Саин-болат Саин-бек Саин-жан и т.д. и т.п. А по отношению к раздольной, широкой [славной, хорошей, отличной] степи, например, данное слово используется в виде поэтического выражения "Саин дала". Предполагаю, что в основе эпитета корень "сай" (син. сайкес) - подходящий, достойный, соответствующий, приемлемый, достойный. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Григор Акнерци, армянский автор рубежа 13-14 вв. («История народа стрелков») дает аналогичное объяснение этого эпитета: «Он [Бату-хан] был очень добр, за что народ прозвал его Саин-хан, т.е. добрый, хороший хан» (Патканов, 1871, стр.18]. Ибн Халдун дает аналогичное объяснение эпитета: «Бату-хан, прозванный Саин-ханом, то значит царь отличный» (СМИЗО, 1884, стр.378). В казахских именах "саин" - просто рудимент из монгольского золото-ордынского периода. В личных именах много таких монгольских слов проявляются. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 1 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2015 «Бату-хан, прозванный Саин-ханом Подробно есть у Р.Ю. Почекаев БАТЫЙ Интересная версия Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karabura Опубликовано 26 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2015 А имя САНЖАР есть у кого версии по его происхождению? тюркское оно или персидское? потому как есть тюркский и персидский перевод Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 4 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 4 августа, 2015 Кормушин И.В. Лексико-семантическое развитие корня *qa в алтайских языках // Тюркская лексикология и лексикография. М., 1971. Вас не затруднит сделать скан этой статьи. В сети не нашел. qa - усиливающая частица. Не отсюда ли: Қара (qara) — как усилитель качества, свойства А. И. Кононов. Семантика цветообозначения в тюркских языках с. 84 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 4 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 4 августа, 2015 Каган был одет в халат из зеленого шелка ; /Ал-Хорезми писал: "Хакан - главный царь тюрков. Хакан - это хан ханов, то есть предводитель предводителей, подобно тому, как персы говорят шахиншах". Титул Хакана на две ступени выше, чем титул Ябгу/ Хан, Кан – (хан – хан,царь; господствующий; кан - кровь) ; /[болгарский] хан появлялся в одеянии, расшитом бисером; носил драгоценное ожерелье (гривну) и браслеты; он был подпоясан пурпурным ремнем, с которого свисал золотой меч/ Улуг-хан - (улу – великий, большой) ; /Вторым лицом в государстве после хакана был улуг/ Бурук-хан - (буйрук – приказ, приказание, распоряжение; повеление; буквально: уста бога, нога бога ) /Судебные функции исполняли буруки и тарханы/; /Кагана окружали советники (буюруки), исполнявшие военно-административные, дипломатические и судебные функции/ Бага(Бага-джабгу-хан, Бага-тархан) – (багъ – указ, постановление, повеление, предписание) Ашина – (йашын – скрываться, прятаться, укрываться : ...скрытый, тайный); /Род Ашина; "Бури" (волк по-тюркски) монгольский вариант: "Шэни/Шоно"-волк/ Джэбу, Ябгу – Ğjebu (= yabgu) (джубэ – багряница; йабув – одеяло, заслон, покров, завеса : ...закрытый, тайный (??)); /высшие титулы в каганате - ябгу, шад и эльтебер принадлежали представителям рода кагана/ /Верхушка восточнотюркской иерархии: ябгу, шад, тегин, се-ли (Sse-li-fa) и тудун; все должности, делившиеся на 28 классов, были наследственными/ Шад, Шат - (шыда – вуаль, занавес, прикрытие, одеяло (??)); / принц / Сели (Sse-li-fa) – (сыйлы – уважаемый, почитаемый, ценимый, почтенный, достойный, знатный; почетный) Тегин – (тюгянь– выполняться, исполняться; тигел - безукоризненный, невинный, чистый, законченный; непорочный, совершенство(??)); /наследный принц//Семантика термина “тi гi н”-(принц) установлена по памятнику Моюн-Чуру/ Кольэркин – (къол – рука, эрк- сила, могущество, власть, господство); / Советники и соправители Ябгу (Джабгу) имели титул "кольэркин"/. Кударкин - (кудрат – сила, мощь, могущество); /наместник царя турок ; Царя турок гуззов называют Ябгу, а заместителя его называют Кударкин / Инал - (йаныл – ошибаться; …ошибка); /синоним слова «Чанка» (рождённый от неравного брака) встречается в форме «Инал», «Айнал», «Инел» // Джабгу имел наследников, носивших титул "инал"/. Дулу – (дуйул – стать известным (??)); /род Дуло (Дулу) боролся за верховную власть с родом Ашина/ Нишу-чур (Нишу Кана-шад) – (наси - князь); /чур - титул вождя раздела дулу/ Чор, Чурин – (цєрив(черив, черюв, чєрив) – война; воин ; командующий войском (??)) Сюбаши – (саваш – бой, побоище, драка(??)); /Важная роль отводилась предводителю войска - "Сюбаши"/ Шаньюй – (шан – доброе имя, достоинство, честь; слава, известность, знатность; (??)) Йылтывар - (йылтыра – блестеть); /титул булгарского правителя Шилки Йылтывара –Блестящего/ Балтавар – (балкув - сияние, свет; луч; блеск; балкувлу - лучистый, блестящий, ясный, лучезарный ) Аркан - (арка – спина, тыл; опора, защита, помощь, покровительство); /Во главе отдельных племен стояли их вожди – арканы/ Эркин (Бильге-Инанч-эркин) - (эрклен – владеть, управлять, иметь власть; эркленивчи – повелитель, господин, властелин, властитель) Эльтебер - (эльт_йэбер – управлять посланный (??)); / во главе племенных объединений стояли – эльтеберы/ ( эль – народ, тэбэ – вершина, верхушка; тэбэр – известный (??)) ) Эмир – (эмир – приказ, повеление) Чебяр(Чеби-хан) –(чебяр - благородный, чистый, приятный) Кавхан – (кавви – сильный, крепкий, прочный); /Титулами высших болгарских вельмож были кавхан, тархан, табар, бойл/ Тархан – (тархан - свободный, независимый); /ал-Хваризми четко определяет "тархан" как "благородный, знатный"/;…кагана сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи/ Табар – ( тэбэ – вершина, верхушка; тэбэр – известный (??)) Бойяр – (бой -свободный, вольный, независимый, отдельный); / по обе стороны стояли главные бояре, тоже украшенные ожерельями, браслетами и поясами/ Малик – (мэлэх – король; мэлек - ангел) Падишах – (падишах – государь, царь; патшах – владыка; патсагъ – аристократ, сановник) Ильк – (илк – первый, главный ) ; /ilig = царь – (тюрк.)/ Бай – (бай – богатый, зажиточный) Бий – (бий – господин, властелин, повелитель, хан); /бии - высшее сословие; чанка - рожденные от брака бия с женщиной низшего сословия; уздени - трудовое, независимое и самое многочисленное сословие/ Уздень – (эздэн – самовластный, независимый) Азат - (азат – свободный, вольный); /албанское общество делилось на феодалов (азатов) и крестьян (шинаканов) / Бэг – (бэг – господин, бэй – правитель, господин) Бек – (бек – сильный, крепкий; чистый) Кендэр – (кендер - вести, управлять, руководить; администратор) Джавишгар – (джавышгъыр - наблюдатель, надзиратель, начальник) Большиджи - (болушувчу – помощник, болуш - помощь) Алп - (алп – глава,старшина; алпавут – начальник; алпаут – дворянин, помещик ) Хаким – (хокъум – приговор; хокъумдар – властелин, повелитель); /Ал-Истахри и Ибн Хаукаль применяют термин "хаким" (мн. число — "хоккам"), который означает не просто "судья", а "правитель", очевидно обладавший судебной властью/ Тудун – тундун-тондун- Тудун (тутун) - держать, тутувчу - держащий, владелец, исполняющий ; Тондун – (тон - грабить, раздевать ) Зоил - (зулумла – отбирать, притеснять, угнетать; зулумлух -тирания (??)) ; /Представители центральной власти на местах носили заимствованный через ираноязычные племена китайский титул tu't'ung "начальник гражданской администрации". В восточно-иранских языках он получил значение "близкий помощник"/ Кади - (када – приказывать, велеть; кадагъа – приказ, закон, уложение, кодекс) Сафир – (софер - писец) ; /буквально "посредник"/ Валгиц -Балгиц - (бэльгичи – назначенный, знатный) Кэркундедж –(кыркынджи - прислужник ) ; /царь алан носил заимствованный у хазар титул Кэркундедж/ Багатар – (багъатыр - 1. герой, богатырь, воин ; 2. смелый, мужественный ; 3. сильный, могучий); /Высший слой аланской военной аристократии - аналогичный хазарским тарханам/ Алдар – (алд – перед, передняя часть); / Следующая прослойка обозначалась одним из ранних аланских полувоенных, полусословных терминов - алдар; средний слой аланских дружинников периода военной иерархии, обозначал не более как "военный предводитель"; Aladar ("сотник") (венг.) ; Aeldar ("князь", "правитель")(осетин.)) (кавдасард - незаконнорожденный сын алдара или просто фарсаглага от простой женщины неравного сословия или просто второй жены/ Барджиль – (возможно: благородный ; ср. барджам агъач – красное дерево) Парсбит – (возможно: парсбийцэ – повелительница, госпожа барсов(??) ); /царица хазар, мать кагана Барджиля/ Барсбек – (повелитель барсов (??)) ; /тотем – барс/ Нарстик – (нерсе – незначительная, малая вещь ) Ибузир Главанос –(Ельбуз-разрушитель, Къалебан – крепостных оснований (??) ); Ивузир Глиаван Ta'aтуp - (тай- жеребенок; тый – стать, остановиться; тур – стоять, останавливаться(??)) Хатун – (хатын – жена, женщина) Чичак – (цветок) Чорпан-тархан – (чарпын – обижаться, возмущаться , сердиться ) Авчи – (авчы - охотник) Папац – (папуч - туфля) Исперих (Аспарух) – (ыспа – благородный, солидный ; ыспахъи, испахи - всадник) Цулу - (чулу(цулу) - пчела) Эльмуш-Альмуш-Ольма – (эли-(оли) – смерть; эльмуш - бессмертный) -------------------------------- [1] Гутнов Ф.Х. “Политогенез и генезис феодализма на Северном Кавказе” [2] МИССИЯ ЖУРНАЛА AIR ASTANA, РАЗДЕЛЫ/ИСТОРИЯ «Бесконечная история» [3] Гумилев Л.Н. Глава XVI. ДЕСЯТЬ СТРЕЛ [4] Будаев “Личные имена мамлюков” [5] “ЛЕТОПИСЬ ВИЗАНТИЙЦА ФЕОФАНА ОТ ДИОКЛЕТИАНА ДО ЦАРЕЙ МИХАИЛА И СЫНА ЕГО ФЕОФИЛАКТА” В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО В. И. ОБОЛЕНСКОГО и Ф. А. ТЕРНОВСКОГО.С ПРЕДИСЛОВИЕМ О. М. Бодянского. МОСКВА. В Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре. 1884 г. [6] Мовсес Каланкатуаци “ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК” Перевод с древнеармянского Ш.В.Смбатяна (Институт древних рукописей им. Маштоца – Матенадаран, Ереван, 1984 г.) [7] Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу. Выверено по изданию: Путешествие Ибн- Фадлана на Волгу. Изд. Академии наук СССР М-Л, 1939. [Перевод и комментарии А.П.Ковалевского.] Под редакцией И.Ю.Крачковского. [8] “Караимско-русско-польский словарь”, Изд. “Русский язык”, М, 1974. [9] Г.В. Вернадский “Древняя Русь”. “VI. Хазаро-булгарский период (650-737 гг.)” [10] И. М. МИЗИЕВ “ИСТОРИЯ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА” ...надпись с упоминанием имени сына Аттилы Диггизиха (автор внимательно читал ее в Эрмитаже), возможно, начеканена пуансоном, т.е. штемпелем на каждую букву (рис.7а). Первое слово титула «король» написано в форме «киңкг» с добавлением аффикса принадлежности «г» в конце. Первая буква второго слова написана с задним твердым «к», но далее использованы буквы с мягкими согласными, следовательно, слово читается с подразумевающимися мягкими гласными буквами в произношении как «киңкег». Более древнее аналогичное написание данного титула в такой же форме встречается на многочисленных хорезмийских монетах раннего средневековья. Например: «Кңу торгуи Асукжугр». т.е. Король государства Асукжаугар, в котором после носового «н» в титуле начеканен особый мягкий тюркский знак «у»- В более поздней форме титул с мягким изначальным «к» имеется на золотом перстне правителя булгар Кубрата: «Киңг Кубрат», т.е. Короля Кубрата Мухамадиев А.Г. Новый взгляд на историю гуннов, хазар, Великой Булгарии и Золотой Орды с.61 Киңг - Король ČUVI - титул ниже кагана, вторая степень в феодальной иерархии у хотанов (МК 544). DTC Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 21 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 21 августа, 2015 Дехкан - зажиточный крестьянин, иногда — сельские старшины дех - деревня, село. Э.М. Мурзаев. География в названиях Кан - (у)правитель Канд - «город», «селение» «Термином «дехкан» Бейхаки … обозначает туркменских вождей: Ябгу, Тогрула и Дауда». История Бейхаки, примечание в тексте. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 24 августа, 2015 Admin Поделиться Опубликовано 24 августа, 2015 В Согде дехканами именовались местные правители, т.е. знать. Потом уже титул поменял свое значение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 24 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 24 августа, 2015 В Согде дехканами именовались местные правители, т.е. знать. Потом уже титул поменял свое значение. дехкан- титул интересный, применялся в Иране. кан тюркский термин. Кан -gan. К Согду имеет отношение? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 25 августа, 2015 Admin Поделиться Опубликовано 25 августа, 2015 Честно говоря не знаю тюркский ли термин "кан/хан". Дех - это вроде административной единицы типа области. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 26 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2015 Тема: Тюркские титулы... правителей разных рангов AČUNČI повелитель, правитель (—- владыка мира) от AČU отец (при обращении к богу) а также AČUN [согд. ”zwn] мир (земной), вселенная. Из ДТС. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hungar Опубликовано 3 июля, 2017 Поделиться Опубликовано 3 июля, 2017 Интересует происхождение тюркской титулары. Можно начать с Хунну, Ашина и другими. Например "Шаньюй" "Куньмо" "Гуньми" "Каган=>Хан" "Ягбу" "Идыкут" итд. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hungar Опубликовано 9 августа, 2017 Поделиться Опубликовано 9 августа, 2017 On 28/05/2015 at 3:31 PM, enhd said: шад - это не титул хана, а приближенных... т.е. с монгольскому шадар точно соотюетствует. On 28/05/2015 at 3:50 PM, Peacemaker said: Получается ,что термин "шадар хиа"-близкие кияты. On 28/05/2015 at 4:15 PM, alp-bamsi said: шад вроде иранизм ("кшатра") ахахааххахаххахаххаххааххахаххаха Типичная ситуация на форуме Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться