Беспалов Роман Posted October 16, 2004 Share Posted October 16, 2004 Прошу помочь мне со сслылкой на какое-либо издание, где опубликован эпос "Идегей", а так же на страницу текста, где приведен следующий отрывок: "Смута настала в Идиль-стране. Гибли в междоусобной войне Множество отцов и детей, Как предсказал муж Идегей, Темный день на землю пришел. Сотворенный Чингизом престол Стал престолом, где кровь лилась. Ханский дворец исчез из глаз. Край разоренный стал пустым. Аждаркан, Казань и Крым Отошли друг от друга тогда, Золотая распалась Орда". Пытался найти этот дастан в интернете, но нахожу только небольшие фрагменты. Существует ли он в сети, может у кого-то есть возможность выслать его электронную версию? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Роман Храпачевский Posted October 16, 2004 Share Posted October 16, 2004 Есть печатное издание: "Идегей", Казань 1990, "Татарское книжное издательство". В сети его я не видел. А цитируемые строки есть в указанном издании на стр. 240 (это вообще заключительныв строки эпоса). Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest krig Posted October 16, 2004 Share Posted October 16, 2004 А цитируемые строки есть в указанном издании на стр. 240 (это вообще заключительныв строки эпоса). Только вторую и третью строчки с конца нужно поменять местами Link to comment Share on other sites More sharing options...
Беспалов Роман Posted October 16, 2004 Author Share Posted October 16, 2004 Спасибо! Link to comment Share on other sites More sharing options...
Роман Храпачевский Posted October 16, 2004 Share Posted October 16, 2004 Только вторую и третью строчки с конца нужно поменять местами Эгеж Кстати, я тут слышал мнение, что "Идигей" эпоса - это не эмир Идиге (Едигей русских летописей), а чисто местный, Казанский, деятель. Однако сомнения гложут - эпизод в эпосе с его бегством от Тимура уж очень коррелируют с изветиями о реальном эмире Токтамыша в описании события у Ибн Арабшаха: "О том, что устроил Идику и как он обманул Тимура да провел его Идику послал гонца к своим родичам и соседям, да к племенам левой стороны — все они принадлежали к числу сторонников и друзей его — без ведома о том Тимура, [сказать] чтобы они ушли из своих мест и откочевали из своих родных краев, направляясь туда, где и самый центр и местности до него [представляют] трудное сообщение и много опасностей; чтобы они, коли возможно, на одном привале не оставались 2 дня, и чтобы они [непременно] поступили так, иначе Тимур, застигнув их, рассеет их и погубит всех. Они последовали тому, что им предписал Идику, и шли, не останавливаясь. Узнав, что дружина его ушла и что люди его ускользнули от Тимура, Идику сказал ему: «О владыка наш эмир, есть у меня громадное множество родичей и домочадцев; они [составляют] мои мышцы и мои руки и с исправностью их средств пропитания [сопряжено] мое благополучие, но они не безопасны, ибо после меня им приключатся обида и притеснение от Токтамыша; я не сомневаюсь, что он погубит и истребит их всех до единого. Пока я сам защищен против него по милости вашего величества, он будет вымещать злобу своего характера на моих домочадцах и родичах; ведь я наладил нить этих столкновений и ввергнул его в теснины бедствия и лохмотья поражения. Во всяком случае, мне не весело на душе, что они живут в одном с ним месте, и может ли жизнь мне быть приятной, пока мои друзья — его соседи? Если светлый разум [твой] разрешит послать гонца в те места и к [этим] многочисленным племенам с монаршим указом и высочайшим наказом, чтобы склонить мысли их и умилить сердца племен и родов их, да приказать им откочевать и улучшить положение свое, то мы все /468/ будем [жить] под достославной тенью, в садах благоденствия, покрытых листвою и плодоносных. Мы высвободимся из гладкой степи этого Дешта, завершив минувшие бедствия, и проведем остальное [время] в вертоградах, у подножия которых протекают реки. Но выше всего разум высочайший, и для рабов первое дело — следовать тому, что он постановляет». Тогда Тимур сказал ему: «Ты пальмочка его [народа] подпертая и столбик его потертый11 и, несмотря на твой сан, ты [сам] исходил эти дороги». Он [Идику] возразил: «Все люди — рабы твои, следующие твоему желанию, и твои послушники; кого ты признаешь достойным какого-либо дела, для того любой труд легок». Он [Тимур] сказал: «Нет, ты первый затеял это дело, так будь и порукою его; ведь не требует [чужого] решения, кто сам повелитель города». Он [Идику] ответил: «Присоедини ко мне одного из эмиров; пусть он будет мне защитой против них, с указами монаршими относительно того, что порешит разум высочайший». Он [Тимур] согласился с ним, исполнил желание его и придал ему того, кого он пожелал. Покончив свои необходимые дела, оба двинулись и направились к своему месту искомого. По уходе Идику от Тимура, последний захотел исправить свое упущение, поняв, что Идику прельстил его ум и обманул его. Он отправил к нему гонца [с приказанием] вернуться к нему по одному делу, которое случилось, и для совещания, которое подвернулось, но когда гонец предстал пред ним [Идику] и сообщил ему, для чего он прислан, то он [Идику] сказал ему и бывшему при нем эмиру, запретив обоим следовать за ним: «Управьтесь с вашим делом, да отправьтесь /469/ к вашему господину, облобызайте его руки и сообщите ему, что сроку нашего общения тут конец и что я [далее] непричастен ему, ибо страшусь Аллаха». Им нельзя было грубо отнестись к нему, и в таком критическом положении они могли только ласково обойтись с ним. Поэтому они распростились с ним, повернули назад и уехали, не останавливаясь. Когда это дошло до Тимура, то он огорчился и смутился, встревожился и закручинился, воспылал на него гневом великим и раскаялся, когда [уже] миновало время раскаяния. Со злобы на него он чуть было [сам] не убил себя и испил чаши [сказанного в Коране]: и [настанет] день, [когда] “беззаконник станет кусать руки свои”12. Но не одолела его страсть расправиться с ним и не нашло желание двинуться на него, а отправился он в свои владения, да затем в Самарканд, и оставил его [в покое]. Вот чем кончилось дело его с Дешт-Берке, так что говорят: не обманул и не перехитрил Тимура, да не ввел его в заблуждение и в ошибку словом и делом никто, кроме упомянутого Идику" (стр. 468-469 СМИЗО Тизенгаузена т.1, или стр. 211-212 в моем его переиздании) Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest krig Posted October 16, 2004 Share Posted October 16, 2004 Кстати, я тут слышал мнение, что "Идигей" эпоса - это не эмир Идиге (Едигей русских летописей), а чисто местный, Казанский, деятель. Ну вот, а я такого пока не слышал Вообще-то, кажется, не стоит сомневаться, что Идегей - это мангытский бек Идигу. Просто в эпосе, ясен пень, налипли всякие фольклорные наслоения. Этим специально академик Жирмунский занимался и показал, что еще при жизни Едигея его биография стала обрастать легендарными подробностями. А уж после смерти потомки развернулись и возвели его к халифу Абу Бекру (к Чингисхану-то нельзя было - сразу бы разоблачили, а тут поди проверь ). Link to comment Share on other sites More sharing options...
Роман Храпачевский Posted October 21, 2004 Share Posted October 21, 2004 Вообще-то, кажется, не стоит сомневаться, что Идегей - это мангытский бек Идигу. Просто в эпосе, ясен пень, налипли всякие фольклорные наслоения. Да во общем и я так думаю - просто смутили меня местные, казанские, патриоты Есть у некоторых такая "ценная идея", что в эпосе отражено столкновение новой, "булгаро-татарской", элиты со старой, "монгольской". Олицетворением первой является Идегей эпоса, а второй - Тохтамыш (из него же). Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest krig Posted October 22, 2004 Share Posted October 22, 2004 У казанских татар к этому дастану особое отношение. В 1944 тов. Сталин устроил разнос Татарскому обкому ВКП(б) за «ошибки» в идеологической работе, в том числе за идеализацию Золотой Орды и эпоса «Идегей». Там, мол, происходит воспевание патриархальной "феодально-байской" старины (а не счастливой советской колхозной действительности ). К тому же ходили слухи, что Отец Народов собирается отправить казанских татар в ссылку, вслед за крымскими. Чиновники в Казани перепугались до смерти, принялись мазать Золотую Орду и дастан всем, чем только можно А историкам пришлось выбирать: или включаться в разоблачение "агрессивного паразитического монголо-татарского" государства, или "would you be so kind as to go to лесоповал?" Вот так не повезло татарам. Этот дастан есть в фольклоре многих тюркских народов, и это их общее культурное достояние. А плюху от Кремля за него получили только татары. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Василий Posted October 24, 2004 Share Posted October 24, 2004 В ногайской версии «Идиге», встречается мотив непроизвольного вставания Тохтамыша с места (вздрагывания) при виде Идиге, сравнимый с якутским мотивом о содрагании Омогоя при виде Эллэя. Или же, указ об умерщвлении старцев, в данном случае отца Эл-лэя Татаар-Тайма - известная тема "Ак Кобека". По ногайской версии, Идиге становится сокольничим или телохранителем хана и пользуется его особым расположением. Это вызывает зависть других вельмож. Эллэй также по одной версии, является богатырем царя Хаан-Боллох, но в конце концов попадает в немилость. В “Эллэйаде” широко встречается мотив о том, как Эллэй отверг любовь красивой дочери Омогой Бая. Далее жена чтобы убедить Омогоя в том, что он боится прищельца, прикрепляет полы верхней одежды мужа шильями и вручает ей берестяную посуду с напитком. Когда послышались крики Эллэя, он выдергивает полы пальто и напитком орошает всю грудь. Идиге также возбуждает к себе нерасположение ханши (или ханской дочери), отвергнув ее любовь. Желая убедить хана в том, что это так, она прикалывает его халат к подушке, на которой он сидит. При появлении Идиге хан действительно приподымается вместо с подушкой. В ногайском эпическом произведении о Идиге и Тохтамыше также есть мотив о двух неудачных попытках ханши поднести загрязненный или отравленный напиток к Идиге. После этого хан, еще более напуганный, приглашает Идиге на пир, во время которого воины, поставленные у входа в юрту, по знаку повелителя должны были убить Идиге. В «Эллэйаде» также встречается подобный мотив. Так старуха в берестяном черпаке подает гостю кумыс для утоления жажды. Лишь только он припадает к посуде, Омогой с размаха рубит пальмой, целясь ему в темя. В казахских сказках "Ханский сын в гнезде" и "Вечная вода" есть мо-тив о том, что существовал обычай убивать стариков. Один человек запирает отца в ящик и возит с собой9. В "Эллэйаде" часто встречается мотив о том, что Эллэй возит своего отца на мешке10. Афористическое татарское изречение "слова старых положи в ме-шок" сходно с поговоркой саха "посади старика в мешок и вози с собой”11. Догадка об отражении женщины в воде-мотив татарской сказки "Мудрый старик". Дочь морского царя и ее золотой гребешок, ак-тивно используются в татарской литературе и профессиональном искусстве. В ногайском варианте эпоса об Идиге есть мотив о красавице с золотым гребнем, живущем в подводном царстве12. В "Эллэйаде" также есть мотив о красавице с золотым гребешком, существующем на дне моря13. Согласно преданию, во время первого праздника ыhыах Эллэй благословил божеств айыы и совершил обряд вызывания страсти дьалын тардыы. У саха существовал весенний обряд вызывания сексуальной страсти у женщин, когда женщины изображали из себя кобылиц. С этим сравнивается представление золотоордынских кочевников, согласно которой, возможная беременность женщины зависела от оплодотворения ее кобылы. В эпизоде из эпоса ’’Идиге и Тохтамыш” девушка говорит Идиге, что прежде с ней наслаждался Альп, и в тот день ее кобыла играла с жеребцом того великана”14. Героический эпос об Идиге имеет широкое распространение от Крыма до Ал-тая, среди кыпчакоязычных народов. Из этих совпадений "Идиге" с "Эллэ-йадой" видно, как золотоордынский эпос использовал достижения кыпчакс-ких эпических традиций. Ахметова Ф.В. Эпические параллели якутской "Эллэйады" и татарских дастанов//Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири. -Омск, 1979. – С.169. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. -Л: Изд-во "Наука", 1974. – С.357. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. -М: Изд-во "Наука", 1977. -245 с. Исходя из таких параллелей, В.Ф.Ахметова пришла к выводу о том, что предок саха Эллэй, происходил не от сибирских татар, а от казанских. Полную версию данной статьи можно прочитать в журнале Илин. Откуда такие поразительные параллели? По некоторым вариантам, Эллэй ранее жил на Урале. В Историко-культурном Атласе Бурятии можно увидеть, что меркиты жили в начале XIII в. западнее кыпчаков, в Урале рядом с башкирами, потом опять куда-то пропали, видимо снова убежали. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest krig Posted October 25, 2004 Share Posted October 25, 2004 Исходя из таких параллелей, В.Ф.Ахметова пришла к выводу о том, что предок саха Эллэй, происходил не от сибирских татар, а от казанских. Полную версию данной статьи можно прочитать в журнале Илин. Откуда такие поразительные параллели? Большинство перечисленных Вами сцен - это так называемые бродячие сюжеты, которые можно встретить в эпосах и сказках от Индии до Карелии ("Калевала"). Искать их первоисточник - дело неблагодарное. Возможно, он лежит так глубоко в истории, что сейчас уже и не докопаться. И уж точно эти совпадения не могут служить доказательством происхождения того или иного персонажа. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Бату Posted October 26, 2004 Share Posted October 26, 2004 Читал исследование по эпосу "Идегей" (кажется, Фатих Урумче, Казань, 1999, но не уверен, что правильно помню имя автора навскидку), так так как раз анализ отражения реальных исторических событий привлекает внимание. Исследователь указывает, что очень адекватно упомянуты главные действующие лица - Токтамыш, Тимур, сам Идегей, высшие сановники Орды того времени; близко к историческим хроникам отражена борьба за власть "мангытской" и "кунгратской" группировок при хане, причины разлада между ханом и Идегеем (причем под эпическими иносказаниями понимаются вполне реальные и прагматичные истоки конфликта). Так что, несмотря на наличие общеэпических сюжетов, образы героев "Идегея" не только собирательные, но и вполне конкретные исторические личности. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest krig Posted October 26, 2004 Share Posted October 26, 2004 Так что, несмотря на наличие общеэпических сюжетов, образы героев "Идегея" не только собирательные, но и вполне конкретные исторические личности. Бесспорно. Так же, как в былинах об Илье Муромце и Владимире Красном Солнышке - реальность перемешана с вымыслом. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Василий Posted October 28, 2004 Share Posted October 28, 2004 Из сайта о его высочестве Бату – хане – присоединившего Великий Саксин, Волжскую и Дунайскую Булгарию, Угрию, Полонию, Русию, Словению, Чешию и другие мелкие страны в Монгольскую империю. Недруги Чингис-хана и его семейства уверяли, что Джучи вовсе не сын своего отца: его мать Борте, старшая супруга Чингис-хана, в молодости была похищена племенем меркитов, и Джучи родился вскоре ее возвращения из плена. Поэтому были серьезные подозрения, что настоящим отцом Джучи был меркитский нойон Чильгир-Бохо[2]. Но сам Чингис-хан признавал Джучи своим старшим сыном. Эти совпадения «Идиге» с «Эллэ-йадой» можно объяснить не столько общими кыпчакскими истоками, сколько тем, что родоначальником Золотой Орды и аристократии саха были удуиты. Например, у Рашид-ад-дина есть сюжет о внезапном появлении Джамуки тридцатью нукерами в покоях великого предводителя Тохтоо-Боко: «Будучи “чрезвычайно трусливым человеком”, он тут же поклялся золотой чашей, по обычаю пролив несколько капель кумыса на землю» (Рашид-ад-дин, т.1, к.1, с.191). Этот же фольклорный мотив об испуге старого владыки перед молодым слугой-воином и передаче им отнятого имущества получает дальнейшее развитие в эпических произведениях Джучиева улуса о ногайских ханах Едиге и Тохтамыше и якутских сагах о Омогое и Эллэе. Так же повторяется эпизод с птичкой в саду запечетленного в памяти остроумного Джамухи и поразившего этим великого Господина и его Царедворцев. Т.е. это дворцовая легенда возникла еще в ханском дворе Тохтоо-Боко, и Джучиды считали себя наследниками этой фольклорной или литературной традиции. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Kylyc Posted November 5, 2004 Share Posted November 5, 2004 Хочу добавить очень важный момент. Татарский эпос "Эдигей" был взят у сибиров(сибирских татар), об этом кстати пишут сами татары, укзывают конкретно откуда д.Яланкуль, Омская область. У татар имелись только короткие отрывки, которые нельзя было назвать таким громким именем как дастан. У нас у сибиров этот эпос называется "Токтамыш кан", переделанный в последствии в Казани под Эдигей. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Тетон Posted November 6, 2004 Share Posted November 6, 2004 Бесполезно перетягивать на себя одеяло и спорить, какой народ и когда сочинил этот эпос. Он фикисируется у всех тюркских народов, предки которых когда-то входили в Золотую Орду. Сибирский вариант в деревне Яланкуль был записан Н.Хакимовым только в 1919 г. До этого были известны уже десятки версий (каракалпакские, ногайские, крымские и другие). Самыми первыми находками были казахские варианты (записи 1820, 1841) и астраханско-ногайский (1830). И в Сибири Радлов записал у барабинцев три варианта дастана задолго до Хакимова, в середине XIX в. Link to comment Share on other sites More sharing options...
tatarbi Posted July 21, 2005 Share Posted July 21, 2005 Полный текст на татарской кириллице Дастан Идегей http://tatarca.boom.ru/idegey.htm на татарской латинице http://www.kitapxane.noka.ru/authors/xalqi/idegaey_dastani Кылыч, себер татарлары татарлыктан баш тарта башладылар мэллэ? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Эльдар Posted September 9, 2005 Share Posted September 9, 2005 Интересно, что астрахано-ногайский вариант был записан в 1830 среди так называемых юртевцев, которые сейчас утратили многие черты ногайской кульуры и самосознания под влиянием татарской. Когда-то даже у них был кобыз для сопровождения эпического повествования. Поддерживаю мнение о бесполезности перетягивать одеяло, потому что у каждого народа этот эпос имеет свои особенности в повествовании. Но все таки эпос Эдиге сложился в ногайской среде, а его распространение по другим территориям связано с миграцией ногайских кочевых после распада Ногайской Орды и включением их в состав других народов. Другими словами говоря, по ареалу распространения эпоса Эдиге можно говорить о том куда вошли этнические компоненты распадающегося государственного образования ногайцев. Link to comment Share on other sites More sharing options...
tatarbi Posted November 4, 2005 Share Posted November 4, 2005 Вот он, с волчьим станом стоит! Ноги крепкие у него, Руки цепкие у него, Он – татарин, видать по всему, Ай, татарин, видать по всему! Речи звонкие у него, Губы тонкие у него, - Красноречив, видать по всему! Сияют как месяц, волоса, Пальцы - как медь, как звёзды глаза, Статен, красив, видать по всему, Грозен в борьбе, видать по всему! Эпос «Идегей», перевод С. Липкина Link to comment Share on other sites More sharing options...
Rahmetov Posted November 10, 2005 Share Posted November 10, 2005 На сайте ТИО скоро выложу на русском языке перевод. Link to comment Share on other sites More sharing options...
tatarbi Posted November 11, 2005 Share Posted November 11, 2005 Рэхмэт. А то я собирался сканировать, да вот сканер нагнулся. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest sakha Posted November 16, 2005 Share Posted November 16, 2005 а у саха есть роды: Эдюгей. например, в Верхневилюйском улусе есть 2 наслега: первый Едюгейский и второй Едюгейский. Link to comment Share on other sites More sharing options...
tatarbi Posted November 17, 2005 Share Posted November 17, 2005 Идиге - тюрк- великий, священный Link to comment Share on other sites More sharing options...
Rahmetov Posted November 20, 2005 Share Posted November 20, 2005 "В стародавние времена, Там, где была нугаев страна, А предком Нугая был Татар Там, где стольный Сарай стоял. Там, где вольный Идиль бежал Там, где город Булга блистал, Там, где текла Яика вода, Там, где была Золотая Орда Там, где жили кыпчак и булгар Ханствовал над страною татар Хан по имени Токтамыш. Кто был ему друг — того любил. Кто был ему враг — того губил. То, чем владел он, были стада. То, что имел он, были рабы: В муках текли их года. Ходила молва из края в край, Хвалила город его Сарай: Сотни башен взметнулись там, Восемьдесят улиц там! Алтын Таш — Золотой Дворец. Лег на желтый мрамор багрец. Славой он был восьми стран — Не этим дворцом гордился хан. Сокол охотничий был у него, Черный сокол Тюкли Аяк. Сокола, чьи могучи крыла, Хан запускал с луки седла, Чтобы летел, добычу зажав. Славой он был девяти держав. А хан Токтамыш был таков: Белый конь под ним — на земле, Черный сокол пред ним — на седле. Над гладью неисчислимых озер Следил за добычей ханский взор, Следил, как птицы ручные летят. Таков был этот азамат..." Дорогие друзья! Эта цитата из эпоса "Идегей", который теперь выложен на сайте Татарского исторического общества на русском языке. Огромная благодарность Тахиру Тайсину предоставившему данный текст. http://www.tatar-history.narod.ru/idegey1.doc http://www.tatar-history.narod.ru/idegey2.doc Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted February 5, 2007 Share Posted February 5, 2007 Есть ли предание о происхождении Идегея или (всех мангытов) от женщины, которая понюхала (а может съела) порошка, сделанного из волшебного черепа? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Koblan Posted October 24, 2008 Share Posted October 24, 2008 Да во общем и я так думаю - просто смутили меня местные, казанские, патриоты Есть у некоторых такая "ценная идея", что в эпосе отражено столкновение новой, "булгаро-татарской", элиты со старой, "монгольской". Олицетворением первой является Идегей эпоса, а второй - Тохтамыш (из него же). Я c вами полностью согласен Идегай это великий каракалпакский амир Едиге, родом из Мангита одного из шести состоящихся основных арысов каракалпаков (Конырат, Мангит, Муйтен, Кыпшак, Кенегес, Кытай) или как у нас называется "Алты арыс каракалпак". У нас в Каракалпакстане есть 4 х метровый памятник батыру ЕДИГЕ. Link to comment Share on other sites More sharing options...