Гость pts Опубликовано 14 февраля, 2005 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2005 а что известно насчет происхождения этнонима (или не этнонима) хунну? если хунны прототюрки, не выводят ли это название от слова "кюн"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Байрам Опубликовано 15 февраля, 2005 Поделиться Опубликовано 15 февраля, 2005 Кое-что о гуннах, отделившихся от "хунну" и предпринявших великое переселение народов: "Гунны делились на многочисленные племена, которые обнаруживают параллели с названиями туркменских племен: а к а ц и р ы (огузо-туркм. а г а ч э р и – «лесные люди»), влившиеся в состав Сельджуков и игравшие большую роль в туркменском государстве Ак-гоюнлы. Акациры занимали степи Восточной Европы, где составили племенной союз. Император Феодосий II (408-450 гг.) желал привлечь их на сторону Византии против других гуннских племен. Для этого он отправил им дорогие подарки. Однако царь Гуннов Аттила узнал об этом и, устранив непокорных, поставил в 448 г. над ними своего сына Эллака. " Полный текст статьи о паралеллях гуннских и туркменских племен под названием "Гунны" можной прочитать на url http://turkmenhistory.narod.ru/shejere.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BlackWolf Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 http://www.white-history.com/hwr18.htm Zdes' gravyura Attily. Po-moemu tipichnyi mongoloid. Kakoe znachenie na tyurkskom imeet imya Attila? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 что за расисткий сайт? Аттила от Атлы, т.е. конный (наездник) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 Zdes' gravyura Attily. Это более поздний рисунок. У Аттилы вообще было много портретов. Почти все они были написаны через много лет спустя его эры. http://images.google.com/images?sourceid=n...GLD:en&q=attila Kakoe znachenie na tyurkskom imeet imya Attila? Предположительно от Атил, Итил, Едил - тюркское название Волги. В средневековых восточных источниках Волгу так и называли - "Атил". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BlackWolf Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 Sait rasistskii, s etim ya soglasen. Govoryat, chto drevnee nazvanie Volgi - Itil', proishodit ot imeni Attily. Na mongol'skom Volga nazyvaetsa Ijil, chto oznachaet "pohojyi, odinakovyi". Sinonimom slova "ijil" yavlayaetsa "adil" /adali - na staromongol'skom/. Po moemu eto odno i toje slovo. Tak vot menya interesuet kak budet slovo "pohojii, odinakovyi" na tyurkskih yazykah? I kak perevoditsa imya brata Attily, Bely s tyurkskogo? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 Белы? может Бледа? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BlackWolf Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 Tochno, Bleda. Sorry zabyl. I kak ono perevoditsa? A takje kak budet slovo "chelovek" na tyurkskom? Ne mogli by vy snabdit' menya spiskom 24 plemen, vhodivshih v sostav Hunnu. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 Tak vot menya interesuet kak budet slovo "pohojii, odinakovyi" na tyurkskih yazykah? I kak perevoditsa imya brata Attily, Bely s tyurkskogo? Дам казахские слова. Похожий, odinakovyj - у'к'сас, бірдей Человек - адам Если что еще интересно посмотритe в русско-казахском словаре http://www.sozdik.kz Насчет гуннских имен, то очень сложно их переводить с тюркских языков, поскольку эти имена дошли до нас через нетюркские источники и в весьма искаженном виде. Аттила, Рутила, Бледа и т.д. наверняка в оригинале эти имена звучали совсем по-другому. Хотя вот гуннское имя Мундзук (отец Аттилы) звучит как тюркское. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BlackWolf Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 Imya otsa Attily pohoj na mongol'skoe slovo MUNDAG - udaloi, chempion, gigant. A ne kajetsa li strannym, chto mongoly nazyvayut Attilu Ijil khanom, i ne yavlyaetsa li eto hotya by kosvenno dokazatel'stvom mongoloyazychnosti hunnov, ne gunnov. Gunny prosto mogli sohranit' i ispol'zovat' imena, kotorymi pol'zovalis' ih predki, no pri etom razgovarivat' na drugom yazyke. i naskol'ko ya ponyal reka volga nazyvaetsa po tyurkski, esli perevesti konnyi vsadnik ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 A ne kajetsa li strannym, chto mongoly nazyvayut Attilu Ijil khanom, i ne yavlyaetsa li eto hotya by kosvenno dokazatel'stvom mongoloyazychnosti hunnov, ne gunnov. Нет, не кажется. Казахи называют Аттилу "Едiл хан". И что теперь ? i naskol'ko ya ponyal reka volga nazyvaetsa po tyurkski, esli perevesti konnyi vsadnik ? Версию с "атлы" (конный), высказанную выше, можно было бы связать с Атли - искажением имени Аттилы в германо-скандинавской саге «Старшая Эдда», но это не что иное как искажение настоящего имени Аттила. Имя свое Аттила скорее всего получил от реки Атил (Волга). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BlackWolf Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 Po mongol'ski slovo chelovek budet HUN /HUMUN na staromongol'skom/, schitaetsa chto protoformoi etogo slova byla HUUN. V kitaiskom yazyke otsutstvuyut dolgie glasnye i zvuk "U s dvumya tochkami naverhuu" , takim obrazom v kitaiskom proiznoshenii slovo HUUN budet nechto pohojee na XYUN. Kitaitsy ispol'zuyut ieroglif XIUN - "dikie, varvary" s dobavleniem ieroglifa NU -"raby, slugi". Tak chto ya schitayu Hunnov, a tochnee huunov mongoloyazychnymi. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BlackWolf Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 Uvajaemyi BAUYR$AK Utochnite pojaluista, chto togda oznachaet slovo ATIL? Volga na mongol'skom v polnoi forme budet IJIL MORON /opyat' taki O s dvumya tochkami naverhu/, chto perevoditsa kak "pohojaya reka". Volga mogla napomnit' gunnam kakyu nibud' reku na ih rodine i poluchit' eto nazvanie. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 Tak chto ya schitayu Hunnov, a tochnee huunov mongoloyazychnymi. Вот и считайте себе на здоровье. Ваше право. Наука же о языковой принадлежности хунну конкретных данных не имеет. Тему про то, чьими предками были хунну, смотрите тут: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1128 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 3 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2005 Volga na mongol'skom v polnoi forme budet IJIL MORON, chto perevoditsa kak "pohojaya reka". Volga mogla napomnit' gunnam kakyu nibud' reku na ih rodine i poluchit' eto nazvanie. Ijil - это всего лишь искаженное Идил, Едил, Атил. Под этим названием Волга известна с давних времен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 9 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2005 Еще раз Большая Советская Энциклопедия : http://www.oval.ru/enc/21118.html Гунны Гунны (греч. Hunnoi, лат. Chunni, Hunni), кочевой народ, сложившийся во 2- 4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших во 2 в. из Центральной Азии, и местных угров и сарматов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 10 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2005 Версия о тюркоязычности Хунну основана на том, что реальные Тюрки (т.е. народность, создавшая Тюркский каганат) имела записанные предания о родстве с "домом Хунну". Других данных маловато. Имена вождей допускают разное толкование, и даже если признать их Тюркскими, это ничего не значит, так как многие народы любят давать иностранныые имена. У меня, например, Греческое имя и Тюркская фамилия, хотя сам я Русский. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость AysDan Опубликовано 10 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2005 ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Воевода Владимир Опубликовано 11 апреля, 2005 Поделиться Опубликовано 11 апреля, 2005 уважаемые господа историки, прошу приведите мнения по сабжу хотя бы таких титанов как Бартольд, Радлов, Аристов... А Гумилёв - авторитет? Если да, рекомендую "Хунну", "Хунны в Китае", "Древние тюрки" на gumilevica.kulichki.net Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кузнец Опубликовано 29 апреля, 2005 Поделиться Опубликовано 29 апреля, 2005 Да прекратите же наконец называть их ХУННУ, они ксионги, или сюнну, на худой конец. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Барак Опубликовано 29 апреля, 2005 Поделиться Опубликовано 29 апреля, 2005 Да прекратите же наконец называть их ХУННУ, они ксионги, или сюнну, на худой конец. Не вижу никакой проблемы. И Бартольд и Кляшторный преспокойненько называют их гунны (хунну, сюнну). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 30 апреля, 2005 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2005 Да прекратите же наконец называть их ХУННУ, они ксионги, или сюнну, на худой конец. "ксионги" "Xiongnu"! Как же англоязычная литература действует на русскоязычных читателей! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кузнец Опубликовано 30 апреля, 2005 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2005 Ну согласен, англоязычие это не самый лучший путь. Зато не будет никто путать их с ГУННАМИ и соблазна такого не будет. Ну если не ксионги, то ломайте язык говоря ксиёнг-ну. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 30 апреля, 2005 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2005 Х в Xiongnu - это английская транскрипция китайского звука. И никакая это не "икс", а своебразная "С". Xiongnu = Сюнну, что есть Хунну. По вашей логике северо-западную провинцию КНР - Xinjiang надо произносить не Синьцзянь, а КСинцзянь! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Барак Опубликовано 30 апреля, 2005 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2005 С.Г. Кляшторный, Т.К. Султанов. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. Идентификация «азиатских» и «европейских» гуннов зачастую вызывала сомнение, так как нет прямых указаний на их миграцию к западу от среднеазиатских степей. Достоверно неизвестен и язык гуннских племен Востока и Запада, хотя по косвенным указаниям можно предположить, что их основную массу составляли и там и тут прототюркские племена. Это, конечно, не исключает многоязычия гуннских объединений, куда входили предки монголов, тунгусов, угров, а в Средней Азии и на западе — ираноязычных племен и даже славян. Наибольшее затруднение для историка вызывает то обстоятельство, что в степях Юго-Восточной Европы гунны появились внезапно, в 70-е годы IV в. Первой их жертвой стали приазовские аланы, лишь часть которых спаслась в горах Северного Кавказа. Вслед затем, овладев Прикубаньем, гунны зимой, по льду, переправились через Керченский пролив и разгромили богатые города Боспорского царства. Вся причерноморская периферия античного мира, вплоть до Днестра, сармато-аланские и готские племена были разгромлены в течение нескольких лет; частью они были включены в состав орд, частью бежали на Днестр. К 376 г. гунны продвинулись непосредственно к границам Римской империи. «Невиданный дотоле род людей, — пишет автор V в. Аммиан Марцеллин, — поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что покажется навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор». Для ромейского эрудита, изучавшего труды ранних авторов, гунны были новым племенем, «о котором мало знают древние памятники». В середине 2 в. автор стихотворного «Описания населенной земли» Дионисий размещает гуннов (уннов) где-то в Прикаспии. Во второй половине 2 в. их упоминает там и знаменитый александрийский географ Клавдий Птолемей. Но даже для образованного человека IV—V вв. эти краткие и невнятные сведения мало о чем говорили. Поэтому столкновение с невиданным дотоле народом казалось не только внезапным, но и ужасным. Классическое описание пришельцев и их воздействие на римский мир дал Аммиан Марцеллин. По его словам, гунны, «которые превосходят всякую меру дикости», были «семенем всех несчастий и корнем разнородных бедствий»; «все они отличаются... столь страшным и чудовищным видом, что можно принять их за двуногих зверей... кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; на чужбине они не входят в жилище, за исключением разве крайней необходимости; ...они плохо действуют в пеших стычках, но зато как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошаденкам, и иногда, сидя на них по-женски, они исполняют на них все обычные свои дела; на них каждый их этого племени ночует и днюет, покупает и продает, ест и пьет и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий сон... Если случится рассуждать о серьезных делах, они все сообща советуются в том же обычном порядке: они не подчиняются строгой власти царя, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все, что попадается на пути... У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства... кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто из них не может ответить на вопрос, где его родина; он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше» [Аммиан Марцедлин, XXXI, 2]. В своем ярком описании гуннов Аммиан Марцеллян допустил ряд преувеличений, наделив их традиционными чертами самых диких северных племен. Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и такие навыки дела, вплоть до стенобитной техники, которые позволяли им сокрушать хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города. Но несомненно, что пришедшие в Европу племена утратили многое из достижений экономического, социального и культурного развития, которые были характерны для их предков в Центральной Азии. Собственные производительные силы европейских гуннов были ничтожны. Нападения на оседлые народы, захват продуктов их труда, пленение и обращение в рабство ремесленников сделались для них основным источником добывания жизненных благ, а гуннское общество стало полностью паразитическим. Все это с особой силой проявилось в последующий период, когда степняки прорвали пограничную линию Римской империи и их вождь Атилла создал Гуннскую империю в Европе. Были ли гунны монголоидами? Антропологически подтверждаемая материалами из гуннских погребений Монголии эта монголоидность принималась с той оговоркой, что «ни изображений, ни описаний наружности гуннов и дунху мы не имеем» [Руденко, с. 177]. В отношении гуннов эта оговорка, однако, не вполне корректна. Имеется вполне убедительный иконографический материал, позволяющий найти изобразительный контекст ликам на подвесках пазырыкской узды. В 121 г. до н. э. император Уди назначил прославленного воина Хо Цюй-бина «военачальником сильной конницы», которая должна была подавить гуннов на их же территории. Действия Хо Цюй-бина были столь успешны, что, несмотря на скорую кончину (117 г. до н. э.), он сумел нанести гуннам невосполнимые потери. Особенно прославила его победа над гуннами у гор Цилянь, на земле «малых юэчжи». Над могилой Хо Цюй-бина «был насыпан холм, по форме напоминающий гору Цилянь» [Таскин, вып. 1, с. 94]. А на мраморе гробницы были вырезаны барельефом несколько групп его противников и сцены триумфа. В 1936 г. венгерский антрополог Золтан Такач посетил погребальный комплекс Хо Цюй-бина и снял эстампажные копии той группы, которая носила название «Кони топчут сюнну». В 1938 г. эстампажи и прорисовки были опубликованы Такачем в Пекине [Такаск, с. 275—277], но великолепный иконографический материал остался вне внимания исследователей. Между тем результаты работ Такача имеют эталонное значение, и мы пользуемся случаем использовать его рисунки именно в этой функции (см. рис. на с. 67). Иконографические изображения гуннов гробницы Хо Цюй-бина наиболее близки к загадочным ликам на пазырыкской узде [см. Руденко] — те же признаки монголоидности: выдающиеся скулы, низкий лоб, толстые губы, короткий приплюснутый нос, борода и торчащие вверх прямые жесткие волосы. Таким образом, имеются все основания утверждать, что позолоченные головы на пазырыкской узде, украшавшие парадный убор коня одного из юэчжийских вождей, — это головы убитых им воинов-гуннов, из черепов которых были сделаны золоченые чаши — свидетельство жестоких гунно-юэчжийских войн IV—III вв. до н. э. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться