Перейти к содержанию
BAWIR$AQ

Почему казахов называли "киргизами"

Рекомендуемые сообщения

А Пишпек это на каком языке?

уважаемый сары-кыргыз прав. делить здесь нечего. что касается Пишпека, то многие говорят и правильно, что Пишпек - это на казахском, но на литературном. Но если учесть, что южные казахи говорят на диалекте, который очень близок к киргизскому, то побеждает дружба народов. Юг джекает, говорит беш, вместо бес и т.д. Литературный казахский скорее всего из Среднего жуза, где многие знали к тому времени русский язык. Как и у нас литературный на основе иссык-кульского диалекта, где уже были воспитаны новые элиты знающие русский язык. Кто написал первым азбуку и букварь на национальном языке, такой и язык стал литературный. А у южных казахов времен революции встречаются такие слова как манап и т.п., что присуще киргизам и южным казахам.

Мне кажется следует изменить название темы, что-то вроде причины вражды казахских султанов и киргизских манапов в 18 веке. А то читаешь книгу например 2001 года, Последний поход Кенесары, что-то вроде этого. Там такие зверства киргизов описаны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ташкент могут называть своим как казахи племени канлы так и наши самые близкие братья узбеки. Канлы потому что они основали этот город. Да и среди узбеков есть канлы так что что тут говорить.

Да, не скажи, что на Ташкент могут претендовать казахи и узбеки. Многие кыргызские рода были вынуждены переселиться в Джалаабад и Талас из Ташкента (к примеру некоторые подрода Саруу и Мундузы) из-за размеживание в 20-е годы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересует следующее? что было раньше деньги или тенге?

и почему у таджиков, узбеков, кыргызов в обиходе слово сом обозначающий свою местную валюту, а у казахов тенге?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересует следующее? что было раньше деньги или тенге?

и почему у таджиков, узбеков, кыргызов в обиходе слово сом обозначающий свою местную валюту, а у казахов тенге?

Потому что у казахов местная валюта так и называется - тенге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что у казахов местная валюта так и называется - тенге.

настоящее время не интересует, откуда это слово у казахов с какого времени и почему тенге?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Могу к нашей теме добавить, что по версии некоторых санжырачы, первый президент КР Акаев А.А. Происходит от казахов. У одного из потомков Тынай бия - Токо не было сыновей, была только одна дочь. И Токо усыновлял сирот, беглых, кто мог ему пригодится в его "бизнессе". И он усыновил несколько джигитов (Аблай, Молой, Чечей и т.д. остальных не помню).

Аблай - (не тот Аблай) был из казахов. Беглый. От него произошел урук Акаевых

Молой - с Нарына.

Чечей - неизвестно. От него произошел мой урук.

"Бизнесс" Токо заключался в угоне скота у соседних племен (не важно кыргызских, казахских). К казахам шли в конце зимы или ранней весной. Там говорят какая та река была зимой замерзала. В течении какого то времени они собирали угнанный скот, в основном лошадей. И Токо знал примерное время , когда сходил лед. Как только "бизнессмен" переходил со скотиной реку по льду, лед трескался и возможность погони исключалась. В один из походов, когда переходили через лед, один из жеребят отстал, и Токо возвращаясь за ним провалился в воду... "Приемные сыновья" вернулись. Без останков "кресного отца". И стали ждать до осени. Пока все не утихнет. "Залегли на дно". Все таки, как можно объяснить отсутствие тела, да и казахи могли навести справки, привлечь к ответственности. И когда все утихло сообщили родным. И тогда родная дочь, огорченная, тем , что приемные сыновья под страхом попастся не сообщили о смерти отца, сложила "кошок" : "Аблай, Молой и еще кто то - апам баккан уул элен, Чечей, ..., ... - атам тапкан кул элен".

Хочу сказать, что это толко предания, которые нам рассказывают старики. Ничего этим сказать не хочу. Просто из фольклера населения Кеминского района. :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, не скажи, что на Ташкент могут претендовать казахи и узбеки. Многие кыргызские рода были вынуждены переселиться в Джалаабад и Талас из Ташкента (к примеру некоторые подрода Саруу и Мундузы) из-за размеживание в 20-е годы.

Незнал сорри.

Интересует следующее? что было раньше деньги или тенге?

и почему у таджиков, узбеков, кыргызов в обиходе слово сом обозначающий свою местную валюту, а у казахов тенге?

Вообще-то деньги от тюркского тенге, тен означает равный.

настоящее время не интересует, откуда это слово у казахов с какого времени и почему тенге?

С какого времени неизвестно но известно что взяли от наших прямых предков тюрков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется следует изменить название темы, что-то вроде причины вражды казахских султанов и киргизских манапов в 18 веке. А то читаешь книгу например 2001 года, Последний поход Кенесары, что-то вроде этого. Там такие зверства киргизов описаны.

На самом деле зверства проявляли обе стороны, причем задолго до Кенесары. Просто время такое было. Впрочем, я лично не доверяю сведениям о том, что де Кенесары приказал сварить живьем захваченных в плен киргизов, а киргизы в отместку так же поступили с пленными казахами.

Alexx

Да, не скажи, что на Ташкент могут претендовать казахи и узбеки.Многие кыргызские рода были вынуждены переселиться в Джалаабад и Талас из Ташкента (к примеру некоторые подрода Саруу и Мундузы) из-за размеживание в 20-е годы.

Очень интересно, можно источник. Но вообще-то при Кокандском владычестве большинство личного состава войск Ташкентского вилайете составляли казахи.

sary_kyrgyz

Могу к нашей теме добавить, что по версии некоторых санжырачы, первый президент КР Акаев А.А. Происходит от казахов.

А я слышал, что у него мать была казашкой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле зверства проявляли обе стороны, причем задолго до Кенесары. Просто время такое было. Впрочем, я лично не доверяю сведениям о том, что де Кенесары приказал сварить живьем захваченных в плен киргизов, а киргизы в отместку так же поступили с пленными казахами.

Alexx

Очень интересно, можно источник. Но вообще-то при Кокандском владычестве большинство личного состава войск Ташкентского вилайете составляли казахи.

sary_kyrgyz

А я слышал, что у него мать была казашкой.

Кокандскими правителями были уже кыргызы к приходу росс. империи в Центр. Азию, по понятным причинам они опирались на военные силы в первую очередь кыргызов. Я уже выше писал про подрода кыргызских родов Саруу и Мундуз, которые были переселены в районы Таласа и Джалаабада, как говорили старики-"нас Ленин переселил из Ташкента".

И как вы узнали личный состав войск Ташкентского вилайета?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Покорение Коканда

В течение нескольких лет правитель Кокандского ханства Худояр послушно исполнял волю туркестанских властей. По настоянию Кауфмана, он прекратил военные действия против Бухары из-за спорных территорий Каратегина (сентябрь 1869 г. — март 1870 г.), выслал в Ташкент шахрисабзских беков, бежавших в Коканд после поражения в борьбе с отрядом генерала Абрамова, передал управление Шахрисабзским оазисом бухарским вельможам (август 1870 г.)

В 1871 г. Кауфман уверенно сообщал в Петербург, что Худояр отказался «от всякой мысли враждовать с нами или прекословить нам». Хану даже вручили бриллиантовые знаки ордена св. Станислава I степени и титул «светлости». Русский дипломат Струве в мае 1870 г. писал, что Худояр «строит дворцы, базары, караван-сараи, разводит сады, задает большие пиры для угощения народа.» Эта идиллическая картина имела очень мало общего с действительностью. Утверждение российской власти на правобережье Сыр-Дарьи в ее среднем и нижнем течении, Ташкентом, Аулие-Ата, Пишпеком и другими городами резко сократило налоговые поступления в ханскую казну. Естественно, и сам правитель, и его приближенные пытались возместить потери за счет оставшихся подданных и совершенно разорили их поборами.

Широкое распространение получил насильственный сгон крестьян на работы, причем методы применялись весьма суровые. Так, земледельцев не пришедших в страду на прокладку ханских арыков живьем закопали в землю. В ханстве были введены самые невообразимые налоги: [417] на камыш, на степные колючки, на пиявок, которых вылавливали в прудах... В дополнение ко всему, не получавшие жалования воины-сарбазы просто грабили населения, отбирая все, что понравится. Востоковед А. Кун в начале 1870-х гг. особо подчеркивал на заседании Географического общества, что в Коканде глубоко «пустила корни болезнь всеобщего неудовольствия против хана и его приближенных». Кауфман неоднократно предупреждал Худояра о пагубности его курса, но тщетно.

Весной 1873–1874 гг. в Кокандском ханстве неоднократно вспыхивали мятежи, однако хану удавалось кое-как с ними справиться. Нередко повстанцы обращались за помощью к русским властям, но всегда получали отказ. Весной 1875 г. против Худояра поднялась даже кокандская знать: во главе заговора встали: сын некогда всесильного регента Мусульманкула Абдуррахман Автобачи, мулла Исса-Аулие и брат хана, правитель Маргелана Султан-Мурад-бек. Им удалось также привлечь на свою сторону наследника престола Насреддин-хана.

15 июля 1875 г. в Коканд прибыл русский посол Вейнберг в сопровождении ехавшего в Кашгар М. Д. Скобелева и конвоя из 22 казаков. Два дня спустя пришло известие, что мулла Исса-Аулие и Абдуррахман Автобачи, направленные во главе 4-тысячного войска против восставших киргизов, объединились с мятежниками. Предводитель киргизов Мулла-Исхак объявил себя дальним родственником хана Пулат-беком. На сторону заговорщиков перешел и сын хана Насреддин, находившийся с 5-тысячным войском в Андижане. Города Ош и Наманган открыли им ворота. 20 июля стало известно, что мятежники без боя вступили в Маргелан, всего в 77 км от Коканда, а мулла Исса-Аулие призвал народ к газавату против русских и их пособников. Вейнберг сразу же направил генералу Головачеву письмо, в котором описывал ситуацию и просил выслать для защиты хана отряд из Ходжента. [418]

В ночь на 22 июля мятежники подошли к Коканду. Половина ханского войска сразу же перешла на их сторону вместе со вторым сыном Худояра Мухаммед — Алим-беком. Утром начались волнения среди горожан. Худояр решил укрыться под защитой российских властей. Во главе 8-тысячного войска с 68 пушками и караваном, груженном сокровищами из казны, он двинулся по дороге в Ходжент. Вместе с ханом отправилось и русское посольство: Вейнберг, Скобелев, 22 казака, 9 купцов и 6 казахов-караванщиков. В шести километрах от Коканда хан остановился, что бы дать бунтовщикам бой, но все его войско по примеру прочих перешло на сторону противника. С Худояром осталась лишь его свита численностью примерно в 500 чел., да русское посольство. Подвергаясь постоянным нападениям восставших маленький отряд к вечеру 23 июля смог добраться до территории, контролировавшейся русскими войсками, а на следующий день прибыл в Ходжент.

После бегства Худояра восстание охватило все ханство. Правителем провозгласили Насреддина. Разумеется, ни о каком снижении налогов он и не думал, но решительно обвинял во всех бедах русских и сразу же заявил о необходимости восстановить ханство в его старых границах от Ак-Мечети с одной стороны и до Пишпека — с другой. Российская администрация прекрасно понимала, что в сложившейся ситуации промедление «смерти подобно». Уже 23 июля уездный ходжентский начальник Нольде посадил 50 солдат 7-го Туркестанского линейного батальона на реквизированных у населения лошадей и выслал эту импровизированную кавалерию к пограничной крепости Махрам. Вслед за этим отрядом двинулся весь батальон и дивизион 2-й артиллерийской батареи под общим начальством полковника Савримовича. Именно приближение этих сил к границе заставило мятежников отказаться от преследования хана и посольства. [419]

Русская администрация Ходжента была, впрочем, тоже не в восторге от приезда Худояра. Его свита разъезжала по городу с оружием, да и кормить гостей было накладно. 27 июля 1875 г. Кауфман, находившийся в форте Верный, распорядился по телеграфу отправить Худояра в Ташкент. Отъезд был назначен на 5 августа. Новые правители Коканда быстро получили об этом информацию. Оставлять свергнутого правителя в живых по правилам восточной дипломатии не полагалось, а потому 5 и 6 августа кокандское войско численностью более 10 тыс. чел. спустилось с гор и захватило несколько селений на р. Ангрене. Один из отрядов кокандцев вышел на ташкентско-ходжентский тракт, где принялся жечь почтовые станции, захватывая в плен ямщиков и проезжающих. Следовавшие из Ура-Тюбе в Ходжент врач 2-го линейного батальона Петров и прапорщик Васильев были зарезаны, а шестилетняя дочь доктора увезена в Коканд. Попали в плен ехавшие из Ташкента в Ходжент два юнкера 2-го линейного батальона Клусовский и Эйхгольм. Хан, находившийся во время этих погромов на станции Пскент чудом избежал гибели от рук своих подданных.

Впрочем, иногда нападавшие сталкивались с ожесточенным сопротивлением. На станции Мурза-Рабат ямщицким старостой был отставной солдат 3-го стрелкового батальона, крестьянин Псковской губернии Степан Яковлев. Узнав о приближении кокандцев, он закрыл и завалил дровами и мебелью ворота в станционный двор, а сам засел на стоявшей напротив ворот вышке. Когда кокандцы явились к станции отважный ямщик открыл огонь из винтовки. Почти двое суток один человек удерживал целый отряд. В конце концов кокандцы, пользуясь численным преимуществом подожгли станцию. Тогда Яковлев бросился на толпу врагов, раздавая им удары прикладом, но был зарублен. Отсеченную голову смельчака увезли в Коканд. Уже в 1877 г. на месте гибели [420] Яковлева была установлена плита, а в 1895 г. — гранитный обелиск с мраморным крестом.

Вечером 8 августа 1875 г. большая армия кокандцев появилась под самим Ходжентом. Мулла Исса-Аулие рассылал местным жителям прокламации, но те хорошо помнили погромы, которые устраивали прежде кокандские воины во время походов на Ташкеннт, и присоединяться к газзавату не спешили. В Ходженте в то время находились батальон и две роты пехоты, уездная команда, сотня казаков и батарея артиллерии. 9 августа эти силы под командованием полковника Савримовича смогли отбить нападение 15-тысячного войска противника. 10 августа прибыло подкрепление из Ура-Тюбе во главе с майором Скарятиным, которое помогло отбросить врага от городских ворот.

12 августа полковник Савримович во главе 4 рот, сотни казаков и дивизиона артиллерии начал наступление на 16-тысячное кокандское войско, находившееся под командованием Абдуррахмана Автобачи и стоявшее у селения Коста-Кола. Метким артиллерийским огнем противник был опрокинут, после чего пехота обратила его в бегство. В тот же день в Ходжент прибыл из Ташкента 1-й стрелковый батальон с дивизионом конных орудий под командованием подполковника Гарновского, заменившие защитников Ходжента на самых трудных участках обороны. Поняв бесперспективность дальнейшей осады кокандцы отступили от Ходжента.

Генерал-губернатор Кауфман, получив в ночь с 6 на 7 августа известие о вторжении кокандских войск, тотчас стал стягивать в район боевых действий войска. К г. Теляу был выдвинут отряд генерал-майора Головачева. Из Ташкента выступила колонна подполковника Аминова. К18 августа русские войска сосредоточились в Ходженте, куда прибыл и сам Кауфман. Абдурахман Автобачи с огромной, 50-тысячной армией расположился недалеко от Ходжента, у крепости Махрам. 20 августа Кауфман [421] двинулся на противника. В сражении 22 августа 1875 г. кокандцы и их союзники кочевники-киргизы были наголову разгромлены. В бою полегло свыше 1200 воинов Абдуррахмана. Потери русских составили 6 чел. убитыми. Автобачи бежал в Маргелан.

26 августа отряд Кауфмана двинулся к Коканду. Навстречу ему выехал Насреддин-хан с просьбами о мире. 30 августа пришло покаянное письмо и от правителя Маргеана Мурад-бека. Лишаясь одного союзника за другим, Абдуррахман Автобачи отступал. В погоню за ним отправился отряд Скобелева, который включал 6 сотен казаков, дивизион артиллерии, ракетную батарею и две роты солдат, посаженных для скорости передвижения на арбы. Всего за 10 часов (с 9 часов вечера 8 сентября до 7 часов утра 9 сентября) отряд прошел 72 км и у селения Мин-Тюбе разгромил арьергард войска Абдуррахмана. 10 сентября солдаты и казаки вступили в город Ош. После всех поражений сторонники Абдуррахмана стали разбегаться. Вскоре от многотысячного войска у него осталось всего лишь 400 воинов, с которыми он метался между Андижаном и Узкентом.

23 сентября Кауфман подписал с Насреддином мирный договор, составленный по типу соглашений с Бухарой и Хивой. Он предусматривал отказ хана от непосредственных дипломатических соглашений с какой-либо державой, кроме России. Ряд земель на правом берегу Сыр-Дарьи (так называемое «Наманганское бекство) был включен в состав Туркестанского генерал-губернаторства пол именем Наманганского отдела. Начальником этого отдела стал М. Д. Скобелев. Вопрос о восстановлении на престоле Худояра даже не поднимался.

25 сентября русские войска переправились через Сыр-Дарью и заняли Наманган. Здесь Кауфман получил сообщение, что в восточной части ханства вновь подняли голову мятежники. По предложению Автобачи ханом был провозглашен киргиз Пулат-бек. Центром сосредоточения [422] его войск стал город Андижан. Однако противостоять русским войскам он не мог. В начале октября русские отряды генерал-майора Троцкого разгромили конные «скопища» киргизов, но не смогли взять штурмом Андижан.

Между тем в Коканде началась новая смута. Подстрекаемые Абдуррахманом Автобачи жители напалм на ханский дворец. Насреддин, подобно своему отцу Худояру, бежал под защиту русских. 10 октября 1875 г. он прибыл в Ходжент. Кокандцы захватили Наманган и русский гарнизон, укрывшись в цитадели, едва смог отбить штурм. В ответ, в район Намангана были переброшены новые русские войска. Возглавляемый Скобелевым Наманганский действующий отряд предпринимал отважные рейды в различные районы ханства.

В январе 1876 г. Кауфман, прибыв в Петербург, смог добиться в обход министерства иностранных дел санкции императора на полную ликвидацию независимости Кокандского ханства. Об успехе он немедленно телеграфировал в Ташкент, приказав Скобелеву немедленно начать подготовку к занятию Коканда. 24 января совершенно подавленный поражениями Абдуррахман сдался. Теперь можно было приниматься и за ханскую столицу. 2 января Кауфман направил новую телеграмму генералу Колпаковскому с приказом начинать наступление на Коканд. Одновременно такую же телеграмму Скобелев, стоявший в Намангане, получил от генерала Троцкого. Злые языки впоследствии утверждали, что на телеграмме Троцкого имелась приписка «Миша, не зевай!» Так или иначе, первым к Коканду поспел именно Скобелев, пройдя за день более 80 км.

Коканд сдался практически без боя. На этот раз его самостоятельность была ликвидирована полностью. Кокандское ханство было включено в состав Туркестанского генерал-губернаторство в качестве Ферганской области. Военным губернатором края стал М. Д. Скобелев. [423] Абдуррахман Автобачи был выслан в Россию, а вот замешанного во многих жестокостях Пулат-бека казнили в Маргелане, на той самой площади, где он расправлялся с русскими пленными.

После завершения войны с Кокандом, в Средней Азии наступила мирная передышка. В апреле 1877 г. Россия вступила в войну с Турцией, что, естественно, отодвинуло «туркестанские дела» на второй план. Поэтому основные усилия местных властей были сосредоточены на организации научно-исследовательских и разведывательных экспедиций. В 1878 г. академик Миддендорф совершил поездку по Фергане, а капитан-лейтенант Брюхов поднялся на пароходе вверх по Аму-Дарье до Ходжа-сале. Было также организовано несколько экспедиций в Афганистан, вызванных, как говорилось в официальном отчете, «политическими резонами».

Победы русских войск над турками крайне обострили русско-английские отношения. Вследствие этого в начале 1878 г. туркестанские войска выдвинулись на границы российской территории и сосредоточились у Джама (48 рот, 21 сотня казаков, 40 орудий, 8 ракетных станков), в Маргелане (6 рот, 3 сотни, 6 орудий, 4 ракетных станка) и в Петро-Александровске (6 рот, 2 сотни, 4 орудия). Одновременно в Афганистан отправилось российское посольство, первое со времен поездки Виткевича в 1838 г. В его состав вошли генерал-майор Столетов, полковник Розгонов, военный врач Яворский, топограф Бендерский, переводчики Малевинский, Назиров и Земан-бек. Миссия выступила из Самарканда 2 июня 1878 г. и проследовала, по бухарским землям, в Карши, а затем к переправе через Аму-Дарью у Чушка-Кисара. Уже 29 июля послы торжественно вступили в Кабул. Шир-Али-хан принял русских очень благожелательно и, в то же самое время, отказался принять английских дипломатов. Эти события послужили прологом к Афгано-британской [424] войне, которая разразилась в ноябре и ознаменовалась страшным поражением британских войск в битве при Майванде 27 июля 1880 г. Даже то, что англичанам все-таки удалось посадить в Кабуле покорное себе правительство, не могло сгладить тягостного впечатления.

Однако противостояние России и Британии в Афганистане и на Памире — тема для отдельной книги, которая, возможно, еще появится. Пока следует заметить, что Россия блестяще реализовала свой замысел нажима на британцев через их азиатские владения. Но вместе с тем, она сама все сильнее и сильнее втягивалась в борьбу за далекие «азиатские просторы», борьбу по истине бесконечную, затянувшуюся до исхода XX века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кокандскими правителями были уже кыргызы к приходу росс. империи в Центр. Азию, по понятным причинам они опирались на военные силы в первую очередь кыргызов. Я уже выше писал про подрода кыргызских родов Саруу и Мундуз, которые были переселены в районы Таласа и Джалаабада, как говорили старики-"нас Ленин переселил из Ташкента".

И как вы узнали личный состав войск Ташкентского вилайета?

Про Ташкентский вилайет написано в "Записке о Кокандском ханстве" Валиханова, там есть и про значительное участие киргизов в делах Коканда. Только собственно ханами Коканда киргизы не были, Пулат все таки был самозванцем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, не скажи, что на Ташкент могут претендовать казахи и узбеки. Многие кыргызские рода были вынуждены переселиться в Джалаабад и Талас из Ташкента (к примеру некоторые подрода Саруу и Мундузы) из-за размеживание в 20-е годы.

Не всех переселили. Многие остались. Сказали что не бросят могилы предков и родные земли. Вокруг Ташкента много кыргызов племен саруу, кушчу, мундуз до сих пор живет. Да и багыши есть. Один из правителей Ташкента был Багыш уулу Кокум бий.

Кокум-бий, Кокум Багыш уулу (год рождения неизвестен — примерно 1620-26 гг.) — видный по¬литический деятель южных кыргызов. По преда¬нию его дедом был Жанкороз (по другим сведе¬ниям — Карачоро) сын Тагай бия. Принимал ак¬тивное участие в укреплении кыргызско-казахс¬ких взаимосвязей и в провозглашении эр Эшима ханом. Как самый доверенный человек хана эр Эшима главенствовал над кыргызскими родами Ташкента и южного региона. Во время борьбы против калмакских захватчиков возглавил войско и отличился геройством.По его инициативе был разработан свод правил по решению социально-экономических проблем Ташкента и привитию

оседлости кыргызам как «Свод уложений Кокума».Завидуя все возраста¬ющему политическому авторитету, Кокума один из казахских заправил Ташкента по имени Карабайтик из рода Жаныш приказал отравить его. Похоронен на Ташкентском кладбище (сейчас Шахантаурский район, ма-зар Карлыгач), где по приказу Эшим хана был возведен большой мавзо¬лей. Из-за того, что купол кумбеза был выкрашен в голубой цвет, он известен как «Синий кумбез Кокума». Фрагменты этого мавзолея сохра¬нились до наших дней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эшим-хан, Эшим Конок уулу, Эр-Эшим (год рождения неизвестен — 1628 г.) — кыргызско-казахский хан в первой четверти XVII в. Выходец из кыргызского рода саруу. Его мать была доче¬рью казахского хана Шыгая. Эшим-хан боролся за единство и дружбу кыргызов и казахов. Он возглавлял борьбу двух братских народов против калмакских захватчиков. В этой борьбе ему ак¬тивно помогали правитель северных кыргызов Манап-бий и политический лидер южных кыргы¬зов Кокум-бий. В результате совместных действий кыргызско-казахских вооруженных сил часть кал-маков перекочевала в сторону Тибета, а другая часть в сторону реки Волга. После смерти Эшим-хана его дело продолжил сын Жангир.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле зверства проявляли обе стороны, причем задолго до Кенесары. Просто время такое было. Впрочем, я лично не доверяю сведениям о том, что де Кенесары приказал сварить живьем захваченных в плен киргизов, а киргизы в отместку так же поступили с пленными казахами.

Alexx

Очень интересно, можно источник. Но вообще-то при Кокандском владычестве большинство личного состава войск Ташкентского вилайете составляли казахи.

sary_kyrgyz

А я слышал, что у него мать была казашкой.

Род Акаева называется "абла" и входит в племя СарыБагыш. Кеминские кыргызы называют выходцев этого рода "чала-казак" (полу-казахи). В санжыре этот род обозначен как выходец из аргынов. А бабушка у Акаева действительно была казашкой, Асель апа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К тому, что кыргызы, в частности Ормон-хан, даже в конце 19-го века не называли казахов казахами, а назвали их по названиям племен:

ИЗ ПРОШЕНИЯ САРЫБАГЫШСКИХ МАНАПОВ

ОРМОНА НИЯЗБЕКОВА И УМЕТАЛЫ ОРМОНОВА

ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ И С ПРОСЬБОй

О ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕ И О РАЗРЕШЕНИИ КОЧЕВАТЬ

В МЕЖдУРЕЧЬИ ЧУ И ИЛИ

1852г., марта23, кочевье на р. Чилек

Усльишав, что часть дулатов и абданов Большой орды в прошлом году бежала от России к кипчакам и что места в восточной стороне Алатау, по левую сторону Или, между впадением в нее р. Нарьша и с западной стороны р. Каскелена, остались свободными, мы, посоветовавшись с народом, полагающимся на наш ум, не видя ничего дурного от России, в декабре нынешнего года, в самое холодное время перешли по глубокому снегу через Алатау и, претерпев сильные мучения, прикочевали на свободные зимние и летние кочевки, оставленные беглыми киргизами. Когда мы хотели заняться пашнями, на местах, оставленных свободными и без хозяев, то некоторые непокорные России киргизь той же Большой орды абдановских и дулатовских волостей, не позволяя сеять на пашнях,

воруют наш скот и даже обирают семя для посевов, которое киргизы вывозят с китайской линии от калмыков; поэтому мы и не в состоянии заняться пашней; притом же и волости от зимней перекочевки потерпели упадок, И МЫ теперь бедные люди, а если не займемся пашней, то нам невозможно будет существовать.

Мы не знаем в настоящее время, на что решиться и не уйти ли назад. Почему киргизы абдановских и дулатовст их волостей неприлично принимают нашу сюда перекочевку, делая противные поступки. Мы полагаем, что они узнали о приходе и преданности нашей России, ибо сами любят кинчаков и потому грабят и воруют ваш скот; кроме этого дурного им мы iщчего не сделали. Мы перекочевали сюда в надежде, что принадлежность зимных и летних кочевок никому не объявлена открытым предписанием, а места эти во всяком случае царские и что они свободны и без хозяев — тоже справедливо.

Упомянув в прошении этом Ангустейшее Имя Милостивого Государя Императора нашего, мы со всеунижением просим дать народу, называемому черными киргизами, зимние и летние места, свободно оставленные бежавшими к кипчакам киргизами по нашей стороне или между реками Нарыном и Каскеленом. — Затем абданьи и дулаты пусть не владеют одинаково местами по ту и другую сторону Или, а чтобы на одной стороне жили мы, а на другой — они, равно сохранились бы и наши названия отдельно, т.е. они назывались бы Большой ордой, а мы — черными киргизами. Мы вместе с киргизами жить не можем, им не верим и в них сомневаемся, но если от одних, килчаков встретится несчастие, то мы надеемся на провидение, ибо под покровительством Государя нашего и Кенесару Бог дал нам в руки. Но в настоящее время сердце наше разделяется надвое: мы не знаем, кто наши враги, абданьи ли с дулатами, или кипчаки, а потому опять с унижением покорнейше просим удалить обитающих на нашей стороне Или абданов с дулатами прежде посева пашен их, если киргизы эти подданные России, но, впрочем, мы и теперь не знаем кипчакские или русские поддавные эти абданьи и дулаты.

Еще раз просим разъяснить между нами, т.е. наш берег Или отдать весь нам. Если жетiросимьие места будут

даиы нам то и остальнои народ урочищ Кунгеи Терс

кей и Чуй имеет намерение придти сюда и самый Ала-тау будет тогда для нас близок. Я имею сношения с черными киргизами, кочуIощими на урочйщах: джумгал, Кочкор, Нарыиi и Кетмень-Тюбе: — эти киргизы тоже хотят прикочевать сюда, но только выжидают времени, когда эта сторона Или будет принадлежать нам.

Желая доказать службу нашему Государю, мы в феврале нынешнего года ополчались в 700- человек киргиз нашего ведения, чтобы привести назад бежавших к кипчакам черных киргиз и киргиз Большой орлы, но так как для этого абданы и дулатьи никакого содействие не оказали, то мы и возвратились назад.

По прошению этому мы желаем, чтобы ни было, получить известие к 20 апреля, прежде засева на пашнях, но если просимьие места для нас не будет даны, то мы намереваемся возвратиться. Почему? — Народ наш без пашни существовать не может. — Будете ли вы на это сердиться, или нет, — сами знаете.

Если по прошению этому последует поведение от Милостивого Государя Императора нашего, то да исполнится это через пристава при киргизах Большой орды, господина майора Перемышльского.

В удостоверение этой просьбы нашей прилагаем свои печати манапы: Урман Ниязбеков и Умбед-Али Урманов. 1852 года марта 23 дня, просьба эта записана и отправлена с восточной стороны Ала-Тау, с р. Чилек.

Верно: генерал-майор

рГВИА. Ф. департамента Генерального Штаба.

Оп. 287. д. 37. Л. б — 9. делолроизводственный перевод. современный подлиннику.

1 Подпись не разборчяво.

К стати все эти архивы хранятся нигде-нибудь, а в Алматы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Эшим-хан действительно объединил кыргызов и казахов (впрочем первым из казахских правителей, кто привлек к себе кыргызов, был султан Тахир), однако он не был выходцем из племени Саруу. Он был чингисидом, думаю наши казахские друзья расскажут об его происхождении подробнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ишим сын Шигая, правнук Джанибека, одного из основателей казахского ханства.

Его потомки среди казахских чингизидов составляют до 60 % наших чингизидов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пулат все таки был самозванцем.

Ну по своей сути, любой хан, царь и т.д. из корня самозванец, не правда ли, тот же отец Чингизхана был только вождем своего племени, или русские цари Рюриковичи не имели в предках царя ведь, теже короли Европы от вождя варваров Филипа, который провозгласил себя королем?

Или верите, что царь это помазаник божий?

Ишим сын Шигая, правнук Джанибека, одного из основателей казахского ханства.

Его потомки среди казахских чингизидов составляют до 60 % наших чингизидов.

Эшим-хан, Эшим Конок уулу, Эр-Эшим (год рождения неизвестен — 1628 г.) — кыргызско-казахский хан в первой четверти XVII в. Выходец из кыргызского рода саруу.Его мать была дочерью казахского хана Шыгая.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну по своей сути, любой хан, царь и т.д. из корня самозванец, не правда ли, тот же отец Чингизхана был только вождем своего племени, или русские цари Рюриковичи не имели в предках царя ведь, теже короли Европы от вождя варваров Филипа, который провозгласил себя королем?

Или верите, что царь это помазаник божий?

Уважаемый не путайте, данные санжира и документальные источники того времени.

По всем письменным источникам, в том числе по летописи Кадырали Жалаири, советника Ураз-Мухаммеда (родной племянник Ишима), ишим сын Шигая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не следует постить сюда легендарные данные. Хан Есим был сыном казахского хана Шигая от его второй жены Яхшим-бегим из Джагата, от нее же у Шигая была дочь Сабирбик-ханым и сын хан Таваккул старший брат Есима.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну по своей сути, любой хан, царь и т.д. из корня самозванец, не правда ли, тот же отец Чингизхана был только вождем своего племени, или русские цари Рюриковичи не имели в предках царя ведь, теже короли Европы от вождя варваров Филипа, который провозгласил себя королем?

Или верите, что царь это помазаник божий?

Пулат-хан выдавал себя родственника Кокандского хана и был провозглашен ханом в ходе переворота - это самозванец чистой воды, аналогия с Чингизом неуместна, он ведь ни за кого себя не выдавал. А династия кокандских ханов все же была узбекской.

Эшим-хан, Эшим Конок уулу, Эр-Эшим (год рождения неизвестен — 1628 г.) — кыргызско-казахский хан в первой четверти XVII в. Выходец из кыргызского рода саруу.Его мать была дочерью казахского хана Шыгая.

Эти данные на уровне ОБС - "одна бабка сказала". Рассказы стариков - хороший

источник без всякой иронии, но только не о событиях, происходивших почти 500 лет назад.

Кроме того, что биография Есима отражена во многих письменных источниках в том числе и казахских и казахских шежире, он бы вообще не смог стать ханом, имея нечингизидское происхождение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пулат-хан выдавал себя родственника Кокандского хана и был провозглашен ханом в ходе переворота - это самозванец чистой воды, аналогия с Чингизом неуместна, он ведь ни за кого себя не выдавал. А династия кокандских ханов все же была узбекской.

Все новые ханы становяться ханами, свалив старого хана, это называется переворотом ханской династии. А методы достижания бывают разные.

Эти данные на уровне ОБС - "одна бабка сказала". Рассказы стариков - хороший

источник без всякой иронии, но только не о событиях, происходивших почти 500 лет назад.

Кроме того, что биография Есима отражена во многих письменных источниках в том числе и казахских и казахских шежире, он бы вообще не смог стать ханом, имея нечингизидское происхождение.

Сила есть, бумаг не надо. Чингизгидскидское произхождение было актуальлно, пока существовала сила у Орды, которое может спросить за это (не чингизгидское произхождение), кто спросит Монголия или Китай (при желании можно и нарисовать это произхождение, например отталкиваясь от Чингизхана по материнской линии, что и было сделано Эшимом)?

Победителей не судят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все новые ханы становяться ханами, свалив старого хана, это называется переворотом ханской династии. А методы достижания бывают разные.

Сила есть, бумаг не надо. Чингизгидскидское произхождение было актуальлно, пока существовала сила у Орды, которое может спросить за это (не чингизгидское произхождение), кто спросит Монголия или Китай (при желании можно и нарисовать это произхождение, например отталкиваясь от Чингизхана по материнской линии, что и было сделано Эшимом)?

Победителей не судят.

Ну например Кадырали Жалаири, который жил в Москве и Касимове, не был связан с Ишимом, но написал генеалогию его семьи, где четко указал его чингизидское происхождение. Ему не надо было фальсифицировать историю.

Тем более если бы были подозрения в его нечингизидстве, то историки Аштарханидов точно бы записали этот факт, так как Ишим был прежде всего их соперником.

А также не недо забывать и могольские источники.

А по закону Жети жаргы, человек выдающий себя за торе всегда наказывался очень строго.

Вот например если кто-то из президентов объявит себя потомком Чингиз-хана или Тамерлана, то все равно все будут знать, чято это не так.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот например если кто-то из президентов объявит себя потомком Чингиз-хана или Тамерлана, то все равно все будут знать, чято это не так.

В том то и дело, что обявиться ваш Чинхизгид сейчас и скажет, управлять страной должен я, его отправят куда по дальше, не так ли? и почему, к примеру я Пулат, у меня есть власть у меня есть могущество должен какому то Чингизгиду власть довать, у которого никола нидвора, да и Коканд это не орда уже, почему я должен прислушиваться к каноном чингизгидов, если я и есть канон?

"Государство это Я" знаете эти слова Людовика?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...