Перейти к содержанию
BAWIR$AQ

Амурсана - герой или нет?

Кто для вас Амурсана?  

36 проголосовавших

  1. 1. Кто для вас Амурсана?

    • Герой
      12
    • Не герой
      16
    • Затрудняюсь ответить
      6


Рекомендуемые сообщения

Абак-кереи, по многим легендам потомки абак-батыра из племени Сары-уйсун. Он вроде был женат на дочери одного из прародителей кереев.

Я слышал такую легенду о происхождении абак-кереев.

Одна женщина вышла замуж за мужчину-керея, родила от него двоих сыновей, ставших впоследствии прародителями ашамайлы-кереев и уак-кереев. Муж у нее умер, и родственники мужа хотели выдать ее замуж за одного из младших братьев мужа, но она воспротивилась, заявив, что когда она пришла в их род, она воспитывала этого мальчика, тогда еще бывшего с синими ногами (то есть совсем еще младенцем). Но осталась со своими детьми кочевать вместе с родом мужа. В один год, у нее издох бык-производитель, и она пошла к родственникам умершего мужа просить быка для своих коров. Ее тесть (обиженный ее отказом) на это заявил - "Если тебе самой самец не нужен, зачем твоим коровам самец?". Тогда эта женщина откочевала к своим родственникам. После ее откочевки к своим родственникам, у них начались болезни и падеж скота, ее род пригласил одного ясновидящего, родом сарта. Он показал на эту женщину и сказал, что из-за того, что она незамужняя, исчезает благодать (береке) из их рода, и ей надо срочно выйти замуж. Так как она жила среди своего рода, на ней жениться никто не мог. Тогда этот сарт сам предложил этой женщине выйти за него замуж. От сарта у нее родился сын Абак, а из-за того, что его мать была ранее замужем за кереем, и его братья были кереями, его тоже начали называть кереем.

Просьба к модеаторам - перенести этот и вышестоющий посты в тему Монгольские казахи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно было бы узнать, что означает название шеруши, сами шеруши этого не знают, хотя с алтайского языка это слово переводитс просто.

Ну что, никто не скажет, что означает слово "шеруши" на казахском?

По алтайски слово "черу" - значит армия, "черучи" - соответственно - солдат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шеру - шествие, парад, вылазка! Шеруши - участник парада, шествия победителя! В военное время обходчик территории.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Амыр - у меня к Вам такой вопрос - сможете ли Вы помочь в составлении списка терминов связанных с кочевничеством, скотоводством? Описание темы здесь:

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=3142

Если согласны, киньте мне в личку свой эл. адрес я пошлю Вам саму таблицу в ворде , заодно и сверите с кыргызскими :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

На форуме уже было:

"чери" в тюркскх языках войско, воин (?). Отсюда турецкое "янычери".

В кыргызском есть слово "чоро" - "воин, витязь", и род "черик".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На форуме уже было:

"чери" в тюркскх языках войско, воин (?). Отсюда турецкое "янычери".

В кыргызском есть слово "чоро" - "воин, витязь", и род "черик".

"церг" по-калмыцки "воинская служба", "цергч"- воин.

у халхов, если не ошибаюсь, используется слово "цирик" в значении"воин"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Есть такое старинное эсхатологическое пророчество, оставленное якобы последним правителем Джунгарии - Амурсаной, уезжавшим в Россию: когда у бурундука исчезнут полоски, а кончик хвоста горностая станет белым, то натянутся 70 луков и хакасский народ, возглавляемый вернувшимся ойратским князем, будет освобожден. Амурсана/Суне-батыр узнает своих подданных по ямкам на затылке, и снова мы будем в единой стране, независимой от стран Хыдат и Орыс.

amursana-797824.jpg

И вот прошло 2 с половиной столетия и - ба!

Глава Республики Алтай Александр Бердников пообещал полмиллиона рублей тому, кто предъявит хоть одно доказательство негативного влияния на природу в районах возможного падения обломков космического грузовика "Прогресс", сообщает сайт "Новости Горного Алтая". "Если кто-то принесет мне лысого бурундука со следами отравления гептилом – сразу дам 500 тыс. рублей премии", - заявил Бердников, комментируя информацию о том, что в регионе после падения "Прогресса" в августе этого года начался "массовый мор" животных, в том числе занесенных в Красную книгу.

Нойон возвращается! :asker13mt:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Интервью со скончавшимся в начале 2011 года заслуженным артистом Тувинской Республики:

Особенно мне обидно было за песню «Амыр-Санаа». Когда беспорядки в Хову-Аксы случились, меня обвинили: молодежь твою песню про Амыр-Санаа слушала, слушала и после этого – началось. Я не согласен – эта песня не о том, чтобы люди враждовали, гнали друг друга. Она – о другом.

Люди всегда ждали кого-то, кто им принесет справедливость, лучшую жизнь. Ждали Иисуса Христа, когда он снова сойдет на землю. А тувинцы несколько веков уважали и ждали Амыр-Санаа – героя, который сделает их жизнь счастливой. Амыр-Санаа – это легенда, сказка, как след от копыта коня, оставленный у юрты. Может, и не было его, может, кто-то сочинил эту старую легенду, чтобы оставить наказ народу, оставить надежду. А я сочинил песню.

У сказания об Амыр-Санаа, действительно, интересная история. Оно было очень популярно среди народа, его рассказывали в конце 19 – начале 20 веков почти всем исследователям Урянхайского края, сохранивших легенду в своих записях.

Так польский революционер Феликс Кон в 1903 году слышал ее несколько раз в разных уголках Урянхайского края, с разными дополнениями и вариантами рассказчиков.

Интересно, что попал Кон в Урянхайский край почти чудом, объясняемым только незнанием российскими чиновниками географии. Он отбывал ссылку в Минусинске и основатель Минусинского музея, просветитель Николай Мартьянов выхлопотал ему в географическом обществе поручение – экспедицию в Засаянский край (Туву). Кон был уверен, что из этого ничего не выйдет, так как ссыльно-переселенцы должны были получать специальное разрешение на переезд с места на место, даже в Сибири. А здесь – заграница.

«Урянхайцы-сойоты», как их тогда совершенно неправильно называли, нынешние тувинцы, быт и нравы которых я должен был исследовать, жили за пределами «Российской империи», в Китае, и числились верноподданными китайского богдыхана», – писал он впоследствии в своих путевых очерках «Экспедиция в Сойотию».

Однако помогло невежество сиятельного графа – тогдашнего иркутского генерал-губернатора Кутайсова, не знавшего, что местность, куда отправится Кон, вовсе не является частью России. Разрешение на его экспедицию он дал даже с радостью: пусть государственные ссыльные занимаются не крамолой, а полезным для края делом.

Вот таким чудом попав за границу политический ссыльный Кон очень ответственно отнесся к поручению географического общества, собрав не только сведения о бытии и нравах, но и записав сказки и сказания, в частности – об Амыр-Санаа.

Кратко суть сказания такова: лет 300 тому назад трое людей разных национальностей – Амыр-Санаа – улет, Шадырван (Шидарван) – монгол, У-Дзяндзунь (У-Нойон) – манчжур – решили выйти из-под власти китайского богдыхана, объединенными силами сбросить монгольское иго.

Все трое были необыкновенными людьми, бывало, передают друг другу голыми руками раскаленную докрасна наковальню, кладут ее за пазуху – и ничего им не делается. Они были образованными людьми. Амыр-Санаа учился в Пекине, потом был направлен в Кобдо чиновником. У-Нойон был чиновником в Улясутае.

У-Нойон предал друзей и дело свободы: сообщил о заговоре письмом в Пекин богдыхану. Оттуда он получил приказ – поймать обоих и доставить в Пекин. Амыр-Санаа случайно наткнулся на гонца, везущего этот указ, и воспользовавшись тем, что гонец не знал его в лицо, прочитал указ. Послав человека предупредить Шадырвана об измене, сам скрылся в Россию. Получив известие, Шадырван собрался тоже пробраться в страну Ак-Хана (Белого царя), но по дороге был пойман и доставлен в Пекин, где ему отрубили голову.

Узнав, что Амыр-Санаа скрылся в Россию, китайское правительство отправило посольство к Белому царю с требованием выдать бунтовщика, но посольству отказали, сказав, что никто ничего не знает об Амыр-Санаа. Был распущен слух, что Амыр-Санаа утонул в какой-то большой реке на севере, туда отправились китайские послы, чтобы проверить, но им ничего не удалось узнать.

Прежде чем попасть в Россию Амыр-Санаа со своим войском пересек Туву. В долине Убсу-Нура была на него засада, чтобы уйти от погони, он ночью заморозил озеро и ушел от преследования. В страну русских Амыр-Санаа ушел через перевал, на котором он поставил деревянное изваяние («ыяш-кожээ») и поклялся вернуться, «когда еще не совсем сгниет деревянное изваяние, когда ледник еще не покроет всю Монгун-Тайгу». Так рассказывали уже в советские времена монгун-тайгинские сказители.

А в изложении сут-хольских стариков срок возвращения Амыр-Санаа указывается иначе: «когда заячьи уши целиком почернеют, когда хвост горностая весь станет черным, когда Хем-Белдир (прим. название местности, где сейчас расположен город Кызыл) превратиться в крупное поселение».

Имя Амыр-Санаа стало символом честности, смелости, верности слову, борьбы за свободу. В 19 веке, после неудавшегося восстания 60 богатырей, в народе стали говорить: рано начали, надо было дождаться Амыр-Санаа, обещавшего вернуться.

Один из видных чиновников с улыбкой рассказал в 1903 году Кону:

«Люди верят, что Амыр-Санаа до сих пор жив. Но этого быть не может. С тех пор прошло уже 300 лет, но его потомки до сих пор живут в России».

И действительно, к Феликсу Кону подходили простые люди и расспрашивали: как долго еще Амыр-Санаа будет жить у русского царя, когда думает возвращаться?

Я не случайно так подробно рассказала об этой легенде, предварительно изучив записи о ней в материалах исследователей. Хотелось понять: кто прав – Александр Саржат-оол с его семилетним образованием или те «умные» дяди, которые упрекали композитора-зека в том, что именно его песня о Амыр-Санаа спровоцировала среди молодежи тот самый майский национальный конфликт девяностого года в поселке Хову-Аксы, после которого потянулись за Саяны машины с русскими… Да, тогда многим было и тревожно, и страшно. Что уж теперь скрывать, основной темой бесед, основным вопросом, задаваемым при встречах, был один: «А вы когда собираетесь уезжать?»

Потихоньку успокоились. Поумнели. В Хову-Аксы и вовсе – совсем спокойно стало. Превратившись в груду заброшенных конструкций и ржавых механизмов, спокойно умер комбинат «Тувакобальт», который покинули все приезжие специалисты. С кончиной комбината лишился перспектив и поселок, прежде бывший красивейшим, уютным местом, где кипела жизнь. Хову-Аксы спокойно угасает – без работы, без перспектив.

Серьезный анализ произошедшего тогда еще предстоит историкам – в качестве извлечения урока из ошибок. Пока же до серьезного анализа событий тринадцатилетней давности они еще не дозрели. Я понимаю наших историков: гораздо проще и спокойней писать ученые труды о давным-давно прошедших временах, чем делать выводы из новейшей истории. Спокойней для ученой карьеры. Но не для истории…

В одном я убедилась: легендарный Амыр-Санаа к тем тревожным событиям никакого отношения не имеет. В памяти народа он остался интернационалистом: не предал своих друзей, которые были представителями разных национальностей. К России относился с доверием и уважением – именно туда отправился искать защиты и убежища. И не ошибся – Россия не выдала его на жестокую казнь богдыхану. В легенде нет никакого намека на враждебность к стране «Белого царя» – России. Напротив, убежденность простого народа в том, что Амыр-Санаа вернется, показывает: люди были уверены – там их герою не сделали ничего плохого, не предали и не обманули.

Вовсе не к войне между людьми призывает и саржат-ооловская песня, которую специалисты относят к жанру социального рока. Она зовет задуматься о том, куда мы идем. Зовет возродить то доброе, что было у народа. Есть там такие слова:

«Весь скот мы безжалостно истребили и съели,

Исчезают наши аржааны…

Народ мой, ты должен возродиться,

Сохранив лучшие свои традиции».

А обращение к легендарному герою – это обращение к памяти народа:

Приди, сильный человек,

Возвратись Амыр-Санаа,

Посмотри, что творится с твоим народом!»

Текст песни - отсюда

АМЫР-САНАА

Азия төвү чурттуңга

Амыр-Санаа, кажан келир сен?

Дыңнап ханмас тоолдарда

Тыва чонга чагыгларың бе?

Аргавыста койгун кулаанда

Арткан кара ими төнерге,

Демир куштар ужар апаарга

Дедир кээр дээн даңгырааң шын бе?

Кожумаа:

Адап-сурап, кыйгырып тур бис!

Алгап-йөрээп, алдаржыдар бис!

Арат чонуң катап эргип көр, Амыр-Санаа!

Хараган дег көвей малывыс

Хайыра чок төдер четтивис,

Халак-тилек чедип алдывыс,

Хайнактажып, төнер четтивис.

Чиндилигниң көжээ дажында

Сиилбип, бижээн сөзүң езугаар

Аржаан-суглар чидип, катпаанда

Аъдың мунгаш, чонуң эргип кел!

Кожумаа.

Келир өйнүң сайзыралынга

Кежегевисти кестирди,

Келин кыстар кижээ баргыже

Хевээр чоруур нүүрүн чидирди.

Тыва ханның читпезин күзээн

Дыңгылдайның кыйгызын дыңна!

Эрги, чараш чаңчыл шуут читпээн,

Эрте-дээре келгеш, дузала!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АМЫР-САНАА

Азия төвү чурттуңга

Амыр-Санаа, кажан келир сен?

Дыңнап ханмас тоолдарда

Тыва чонга чагыгларың бе?

Аргавыста койгун кулаанда

Арткан кара ими төнерге,

Демир куштар ужар апаарга

Дедир кээр дээн даңгырааң шын бе?

images?q=tbn:ANd9GcQjAI55afLOqYACltCMb3M9g169WU0aNKM5fjH7QKnZ5qtQaq0w

:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

images?q=tbn:ANd9GcQjAI55afLOqYACltCMb3M9g169WU0aNKM5fjH7QKnZ5qtQaq0w

:)

Да, да. Он вернулся уже. Только ждет удобный момент чтобы вновь собрать Ойротскую землю. ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тяжко тогда придется халха монголам и дербетам...

Прогонит обратно орусов и кытаев на породные земли.

А Чингисхан когда вернется? :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Чингисхан когда вернется? :turkmen1:

Я считаю,что Чингисхан вернется тогда,когда наступит время "666" Гога Магога. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ОН должен был в 1999. В этом году назначен конец Света.

Вера в возвращение Амурсаны это надежда Центральноазиатских

народов в возрождение собственной сильной государственности.

Последним кочевым сверхсложным вождеством была Джунгарское

ханство, на равных соперничавшее с Казахскими жузами,

Московским царством и Цинской империей. :asker13mt:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ОН должен был в 1999. В этом году назначен конец Света.

Вера в возвращение Амурсаны это надежда Центральноазиатских

народов в возрождение собственной сильной государственности.

Последним кочевым сверхсложным вождеством была Джунгарское

ханство, на равных соперничавшее с Казахскими жузами,

Московским царством и Цинской империей. :asker13mt:

По вашему халхи должны подчиняться ойратам?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы чего хотите? Воевать против бошокту?

Лучше объединенная Монголия, чем разъединенная.

Если бы все хамаг монголы (чоросы, хошоуты, дербеты, халха, чахар,

урянхай, бурят, ордос) выступили единым фронтом против своих

врагов (Цины, Москуба, жузы) никакому врагу не одолеть бы

такую силу! Вообще не будь огнестр оружия Бошокту обьединил

бы Монголию и основал бы новую империю от Дуная до Тихого океана,

заменив старую династию Чингизидов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амурсана не вернется и Шуну-батыр не вернется и Тадар-хан не вернется, так как последней реинкарнации Амурсаны - Джа-ламе (который, кстати, пришел как и ожидалось со стороны Ак-хана - Белого царя) отрезали голову - это значит, что реинкарнации не будет - он навечно оставлен в бардо. Остается только Манас

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А реинкарнации и не существует, т.к. отсутствует понятие души у коренного населения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А реинкарнации и не существует, т.к. отсутствует понятие души у коренного населения.

Понятия (и, любопытно, чьего?) или самой души?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=UHBO4X59EVU


У выживших подданных Великой Ойротской (Джунгарской) державы - алтайцев, тувинцев и хакасов - есть общий гимн - песня "Хонгорой".
"Хонгорой" - это песня горечь ойротов - после геноцида или уничтожения Джунгарии маньчжурами.
"Где мой народ, где моя земля!?" - основной пафос.
Вот - объединенное исполнение.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=UHBO4X59EVU

У выживших подданных Великой Ойротской (Джунгарской) державы - алтайцев, тувинцев и хакасов - есть общий гимн - песня "Хонгорой".

"Хонгорой" - это песня горечь ойротов - после геноцида или уничтожения Джунгарии маньчжурами.

"Где мой народ, где моя земля!?" - основной пафос.

Вот - объединенное исполнение.

Горечь поданных о потере своих поработителей? И такое бывает?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Чего это они поработители? Они наши освободители, наоборот. И они это мы и есть. :asker13mt:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это песня о тувинцах, вынужденных жить в трех странах.

Горечь о утрате уранхайцами своих земель.

Его поют в Канасе. Но при чем Хонгорой?

Это же самоназвание хакасов? :ph34r:

Джунгарское государство это последнее супервождество

степное государство в Центр Азии. Сойоты, кыргызы

и теленгиты все служили контайше своими животами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недавно выяснили, что хакасская легенда о Тадар-хане имеет более ранние корни, нежели разгром Ойратского Эля. Возможно сюжет связан с Угечи-кашки и Магу-кергудом и кыргызско-ойратским государством Тадар в Джунгарии в XV в. После поражения от монголов дети Эсеху и Махтум Сулуу (прообраз Каныкей - жены Манаса) ушли - двое в Китай (Ибрагим-онг и Илияс-онг), третий - Амасанджи - в Теңир-Тоо - Или, после чего стало возможным казахское государство - "да не погибнет тюркский эл". Возможно старый сюжет просто совпал с новым и неожиданно Амурсана стал героем.

На самом деле это был Меңгү-кыргыз (Магу-кергуд) - Вечный кыргыз, прообраз Вечного жида - неистребимого - кырылгыз :qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...