Перейти к содержанию

Esen

Пользователи
  • Постов

    28
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Старые поля

  • Страна
    Кыргызстан

Посетители профиля

Блок последних пользователей отключён и не показывается другим пользователям.

Достижения Esen

Пользователь

Пользователь (2/5)

0

Репутация

  1. Ув. Рустам байке значит вы считаете, что кыргызы прибыли на Тянь Шань только в 15 веке. Хорошо, тогда как быть с Аль Марвази который писал, что кыргызы по соседству с мусульманами в 12 веке перешли на трупоположения, мусульман не было в южной сибири, чтобы кыргызы по близости с мусульманами жили. Навряд ли Аль Марвази с неба взял. Далее источник на 13 век МУХАММАД ИБН НАДЖИБ БЕКРАН 13 век. ОПИСАНИЕ МИРА ДЖАХАН-НАМЕ /14б/ О пустынях Возле озера Абескун от пределов Дихистана до Сияхкуха [и] вплоть до хазаров имеется пустыня. С восточной стороны от Систана до Мекрана и Синда есть пустыня, которая идет от пределов Балха и тянется в пределах Хорезма, почва ее целиком песчаная. От границ Бухары до границ Хорезма имеется пустыня, и почва ее — песок. Между Нахшебом и Джейхуном хорезмским — пустыня, в Хатлане — пустыня, [от] """""Усрушаны до Ферганы и до хырхызов""''' тянется пустыня, сбоку от горы, о которой уже было сказано в главе о горах. МНЕ КАЖЕТСЯ ЗДЕСЬ КЫРГЫЗЫ, ЕСЛИ НЕ НА ТЕРРИТОРИИ КР, ГДЕ ТО НА ЮГЕ. Дополнение к данному источнику: АД-ДИМАШКИ (1256-1327) "НУХБАТ АД-ДАХР" (Избранные эпохи) “...Притоками реки Джейхун (Амударья), которая протекает посреди городов Ферганы, являются такие малые реки как Памир, Тохарстан и Йарашт. А что касается истоков этих рек, то они начинаются из страны Хырхыз...”
  2. Ув. Рустам байке насколько мне известно Табалдиев писал о наличии тайников в куРганах на Тянь Шане. В курганах енисейских кыргызов нередко обнаруживали тайники. Далее до монгольского нашествия если взять 11, 12 века ВРОДЕ БЫ енисейские кыргызы не фиксируются как беспокойный и воинственный народ в южной сибири. У - АЛ-ИСТАХРИ КНИГА ПУТЕЙ И ГОСУДАРСТВ [КИТАБ] МАСАЛИК АЛ-МАМАЛИК 10 век. III /стр. 215/ Хорасан /стр. 220/ Горы Гур находятся в пределах Хорасана. И простираются до границ Бамиана, Панджхира и Мавераннахра, вплоть до Туркестана Внутреннего, до Чача и хырхызов. И в этих горах от начала и до конца имеются серебряные и золотые рудники, и самые лучшие из них те, что в границах хырхызов. А из рудников, которые в пределах мусульманского мира, наилучшие те, что в границах Панджхира... пояснение цитата: Шаш или Чач — древняя историческая область в Средней Азии, ориентировочно правобережье Сырдарьи по долинам рек Чирчик и Ангрен (современная Ташкентская область и прилегающие территории Казахстана). А также название самого города — упоминается Абу Рейханом аль-Бируни с XI века как Ташкент.) МНЕ КАЖЕТСЯ ЗДЕСЬ В ДАННОМ ИСТОЧНИКЕ НАВРЯД ЛИ МИНУСИНСКАЯ КОТЛОВИНА.
  3. Мне кажется кыргызы не доходя до территорий КР перестали сжигать так как писал Д.Савинов. "Можно отметить типологически близкий кыргызскому комплекс предметов сопроводительного инвентаря из разрушенного погребения в Джунгарском Алатау около г. Текели (Агеева, Джусупов, 1963)" Движение кыргызов, как мне кажется, было через Алтай, ВКО. Ал-Марвази. “ТАБАИ АЛ-ХАЙАВАН"(Завершена в 1120 г.) К ним [тюркам] относятся киргизы. Это многочисленный народ. "У киргизов в обычае сжигать своих умерших. Они утверждают, что огонь делает их чистыми и очищает их. Таким был их обычай в прошлом. Когда они ОЧУТИЛИСЬ ПО СОСЕДСТВУ С МУСУЛЬМАНАМИ, ОНИ СТАЛИ ЗАКАПЫВАТЬ ПОКОЙНИКОВ.”
  4. Ув. Рустам байке так и есть. В источнике указано что бруцкие люди разбили улус Кокеня Матура цитата-" татарин Аредак сказывал ему бруцкие люди пришед с княжцом Иртаем Кокеня Матура побили и улус ево совсем разорили. " Далее Галдан просит через своих людей у князя Табунка прислать людей против бурутов, но данный князь отказал цитата: Да приходили ж де от Бошту-кана княжцу Табунку посланцы и прощали у нево на помоч людей и он им в людех отказал, а Бошту-кан де от брутов сидит досаде". Из данного источника видно, что князь Табунка глава белых колмыков-цитата: "Да июня, государи, в 10 день послал я, холоп Ваш, из Кузнецкого в белые колмыки, к княжцу Табунку, конных казаков Овдюшку Сметаникова да Ивашка Беларева с товарыщи шесть человек". Насколько мне известно белые колмыки-это алтайцы, отказал в помощи Галдану который воевал с бурутами- в источнике бруты или бруцкие люди- цитата: "а Бошту-кан де от брутов сидит досаде". Кстати насколько понял историк Я Пилипчук- Я.Пилипчук историк (востоковед, тюрколог). "Кыргызы в своих улусах уже готовились к походу на Красноярск, когда в этот город прибыло письмо от Хандыка, брата Галдан-Бошокту, в котором русским предлагался мир. Причиной такого изменения политики стало то, что в 1688 г. кыргызы отказали джунгарам в отправке вспомогательных контингентов на войну с бурутами (тянь-шанскими кыргызами). В ответ на это в 1688 и 1689 гг. джунгары совершили карательные рейды в земли кыргызов" . Источник: https://centrasia.org/newsA.php?st=1556053680 Допустил ошибку думая, что князь Табунка енисейский кыргыз когда на самом деле он алтаец и глава алтайцев ""из Кузнецкого в белые колмыки, к княжцу Табунку"""
  5. Интересная информация. А.П. Уманский с этого источника черпал инфо ?? 1688 г. ОТПИСКА КУЗНЕЦКОГО ВОЕВОДЫ В СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ О ВНУТРЕННЕМ ПОЛОЖЕНИИ КЫРГЫЗОВ И О СМЕРТИ ЕРЕНАКА. Ссылка https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1600-1620/Dok_ist_chakasii/41-60/56.htm В данном источнике есть такой момент: Да приходили ж де от Бошту-кана княжцу Табунку посланцы и прощали у нево на помоч людей и он им в людех отказал, а Бошту-кан де от брутов сидит досаде. Получается Табунку отказал в помощи Галдану который воевал с бурутами. Исходя из данного предложения с данного источника "Да июня, государи, в 10 день послал я, холоп Ваш, из Кузнецкого в белые колмыки, к княжцу Табунку, конных казаков Овдюшку Сметаникова да Ивашка Беларева с товарыщи шесть человек." Табунку князь белых колмаков -мне кажется алтайцев ибо в другом источнике есть пояснение цитата: "белыми — племя телеутов, кочевавших в предгорьях Алтая на западном берегу Оби. Во главе телеутов стоял князь Абак" ОТКАЗАЛ В ПОМОЩИ ГАЛДАНУ И НЕ СТАЛ ВОЕВАТЬ С БУРУТАМИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ В ЧЕМ ПРИЧИНА ОТКАЗА ?? МОЖЕТ ТАБУНКУ ВИДЕЛ В БУРУТАХ РОДСТВЕННЫЙ НАРОД ??
  6. Спасибо за информацию. Можно еще вам вопрос задать ?? На сколько соответствует действительности приводимый Табылды Акеровым вот это информация ?? """"Благодаря Страленбергу, записавшему в 1831 году от 97-летнего кайжи Нола Ичигеева, до нас дошли названия всех сееков кызылцев, большинство которых имели свои аналогии в названиях родов и племен тяньшаньских кыргызов. Кызылцы имели следующие сееки: ыгы (ограк), шуй, теле (телеут), пуга (пл. бугу кыргызов), хамнар, сурут, хыргыз, улу-ажыг (пл. азык кырг.), кичи-ажыг, нарба (р. нарай пл. доолос кырг.), чода, онох (р. онок ), бор (рр. кара бор, сары бор пл.бугу кырг.), ишкут, сусай, ус (р. ачы пл. багыш кырг.), керей, шагабайлар, сарыг (саруу), улу-аргын (пл. аргын казахск.), кичи-аргын, алаш, сырып, тарах, ит, ассар, айгыр, торгы, ергин, алтай, алтын, табан, курчак, сеяк (пл. саяк кырг.), козан, ногуз, шегирсаях (р. чекир-саяк пл. саяк кырг.), тома (пл. тама казах), кеят, тастар (р. тас/тастар пл. солто, сары багыш, нойгут и др.), шанабег, таш (р. торт тас или тастар кырг.), бурут (бурут кырг.), кеде (р. кедей пл. саяк), бесбала (р. башбала пл. бугу кырг.), багыш (пл. багыш кырг.), мынгыт, мажар, найман, ызыр, басагор (р. байсогор пл.), ортаут, атыл, шуштар, ильдирген, худу, шалпаир, эртыш, ома (йамак, кимак), олганаут (р. олконут, пл. конгиратов монг.), ода, ханлы (пл. канглы; пл канды кырг.), жутмат (р. жутма пл. солто), халмак, пелет (р. белек пл. бугу)""" НАСКОЛКО МНЕ ИЗВЕСТНО БЫЛ НЕКИЙ Страленберг КОТОРЫЙ ЖИЛ В 17-18 ВЕКАХ. То есть в 19 веке был некий Страленберг который записал сеоки кызыльцев от старика хакаса ???
  7. Вы не подскажете источник, в какой книге написано, кто переводил и в книге указывал, а то в инете поискав вообще не нашел. было бы лучше если ссылку оставили бы.
  8. Можно у Вас спросить ? Насколько данная информация правдива ? Или просто кто то выдумал ? Хафиз-и Таныш Бухари «Книга шахской славы» 16 век: «Кыргызы не подчинялись не только правителям Мавераннахра, но и никому из султанов»
  9. Очень странная фраза "Когда нет источников, то можно фантазировать. А когда они есть, то отталкиваться от них." и как понять ?? Как раз есть целых два источника которые дают сведения о ношении енисейскими кыргызами колпака из белого войлока и это не оспоримый факт. Ваше мнение """Когда кыргызы выходили в степи южнее, то конечно перенимали одежду в соответствии с климатом"" или переняли и у "вассальных племен" это ваше сугубо субъективное мнение основанное только на предположениях и догадках равнозначных как "возможно", "может быть" неподтвержденное письменными источниками фактами это равнозначно тому, что по факту убийства свидетели при допросе тыкают пальцев на первого встречного и при этом в глаза не видели преступника, все таки как я понял вы не историк в том числе кандидат или доктор исторических наук, что бы делать по эти источникам окончательный вывод. Для кандидата исторически наук Рустама Абдуманапова ""подчиненные", "прочие" -это простой народ. Далее - какие степные племена носили колпак из белого войлока ?? У вас есть есть письменные источники на 10 век о южных племенах носящих колпак из белого войлока ?? Опять таки на счет климата - енисейские кыргызы не жили на крайнем севере и в южной сибири не круглый год холод, а то по вашим словам, получается, в южной сибири круглый год стоит морозы. Даже в Якутии с наступлением лето погода теплеет. Согласно китайскому источнику АЖО в зимнее время носил более теплую шапку "Ажо зимою носит соболью шапку", а летом уже другую шапку "а летом шляпу с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом" по описаниям сильно напоминающий колпак. Даже по нынешним кыргызам как сообщают источники Цинской империи носили различные виды головных уборов это и "Шляпы их четвероугольные, с плоским верхом" и ""Самые известные из них 3: оток са-я-кэ (саяк), оток са-ла-ба-гэ-ши (сары-багыш), оток та-ла-сы (тараз?).Их (то есть КЫРГЫЗОВ ) глава носит ВОЙЛОЧНУЮ ШАПКУ, наверху очень сильно заостренную, подворачивая края, образуют поля""." Ваш пример с нынешними народами которые живут на месте древних кыргызов считаю не показателем того, что кыргызы не носили колпак так как в этногенезе вышеперечисленных ваши народов принимали участие также другие местные племена кето-самодийского происхождения которые понятие не имели о колпаке из белого войлока. На счет хакасов, вам прекрасно известно об угоне енисейских кыргызов в начале 18 века где большая часть были истреблены маньджурами, а остатки депортированы в уезд Фуй ныне известные как фуюские кыргызы которые носят колпак из белого войлока. Кстати казахи и узбеки из одного улуса, но сейчас он сильно отличаются друг от друга. Вы скажете узбеки сильно перемешались, но я тоже могу сказать, что кыргызы сильно перемешались даже ассимилировались с другими местными племенами причинами могут быть это сокращение численности кыргызов в связи с миграцией, в связи с нашествием монголов когда монгол Джучи мечом и огнем прошелся по кыргызам, депортацией то есть угоном кыргызов Хубилай ханом в Монголию и Маньджурию в конце 13 века, угоном джунгарами в начале 18 века и шорцы, хакасы в плане культуры, обычаев переняли не от кыргызов (МОЕ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ, НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЮ ТАК КАК НЕ ИСТОРИК), а от соседных кыргызам племен которые также участвовали в этногенезе вышеперечисленных. На счет Тянь Шанских кыргызов скажу-так не было бы енисейских кыргызов не было бы Тянь Шанских кыргызов то есть ядро кыргызов это енисейские кыргызы . Я думаю нет необходимости полностью цитировать слова ув .Жаксылыка Сабитова о трех компонентах где главное составляющее древние кыргызы. Понимаю вашу попытку отказать кыргызам в ношении колпака в средневековье и я с ваши, с вашим мнением полностью согласился бы если бы отсутствовали письменные источники, доказывающий ношении колпака енисейскими кыргызами, но когда есть письменные источники я ни как не могу игнорировать.
  10. У меня вопрос такой не по теме. Где можно найти инфо про столкновение Танеке батыра с кыргызами ?? В соцсетях слышал, в комментах прочитал что он из за мести как бы жестко наказал ....
  11. Ну я всех на этих средневековых миниатюрах в белых колпаках не собираюсь причислять к кыргызам или считать, что они кыргызы (так как не обладаю доказательствами в виде письменных источников описывающих, что на этих миниатюрах есть также кыргызы ), но до этих изображений кыргызы согласно письменным источникам носили белые колпаки из войлока. Вы тоже намекаете, что кыргызы просто переняли у кого то ?
  12. Вы пишите как будто в южной сибири круглый год холодно. Вы по образованию историк ?? Вы кандидат или доктор исторических наук ? Доцент, профессор ? Что бы окончательно делать вывод, что подчиненные это вассальные племена. Даже кандидат исторических наук Рустам Абдыманапов считает, что подчиненные это простой народ. По вашему мнению кто эти подчиненные племена ?? Древние уйгуры что ли ? - Вы хотите сказать, что кыргызы калпак из белого войлока просто у кого то переняли ?? Другой источник Синь Тан Шу 10 век "Прочие носят белые валяные шляпы". Для вас прочие тоже КАКИЕ ТО ПОДЧИНЕННЫЕ ПЛЕМЕНА ?/
  13. .Юэ Ши "Описание всего мира эры правления Тайпин Синго" (Тайпин Хуаньюй Цзи), 976-984 гг. 10 век Глава 199, "Енисейские кыргызы": ЦИТАТА:"Зимой делают шапки из соболя, летом золотом украшают шапки, заостряют маковку и свертывают ее конец. Подчиненные ДЕЛАЮТ ШАПКИ ИЗ БЕЛОГО ВОЙЛОКА , в остальном покрой в общем одинаков." То есть для вас подчиненные это кыштымы, а не простой народ ?? Южнее в степи кто носил Ак калпак тогда по вашему мнению ??
  14. Почему считаю, что временный потому что есть источник, думаю вам известно Аль Марвази. По Аль Марвази какая то группа кыргызов перешли на ингумацию. По Мокееву это алтайские кыргызы или кыргызы проживащие тогда на Алтае и Прииртышье. ""К ним [тюркам] относятся киргизы. Это многочисленный народ. Их жилища [расположены] между северо-востоком и севером 23. Кимаки [живут] севернее их. Ягма 24 и карлуки — западнее. Каджа 25 и арак 26 — между юго-западом и югом 27. У киргизов в обычае сжигать своих умерших. Они утверждают, что огонь делает их чистыми и очищает их. Таким был их обычай в прошлом. Когда они очутились по соседству с мусульманами, они стали закапывать покойников"". По Аль Марвази видно движение кыргызов через Алтай, Прииртышье на юг ближе к мусульманам. Как я понял оставаясь язычниками как мусульмане начали закапывать трупы. Савинов Д.Г.-Алтайский вариант. На Горном Алтае памятников енисейских кыргызов известно значительно меньше. Среди них необходимо отметить два кургана с обрядом трупосожжения и характерным для IX-X вв. набором предметов сопроводительного инвентаря (палаши, удила с «8»-образными кольцами и эсовидными псалиями с «сапожком», наконечники стрел и др.) в Яконуре (Грязнов, 1940, с. 18). Восточноказахстанский вариант. Очень близкие кыргызским как по обряду погребения (подкурганные трупосожжения на (93/94)уровне древней поверхности), так и по предметам сопроводительного инвентаря (стремена с прорезной подножкой, палаш, лировидные подвески с сердцевидной прорезью, детали поясных наборов, наконечники стрел, тройники, витые «8»-образные удила и т. д.) захоронения открыты в Восточном Казахстане в составе Зевакинского могильника на Иртыше (Арсланова, 1972). По всем признакам, отмечает Ф.X. Арсланова, «рассмотренные курганы наиболее близки к погребениям в Туве, относящимся к древним хакасам (кыргызам). Можно отметить типологически близкий кыргызскому комплекс предметов сопроводительного инвентаря из разрушенного погребения в Джунгарском Алатау около г. Текели (Агеева, Джусупов, 1963).
  15. Дженкисон мог писать именно про погребальный обряд енисейских кыргызов как писал Витсен (мое сугубо субьективное мнение) Или сообщаемый Дженкисоном воздушное погребение для кыргызов было временное явление только зимой как у казахов. Если опираться на письменные источники например 9,10,11 века енисейские кыргызы практиковали сжигание трупов.
×
×
  • Создать...