Перейти к содержанию
Aryslan

Уйгуры

Рекомендуемые сообщения

Уйгуры — коренные жители Восточного Туркестана составляли в рассматриваемое время заметную по численности группу в Ферганской долине. В 1907 г. их было зарегистрированно в Ферганской области Туркестана 56762 человека.

Появление их в Фергане известно с незапамятных времен, но все они давно слились с издавна оседлым населением долины, чему содействовала этническая близость этих двух народов. Предки же уйгуров, живших в Фергане в конце XIX—начале XX в., прибывали сюда из Кашгарии в XVII—XIX в. в. в силу целого ряда причин. Среди последних были и неблагоприятная политическая обстановка в Восточном Туркестане, связанная с борьбой, кашгарских правителей с китайскими, и отходничество, и многие другие факторы. Расселились уйгуры практически по всей Ферганской долине. Но особенно много их было на востоке долины, в Андижанском уезде.

Взаимоотношения уйгуров с узбекоязычными сартами в конце XIX- начале XX в. имело два направления. С одной стороны, шла ассимиляция части уйгуров сартами Ферганы. С другой, многие элементы материальной и духовной культуры уйгуров были заимствованы сартами-узбеками (как и другими народами Ферганы) и в настоящее время воспринимаются как исконно узбекские.

Помимо близости языка, культуры, единой религии, дисперсного расселения, ассимиляцию их ускоряла и политическая роль кашгарских ходжей в Кокандском ханстве, и создание вокруг них атмосферы сверхпочитания. Ореол святости вокруг кашгарских ходжей постепенно переносился местным ферганским населением на уйгуров вообще, что вызывало желание у ферганских сартов даже сочетаться браком с уйгурами, хотя последние и были чужеземцами. Что же касается уйгуров, то их бракам с узбеками-сар-тами способствовали помимо прочих причин, определенная социальная зависимость уйгуров от ферганцев и численное превосходство узбекоязычного населения. В результате, если в середине XIX в. в Фергане насчитывалось около 300 тысяч уйгуров, то в начале XX в. их число не достигало даже 57 тысяч. Такое резкое сокращение численности уйгуров можно объяснить и тем, что значительная часть их со временем вернулась на родину, и несовершенством сбора статистического материала. Но довольно важной причиной уменьшения числа уйгуров в Фергане было слияние части их, причем значительной части, с местным узбекским населением.

В диссертации рассматривается и этнографическая группа в составе уйгуров — д о л а н ы, которые прибыли в Ферганскую долину в середине XIX в. и расселились на небольшой территории между Шахриханом (близ Андижана) и Карасу (близ Оша) в числе 9 тысяч человек. Группа эта эндогамная, не вступавшая в прошлом в брачные отношения ни с другими группами уйгуров, ни с другими народами. Для сартов-узбеков они тоже не представляли «интереса», так как над ними не витал ореол избранности, как над остальными уйгурами.

это для алишера который нурали, как то с ним "беседовали" на эту тему. добавлю есть еще работа "Население Ферганской долины", там есть глава "Уйгуры Ферганской долины", там этой теме уделено больше, были приведены примеры из жизни, один я хорошо запомнил, это как один узбек женился на уйгурке, через некоторое время (годы) он провел кашгарский обряд белогорцев - "сукут", собрал народ (соседей, родственников) и объявил себя кашгарцем, типа теперь он настоящий кашгарец, как и его жена.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот фото кумульцев

Ходжа Нияз, вождь уйгуров 30-х годов

gallery_1073_2_19466.jpg

уж больно на нас похож:) сразу видно наш дед. расскажите о нем Адаш!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня вопрос к Бахтияру. Мой дед участвовал в восстании уйгуров в Китае 1944 г., его звали Абулов Нур. Среди уйгуров его называют Нур-батур. К сожалению он умер еще до моего рождения, отец мой тоже уже скончался, а я не могу найти никакой информации. Есть ли какие исторические заметки с упоминанием его имени. Знаю, что дед мой родился в Яркенде, затем в конце 30-х, начале 40-х был направлен СССР в СУАР в качестве разведчика, а там уже присоединился к бунтовщикам. В конце 50-х был депортирован вместе с семьей в Казахскую ССР, в Алма-Ату, где и умер в 1977 г. На ютубе я нашла ролик Уйгуры 1944 году Республика Восточный Туркестан, где на 2:37 увидела его фотографию. Такая же есть в нашем семейном архиве.Помогите пожалуйста разыскать информацию о моем деде. У меня подрастают сыновья, задают вопросы, а я не могу ничего сказать.Вот фото моего деда

https://lh5.googleusercontent.com/-UPqfa8M7fGk/UVGaDJlo9FE/AAAAAAAAAA4/2e-wMUltsMc/s144-c/XxEmdF.jpg

Изменено пользователем Залина
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня вопрос к Бахтияру. Мой дед участвовал в восстании уйгуров в Китае 1944 г., его звали Абулов Нур. Среди уйгуров его называют Нур-батур. К сожалению он умер еще до моего рождения, отец мой тоже уже скончался, а я не могу найти никакой информации. Есть ли какие исторические заметки с упоминанием его имени. Знаю, что дед мой родился в Яркенде, затем в конце 30-х, начале 40-х был направлен СССР в СУАР в качестве разведчика, а там уже присоединился к бунтовщикам. В конце 50-х был депортирован вместе с семьей в Казахскую ССР, в Алма-Ату, где и умер в 1977 г. На ютубе я нашла ролик Уйгуры 1944 году Республика Восточный Туркестан, где на 2:37 увидела его фотографию. Такая же есть в нашем семейном архиве.Помогите пожалуйста разыскать информацию о моем деде. У меня подрастают сыновья, задают вопросы, а я не могу ничего сказать.Вот фото моего деда

https://lh5.googleusercontent.com/-UPqfa8M7fGk/UVGaDJlo9FE/AAAAAAAAAA4/2e-wMUltsMc/s144-c/XxEmdF.jpg

я помню это фото. но к сожалению хада, я не спец по восточно-туркестанской республике, и мало чем могу помочь. есть ресурс китаефильский polusharie.com, там часто бывает один уйгур, ник kultegin, он думаю может помочь. также на фэйсбуке можете найти аблета камалова, известный историк, он также может помочь, времена втр уверен ему хорошо знакомо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

без обид,в Таше я в одно время занималдолжностьв органах управления там уйгуры в районе бектемирского районасклонны к мелкому криминалу, пол таш тюрмы набиты ими,у вас много общего с корейцами в культуре, все потпольные заведения(сауны,бордели и т.д.) содержат либо уйгур, либо кореец, я также знаю как обстоят дела в Душанбэ-там уйгуры к таджикам дружат и узбеку отвечают высокомерно на таджикском, на счет узбеков, это другаю культура- склонная к труду в рамках законодательства

.

возможно и так. если ты этим хотел меня как то задеть, то я не вижу в этом большой беды. может это и лучше для нас в текущей ситуации.

насчет душанбе, сомневаюсь что тамошние уйгуры, в основе своей выходцы из артуша, граждане кнр занимающиеся предпринимательской деятельностью, владеют хорошо таджикским.но касательно их неприязни к узбекам, ты возможно также прав, тамошние люди простые и эмоциональные, а т.к. они владели оптовым уйгурским рынком на ипподроме в ташкенте ранее, и вели крупно-оптовую торговлю между китаем и узбекистаном, пока их бизнес не прибрали узбекские чиновники, точнее одна из дочерей (потом правда снова вынуждены были иметь дело с уйгурами, но уже с другой группой), а их самих не депортировали, то их чувства можно понять, тогда кстати они и удалились в таджикистан, где нашли язык с правящей семьей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

уж больно на нас похож:) сразу видно наш дед. расскажите о нем Адаш!

о нем в инете можно найти. он был профессиональным охотником. служил кумульскому хану. был волевым человеком, отличался физической силой, полевой командир, был окружен верными ему кумульцами и турфанцами, но был неграмотен и допустил политические ошибки. был убит в застенках гоминьдановской тюрьмы в урумчи, в конце 30-х.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

возможно и так. если ты этим хотел меня как то задеть, то я не вижу в этом большой беды. может это и лучше для нас в текущей ситуации.

грохнули криминальный бизнес, и депортировали иностранцев, а местние уйгуры живут себе поживают,у них даже своя мечеть есть в районе куйлюк базара там надпись "Хотан", едят узбекский хлеб и топчут узбекскую землю, но их криминал всем надоел, если бы неполитика Ислама Абдуганиевича, (отца дочьки)их давно бы выдворилибы,тем более насколько мне известно сейчас в район бектемира зачастил китайские друзья,они интересуются и уйгурами и дунганами

,,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

грохнули криминальный бизнес, и депортировали иностранцев, а местние уйгуры живут себе поживают,у них даже своя мечеть есть в районе куйлюк базара там надпись "Хотан", едят узбекский хлеб и топчут узбекскую землю, но их криминал всем надоел, если бы неполитика Ислама Абдуганиевича, (отца дочьки)их давно бы выдворилибы,тем более насколько мне известно сейчас в район бектемира зачастил китайские друзья,они интересуются и уйгурами и дунганами

,,

знакомы подобные слова.

в узбекистане, практически весь бизнес попадает под определение криминала.особенно экспортно-импортные операции. особенности местной управляемой "рыночной" экономики.

куйлюк же (как и старый город) сам по себе был всегда криминален, не в уйгурах проблема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

бахтияру

яимел ввиду местных таджикистанских уйгуров,а не приезжих торговцев,

Главная Население Национальные общины Ассоциация уйгуров

Республики Таджикистан (АУРТ)

Ассоциация уйгуров Республики Таджикистан (АУРТ)

Адрес: Таджикистан, Душанбе

Основано: 1 февраля 1992 г. Душанбе.

Зарегистрировано: 16 мая 1992, регистрационный № 090, Министерство

юстиции Республики Таджикистан.

Статус: общественная, некоммерческая, национально-культурная

организация.

Цели: возрождение самобытной национальной культуры уйгуров,

содействие гармонизации национальный отношений, защита гражданских

политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод

уйгуров.

Структура: органами управления являются съезд, совет, правление,

президент, ревизионная комиссия.Первичные организации в местах

компактного проживания.

Официальные языки: уйгурский, таджикский и русский.

Финансирование: членские взносы, добровольные пожертвования.

Уставная деятельность: создание курсов по изучению уйгурского языка,

установление культурных связей с зарубежными странами, организация

туристических, деловых поездок своих членов, создание предприятий,

центров, клубов.

Членство: индивидуальное (с 16 лет и старше) и коллективное.

Дополнительные данные: член Координационного Совета национальных

объединений Республики Таджикистан, член Общественного Совета

Республики Таджикистан.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВА УЙГУРОВ

Первым президентом Ассоциации уйгуров Республики Таджикистан был

избран Ясинов Шамсидин Маматович (с 1992 по 1998).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

без обид,в Таше я в одно время занималдолжностьв органах управления там уйгуры в районе бектемирского районасклонны к мелкому криминалу, пол таш тюрмы набиты ими,у вас много общего с корейцами в культуре, все потпольные заведения(сауны,бордели и т.д.) содержат либо уйгур, либо кореец, я также знаю как обстоят дела в Душанбэ-там уйгуры к таджикам дружат и узбеку отвечают высокомерно на таджикском, на счет узбеков, это другаю культура- склонная к труду в рамках законодательства

.

Не понимаю людей, которые определяют нацию по действиям отдельно взятого индивидуума или группы людей... Это больше похоже на шовинизм... Хотя я не удивлюсь, в Узбекистане это сплошь и рядом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

местных там меньше гораздо чем приезжих. можно даже сказать практически нет, уехали в большинстве.

уехали куда в китай? нет это не так,у тебя не точная нформация

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Nurali - Ваши сообщения могут восприниматься как оскорбление отдельного братского народа. Поэтому предупреждаю Вас о том, что это недопустимо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Кашгар и кашгарлыки (2/3)

Н. Л. Зеланд. Кашгария и перевалы Тянь–Шаня. Путевые записки. (Записки Западно–Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Книжка IX). — Омск, 1888. Предыдущие отрывки: [Нарынское укрепление], [Таш–Рабат и дорога в Кашгарию], [В Кашгарии. Китайский пикет], [Кашгар и кашгарлыки (1/3)].... Бедность в Кашгарии сделалась явлением хроническим. ... лишние рты отправляются на заработки в города, а оттуда многие уходят за границу, т. е. в наши пределы, в Туркестан и Семиречье, где труд лучше оплачивается. ...

657243_original.jpg

Г. Дизи. Яркандский амбань. 1898—1899.

Об управлении достаточно сказать, что оно китайское, и притом худшего сорта, ... чиновничество и офицерство здесь даже между китайцами представляют сброд, это — люди совершенно грубые и проголодавшиеся, а между солдатами значительная часть из бывших ссыльных преступников. Для держания народа в страхе широко применяются средства китайской дисциплины. ... он видит, насколько лучше живется его соплеменникам, туркестанским и семиреченским сартам, он сам, в лице своих эмигрантов, испытывает это улучшение, что же мудреного, что в настоящее время в Кашгарии действительно существует тяготение к России. Положим, что многие из массы еще настолько тупы, что не представляют себе ничего определенного под именем «урусов», но влиятельные лица и муллы, зажиточные купцы и т. п. хорошо знают, чего желают, и при всяком удобном случае направляют народ в эту сторону. Они не справляются, желает ли сама Россия взвалить себе еще эту новую обузу, а действуют с точки зрения своих собственных желаний.

654787_original.jpg

Русская торговая фактория в Кашгаре. 1861.

Из Пекинского договора 1860 г.: «В виде опыта открывается торговля в Кашгаре, на тех же самых основаниях, как в Или и Тарбагатае. В Кашгаре китайское правительство отводит в достаточном количестве землю для постройки фактории, со всеми нужными при ней зданиями для жилища в склада товаров, церкви и т. п., а также место для кладбища и, по примеру Или и Тарбагатая, — место для пастбища. <…> Китайское правительство не отвечает за разграбление русских купцов, торгующих в Кашгаре, в том случае, когда грабеж будет произведен людьми, вторгнувшимися из-за линии китайских караулов».

Читать дальше. +25 иллюстраций

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пустое обвинение...

так я повторяю вашу же мысль, вы изза одного меня весь Узбекистан обвиняете, вы же сами писали необосновано

в Узбекистане это сплошь и рядом...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

так я повторяю вашу же мысль, вы изза одного меня весь Узбекистан обвиняете, вы же сами писали необосновано

В отличие от Вас я не писал о конкретном народе. В Узбекистане не только ведь узбеки живут, также казахи, таджики, кыргызы и др. Теперь выясняется, что и турки еще остались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.super.kg/media/uservideo/96893/

 

 

кыргызский акын об Уйгурских братьях

 

Акын импровизатор Аалы Туткучев о взаимоотношениях кыргызов и уйгуров в Кыргызстане на Концерте посвященном 20-летию уйгурского общества «Иттипак». Организаторы концертной программы мероприятия - ОБФ «Дил-Садаси» (Аль-Рауф). Место проведения: г.Бишкек, Кыргызская Государственная Филармония им.Т.Сатылганова, количество зрителей-1100 человек . Дата: 18 ноября 2009 года. Режиссер постановщик -- Рустам Абдурауфов. Ведущие Султан Каримов и Махпират Мулахунова.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уйгуры в Китае не учаться и не посещают школы. Хотя обучение там бесплатно. 

 

в массах этого нет, но есть нежелание семей отдавать детей в ханьскоязычные школы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно сопоставить эту цифру с другими, полученными в ходе переписи Цинами уйгурского населения (опубликованы в 1818 году). Всего в оазисах бассейнов Тарима и Или — в Кашгаре, Яркенде, Хо-тане, Уше, Аксу, Сайраме, Баи, Курле, Бугуре, Куче, Шахъяре — перепись зафиксировала 63 767 уйгурских домохозяйств. (Поскольку все деревни в налоговых и административных целях подлежали юрисдикции городов, весьма вероятно, что учетом были также охвачены пригородные села7.) При среднем размере одного домохозяйства в пять человек (и опять-таки без жителей Хами и Турфана) получается 320 тыс. уйгуров. 

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-sintszyan-v-istoricheskoy-perspektive#ixzz2lXfRgRMU

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...