Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Последний час
  2. («Этнографический обзор тюркских племен Сибири и Монголии», Лейпциг, 1884): «Киргизы — мастера варить баранину: нигде я не ел столь вкусного вареного мяса, как у них. В Ташкенте я познакомился с губернатором, который держал помимо русского повара еще киргизского специально для того, чтобы он готовил ему вторые блюда из баранины, забитой по-киргизски».
  3. Сегодня
  4. История Казахстана в русских источниках. Т. 5. Стр. 186: Мы видим, что в Младшем джузе, по территории которого пролегали древние торговые и прочие маршруты, уже тогда (Гавердовский посетил в 1803 году, а значит все это было уже в 18 веке), в рационе были среднеазиатские продукты земледелия, пусть даже редко, чаще у богатых - рис, изюм - и даже такое специфическое блюдо как плов. Что не упоминается этнографами при описании казахов степного края и сибирских казахов. Хотя я вполне допускаю, что у богатых казахов нашего края в рационе мог быть рис и мука, пусть даже в малых количествах и редко. Рис мог приобретаться от торговли с бухарцами, всегда ходившими из среднеазиатских оседлых областей в Сибирь и обратно через наши края (здесь Сибирь в узком, историческом смысле, а не в расширенном понимании 19-20 веков). А мука от торговли с русскими. Клали ли казахи нашего края рис в свое главное блюдо, в ет, ас (по Алдар-Косевскому "бишбармак")), неизвестно, потому что источники и этнографы об этом молчат, в отличие от упоминаний про северо-западные области.
  5. По словам Барданеса «... кладут в таковую похлёбку немного каких ни есть круп или простаго пшена» мы не можем судить точно о каких крупах вел речь Барданес описывая блюдо Младшего джуза. Но если отталкиваться от древних традиций казахов, то вероятно, под словом"крупа" он имел в виду просо, а что имел в виду под "пшено" мы с вами уже знаем, это рис. У Гавердовсокго крупа не упоминается, но зато есть у В. Даля в его Толковом словаре: "… Бешбармак (или бишбармак) у башкиров и киргизов, в переводе пятипалое (блюдо), вареное и крошеное мясо, обыкновенно баранина, с прибавкою к навару муки, круп; едят горстью, о дурно приготовленном кушанье говорят (оренб.): это какой-то бишбармак, крошево". Ведь Даль родился и жил именно в областях, соседних с калмыками, ногаями, башкирами и северо-западными казахами Младшего джуза! Так что Гавердовский, Барданес, Даль и другие - это сведения о Младшем джузе.
  6. Крупы (гречка , перловка , горох итд ) Гавердовский не упоминал же у младшего жуза
  7. История Казахстана в русских источниках. Т. 4. Стр. 90:
  8. Без выяснения и уточнения локации приведенного вами эпизода делать какие-либо утвердительные выводы могут только Алдары-Косе. )) Кстати, слова Х. Барданеса про "пшено" (сорочинское, т.е. рис) и упомянутое им название "биш-бармак" как братья близнецы схожи с аналогичными описаниями Я.П. Гавердовского и тоже про Младший джуз.
  9. Он был в младшем и среднем жузе , пора признать что тесто у вас появилось позже
  10. Х. Барданес ехал в киргизские степи с запада, в 1770 году сперва побывал в калмыцких владениях, от которых двинулся в северо-западный Казахстан в 1771 году, а потом дальше.
  11. Можно и так, но правильно все же поливать туздыком всё, чтобы и тесто, и мясо, приобрели солоноватый вкус, привкус душистого лука с черным перцем и не были суховатыми. В нашей области делают именно так.
  12. Наконец то. )) И где у него сказано, что он ведет речь про сибирских казахов, про северо-восток? Я, к примеру, судя по упоминаемому им названию "бесбармак", предполагаю, что речь он ведет про северо-западные районы Казахстана, то есть те районы, которые посетил также Я. Гавердовский. Бараданес даже косвенно намекает на это (из вашей же цитаты): "живущие поближе к пределам российским". Имейте в виду, что это 1771 год.
  13. Вот так правильно заливать https://www.instagram.com/reel/DP9HkfWDDqg/?igsh=MTJqYzlyMWVoNGpkNA== туздык , поверх теста , потом сверху мясо кладут
  14. А одно из наиболее ранних упоминаний бешбармака можно найти в записках одного из первых исследователей казахского быта Христофора Барданеса («Киргизская, или казацкая, хорография», 1770-е годы): «Из мяс же у них бывают следующие кушанья: варят, во-первых, какое ни есть в одной простой воде с солью, а временами (живущие поближе к пределам российским) кладут в таковую похлёбку немного каких ни есть круп или простаго пшена, когда мясо совершенно скипит, то оное режут маленькими кусочками и, разложив горстью по чашкам, раздают всякому порознь чашку (сколько их есть в кибитке), ибо они из одной чашки совокупно не едят. И так, всяк приняв свое, сидя на одном месте, пальцами ест мясо; сие кушанье они называют бесбармак».
  15. Ссылку или цитату дайте, вместе почитаем кто это и что писал.
  16. В твоем Тик-токе женщина запихнула печень не в "қазы" и не в "шұжық", а в "қарта". В казы что-либо запихнуть никак не получится, потому что у нас "қазы" это нижние ребра с брюшным жиром, а "шұжық" у нас начиняют исключительно мелконакрошенным мясом с жиром. Она проэкспериментировала наверно потому, что кишка "қарта" ничем не начиняется, это вывернутая наизнанку жирная толстая кишка лошади.
  17. У нас до такого не додумаются или ещё не додумались , добавлять печень в казы , шужык
  18. А вы почитайте греческого этнографа который был у вас в 18 веке , использовали за место тесто крупы ( перловку , гречку , пшено итд )
  19. Кстати, в Баянаульском районе уже лет 25 немало оралманов из Монголии и кандасов с юга, где уверенность что она не из их числа? Я, например, не уверен, потому что в наших краях печень в шужык или карту не кладут, если только это не "эксперимент" одной женщины, пусть даже местной. Там даже первый комментарий сам за себя прозрачно говорит кто откуда: "жұжық" вместо нашего "шұжық" и "құда қаласа" вместо нашего "құдай жазса". И еще, в ролике женщина говорит "қартаның ішіне салынған бауыр" (карта с начинкой из печени), а наш Алдар-Косе по своей привычке говорит "казы из печени". В наших краях казы это не колбаса как у вас, давно можно запомнить же. Поэтому я же не раз предупреждал, что шатания по инстаграмму до добра Алдаров-Косе не доведут. ))
  20. Неужели не понимаете элементарных вещей, что русское прилагательное "копченое" не дотошные в нюансах казахи могут применять как к копченному (сүр), так и к вяленому мясу (сүр). Думан, не надо отвлекаться, когда наконец предоставишь источники про рис в Степном крае (на севере и северо-востоке) в 18-19 веках? Или хочешь увильнуть от своих заявлений?
  21. https://www.instagram.com/reel/DQBu-LACDeO/?igsh=MWEycTBzbjZkMW1xMw== Казы из печени 🤣
  22. Куда пропал Steppe Man, кто знает? Если вы, Азбаяр, прочитали этот пост, то возвращайтесь на форум. И, к моему большому сожалению, почему-то на форуме давно нет ув. Zake с его новыми, обоснованными взглядами на нашу историю, ведь от постов большинства, кто цитирует всем нам давно известное, уже мутит. ))
  23. Наверняка можно назвать тщетными попытки отождествить одну из вершин Хэнтэйских гор на северо-востоке современной Монголии с легендарным татарским Буркан-калдуном на Большом Алтае близ русла Иртыша, поэтому наверняка тщетными являются и будут попытки поиска могилы Чингизхана там же. Фото из монголоязычной части X.
  24. Петр Симон Паллас: "... Голову обвивают белыми и пестрыми платами, составляющими всегдашней головной убор по их джаулок называемый".
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...