Peacemaker Опубликовано 10 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2014 Получается моголы это барласская, нечингизидская, но монгольская династия, которая растворилась в афганцах, индусах и т.д. и т.п. Индийская барласская ,а моголистанская это чингизидская и дуклатская. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Erchis Опубликовано 10 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2014 Если правители государства Тамерлана считали себя тюрками то это дела их. Но часть чагатайских монголов остались монголами. Доказательства - афганские моголы и хазарейцы (не все хазарейцы). Афганские монголы делятся на 3 части: 1. часть их пришли в середине 13-го века / или вместе с Чингисханом. 2. потом никудерийская орда 3. остальные пришли в конце 14-го века т.е в период государства Тамерлана. (Темирханов.Л "Хазарейцы" , 1978) http://en.wikipedia.org/wiki/Negudar http://en.wikipedia.org/wiki/Qaraunas Моголистанские монголы считали западных чагатайцев не чистыми монголами. Они назвали их караунасами. (Д.Майдар Чингис хаан ба Монголын Эзэнт Гүрэн/ Чингисхан и Монгольская Империя,1969). Но караунасы или часть хазарейцев до сех пор считают себя монголами. http://www.alexarapov.narod.ru/article15.html Арапов А.В. НИКУДЕРИЙСКАЯ ОРДА КАК ФАКТОР ЧАГАТАЙСКОЙ ИСТОРИИ (1270-1330-е гг.) На фоне пристального внимания к проблемам истории эпохи Амира Темура и Темуридов вопросы чагатайской истории неоправданно оказались сегодня вне исследовательских интересов. При этом очевидно, что в аспекте геополитики и военно-политической организации государство Темура выступает преемником улуса Чагатая. И значит понимание принципиальных моментов темуридской истории, невозможно без тщательного анализа предшествующего ей чагатайского периода истории Центральной Азии. Обратим также внимание, что устойчивым, но не совсем корректным, является представление о том, что государство Темура сформировалось исключительно на основе ресурсов Мавераннахра. Достаточно рассмотреть первоначальные границы и основные эпизоды истории государства Амира Темура в 1370-1380 гг., чтобы оценить значение южных земель: от верховий Амударьи до областей Кабула, Газни и Кандагара. Для Амира Темура и его предшественников – правителей западной части Чагатайского улуса от султана Халиля и Казан-хана до амиров Казагана и Хусейна эти территории имели ключевое значение и были основным плацдармом завоеваний. То, что это обстоятельство до сих пор не было предметом специального исследования и побудило автора к подготовке настоящей статьи. Главное наше предположение заключается в том, что высокий военно-политический потенциал указанного региона связан с тем, что здесь, начиная с 1260-1270-х гг., на протяжении столетия располагалась так называемая Никудерийская орда. Учет фактора Никудерийской орды требует, на наш взгляд, существенного пересмотра содержания чагатайской истории. Происхождение Никудерийской орды Никудерийская орда сформировалась в последней трети XIII в., из укоренившихся в этих землях монгольских отрядов. При сохранении монгольской военной-политической организации браки монголов с местными женщинами привели к формированию смешанного этнического типа, из-за чего их стали называть также «караунасами» (буквально – «смесь», «метисы»). Стратегическое положение владений никудерийцев позволяло им около века контролировать основные торговые пути в Индию, а также совершать регулярные набеги на богатые области Кермана, Систана, Фарса и северной Индии. На то, что многие события истории Ирана и Центральной Азии в XIII-XIV вв. невозможно понять без учета караунасского фактора еще в 1950-е гг. указал известный французский исследователь Жан ‘Обен ([18]). В исторической литературе в отношении названия и происхождения этой орды имеются две версии. Первая связывает её возникновение с отрядами чагатайского царевича Никудера, отколовшимися от улуса Хулагу. Чагатаи оказались в составе армии Хулагу в 1250-1260-е гг., когда по решению всеобщего монгольского курултая воинские контингенты всех улусов были мобилизованы для западного похода. Происхождение этой версии, скорее всего, восходит к Марко Поло, который был в плену у караунасов, и сообщил, что они «бродяжничают по здешним местам и грабят всех. Зовут их так, потому что матери у них индианки, а отцы татары… Царь их называется Ногодар… Жагатай приходился ему дядею…» ([2], C.78,80). От Чагатаида Никудера выводили происхождение никудерийцев В.В.Бартольд, В.М.Массон и В.А.Ромодин ([13], C.290), что дало автору статьи основания для первоначальной реконструкции чагатайской истории и предположения о существовании правящего дома Никудера ([9], [10]). Более тщательный анализ сведений Рашид ад-Дина выявил однако расхождение с этой версией. Группу чагатайских отрядов Хулагу действительно возглавлял внук Чагатая Никудер-оглан ([5], C.29). При ильхане Абаке (1265–1282) он имел владения в Грузии и командовал туменом. В чагатайско-хулагидском конфликте 1270 г. Никудер поддержал Чагатаида Борак-хана, потерпел неудачу и попал под стражу. Позднее Никудер-оглан был освобожден и жил при ставке Абаки до смерти ок. 1275 г. ([5], C.91-92). Согласно Рашид ад-Дину Никудерийская орда возникает не из чагатайских, а из джучидских отрядов Бату и Орды ([4], C.81), также находившихся в армии Хулагу. В 1262 г. из-за конфликта между Берке-ханом и Хулагу джучиды в хулагидской армии оказались под угрозой уничтожения. Часть из них прорвалась на север к Берке, часть ушла к мамлюкам на запад, а часть, спасаясь от преследований, ушла на восток – в Хорасан. Здесь они заняли области от Газны до Мултана и Лахора. Имя старшего амира джучидов было Никудер ([4], C.82). От него и пошло название орды и этноним «никудерийцы». В начале 1300-х гг. хан Золотой Орды Тохта предъявлял претензии на земли никудерийцев, ссылаясь, именно на их джучидское происхождение. Никудерийцы в составе улуса Хулагу (1271-1295 гг.) Собственно чагатаи впервые столкнулись с никудерийцами во время похода 1269-1270 гг., когда Борак-хан, опираясь на решение курултая в Таласе, заявил о претензиях на южные территории, входившие по завещанию Чингиз-хана в улус Чагатая. Борак-хан перешел Гиндукуш, вторгся в область Газни, и вынудил караунасов-никудерийцев признать его власть. В последующих военных операциях Борака никудерийцы и чагатаи участвовали вместе. Неисключено, что в этот момент к джучидским «никудерийцам» присоединилась часть отрядов плененного Никудер-оглана. Откуда и могли появиться две версии происхождения орды. Так или иначе, после поражения Борак-хана от ильхана Абаки и подчинения чагатаев Кайду-хану в составе Никудерийской орды остались чагатайские отряды. Не исключено, что в численном отношении они существенно превосходили первоначальный джучидский состав. Никудерийцы в этот момент признали сюзеренитет улуса Хулагу. В 1271-72 гг., используя союз с Систаном, они совершили опустошительные набеги в земли Картов, области Хорасана и Кермана. Показательно, что когда из-за преследований Кайду-хана в 1270-х гг. к ильхану Абаке ушли сыновья чагатайских ханов Мубарек-шаха и Кара-Хулагу, то они были назначены ильханом начальниками войска Никудера ([4], С.100). Рашид ад-дин сообщает о набеге в 1278 г. никудерийцев на область Фарса ([5], C.91). В 1279 г. ильхан Абака выступил с большим войском в Хорасан и силой заставил амиров никудерийцев присягнуть ему на верность. Он утвердил правителем их удела Чагатаида Абдаллаха, который по сведениям Натанзи был cыном Байдара, одного из сыновей Чагатая ([3], C.92). В 1284 г. караунасы поддержали сына Абаки Аргуна в борьбе за трон ильхана с Ахмедом. Правителем (хакимом) караунасов в то время был амир Навруз, женатый на дочери Абака-хана ([5], C.65). По приказу Аргуна армия караунасов осуществила в середине 1284 г. преследование и захват ильхана Ахмеда, разграбила его ставку ([5], C.110). Взойдя на трон, Аргун назначил Навруза хорасанским амиром ([5], C.114), а затем в 1289-1293 гг. вынужден был усмирять его мятеж. Междоусобицы в хулагидском улусе попытался использовать Кайду, который инициировал походы чагатаев в Хорасан в 1288-1289 гг. и в 1291 г. в поддержку мятежа амира Навруза. Эти акции, однако, не принесли успеха, поскольку верность ильханам сохранили правитель Герата малик Шамс ад-Дин II из династии Картов, а главное - караунасы-никудерийцы. Именно в качестве вассалов хулагидов никудерийцы начали регулярные грабежи северной Индии. Известно об их вторжениях в области Пенджаба и Мултана в 1279 и 1286 гг. ([17], C.157). В 1292 г. армия никудерийцев перешла Инд и продвинулась до Сунама, но была разбита. В 1294 г., по приказу ильхана, амир Навруз, Шамс ад-Дин II Карт и никудерийцы атаковали Систан. Они выбили систанцев из Кухистана, заставив покориться их правителя Наср ад-Дина. Тогда же власть ильхана была восстановлена и в Йезде с Керманом. Подчинение караунасов-никудерийцев Дува-ханом Возможности усиления политической роли чагатаев появились в середине 1290-х гг., когда скончался основатель монгольской династии Юань и главный имперский лидер Хубилай-ка’ан, и трон перешел к его внуку Тэмур-ка’ану (1294-1307). Одновременно в союзном Юань улусе Хулагу возник политический кризис из-за конфликта между ильханом Гейхату и Байду, а затем между Байду и Газаном, сыном покойного ильхана Абаки. Кайду-хан немедленно перешел в наступление: на востоке – против Юань, на юге – против улуса Хулагу. К этому времени чагатайские подразделения стали одной из главных военных сил Кайду. В начале 1295 г., по приказу Кайду, чагатайские войска сына Борака Дува-хана (1282-1306) перешли Амударью и вступили в восточные области Ирана. В этом походе армии Дува-хана удалось жестоко разорить обширные территории Хорасана и Мазандарана, а также Йездский оазис. Уже в этом момент никудерийцы, судя по всему, выступили союзниками чагатаев. Используя ситуацию, они заняли Систан и заставили правителя Герата Шамс ад-Дин II Карта заключить с ними союз. Хулагиду Газану с трудом удалось отразить вторжение армии Дува-хана, угнавшей до двухсот тысяч жителей ([15], C.235,237). Преследуя чагатаев, Газан совершил поход на восток через Серахс, Андхой, Фарьяб и дошел до Шабургана. Чагатайская армия отступила за Амударью, а отряды караунасов прибыли к Газану на служение и были отправлены в Серахс ([5], C.155-156). Хулагидский военачальник амир Навруз вступил в Герат, сместил Шамс ад-Дина II и возвел на престол его сына Фахр ад-Дина. В конце 1295 г. Газан при поддержке амира Навруза сверг Байду и занял трон ильхана. Когда в 1296 г. чагатаи попытались совершить новый набег на Хорасан, то они были отбиты амиром Наврузом и Фахр ад-Дином Картом. Одновременно с южным походом Дува-хана Кайду начал военные действия на восточном фронте и распространил свою власть до старой монгольской столицы Каракорума. Кайду удалось нанести поражение имперским войскам во главе с зятем Тэмур-ка’ана Коркузом, что сделало его хозяином Монголии. В 1297 г. имперская армия Чохангура вытеснила Кайду за Алтай и на помощь был призваны чагатаи. Дува-хан разгромил Чохангура и взял в плен Коркуза. Затем армия Дува-хана совершила набег на Каракорум и двинулась на Тангут и Кара-Ходжо. Тэмур-ка’ану пришлось мобилизовать значительные силы для изгнания Дувы. К началу 1298 г. империи Юань вернула себе Монголию и равновесие на восточном фронте было восстановлено. Теперь главным направлением экспансии Кайду стали области восточного Ирана, Хорасана и Афганистана, где второй мятеж и гибель амира Навруза в 1297 г. сильно ослабили власть ильхана. Уже зимой 1297/1298 г. в область Лахора вторглось большое войско монголов под началом Кадара, отбитое делийцами. Пока Кайдуиды и Чагатаиды воевали на востоке Хулагидам в основном удалось восстановить свой контроль над караунасами и Систаном. В 1298 г. Дува-хану пришлось заново утверждать сюзеренитет над землями караунасов. Он ставит на место главы никудерийцев Чагатаида Кутлуг-Ходжу ([5], C.92), признавшего себя "сыном" Дувы. По одной версии, Кутлуг-Ходжа – сын Абдаллаха, по другой – один из Чагатаидов, прибывших на юг вместе с Дувой. По информации Рашид ад-Дина Кутлуг-Ходже поручили область Газни и войско «караванэ» (никудерийцев), которые «летом… селятся в пределах Гура и Гарчистана, а зимою – в области Газны и в той стороне. Им постоянно приходится воевать с делийскими султанами» ([5], C.92). Войдя в состав улуса Чагатая, караунасы-никудерийцы стали одной из главных политических сил, определявших его историю, что было предметом авторской статьи в 2004 г. ([9]). Привлечение новых данных позволяет расширить и углубить взгляд на последующие события, а также пересмотреть некоторые выводы. Кутлуг-ходжа восстановил контроль никудерийцев над землями Афганистана и Систана, а также совершил набег на государство Картов, снова принудив их к союзу вопреки воле ильхана. В 1299 г. Кутлуг-Ходжа организовал новое вторжение в северную Индию, дойдя до Лахора и Дели. Недалеко от Дели состоялась битва, в который он был разбит и отступил. Контрнаступление хулагидских войск во главе с братом ильхана Харбанда на рубеже 1298/99 гг. не смогло серьезно изменить ситуацию. Харбанда нанес поражение никудерийцам и осадил союзный никудерийцам Герат. Большего хулагиды сделать не могли, поскольку в этот момент ильхан Газан начал войну с мамлюками в Сирии. Систан опять превратился в никудерийскую базу. Кутлуг-Ходжа совершил опустошительный набег на Керман и Фарс и в начале 1300 г. взял Шираз. Из-за набегов никудерийцев крупный портовый город Хормоз (Ормузд) был перенесен на остров, где был основан новый порт, недоступный для вторжений с суши. Крах улуса Кайду и восстановление единства империи (1302-1306) Успехи чагатаев и никудерийцев на юге позволили Кайду около 1300 г. начать подготовку к новой военной кампании против империи Юань. В 1301 г. армия ханов Кайду и Дувы выступила против имперских военных сил в Монголии. Однако в этот раз имперская армия во главе с племянником Тэмур-ка’ана Хайсаном и Чохангуром была хорошо подготовлена. В ходе военных действий Кайду получил смертельное ранение на юге Алтая и умер при отступлении в конце 1301-нач. 1302 гг. Дува-хан также получил тяжелое ранение, которое частично парализовало его тело, но не укротило энергии как правителя. Он вмешался в борьбу за власть, развернувшуюся между наследниками Кайду, и устранил претензии на трон сына Кайду Уруса. На курултае 1302 г. в юрте Кайду, благодаря поддержке Дувы, улусным ханом был избран старший сын Кайду Чабар. Неудачу похода против Юань и смуту борьбы за угэдэидский трон использовали хулагиды. Ок.1301 г. армия Харбанды выступила на восток и снова, как в 1295 г., дошла до Шабургана. Кроме того Харбанда разбил Кутлуг-Ходжу, заставив его уйти из центрального Ирана, а в 1302 г. изгнал никудерийцев из Фарса. Ок. 1302/1303 г. Кутлуг-Ходжа умер и никудерийцев возглавил его сын Давуд-Ходжа. Завершение войны с мамлюками позволило Хулагидам перейти в наступление на юго-востоке и отобрать в 1303 г. у никудерийцев Керман. Потеряв территории в Иране и Хорасане, караунасы возобновили походы в Индию, и уже в 1303 г. монгольская армия во главе с чингизидом Тургаем дошла до Дели и ограбила его окрестности. Можно предположить, что в этот момент именно Дува-хан стал инициатором восстановления мира и единства монгольской империи. Чагатайскому улусу во главе с Дувой это давало равенство в отношениях с государством Кайду. Ханы Дува и Чабар вступили в мирные переговоры и уже в конце 1303-начале 1304 гг. признали ка’ана Тэмура (1294-1307) верховным монгольским правителем. В 1304 г. к мирному «пакту» присоединились новый ильхан Харбанда Олджейту (1304-1316) и Тохта-хан (1290-1312). Формальное единство монгольской империи после 45 лет смуты было восстановлено, и уже ильхан Олджейту прошел через формальную процедуру утверждения на трон со стороны Тэмур-ка’ана. Имперский мир 1304 г. лишил никудерийцев возможности вторжений во владения ильханов, оставив для грабежей только индийское направление. В 1304 г. в новый рейд в пределы Делийского султаната выступила чагатайско-никудерийскя армия в 40 тысяч всадников во главе с Чингизидами Алибеем, Тартаком и Тургаем. Они ограбили области Пенджаба, разорили Сивалик, но в сражении у Амрохи потерпели поражение от делийской армии. Индийский полководец Гази Маликом был награжден за это наместничеством в Пенджабе. В 1305-1306 г. никудерийско-чагатайские отряды совершили набег на области Мултана, но снова понесли большие потери. По сведениям индийских историков Н.К.Синха, А.Ч.Банерджи в этих походах участвовал также сын Дува-хана Кёпек ([17], С.167). Ок. 1305 г. возникла ссора ханов Дувы и Чабара, за которой, похоже, стоял тайный сговор Дувы с ка’аном против улуса Угэдэя-Кайду. Не исключено, что это была плата ка’ана за вклад Дувы в восстановлении единства империи. Дува-хан открыто отказался признавать прежний формат отношений двух улусов, что привело к войне. В ходе конфликта Дува сначала разбил Чабара, а затем его брата Шах-огула. В то же время имперские войска напали на Чабара с востока. Накануне решающей битвы сторонники Чабара оставили его, последний потерпел поражение и бежал к Дува-хану. В итоге удел, созданный Кайду на территориях Мавераннахра и Туркестана, вернулся в Улус Чагатая. Чабар, признавший власть ка’ана Тэмура, сохранил номинальную власть только над старыми родовыми землями дома Угэдэя. В 1306 г. Дува-хан совершил свой последний поход. Мир с хулагидами дал ему повод сделать набег на Герат, правитель которого Фахр ад-Дин Карт в это время враждовал с ильханом. Чагатайский улус после смерти Дува-хана (1307-1309) В начале 1307 г Дува-хан скончался, что, в свою очередь, обострило политическую ситуацию в чагатайском улусе. Курултай, созванный близ Алмалыка, возвел на Чагатаидский престол сына Дувы Кунджека (1307-1308). В течение полутора лет правления ему пришлось вести напряженную борьбу с коалицей чагатайских и угэдэидских беков, стремившихся к возрождению власти дома Кайду. Это привело к ослаблению чагатайских позиций на юге и юго-западе. В 1307 г. в ходе военной кампании ильхана против Картов был осажден Герат. Фахр ад-Дин Карт был убит. Карты были вынуждены разорвать союз с никудерийцами и признать власть ильхана. Зимой 1306-1307 г. монгольские амиры Кабки, Икбалманд и Тайбу во главе никудерийско-чагатайских отрядов перешли Инд выше Мултана. Они ограбили территории Кухиджуда, отложившиеся от монголов в 1306 г. На обратном пути они были разбиты, и теперь уже индийцы перешли в контрнаступление. Начиная с 1307 г., делийский военачальник Гази Малик каждый год ходил набегами на области Кабула, Газни, Кандагара и Гармсира. Зимой 1307/08 г. амир Икбалманд попытался еще раз ограбить индийские владения, но после перехода Инда был разбит и убит. В это же время произошла смена власти на главном троне империи. В 1307 г. Тэмур Олджейту-ка’ан умер, успев назначить преемником племянника Хайсана. Вдова Тэмура Бурхан-хатун попыталась возвести на трон своего любовника нойона Ананду, но брат Хайсана, Аюрбарибада, убил обоих и возвел Хайсана на престол под тронным имем Хулуг-ка’ана (1307/1308-1311). К исходу 1308 г. сын Дувы Кунджек-хан умер в Юлдузе и власть в чагатайском улусе перешла к хану Талику (1308-1309) ([12], C.462-463) – родному брату чагатайского хана Тука-Темура (1272-ок.1274). Престарелый мусульманин Талику принял имя Хызр. Против него сразу восстали сторонники дома Дувы. В 1309 г. Талику-хан созвал курултай. На этом собрании Чингизидов он был свергнут и убит сыновьями Дувы и родичами Чабара. Власть захватили сыновья Дува-хана во главе с Кёпеком. Интересно, что в конце XIII-нач.XIV в. на монетных дворах в области Тараза и Синьзяна чеканились монеты c тамгой Кайду и «тамгой Ясавура» ([14]). Это название было предложено М.Е.Массоном для тамги в виде «кленового листа на треноге», чеканившейся позднее на монетах сыновей Ясавура султана Халиля и Казан-хана. Ясавур по одним сведениям был сыном Урк-Темура, сына хана Тука-Темура ([6], C.270), по другим – сыном Борак-хана ([1], C.387-388, 517-518). Прекращение чекана монет с «тамгой Ясавура» совпадает с крахом улуса Кайду, что может свидетельствовать об устойчивой связи дома Тука-Темура и дома Кайду. Тогда похоже, что переход власти к хану Талику был осуществлен при поддержке кайдуидов. Не случайно свержение Талику-хана стало поводом для нового нападения кайдуидов во главе с Чабаром на чагатаев, объединившихся вокруг Кёпека. Чабар был разбит и бежал за Или в земли ка’ана. После этого все владения угэдэидов были окончательно поглощены чагатайским улусом. На чагатайский трон курултай, созванный Кёпеком, возвел старшего сына Дувы – Есунбугу (1309-1316), вызванного с территории того же ка’ана (согласно установлениям, в монгольской империи при дворе ка’ана постоянно находилось определенное число отрядов каждого улуса во главе с Чингизидами). Несмотря на возвышение брата, Кёпек все же остался главной политической фигурой улуса. Антимперский мятеж Дуваидов (1309/10-1314) Возведение на чагатайский трон Есунбуги-хана, видимо, не получило утверждения со стороны ка’ана, и чагатаи оказались в состоянии конфликта с империей. После смерти Хайсан Хулуга в начале 1311 г. ка’аном с тронным именем Буянту (1311-1321) стал его брат Аюрбарибада. Он отказался мириться с неповиновением Чагатаидов дома Дувы и объявил им войну. Против чагатаев единым фронтом выступил имперский Китай, улус Хулагу и даже Золотая Орда. В 1312 г. Буянту-ка’ан двинул войска на запад и блокировал восточные границы чагатаев. Ал-Омари сообщает также о поражении, нанесенном Есунбуга-хану золотоордынским ханом Тохтой ([1], C.241). Чуть позднее Есунбуга попытался перетянуть на свою сторону Узбек-хана, уверяя его, что Буянту решил сместить его. Узбек ему не поверил и остался верен ка’ану. На первом этапе Чагатаи успешно противостояли имперскому союзу, совершая грабительские рейды в земли соседних улусов. По сведениям Фасиха Хавафи в 712 г.х. (1312-1313) чагатайская армия во главе с огланами Кёпеком и Мансуром совершила набег на Хорасан. В ответ хорасанская армия во главе с амиром Али Кушчи переправляется через Амударью и грабит области Мавераннахра ([7], C.43). В тот же год в отсутствие Гияс ад-Дина Карта, который в 711 г.х. (1311-1312) был обвинен в измене и призван ко двору Олджейту ([7], C.42), хорасанские амиры Буджай ибн Дашманд бахадир и Мухаммад Дулдай опустошили Герат и наложили подати на его жителей ([6], C.43). «Мятеж» чагатаев дал Хулагидам предлог для вторжения в земли никудерийцев. Те в этот момент не могли рассчитывать на чагатаев, чьи силы были связаны угрозой имперского вторжения с востока. Кроме того, с юга на никудерийцев постоянно совершали набеги делийские отряды Гази Малика. Гази успешно громил монголов в Бинбане и подчинил эту территорию, а ок. 1310 г. даже временно завоевал Газни. В 1313 г. армия ильхана Харбанда Олджейту ликвидировала никудерийский удел к югу от Гиндукуша. Предводитель никудерийцев Давуд-Ходжа к концу 1313 г. был вынужден был отступить на север за Амударью, в пределы основных чагатайских территорий. В ответ на потерю южных владений Есунбуга-хан второй раз отправляет чагатайскую армию на юго-запад в пределы улуса Хулагу. В начале 1314 г. Давуд-Ходжа ([3], C.44) и Кёпек перешли Амударью, разбили армию хорасанского наместника на Мургабе и заняли северный Хорасан. Чагатаи захватили окрестности Герата, установили мирные отношения с его жителями ([7], C.43-44) и в течение 4-х месяцев грабили земли Хорасана. Для противостояния чагатаям ильхан Харбанда Олджейту вынужден был направить в Хорасан дополнительные военные силы во главе со своим юным сыном Абу Саидом. Тогда же, в начале 1314 г., очередную военную кампанию против чагатаев с востока начали войска ка’ана Буянту. По этой причине Есунбуга-хан отозвал Кёпека из-за Амударьи. Подавление мятежа Дуваидов и роль Ясавура (1314-1316) В середине 1314 г. в чагатайском улусе против дома Дувы неожиданно выступил сын Урк-Темура Ясавур-оглан, на которого, судя по всему, сделала ставку имперская дипломатия. Похоже, ему был обещан чагатайский престол. Вокруг него, как и в 1308-1309 гг. вокруг Талику-хана, могли объединиться Чагатаиды и Кайдуиды, оппозиционные Дуваидам. Договорившись с Буянту-ка’аном и через него с ильханом Олджейту, Ясавур, по сведениям Муъин ад-Дина Натанзи, начал наступление. Против него из Кашгара выступил Есунбуга-хан, а из Алмалыка – Кёпек. Первым встретил противника Есунбуга и был разбит, Кёпек также не смог противостоять натиску Ясавура и отступил. После поражения армии Есунбуги и Кёпека отошли на юг к Кашгару и Алмалыку ([3], C.107-108). Тот факт, что Есунбуга, выступив из Кашгара, первым встретил Ясавура дает основание считать исходным местом его выступления территорию Мавераннахра. Там же в Мавераннахре в конце 1314 г. состоялось новое сражение с Чагатаидами. Ясавуру при этом помогали войска Хулагидов, переправившиеся через Амударью. Чагатаи потерпели поражение, но смогли опять отвести войска. Несмотря на эти победы, Ясавур-оглан не имел ресурсов для удержания центральных чагатайских земель и ушел на территорию Хорасана. Интересно, что Ибн Халдун сообщает, что «Ясаул… был царем Харезма» ([1], C.387-388), что может означать в сферу его влияния входили кроме Мавераннахра земли южного (чагатайского) Хорезма. Обратим также внимание, что в 1340-1360 гг. в центральную группу чагатайских племен, наряду с барласами и джелаирами входили ясауры (ясавуры, йасурии), занимавшие земли в области Самарканда. Позднее они сначала поддержали амира Темура в борьбе амиром Хусейном, а затем в 1370-е гг. вступили в союз с джучидским Хорезмом против Темура ([16], C.73). Несмотря на отсутствие прямых свидетельств, напрашивается вывод о том, что ясауры как чагатайское племя получило свое имя от Чагатаида Ясавура. Их появление в Мавераннахре могло быть связано с той частью караунасов, которая ушла на север вместе с Давуд-Ходжей. Тогда Ясавура надо считать одним из Чагатаидских вождей караунасов-никудерийцев, ставшим преемником Давуд-Ходжи, чье имя после событий 1314 г. уже не упоминается. Это предположение объясняет то, что в ряде источников Ясавур именуется Ясавуром Никудери (его отрыв от земель отца Урк-Темура вероятнее всего был связан с участием в походах Дувы-хана). Когда Ясавур отступил в Хорасан, то здесь в начале 1315 г. Олджейту передал ему в качестве удела Бадгис с Шабурганом. Шараф-хан Бидлиси, описывая детали этих событий, также сообщает об управлении Ясавуром Мавераннахром: «В этом году стали враждовать Кебек-хан и шахзаде Йасавур, которые принадлежали к потомкам Джагатай-хана и ревностно управляли Мавереннехром. Йасавур счел разумным переправиться через Амуйе и поселиться в радующих [сердце] городах Хорасана. В связи с этим он направил ко двору Султан Мухаммеда Худабенде одного из доверенных [слуг]... Султан Мухаммед обласкал его посланца... Йасавуру он послал достойные подарки и предоставил ему право поселиться в тех вилайетах в любом месте... Йасавур поспешил в Бадгис и Герат и поселился… в долине Кадес ([8], С.57). Когда в 1315 г. Гияс ад-Дин Карт (1307-1329) был признан невиновным и с согласия ильхана осенью вернулся в Герат ([7], C.45), то ему подчинили также бывший удел никудерийцев. Ильхану Олджейту удается привлечь на свою сторону также Чагатаида Мансур-оглана, который вместе с войском амира Буджая ибн Дашманд бахадира и иранскими войсками ильхана в 715 г.х. (1315-1316) наносит поражение Кёпеку ([7], C.45), лишая чагатаев возможностей для новых вторжений в Хорасан. В то же время со стороны Алтая в чагатайские земли вторгаются императорские войска ка’ана Баянту. Они разбили войска Есунбуги и дошли до Иссык-куля. Используя этот момент, в 1316 г. войска Олджейту и Ясавура-оглана совершают новое вторжение в Мавераннахр. Чагатаи терпят поражение и города Мавераннахра оказываются беззащитны. Жестокому разграблению были подвергнуты Бухара, Самарканд и Термез. Их жители среди зимы были выселены из городов и большей частью уведены Ясавуром в его владения в Хорасане.Разгром Мавераннахра 1316 г. нанес огромный урон городской культуре и сильно ослабил ресурсы чагатайского улуса . Это была победа имперцев. В итоге к неудовольствию Кёпека хан Есунбуга вынужденно изъявил покорность ка’ану и совершил примирительную поездку в Дайду. Этим чагатайский «мятеж» был ликвидирован и единство империи восстановлено. Бывший улус Угэдэидов, при этом, так и остался за Чагатаидами. Ясавур и Узбек-хан в борьбе против Кепёк-хана и Абу-Саида (1317-1320) В конце 1316 г. умер ильхан Олджейту и на хулагидский престол взошел его юный сын Абу-Саид Бахадур (1317-1335). В связи с этим Узбек-хан счел возможным вновь выступить с претензиями на Азербайджан. Зимой 1316-1317 г. он вторгся на Кавказ и дошел до Куры, что отвлекло на кавказский фронт основные военные силы Хулагидов. Этим решает воспользоваться Ясавур Никудери, который восстает против хулагидов и в 1317 г. вторгается в Хорасан.Ясавур добился выплаты контрибуции от жителей Герата, в 1317 г. напал на никудерийский округ в Гуре, с 1313 г. подчинявшийся Картам, разбил его тысячника и покорил. Весной 1317 г. к Ясавуру присоединились эмиры Бактута, Мубарак-шах (ибн Буджай) и Байрам-шах Мухаммад Дулдайа, поднявшие мятеж против власти ильхана ([7], C.46); В 717 г.х. (1317-1318) в результате набега на Герат состоялась встреча Ясавура и Гияс ад-Дина Карта, на которой был заключен мир с ильханом Абу Саидом. После этого Ясавур напал на Систан ([7], C.47). По сведениям арабских источников в 718 г.х. (1318-1319) амир Чобан сообщил Абу Саиду о сговоре Ясавура с большой группы хулагидских амиров, ханов и предводителей туманов. Их целью было свержение Абу Саида ([1], C.387-388, 517-518). Натанзи дополняет, что в планах стояла женитьба Ясавура на вдове Худабенде Олджейту и матери Абу Саида ([3], C.108). Чобан убедил Абу Саида принять жесткие меры и сорок эмиров были казнены в орде. В 1318 г. Узбек-хан развернул постоянную ставку на северном Кавказе, сковывая своим присутствием хулагидские армии. По данным арабских источников имела место координация действий между Узбек-ханом и Ясавуром. Так Ибн Халдун прямо утверждает, что «Узбек подстрекнул его овладеть Хорасаном и помог ему войском через наместника своего Кутлуктемира. Ясаул двинулся туда. Абусаид отправил своего наместника Джубана для отражения обоих, но ему не удалось (сделать это). Ясаул овладел значительною частью Хорасана и Джубан на этом заключил с ним мир. Ясаул погиб в (7)20 г.х. (1320-21)». По сведениям Элайни и Ибн Дукмака, когда амир Чобан выступил на защиту Хорасана, «то Ясаул с войсками уже прибыл в Хорасан, овладел (как) им, (так) и прилегающей к нему частью Иракеладжема, утвердился там и написал (письмо) царю Узбеку, извещая его об этом и прося его о помощи ([1], C.326, 517-518). Тогда по приказу Узбек-хана на помощь Ясавуру выступил наместник Хорезма Кутлуг-Темир. Однако из-за погодных условий встретилось препятствие от снегов и кони стали изнемогать», и армия Кутлуг-Темира в тот год была вынуждена вернуться. По сведениям Натанзи Кёпек-хан (1318–1326) сразу после смерти Есунбуги-хана собрал курултай, на котором было принято решение о войне против Ясавура. Для Дуваидов он был персональным врагом, ответственным за погром Мавераннахра в 1316 г.. Уже в 1318 г. армия Кёпека открывает военные действия против Ясавура. Причем Натанзи утверждает, что уже в первом сражении Кёпек-хана нанес поражение Ясавуру ([3], C.108). Таким образом, если чагатайский мятеж Есунбуги и Кёпека был восстанием «против всех» во имя лидерства на западе монгольской империи, то «мятеж» Ясавура отражал раскол монгольского Запада на два противостоящих лагеря. С одной стороны – Джучиды во главе с Узбек-ханом и Чагатаиды во главе с Ясавуром, на другом – Хулагиды, объединившиеся вокруг Чобана и Абу-Саида, и восточные чагатаи во главе с Кёпеком. В начале 1319 г. Узбек-хан вновь атаковал хулагидский Дербенд, взял его, однако был отброшен войсками ильхана Абу-Саида ([1], C.326). Весной 1319 г. Ясавур потерпел поражение от Гияс ад-Дина Карта и его систанского вассала Наср ад-Дина II, однако все же прорвался в южный Афганистан. По информации Хавафи, в 719 г.х. (1319-1320) отряды Ясавура во главе с Мубарак-шахом и амиром Бактутой трижды вторгались в область Герата, но были отбиты силами Гияс ад-Дина Карта ([7], C.48). Вслед за этим Ясавур грабит Мазандаран ([7], C.48), возможно, выдвигаясь на север для соединения с джучидами. На сторону Ясавура перешли вассалы Картов - владетели Бохарза, Фараха и Исфазара ([7], C.49). В 1320 г. Кёпек-хан, стремясь вернуть старые чагатайские владения в Афганистане, перешел Гиндукуш и заключил союз против Ясавура с амиром Чобаном и Гияс ад-Дином Картом. В результате в конце 1320 г.-начале 1321 г. ([7], C.50) Ясавур был разгромлен и убит объединенной армией Картского малика и хана Кёпека ([13], C.315). В 1320 г. в арабские страны пришли «известия о смерти Ясавула, который был убит вследствии того, что Джубан вошел в соглашение с Кибяком, сыном Девы… и они соединились против него (Ясаула); оба отряда столкнулись и он (Ясаул) потерпел поражение ([1], C.521). По данным Натанзи Ясавур был отправлен в хадж в Мекку и по дороге погиб от ножа наемного убийцы ([3], C.109).Когда Ясавур погиб, то «Абусаид вернул ту часть Хорасан, которая находилась в его руках» ([1], C.388). Северо-западная часть удела Ясавура от Бадгиса до Шабургана, а вместе с ними и Мерв, перешли, с санкции ильхана, к Картам. Потому уже в 1321 г. войска Картов и части никудерийцев совместно совершают вторжение в Фарах ([7], C.50). Никудерийские же земли от Кабула до Амударьи остались за Чагатаидами, поэтому Натанзи сообщает, что улус Ясавура был присоединен к улусу Кёпек-хана ([3], C.109). По сведениям Бидлиси, когда «воины Кёпек-хана убили шахзаде Йасавура… Шахзаде Джуки, шахзаде Газан и жены шахзаде попали в плен, а Кёпек-хан невредим и с добычей возвратился в Мавераннахр» ([8], С.59). Возможно здесь идет речь о сыновьях Ясавура Джуки и будущем чагатайском хане Казане, плененых и уведенных в Мавераннахр. Судьба южных земель в 1321-1333 гг. Ликвидировав удел Ясавура, Кёпек-хан использовал нормализацию обстановки в чагатайском улусе для финансовой и административной реформ. Были введены серебряные монеты единого образца, территория разбита на военно-административные округа – тумены. Кёпек-хан восстановил Балх, а недалеко от Несефа выстроил дворец (карши), у которого вырос город Карши, ставший его столицей. Это означало перенос политического центра улуса в Мавераннахр, осуществленный ради стратегического баланса в управлении южными и восточными территориями. Кроме того к 718 г.х., когда Кепек вступил на престол, практически весь Синьцзян был в руках Юаней. Поэтому Кепек и не мог сохранить ханскую ставку в Алмалыке.Возвращение контроля чагатаев над южными никудерийскими землями позволило им спустя полтора десятилетия возобновить регулярные походы в северную Индию. Ок. 1321-22 гг. у делийцев были отбиты Газни, Бинбан и монгольско-делийская граница снова прошла по Инду. Зимой 1322/1323 гг. монголы вторглись через Инд до Саманы и после этого каждую зиму переходили Инд для набегов. Зимой 1325/1326 гг. в ответ делийский султан Мухаммед Туглак двинулся в Бинбан и оккупировал его вплоть до Пешавара. Его войска попытались выдвинуться до Газни, но чагатаи заставили их отступить. К концу 1326 г. власть Чагатаидов в долине Кабула была прочно закреплена, давая возможность для контрнаступлений против Делийского султаната. Она была использована в 1327 г. братом Кёпека - Тармаширин-ханом (1326-1333/4). Его армия вступила в Пенджаб и ограбила земли от Лахора и Мултана до Дели. Тогда султан Дели запросил мира и выплатил огромную контрибуцию. На обратном пути чагатаи ограбили Синд и Гуджарат ([17], C.175). Ок. 1333/34 гг. Тармаширин-хан был свергнут восточными чагатаями за свою происламскую политику и отступление от «Ясы» Чингиз-хана, а главное, за то, что приоритетное внимание уделял Мавераннахру и южным землям, от Бадахшана до Газни. Ханы восточных чагатаев вернули верховную ханскую ставку на восток и, судя по всему, ограничили свои интересы на западе пределами Мавераннахра. Южные чагатайские земли, бывшие территориями караунасов-никудерийцев, обрели самостоятельность под властью сыновей Ясавура. Потому в темуридских хрониках, и производных от них, утверждается, что в 733-735 г.х. власть в улусе Чагатая перешла к сыну Ясавура Казан-хану ([7], C.57). Причем у Бидлиси подчеркивается «в улусе Джагатая в Мавераннахре» ( [8], C.66). Т.е. фактически уже с этого времени чагатайский улус, видимо, раскололся на две части. Угроза с запада для никудерийцев отпала поскольку улус Хулагу к этому времени практически распался, и реальными силами здесь обладали только Карты. Согласно сведениям ибн Баттуты, именно Карты помогли позднее сыну Ясавура султану Халилю нанести поражение восточным чагатаям и захватить Мавераннахр ([11], C.90-92). * * * Изложенные факты свидетельствуют, что реконструкция основных событий чагатайской истории, начиная с 1270-х гг., должна строиться на основе трехполюсной модели. Два известных полюса это - восточные чагатаи, этнически более целостные и тяготеющие к коренным монгольским землям и традициям, а также центральные чагатаи, освоившие земли Мавераннахра. Третий полюс – южные или юго-западные племена караунасов-никудерийцев чагатайско-джучидского происхождения, ассимилировавшиеся в афганских землях и ориентирующиеся на традиции мусульманской культуры. Двухполюсный подход, учитывающий по сути только восточный и центральный чагатайские факторы, по нашему мнению, и были той проблемой, которая не позволила до настоящего времени дать целостного описания чагатайской истории. Огромные пласты её реальных событий от южных завоеваний ханов Борака и Дувы до отделения Моголистана и захвата власти в южно-чагатайских землях Казагана-Хусейна Амиром Темуром при этом просто выпадают из описания. Анализ истории Никудерийской орды показывает, что, не имея легитимной ханской традиции, она политически ориентировалась на ближайшие к ней улусы Чагатая и Хулагу. Полувековое противоборство двух улусов за контроль над никудерийцам принесло успех чагатаям. На рубеже XIII-XIV вв. караунасы-никудерийцы были интегрированы в чагатайскую политическую систему, получив в правители Чингизидов дома Чагатая. Это обстоятельство стало важным фактором укрепления военно-политического потенциала чагатаев, а также дало импульс их обогащению за счет регулярных набегов на южные, прежде всего, североиндийские земли. Благодаря этому Дува-хан смог не только добиться политической независимости от улуса Кайду, но и поглотить его. Более того, интеграция караунасов-никудерийцев дала чагатаям основания претендовать на первенство в Центральной Азии и бросить вызов всей системе власти в монгольской империи. Начиная с Ясавура Никудери, потенциал никудерийцев стал использоваться в обратном направлении – в борьбе за власть внутри чагатайского улуса. В итоге, вступив в борьбу с восточными чагатаями, караунасы-никудерийцы при сыновьях Ясавура султане Халиле и Казан-хане завоевали Мавераннахр и захватили лидерство в улусе. Эта политическая линия была продолжена амирами Казаганом и Хусейном, а затем Амиром Темуром, которые опирались на те же военно-политические ресурсы караунасов-никудерийцев ([10]). Литература [1]. Арабские источники. Тизингаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.I. Извлечения из сочинений арабских, СПб.,1884.[2]. Книга Марко Поло. Пер.старофр.И.П.Минаева, ред.и вступ.ст.И.П.Магидовича.– М., 1956.[3]. Муъин ад-Дин Натанзи. Мунтахаб ат-таворих-и Муъини – Избранная история Муъини. Пер. с перс. Зияева А. // Материалы по истории тюркских народов Центральной Азии (Извлечения из источников). – Ташкент: Фан, 2003.[4]. Рашид ад-дин. Сборник летописей. Том II. Пер. с перс. Ю.П.Верховского. Прим. Ю.П.Верховского и Б.И.Панкратова. Ред. И.П.Петрушевского. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960.[5]. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. III /Пер. с перс. А.К.Арендса. Под ред. А.А.Ромаскевича, Е.Э.Бертельса и А.Ю.Якубовского. – М.-Л., 1946.[6]. Улугбек Мирзо. Турт улус тарихи. – Т.: Чулпон, 1993 (пер.на узб. с перс. Б.Ахмедова).[7]. Фасих Ахмад ибн Джалал ад-дин Мухаммад Хавафи. Муджмал-и Фасихи (Фасихов свод) / Пер., пред., прим.и указат. Д.Ю.Юсуповой. Ташкент, 1980.[8]. Шараф-хан Бидлиси. Шараф-наме. Том II. Пер., пред., прим. и прил. Е. И. Васильевой. – М.: Наука, 1976.[9]. Арапов А.В. Караунасы-никудерийцы и их роль в чагатайской истории // Общественные науки Узбекистана. – Ташкент, 2004, № 2-3, C. 61- 67.[10]. Арапов А.В. Проблема правления султана Халила и Казан-хана в реконструкции чагатайской истории // Доклады международной научной конференции «Центральная Азия от Ахеменидов до Тимуридов: археология, история, этнология, культура» (2-5 ноября 2004 г., Санкт-Петербург) памяти Беленицкого А.М.. – СПб, 2004[11]. Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. - М.: Наука, Гл.ред.вост.лит., 1988.[12]. Лен-Пуль Стэнли. Мусульманские династии. Пер. с англ. Прим. В.В.Бартольда //Cб. Абуль-Гази-Багадур-хан. Родословное древо тюрков. Иоакинф. История первых четырех ханов дома Чингисова. Лен-Пуль Стэнли. Мусульманские династии. М.-Т.-Б., 1996, С.321-541.[13]. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Том 1. С древнейших времен до начала XVI века. – М.: Наука, 1964.[14]. Петров П.Н. Смута 1340-х гг. в государстве Чагатаидов (нумизматические данные) // Одиннадцатая всероссийская нумизматическая конференция. СПб. 14-18 апреля 2003. Тезисы докладов и сообщений. СПб., изд-во ГЭ, 2003, С. 104-106.[15]. Петрушевский И.П. Иран и Азербайджан под властью Хулагидов (1256-1353 гг.) // В сб.стат. Татаро-монголы в Азии и Европе. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Наука, Гл.ред.вост.лит., 1977, С.228-259.[16]. Рахманалиев Р. Тамерлан Великий: Триумф и личность Тамерлана в контексте мировой истории. - М., 1994.[17]. Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии /Пер. с англ. Степанова Л.В., Ястребовой И.П. и Княжинской Л.А. Ред. и пред. Антоновой К.А. – М., 1954.[18]. L’ethnogenese des Qaraunas // Turcica. I. P.65-94. г.Ташкент, апрель 2005 г., на правах рукописи Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 12 июля, 2014 Admin Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 Основатель империи Великих моголов Захириддин Бабур был последователем поэтической школы Алишера Навои, в рамках которой получила развитие поэзия на тюрки - тюркском языке. Ко временам Бабура и барласы и моголы и чагатаи говорили на тюркских языках. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 Основатель империи Великих моголов Захириддин Бабур был последователем поэтической школы Алишера Навои, в рамках которой получила развитие поэзия на тюрки - тюркском языке. Ко временам Бабура и барласы и моголы и чагатаи говорили на тюркских языках. Вами затронут чрезвычайно интересный вопрос! Возникает логический вопрос - существуют ли документальные подтверждения того, что до времени Бабура барласы, моголы и чагатаи говорили на монгольских языках? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 16 июля, 2014 Admin Поделиться Опубликовано 16 июля, 2014 АКБ - мне если честно уже неинтересно Вам что-то доказывать. По Вашему все они говорили на тюркских языках, причем наверное казахском. Одно и то же из года в год. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 29 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2014 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 29 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2014 Могольский костюм. Монгольский дээл(Золотая Орда) Монгольский халат ильханидов монгольский дээл (находки в Монголии) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 29 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2014 В тот период узбекские иммигранты были расположены в следующих регионах Афганистана : 1. Узбекские роды кунграт - в Мазари Шарифе, Актепе, Гуртепе, Жанарик и в Чардаре, они составляли полторы тысячи хозяйств, их лидеры Утанбек и Палванходжа; 2. Лакайцы - в Чале, Банги и Сиёбе. Лидер - Дамулла Эгамберди; 3. Дурменцы - в Айлабаде и Калъаи Золе. Лидер - Мулла Туракул. 4. Кулябские карлуки - в Рустаке. Лидер - Абдукадыр токсабо. 5. Катаганцы - в Ходжа Илгаре, вблизи Ханабада и Таликане. Лидеры - Сахибназар эшикбаши и Сафармет токсаба. В Таликане - Кучер токсаба и Усер мирахур. В результате военно-политической деятельности Ибрагимбека на севере Афганистана, его признали лидером не только узбеки, находящиеся в иммиграции, но и объединивщиеся вокруг него местные узбеки и таджики. Они надеялись на защиту Ибрагимбека от постоянных набегов пуштунских племён. Коренные узбеки и таджики Афганистана отправили в распоряжение Ибрагимбека двадцать пять курбашей и сотни джигитов. Вот некоторые местные сподвижники Ибрагимбека: 1. Мулла Имамкул - из катаганцев, Ишкамиша, имел 400 джигитов; 2. Рустам батыр - из могалского рода узбеков Таликана, имел 400 джигитов; 3. Арзикул - из рода кангли узбеков, из региона Мазари Шариф, имел 300 джигитов; 4. Мулла Латиф - из катаганцев Джибирбулака, имел 200 джигитов; 5. Мулла Султан - из катаганцев, Сията, имел 150 джигитов; 6. Шакул Ходжа - таджик, из Чулула, имел 100 джигитов; 7. Мулла Абдусамет - катаганец, имел 100 джигитов; 8. Халмамет - катаганец, из Таликана, имел 100 джигитов; 9. Мулла Абдушукур - катаганец, из Таликана, имел 100 джигитов; 10. Акмурат - катаганец, из Рустака, имел 100 джигитов; 11. Имамназар палван - из узбекской род могалцев, из Бадахшана, имел 100 джигитов; 12. Мулла Имамяр - из узбекской рода канглы, из Далама, вблизи Мазари Шарифа, имел 100 джигитов; 13. Мулла Абдукарим - из узбекской рода канглы, Карабуйина, вблизи Мазари Шариф, имел 100 джигитов; 14. Мандарачи - таджик, из Шира, вблиз Ишкамиша, имел 100 джигитов; 15. Бобои Нихолбанд - таджик, из Таликана, имел 100 джигитов; 16. Бури - катаганец, из Хазаркака, имел 50 джигитов; 17. Халмухаммед - катаганец, из Джибирбулака, имел 50 джигитов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 августа, 2014 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2014 Это 9 знамена есть священный символ государственности монголов-моголов. Бабур сам пишет что один могол что-то сказал по могольски, который является не тюркским и сам Бабур не понимает. Миниатюра из книги "Бабур-намэ" Сопровождение 9-ти белых знамен в центральный стадион и водружение в центре. Эти знамена только один раз в год, во время национального праздника наадам, вывозят из Дворца Парламента. Наш "моряк-спички бряк" кажется решил полностью уйти в жанр научной фантастики. Он или не подозревает, что эта традиция у современных халхасцев берет корни из древнетюркской военной традиции, или это как и все другое в Монголии последних 15 лет лишь модная историческая "реконструкция-новодел" на материалах тюрко-татарской истории, или это заведомо ложный троллинг от нашего Капитана Врунгеля. Дабы не быть голословным привожу цитаты из источников, опровергающие мысли нашего дипломированного выпускника Хубсугульской мореходки, г-на Enhd'а: 1) Махмуд Кашгари (Тюркский словарь, Алматы, 1998 г., Т.3, Стр.182): "... Каким бы могущественным не был хан, какими бы городами и землями он не обладал, как бы не возрастало его величие, знамя не превышает 9 оконечностей." 2) Тюркские рунические памятники: В текстах упоминаются титулы "Секиз-туглук" и "Ети-туглук" (обладающий 8 или 7 знаменами). 3) Рашид-ад-дин "Джами-ат-таварих": "... В год барса Чингизхан, разгромив найманов и Тайбугу, провел великий сбор и большой пир.... водрузил 9 конечное белое знамя, здесь его нарекли Чингизханом." 4) Там же: ".. Итак, Чингиз-хан и Он-хан, направясь на войну против Буюрук-хана и его племени, находились в местности Кызыл-Баш возле Алтая. Они захватили это племя и учинили грабеж... Один из его эмиров, по имени Еди-туклук, выехал в дозор [каравули]. На тюркском языке Еди-туклук значит человек, который ведает 7 знаменами [‘алам]." (аналогичное свидетельство есть в ССМ, см: ниже) 5) "Сокровенное сказание" (Переводы из "Юань-Чао Би-Ши"): § 158. "После этого Чингис-хан и Он-хан отправились в поход против Буирук-хана найманского. Буирук-хан не мог им противостоять, отступил из местности Сохок-усун на Улуг-таге, где его настигли Чингис-хан и Он-хан, и пошел через Алтай. Чингис-хан и Он-хан гнали его вниз по реке Урунгу. Здесь взяли в плен его военачальника Едитублуха, который шел со сторожевым охранением. Преследуемый нашими разъездами, он хотел бежать в горы, но был пойман, так как у его коня порвалась подпруга. Преследуя Буирук-хана вниз по реке Урунгу, [мы] догнали его около озера Кишил-баши и там покончили с ним." 6) Хондемир "Халасат ал-Ахбар": ".. В месяце Раджебе 602 года, когда блистательное солнце распустило знамя величия и пышности в доме блеска и славы, и когда всесильный Царь природы повелел растительной силе ее украсить сады и цветники, Темучин созвал сыновей своих, князей, нойонов и всех вельмож и дворян могольских. Такого рода собрание тюрки называют Куралтай. Повелев поставить белое знамя из 9 тугов, сей могущественнейший Монарх мира, сопровождаемый поздравлениями и мольбами всех присутствующих, с величайшим блеском вступил на престол." 7) В.И.Рассадин "Тюркские элементы в языке "Cокровенного сказания" (Источниковедение, филология, история. - Новосибирск, 1995): "... в "Сокровенном сказании" зафиксированы, например, такие личные имена найманов и керейтов, как … Йеди-Тублук (из древнетюркского Йеди туглук "7 знаменный")." 8) у Махмуда бен Вали "Море тайн": Упоминается в связи с шейбанидами тюркский эпитет "Токуз-туглуг хан" (хан с 9 знаменами). Таким образом, речь идет о наивысшем тюркском титуле, а позже эпитете, "Токуз-туглук хан" (обладающий 9 знаменами). Меньшими регалиями обладали другие также зафиксированные в источниках тюркские титулы этого же разряда - "Секиз-туглук" (обладающий 8 знаменами), "Ети-туглук" (обладающий 7 знаменами) и другие. Увы, но обладатели 10 знамен ("Он туглуг") истории не известны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alee Опубликовано 3 августа, 2014 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2014 Он или не подозревает, что эта традиция у современных халхасцев берет корни из древнетюркской военной традиции, или это как и все другое в Монголии последних 15 лет лишь модная историческая "реконструкция-новодел" на материалах тюрко-татарской истории, или это заведомо ложный троллинг от нашего Капитана Врунгеля. Опять необоснованные речи у АКБ по части военного дела кочевников. Труды Боброва и Худякова и других историков, а так же фото различного вооружения НЕ С ЗЕМЕЛЬ КЗ давно доступны в интернете. На отрывке миниатюры который привел ЭНХД изображен восточно-азиатский доспех бригантина которая типична чуть ли не для всех народов восточной Азии но не типична для казахов и других среднеазиатских кочевников. Второй же воин изображен в бехтерце, типичный доспех который производился в городах средней Азии. А то что надето на "дворцовую стражу" нынешней Монголии - это стилизация на восточную бригантину, а подобные шлемы были характерны для китайцев, маньчжуров, джунгаров, халха-монголов. Где тут древнетюркская традиция ? Хотя и по древнетюркскому вооружению восточные кочевники тоже будут более преемственными чем казахи и другие среднеазиатские кочевники, казахи по вооружению следовали под диктовку среднеазиатской моды, какие доспехи сарты и узбеки сделают такие и будет носить казах/кыргыз/каракалпак/башкир. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 августа, 2014 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2014 Опять необоснованные речи у АКБ по части военного дела кочевников. Труды Боброва и Худякова и других историков, а так же фото различного вооружения НЕ С ЗЕМЕЛЬ КЗ давно доступны в интернете. На отрывке миниатюры который привел ЭНХД изображен восточно-азиатский доспех бригантина которая типична чуть ли не для всех народов восточной Азии но не типична для казахов и других среднеазиатских кочевников. Второй же воин изображен в бехтерце, типичный доспех который производился в городах средней Азии. А то что надето на "дворцовую стражу" нынешней Монголии - это стилизация на восточную бригантину, а подобные шлемы были характерны для китайцев, маньчжуров, джунгаров, халха-монголов. Где тут древнетюркская традиция ? Хотя и по древнетюркскому вооружению восточные кочевники тоже будут более преемственными чем казахи и другие среднеазиатские кочевники, казахи по вооружению следовали под диктовку среднеазиатской моды, какие доспехи сарты и узбеки сделают такие и будет носить казах/кыргыз/каракалпак/башкир. Еще один знаток объявился. И не мешало бы Alee сперва удосужиться, что я всегда и везде пишу о тюрках вообще пытаясь не акцентировать что-либо конкретно на казахах, а во-вторых, я в отличие от нашей "знаточки" свое утверждение об исконно тюркской традиции "девяти бунчуков/тугов", в том числе в государстве Чингизхана, обосновал ссылками на источники. Так что читайте мои посты повнимательнее и приводите обоснования своим словам, уважаемая Alee. Ok? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alee Опубликовано 5 августа, 2014 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2014 Опять необоснованные речи у АКБ по части военного дела кочевников. Труды Боброва и Худякова и других историков, а так же фото различного вооружения НЕ С ЗЕМЕЛЬ КЗ давно доступны в интернете. На отрывке миниатюры который привел ЭНХД изображен восточно-азиатский доспех бригантина которая типична чуть ли не для всех народов восточной Азии но не типична для казахов и других среднеазиатских кочевников. Второй же воин изображен в бехтерце, типичный доспех который производился в городах средней Азии. А то что надето на "дворцовую стражу" нынешней Монголии - это стилизация на восточную бригантину, а подобные шлемы были характерны для китайцев, маньчжуров, джунгаров, халха-монголов. Где тут древнетюркская традиция ? Хотя и по древнетюркскому вооружению восточные кочевники тоже будут более преемственными чем казахи и другие среднеазиатские кочевники, казахи по вооружению следовали под диктовку среднеазиатской моды, какие доспехи сарты и узбеки сделают такие и будет носить казах/кыргыз/каракалпак/башкир. Еще один знаток объявился. И не мешало бы Alee сперва удосужиться, что я всегда и везде пишу о тюрках вообще пытаясь не акцентировать что-либо конкретно на казахах, а во-вторых, я в отличие от нашей "знаточки" свое утверждение об исконно тюркской традиции "девяти бунчуков/тугов", в том числе в государстве Чингизхана, обосновал ссылками на источники. Так что читайте мои посты повнимательнее и приводите обоснования своим словам, уважаемая Alee. Ok? Не пытайтесь увильнуть, вы все время акцентируете внимание на внешнем виде, на реконструкциях монгольских воинов, что якобы они не соответствуют действительности. П.С. Жду ваших ответов на мои посты в других темах касающегося военного дела кочевников, я уже предлагал перевести разговор в соответсвующий форум где вы будете доказывать что у джунгаров и халха-монголов отсутствует военная преемственность от средневековых монголов http://www.xlegio.ru/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 9 августа, 2014 Поделиться Опубликовано 9 августа, 2014 Монгольский шлем. Музей монгольского вторжения в Хаката, Япония Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 29 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 29 октября, 2014 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 5 ноября, 2014 Admin Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 Со временем потомки Бобура стали внешне типичными индийцами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 монгольский дээл (находки в Монголии) Моголы, правившие в Индии, которых местные индусы называли мухгал, были выходцами из исторического Могулистана, то есть из страны татар-мунгалов в междуречье Кара Ертыс и Или. Их родной язык тюркский, приобретенный - фарси, а после ассимиляции - хинди. Не понимаю причем здесь халха-монгольский дээл? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 5 ноября, 2014 Модераторы Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 При том, что у бабуридов монгольский костюм, а не тюркский Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 Вы наверно судите по миниатюрам? Но они не достоверное доказательство, потому что могли быть созданы позже, например, по джунгарским мотивам в одежде или по каким-нибудь другим. По моему, сородичей монгол-халхаского дэгэла надо искать не на далекой родине бабуридов, в историческом Могулистане (Монголии Чингизхана), а у непосредственных соседей халха-монголов, у китайцев, маньчжур, мангунов (ульчей), нанайцев, нивхов, корейцев и других народов Приамурья, Маньчжурии и Дальнего Востока. Приведу ряд примеров. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 китайцы: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 маньчжуры (кстати монгольский грузный сапог со вздернутым носиком от них же): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 мангуны (ульчи): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 нанайцы: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 нивхи: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 японцы: 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 корейцы: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться