Перейти к содержанию

sui ek

Пользователи
  • Постов

    66
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Старые поля

  • Страна
    Казахстан

Посетители профиля

1445 просмотров профиля

Достижения sui ek

Пользователь

Пользователь (2/5)

15

Репутация

  1. Я считаю, раньше мы называли Қам, как называют практически все тюркоязычные народы немусульмане. В нашем языке сохранились почти все основные термины их религии - Тәңір, Ұмай ана, Үлген, Ерлік, құт и т.д. Сохранились обряды, например поминальные, 7 дней, 40 дней. Все эти обряды связаны непосредственно с Камом. Всё подробно описано, как и что делает Кам в этих обрядах. Баксы, скорее всего к нам пришло от уйгуров. В свою очередь, они ранее тоже называли шаманов Камом. Тема на самом деле деликатная, нас казахов мусульман(и др кочевников) часто обвиняли, обвиняют в связях с язычеством. Хотя, сам ислам возник не на пустом месте, многие языческие обряды арабов, с приходом ислама, обрели новое содержание, сохранив форму. Это естественный процесс. С другой стороны есть так называемые неотенгрианцы, отрицающие огромный пласт истории, культуры народа связанной с исламом. Из за этих рисков, я думаю, наши связи с древней религией должным образом не исследуются.
  2. Изначально ғәм - печаль, у нас қам - забота, печаль - қайғы. Почему Вы не допускаете, что до заимсвования ғәм, наше қам - забота могла быть связано с исконным қам. Примеры до нас дошли, на тофаларском языке слова камлать и заботиться практический звучат одинаково: Тофаларско-русский словарь И. Рассадин
  3. sui ek

    хам тофаларский 1.jpg

  4. sui ek

    камна забота.jpg

  5. Ғәмхор - "пожиратель" печали, с этим понятно, насчет кальки тоже, вроде все логично. Но, вместе с этим, словосочетание Кам жеген, кам же существовало до заимствования гам. На Алтае это словосочетание дошло до наших дней, но с другим смыслом. Почему мы должны исключать вариант, что исконное слово сохранилось, просто со временем поменяло значение.
  6. sui ek

    кам же

  7. У меня есть сомнения, что наше "подготовка, приготовлять" выводится от арабо-персидского ғәм-печаль. На мой взгляд, у нас произошло обезличивание слова. В Вашем случае (так же на узбекском) произошло его выдавливание, причины этого известны. А слово это раньше было и активно использовалось. Қам (шаман) был заимствован из тюркского в персидский язык, об этом писал Дёрфер.
  8. Это устойчивые словосочетания из киргизского языка, означают забота. Есть, видеть, бить, это можно сказать, основные функции Кама во время камлания. На мой взгляд, эти словосочетания сохранились со времен шаманизма. Выше приводил слово с глаголом бить. Салқамсоқ - неряшливо, как попало Сал/қам/соқ - выбившийся из сил/кам/бить Камлание обессиленным камом - делать что либо, как попало, неряшливо
  9. Кам же, Кам көр, Кам ур (кирг) - проявлять заботу, заботиться Же, көр, ур эти слова, на мой взгляд, ближе к действиям Кама, чем к слову забота
  10. Странно всё это, много обрядов, много терминов шаманизма до нас дошло. А вот центральная фигура религий исчез бесследно. Древние тюрки, смотрящие на мир сквозь призму шаманизма, ничего не начинали без обрядов, будь то повседневные бытовые дела или дела общины, государства. Предстоит дорога (откочевка, охота, поход) или суровая зима, подготовка начиналась с камлания. То есть подготовка состояло из духовной и материальной составляющей. Камда - камлать. Камдык - общественное камлание (тел,алт) Жолга камдык жасау, кыска камдык жасау - подготовка к дороге, подготовка к зиме. Слово камдык, что у древних тюрков, что у современных казахов(не только) звучит так же, смысл имеет тот же, только без камлания. Исчезла духовная составляющая, почему понятно, поменялась религия, слово обезличилось, материальная составляющая слова не изменилась. Если отрицать тюркское Кам, мы должны признать, что слово камдык, на каком-то отрезке времени исчез из лексикона народа, затем вновь образовался от арабского ғәм
  11. Где надо вбивать страну, родословную чтобы на вышеуказанной странице отображалось. Стоит только фамилия дальше пусто. В аккаунте все указано, и страна и род.
  12. https://photos.app.goo.gl/oRaid7RBjsY2seDB7 Может спецам будет интересно, здесь отрывок из книги шежире, где говорится, что правнук Шымыр ата(сын Дулата) Алдияр с шестью детьми то ли остался, то ли переехал в Жидели байсын. Как сейчас они себя называют неизвестно Так же говориться о потомках Шымыр ата, которые остались в Ташкенте. Один из потомков вернувшись в Ташкент, образовал род Ноқай (Мавзолей Шымыр ата находится в г. Ташкент)
  13. Известно только годы жизни его деда, Койгельды батыра 1702—1795 годы (упоминается в книге Р. Темиргалиева "Эпоха последних батыров")
  14. Интересует не Юнус-ходжа, а Кыргызбай батыр из рода шымыр-дулат, история его гибели от рук кокандцев В документе упомянутым ув. кылышбаем, прочитал про пирамиду из голов, похоже кокандцы тоже такой метод использовали
×
×
  • Создать...