Активность
- Последний час
-
Зачем тогда голословно, еще противоречиво? Дайте ссылку, если вы правы? Вы пишите чем вам угодно.
-
@Алмас Аманбаев я не тролю, просто ваши доводы к сожалению ошибочны. Я же пытаюсь найти совсем другое
-
Остав при себя свои мнению. Не надо троллить или противоречить себе
-
@Алмас Аманбаев я занимаюсь собственными исследованиями, просто меня сильно интересуют потомки Ли Лина. К сожалению, пока все указывает на то, что казахи из племени Найман могут быть потенциальным наследием. Но буду изучать дальше.
-
Хотите просто троллить кыргызов?
-
Чем смысл себя противоречить 🤔?
-
Откуда у вас данные? Есть ссылка на научных статей?
-
@Rust спасибо за ваш ответ. Но думаю, тем не менее R1a это слишком большой разброс, даже сама ветка Z2125. Буду исследовать дальше, благодарю вас за содействие
-
@Алмас Аманбаев R-YP1456 это автохонная ветка южной части Центральной Азии. Думаю что вклад енисейских кыргызов, если мы говорим именно о енисейских кыргызах носителях гаплогруппы R, у современных кыргызов Кыргызстана не превышает 10-15%. Но по моим исследованиям процент еще меньше. Спасибо за информацию и ваши ответы
-
Я не генетик,но разбираюсь выводами генетиков, методология ищите сами
-
Я ошибся, не ибн Халдун, а ибн Баттута. Приветсвие Тармаширина[Чагатаид] ибн Батутты: «Хушмисан, яхишимисан кутлу айусан». Хушмисан значит «здоров ли ты?» Яхишимисан — «хорошо ли себя чувствуешь?» Кутлу айусан — «ла будет благословенно твое прибытие!»... Однажды я присутствовал на послеполуденной молитве, а султана пока еще не было. Один из его слуг принес молитвенный коврик и разостлал его у михраба, где обычно молился султан, и сказал имаму Хусам ад-Дину ал-Йаги: «Наш повелитель просит, чтобы ты его подождал немного с молитвой, пока он не закончит омовения». Имам поднялся и сказал: «Намаз барайи худа ау барайи Тармаширин?», то есть «Молитва для бога или для Тармаширина?». И приказал муэззину приступить к молитве. Когда султан пришел, два раката уже было исполнено; тогда он совершил два оставшихся раката там, где остановился, а это было в том месте, где люди оставляют свою обувь, на пороге мечети. Исполнив то, что пропустил, он встал и подошел к имаму, улыбаясь, чтобы обменяться с ним рукопожатием, ая — рядом с имамом. Затем султан сказал мне: «Когда ты прибудешь в свою страну, расскажи, как беднейший из бедных персов обращается с султаном тюрков». См.Ибрагимов Н,Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1988.
-
Ув. @Hori вопросы по генетике лучше задать админу Асан Кайгы, он лучший спец в этом. Я лишь использую данные, которые читал ранее и не слишком слежу за этой темой. Пусть будет 50%, даже 60%. Под потомками ен. кыргызов я понимаю носителей именно R1a. Это самый общий подход.
-
Бабуриды больше контактировали с индусами, но говорили на чагатайском языке. Моголы это не только дуглаты, но и куча других племен - нойгуты, кушчу, канглы/бекчики и т.д. Можно пруф про карлукский язык Тармаширина? Он встречался с Ибн-Батутой, который упоминал, что хан говорил по-тюркски.
-
@Алмас Аманбаев Не могли бы уточнить на каком основании вы определили что там выявлена R-YP1456+? Там лишь речь о ветке R1a1a1b(r-m458), вы же понимаете что это совсем разные подветви?
-
В 2017 г. был опубликован образец S441 VII—VI веков до н. э., имевший две положительные мутации: YP1456+ и S23592+ https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Аржан
- Сегодня
-
@Алмас Аманбаев не могли бы дать ссылку на археогенетические исследования Курганов в Аржан(Тува), где обнаружена YP1456+ и S23592+. Потому что вы возможно ошибаетесь, насколько мне известно там выявили R1a1a1b(R1a-M458). По поводу субклада Z2125 думаю это слишком обобщенно, чтобы говорить о субкладе Z2125 как о кыргызском, потому что это слишком большая ветка.
-
📄Новая статья, написанная в соавторстве с Ayken Askapuli и другими учёными, является результатом совместного исследования специалистов из Казахстана, США и Японии. Все три мужчины, чьи останки были исследованы из мавзолеев Жошы хана (CKZ002), Алаша хана (CKZ001) и мавзолей Аяккамыр (CKZ003), принадлежат к гаплогруппе C2a1a3-F1918, F4002 (так называемый «старкластер»), а точнее — к субкладу ZQ369. Старкластер ранее был выявлен среди различных казахских родов — в частности, среди Уйсунов, Керей, Жалайыр, Шанышкылы и др. 🧬Субклад C2-ZQ369 (его возраст оценивается примерно XI веком) также встречается у некоторых казахских родов (возможно, рода Тама), а также у отдельных узбеков, уйгуров, татар и монголов. По словам авторов исследования, полученные ДНК-результаты не совпадают с линией рода Торе. ⚱️В рамках палео-ДНК, в Монголии были обнаружены останки четырёх человек XIII–XIV веков — Sharga Uul 3, а также Tavan Khailaast 4-2, 4-5 и 5-2 — которые также относятся к этому субкладу.
-
Потому что енисейские кыргызы были автохтоннами Минусинской котловины. Согласно исследованием генетиков, Синташская культура была родственниками культур Минусина. А все культуры Минусина от Андронова до Таштыка преемственная, доказали давно археология, но генетики подтверждали. Голубоглазые блондины жили от культуры Андроновы до Тагарской и Таштыкской культуры. Гаплогруппы R1a обычно характерно европеоидной расы. Судя по сведениям независимых друг от друга китайских, ранних арабских и тибетских источников, древние енисейские кыргызы были светловолосыми, зеленоглазыми или синеглазыми – светлыми в антропологическом типе этносом, который резко отличался от своих соседей, которые проживали в то время в Южной Сибири. Все это указывает на то, что енисейские кыргызы, которые проживали в Минусинской котловине, на среднем течении реки Енисей, достаточно сильно отличались от своих соседей, которые были более монголоидными. А енисейские кыргызы, судя по всему, были европеоидным типом и были остатками древних индоевропейских племён, расселённых в Южной Сибири ещё в эпоху Андроновский культуры. Синолог Супруненко давно убедительно доказала автохтонного происхождения енисейских кыргызов. Еще есть хорошая статья Есина. То же убедительно доказала местного происхождения енисейских кыргызов . Вот, китайские источники, прямо указывают местоположение енисейских кыргызов👇 В «Цянь Хань шу», вставленной в I в. н.э., также упоминается о покорении кыргызов сюнну. Бань Гу сообщает, что около 48 г. до н.э. шаньюй Чжичжи разбил племена кыргызов (гяньгунь,гянькунь), обитавших в 7 тыс. ли к западу от его столицы и в 5 тыс. ли к северу от области Чэши (Восточный Тянь-Шань). Эта координаты совпадают с районом Верхнего Енисея. В «Чжоу шу» и «Бэй ши» приводится легенда о происхождении кыргызов (цигу), которые обитали между реками Абакан и Енисей. *** Французские учёные под руководством Каролины Буаказ из института судебной медицины при Страсбургском университете провели исследования и выяснили, что,по меньшей мере 60% древные жители южного сибира действительно имели голубые глаза: Caroline Bouakaze et al:"The genotype for rs12913832 was obtained for 23 out of the 25 samples, and most had the G/G genotype (n=15), which indicates that at least 60% of ancient specimens were probably blue- or green-eyed individuals. The remaining samples had the A/G (n=5) or A/A (n=3) genotypes, which are predictive of brown eye color phenotype." NP typing was successful for most of them, which were all assigned to Y-haplogroup R1a1 except one. ["International Journal of Legal Medicine, 2009 ] Как минимум у 60% древних жителей южного сибири[андронова,карасук,тагарцы,таштыкцы] были голубоглазыми или зеленоглазые люди. У остающихся образцов были генотипы A/G (n=5) или A/A (n=3), которые являются прогнозирующими из фенотипа цвета карего глаза. (однако могу оказаться и сметло-смешанными). Таким образом, установлена корреляция между гаплогруппой R1a и голубым цветом глаз. Исследователи из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН проанализировали митохондриальную ДНК из останков людей в захоронениях тагарской культуры, существовавшей на юге Сибири в VIII—I вв до нашей эры... Авторы новой работы взяли митохондриальную ДНК, передающуюся по материнской линии, из 79 скелетных останков, найденных в тагарских курганах. В итоге выяснилось, что большинство захороненных были носителями гаплогрупп H, HV6, HV*, I, K, T, U2e, U4, U5a и U* — всего их было 64,6 процента от общего числа изученных. Эти митохондриальные гаплогруппы и тогда, и теперь типичны для Западной Евразии, европеоидных народов. Остальные 35,4 процента составляли гаплогруппы A*, A8, C*, C5, D, G2a и F1b, типичные для востока Евразии и часто встречающиеся среди монголоидов... То есть, они не только по мужской линии, еще по женской линии были европеоидной расой. *** Образец RISE495, относящийся к поселению Арбан 1 Карасукской культуры (Хакассия), «принадлежит субкладу R-S23592 (Z2124+ Z2125+ Z2122- Z2123-). Определен положительный YP349. Субклад является родительским к кыргызской ветви». В 2017 году вышла еще одна статья с генетическими данными по палеоДНК (Y-хромосома и аутосомные маркеры) В данной статье был опубликован образец S441 из поселения Аржан (Тува) 7-6 веков до нашей эры. Он имел две положительные мутации: YP1456+ и S23592+, которые являются предковыми мутациями для кыргызской ветви. То есть, нынешние кыргызы берёт свои началу от древных жителей Южного Сибира. Субклад кыргызов Z2125 достигает до 55%.
-
@Rust Спасибо. Но это понятно. гаплогруппы которые вы перечислили точно не составляют 40% современных кыргызов. Если мы говорим именно о субкладах гаплогруппы R1a. Мажорный субклад у современных кыргызов это R-YP1456. Которая встречается практически у каждого второго современного кыргыза. Так вот, этот субклад является же автохтонным населением современной территории Кыргызстана и сопредельных территорий . И не могу понять почему вы говорите о 40% вклада Енисейских Кыргызов, но при этом перечисляете археогенетические исследования 3000 летней давности. Не могли бы пожалуйста уточнить, говоря о 40% генетической приемственности от Енисейских кыргызов, вы туда же причисляете носителей гаплогруппы C2, Q и N. Или же вы утверждаете что R-YP1456 это Y-DNA енисейских кыргызов?
-
То есть, не отличали тюркских языков? Если допустим так,тогда улус дуглатов вряд ли говорили на кипчакском наречие, потому что они были владыками Яркенда, Кашгара, Куча и.т. они больше контактировали с карлукоязычними тюрками. Ибн Халдун упоминат язык Тармаширина, он ясно говорил на карлукском диалекте. Тогда еще Чагатайский улус не была разделена на Маверенахр и Моголистан. А улусу Анка Торе и Булгаачы ясно говорили на кыргызско-кипчакском диалекте. Потому что подавляющее большинство там были кыргызы.
-
Для китайцев это пример тюркского языка.
-
Язык Могулов. "Обычаи цзилицзисы[кыргызов] отличаются от обычаев всех других владений. Их язык похож на язык уйгур. Живут цзилицзисы в хижинах и юртах. Занимаются скотоводством и кочуют в зависимости от наличия воды и пастбищ". Е.И. Кычанов. Сведения в "Юань-ши" о переселениях кыргызов в XIII в. "Ее обитатели - кочевники, они живут в войлочных палатках и периодически переходят с места на место со своими стадами в поисках источников воды и пастбищ... ...а их язык( то есть могулов) напоминает язык вэйур (уйгурский )". «Большой географии династии Мин», 1460 г.
-
2125 слишком большой. у кыргызов ниже субклад
-
Почему то выборочно тут, этнокультурные связи нынешних кыргызов не только алтайцами есть, еще тувинцами, хакасами, да же бурятами есть. Для примера цитирую от Каратаева. Этнокультурные связи кыргызов и тувинцев. Социально-экономические сдвиги происшедшие в IX–XIII вв. на территории Тувы, оказали свое воздействие на последующее становление тувинского народа. Родоплеменной строй, хозяйственный уклад, связанный с ним, военно-политическая ситуация не сумели создать условия для этнической консолидации. Несмотря на процесс этнического смешения, этноним «кыргыз» не сумел утвердиться как этническое самоназвание местного населения. Кыргызско-тувинская этническая общность обнаруживается и в материалах из устных народных произведений. Этнические связи двух народов подтверждаются параллелями в родоплеменных названиях. Например, кыргыз – кыргыс, мунгуш – монгуш, баарын – бараан, чот (басыз) – чооду, тубай (саруу) – туба, туума, карасакал (баргы, доолес, саяк) – карасал, олет (саруу) – олет, сарты (адигине) – сат, он канат – ондар, сол канат – сол чак, тагай (геноним) – тагай, кесек – кезек, сарык (нойгут) – сарыг, толен (солто) – толан, джети уруу (кытай, саруу) – чети тончак, доолес – тулуш, адыг тулуш – адигине, балыкчы (саруу) – балыкчы, кузгун тобу (сарты) – хусхун, кабели (кипчак) – ховалыг, тордеш (кытай) – тодош, уйгур (мунгуш) – уйгур, мангыт (мунгуш) – мунгат, шыгай – шагай, баят (тейит) – баяут, кереит (доолес) – хиреид, каратал – хара тал и другие. Известно, что этнические связи обоснуются общностями в родоплеменных тамгах. Интерес порождает и общее в единицах измерения расстояния, веса, времени и объема жидкости, использовавшихся в народной практике тувинцев и кыргызов с древности. Несмотря на отдаленность расселения друг от друга тувинцев, алтайцев и кыргызов, единицы измерения, появившиеся в древности, свидетельствуют об общности их исторического происхождения. В тувинском языке бир кун (один день) бир тун (одна ночь) назывался хун, дун, эртен менен (утром) – эртен, туш (полдень) – душ, кеч (поздно) - кеже и т.д. Отрезки времени делилось на «бир чай кайнам убакытка» (за время вскипячения чая) – тув. «шай хайындырым». Например, на переход реки вплавь и возвращения назад уходило время, за которое можно было раз, дважды или трижды вскипятить чай (время кипячения чая – 30 мин.). Основу единиц измерения определяли посредством человеческой части. Тув. кулаш – кырг. кулач (размах рук), карыш – карыш (пядь), кары толу или тугай – бир, эки, уч, торт, беш эли (ширина пальца) и другие. У тувинцев 25 – 30 чакырым (примерно 25 – 30 верст) – «бир хундук» (однодневный), 50 – 60 чакырым – «эки хундук» (двухдневный) или же «бир ара хонуп чедер чер» (кырг. «бир конуп жетуучу жер» – место, куда можно добраться, переночевав один раз), «жарым кундук жол (путь на полдня) – тув. «душтук чер», бир чакырым жер – тув. «бир кышык чер» (700 – 900 м.), ок жетчу аралык (расстояние полета стрелы) – тув. «боо азымы» (80 – 100 м.) и другие. Небольшие меры длины: базым – бир кадам (бир басым – один шаг), кулаш – кулач, тош чарты – жарым кулач (половина размаха рук), узун дугай – бир чыканак (одна локоть), карыш – карыш, соом – соом//соомой (указательный палец) и другие. У эрзинских тувинцев (племя кыргызов) для изготовления полотнищ юрты использовались следующие единицы измерения: расстояние между большим и согнутым указательным пальцем – 10 см, между большим и выпрямленным указательным пальцем - 18 см, пядь - 20 см. Мера площади носила условный характер: тув. адыш оюу – алакандай жер (с ладонь), от орну – очоктой орун (с очаг), ог орну – уйдой орун (площадь юрты) и другие. Для измерения жидких веществ у тувинцев не было стандартных единиц. Жидкие вещества (айран, молоко, кумыс, вода и др.) измерялись посудой с различным объемом. Поэтому посуда делилась соответственно своей вместительностию. Например, пиче аяк шити, аяк шити, улуг аяк шити, тавак шити, чылапча баш и другие. Пиче когержик – посуда объемом в 3 литра, когер (кырг. коокер) – посуда объемом 20 – 25 литров. А зерно (пшеница, овес и др.) измерялось не весом, а объемом (чейрек, кадак). Глубина воды определялось высотой оседланной лошади или ростом человека. Например, туюк каразы частыр – кырг. туякка жетчу суу (вода, покрывающая копыто коня), эзенги чедип турар – кырг. узенгуго жеткен суу (вода, доходящая до стремени), использовалось более 20 терминов такого рода. Глубина воды по отношению к росту человека определялось 20 терминами. Это параллельные подобия отражают глубокие этногенетические отношения между кыргызов и тувинцами. Каратаев О. К.Этнокультурные связи кыргызов (по материалам родоплеменных тамг,этнонимов...