Changes were made in the delivery and textual representation[4] particularly the replacement of the tribal background of Manas. In the 19th century versions, Manas is the leader of the Nogay people, while in versions dating after 1920, Manas is a Kyrgyz and a leader of the Kyrgyz.[5] Use of the Manas for nation-building purposes, and the availability of printed historical variants, has similarly had an impact on the performance, content, and appreciation on the epic.[6]
Attempts have been made to connect modern Kyrgyz with the Yenisei Kirghiz, today claimed by Kyrgyzstan to be the ancestors of modern Kyrgyz. Kazakh ethnographer and historian Shokan Shinghisuly Walikhanuli was unable to find evidence of folk-memory during his extended research in 19th-century Kyrgyzstan (then part of the expanding Russian empire) nor has any been found since.[7]
While Kyrgyz historians consider it to be the longest epic poem in history,[8] the Sanskrit epic Mahabharata and the Tibetan Epic of King Gesar are both longer.[9] The distinction is in number of verses. Manas has more verses, though they are shorter."
Ученые долгое время спорили о точном возрасте эпоса, поскольку он передавался устно, без записи. Однако с начала XX века историки ставят под сомнение заявленный возраст эпоса. Основная причина заключается в том, что описанные в нем события произошли в XVI и XVII веках. Хатто отмечает, что «Манас» был
«составлен для прославления суфийских шейхов Ширкента и Казана... [и] обстоятельства делают весьма вероятным, что... [«Манас»] является интерполяцией конца XVIII века»[3].
Были внесены изменения в изложение и текстовое представление[4], в частности, была заменена племенная принадлежность Манаса. В версиях XIX века Манас является лидером народа ногай, а в версиях, датированных после 1920 года, Манас является киргизом и лидером киргизов.[5] Использование Манаса в целях национального строительства и доступность печатных исторических вариантов также оказали влияние на исполнение, содержание и восприятие эпоса. [6]
Были предприняты попытки связать современных кыргызов с енисейскими киргизами, которых сегодня Кыргызстан считает предками современных кыргызов. Казахский этнограф и историк Шокан Шингисулы Валиханулы не смог найти свидетельств народной памяти во время своих длительных исследований в Кыргызстане XIX века (тогда входившем в состав расширяющейся Российской империи), и с тех пор таких свидетельств также не было найдено. [7]
Хотя кыргызские историки считают его самым длинным эпическим поэмой в истории,[8] санскритский эпос «Махабхарата» и тибетский эпос о царе Гесаре являются более длинными.[9] Разница заключается в количестве стихов. «Манас» имеет больше стихов, хотя они короче. Английская Вики