Перейти к содержанию
Гость Rust

Хунну - Сюнну - Гунны

Рекомендуемые сообщения

Так во дело в тюркской фонетике. Во-первых, каз. и ног. s^ происходят из *c^ и ничего другого. В башкирском *s^ происходит только из станд.-тюрк. *s^ < *l'. Башкирская форма с s^ ни каким образом не может соответствовать каз. форме с s^, она соответствует только каз. формам с s. Теперь о гласных. Если это было переднерядное слово, то здесь могло быть: *u"n'-, *u"g-, *u"b-, *o"n'-, *o"g-, *o"b-, *eg-, *eb-, *ib-. При заднерядном слове единственно возможно *un'- (сочетаний -jc^-, -jl'- внутри основы не бывает, а только при прозрачном словообразовании). Если верить каз. и ног. формам и  считать баш. слово заимствованным, то варианты реконструкций: *un'c^y/un или *U"n'c^i/u"n, *U"g/bc^i/u"n, *e/ibc^in, *egc^in. Так что данный пример сюда не лезет никаким боком. А про усуней я говорил только про смысловую передачу этноима, а привязывание тюркских ворон не проходит никак фонетически. Кроме того это был бы первый случай передачи тюркского начального заднеязычного как гортанную смычку, причем и спирант был х-, сам знаешь, у китайцев. А в конце слога (*kur'gun) уж ожидалось бы передача, если не хочется *-t или *-r/n, то тогда с помощью иероглифа с поздн.-д.кит. финалью *-c', ведь ничего более похожего не было. Вот.

Собственно, насчет усуней все это только случайные мысли. Все же, чтобы сюжет не повисал в воздухе...

С названиями в современных тюркских вроде так. У кочевых и зеравшанских узбеков это племя называеся уйшун. Род уйшун-митан зафиксирован также в составе каракалпаков. У кыргызов есть родо-племенные образования сары-уйсунь и усон. Натурально, племя сары-усунь - одно из круп­ных образований казахов Старшего Жуза. У башкир название бытует как уйшин или уйшун, входят они в табынскую группу. Такая же группа есть у ногайцев, только точное название я запамятовал. Все эти группы родственные, у них одинаковый набор тамг и прочее.

Генеалогии современных "усуней" восходят к персонажу по имени Уйшин Майкы-бий. Зафиксирован светлый образ этого человека и у Рашид ад-дина, как Джучидов тысячник Майкы-бий (или Майку, или Байку) из племени Хушин (например, Рашид ад-дин, 1952, I, стр. 78; II, стр. 274). Хушин, если только это не особенность графики Рашида, все-таки сравнительно ранняя фиксация, и спирант там, вероятно, что-то отображает.

Впрочем, вопрос остается открытым - онгон этих родов орел, а никакой не ворон. Строго говоря, у башкир есть и род кузгун-катай, вероятно родственный кыргызскому кузугуна-азык, но соотношения этих групп для меня не ясны. С другой стороны, роды кырк, входящие во все усуньские (и табынские) группы, возможно, могли переосмысливаться как карга в народной этимологии... Это скользкая дорожка, я понимаю, но иметь про запас такой факт вовсе не мешает.

И, наконец, довольно близкая форма содержится в татарском диалектном кузан "ворон", в частности, в форме кузан-карга "воронье".

Теперь относительно китайской транскрипции. Тут вот какое дело... Весьма вероятно, что транскрипции усунь и юэчжи это не "настоящие" транскрипции, их основной задачей было донести некий важный смысл. При этом общепринятые прочтения знаков менялись на альтернативные.

Поясню. Усунь это Вороньи внуки, а юэчжи, ясное дело, Лунный клан. Для юэчжи - народа, с которым китайцы сталкивались очень давно и интенсивно, - есть на самом деле несколько транскрипций: юйши, яньчжи и прочее. Эти транскрипции довольно редки, но зато они древнее, чем юэчжи. И вот, уже ранние, восточно-ханьские комментаторы говорят, что знаки в этнониме юэчжи читаются по другому, не так как в нормативном Шовэне. Фаньце Шовэня дает нам что-то вроде *нгат-тэ и такое чтение кого хочешь поставит в тупик. (У первого иероглифа есть еще чтение жоу, его, кстати, сейчас поголовно так и читают, по крайней мере в Китае. Это мало что меняет, потому что ханьское чтение было близким.)

Но нас в тупик завести нелегко. Юйши (юй - нефрит, яшма вообще) - это вполне понятная отсылка на то, что юэчжи торговали хотанским нефритом. А знаками яньчжи еще записывали один горный хребет, сюннуское слово сафлор и сюннуское слово яньчжи, под которым обыкновенно понимают тюркское катун, так называли жен шаньюя. Любопытно, кстати, что последний знак в юэчжи - это как раз клан по женской линии, отцовский клан, как известно будет цзун. Таким образом, в юэчжи нг- "транскрибирует" к-, чего, конечно, быть не может. Стоит ли говорить, что в ханьском чтении янь первого тона как раз и начинается с гортанной смычки? (Другие тоны могут также восходить к нг- и л-). То есть "асуэн, в принципе могло бы отражать что-то типа кузан.

Впрочем, справедливости ради надо заметить, что если для Юэчжи у нас есть глоссы древних комментаторов, то для Усунь глосс нет... Посему все эти рассуждения остаются весьма зыбкими.

Вот еще, про ворон... У туркмен, казахов, башкир, хакасов, а равно и в составе некоторых монгольских народов, есть подразделения с названием куль или кули. Кажется, такие рода были и у уйгуров - кулин и волжских болгар - куль или в составе соба-куль. Нет ли здесь связи с самодийскими, как куле - ворон в койбальском? Было бы крайне любопытно...

Вот еще Dracum... Ты ведь занимался названиями металлов? Посмотри, пожалуйста, вот здесь http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=606 по серебру, может что-то возникнет... .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет китайской гортанной смычки, транскрибирующей иноязычное к-.

Я почитал древнекитайскую реконструкцию Пуллиблэнка, и у него такие примеры, оказывается, тоже присутствуют. Например, та самая шаньюева жена, которая катун, у него получается по-древнекитайски ·at-cie < *·at-tēĥ (Так в его его записи. Точка над строкой здесь гортанный смычный.)

Игорь, к Вам, как специалисту по древнекитайскому, такой вопрос. С какого времени у них вообще тоны появились, и когда развилась система четырекх тонов типа современной северокитайской?

И вопрос Dracum'у. Насколько я понимаю, практически вся реконструкция пратюркских анлаутных глухих и звонких смычных по системе Старостина заключается в проецировании в пратюркскую эпоху современного огузского состояния. Тувинские и тофаларские факты привлекаются (начиная еще от Иллича-Свитыча) для обоснования того, что это правомерно, но по существу не учитываются. Так вот, существуют ли какие-либо толковые объяснения этих самых тувинских и тофаларских рефлексов, которые часто отличаются и от огузских, и друг от друга? И еще турецкого t- в соответствии с туркм., азерб. (и кстати, также всегда тув., тоф.) d- в словах типа taş, tuz, turna и др.? А то реально наблюдаемая картина вызывает у меня подозрение, что здесь не две серии смычных нужно реконструировать, а все четыре, если не пять... :ph34r:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Игорь! Тебя не удивляет, что и в слове "луна" и в слове "яшма" вначале велярный носовой ng-. Не поискать ли что-нибудь в этнонимии Тибета типа *ngec^V? Про усуней опять же замечу, что в случае пратюрк. *l' (реально не обязательно мягкого, а скорее просто глухого латерального) у китайцев была куча возможностей передать как латерал или шипящий (взять хотя бы ран. д.кит. инициаль *sr- или *t.-, *d.-) и абсолютно невероятно передавать это как s- (развитие у части кыпчаков относительно позднее). Думаю, просто считать это слово переводом и не маяться с фонетическими натяжками, тем более и пратюркский *r' был типа чешского r^ или ангилийского r.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Игорь, к Вам, как специалисту по древнекитайскому, такой вопрос. С какого времени у них вообще тоны появились, и когда развилась система четырекх тонов типа современной северокитайской?

И вопрос Dracum'у. Насколько я понимаю, практически вся реконструкция пратюркских анлаутных глухих и звонких смычных по системе Старостина заключается в проецировании в пратюркскую эпоху современного огузского состояния. Тувинские и тофаларские факты привлекаются (начиная еще от Иллича-Свитыча) для обоснования того, что это правомерно, но по существу не учитываются. Так вот, существуют ли какие-либо толковые объяснения этих самых тувинских и тофаларских рефлексов, которые часто отличаются и от огузских, и друг от друга? И еще турецкого t- в соответствии с туркм., азерб. (и кстати, также всегда тув., тоф.) d- в словах типа taş, tuz, turna и др.? А то реально наблюдаемая картина вызывает у меня подозрение, что здесь не две серии смычных нужно реконструировать, а все четыре, если не пять... :ph34r:

Сначала отвечу вместо Игоря, в раннем древнекитайском были ауслаутные гортанные смычки -' и ларингальный спирант -h. Они в большинстве случаев дали восходящий и падающий тон соответственно в среднекитайском. После этого на пути к старо-мандаринскому поотлетали конечные шумные смычные (давая входящий тон) и нейтрализовалось противопоставление по звонкости для начальных шумных (соответственно остались только глухие придыхательные и непридыхательные), перестройка анлаута также влияла на тонирование слова. Таким образом в пекинском теперь четыре, в Фучжоу девять, у дунган или три, или пять тонов и т.д. по диалектам.

Теперь ко мне. "по системе Старостина" - это неверное утверждение. Тюркская реконструкция в EDAL-е сделана не Старостиным (он не является специалистом-тюркологом), а коллективом авторов, опираясь на работы предшественников и собственные разработки, а архаичность именно огузского материала показал в своей работе В.М. Иллич-Свитыч. Огузы также имели и свое вторичное развитие и нейтрализации, хотя более архаичны чем тувино-тофалары и сарыг-югуры в части позиций. Внутри огузских языков не лобовое соответствие! Данный вопрос "из вери компликейтед" и чересчур обширный для заметок на данном форуме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще Dracum... Ты ведь занимался названиями металлов? Посмотри, пожалуйста, вот здесь http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=606 по серебру, может что-то возникнет... .

Игорь, в томе Лексика написано прямым текстом - тюркское слово заимствовано из д.кит. композита *kэm-lie:w, где первая часть - 'металл', а вторая по современным словарям 'сверхчистый, очещенный металл (особенно о серебре)'. К сожалению, издатели там сняли всю иероглифику которая была в статьях. Так что *mul-ы и *ngul-ы для тюрков не нужны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Dracum, спасибо за ответ.

В отношении китайского тоногенезиса принципы, откуда что взялось, мне и так известны. Меня интересует именно хронология: примерно до какого века тонов вообще не было, и когда появились именно 4 северокитайских тона (которые в первоначальном варианте, насколько я понимаю, представляют собой пересечение двух признаков - восходящий/нисходящий и долгота/краткость). Вообще-то интерес к китайским тонам у меня не сам по себе, а как раз в связи со сложностью соответствий глухости/звонкости тюркских анлаутных смычных прикидываю, не могли ли в пратюркском присутствовать тоны (северокитайского типа, т.е. нисходящий/восходящий на кратких и долгих гласных), которые и влияли... В этом случае, видимо, и некоторые сложности с соответствиями гласных могут проясниться... В принципе я на этой гипотезе не настаиваю, тем более сам пока не понял, много ли она объясняет, но если все-таки тоны были, то вероятны ареальные связи с северокитайскими диалектами. Но эти ареальные связи могут быть только при отсутствии противоречащей хронологии и т.д. ...

Теперь ко мне. "по системе Старостина" - это неверное утверждение. Тюркская реконструкция в EDAL-е сделана не Старостиным (он не является специалистом-тюркологом), а коллективом авторов, опираясь на работы предшественников и собственные разработки, а архаичность именно огузского материала показал в своей работе В.М. Иллич-Свитыч. Огузы также имели и свое вторичное развитие и нейтрализации, хотя более архаичны чем тувино-тофалары и сарыг-югуры в части позиций. Внутри огузских языков не лобовое соответствие! Данный вопрос "из вери компликейтед" и чересчур обширный для заметок на данном форуме.

У меня было впечатление, что в EDAL реконструкция тюркских начальных глухих и звонких именно "по Старостину", т.е. точно так, как он предложил в книге "Алтайская проблема и происхождение японского языка". Разве не так? Первопроходец здесь, конечно, Иллич-Свитыч, но он, насколько помню, вообще строгих фонетических законов рефлексации по конкретным языкам в этом случае не устанавливал, а только считал, что если везде звонкие, то и в праязыке был звонкий, а если не везде звонкие, то в праязыке был глухой, который в отдельных языках спорадически озвончался... Опять же, в меру моего разумения, архаичность именно огузского ни у Иллича-Свитыча, ни у Старостина никак не обосновывается. Единственно что рефлексация внутри огузского более однородна, чем в других языках, и это позволяет в большинстве случаев уверенно реконструировать праогузское состояние. Но чтобы переносить его (в основном) в пратюркскую эпоху, нужно показать выводимость из него также тувинской и др. систем. Работы, где показана такая выводимость, мне неизвестны; если они существуют - пожалуйста, подскажите. А то после безуспешных попыток самостоятельно разобраться в закономерностях соответствий мне уже кажется, что просто реконструкция глухих и звонких типа той, что в EDAL, здесь мало что объясняет, даже при тщательном учете позиционного окружения. Вследствие чего нужно или увеличивать количество реконструируемых серий, или вводить какой-то независимый дифференцирующий признак (типа тонов)...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Современные тоны зафиксированы при монголах в словаре рифм пекинской оперы, называется словарь Чжунъюань иньюнь, начало 14 в., по-моему. Разумеется, те же или почти те же явления были при Сун, но традиционно язык сунского времени называется поздним среднекитайским. Почему - непонятно... Неважно, впрочем.

В среднекитайском было четыре тона, названия у них такие же, как в современном путунхуа. Тоны, однако, другие.

(Хм... В путунхуа, собственно, пять тонов - четыре обычных плюс нейтральный. Вообще вопрос тонов не очень однозначный. В шанхайском городском говоре их вообще два, да и сами они что-то вроде японского ударения. В гуандунском технически тонов девять, но в реальности это три тона, которые реализуются на трех тоновых уровнях. Ну, и т.д. Неважно, в общем.)

Так или иначе, зафиксированы среднекитайские тоны в словаре Шэнь Юэ 5 в. Развитие, конечно, происходило ранее - точно с 3 в., насколько мы можем углубляться дальше не вполне понятно, скажем так - первые 5 веков нашей эры.

В отношении собственно древнекитайского сложнее. Про архаические иньские кости и чжоусскую бронзу мы ничего сказать не можем, пока, по крайней мере. А в классическом китайском (Шицзин и дальше), кажется, было два тона - ровный и восходящий. Например, nga "я" и nga "пять", kam "сладкий" и kam "сметь" различались (вторые примеры - восходящий тон). Китайские люди выделяют еще третий "входящий" тон, но в действительности слоги входящего тона отличались не мелодикой, а характером финали, там были -p, -t и -k.

Это такое господствующее мнение. Есть исследователи, и их, в общем, немало, отрицающие наличие тонов в древнем языке. Некоторые отрицают напрочь, в лоб, потому, например, что "я" и "пять" не употреблялись вместе, то есть были омонимами. Другие говорят, что архаический китайский обладал развитой системой аффиксов, а не просто консонантными кластерами (в смысле внутри кластера могла проходить морфологическая граница). Различные сценарии упрощения сочленений аффикс-корень давали впоследствии всякие среднекитайские тоны. Ну и т.д., ранняя тоновая система и просодия - наименее разработанная область древнекитайского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Игорь, в  томе Лексика написано прямым текстом - тюркское слово заимствовано из д.кит. композита *kэm-lie:w, где первая часть - 'металл', а вторая по современным словарям 'сверхчистый, очещенный металл (особенно о серебре)'. К сожалению, издатели там сняли всю иероглифику которая была в статьях. Так что *mul-ы и *ngul-ы для тюрков не нужны.

Вопросов нет. Просто из текста не ясно, что за композит. Ну, первый-то знак дело понятное. А второй какой? Подкинь номерок в БКРС или юникоде... Ну, или опиши как-нибудь, если со словарями нет охоты возится...

И потом... А такой композит точно был? Или это конструкт, который мог реализоваться? Если был, то когда зафиксирован, в каких текстах? Это легко установить, если знак известен...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Игорь, за разъяснение по китайским тонам. А тем реконструкциям, которые Пуллиблэнк в 60-х гг. делал, сейчас насколько можно доверять? Они не очень устарели? (Знаю, что Вы предпочитаете реконструкции Старостина, но просто у меня сейчас под рукой работа Пуллиблэнка есть, а других нет.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пуллибланк вполне неплохой. Вы, вероятно, читали его докторскую в Асиа Майор? Он с тех пор довольно сильно изменил свои воззрения на предмет... Вообще, как Вы понимаете, исследования этого рода опираются на Карлгрена. Их, этих исследований и систем реконструкции, ровно столько, сколько и самих исследователей. По большом счету, однако, все это модификации карлгреновских штудий.

Работа Старостина на этом фоне выделяется, там прослежено сложное диахроническое развитие китайского языка, тогда как у Пуллибланка, например, есть два этапа - язык Шицзина и средневековый язык. Вне зависимости от степени доверия к логике реконструкции Пуллибланка это очень значительное упрощение. Например, уже в 1 в. до н.э. Мэнцзы, писанный в 3 в., уже нуждался в подробном пересказе (едва ли не переводе) на тогдашний язык. А Мэнцзы это классический древнекитайский, до Шицзина там жутко далеко... Поэтому, например, сюннуские глоссы транслитерировать шицзиновскими глоссами не слишком перспективно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Игорю. Да, Пуллиблэнка я читал именно в Asia Major. (Это спасибо Paashaa, который указал онлайновую ссылку на этот журнал здесь в ветке про кетов.) Кстати, у Пуллиблэнка там этноним хуннов для раннего времени восстанавливается в форме *flōŋ-nαĥ, а Вы как-то писали, что звучание было типа *грун-на. Это разные варианта реконструкции или опечатка (в отношении начального согласного)?

Dracum'у. Насчет тюркских глухих и звонких в анлауте мне как раз попалась статья А.В.Дыбо на starling.rinet.ru, так что вопрос свой пока снимаю. По крайней мере, пока в ней не разберусь как следует. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Игорю. Да, Пуллиблэнка я читал именно в Asia Major. (Это спасибо Paashaa, который указал онлайновую ссылку на этот журнал здесь в ветке про кетов.) Кстати, у Пуллиблэнка там этноним хуннов для раннего времени восстанавливается в форме *flōŋ-nαĥ, а Вы как-то писали, что звучание было типа *грун-на. Это разные варианта реконструкции или опечатка (в отношении начального согласного)?

Ну, если Вы посмотрите поздние переиздания этой статьи Пуллибланка, например, русский перевод в сборнике Зарубежная тюркология (в пер. С.Е.Яхонтова), то легко обнаружиться, что и сам Пуллибланк от такой реконструкции отказался. Вместо губно-зубного фрикатива у него тоже стоит звонкий велярный (то ли взрывной, то ли фрикативный, сейчас уже не вспомню за давностью).

Альвеолярный вибрант -р- в инициали тоже под вопросом - он явно был в шицзиновское время, но есть некоторые основания полагать, что к ханьскому (и, вероятно, циньскому) времени он исчез. Напомню, что этноним сюнну достоверно упоминается с Цинь, а раньше везде стоит ху.

Таким образом, мы должны расчитывать на что-то типа *гун-на или *грун-на, если этноним фиксировался в литературном диалекте Сяньяна или Чанъани (это почти одно и то же), где всегда сознательно придерживались архаизирующих установок, в фонетике в том числе.

Это легко перепроверить - в самом начале нашей эры Ван Ман, в пылу переименования всего и вся, назначил новые иероглифы для сюнну и они на коротое время стали обозначаться как гунну (в современном чтении), т.е. *гон-на или *грон-на. Вообще, Пуллибланк очень толковый китаист и то, что он не учел этого факта (уникального в прямом смысле, сюнну ведь с точки зрения китайцев имперский народ, там всегда соблюдался полный этикет и всяческое уважение), свидетельствует только лишь о том, что ему нравилось отождествление сюнну с фрунами и Фроаной из Птолемея, Помпония Мелы, етц, а не логики самой реконструкции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Найден древний город тюрков-Хунну

http://www.chinapage.com/archeology/xiongnu.html

http://www.freerepublic.com/focus/news/766922/posts

The Turkish-speaking Xiongnu tribesmen founded their first steppe empire in the 3rd century B.C. By the time the Qin Dynasty conquered the other six states and began its reign over a unified China in 221 B.C., the nomadic ethnic Xiongnu had grown into a powerful invading force in the north and started expanding both east and west.

Перевод фрагмента:

"...Тюркоговорящие Хунну основали первую степную империю в 3-м веке до н.э. К тому времени династия Цинь завоевала другие 6 государств и начала править над объединенным Китаем в 221 г. до. н.э., эти кочевые этнические Хунну превратились в мощную силу вторгающуюся на север и начинающуюся расширяться на запад и на восток..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, кстати, может кому-то покажется забавным…

Искал я тут в разных старых текстах иноязычные транскрипции с у (которое первый знак в усунь) и вот что подумалось мне. Был такой народ хуцзе, его покорили сюнну где-то во времена Лаошана. Или Маодуня, время не вполне ясно, но очевидно, что до сюннуско-ханьской войны.

Хуцзе имеют еще одну транскрипцию – Уцзе, и знак у это такой же «ворон» как и в усунь. То есть звучание в ханьском древне-китайском было что-то вроде ха-гиат или га-гиат < Хагар. Да простит мне Зараустра варварское переложение кириллицей.

Точное расположение этих уцзе неизвестно, ясно лишь, что они были где-то за Гоби, очень далеко на севере или северо-западе. Весьма возможно это первое упоминание этнонима Огур-Огуз.

Возможно ли такое отождествление? Почему нет… В тех же примерно местах и в те же времена у нас есть народ синьли, который позже назывался сюэ*, а в орхонских надписях сир…

*(Сюэ в русской литературе обыкновенно пишется се – как в композите сеяньто, - это ошибка, идущая от о.Иакинфа.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если уцзе-это огуры, то динлины (теле) разве не одинаковые с ними? Предки всех тюркских народов, как и ранее говорил Д,Г,Савинов притсуствуют среди северных племен покоренных Джучи. Это и гяньгунь-кыргызы, синьли-сиры, динлины-теле и уцзе. Значит ли это, что сами хунну говорили на проточувашском или протоякутском языке? Если написание столь кардинально отличается от звучания, то, как будет выглядеть иероглиф скажем Гули-гань?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Rene Grousset "Empire of the Steppes"

p.xxiii

7-я строка снизу:

"...это были скорее Хунну (Hsiung-nu), которые под именем Гуннов (Huns) пришли установить прото-Тюркскую империю в южной России и в Венгрии. (Венгерская степь является продолжение русской степи, так же как и русская степь является продолжением азиатской)..."

с.20 (второй абзац):

"Согласно китайскому историку Ssu-ma Chi'en это случилось во второй половине 3-го века до н.э. когда Хунну стали единой сильной нацией. Они были предводимы лидером под названием шанъю, чей полный титул записывался по-китайски как Ченг-ли Ку-ту Шан-ю - что переводится с китайского как "Величественный Сын Неба" В этих словах можно найти "Тюрко-Монгольские" корни: "Ченг-ли" -это транскрипция Тюркского и Монгольского слова "Тенгри" - Небо. У шанъю служили два сановника - королевские "ту-чи", что происходит от Тюркского слова doghri - прямой, верный..."

с.21, 3 строка сверху:

"...Эта нация кочевников, народ на марше, была организована как армия. Общая ориентация была на юг, так же привычно как и у "Тюрко-Монгольских" народов; такой же феномен наблюдался у потомков Хунну - Тюрков 6-го века н.э., как и у "Монголов" Чингиз хана."

с.23 - середина:

"...Они ели только мясо (привычка который произвела глубокое впечатление на гораздо более вегетарианских китайцев) , одевались в кожи, спали на мехах и жили лагерями в войлочных юртах (tents). Их религией был неопределенное шаманство основанное на культе Тенгри, или Неба, и поклонении определенным священным горам. Их шанъю - верховный монарх - собирал их всех осенью ("время года когда лошади тучны") для пересчета людей и животных..."

с.24, 4 строка сверху:

"Что касается лингвистическкой позиции Хунну среди "Тюрко-Монгольской" группы народов, некоторые писатели, такие как Kurakichi Shiratori склонны относить их к Монголам. Pelliot, напротив, исходя из нескольких взаимных проверок которые удалось сделать из китайских транскрипций, считает, что весь этот народ был Тюркским - особенно их политические лидеры."

Рене Груссе "Империя Степей" Глава 2

с.80, 9 строка снизу:

"...И наконец, как было мы только что видели, Гунны Европы, которые без сомнений были Тюркского типа (of Turkic stock), овладели Русскими степями в регионе прилегающем к Азовскому морю и устью Дона, хотя соперничество их двух орд - Кутригуров на западе и Утургуров на востоке - подрывало их мощь.

Среди вассалов Жуань-Жуаней были, как говорят китайцы, Ту-кюе (звучит более верно чем общепринятое в России Ту-цзюе, Tu-chueh - прим.А.) - Тюркское племя, которое дало свое имя целой группе наций разделяющих общий язык. Пельо говорит, что китайское имя Ту-кюе должно представлять собой Монгольскую (Жуань-Жуань) множественную форму "Тюркют" от единственного "Тюрк". Буквально это означает "сильный". Согласно китайским летописцам, тотемом Ту-кюе был волк. Они были потомками древних Хун-ну (Hsiung-nu) - факт вскрытый и подтверждаемый их прото-Тюркским характером, приписываемым Гуннам Пельо. В начале 6 века Ту-кюе, по всей видимости, населяли регион Алтая, где они занимались металлургией: "торговля кузнеца" . Власть Жуань-Жуаней была вскоре ослаблена гражданской войной, которая к 520 году почти привела к столкновению между их каганом Анакуэем (A-na-kuei) и его дядей Поломеном (Po-lo-men) - правителями восточной и западной орд, соответственно. Она досталась Анакуэю (522-552 гг.), как единственному живому властителю ханства для подавления неподчиняющихся вассальных Тюркских племен. В 508 году одно из этих племен - Као-киу - теперь оно может быть идентифицировано как Толос или Толач - кочевники пастбищ к югу от Алтая вблизи Урунгу и, по-видимому, предки Уйгуров (не путать с современными уйгурами - прим.А.), победили Жуань-Жуаней. В 516 году, однако, Жуань-Жуани убили короля Као-киу и принудили это племя к подчинению. В 521 году Као-киу снова тщетно попытались воспользоваться гражданской войной среди Жуань-Жуаней чтобы восстановить свою свободу. Вскоре после 546 года, когда они планировали новое восстание, они были остановлены Ту-кюе, которые несмотря на общее происхождение, законопослушно предупредили их общего сюзерена - кагана Жуань-Жуаней Анакуэя об этом плане. В качестве награды за свою службу лидер Ту-кюе, который известен и по своему Тюркскому имени Бумин, и по его китайской транскрипции Тюмен (T'u-men) - потребовал руки принцессы Жуань-Жуаней. Анакуэй отказался. Тогда Бумин заключил союз с династий Си-Вей Тоба - надо сказать что они были Тюрками - тогда правивших в Чангане в северо-западном Китае. Хотя и полностью китаизировавшиеся, Тоба могли еще сохранить чувства родства с Тюркским сообществом. В любом случае, они должны были быть рады союзу, который позволил им нанести удар по старым врагам - монголам Жуань-Жуань, и они дали Бумину руку одной из своих принцесс (551 г.). Окружив таким образом монголов Жуань-Жуань, Бумин полностью разгромил их, доведя Анакуэя, их кагана, до самоубийства (552 г.). Остатки ЖуаньЖуаней оставили Монголию (Тюркам - прим.А.) Ту-кюе и бежали к китайской границе, где двор Пей-Чи, преемников Тунг-Вей (других Тюрков Тоба - прим.А.), учредил их в качестве охранников границы.

Таким образом, имперская территория Монголии перешла от Жуань-Жуанея к Ту-Кюе, или от Монголов к Тюркам. Бумин принял императорский титул кагана. Месторасположение новой империи находилось в верховьях Онона - в гористом регионе, который со времен древних Хун-ну и до времен Чингизидов часто выбирался этими ордами в качестве их командного поста.

Бумин каган, Тюркский герой, ненамного пережил свой триумф (552 г.) и по его смерти его владения были поделены. Его сын Мухан получил Монголию и его императорский титул (553-572 гг.). Так был основан каганат восточных Ту-кюе. Младший брат Бумина - Истами (по-Тюркски) или Ши-тие-ми (в китайской транскрипции) унаследовал княжеский титул йабху (yabghu) вместе с территорией Джунгарии, Черного Иртыша, Имиля, впадин Юлдуза, Или, Чу и Таласа. Так был основан каганат западных Ту-кюе."

"Лидер западной части, Истами, сражался в районе Таласа с Эфталитами. Для того чтобы взять их с тыла, он заключил договор с их старыми врагами - Персами, в то время управляемыми Хосроем I Аноширваном - самым великим представителем династии Сасанидов. Истами закрепил пакт, выдав одну из своих дочерей замуж за Хосроя. В результате нападения с севера Тюрков и с юго-запада Персов, Эфталиты были побеждены и исчезли (около 565 г.). Часть из них - кочевники Аральского региона - на северо-западе - бежали на Запад; это может быть были они - более вероятно, чем остатки Жуань-Жуаней - те, кто под именем Уархонитов и Аваров основали новое "монгольское" ханство в Венгрии. В последующий период эта орда, изгнанная из Азии, и известная греческим и латинским писателям под именем Аваров, терроризировала Византийскую империю и Германский запад, до того как их разгромил Шарлеман (или Каролинг - прим.А.). (В историческом атласе Harper Collins Atlas of the World History, ed.by Geoffrey Barraglough, Borders Press, 1998, на с.94 говорится что Авары были Тюрками -прим.А.)

Владения Эфталитов были поделены между западными тюрками и Сасанидами. Лидер тюрков Истами взял Согдиану, в то время как Хосрой I Аноширван захватил Бактрию - терра ирредента (невоссоединенная земля - прим.А.) Иранизма. Между 565 и 568 гг. Бактрия была восстановлена для Сасанидской империи. Возврат был однако недолог - Тюрки (Ту-кюе в тексте - прим.А.) вскоре взяли Балх и Кундуз - т.е. ту же самую Бактрию - у Сасанидов, своих недавних союзников.

Таким образом, эти два Тюркских образования раннего средневековья приобрели свою определенную форму: ханство восточных Тюрок, основанное каганом Муханом в Монголии с центром возле будущего Каракорума в верховьях Онона, и ханство западных Тюрок на Или и в западном Туркестане, с летними кочевьями в верховьях Юлдуза к северу от Кара Шара и Кучи, и с зимними - на берегах Иссык-Куля или долине Таласа. До этого момента, если можно говорить о границах этих существенно кочевых империй, то эти границы были обозначены великим Алтаем и горами к востоку от Хами.

С начала правления Мухана (553-572 гг.) восточные Тюрки имели мало противников. В 560 г. или около того, они победили Киданей, "монгольскую" орду, которая оккупировала западный берег реки Ляо недалеко от современного Джехола скорее всего с середины 5-го века. В северном Китае король Чангана Пей-Чоу смиренно попросил руки дочери Мухана. Мухан в это время явно играл роль арбитра между двумя королевствами - преемниками империи Тоба (около 565 г.)

Истами - йабху или хан западных Тюрок, который правил с 552 по 575 гг. известен Табари как Синжибу и византийскому историку Менандеру как Силзибул - искажение титула "йабху". Византия хотела заключить с ним союз. Действительно, теперь на Оксе (т.е. Аму-Дарье - прим.А.) Тюрки стали непосредственными соседями Сасанидской Персии, и это было в интересах Византии действовать совместно с Тюрками. Истами, который был чрезвычайно умным человеком, думал воспользоваться своим положеним на перекрестках Азии, для того чтобы получить свободу торговли шелком через Персию от границ Китая к границам Византии. С этой целью согдианец по имени Маниах (в Ц.Азии согдианцы были лучшими проводниками караванов того времени) посетил Хосроя I Аноширвана от имени Истами. Желающая продолжать удерживать монополию торговли шелком Персия отвергла эти подходы. Истами тогда решил решить дело напрямую с Византийцами против Персии. В 567 г. он послал того же Маниаха ко двору Константинополя (обходным) путем через нижнюю Волгу и Кавказ. Император Юстиниан II должно быть сильно заинтересовался предложениями Тюркского посла, что к моменту возвращения домой в 568 г. его сопровождал Византийский посол Земархос (Земарк). Истами принял Земархоса в своей летней резиденции к северу от гор Ак-таг - т.е. Тянь-Шань - в глубокой долине верховий Юлдуза к северо-западу от Кара Шара. Твердый союз был заключен против общего врага - Сасанидской Персии. Сасанидский посол, который было появился при этой встрече, был живо эскортирован прочь, и Тюркский король (king) объявил войну Персии. В 572 году Византия сама вступили в войну против Персии, которая продолжалась 20 лет (572-591 гг.). Все это время западные Тюрки и Византия поддерживали тесные связи. В то время как Земархос был в пути домой через низовья Волги, Кавказ и Лазику, Истами послал второго посла, Ананкаста, в Константинополь. В свою очередь, Византия одного за другим посылала ему своих послов - Евтихия, Валентина, Геродиана и Павла Киликийского."

"Эти послы позволили Византии получить довольно точное представление об обычаях и верованиях Ту-куе - "Тюрков", Феофилакт Симокаттес писал: "они содержат огонь в очень большом почете". Действительно, влияние Иранского Маздакизма даже вызвало принятие ими бога Ормазда или Ахура-Мазда. "Они также благоговеют перед воздухом и водой", фактически, преклонение Чингизидов перед текущей водой достигало таких масштабов, что мусульманские омовения и стирка в ней одежды были запрещены, кроме как при определенных условиях. "Но только создателю неба и земли они поклоняются и зовут Богом, принося ему в жертвы коней, быков и овец." Это был в действительности культ Тенгри - Неба в в священном аспекте - обычный для всех древних "Тюрко-Монгольских" народов. Наконец, то что Феофилакт говорит об "их священниках, которые, как им кажется, предсказывают будущее" относится к "Тюрко-Монгольским" шаманам, которые продолжали иметь большое влияние и во времена Чингиз хана.

В 576 г. Византийский император Тиберий II еще раз послал Валентина как посла к западным Тюркам. Но ко времени его прибытия в королевскую резиденцию на верхнем Юлдузе, Истами умер. Его сын и наследник Тарду (575-603 гг.) - Ta-t'ou в китайских историков - был очень рассержен из-за того что Константинопольский двор заключил договор с Аварами, т.е. с остатаками Жуань-Жуаней или, более вероятно, Эфталитов, которые бежали в Южную Россию. Тарду поэтому встретил Валентина очень холодно. Более того, в качестве репрессивной меры за то, что он рассматривал как разрыв Византией союзных отношений, он послал соединение Тюркской кавалерии под командованием некоего Бохана против Византийских поселений в Крыму. С помощью Анагая - последнего лидера Гуннов-Утургуров, Бохан осадил Визинтийский город Боспорус или Пантикапей вблизи Керчи (576 г.). Также, в 581 г. Тюрки были у стен Херсонеса, и до 590 г. они не покидали эти земли.

Эта ссора между западными Тюрками и Византией не остановила первых от продолжения войны с Персией. В 588-589 гг. они вторглись в Бактрию или Тохаристан и далеко продвинулись - до Герата. Если бы они были отбиты Персидским героем Бахрамом Чобином, как настаивает персидская традиционное (сказание), они должны были определенно воспользоваться гражданской войной, которая разразилась в 590 г. между Бахрамом и Хосроем II Парвизом. В действительности, претерпев самое худшее от этой войны, Бахрам в конце концов получил убежище у них, и без сомнений к этому времени они уже завершили захват Тохаристана к северу от Гиндукуша . В любом случае, в 597-598 гг. эта земля со своими столицами Балх и Кундуз, больше не принадлежала Персии , а была зависимой от западных Тюрков. В 630 г. когда китайский пилигрим Hsuang-tsang совершил свое путешествие , Тохаристан был уделом тегина или Тюркского князя живущего в Кундузе - он был сыном хана западных Тюрков.

Т.о. в момент когда на Дальнем Востоке чисто китайская династия Sui объединила бы наконец Китай (в 589 г.), после трех веков раздробленности, Центральная Азия оказалась поделенной на две обширные Тюркские империи: империю восточных Ту-куе, простиравшаяся от Маньчжурской границы до Великой Стены и оазиса Хами; и империю восточных Ту-куе, которая протянулась от оазиса Хами до озера Арал и Персии, от которой она была отделена границей к югу от Окса (Аму-Дарьи - прим.А.) и между реками Окс и Мерв. Весь Тохаристан к северу от Гиндукуша был заключен в политически Тюркскую территорию.

Письмена Куль-тегина в Кошо-Цайдаме, сочиненные столетием позже, чествуют в эпических терминах этот пик Тюркского величия:"

"Когда голубое небо вверху и темная земля внизу были созданы, между ними были созданы сыновья человеческие. Над сыновьями человеческими были предки мои - Бумин каган и Истами каган. Став во главе, они стали управлять и учредили империю и органы управления Тюркского народа. В четырех углах света они имели много врагов, но организовав походы армий они подчинили и умиротворили много народов в четырех сторонах света. Они заставили их склонить свои головы и согнуть колени. Они двинули нас на восток до лесов Кадырхана (Хинганские горы) и назад (или на запад) к Железным Воротам (Трансоксианы) (т.е. междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Даоьи - проим. А.). Во всех землях между этими самыми крайними точками Синие Тюрки (Blue Turks) держали полновластие. Они были мудрыми каганами, храбрыми каганами-героями; все их командующие были мудрыми и храбрыми; все их благородные люди (nobles) и весь народ были справедливыми (righteous)."

Моральная концепция заключенная в этом знаменитом пассаже заимствована из древней космогонии, которая сформировала основу Тюрко-Монгольского шаманизма. Принципы этой космогонии были очень простыми согласно резюме Томсена. Вселенная состоит из ряда уровней - один выше другого. Семнадцать верхних уровней образуют небеса, или владения Света, а семь или девять нижних уровней образуют нижний мир, или место Тьмы. Между ними лежит поверхность земли, где живут люди. Небо и земля подчиняются верховному существу, которое проживает на самом верхнем уровне неба и которое известно под именем Божественное Небо, или Тенгри. Небо также является местом, где проживают добродетельные души, а подземный мир - это ад для грешников. Тюркская мифология насчитывает много других божеств, одно из них - богиня Умай - защитница детей. В дополнение, многочисленные духи населяют "землю и воды" (здесь были йер-суб или современные Тюркские йар-су)(по-казахски - жер-су - прим.А.). Заметными среди последних были феи, живущие в холмах и ручьях, которые считались священными местами, и культ которых был увековечен в практике и законах Чингизидов.

Китайские историки дали физический портрет Ту-куе. Автор писавший в 581 г. так описывает их:

"Они позволяют своим волосам лежать свободно и проживают в войлочных юртах. Они двигаются от одного лагеря к другому согласно найденной воде и пастбищам в каждом месте. Их основное занятие - это разведение скота и охота. Они оказывают мало внимания своим старым людям (ссылка 18 на с.561: Пример Тонъюкука показывает что это китайское обвинение часто необоснованно), в то время как людей в расцвете жизни они высоко ценят. Они не знают ритуалов и правосудия, и в этом отношении напоминают древних Сюн-ну (Hsiung-nu). Их высшими офицерами являются "е-пу" (йабгу, yabghu) , "ше" (шад, shad) и те-к'ин (tekin, tegin), су-ли-пат и то-тун-пат (tudun) и другие меньшие должностные лица. Эти общественные официальные лица образуют двадцать девять отдельных классов, и все назначения являются наследственными. Их оружие состоит из лука, стрел, свистящих стрел, нагрудного щита, пики, сабли и меча. На своих поясах они имеют орнаменты - выдолбленные или изваянные в рельефе. На верху флагштоков у них - золотая голова волчицы. Королевские вооруженные люди называются "фу-ли" - слово означающее волк (как "бури"). Когда человек умирает, каждый из его родственников убивает овцу или лошадь и кладет ее перед своей юртой как бы принося ему жертву. Они объезжают верхом семь раз вокруг юрты, произнося печальные плачи и когда они подходят к двери юрты они царапают (режут) свои лица ножами так что видно, что кровь течет вместе с изх слезами. В день похорон родственники и близкие приносят жертвы, скачут галопом на лошадях, царапают лица так же как в день смерти. После похорон камни ставятся на могилу пропорционально числу врагов убитых усопшим. После смерти отца, старшего брата или дяди, сын, младший брат или племянник женятся на вдове и сестрах. Ханская юрта открывается на восток из уважения к этой части света на которой восходит солнце. Они боятся демонов и духов и верят в колдунов (шаманов). Для них честь - умереть в бою, и стыд - умереть от болезни."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Павел Степанович Назаров. Русский, родился в Оренбурге, с детства знал казахский язык и казахский традиционный образ жизни, высокообразованный человек, закончил МГУ в царские времена, боролся с большевиками в Туркестане, затем скрывался у казахов, узбеков, кыргызов, бежал в Китай, оттуда на Запад.

http://www.us.oup.com/us/catalog/general/s...E5MjgwMzY4OQ==#

Эту книгу можно купить недорого на www.hamiltonbook.com

Paul Nazaroff "Hunted Through Central Asia" Oxford University Press 1993

First published 1932

с.286-288

На бескрайних просторах Азии, где рассеяны кочующие казахи, их образ жизни и их своеобразная культура развивались сквозь тысячилетия существования в открытой степи, и были едиными и в пространстве и во времени. Эти кочевники свободно передвигались по равнинам по своей собственной воле, и так же как в открытом море, казахам ничто не препятствовало перемещаться от Тянь-Шаня в степи Сибири, Урала или Волги, кроме, разумеется, сегодняшнего большевистского правительства.

Эта свобода и мобильность кочевников степи выработали их своеобразную культуру, характер и образ жизни, и сыграли очень важную роль в истории Азии, которая еще как следует не оценена историками и недостаточно ими изучена. Она глубоко повлияла на судьбу России, и даже Западная Европа, без сомнения, не избежала ее влияния. Жгучие пески Египта, долины Месопотамии, Палестины (мириады всадников Гога и Магога) и Индии, и долины России и Центральной Европы и даже Шалон, Каталаунские долины Франции, Эллады, а также и Рима - все они видели предков наших сегодняшних казахов - хотя и под другими именами - такими как скифы или массагеты, гунны, половцы, кипчаки, куманы, печенеги, аланы, тартары и т.д. Везде их вторжения оставили свои следы - не только разрушительные, но иногда они изменяли курс исторического развития и повлияли на кровь, язык, характер, манеры и обычаи народов, с которыми они входили в контакт. Так же как норманы распространили свое влияние на Запад, эти кочевники степей Азии сделали то же самое на Востоке. Широкий пояс травянистых долин вдоль Старого континента, который дал рост своеобразному типу тюрков-кочевников и их неразлучному товарищу - степному коню, оказал громадное влияние на судьбы оседлых народов и самой цивилизации.

Все дальние вторжения и "переселения народов" стали возможны благодаря единственному фактору до сих пор игнорируемому историками - и этот фактор - степной конь. Это животное обладает наиболее ценными качествами, такими как преодоление усталости, бесконечная выносливость, и способность к тяжелой работе с питанием только на зеленом корме, т.е. просто пасясь, в то время как другие породы на это не способны, будучи зависимыми от наличия зерновых. Эти выдающиеся качества степных лошадей были высоко оценены и широко использовались великими военными лидерами Азии - завоевателями Чингиз ханом, Тамерланом и другими (см. Иванов "О военном искустве монголо-татар" - малоизвестная, но чрезвычайно интересная работа, и две мои статьи "The Scythians Past and Present" "Edinburgh Review" July 1929, pp.108-122, and "The Sons of Gog" "English Review" March 1930), которыми объясняется секрет их успеха.

Пределы достижения и завоевания бесчисленных орд Азии зависели не от силы сопротивления подчиненных народов, не от их армий - они определялись только лишь пределами распространения влажных пастбищ - холодной сыростью на севере и тропической жарой на юге долин Индии, которые были смертельными для лошадей казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если уцзе-это огуры, то динлины (теле) разве не одинаковые с ними?  Предки всех тюркских народов, как и ранее говорил Д,Г,Савинов притсуствуют среди северных племен покоренных Джучи.  Это и гяньгунь-кыргызы, синьли-сиры, динлины-теле и уцзе.  Значит ли это, что сами хунну говорили на проточувашском или протоякутском языке? Если написание столь кардинально отличается от звучания, то, как будет выглядеть иероглиф скажем Гули-гань?

Василий, ну откуда же можно заключить, что узце и динлины это одно и то же? Отчего ж их по-разному называют тогда? Никаких синьли или уцзе Джучи не покорял, мне кажется Вы это прекрасно знаете – между ними 15 веков довольно бурной истории.

Языком сюнну (точнее общим койнэ, которым пользовались в государствах сюнну) скорее всего был общетюркский, и конечно такой язык можно назвать протоякутским, проточувашским или протокараимским. Не уверен, впрочем, что от такого наименования будет много толку… А кроме того, мы знаем и про другие тюркские языки того времени, как, например, язык телэ.

Гулигань, как мне кажется, вполне достойно транскрибирует курыкан. Я когда-то видел и другой вариант, но на память не скажу, чтобы не попасть впросак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Игорь, вы говорили о раскопках хуннского города в Ордосе, мне интересно , какую письменность применяли в управлении государством хунны, живя с китайцами бок о бок? Попав под культурное влияние китайцев хунны не пытались как корейцы и японцы создать свои иеро :rolleyes: глифы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жизнь становится веселее, но загадочнее.

Прислал мне товарищ китайскую статейку. Хорошая статья, посвящена тамгам и всяким знакам сюнну. Значков этих полном полно и вообще работа вышла познавательная, однако окончание ее меня позабавило больше всего.

Автор пишет о переписке с одним монгольским археологом (из Халхи, не из Внутренней Монголии, фамилию, конечно, из иероглифов восстановить затруднительно, но фамилия приводится). Монгольский человек утверждает, что его экспедиция нашла образцы сюннуской письменности и это архаическая руника.

Не встречалась ли нашим монгольским друзьям какая-нибудь новость на этот счет? Я был бы крайне признателен, если бы что-то удалось узнать…

Замечу, что китайская статья вышла в 2002 году, то есть до того, как в китайских газетах опубликовали заметку о сюннуской рунической письменности.

А вот, кстати, для интереса… По своей скверной привычке я смотрел в библиотеке материалы раскопок и обнаружил вполне удивительную вещь. Много лет назад в Турфане обнаружили в числе прочих предметов остатки глиняного сосуда с согдийской надписью. То есть буквы согдийские, а надпись по-согдийски не читается. Ну, положим, это китайцами не читается, а наше дело телячье - надпись на тюркском согдийскими буквами.

Но это не главное. Главное в том, что там есть параллельная запись: китайскими иероглифами, написан девиз правления и еще что-то. И вот, оказалось, что а) девиз правления не китайский, а вовсе жужаньский и б) относится он к 480 году. То есть на 102 года раньше Бугутской стелы. Это самый ранний на сегодняшний день образец тюркской письменности.

А вот еще… В той же горе старых журналов нашел я нечто поразительное. В Сиане, в бывшей ханьской столице, раскопали могилу одной женщины, говорят, жены последнего шаньюя южных сюнну. Погребение, в общем, так себе, видать не слишком он ее любил, а может китаянку молодую завел. Неважно. Потому, видимо, и заниматься разбором материалов никто особо не стал. А зря.

Тут вот какая вещь – фамилия этой женщины была Ань. Так называли выходцев из Бухары. Однако ж доподлинно известно, что шаньюи женились только на женщинах из определенных сюннуских родов, и фамилии этих аристократических кланов нам отлично известны. Мы между прочим знаем и то, что в Бухаре веками правил один и тот же род, их звали Чжаоу.

А это в свою очередь с высокой степенью вероятности значит, что в Бухаре (и еще восьми городах Мавераннахра) сюнну составляли правящую страту. Со 2 в. до н.э.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот, кстати, для интереса… По своей скверной привычке я смотрел в библиотеке материалы раскопок и обнаружил вполне удивительную вещь. Много лет назад в Турфане обнаружили в числе прочих предметов остатки глиняного сосуда с согдийской надписью. То есть буквы согдийские, а надпись по-согдийски не читается. Ну, положим, это китайцами не читается, а наше дело телячье - надпись на тюркском согдийскими буквами.

Но это не главное. Главное в том, что там есть параллельная запись: китайскими иероглифами, написан девиз правления и еще что-то. И вот, оказалось, что а) девиз правления не китайский, а вовсе жужаньский и б) относится он к 480 году. То есть на 102 года раньше Бугутской стелы. Это самый ранний на сегодняшний день образец тюркской письменности.

Игорь, а Вы не могли бы привести здесь транслитерацию или транскрипцию этой жужаньско-тюркской надписи согдийскими буквами? И указать название и номер археологического журнала, где она опубликована? А то ведь интересно, как выглядел тюркский язык в 5 веке...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Опубликована она была дважды, как я понимаю, но в жутких, провинциальных местах. Я видел публикацию в бюллетене Тулуфань каогу цзяньбао, то бишь Краткие сообщения об археологии в Турфане. Там же была еще ссылка, я ее куда-то записал, но сейчас уж не найду в компьютере. Собственно, и публикация-то страшненькая, там ведь культурная революция была в то время.

Ну и вот. Это четыре деревянных обломка (я выше написал глиняные, видать думал о чем-то возвышенном). Один относится к 420 году, на них всякие китайские значки и на обратной стороне транслитерация некоторых из них согдийскими буквами. Ясное дело, на каком языке написано нам не ведомо, это может быть согдийский, жужаньский или тюркский по здравому размышлению. А может заезжий китаец решил выучить чужую грамоту. А может оригинал был туземный, а китаец переводил. Например, замышляя смуту против жужаней. Темна вода в облацех.

И еще три относятся к 480 году, потому что там русским китайским языком написано "17 год Юнкан". 17 - это последний год эры правления под девизом Юнкан и это жужаньский девиз правления. На следующий год жужаней из Турфана вытурил сюнусский Цзюцюй Мэнсунь. с именем которого скорее всего нужно связывать возвышение тюрок. Если не учитывать, что по общему мнению тюрок в 460 году жужани переселили на Алтай. Ну, вероятно, до всех руки не дошли, коротки оказались рученки.

Что же до транслитерации то, там, в общем, нет цельной надписи. Вероятно, это был перевод какого-то договора или указа (или пометки к нему), потому что там а) девиз правления, вещь весьма официальная, б) упомянут некий дажэнь - "вождь, предводитель" - (и дана его правильная транслитерация "тайрин") и в) перечисление круга лиц. Имена этих лиц вовсю встречаются в позднейшей традиции для обозначения тюрков - Оруз там и прочие. Дважды ясно встречается слово "киши" и один раз "тегин". Тегин, конечно, можно отнести к эфталитам, но те в последней четверти 5 в. были, кажется, уже в Бактрии и Тохаристане. А, пожалуй, и в Северной Индии. В любом случае киши ясно свидетельствует в пользу тюрков или очень близких к ним народов.

Надпись произведена согдийским курсивом, твердой, по всему привычной рукой, инструментом послужила кисть с черной тушью. Обмеры обломков не сообщены. Обретены они были в погребении, о характере погребения я сведений не нашел.

Собственно, я полагаю, что если в запасниках в Синьцзяне посидеть, то там этого добра должно еще найтись немало...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...