Активность
- Последний час
-
Это действительно так. Близость нашей культуры казахам, ногайцам и каракалпакам - юрта, одежда, кулинария и т.д. на мой взгляд как раз следствие кыпчакского этн. пласта. Данные аутосомного анализа, который выше публиковал ув. @olley показывает, что кыргызы близки именно казахам. Условно это данные по всему народу, с учетом мужских Y-хромосом и женских Mт-ДНК.
-
Добрый день, это работа: Балаганская О. А. Полиморфизм Y-хромосомы у тюркоязычного населения Алтая, Саян, Тянь-Шаня и Памира в контексте взаимодействия генофондов Западной и Восточной Евразии // Учреждение Российской академии медицинских наук «Медико-генетический научный центр РАМН». — 2011. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1750222100&tld=ru&lang=ru&name=ar_BalaganskayaOA.doc&text=Балаганская О. А. Полиморфизм Y-хромосомы у тюркоязычного населения Алтая%2C Саян%2C Тянь-Шаня и Памира в контексте взаимодействия генофондов Западной и Восточной Евразии %2F%2F Учреждение Российской академии медицинских наук «Медико-генетический научный центр РАМН». — 2011. (Таблица 2. Частоты гаплогрупп Y хромосомы у&url=https%3A%2F%2Fmed-gen.ru%2Far%2Far_BalaganskayaOA.doc&lr=67&mime=doc&l10n=ru&sign=6abd3aab3d0c7694821ec71781b467b9&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1750222100%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Dar_BalaganskayaOA.doc%26text%3D%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%2B%D0%9E.%2B%D0%90.%2B%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%2BY-%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BC%D1%8B%2B%D1%83%2B%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%2B%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%2B%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D1%8F%2C%2B%D0%A1%D0%B0%D1%8F%D0%BD%2C%2B%D0%A2%D1%8F%D0%BD%D1%8C-%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D1%8F%2B%D0%B8%2B%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%2B%D0%B2%2B%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B5%2B%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%2B%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2%2B%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9%2B%D0%B8%2B%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9%2B%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8%2B%2F%2F%2B%D0%A3%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2B%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%2B%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8%2B%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%2B%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%2B%C2%AB%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%2B%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%2B%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%2B%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%9D%C2%BB.%2B%E2%80%94%2B2011.%2B%28%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%2B2.%2B%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D1%8B%2B%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%2BY%2B%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BC%D1%8B%2B%D1%83%26url%3Dhttps%3A%2F%2Fmed-gen.ru%2Far%2Far_BalaganskayaOA.doc%26lr%3D67%26mime%3Ddoc%26l10n%3Dru%26sign%3D6abd3aab3d0c7694821ec71781b467b9%26keyno%3D0%26nosw%3D1 Смотрим Таблицу 2. Частоты гаплогрупп Y хромосомы у изученных крупных народов, этно-территориальных объединений и регионов Евразии). Из 236 исследованных кыргызов, R1a1a оказалась у 42,1% По генетической преемственности. По данным палеогенетики, три образца принадлежат предкам и близким родственникам кыргызов гаплогруппы R1a. 1. Один образец из Синташты (Аркаим, Челябинская область) датирован 2298-2045 годами до н.э., и относится к субкладу Z2121/S3410+ Z2124+, YP1460+. Образец относится к субкладу YP1460. YP1460 является позитивным для киргизской (предположительно Он канат и Сол канат) и южноалтайской ветвей гаплогруппы R1a. 2. Образец из захоронения Арбан 1 (Карасукская культура, современная Хакасия, Карасук – приток Енисея, 14-8 века до н.э.), принадлежит субкладу R-S23592. Определен положительный YP349. Субклад является родительским к южноалтайской и киргизской ветвей (предположительно Он Канат и Сол Канат). 3. Образец из захоронения Сабинка 2 (территория современной Хакассии), датирован 396-209 годами до н.э. Относится к субкладу R-YP1506, к ветви, которая объединяет хакасов, южных алтайцев и киргизов из Таджикистана (предположительно Ичкилик).
-
Так же часть культуры благодаря кыпчакам.Хотя кыргызы не любят принимать сей факт
-
И о чем здесь идет речь?
-
Современные кыргызы это многокомпонентный этнос с единым языком, культурой, самосознанием и т.д. Основным этн. компонентом является ен. кыргызский этнокомпонент. Кимако-кыпчакский не является основным, однако именно благодаря ему у кыргызов современный язык. По поводу "примазаться" и т.д. это неправильно.
-
Clownman подписался на Енисейские и Тянь Шаньские Кыргызы
-
Если говорить чисто про Z2125 то она не только у тяньшанских саков и гунов выходит но и еще у тагарцев.А по имеющимся данным по тагарцам и таштыксам их днка наиболее близка из нынешних популяций к кыргызам и южным алтайцам
- Сегодня
-
Ну, я бы осторожнее высказался: вопрос о языке хунну остаётся дискусионным. Уверенность российских лингвистов что хунну были тюркоязычными не поддерживается лингвистами в Европе.
-
Т.е. подтверждается версия Пуллиблэнка и Вовина? Примечательно указание на заимствование термина коль - озеро в тюркских из енисейских.
-
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-968X.12321 Linguistic Evidence Suggests that Xiōng-nú and Huns Spoke the Same Paleo-Siberian Language Svenja Bonmann, Simon Fries First published: 16 June 2025 https://doi.org/10.1111/1467-968X.12321 Svenja Bonmann and Simon Fries contributed equally to this work. Abstract The Xiōng-nú were a tribal confederation who dominated Inner Asia from the third century BC to the second century AD. Xiōng-nú descendants later constituted the ethnic core of the European Huns. It has been argued that the Xiōng-nú spoke an Iranian, Turkic, Mongolic or Yeniseian language, but the linguistic affiliation of the Xiōng-nú and the Huns is still debated. Here, we show that linguistic evidence from four independent domains does indeed suggest that the Xiōng-nú and the Huns spoke the same Paleo-Siberian language and that this was an early form of Arin, a member of the Yeniseian language family. This identification augments and confirms genetic and archaeological studies and inspires new interdisciplinary research on Eurasian population history. Лингвистические данные свидетельствуют о том, что сюнну и гунны говорили на одном и том же палеосибирском языке Свенья Бонманн, Саймон Фрис Сюнну - племенная конфедерация, господствовавшая во Внутренней Азии с третьего века до нашей эры по второй век нашей эры. Потомки сюнну впоследствии составили этническое ядро европейских гуннов. Утверждается, что сюнну говорили на иранском, тюркском, монгольском или енисейском языке, но вопрос о языковой принадлежности сюнну и гуннов до сих пор остается спорным. Здесь мы показываем, что лингвистические данные из четырех независимых областей действительно свидетельствуют о том, что сянь-ну и гунны говорили на одном палеосибирском языке, и что это была ранняя форма аринского языка, члена енисейской языковой семьи. Эта идентификация дополняет и подтверждает генетические и археологические исследования и вдохновляет на новые междисциплинарные исследования по истории населения Евразии.
-
@Hori Не понятно, как измерить долю енисейско-кыргызского компонента в современной кыргызской популяции. Не ясно, что брать за эталон для сравнения - набор древних образцов (их датировка, месторасполжение выборок кочевых племен), частоты Y-гаплогрупп или анализ всего генома . И какой линейкой измерять и оценивать эти доли. Сторонний наблюдатель задаст вполне резонные вопросы: Почему язык тяньшанских кыргызов относится к кыпчакской группе и схож с языками тюркских народностей Южного Алтая? Чем объясняется сходство хозяйственного уклада (горно-предгорный кочевой скотоводческий образ жизни) тяньшанских кыргызов и алтайцев Южного Алтая? Откуда у этих народов общие легенды и обряды? Почему близки частотные спектры Y-гаплогрупп (например, высокая доля R1a-Z93 и C2a-F3796) у обеих групп? Как объяснить генетическую близость по аутосомной ДНК (см. график выше)? Учитывая географическую близость Восточного Тянь-Шаня и Южного Алтая (расстояние по прямой ~ 160–180 км), вышеперечисленные параллели требуют объяснения более подробного объяснения.
-
https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2025.06.11.659160v1 Genomes of the Golden Horde Elites and their Implications for the Rulers of the Mongol Empire View ORCID ProfileAyken Askapuli, Hideaki Kanzawa-Kiriyama, Tsuneo Kakuda, Aibar Kassenali, Syrym Yessen, Uli Schamiloglu, Steven J. Schrodi, John Hawks, Naruya Saitou doi: https://doi.org/10.1101/2025.06.11.659160 Abstract The Golden Horde, the northwestern extension of the Mongol Empire that was ruled by the eldest son of Genghis Khan (also spelled Chinggis Khan) and his descendants, played an important role in the history of Central Eurasia and eastern Europe. For this reason, the genetic profiles of Genghis Khan and his descendants are of keen academic and public interest. His Y-chromosome has been hypothesized to belong to haplogroup C3* (C2a1a3-F1918) but this has yet to be substantiated. To explore the genetic ancestry of Genghis Khan, we analyzed four archaeological individuals from the Golden Horde, including three males and one female, who were buried in separate medieval elite mausoleums in the Ulitau region of Kazakstan. One of the males is believed to be Joshi (Juchi), the eldest son of Genghis Khan. We generated genomic data from these archaeological individuals and found that the three males were paternally related, sharing the Y-chromosome haplogroup C3*, consistent with the hypothesized signature haplotype of Genghis Khan. In addition, we confirm that the Golden Horde elites derived most of their genomes from Ancient Northeast Asians (ANA) while having an additional ancestral component from either Ancient North Eurasians (ANE) or a Berel Scythian related population. Furthermore, we were able to identify their medieval relatives in the Mongolian Plateau through constructing an Identity by Descent (IBD) network. Геномы элиты Золотой Орды и их значение для правителей Монгольской империи Айкен Аскапули, Хидеаки Канзава-Кирияма, Цунео Какуда, Айбар Кассенали, Сырым Ессен, Ули Шамилоглу, Стивен Дж. Шроди, Джон Хокс, Наруя Сайтоу Золотая Орда, северо-западная часть Монгольской империи, которой правили старший сын Чингисхана (также пишется Чингисхан) и его потомки, сыграла важную роль в истории Центральной Евразии и Восточной Европы. По этой причине генетические профили Чингисхана и его потомков представляют большой научный и общественный интерес. Предполагается, что его Y-хромосома принадлежит к гаплогруппе C3* (C2a1a3-F1918), но это пока не подтверждено. Чтобы изучить генетическую родословную Чингисхана, мы проанализировали четыре археологические личности из Золотой Орды, включая трех мужчин и одну женщину, которые были похоронены в отдельных средневековых элитных мавзолеях в Улитауском районе Казакстана. Один из мужчин, как полагают, был Джоши (Джучи), старшим сыном Чингисхана. Мы собрали геномные данные этих археологических индивидов и обнаружили, что все три мужчины состоят в отцовском родстве, разделяя Y-хромосомную гаплогруппу C3*, соответствующую гипотетическому сигнатурному гаплотипу Чингисхана. Кроме того, мы подтверждаем, что элита Золотой Орды получила большую часть своего генома от древних северо-восточных азиатов (ANA), имея при этом дополнительный компонент предков либо от древних северных евразийцев (ANE), либо от родственного скифам населения Береля. Кроме того, мы смогли идентифицировать их средневековых родственников на Монгольском нагорье, построив сеть Identity by Descent (IBD). Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)
-
https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2025.06.11.659160v1 Genomes of the Golden Horde Elites and their Implications for the Rulers of the Mongol Empire View ORCID ProfileAyken Askapuli, Hideaki Kanzawa-Kiriyama, Tsuneo Kakuda, Aibar Kassenali, Syrym Yessen, Uli Schamiloglu, Steven J. Schrodi, John Hawks, Naruya Saitou doi: https://doi.org/10.1101/2025.06.11.659160 Abstract The Golden Horde, the northwestern extension of the Mongol Empire that was ruled by the eldest son of Genghis Khan (also spelled Chinggis Khan) and his descendants, played an important role in the history of Central Eurasia and eastern Europe. For this reason, the genetic profiles of Genghis Khan and his descendants are of keen academic and public interest. His Y-chromosome has been hypothesized to belong to haplogroup C3* (C2a1a3-F1918) but this has yet to be substantiated. To explore the genetic ancestry of Genghis Khan, we analyzed four archaeological individuals from the Golden Horde, including three males and one female, who were buried in separate medieval elite mausoleums in the Ulitau region of Kazakstan. One of the males is believed to be Joshi (Juchi), the eldest son of Genghis Khan. We generated genomic data from these archaeological individuals and found that the three males were paternally related, sharing the Y-chromosome haplogroup C3*, consistent with the hypothesized signature haplotype of Genghis Khan. In addition, we confirm that the Golden Horde elites derived most of their genomes from Ancient Northeast Asians (ANA) while having an additional ancestral component from either Ancient North Eurasians (ANE) or a Berel Scythian related population. Furthermore, we were able to identify their medieval relatives in the Mongolian Plateau through constructing an Identity by Descent (IBD) network. Геномы элиты Золотой Орды и их значение для правителей Монгольской империи Айкен Аскапули, Хидеаки Канзава-Кирияма, Цунео Какуда, Айбар Кассенали, Сырым Ессен, Ули Шамилоглу, Стивен Дж. Шроди, Джон Хокс, Наруя Сайтоу Золотая Орда, северо-западная часть Монгольской империи, которой правили старший сын Чингисхана (также пишется Чингисхан) и его потомки, сыграла важную роль в истории Центральной Евразии и Восточной Европы. По этой причине генетические профили Чингисхана и его потомков представляют большой научный и общественный интерес. Предполагается, что его Y-хромосома принадлежит к гаплогруппе C3* (C2a1a3-F1918), но это пока не подтверждено. Чтобы изучить генетическую родословную Чингисхана, мы проанализировали четыре археологические личности из Золотой Орды, включая трех мужчин и одну женщину, которые были похоронены в отдельных средневековых элитных мавзолеях в Улитауском районе Казакстана. Один из мужчин, как полагают, был Джоши (Джучи), старшим сыном Чингисхана. Мы собрали геномные данные этих археологических индивидов и обнаружили, что все три мужчины состоят в отцовском родстве, разделяя Y-хромосомную гаплогруппу C3*, соответствующую гипотетическому сигнатурному гаплотипу Чингисхана. Кроме того, мы подтверждаем, что элита Золотой Орды получила большую часть своего генома от древних северо-восточных азиатов (ANA), имея при этом дополнительный компонент предков либо от древних северных евразийцев (ANE), либо от родственного скифам населения Береля. Кроме того, мы смогли идентифицировать их средневековых родственников на Монгольском нагорье, построив сеть Identity by Descent (IBD). Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)
-
@Rust Добрый день, вы говорите что у современных кыргызов 40% генетики это Енисейские Кыргызы. Хотел бы узнать на каком исследовании или каких работах вы делаете анализ? Ведь у кыргызов мажорная это R1a-Z2125-YP1456, которая считается автохонной, и я не встречал еще археогенетических исследований Енисейских кыргызов, у которых была выявлен данный субклад. Или я ошибаюсь не могли бы вы поделиться этими данными?
- Вчера
-
Значит главный компонент кимако-кипчаки все таки ?? Если так то зачем примазываемся тогда к истории древних кыргызов ?? """Современные кыргызы это не ен. кыргызы"".
- Последняя неделя
-
Ancient Components and Recent Expansion in the Eurasian Heartland: Insights into the Revised Phylogeny of Y-Chromosomes from Central Asia
-
Которая вышла где и когда?
-
У Писмейкера наймана , думаю такая же R1b
-
Обновлённая информация по найманам. Были выявлены три генетических кластера, относящиеся к разным родам, каждый из которых представляет отдельный гаплотип. Два из них чётко коррелируют с географическими регионами. • Кластер O2a2 составляет 40% всех гаплотипов — преимущественно из Восточного Казахстана, представленный родами одной линии (Матай, Садыр, Каракерей, Төртуыл). В этом кластере наблюдается выраженный эффект основателя. Ранее высокая частота гаплогруппы O2a2 также фиксировалась у казахов Восточного Казахстана. • Кластер R1b охватывает 13% найманских гаплотипов, в основном из Центрального Казахстана, особенно из рода Баганалы. Здесь также прослеживается эффект основателя. • Кластер C2a1a2-М48 составляет 18% гаплотипов. Он географически смешанный, но в основном представлен родами одной генеалогической линии (Кокжарлы, Бура, Баганалы, Балталы), однако общего недавнего основателя не наблюдается. 📚Reference : Ashirbekov Y., et al. 2024
-
В эпоху Тан и у самой Танской армии были подобные доспехи.Тибетские доспехи кстати реально очень похожи на кыргызские.В копилку тибетской версии я еще могу подкинуть то что на фреске солдаты изображены ростом ниже относительно того человека.Учитывая что эпоха экспансий кыргызского каганата принесла разным народам много легенд про огромных великанов на гигантских лошадях(мотив одинаковый с экспансией скандинавов) то как то странно и не правильно выходит.Но так же возможно что это просто такой стиль того времени.Возможно знатных людей и всяких чиновников специально изображали больше остальной массы подчеркивая их статус.В таком случае я тут просто все надумываю и усложняю пытаясь привязать этих солдат к армии тибета
-
Hori присоединился к сообществу
-
Хотелось бы, чтобы в обсуждении незначительного, но интересного вопроса приняли участие админ Рустам, Cuckinator, Bir bala, Clownman, Murad, да и все желающие.
-
Хакасский историк Л. Кызласов для доказательства центральноазиатских кыргызов написал, цитирую: "К 1293 г. относится другое сообщение: «В сентябре 1293 г. Ши-цзу (Хубилай) разместил на землях Хэсыхэ в качестве военных поселенцев 700 семей чжирхэхусотай (ских) цирцзисы». Безусловно толкование этого места зависит от правильности чтения источника и специалистам предстоит еще унифицировать перевод. Однако, земли Хэсыхэ или Хасха находились в Хакасско-Минусинской котловине, где с глубокой древности живут хакасы, одно из племен которых называют себя хаас и имеет многочисленные родовые и территориальные группы с этнонимом хасха. Таким образом, выселяя «мятежных» кыргызских князей и людей из числа коренного населения с Саяно-Алтайского нагорья, юаньские монгольские власти старались заместить их преданным себе военными поселенцами и таковыми оказались... чжирхэхусотайские (или какие они там будут!) «киргизы». Было бы непонятно, каких и откуда, изменивших родине, кыргызов переселяли монголы, в качестве своего оплота, обратно на родную землю, если не вспомнить, что в данном случае речь идет о «киргизах» из Центральной Азии, ничего общего по происхождению и языку не имевших с кыргызами Саяно-Алтайского нагорья, которых они должны были теперь усмирять. Напомню, что это были различные тюркоязычные группы, из числа племен прежде входивших в тюркский и уйгурский каганаты, родственные алтайским и восточно-казахстанским племенам, жившие на территории теперешней западной Монголии и Джунгарии. В IX—XI вв. эти тюрки, сохранившие свои родовые наименования, входили в состав древнехакасского государства. В XII—XIII вв., попав под владычество монголоязычных племен, они постепенно усвоили объединяющее их имя киргизов, в память недавних своих тюркоязычных правителей и чтобы отличаться от монголоязычных племен". См.Л. Р. КЫЗЛАСОВ ИЗ ИСТОРИИ ПЛЕМЕН САЯНО-АЛТАЙСКОГО НАГОРЬЯ В XIII—XV ВВ. Абакан. 1965. Предки качинцев в 13 в. жили в Восточных Саянах. Когда джунгары в 1703 г. угнали енисейских кыргызов, качинцы начали населят Минусинской котловины. Отнести этих качинцев в 13 в. в Минусин считается фальсификация. Цитирую В. Бутанаева: "Качинцы именовали себя «хааш» или «хаас». По данным письменных источников до начала XVIII в. носители этого имени обитали на северной периферии долины Среднего Енисея в районе Красноярска, где до сих пор протекает р. Кача Поэтому связывать этноним «хааш» (хаас) с жителями Минусинской котловины можно только после 1720—1740 гг., когда основная масса населения этой группы передвинулась вверх по Июсам и Енисею. Согласно свидетельству Г. Ф. Миллера, русское название качи или качинцы появилось в .XVII в. по имени их самого крупного сеока хашха (хасха). Русская форма качи затем была перенята хакасским населением как хааш (хаас), но уже в значении общего обозначения скотоводов Качинской степной думы.... Некоторые исследователи отождествляют хакасский сеок «хасха» с историческими сведениями китайских источников о земле «Хэсыхэ», где в XIII в были поселены 700 дворов чжурхэхусотайских кыргызов. Такие параллели навряд ли обоснованы. Во-первых, качинское наречие исторически восходит к шипящим диалектам и лишь в XVIII—XIX вв. переходит на свистящее «с». Во-вторых, в китайских документах хакасский термин «хашха» передавался в форме «хочжо»". См. Бутанаеа В. Я. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХАКАССКИХ РОДОВ И ФАМИЛИЯ. АБАКАН 1994 г. Этноним "Кыргыз" китайские династийные хроники передали своем диалекте, по разному. Потому что китайском языке отсутствует звуки "К" и "Р". Например: Танские хроники: "Хягясы". Юанские хроники: "Цзилицзисы". Минские хроники: "Цилагуте". Маньчжурские хроники: "Циэрцзисы". Два редакция есть Юань-ши, 1824 г. маньчжурская и 1936 г. китайская. Маньчжурская редакция более искаженная. Они этноним кыргыз передали на своем диалекте, по этому они Юанской диалект искажали. Но китайские редакторы в 1936 г. восстановили юаньский диалект. Но была некоторых местах сомнения и оставили на маньчжурском диалекте. Потверждает историк К. И. Петров, цитирую: "В Юань ши кыргызы называется обычно именем "цзилицзисы" или "циэрцзису". В издании Юань ши 1824 года они называется по второму варианту(Юань ши,1824 г. раздел. 2,цз. 63),в издании 1935-36 гг., в серии Сы-бу бей яо-по первому(Юань ши,том 34,Шанхай,1935-37 гг., цз. 63,стр.487). Употребление в этих изданиях разных называний объясняется результатами деятельности комитета учёных,в середине 18 в. работавшего по пересмотру иностранных имён,географических называний и.т.д. с целью приближений их к действительности, что впоследствии, однако, было подвергнуто сомнениям". См.К.И.Петров "К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в XIII-XV вв".Фрунзе, 1961 г. Согласно Ю. Худякова, цитирую, "Другая группа кыргызов была поселена “на землях Хэсыхэ”, в другом районе Маньчжурии. “ 1293 г. Ши-цзу (Хубилай) разместил на землях Хэсыхэ в качестве военных поселенцев 700 семей чжирхэ- хусотай (ских) цирцзисы (кыргызов)”." См.Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000. - 272 с. То есть, к началу 13 в. не была никакие центральноазиатские кыргызы, или по А. Мокееву "Алтайские кыргызы". Потверждает Ю. Худяков, цитирую: "К началу XIII века кыргызское государство разделялось на два фактичес ки самостоятельных княжества, номинально входящих в одно “владение”. “Киргиз и Кэм-кэмджиут - две области, смежные друг с другом, обе они составляют одно владение (мамлакат). Кэм-кэмджиут - большая река, одною стороною она соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (ее) граница - с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с (бассейном) большой реки, которую называют Анкара-му- рен, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племе на кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум, также близки к этой области. В этих областях много городов и селений и кочевники многочисленны”. Название области Кэм-кэмджиут дано по рекам Кем (Верхний Енисей) и Кемчик и соответству ет Туве. Она граничит с Монгольским Алтаем, где обитали найманы, и Восточными Саянами (Баргуджин - Токумом), верховьями Селенги, где обитали туматы, баргуты и байауты. Область “Кыргыз” занимала Минусинскую котловину. Через нее протекала “большая река Кэм-Кэмджиут” (Енисей), сливаясь с “Анкарой-мурэн” (Ангарой) доходя до “области Ибир-Сибир” (таежной Сибири). Восточнее обитали племена кори (курыканы). Археологические памятники культуры Енисейских кыргызов XIII-XIV вв. н.э. довольно точно соответствуют расселению кыргызов в этот период. Основная масса кыргызских курганов монгольского времени сосредоточена в Минусинской котловине (в области Кыргыз), имеются кыргызские памятники этого периода в долине реки Кии (на окраине таежной области Ибир- Сибир). Объекты кыргызской культуры XIII-XIV вв. н.э. в Туве - немногочисленны. Не обнаружены кыргызские памятники монгольской эпохи на Алтае. Поэтому выделение на Алтае особого “кыргызского княжества” в XIII веке, как это предполагает С.Г. Кляшторный, не подтверждено источниками. Тем более неправомерно помещать там “область Киргиз”." См.Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000. - 272 с.
-
"Страна Илибали(Могулистан) окружена степями. С востока на запад она простирается на 3 000 ли, а с севера на юг - на 2 000 ли. В ней ни городов, ни дворцов. Ее обитатели - кочевники, они живут в войлочных палатках и периодически переходят с места на место со своими стадами в поисках источников воды и пастбищ. Выглядят они свирепо. Привычной пищей для них являются мясо и кумыс. Одеваются они так же, как вала (ойраты). Однако Чэнь Чэн (составитель «Ши Сиюй цзи») сообщает, что они носят магометанские одежды, а их язык напоминает язык вэйур (уйгурский)". См.«Большой географии династии Мин»
-
А вот статья Ю.С. Худякова, посвященная этой фреске: "Легендарная сцена" из Кум-Тура. "... В 1913 г., во время третьей экспедиции по Восточному Туркестану, Альбертом Ле Коком были обнаружены на развалинах «храма» в Кум-Туре два фрагмента настенной живописи, один из которых определен им как «сцена из легенды». Данный фрагмент не был включен А. Ле Коком в сводную работу по искусству и культуре Центральной Азии [1] и остается сравнительно малоизвестным. Между тем, по нашему мнению, этот памятник представляет специальный интерес. Обстоятельства находки следующие: «Несколько маленьких обломков прекрасных китайских танских росписей было найдено Ш-й экспедицией в совершенно разрушенном храме, лежащими в свалке в большом северном рву, и взято с собой. Они необычайно выразительны и заслуживают краткого упоминания» [2]. Первый фрагмент изображает человека, исполняющего танец с лентой, и музыкантов, аккомпанирующих ему на флейте и «угольной» арфе. Изображения подобной арфы встречаются в «ранней уйгурской настенной живописи», а на индийских и персидских миниатюрах существуют до XVI в. [3] Нас в большей степени интересует второй фрагмент. «Другой обломок - сцена из легенды. Слева появляется всадник в панцире на лошади, который размахивает своим прямым мечом. Далее направо воин в панцире хватает по приказу всадника человека, одетого в белое, который спасается бегством на веранде. Этот обломок мал, но он важен, благодаря бросающейся в глаза близости по стилю с японскими изображениями. Древность неизвестна, но так как поселок Кум-Тура, по нашей относительной хронологии, мог быть разрушен в 750 или 800 году, - все находки указывают на время между 600 и 800 годами,- я думаю, что это изображение, как и остальные находки, могут указывать на это время» [4]. Автор далее полагает, что Кум-Тура принадлежал западным тюркам, а не уйгурам, хотя признает, что ему не известно время, когда уйгуры овладели этой территорией [5]. А. Ле Кок справедливо отмечает близость стиля изображения с искусством Танского Китая. Но этого замечания, на наш взгляд, недостаточно для полной характеристики изображения. Далее Ю.С. Худяков обосновывает свою версию, что эти воины кыргызы. http://kronk.spb.ru/library/hudyakov-yus-1979a.htm Получается, что кроме версии Ю.С. Худякова версий от других исследователей в пользу того, что на фреске изображены именно енисейские кыргызы, пока нет. Мне кажется эта версия спорной из-за таких возникающих вопросов: 1) Неужто в эпоху династии Тан вооружение как на фреске (панцирные доспехи воинов и лошадей, мечи, шлемы) имели только кыргызы? 2) Как отмечается самим Ю.С. Худяковым, древность фресок неизвестна, в таком случае чем подкрепляется его вывод в конце статьи, что жители городка Кум-Тур подверглись : а) нападению (может это сцена не нападения врага на город, страну, а что-то другое, например, какой-то рейд, собиратели дани или что-то другое?); б) нападению именно енисейских кыргызов во время их походов на Восточный Туркестан?
-
В книге немецкого исследователя Альберта фон Лекока, на которую в своей монографии делает ссылки Ю.С. Худяков упоминая фреску, эта фреска помещена в главу "Живопись периода Тан": Там же есть изображение не кыргызских, а тибетских доспехов и шлема:
-
Если в вышеупомянутой статье автора "IX-X вв. Кыргызское великодержавие. Как китайцы руками кыргызов пытались уничтожить уйгуров" предположение, что на фреске изображены кыргызы с Енисея, то уже в монографии "Вооружение енисейских кыргызов" уже утверждение, что на фреске изображены именно кыргызы с Енисея и никто другие: "... Следует признать более вероятным, что пластины пришивались на панцирную подкладку, а не соединялись ременной вязкой. Края «обшлага» рукавов и подола, выступающие за ряд панцирных пластин, отчетливо видны на изображении воинов из Кум-Тура". "... Шлем воина из Кум-Тура имеет навершие, сферическую тулью, обруч и бармицу". "... К владениям кыргызов в Восточном Туркестане относилась значительная территория от Кашгара до оз. Иссык-Куль. По-видимому, этим временем датируется изображение нападения воинов в панцирях на человека в белой одежде (оазис Кум-Тура), свидетельствуюшее о военном набеге кыргызов". Рисунок из монографии: