Перейти к содержанию
Aryslan

Уйгуры

Рекомендуемые сообщения

Арабский автор ИБН АЛ-ФАКИХ АЛ-ХАМАДАНИ пишет: тюрки-карлуки обитают в окрестностях Самарканда.

Вамбери это подтверждает на пути к Самарканду, там вся топономика карлукская:

АРМИНИЙ ВАМБЕРИ:

Так как Самарканд благодаря очарованию прошлого и из-за его удаленности считается в Европе чем-то необыкновенным, мы попытаемся, поскольку не можем воспользоваться кистью, описать пером облик города. Поэтому я попрошу читателя сесть в мою повозку, тогда он увидит на востоке уже названную гору, а на конусообразной вершине ее - небольшой домик, где покоится Чобаната, святой покровитель пастухов. (Горы, которые почти непрерывной цепью тянутся в среднем течении Зеравшана, к югу от него именуются в целом Шахрисябзскими горами, потому что в этих горах находится независимое от Бухары бекство Шахрисябз. Эти горы состоят из двух хребтов, из которых северный в своей восточной части называется Алтаба-Таг, а в западной - Каман-Баран-Таг, или Самаркандские горы. Южный хребет, на южном склоне которого стоит город Шахрисябз, называется Султан-Хазрет-Таг. Эти горы весьма высоки, и во многих местах граница вечных снегов проходит значительно ниже их вершин. К западу горы немного понижаются, но все еще есть значительные горные цепи. Из Зеравшанской долины высоких гор я не заметил. К юго-западу от города Катта-Кургана начинается новая горная цепь, которая круто повышается по направлению к восточному плато и почти что острым углом вдается в Зеравшанскую долину на 6-8 верст. Эта горная цепь называется Тим-Таг. Мне говорили, что к юго-востоку от этой цепи гор находится обширная равнина, простирающаяся якобы до Бухары и носящая название Орта-Чёль (Средняя равнина). Все эти южные горы террасами спадают до самой Зеравшанской долины, так что дорога между Катта-Курганом и Самаркандом проходит большей частью вдоль крайних отрогов гор. От северных пограничных гор параллельно реке Пенджикент идут горы Шункар-Таг (Соколиные горы); приблизительно в 15 верстах от Пенджикента Шункар-Таг поворачивает на север и соединяется с южными отрогами Сандзар-Тага; последние поворачивают на северо-запад и тянутся до города Джизак. К горам Сандзар-Таг с востока примыкают горные цепи Нуратанынг-Таги, которые отделяют Зеравшанскую долину от северных песчаных степей и защищают ее от песков. К югу от Сандзар-Тага тянется шириной в 10-15 верст цепь довольно высоких холмов, которые, волнообразно повышаясь и понижаясь, соединяются с южными отрогами Нуратанынг-Таги и образуют настоящий водораздел между Сырдарьей и Амударьей. В горах Сандзар-Таг берет начало речка Юлан-Ёттю (через нее может перебраться змея); эта речка пробивается между Сандзар-Тагом и Нуратанынг-Тагом и дает воду Джизаку. Главное направление гор Нуратанынг-Таг-с востока на запад, они начинаются у реки Юлан-Ёттю и тянутся, пожалуй, верст на 150 до города Нурата (Святой отец), откуда произошло и название гор. Главный гребень находится на севере и называется Кара-Таг (Черные горы). Он очень крутой и имеет несколько зубцов. Южнее восточной части Кара-Тага почти особняком лежит горная цепь, носящая название Ходум-Таг; к ней с запада примыкают горы Караша-Таг, а к последним, почти параллельно Кара-Тагу, горы Ак-Таг. Ходум-Таг и Караша-Таг не особенно высоки и тянутся легкими волнами, Ак-Таг же крутой и имеет несколько зубцов, хотя он не так высок, как Кара-Таг. Кара-Таг и Ак-Таг сходятся в одну вершину у города Нурата. Заснеженных вершин в горах, ограничивающих Зеравшан с севера, я нигде не заметил. Пространство между обеими горными цепями Нуратанынг-Таги, чаще всего шириной 15-20 верст, представляет собой не ровную долину, а перерезано более или менее высокими цепями холмов, которые в основном тянутся в направлении с севера на юг. ( ”Долина Зеравшана в среднем течении” доктора Радлова в журнале Географического общества в Берлине. T. 6, вып. 5, 1871).) У подножия горы [158] раскинулся город, по площади равный Тегерану, только застроен он не столь густо и производит гораздо более благоприятное впечатление благодаря своим замечательным зданиям и руинам. Прежде всего глаз с восхищением и удивлением останавливается на нескольких высоких куполообразных зданиях, возвышающихся на северо-востоке, четырех медресе (пиштак); издали кажется, что они стоят совсем близко друг от друга. По мере приближения сначала открывается небольшой очаровательный купол, далее на юг - другой, более высокий; первый - это могила, а второй - мечеть Тимура. Прямо перед вами на юго-западной окраине города, на холме, высится цитадель (арк); вокруг нее виднеются другие здания - мечети и надгробные памятники. Представьте себе все это в густой зелени садов, и вы получите слабое представление о Самарканде, слабое, потому что персидская пословица гласит: ”Надо не только услышать, но и увидеть”.

Вамбери в городе:

В Самарканде о Тимуре говорят так, будто известие о его смерти пришло из Отрара только вчера, и меня как османа спросили, с какими чувствами иду я к могиле такого великого человека, от которого наш султан потерпел ужасное поражение.

Хотя мы и не можем согласиться с жителями Средней Азии, которые все еще пользуются выражением ”райский Самарканд” в применении к нынешним развалинам, все же нельзя не признать, что древняя столица Средней Азии по своему положению и благодаря окружающей ее роскошной растительности - самый прекрасный город в Туркестане.

Во время моего пребывания в городе Тимура на базарах, больших площадях и улицах была постоянная давка, потому что все было запружено вернувшимися из похода войс­ками. Обычное же число жителей составляет, вероятно, не более 15-20 тысяч, из них две трети (!) – узбеки (!), треть (!) – таджики (!)".

Для Вамбери, который побивал в городе и разговаривал с его населением казалось что, население Самарканда преимущественно узбекское, чего не скажешь в советское время, да и сейчас там везде можно слышать таджикскую речь. Подозревается, что таковым стало после приказа Кауфмана: ...наказать город (Самарканд), не щадить никого и ничего (самаркандцев)…

Вамбери о военных (которые потом пострадали от Кауфмана): Узбеки - господствующий народ в ханстве, так как сам эмир - тоже узбек из племени мангыт, и поэтому они составляют вооруженные силы страны.

Населения других городов, которых описывал Вамбери оставались неизменными. Например, Карши:

Карши, древний Нахшеб, - второй город Бухарского ханства как по своим размерам, так и по торговому значению; он состоит из собственно города и цитадели (курганче), находящейся на северо-западной стороне и плохо укрепленной. В Карши в настоящее время десять караван-сараев и богатый многолюдный базар; не будь политических неурядиц, город играл бы значительную роль в транзитной торговле между Бухарой, Кабулом и Индией. Жители говорят, что их 25 тысяч, большей частью это узбеки, они составляют костяк бухарских войск. Кроме них есть еще таджики, индийцы, афганцы и евреи; последние пользуются здесь правом ездить верхом и в самом городе, что им запрещено в других местах ханства.

Жители там и в настоящее время большей частью узбеки (потому что Кауфман их не трогал).

Почти все виденное им собственными глазами достойно читательского доверия.

В. А. Ромодин о Вамбери.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

И как же 15 тыс. жителей образовали "десятки тысяч вырезанных"?

И как же они образовали 49 тыс. убитых карателями?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во всяком случае местный житель врать не будет

Местный житель не будет говорит "сарты", тем более "сарт" это оскорбительное прозвище, видимо это написал русский из уст пострадавшего, который под действием пыток, сделал ложное признание. Так было и при взятии например Ташкента. Черняев захватив город, после почти 2-месячного штурма требовал у наместников Ташкента, чтобы они подписали какую-ту бумагу о добровольной сдачи без единого выстрела. Не подписавших высылал в Сибирь.

И как же 15 тыс. жителей образовали "десятки тысяч вырезанных"?

И как же они образовали 49 тыс. убитых карателями?

Вместе с войсками, приехавшие на помощь так и будет "десятки тысяч вырезанных".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Почитайте кто такие сарты, и как применялся этот термин. Вполне почтенный, по моему пониманию.

Ташкент не надо в кучу валить. Говорим о Самарканде.

С какими войсками - про войска и не говорим. Войска не валите с мирным населением в кучу "десятков тысяч вырезанных". Да, мы и знаем, что войска эти драпанули, ничего не добившись, а подставив мирное население. Да, вдобавок и ограбили:

Приближенные бека спорили и ссорились с муллами, дошло до драки, вмешались сарбасы, стали стрелять в народ. Горожане убили представителей со стороны бека и нескольких сарбасов. Произошла общая свалка. Более всех пострадали муллы. Солдаты не только многих убили и ранили, но и разграбили их имущество, а в самом медрессе досталось и живущим там ученикам, их выгнали из келлий и завладели их жалким скарбом.

причем дважды:

Я не помню: на третий день или на четвертый оба бека со своими войсками ушли. Но перед уходом сарбасы их разграбили город. Они бегали из сакли в саклю и забирали с собою все, что попадалось под руку: ишаков, лошадей, верблюдов, одежду, провизию. Не обошлось без драки и без убийств. Самаркандские ополченцы и те жители, которые не принимали участия в восстании и оставались в городе, сопротивлялись сарбасам, защищали свое имущество, так что на это утро война была перенесена в самый город и сарты били сартов. Крики, суматоха, шум, я думаю, были слышны в крепости.

Думаю, что такое войско и такое государство были обречены. А выдумывать теперь "десятки тысяч вырезанных", значит, в очередной раз позориться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Позориться - это пытаться, показать русских в качестве великих, культурных и добродетельных, а местных - варварами, которые сами напросились на "покровительство", при этом совершенно игнорируя факт оккупации и делая упор на мелких деталях ради смягчения этого факта.

Так поступали обычно великорусы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

"Десятки тысяч вырезанных" это не мелкие детали. А злобная и лживая подлость фольк-хисториков

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Так в Узбекистане в учебниках истории пишут? Тогда, наверное, перемещу это позже в соответствующую тему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так в Узбекистане в учебниках истории пишут? Тогда, наверное, перемещу это позже в соответствующую тему.

Название - "Щедрая Россия. Как Самарканд стал таджикским городом".

Спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то это тема про уйгуров... моего ани юртлар... а Вы тут про узбеков развели кашу...

Насколько правы таджики не знаю, но Самарканд и Бухара всегда были согдийскими городами... узбеки там пришлые...

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, аж кушать нимагу.

Я-то про свои интересы хорошо знаю и в "казахские" темы даже не заглядываю. А вот вы со своим дружком появляетесь везде, где упоминаются узбеки или уйгуры. Сартофобия такая сартофобия.

я появляюсь везде, где фальсификация истории

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

ВНИМАНИЕ!!!

Все посты не связанные с темой "уйгуры" мною скрыты. Любой новый пост, который будет также оффтопом повлечет за собой наказание.

Любые нападки на личности, или националистические высказывания будут удаляться - авторы наказываться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Таранчи — так называются землевладельцы Илийской долины, выселенные сюда из Вост. Туркестана китайцами во 2-й половине XVIII столетия для развития землепашества (таран — пашня), чтобы облегчить Китаю обладание Зап. краем. Во время дунганского воcстания образовалось Кульджинское ханство, которое летом 1871 г., боясь Якуб-бека, поддалось России. Когда Кульджинский край возвращен был Китаю, Таранчи перешли в пределы России и были поселены в Семиреченской области. Они говорят наречием кашгарских сартов.

Н. В.

Турфан (у китайцев Гуан-ань-чэн) — главный город приставства (тин), называемый также Куня-Турфан в отличие от Уч-Турфан, лежащего западнее. Он состоит из двух городов, расположенных в 1 в. друг от друга: один населен туземцами — мусульманами и составляет торговый центр богатого Турфан округа, другой — резиденция (китайских властей) — китайцами и маньчжурами (гарнизон). Общая численность населения от 15 до 20 тыс. (подр. об оазисе см. Вост. Туркестан).

Г. Е. Грум-Гржимайло.

Хотан — город и оазис у северного подножия Кунь-луня, в Восточном Туркестане (см.), на абсолютной высоте 4500 фт. Со времен глубокой древности они служили оседлым центром; китайцы при старших Ханах (с 206 г. до Р. Хотан по 220 г. после Р. Хотан) застали здесь уже высокую культуру, заимствованную главным образом из Индии. Оазис был у них тогда известен под именем Юй-тянь, город — под именем Си-чэн, что значит "западный городок"; последнее название удержалось, однако, лишь при династии Хань, а затем заменено названием оазиса Юй-тянь. Встав при Ханях в вассальные отношения к Китаю, X. во внутреннем управлении сохранил полную самостоятельность; тем не менее правители его пользовались всяким удобным случаем, чтобы восстановить и политическую независимость оазиса, что им удавалось неоднократно. Борьба эта, равно как борьба с тибетцами, налагавшими на земли Вост. Туркестана свою тяжелую руку в VII и в конце VIII стол., не представляет особого интереса. При Танах (618—907) X. был преобразован в Гуньшадуду-фу, при чем губернатором назначен был родовой князь. В таком преобразованном виде Хотанское владение существовало, однако, недолго, так как с утратой китайцами западных земель Хотаном овладели тибетцы. Впрочем, и эти последние не посягнули на внутреннее самоуправление княжества, которое окончательно пало лишь в монгольскую эпоху. В настоящее время Хотанский оазис, орошенный реками Кара-кашем и Юрун-кашем, занимает площадь в 1000 кв. в. при наибольших длине с ЮЗ на СВ в 70 в. и ширине в 30 в. Почву оазиса составляет лёсс, который местами сменяется лёссовидной глиной, местами — галькой и выклинивающимися в оазисе участками щебневой пустыни; к В. почва плодороднее, чем на З. При благоприятных условиях, т. е. в случае своевременного разлития рек, в X. снимают две жатвы; но иногда в Куньлуньских горах наступает поздняя весна, вследствие чего подъем воды в реках является несвоевременным, и тогда население X. испытывает нужду в хлебе, который доставляется из Яркенда, Каргалыка и даже из Аксу, откуда везется через Такламаканскую пустыню на верблюдах. Такой недостаток в хлебе объясняется тем, что значительные участки пахотной земли отводятся в X. под хлопок. Больше всего в X. засевается кукурузы; затем следуют пшеница, дающая урожай сам-13, рис невысокого качества, дающий урожай сам-14, ячмень, сорго, горох, просо, а также лен, конопля, мак, кунжут и табак; иногда сеют люцерну, но при общем недостатке в пахотной земле растение это возделывается только в богатых хозяйствах. Немало земли отводится также под бахчи (арбузы, дыни, тыквы и некоторые огородные овощи) и виноградники. Из винограда здесь выделывают вино плохого качества (муссаляс). Бахчи и пашни окружаются живой изгородью из облепихи (Hippopha ë rhamnoides) и белого шиповника; арыки (оросительные канавы) обсаживаются деревьями. X. вообще очень богат искусственными древесными насаждениями; встречаются чаще других пирамидальный тополь, тут, джигда (Eleagnus bortensis), акация (Sophora japonica), жужуба (Zizyphus vulgaris), ива; из плодовых деревьев — абрикосовые, персиковые и грушевые, затем айва, яблоня и волошская орешина. В X. когда-то процветало шелководство; ныне, вследствие болезни шелковичного червя, шелковая промышленность пришла в упадок; тем не менее в X. более, чем где-либо в остальном Вост. Туркестане, выделывается шелковых тканей и шелковых ковров. Вообще, X. является самым промышленным округом во всем Вост. Туркестане; его ковровые изделия, хлопчатобумажные ткани, войлок пользуются заслуженной известностью далеко за пределами страны и служат предметами значительного отпуска в Россию, Индию и Китай; в Россию вывозятся также меха разводимых хотанцами тонкорунных овец (их продают за тибетские), в Китай — нефрит, нефритовые изделия, золото, в Кашмир — гашиш. Жит. в оазисе 135000. X. как город не представляет ничего интересного. Из его мечетей самой древней считается мечеть Хазрет-Султан, самой обширной — Джалмы. Рядом с туземным городом находится китайский — Янги-шар, выстроенный в 1883 г.; в нем всего 1000 жителей, включая гарнизон. В окрестностях X. много развалин; особенно обширны они в местности Тертыр.

Г. Е. Грум-Гржимайло.

Кашгар — г. в Вост. Туркестане, самый зап. г. Китайской империи, на р. Кизымсу, под 39° 20' с. ш. и 76° 11' в. д., в 1209 м н. у. м. Старый город, на возвышенности, укреплен; здесь сосредоточено управление областью, во главе которой стоит дао-тай. Кроме чиновников и войска, здесь живут некоторые китайские купцы. В новом городе живут главным образом туземцы-мусульмане. Жит. 60-70 тыс. Русское консульство, единственное в Вост. Туркестане. 17 медресе, 70 школ; памятник убитому здесь путешественнику А. Шлагинтвейту. Из промыслов особенно замечательна выделка бязи (япон. бумаж. ткани); она славится прочной окраской. Значительная торговля с Ферганской областью; вьючный путь идет через перевал Терек-даван, 3871 м. Ввозятся гл. обр. железн. и медные изделия, ситцы, сахар и спички.

А. В.

Кульчжа (старая или таранчинская, по-кит. Нин-юань-чэнь), на р. Или, в Китайской Илийской стране, основана в 1762 г., в местности, где, во времена господства джунгаров, стоял ламайский монастырь Цзин-дин-сы. Город этот хотя и утратил ныне свое первенствующее административное значение, которое перешло к Суйдин-чэну, но остался главным торговым и промышленным центром в крае. В 1871 г., когда русские войска вступили в Кульчжа, в ней было не более 7000 жит.; ныне число это возросло до 10000. Кроме таранчей, составляющих преобладающий элемент, между жителями города есть дунганы, китайцы, маньчжуры, торгоуты, киргизы, кара-калмыки. Вследствие преобладания мусульман, Кульчжа напоминает скорее туркестанское, нежели китайское поселение; все почти дома глинобитные; построек китайской архитектуры очень мало. Две мечети и кумирня. Главные улицы вымощены щебнем, но давно уже не ремонтируются. По оживлению базаров и к ним прилегающих улиц, Кульчжа производит впечатление одного из крупнейших городов Притяньшанья; но дома в ней, кроме бывших русских — большей частью лачужки. Много садов. Русское консульство и почтовая контора; телеграф. См. Илийский край.

Г. Е. Грум-Гржимайло.

Уйгуры — восточно-турецкий народ, упоминаемый в китайских летописях с IV в. после Р. Х. По мнению некоторых ученых, Уйгуры называли себя прежние турецкие народы, и название Уйгуры тождественно с названием финских угров, или югров: при движении на З турки смешались с финнами и дали свое имя нескольким финским народностям; но эта теория не может считаться доказанной. В средние века Уйгуры разделялись на две ветви: одна кочевала в Монголии, в бассейне Байкала, другая поселилась в Вост. Туркестане, где подверглась влиянию китайской культуры и религиозных учений, распространявшихся из Индии (буддизм) и зап. Азии (зороастризм, манихеизм, несторианство, впоследствии ислам). В китайских летописях северные Уйгуры упоминаются под названиями гао-гюй, хой-ху и хой-хэ. В VIII в., после распадения государства турков-огузов, Уйгуры достигли первенствующего положения в Монголии и образовали сильное государство, просуществовавшее около ста лет (744—840). Им принадлежит основание города Каракорума (см.), развалины которого существуют и теперь и размерами значительно превосходят развалины города того же имени, построенного в XIII в. монголами. Среди развалин сохранился памятник начала IX в. с надписями (китайской и турецкой), открытый Ядринцевым в 1889 г. (см. Орхонские экспедиции); из надписей видно, что северные Уйгуры, подобно своим южным соплеменникам, подчинились влиянию западных религиозных учений и что уже тогда рядом с древнетурецким алфавитом (см. Орхонские надписи) употреблялся алфавит сирийского происхождения, получивший потом название уйгурского. Подобно другим кочевым владетелям Монголии, уйгурские ханы вели постоянные войны с китайцами. В 840 г. они были разбиты киргизами, жившими в бассейне Верхнего Енисея, и бежали на юг, в Вост. Туркестан и Тангоут; об их судьбах в течение следующих веков существуют только догадки. В эпоху появления монголов (начало XIII в.) упоминается только одно уйгурское владение, в Вост. Туркестане, с городами Бишбалык (развалины около Гучена) и Кара-ходжа (развалины в 30 вер. к В от Турфана); владетель носил титул идикута, был вассалом кара-китайских гурханов (см. Кидани), отложился от них в начале XIII в. и в 1209 г. добровольно подчинился Чингисхану. Уйгурская культура имела значительное влияние на монголов; во всех государствах, основанных монголами, уйгуры еще в XIV в. и частью в XV в. сохраняли влиятельное положение, в качестве чиновников монгольских канцелярий и воспитателей монгольских царевичей и других знатных юношей; от уйгурского алфавита происходят алфавиты монгольский и маньчжурский. Уйгуры были частью буддистами, частью несторианами и считались самыми ожесточенными врагами ислама; в половине XIII в. один из идикутов был казнен за намерение перебить в один день всех мусульман в Бишбалыке. Владение идикутов упоминается еще во второй половине ХШ в., но в уменьшившихся пределах; под властью идикута оставались только город Кара-ходжа и его округ; восточная часть (Хами) отошла к Китаю, западная (Бишбалык) — к Джагатайскому государству, в состав которого потом вошел и Турфан. Ислам постепенно (с XV в.) вытеснил последние остатки буддизма и несторианства; уйгурский алфавит был вытеснен арабским. В настоящее время название Уйгуры существует у многих турецких народов, в качестве названия отдельного рода; как народное название, оно употребляется только двумя народцами, на границе Тибета — кара-Уйгуры и сарыг-Уйгуры; первые говорят по-монгольски, вторые сохранили турецкий язык. Выяснению истории Уйгуры и их культуры будут способствовать сделанные в последние годы археологические открытия, научная разработка которых только начата. Кроме развалин построек, найден целый ряд уйгурских рукописей, частью буддийских религиозным текстов (иногда — санскритские тексты с уйгурской транскрипцией), частью деловых документов.

Литература. В. В. Радлов, "К вопросу об Уйгуры" (СПб., 1893; Прилож. к LХХ т. "Зап. Имп. Акад. Наук", 2); W. Radloff, "Die allt ü rkischen Inschriften der Mongolei" (СПб., 1895); G. Schlegel, "Die chinesische Inschrift auf dem uigurischen Denkmal in Kara-Balgas-sun" (Гельсингфорс, 1896; "M é moires de la Soc. Finno-Ougrienne", ст. IX); "Nachrichten ü ber die von der Kais. Akademie der Wiss. zu St.-Petersburg im Jahre 1898 ausger ü stete Expedition nach Turfan" (тетр. I, СПб., 1899; статьи Д. А. Клеменца и В. В. Радлова).

В. Б.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

vg.jpg

Sart is the name commonly given to the Turkish-speaking urban population of the Central Asian khanates. It is opposed to Tajik, which denotes the agricultural, Iranian-speaking population, but both words are used very loosely and have come to mean little more than town and country people. Sart and Uzbeg are also opposed in the meanings of common people and aristocracy, but many Sarts claim Uzbeg descent. The word is hardly suitable for scientific use, but is employed by Russian writers as the name of the Turkish language spoken in Bokhara, Samarkand and Ferghana.

Перевод:

Сарты это название обычно применяемое по отношению к тюрко-говорящему городскому населению Центрально-азиатских ханств. Оно противостоит названию "таджик", которым обозначается земледельческое ираноговорящее население, но оба названия используются очень вольно, и свелись к обозначению немного большему чем просто для обозначения городских и сельских жителям. "Сарт" и "узбек" также имеют противоположные значения простонародья и аристократии, но многие сарты утверждают, что имют узбекское происхождение. Это слово врядли подходит для научного использования, но оно употребляется русскими писателями для обозначения тюркского языка на котором говорят в Бухаре, Самарканде и Фергане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Восточный Туркестан

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

...Первые ½ столетия нашей эры китайцы то утверждались в Восточный Туркестан Туркестане, то были изгоняемы оттуда; кроме того, было множество междоусобий и в середине II столетия после Рождества Христова Восточный Туркестан снова представлялся страной, разделенной на тридцать отдельных владений, дальнейшая судьба которых до VII столетия нам почти совсем неизвестна. Два крупных явления ознаменовали этот темный период: введение буддизма и основание значительного Гао-Чанского владения на месте прежнего Чешы'ского, правитель которого, гонимый гаогюйцами, со всем народом своим бежал в Карашар. Родоначальником последней Гао-Чанской династии был китаец Кюй-га (497); администрация устроена была отчасти на китайский образец, китайский язык и письмо были во всеобщем употреблении; но наряду с этим никогда не переставало существовать и другое, "варварское" письмо (уйгурское?), "варварское" одеяние, язык и обычаи. Кроме буддизма, в Гаочане, по-видимому, распространено было и христианское учение (несториане). В начале VII века мы застаем в Восточном Туркестане только следующие 6 владений: Гаочан, Карашар, Куча, Цзимо (древнее Гумо-Бай?), Кашгар и Хотан; к Востоку продолжали еще существовать Ния и Черчень (Цзинь-Цзюэ); но насколько были они тогда самостоятельны — сказать трудно. К тому же дорога из Хэ-си (китайские земли по северному склону Нань-Шаня) через Лоб-Нор и по Тариму уже закрылась (во времена Суйской династии), мелкие владения у подножия Алтын-тага перестали существовать, и Черчень, славившаяся когда-то своим богатством, осталась в стороне от общей жизни Восточный Туркестан Туркестана, обнищала и захирела. Пользуясь междоусобием карашарского и гаочанского владетелей, китайцы овладевают сперва Гаочаном (640), переименовывают его в провинцию Си-Чжоу, назначают туда правителя Западного края, последнего же представителя династии Кюй отправляют в Пекин; затем последовательно овладевают Карашаром и Кучей и обращают: первый в китайскую область "Фу", а вторую — в "Чжеу". Та же участь постигла впоследствии Хотан и Кашгар. Во всех этих городах поставлены были военные посты и гарнизоны, а начальство над ними было вверено китайскому наместнику, переведенному из Гаочана в Кучу. К концу VII в. Восточный Туркестан Туркестан, за исключением, может быть, таких отдаленных владений, как Сарыкол, всецело признавал власть Китая. Но господство последнего продолжалось недолго: к 670 г. Восточный Туркестан Туркестан стал достоянием тибетцев, которые и владели им 22 года; в 692 г. китайцы, однако, снова берут верх, вытесняют тибетцев и распространяют свое влияние даже на Фергану и Самарканд. Столетие спустя тибетцы усиливаются, забирают западные провинции застенного Китая, а вместе с ними и весь Восточный Туркестан Туркестан; но вскоре за тем стало клониться к упадку и могущество тибетцев. Преемниками им в господстве над странами в бассейне Тарима являются со второй половины IX века кочевники хой-хэ, которых следует отождествить с уйгурами мусульманских писателей. Разбитые в 840 г. киргизами, хой-хэ распадаются на несколько ханств, из коих наиболее значительными становятся Гань-Чжоу'ское (в бывшей Китайской провинции Хэ-си) и Гаочанское. Гаочанские хой-хэ ассимилируются с коренными жителями этого владения, переходят к земледелию и образуют сильное государство. Затем долгое время страна переходила из рук в руки, причем, однако, уйгуры держались до XII столетия, т. е. до появления Чингисхана, к которому поехал на поклон уйгурский идикот Бурчак, что спасло его маленькое владение от гибели в то самое время, когда сильнейшие царства теряли свою независимость и исчезали целые племена, бесследно поглощаемые полчищами завоевателей. Подобная судьба постигла и два других владения бассейна Тарима: Хотан и Кашгар. Период между IX и XI столетиями, несмотря на продолжительные вассальные отношения к Китаю, был самым блестящим для Хотана. Его владетели стали даже пользоваться титулом августейшего хагана (хэулинь-хэхань); торговля же до такой степени развилась, что для ее поддержания хотанцы решаются снарядить целую экспедицию в страну тангутов. В начале XII в. Хотан становится добычей кара-киданцев, скоро уступающих место монгольскому владычеству. Восточный Туркестан Туркестаном Чингисхан овладел быстро и почти без сопротивления со стороны туземного населения. После смерти этого завоевателя бассейн Тарима вместе с Или, Южной Джунгарией и Мавераннагром достались в удел Джагатаю, который, как и все его преемники, сам оставаясь в Или, управлял им оттуда при посредстве доверенных лиц. Это продолжалось сто тридцать лет, т. е. до времен Эмира Тамур-Гурекан-хана. Уйгурия же тем временем находилась в зависимости от "великих хаганов", сидевших первоначально в Монголии, а потом в Китае, и управлялась династией прежних владельцев под надзором присылавшегося хаганами темника. Таким образом в судьбе Гаочана снова обнаруживается отдельность от жизни прочих частей Восточный Туркестан Туркестана. В то время, как эти части страны все более и более подчиняются общему складу мусульманской жизни и давлению переворотов, совершающихся в западной Азии, Гаочан остается в тесной связи с восточно-азиатским миром, как в политическом, так и в культурном отношении, и долее хранит верность буддизму. Тем не менее в это время, по словам Иоанна Плано-Карпинского и Вильгельма Руисброка, в Уйгурии, наряду с буддистами и христианами Несториева толка, уже повсеместно жили и мусульмане. Уйгурия в это время славилась своим богатством. Когда императоры нуждались в деньгах, гаочанцы служили им банкирами: так, при Угедэе выплачено было им в счет долга 76000 серебряных слитков; когда надо было князьям крови и другим сильным людям добыть жемчуга и драгоценных камней, в Уйгурию же посылали они за всем этим, как в другие места — за соколами и кречетами. Тимур хотя и разгромил Джагатаидов, но, по-видимому, не отнимал у них Восточного Туркестана, который продолжал управляться наместниками последних. Только впоследствии уже, и то на короткое время, Шахрух отнял у Джагатаидов Кашгар и Яркент. Пользуясь слабостью могулистанских ханов, вассальные правители Восточный Туркестан Туркестана объявили себя независимыми и один из них (Абу-бекр) почел себя даже настолько сильным, что вступил в борьбу с бывшими своими сюзеренами. Борьба эта привела к новому подчинению бассейна Тарима Джагатаидам (1514), под управлением которых Восточный Туркестан Туркестан более столетия пользовался не только спокойствием, но и таким могуществом, какого не имел ни позже, ни раньше. В это время Уйгурия успела уже потерять свою самостоятельность. Турфанская область присоединена была еще Хызр-Ходжой (в середине XIV в.) к наследственным землям Джагатаева улуса. Комулем же завладели китайцы (династия Мин).

В начале XVII века в областях, сопредельных с Тянь-Шанем, быстро стало расти могущество джунгаров или калмыков. Джагатаиды были оттеснены на запад, а Или захвачен. С этого времени начались их грабительские набеги на соседний Восточный Туркестан Туркестан. Доведенный до изнеможения, Джагатаид Турфанский становится в вассальные отношения к маньчжурскому императору Шун-чжи (1646 г.); но это не избавляет Уйгурии от калмыцкого ига. В 1670-х годах хонтайцзы Галдан-Бошокту овладевают не только Турфаном и Хами, но и всеми остальными городами Восточный Туркестан Туркестана. Период господства калмыков (с 1670 г. до середины XVIII в.) был самым тяжелым в жизни Восточный Туркестан Туркестана не столько потому, что жители должны были выплачивать в пользу джунгарских хонтайцзев громадные суммы денег, сколько вследствие междоусобной войны белогорских и черногорских ходжей. Ради торжества партии руководители решались на самые безрассудные предательства, отдавая государство в руки исконных врагов Восточный Туркестан Туркестана. В результате появилась новая зависимость от Китая. Китайцы нашли весь край разоренным и до такой степени обнищавшим, что люди едва прокармливали себя; это не помешало им обложить западные города тяжелой податью, в размере, по-видимому, превышавшем 400000 руб. Обложению подверглись также все промыслы и торговля. В еще более грустном положении находилась столь прежде славная богатством своим Турфанская область (Уйгурия). Истощенные джунгарскими поборами, турфанцы, с князьями своими во главе, еще в 1732 г. выселились в окрестности Гань-Чжоу, но в 1755 г., в количестве 3000 семейств, снова вернулись на родину. Хамийская область между тем была вовсе освобождена от налогов. Народ все еще, как видно, не мог справиться с последствием погрома, каким сопровождалось нашествие Рабдан-Церена (1713). С 1765 по 1826 г. Восточный Туркестан Туркестан пользовался сравнительным покоем. Вспыхнувшее было восстание в Уч-Турфане немедленно было подавлено и все его население вырезано; другие города, обедневшие, обессиленные, видя печальную участь Уч-Турфана, безропотно выносили китайский гнет, но, по-видимому, ни на минуту не расставались с мыслью избавиться от этой тяжелой опеки. Иначе трудно объяснить себе тот успех, который имел здесь Джегангир-ходжа, явившийся в Кашгарскую область в 1826 г. во главе всякого сброда. С помощью сбежавшихся отовсюду кашгарцев он наголову разбил китайского Цзянь-Цзюня и вступил, при радостных криках народа, в Кашгар. При этой вести восстали Янги-Гиссар, Яркент и Хотан, а вслед за тем пало и китайское укрепление у Кашгара; бежавшие оттуда китайцы, за исключением 400 человек, обращенных в Ислам, были перебиты. Ходжа, однако, медлил, ожидая подкреплений, спешивших к нему отовсюду, и дал этим возможность китайцам не только оправиться, но и сосредоточить в Аксу значительный корпус. Тем не менее, несмотря на неудачу при первом столкновении с китайцами, ходжа вслед же за тем разбил их наголову. Плодами этой победы ему воспользоваться не пришлось: нашлись изменники, выдавшие его китайцам (1828) — он был отправлен в Пекин и там изрезан на части.

Подобный же неудачный исход имели и все другие попытки белогорских ходжей восстановить свою власть в городах Таримского бассейна. Таких попыток было пять: Мохаммед-Юсуфа-ходжи в 1830 г., Ишан-хан-тюри (Катта-хан) в 1847 г., Кичик-хана-тюри и Вали-хана в 1855 и 1856 гг., наконец, еще раз Вали-хана в 1857 г. (см.). Все они сопровождались грабежом, насилиями, поголовными избиениями и такими обширными эмиграциями восточных туркестанцев в сопредельную Кашгару Фергану, что к 1858 г. край, некогда богатый и цветущий, представлял картину совершенного запустения и крайней нищеты. Хотя китайцы и вышли победителями из борьбы, но влияние и престиж их до такой степени пошатнулись в глазах азиатцев, что положение их стало еще труднее и опаснее прежнего. Выиграли только кокандцы, подчинившие себе памирских и тянь-шаньских киргизов, да мелкие владетели Сарыкола и Кунжута, которые поспешили воспользоваться слабостью китайцев для того, чтобы за счет их земель округлить свои собственные владения. В 1860-х годах вспыхнуло в Китае восстание дунган, пронесшееся по всей западной половине застенного Китая и обратившее целые культурные округа, населенные китайцами, в пустыню. Таранчи Илийской провинции и города бассейна Тарима поспешили воспользоваться представившейся им возможностью стряхнуть с себя зависимость от Китая. Первыми восстали Куча и Корля (1863), Бай же, Карашар и Аксу успели осилить китайцев только при помощи Айдына-ходжи, пришедшего сюда с сильным ополчением из кучинцев. Тем временем Лотай-хан (Даут-Хельпэ) осадил Турфан. Последний пал только после прибытия сюда Айдына-ходжи, помогшего дунганам захватить и Пичан. Затем ходжа предпринял новый поход в отдаленную Баркульскую область, но без успеха. После нескольких стычек с Нияз-ходжой, явившимся по повелению хамийского вана Башир-хана во главе нескольких сотен ткачей (горцев) на выручку баркульского гарнизона, и вследствие полученных им тревожных слухов из Аксу, Айдын-ходжа должен был вернуться обратно в Кучу. Что с ним сталось затем — неизвестно. Между тем Кашгар, Яркент и Хотан также восстали, и каждый из этих городов выбрал сам себе государя. В Кашгаре захватил власть Бузюр-хан-ходжа, явившийся сюда во главе 300 андиджанцев. Среди последних находился и Якуб-бек. Опекая совершенно бесхарактерного и развратного Бузюр-хана, Якуб-бек мало-помалу захватил верховную власть в свои руки; это было для него тем легче, что войска, после удачного присоединения Яркента и Хотана (1865) и взятия китайского маньченя, стояли на его стороне. Вскоре затем он взял приступом Аксу, Бай, Кучу, Карашар и Корлю (1869), в 1870 г. отнял у Лотай-хана Турфан, нанес ему затем решительное поражение под стенами Урумчи (1871), взял этот город и закончил ряд своих побед над дунганами захватом их городов по Бей-лу — Манаса, Хотуби, Тохулу и др. (1872). Так рушилась Дунганская держава, просуществовавшая несколько более 7 лет. На ее месте возникла новая мусульманская держава, сильная, впрочем, до тех только пор, пока во главе ее находился Якуб-бек. Когда же последний (в мае 1877 г.) пал от руки убийцы, подосланного Нияз-Хаким-беком хотанским, то рушилась и она для того, чтобы уступить свое место современному нам китайскому господству над Восточным Туркестаном. С тех пор города Таримского бассейна успокоились, если только спокойствием можно назвать сосредоточенное выжидание прихода войск Ак-паши (Белого царя, т. е. русского государя) и, как следствие, несомненной гибели китайского могущества на всем Западе обширной Китайской монархии.

Из этого исторического очерка Восточный Туркестан Туркестана видно, что народонаселение этой страны должно представлять смешанный тип персидской (таджики), тюркской и монгольской рас: и, действительно, чем ближе к западу мы подвигаемся, тем тип персидской расы становится резче выраженным, достигая своего максимума в бывших сарыкольских владениях; наоборот, на Востоке преобладает помесь тюрков с монголами и такая помесь является выраженной всего резче у таглыков Хами и кара-курчинцев Лоб-Нора. Общую численность населения определить очень трудно. Пржевальский останавливается на цифре в 2 миллиона, но, вероятно, она вдвое больше действительной, что, между прочим, согласуется и со статистическими сведениями китайцев. Главная масса населения говорит здесь одним языком (тюркским), во всех округах представляющим незначительные особенности. Наиболее разнится наречие уроженцев Турфана. Главные его отличия: 1) своеобразное произношение некоторых тюркских слов (например, "баш" — голова — выговаривают "бэш"); 2) отбрасывание окончаний у многих слов (например, вместо "уй" — жилище — говорят "у"); 3) присоединение суффиксов (вместо "ит" — собака — "иттлы"); 4) введение в разговорную речь многих древних слов (например, "быдан " — человек, "мазом" — жена, "пута" — кушак, "личаг" — платок, "юрян" — зерно, "устухан" — кость и много др.). Последняя особенность, впрочем, постепенно сглаживается. Кроме коренных жителей Восточный Туркестан Туркестана, в нем живут еще китайцы (солдаты, чиновники, ремесленники), дунгане (рассеяны повсюду, но больше всего их в Турфане и Хами) и торгоуты (Карашар). В отношении земледелия, сельской и кустарной промышленности (а другой здесь нет) каждый округ, отделенный от других значительными пространствами пустыни, представляет свои особенности. Так, например, Хотан славится своим шелководством, ковровыми изделиями и выделкой войлока (так называемые у нас кашгарские ковры — все из Хотана). Хами и Турфан вовсе незнакомы с шелководством, совершенно не выделывают ковров: кошмы их плохого качества, зато бязи Турфана немногим уступают кашгарским. Кашгар славится и своей необыкновенно прочной окраской этих бязей. Лучшая выделка кожи в Куче, войлоков — в Аксу; лучшие изделия из металлов и кожи идут также из Аксу; наконец, Карашар славится своей выделкой седел. Вообще, все перечисленные здесь изделия, не исключая и хотанских ковров, достоинством своим ниже бухарских и ферганских.

Обработка полей довольно тщательная. Ирригационная система в Турфанском округе превосходит все, что в этом отношении сделано в Средней и Передней Азии. Это оригинальные и во всех отношениях замечательные гидротехнические сооружения. Плодами славится Хотан; лучшие дыни — в Турфане и Хами. Турфан же славится и своим изюмом, который можно считать лучшим в мире (высушивается в совершенно своеобразного типа сушильнях). В Хами винограда нет; плодовых же деревьев, вопреки всем известиям, очень мало, и фрукты здесь плохого качества; хороши только яблоки в Хамийских горах (Бахдаш). Риса восточнее Кучи нет. Ак-джугара (Sorghum cernuum) лучше всего вызревает в Турфане, от Турфана же на запад вплоть до Кашгара — не сеется и заменяется там просом; прочие хлеба, которые здесь культивируются: пшеница (почти всегда яровая), ячмень и кукуруза (чрезвычайно редко в Кашгаре, Яркенте и Хотане); затем достойны упоминания: кyнжyт (Sesаmum indicum), которого высевают особенно много в Турфане, горох (в Хами и Сарыколе) и конопля, служащая для приготовления масла и анаши. Хлопок высевается всюду; табак тоже, но славой пользуются только турфанские табаки (Дга). Наконец, культивируется здесь кое-где и марена (Rubia tinctorum, по Валиханову).

Минеральные богатства Восточного Туркестана значительны. Окрестности Куча изобилуют нашатырем, квасцами, селитрой и серой, которая добывается также и в окрестностях Уч-Турфана и Яркента; нефрит весьма распространен в горах Куень-Люньских и те же горы замечательны количеством добываемого в них золота; наконец, к западу от Кашгара находится свинцовый рудник. Этот последний, ныне почти заброшенный, называется "Урус-там", т. е. "Русский дом", так как, по сложившейся здесь легенде, много лет тому назад жил здесь русский, который не только открыл руду, но и научил ее разрабатывать. Тут же, по соседству, находятся ключи нефти, залежи каменного угля и медная руда. Медные рудники разрабатываются также и на южном склоне Богдо-Оло. Каменный уголь находится в окрестностях Курла, Карашара (Куропаткин), в горах Туз-тау (Турфан) и к западу от Хами (урочище Токучи). Наконец, каменная соль добывается в горах к востоку от Аксу (Янчи-сянь) и в северной половине Турфанского оазиса (озерные отложения). Но, вообще, недостаточные металлургические познания и незнакомство с самыми простыми приемами рудного дела препятствуют не только туркестанцам, но и китайцам пользоваться ископаемыми богатствами, которыми должны быть богаты недра гор, окружающих Таримскую котловину. Потому издавна железо (шинное), медь, латунь и свинец, а также всевозможные изделия из них шли сюда из Коканда, а теперь идут из России. Другими (главнейшими) предметами ввоза из России служат: бумажная мануфактура, кожевенный товар, сахар и леденец, спички и различная мелочь; из Русского Туркестана — шелковые и полушелковые ткани и различный сартовский товар; из Китая — серебро, чай, грубый фарфор, опиум и всевозможные предметы китайского обихода; с Индией торговля почти совсем прекратилась, ввозится только парча и кисея, краски, лекарства и чай. Вывозит Восточный Туркестан в Россию — серебро в слитках, бязь, шелк-сырец, войлоки, ковры; в Джунгарию — сартовский товар, сушеные плоды и различную мелочь; в Китай — преимущественно изюм и в небольшом количестве хлопок. Вследствие крайнего обеднения страны (испытывается громадный недостаток в серебре) торговля внутренняя и внешняя, и без того ничтожная, переживает теперь трудный момент. Вследствие отсутствия выгонов обширное скотоводство невозможно в Восточном Туркестане. Оно даже никогда не удовлетворяло местным нуждам, а потому в этом отношении страна чувствовала всегда свою полную зависимость от кочевников: киргизов (т.е. казахов - А.) и калмыков (карашарские лошади). Еще беднее Восточный Туркестан лесом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Акскл, как всегда своем формате, еще не надоело? я понимаю, что на цетразии, неграмотными люмпенами подобное воспринимается.

я могу с таким же успехом скинуть про казахов, котрых русские именовали "кайсаками" и т.п., что вообще за слово, непонятное.

Вопрос, сартов подробно уже обсужден, много раз. Мне приводить высказывания громотного казаха 19 в. Валиханова, как он называл тюркское население Восточного Туркестана?

Вот ваша выдержка, вы выделили с большими буквами уйгуры ранее кочевали (8-9 вв.), кто это отрицает (а кто будет отрицать оседание?), вот вопрос, а потом они кочевали, например к периоду восхождения монголов? И что уйгуры ответили в 10 в. киданям, когда те сказали можете забрать земли современной Монголии обратно себе, это типа ваша земля?

Выделю другое оттуда же, и если ума хватает то поймете, что население преимущественно не кочевое уже, от г. Кучара, до Кумула (по кит. Хами), называло себя уйгурами, именно они писали на староуйгурском (между прочим это письмо древнее тюркской руники), который был создан в Восточном Туркестане (местными тюрками, еще до уйгуров), затем передали алфавит монголам, создали богатую культуру и оказали существенное влияние на монголов в разных сферах. Разговаривали они иным языком, это язык алтун ярук, майтрисимит, хуастунифт и еще множество других древнейших источников тюркской письменности, этот язык несколько схож с хакания (в 19 в. Гржимайло в Турфане и Кумуле записал и отметил про язык местных уйгуров мало похожий на языки др. народов Туркестана), можно много писать про них, это наследие уйгурского идикутства (оно просуществовало около 5 веков), они не делились по родам и племенам, у них был этноним уйгур, который просуществовал в Кумуле например вплоть до 16-17 вв. С полным же принятием ислама, этноним был утрачен. Но более менее образованная часть тюрского населения (духовенство, знать), считала частью своих предков древних уйгуров, тот же Валиханов общавшийся с с этими слоями населения, писал что ученые ахуны много знают не только про свою историю, и на этом выделил что население ВТ происходит от древних уйгуров, это также отметил англ. этнограф Беллью (19 в.), он писал, что этот бек из чистого уйгурского племени, Бартольд, писал что интеллигенция этого народа предпочитает называть себя уйгурами, хотя уйгуры никогда не доходили до Кашгара (его слова), тоже самое писали и многие другие. И эти слои тюркского населения (его образованная часть) и были инициаторами "возврата" этнонима для народа, а не кто то из "чужих", конкретно такие авторитетные люди в народе как Абдухалик Уйгур, Абдулла Розыбакиев (обои были убиты, один китайцами, другой советами) и др. И как мы видим это было не на пустом месте. Еще замечу, что страна также носила название Уйгуристан наряду с другими (Могулия, Кашгария, Алтышар), и в местных и др. источниках, Мухаммад Имин Садр Кашгари (1790), Валиханов (1850-е годы), Махмуд Ибн Вали (1650- е годы), и др.

Уйгуры — восточно-турецкий народ, упоминаемый в китайских летописях с IV в. после Р. Х. По мнению некоторых ученых, Уйгуры называли себя прежние турецкие народы, и название Уйгуры тождественно с названием финских угров, или югров: при движении на З турки смешались с финнами и дали свое имя нескольким финским народностям; но эта теория не может считаться доказанной. В средние века Уйгуры разделялись на две ветви: одна кочевала в Монголии, в бассейне Байкала, другая поселилась в Вост. Туркестане, где подверглась влиянию китайской культуры и религиозных учений, распространявшихся из Индии (буддизм) и зап. Азии (зороастризм, манихеизм, несторианство, впоследствии ислам). В китайских летописях северные Уйгуры упоминаются под названиями гао-гюй, хой-ху и хой-хэ. В VIII в., после распадения государства турков-огузов, Уйгуры достигли первенствующего положения в Монголии и образовали сильное государство, просуществовавшее около ста лет (744—840). Им принадлежит основание города Каракорума (см.), развалины которого существуют и теперь и размерами значительно превосходят развалины города того же имени, построенного в XIII в. монголами. Среди развалин сохранился памятник начала IX в. с надписями (китайской и турецкой), открытый Ядринцевым в 1889 г. (см. Орхонские экспедиции); из надписей видно, что северные Уйгуры, подобно своим южным соплеменникам, подчинились влиянию западных религиозных учений и что уже тогда рядом с древнетурецким алфавитом (см. Орхонские надписи) употреблялся алфавит сирийского происхождения, получивший потом название уйгурского. Подобно другим кочевым владетелям Монголии, уйгурские ханы вели постоянные войны с китайцами. В 840 г. они были разбиты киргизами, жившими в бассейне Верхнего Енисея, и бежали на юг, в Вост. Туркестан и Тангоут; об их судьбах в течение следующих веков существуют только догадки. В эпоху появления монголов (начало XIII в.) упоминается только одно уйгурское владение, в Вост. Туркестане, с городами Бишбалык (развалины около Гучена) и Кара-ходжа (развалины в 30 вер. к В от Турфана); владетель носил титул идикута, был вассалом кара-китайских гурханов (см. Кидани), отложился от них в начале XIII в. и в 1209 г. добровольно подчинился Чингисхану. Уйгурская культура имела значительное влияние на монголов; во всех государствах, основанных монголами, уйгуры еще в XIV в. и частью в XV в. сохраняли влиятельное положение, в качестве чиновников монгольских канцелярий и воспитателей монгольских царевичей и других знатных юношей; от уйгурского алфавита происходят алфавиты монгольский и маньчжурский. Уйгуры были частью буддистами, частью несторианами и считались самыми ожесточенными врагами ислама; в половине XIII в. один из идикутов был казнен за намерение перебить в один день всех мусульман в Бишбалыке. Владение идикутов упоминается еще во второй половине ХШ в., но в уменьшившихся пределах; под властью идикута оставались только город Кара-ходжа и его округ; восточная часть (Хами) отошла к Китаю, западная (Бишбалык) — к Джагатайскому государству, в состав которого потом вошел и Турфан. Ислам постепенно (с XV в.) вытеснил последние остатки буддизма и несторианства; уйгурский алфавит был вытеснен арабским. В настоящее время название Уйгуры существует у многих турецких народов, в качестве названия отдельного рода; как народное название, оно употребляется только двумя народцами, на границе Тибета — кара-Уйгуры и сарыг-Уйгуры; первые говорят по-монгольски, вторые сохранили турецкий язык. Выяснению истории Уйгуры и их культуры будут способствовать сделанные в последние годы археологические открытия, научная разработка которых только начата. Кроме развалин построек, найден целый ряд уйгурских рукописей, частью буддийских религиозным текстов (иногда — санскритские тексты с уйгурской транскрипцией), частью деловых документов.

Т.е. здесь выше как раз полное описание того как предки современного уйгурского народа, пришли из Монголии и потом принимали ислам, перешли на арабский, и стали современным уйгурским народом.

Т.е. Акскл, только подтвердил свою ангажированность, т.к. в его же источнике, более чем все описано подробно, он только сделал упор на первую часть когда они были в Монголии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

даже у Брокгауза и Ефрона более чем понятно все сказано,

и даже это они засвидетельствовали, несколько иной тюркский язык (наследие древнеуйгурского), отметили даже процесс его утери, последняя строка в недавнее время.

Главная масса населения говорит здесь одним языком (тюркским), во всех округах представляющим незначительные особенности. Наиболее разнится наречие уроженцев Турфана. Главные его отличия: 1) своеобразное произношение некоторых тюркских слов (например, "баш" — голова — выговаривают "бэш"); 2) отбрасывание окончаний у многих слов (например, вместо "уй" — жилище — говорят "у"); 3) присоединение суффиксов (вместо "ит" — собака — "иттлы"); 4) введение в разговорную речь многих древних слов (например, "быдан " — человек, "мазом" — жена, "пута" — кушак, "личаг" — платок, "юрян" — зерно, "устухан" — кость и много др.). Последняя особенность, впрочем, постепенно сглаживается.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

выше был мой пост, повторюсь, сегодняшние уйгуры это слияние трех этно-культурных общностей:

уйгурский народ состоит из основных трех этно-культурных пластов:

1. караханидская этно-культурная общность, лингвистически говорящее на своем языке - хакания, не имевшее родоплеменного деления (по крайней мере отходивших от этого), исповедавшее ислам, ведшая городской образ жизни (по крайней мере в кашгарии, а это был центр). письменность - арабика, и староуйгурское. эта группа (или их предки) по всей видимости полностью ассимилировала древнее не тюркское население, при Кашгари еще были их реликты, канжаки, и по всей видимости хотанцы, которые проиграли им войну, и были насильно обращены в ислам.

2. население от или, кучара, включая турфан, лобнор, и до кумула (хами) и даже ганьсу; эта группа населения говорило на своем языке, близком к хакания, ныне называющееся древнеуйгурским (впоследствие хакания его вытеснил), называло себя уйгурами (имело этническое самосознание), вело городской образ жизни, исповедало разные веры, вместе сосуществовавшие - буддизм, несторианство, манихейство. имело свою древнюю тюркскую восточно-туркестанскую письменность, старо-уйгурскую. имели в целом свою очень развитую самобытную культуру, возможно и скорее всего более развитую нежели караханиды, именно они сыграли весомую роль при строительстве монгольской империи.

3. третья группа - могулы, потомки монголо-тюркских кочевых племен, пришедших после вхождения восточного туркестана в состав монгольской империи, они территориально расселились везде и вошли в состав разных групп современных уйгуров (особенно среди северных групп, и уйгуров яркенда), они имели изначально родо-племенную идентичность, свой этноним, и вели кочевой образ жизни, постепенно оседая, и принимая мусульманство.

Потомки этих трех групп и ныне определенно имеют некоторые отличия (культурная антропология, диалектность, фольклор), а в 19 в. эти группы выделялись сильнее нежели сейчас, группы уйгуров турфана и кумула еще сохраняли наследие своих языков (грум-гржимайло, даже записал это), было больше групп имевших родо-племенную идентичность (потомки могулов).

Да и страна всегда называлась по имени этих трех групп: Кашгария, Уйгуристан, Могулия, причем назывались параллельно, в одни времена. это отметил и валиханов, он даже разделил тюркское население восточного туркестан на три группы, правда не совсем корректно, но там были уйгуры и группы могулов, потомков караханидов он только не отметил, их вообще сложно было всем выделять, т.к. они не имели этнонима.

Эти три пласта, предки современных уйгуров, три этно-языковые общности жившие примерно в одно историческое время, все путаницу с этнонимом внесла караханидская общность, которая не имела этнонима, в отличие от двух других, и т.к. культура этой группы была доминирующей, во многом благодаря ее духовенству обращавших всех в ислам, тюркское население вт утратила два других этнонима (уйгур и могул), как самоназвание своих групп , но всегда помнила в лице более-менее образованной части о них как о своих предках.

Восточно-иранские и тохарские группы ко времени образования этих трех вышеуказанных общностей уже давно были историей, они были ассимилированы предками еще караханидов домусульманской эпохи, и к моменту приходу уйгуров и могулов, регион давно был тюркским. Тюрков было больше, а оазисы всегда были малонаселены, первые тюрки в вт это хунну, даже древние тюркюты вышли из турфана, оттуда они были переселены чуть севернее на алтай жужанями, первые тюркские источники это т.н. древнеуйгурская письменность, хуастунифт (5 в. малов, насколько он прав не знаю), но так или иначе староуйгурская письменность появилась не позже руники.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

vg.jpg

Sart is the name commonly given to the Turkish-speaking urban population of the Central Asian khanates. It is opposed to Tajik, which denotes the agricultural, Iranian-speaking population, but both words are used very loosely and have come to mean little more than town and country people. Sart and Uzbeg are also opposed in the meanings of common people and aristocracy, but many Sarts claim Uzbeg descent. The word is hardly suitable for scientific use, but is employed by Russian writers as the name of the Turkish language spoken in Bokhara, Samarkand and Ferghana.

Перевод:

Сарты это название обычно применяемое по отношению к тюрко-говорящему городскому населению Центрально-азиатских ханств. Оно противостоит названию "таджик", которым обозначается земледельческое ираноговорящее население, но оба названия используются очень вольно, и свелись к обозначению немного большему чем просто для обозначения городских и сельских жителям. "Сарт" и "узбек" также имеют противоположные значения простонародья и аристократии, но многие сарты утверждают, что имют узбекское происхождение. Это слово врядли подходит для научного использования, но оно употребляется русскими писателями для обозначения тюркского языка на котором говорят в Бухаре, Самарканде и Фергане.

Тенденциозность. Почему не выделили жирным шрифтом следующие слова?

но многие сарты утверждают, что имеют узбекское происхождение

Итого - вы сами себя опровергли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

даже у Брокгауза и Ефрона более чем понятно все сказано,

и даже это они засвидетельствовали, несколько иной тюркский язык (наследие древнеуйгурского), отметили даже процесс его утери, последняя строка в недавнее время.

Устухон - персизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...