Clownman
Пользователи-
Постов
208 -
Зарегистрирован
-
Посещение
-
Победитель дней
8
Clownman стал победителем дня 25 сентября
Clownman имел наиболее популярный контент!
Старые поля
-
Страна
Kyrgyzstan
Посетители профиля
Блок последних пользователей отключён и не показывается другим пользователям.
Достижения Clownman
Опытный пользователь (3/5)
31
Репутация
-
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХАКАСОВ О СОБАКЕ (конец XIX – середина XX века) В традиционном мировоззрении хакасов особое место отводилось представлениям о собаке (хак. адай, iт). Термином «традиционное мировоззрение (представления)» мы обозначаем характерный для конца XIX – середины XX в. комплекс архаических воззрений и обрядов, «передаваемых из поколения в поколение». В данный период мифологические представления и обрядность имели наиболее широкое бытование в жизни народа. Впоследствии в силу объективных причин их мифо-ритуальный комплекс был существенно редуцирован. Однако его отдельные элементы в виде реликта сохраняются и в наши дни. В культуре хакасов собака входила в круг доместицированных животных адай-хус (букв. ‘собакаптица’). В героической эпике и мифах этого народа лай собак и рев животных наряду с горящим очагом были одним из основных маркеров ойкумены и важнейшим показателем стабильности жизни людей. Собака, будучи домашним животным, была тесно связана с системой жизнеобеспечения человека. Ее использовали для охраны жилища и домашнего хозяйства. Эта функция собаки нашла отражение в хакасском фольклоре. В сказании о богатыре по имени Ах Молат делается акцент на наличие у героя сторожевого пса: «Была у него одна только черная собака, верный страж всего стойбища». Собака являлась незаменимым помощником при выпасе скота. Отдельные пастушеские собаки могли самостоятельно управлять стадом, при необходимости искусно маневрировать – прогонять гурт, производить развороты, разделять животных, находить и возвращать отошедших и др. Собаке отводилась особая роль на охоте. В прошлом она наряду с охотничьим снаряжением и конем была неотъемлемой составляющей промысловой деятельности. Енисейский губернатор А.П. Степанов, описывая быт хакасов в XIX в., отмечал: «Татары (хакасы. – В.Б.) поднимаются на охоту дружно, большими обществами и всегда налегке, несмотря на продолжительное отсутствие из своего кочевья. Несколько заводных лошадей или просто своя верховая, котел, кое-какой запас для пищи, винтовка со всем снарядом и собака – вот все, что они имеют с собой» [1997, с. 77]. Среди охотников высоко ценились собаки сагайской и тоджинской охотничьих пород. Эти обладатели бесстрашного характера были невысокого роста, с острой лисьей мордочкой и стоячими ушами. Они умело загоняли зверя на дерево или в камни и сторожили его до прихода охотника [Яковлев, 1900, с. 64]. С такими собаками предпочитали охотиться и на медведя. А.А. Ярилов отмечал: «На медведя ходят с собаками, артелью в 3–7 человек, с Успенья до Покрова. Хороших собак на медведя очень мало, и они ценятся дорого. Один из рассказчиков купил, напр., такую за пять рублей» [1890, с. 98]. Наличие собаки (и коня) подчеркивало материальную состоятельность человека. У хакасов есть такая поговорка, характеризующая убогость жизни человека: Ат палғачаң сарчыны даа чоғыл, ÿрiп сыхчан адайы даа чоғыл – ‘У него нет даже коновязи, куда привязывают коня, у него даже нет лающей собаки’ [Бутанаев, 1999, с. 109]. Включенность собаки в жизнь и быт людей получила отражение в мировоззрении и обрядовой практике хакасского народа. Символическое и ритуальное значение собаки у хакасов было велико. Однако отношение к этому животному нельзя считать однозначным, в сознании народа оно наделялось, как правило, амбивалентными характеристиками. Собака как положительный персонаж Собака пользовалась особым уважением благодаря практической пользе, которую она приносила человеку. В этом животном больше всего ценились такие качества, как ум, преданность, сила, выносливость и др. Мифологическим сознанием собаке нередко приписывались черты, присущие самому человеку, – сознание, воля, любовь и т.п. Почтительное отношение к этому животному нашло отражение в поговорках: Алған хатыңа iзенме, азыраан адайға iзенiс − ‘Не надейся на взятую жену, надейся на вскормленную собаку’, Чабал кiзiдең чöргенче чахсы адайнаң чöр − ‘Чем дружить с плохим человеком, лучше ходить с хорошей собакой’. Не случайно в хакасском мифе о происхождении человека именно собаке было поручено охранять слепленные богом из глины тела первых людей. Отметим, что подобные мифы были распространены среди алтайцев, монголов и самодийцев. Идея взаимозависимости и тесной связи собаки и человека прослеживается в мифе о первом хлебе. Благодаря заступничеству собаки, говорится в мифе, удалось сохранить некоторые злаковые растения, которые позже хакасы стали называть адай ÿлÿзi – ‘собачья доля’. Данный миф стал основой для формирования убеждения, что «собак надо сытно кормить, иначе не будет хорошей жизни» [Бутанаев, 2003, с. 112]. На семантическую связь собаки и хлеба недвусмысленно указывает загадка: «Если выйдет на улицу − сворачивается калачом, если войдет в дом – сворачивается пирогом (собака)». Согласно верованиям хакасов, собака могла принести талан – ‘счастье, удачу’. В фольклоре весьма распространен такой сюжет: герой за предоставленную услугу духу-хозяину воды (горы) или другому мифическому персонажу в качестве вознаграждения получает (чаще – выбирает сам) маленького невзрачного щенка (собаку). Это животное является воплощением талан для фольклорного персонажа. В дальнейшем щенок (собака) чудесным образом преображается в прекрасную деву, становится супругой героя и приносит ему счастье и богатство. Аналогичные фольклорные сюжеты известны у шорцев и северных алтайцев. По мифологическим представлениям, отдельные собаки могли свободно перемещаться в воздушной и водной среде. Воплощением данной идеи был известный среди хакасов мифологический персонаж – крылатая собака Хубай-хус (‘птица Хубай’). Считается, что она появилась из яйца турпана (вид уток). Благодаря своим чудесным способностям Хубай-хус стала непревзойденной охотничьей собакой. Она могла преследовать добычу как на земле, так в воде и небе. Крылатая собака принесла в дом своего хозяина достаток и процветание. После смерти она вознеслась на небо и превратилась в созвездие Ориона (Адай Ÿлгерi). В фольклоре хакасов собака, как и конь, выступает незаменимым и верным другом и советчиком человека . Она помогает герою во всех испытаниях, нередко спасает ему жизнь. Так, в богатырском сказании «Чил Саппа» собака Ах адай ‘Белая собака’, преодолев все препятствия, отыскивает волшебное средство и оживляет доброго богатыря.
-
У нас кстати оповещения о смерти кого-то делают как раз в темное время суток или если есть вариант то в пасмурную погоду.Новость типа должна соответствовать антуражу.В солнечный яркий день категорически нельзя
-
У кыргызов тоже есть такое суеверие.Еще есть суеверие,что после наступления вечера нельзя стричь ногти
-
Описание конечно кринж.Видно человек не особо глубоко изучал тему.А вот реконструкция интересная,правда я сомневаюсь что при такой огромной высоте переносицы будут такие монголоидные глаза.Даже у моей сестры у которой переносица меньше чем у него(но все еще высокое) глаза на 95%европеоидные
-
Ну быть может это особенности конкретного течения или просто как обычно крайности присущие для большинства людей(ибо невежественны)
-
Да часто слышал истории про то как сильно исламизированные народы по типу азербайджанцев избегают собак как огня.Либо просто могут избить или даже убить рандомную дворнягу
-
Во всяком случае культа собаки как у нас я не встречал у казахов
-
Ну я не особо знаком насчет вот этой животно тотемической части культуры казахов.Даже не знаю.Надо наверное глянуть на племена старшего джуза и их исторические воззрения по этому вопросу и найти какую то общую связь.Если таковой не сыщется то просто по признаку места взять.В таком случае как вы и сказали степные хищные птицы или степной волк
-
Я это к тому что символ надо бы выбирать более тщательнее.Мне кажется барс у нас в духовной культуре менее значим чем птица и собака.Барс фигурировал лишь как тотем царского рода но не всех кыргызов.Да и еслибы на границе кыргызстана не обитало так много барсов относительно другой части средней азии то вряд ли сейчас он был бы символом страны
-
Ну снежный барс обусловлен местом в котором кыргызы проживают сейчас и первым каганом.А так хищная птица тоже очень знаковая фигура(куш тамга).Тоже самое с собакой,у кыргыз есть легенда о происхождении кыргызов от рыжего тайгана
-
https://ru.scribd.com/document/804957333/137-ancient-human-genomes-from-across-the-Eurasian-steppes-2 Tagar Scythians possessed R1a-Z93 (Z2125) and Q1a2-L933 lineages. The latter is now found in Kerala (southern tip of India!), Yemen, Georgia, Turkey, Czechia and Britain! Apart from the slightly older Indian sample, all have a TMRCA between 5000 and 6000 years, so probably of Steppic origin. It's amazing how far the Scythians migrated and, above all, how wide their geographic reach was, leaving descendants from southern India to Britain and from Siberia to Yemen. And that's just for Siberian Scythians! (as Q1a2 wasn't found in Central Saka or European Scythians). - Central Scythians (Saka) belonged to R1a-Z93 (YP1456), Q1b2-YP4500 (same as in Tian Shan Huns) and E-M123 (Y31991, now found in Poland, Bulgaria, Lebanon and Qatar) velislav papa  - The four XiongNu samples only carried O3 and Palaeolithic branches of R1b (not of Indo-European origin).
-
https://poisknews.ru/arheologiya/drevnyaya-shalabolinskaya-pisanicza-v-krasnoyarskom-krae-teper-sohranena-v-formate-3d-tura/
-
https://rus.azattyq.org/a/uchyonye-proveli-issledovanie-dnk-naseleniya-uzbekistana-dlya-sozdaniya-geneticheskoy-karty-strany/33568366.html Быть может братьям узбекам стоить взять пример с азербайджанцев и запретить близкородственные браки
-
Не важно.Блонд в принципе не может быть в южном сибире
-
Не знал что у казахов нет бозо.Ну у нас конечно в целом бозо и жарма всегда были более популярные напитки чем кымыз,в силу относительной простоты их приготовления и круглогодичной доступности.Кымыз что сейчас что у поколения моего отца(60ых) считалось чем то более ценным.А жарма и бозо почти в каждом доме в каждодневном употреблении находился.Сейчас эти напитки можно купить в каждом магазине а летом и на улицах
