Гость Василий Опубликовано 26 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2005 Вот что говорят о приходе хоринцев бурятские летописи. После этого появился 21 малый хан монголов, и последний из них – Легдэн хутухту батур хан – воссел ханом в 1604 году. 7 Ханства своего он не держал в порядке законности, 8 и, кроме того, он отдал /58/ вначале часть своих подданных в качестве “инжи", 9 когда выдавал замуж за Дай хон тайжи, сына солонгутского Бубэй бэйлэ батура, кости Бурту Чоно, свою дочь, по имени Бальжин. Тогда, вследствие таких беззаконных деяний, народ, происходящий от Бэдэ, бывший под его властью, лишился душевного покоя. Что касается народа одиннадцати отцов, то он затосковал тогда по родине, на которой родился и размножился отец Хори. Кроме того, он услыхал, что великие государи российские относятся с милосердием к своим подданным, любят всех их кого бы то ни было, покровительствуют им и жалуют их, словно сыновей своих. И народ одиннадцати родов – хотя и в незначительном количестве, – после того как большая часть народа одиннадцати отцов хоринских затерялась в той древней Монгольской стране, прикочевал сюда вместе со своими семьями и вместе с Дай хон тайжи, сыном солонгутского Бубэй бэйлэ батура, и с его женой около 1613 года, в век великого царя Михаила Федоровича. Они обосновались по северному и южному склонам горной цепи Хухульби, в нынешнем Нерчинском округе, в местности по Хуандайту, что впадает в реку Улирэнгэ. 10 После того они устраивали перекочевки по ближним рекам – Аргуни и Онону. Между тем отец Бэйлэ батур прислал войско и поручил ему убить Бальжин – жену хон тайжи. 9. Бежав оттуда, они поселились и соединились с бурятами, распространившимися и размножившимися от среднего сына Баргу батур тайсуна, по имени Бурята, и раньше их расселившимися на юг от Байкала, в Кударинской степи и по устью реки Селенги, на острове Ольхоне, а также по северному берегу Байкала. По этой причине они стали именоваться хоринскими бурятами. Пока они так жили, дочку одного главного богача из их среды унес беркут /61/. Вследствие этого они решили, что это – местность, в которой нельзя жить, и что здесь на них гневается царственная птица нойон-предок, отчего и произошло такое. Все объединенно откочевали и расселились ближе сюда, на Кударинской степи. Соланги-корейцы. В “Сокровенном сказании” Солан-хас – корейцы (А.Г.Юрченко, с. 198). Здесь следует вспомнить, что по генетическим данным хоринские буряты наиболее близки не к монголам и якутам, а к корейцам. Корейцы сами считают, что их прародина нах-ся на Байкале. Один бурятский ученый писал, что хори и Коре одного происхождения. Так в 17 в. жители Коре угнетаемые маньчжурами, бежали в Байкал и присоединились к бурятам. К тому же, это были не простые корейские крестьяне, а потомки монгольских завоевателей, которых Хубилай разместил вдоль моря, намереваясь вторгнуться в Нихон. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Altaica Militarica Опубликовано 28 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2005 * Соланги-корейцы. В старых текстах - далеко не всегда. * В “Сокровенном сказании” Солан-хас – корейцы (А.Г.Юрченко, с. 198). Необязательно. Войны с Корё начались в 1231 г., т.е. уже в правление Угэдэя. При Чингисхане контакты с корейцами были эпизодическими. Поэтому логично предположить, как сделала Н. П. Шастина, что солонго - это предки солонов или какое-то из чжурчжэньских племен. * Здесь следует вспомнить, что по генетическим данным хоринские буряты наиболее близки не к монголам и якутам, а к корейцам. А откуда такие данные? Антропологически корейцы имеют очень мало общего с другими дальневосточными народами, за исключением маньчжуров. Даже с родственными по языку маньчжурам нанайцами они имеют сильнейшие антропологические несоответствия (как и сами нанайцы с маньчжурами). * Корейцы сами считают, что их прародина нах-ся на Байкале. Пардон, а кто там так считает? Не видел ни одного корейца, который считал бы, что он - родственник монголов или бурят и жил на Байкале. Ученый мир Кореи признает принадлежность корейцев к общей алтайской лингвистической семье, но локализация, скажем, Пуё и Когурё (самых северных протокорейских царств) - это Маньчжурия, а не Забайкалье. * Один бурятский ученый писал, что хори и Коре одного происхождения. А какие у него были основания? * Так в 17 в. жители Коре угнетаемые маньчжурами, бежали в Байкал и присоединились к бурятам. Через всю Маньчжурию? Василий, Корё пало в 1392 г. С 1392 по 1910 г. в Корее правила династия Ли, образовавшая государство Чосон. И бежали корейцы от маньчжуров в Мин (если бежали), либо наоброт - входили в состав знаменных частей (по "Баци тунчжи" насчитывается не менее 40 родов корейского происхождения, несколько ниру были полностью укомплектованы корейцами - сторонниками Ли Гваля) * К тому же, это были не простые корейские крестьяне, а потомки монгольских завоевателей, которых Хубилай разместил вдоль моря, намереваясь вторгнуться в Нихон. Откуда они в Корее? С монгольскими корпусами на Чеджудо и в Хасамдо (провинции Чолла, Чхунчхон и Кёнсан) и разобрались еще до XV века. И как вы себе представляете бегство из Ённама (южной части Кореи) через укрепленные районы на северной границе Кореи? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 2 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2005 Ну, это дружеская шутка на основе трудов бурятских коллег. Безусловно, хоринцы потомки племени хори, но слово тумат отсуствует в составе их родовых делений, в отличие от саха. Как раз этих солонов – эвенков называли урянхайцами Фуюй, у них крупный род был Ехэ, откуда знаменитый князь Гантимур, бивший и монголов и хори-бурятов. Иногда их же называли сахалянь аймань и сахарча. Значит. часть туматов во времена Хубилая были переселены как ениесей кыргызы в Маньчжурию. Так возникли ветви енисейских и тянь-шанских кыргызов (мигрировавших через Монголию в Тянь-Шань), а также хори-буряты и саха – потомки тех же «хоринцев и батулинцев», различающихся в языковом плане. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Altaica Militarica Опубликовано 2 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2005 * Ну, это дружеская шутка на основе трудов бурятских коллег. Хороша шутка - все, кто не буряты, на деле бурятами являются? * Как раз этих солонов – эвенков называли урянхайцами Фуюй, Так их не называли. * у них крупный род был Ехэ, Это тунгусский род, к урянхайцам не имевший никакого отношения. * откуда знаменитый князь Гантимур, бивший и монголов и хори-бурятов. Гантимур происходил из эвенкийского рода нелюли (или вариант нелюды). Бивший монголов и хори-бурятов не более, чем в рамках обычных межплеменных столкновений - эвенкийского Наполеона из него сделат невозможно. К тому же он имел звание цзунгуаня в Цин. Большая часть Албазинского кризиса была построена на вопросе о его выдаче Китаю. * Иногда их же называли сахалянь аймань и сахарча. Это совсем другие народы. Г.В. Мелихов указывает, что локализация племени сахалянь (черные) не поддается отождествлению ввиду отсутствия надежных привязок в маньчжурских источниках. В современных китайских источниках пытаются отождествить сахаэрча с солонами, но недостаточно убедительно. * Значит. часть туматов во времена Хубилая были переселены как ениесей кыргызы в Маньчжурию. Переселялись собствено кыргызы. * Так возникли ветви енисейских и тянь-шанских кыргызов (мигрировавших через Монголию в Тянь-Шань), Не мигрировавшие, а выселенные в 1702 г. по указу джунгарского хунтайджи Цэвэн-Равдана. Связь енисейцев с тяньшаньцами неочевидна. Во всяком случае, ученые пока не имеют достаточно оснований утверждать, что тяньшанские кыргызы - это прямые родственники/потомки кыргызов енисейских. * а также хори-буряты и саха – потомки тех же «хоринцев и батулинцев», различающихся в языковом плане. Не знаю, как вы их там делите, но за отсутствием надежных письменных источников сказать что-либо тяжело, а легенды и предания имеют одно плохое качество - они переосмысляются носителями с течением времени. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IgorM Опубликовано 8 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 8 декабря, 2005 Уважаемый Altaica Militarica! К сожалению, я не нашел в сети ничего из указанных Вами книг относительно пограничья Маньчжуров. Не могли бы Вы выложить здесь, на форуме, одну из карт из работы Н. Свистуновой. Я в настоящее время не имею возможности обратиться к россиийским библиотекам и поискать эти книги. Спасибо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость chuluu Опубликовано 19 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2005 1.Вобщето генетическую близость монголов и корейцев/а не только хоринцев/ давно доказали генетические исследовантя корейских и монгольских ученых. ничего нового тут нет. 2. то что хоры участвовали в походе на японию несомннено, об этом доказывают их легенды где есть упоминание об этом, впрочем и у монголов это отражено. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость ChulunKhan Опубликовано 21 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2005 * у них крупный род был Ехэ,Это тунгусский род, к урянхайцам не имевший никакого отношения. Ехэ - невозможно назвать тунгусским родом (если вы о правящем роде княжества Ехэ объединения Хайси / Хулунь в Маньчжурии). Ясно же сказано в маньчжурских летописях, что основателем рода ехэ является монгол из рода тумат (хори-тумат, как полагают бурятские ученые, и имеют на то многие основания). В хори-бурятских летописях княжество Ехэ и его князья неоднократно упоминаются то в китайской транскрипции ехэ, то в форме ёго. Также династию иногда называют буубэй (что значит "ребенок", который еще почти совсем младенец), а династия в ехэ называлась нарай, что тоже значит "маленький ребенок", т.е. - название династии в сущности одно, только за давностью лет появилась различие в термине, но не в смысле. Причем ехэские хоринцы роднились также с чахарами, полагают, что знаменитая княжна Бальжин была родной сестрой Лигдана и вышла замуж за основателя хоринского рода Баршухан в отоке хоасай. Внук их есаул Басутай ездил к Петру 1 в 1703 году. В то же время и обратно тоже роднились: хоринская княжна Сутай (внучка князя Ехэ Дзир-тайши) вышла за Лигдана, стала старшей супругой и матерью принца Эджэ Хонгора, последнего номинального цесаревича великого монгольского трона. * Значит. часть туматов во времена Хубилая были переселены как ениесей кыргызы в Маньчжурию. Переселялись собствено кыргызы. Кроме них в списке переселенных (правда не при Хубилае, а при следующем) упоминаются урсуты, а это, как известно с работы Долгих, другое (хакасское) название бурятской группы ХОНГООДОР, которая является прямыми потомками участников хори-туматского восстания. В общем, хонгодоры - это ветвь хори-туматов, они в своих генеалогиях ведут счет от Хоридая-мэргэна и небесной богини в облике лебеди. Точно также как и все другие хори-туматы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость ChulunKhan Опубликовано 21 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2005 2. то что хоры участвовали в походе на японию несомннено, об этом доказывают их легенды где есть упоминание об этом, впрочем и у монголов это отражено. да, недавно прочитал, что в легенде хори-туматов даже сохранилось память о корейской принцессе, которая была замужем за Тогон-Тэмуром, а ее сестра интриговала и устраивала дворцовые заговоры. Хори в ту пору очень сильно были связаны с Кореей и вообще этим регионом, поэтому все эти интриги на них сильно отражались. Что занятно, реальную историческую жену Тогон-Тэмура звали Хуту, а в бурятской легенде - Х8т8рхэн, или Х8Т8р (-хэн - просто уменьшительный суффикс). Неужели так долго может фольклор сохранять даже память об имени принцессы? В то время как в летописи хори-бурят эта корейская принцесса сохранилась только по прозвищу Гунжалан, а имени нет. Фольклор оказался лучше помнит, чем летопись? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Berick Опубликовано 21 января, 2006 Поделиться Опубликовано 21 января, 2006 О независимости Баргутов была статья в тайнах Бурятии. Она по-моему "Панмонголизм" называлась. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IgorM Опубликовано 22 января, 2006 Поделиться Опубликовано 22 января, 2006 А можно ссылочку или прямо текст сюда запостить? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Vadim from Ulan-Ude Опубликовано 2 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 2 марта, 2006 Приветствую! Возможно кто в теме даст ответ на мой вопрос. 1. Столкнулся и забавной вещью, Ш.Б. Чимитдоржиев, пишет, что военные столкновения между южными монголами и маньчжурами начались с конца 16 в. И отношения между монголами и маньчжурами чередовались посольствами, заключением брачных союзов и военными столкновениями, в которых некоторые южномонгольские князья поддерживали «тунгусских князей» которые выступали против Нурхаци. Причем он ссылается на работу И.С. Ермаченко 1974 г. В коллективной же монографии «Внешняя политика государства Цин», М. 1977., где главу о подчинении Южной Монголии писал(а) Ермаченко наоборот говориться о дружественных отношениях вплоть до 20-х гг. 17 в. 2. Пишет, что с 1626 по 1634 маньчжурских походов в Чахар не было (ссылается на работу Гороховой), Ермаченко, напротив говорит о нескольких походах. Возможно вы сможете меня просветить в этом вопросе. С уважением. Вадим. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 6 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2006 Эхе - тунгусский род. А не бурятский Йако, жакут, эхе - наименования одного и того же тунгусского рода! Так что понятно, откуда явились эти эхесцы, к тому же по Б.О.Долгих на которого ссылаетесь, одноплеменные с эхеритами. Интересно какой удел составляли тунгусы в маньчжурском народе? Солонов везде пишут урянхайцами. Усухань т.е. ус-саха (шутка на основе невежественных работ) действительно переселяли в Маньчжурию в 13 веке. Не только их, но и хана-са и цзилицзисы. Хори исконное население Внутренной Монголии, они возносили Чингиса на кошму, как повествуется в бурятских летописях. Народ высокой культуры, обитавший около Бэйджина или Дайду, в отличие от оставшихся на родине и образовавших так называемых хори-туматов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ronin1 Опубликовано 13 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2006 Интересно было прочитать эту монографию! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ronin1 Опубликовано 14 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2006 Трагедия Великой Степи Категория: История ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ МАНЕВРЫ ЦИНОВ ПЕРЕД НАЧАЛОМ СХВАТКИ Цинская империя внимательно следила за перипетиями междоусобной борьбы в Джунгарии и по мере ее расширения и ожесточения наращивала усилия по подготовке к новой войне со своим слабеющим противником. Так, в 1748 г. цинский двор запретил джунгарам торговать в Пекине. Спустя два года маньчжурские власти не разрешили ойратским паломникам проезд через цинские владения в Лхасу. Джунгарские послы, добивавшиеся в Пекине положительного для себя решения этого вопроса, в конце концов уехали из столицы Поднебесной "с великим сердцем", т. е. крайне недовольные отказом правительства. В 1751 г. Цины запретили джунгарам торговать в приграничных городах империи. В начале 50-х гг. цинская династия начала непосредственную подготовку к войне с Джунгарией. Ездивший в 1752 г. в Халху с письмами от селенгинской пограничной администрации курьер Семен Сургуцкий сообщал, что по указу императора Цяньлуна "велено мунгалским начальникам: яко то сорока зайсанам и семи тайшам... ведомства своего каждого мунгалца, кои годны в военную службу, не обходя никого, учинить смотр". В 1753-1754 гг. цинское командование приступает к захвату приграничных с Китаем районов Джунгарского ханства -- Монгольского Алтая, создавая стратегический плацдарм и овладевая горными проходами для наступления на ойратов. Маньчжуро-китайская дипломатия, стремясь ослабить ханскую власть, раздувала пламя междоусобной борьбы в этой стране Когда в Джунгарии шла борьба между Ламой-Доржи и Даваци, Пекин проявлял исключительный интерес к Даваци, однако, как только последний воцарился на ханском троне, внимание Цинов тут же переключилось на очередного претендента - Амурсану. В августе 1754 г. в одном из своих указов император Цяньлун подчеркивал, что "Амурсана - самый важный человек, если он придет покориться, то в будущем году двинем войска". АМУРСАНА И ЦИНСКИЙ ДВОР Потерпев поражение в борьбе с Даваци и бежав в августе 1754 г. в пределы Цинской империи (в Халху), Амурсана обратился к маньчжурскому императору с просьбой дать ему войска, чтобы захватить Даваци и представить его в Пекин. Н. Я. Бичурин писал по этому поводу "Амурсана решился просить у китайского двора войск под хитрым предлогом прекращения беспокойств в Или. Повелитель Китая видел ясно, что виды Амурсаны клонились к тому, чтобы при помощи Китая, низвергнув Давация, самому занять чжуньгарский престол, но решился поддержать сторону его, имея в виду совершенно другие предположения". Богдыхан решил использовать Амурсану как орудие для разгрома Джунгарии и ее последующего расчленения на отдельные, независимые друг от друга владения. Император Цяньлун подчеркивал в одном из своих указов "Это именно тот случай , который нужно использовать. Если упустить его не замыслив (ничего), то через несколько лет положение их постепенно упрочится". Естественно, что Цяньлун скрывал от Амурсаны свои подлинные намерения и, видимо, обещал хойтскому нойону ханский престол в Джунгарии, что подтвердил впоследствии один из сподвижников Амурсаны зайсан Хорхой-Дондук. Бежав в Россию, он рассказывал в Коллегии иностранных дел, что Амурсана "имел обнадеживание от китайского богдыхана по покорении Зенгории учиненным быть главным владельцем в Зенгории". Эти сведения дополняются показаниями других ойратских князей и рядовых воинов, принимавших под командованием Амурсаны участие в походе на Джунгарию в 1755 г. Некоторые из них сообщали русскому пограничному комиссару В. Игумнову, что "богдыхан приказал, ежель он, Амурсана, своего контайшинского хана Дебачу и с ясашными людьми в подданство привести может, то тогда неотменно, за тое выслугу будет пожалован ханом". Русский китаевед С. Липовцов подчеркивал в этой связи: "С обеих сторон употреблена была тонкая хитрость, покрывавшая непроницаемою завесою намерения и того и другого. Император имел в предмет порабощение Зюнгории, Амурсана же хотел только низвержения Давация и полного обладания над своими соотечественниками". Как бы то ни было, цинский двор после бегства Амурсаны в Китай форсирует свои военные приготовления Побуждали его к этому и опасения, что казахи, беспрестанно вторгавшиеся в ойратские земли, смогут низвергнуть Даваци и захватить Джунгарию. Действительно, зимой 1754--1755 гг. между Даваци и казахскими владельцами происходили ожесточенные столкновения. Казахские отряды вторгаются уже в глубинные районы Джунгарии. Так, десятитысячное войско Аблая было разгромлено ойратами на р. Каратал. Угроза завоевания со стороны казахов на некоторое время объединила джунгар вокруг хана. Между тем зимой 1755 г. подготовка Цинской империи к войне против Джунгарского ханства вступила в завершающую фазу. Побывавший тогда в ставке халхаского Тушету-хана посланец селенгинской администрации Савва Фролов сообщал пограничному начальнику бригадиру В. В. Якоби, что в Халхе "к будущей весне заготовляют для назначенного против контайшинцов и имеющегося ныне на контайшинской границе войска провиант и прочее к пище потребное, а в наступление той весны оное войско непременно будет иметь движение в Контайшинскую землицу для войны..." ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ Ранней весной 1755 г. цинская армия двумя колоннами: из Баркуля под командованием Юн Чана и из Улясутая под командованием Баньди - выступила против Джунгарии. Начальником авангарда северной колонны цинских войск, двигавшейся из Халхи, был назначен Амурсана, получивший от императора княжескую степень цинь-вана. Авангардом южной колонны командовал ойратский князь Сарал. Общая численность цинских войск, задействованных в войне, согласно показаниям русских источников, составляла 170-200 тыс. человек. Во время похода Амурсана демонстрировал ойратам свою независимость от цинского командования, убеждал население Джунгарии, что он лишь использует в борьбе с Даваци цинские войска. Поэтому, отмечал Н. Я. Бичурин, Амурсана "начал производить распоряжения, не относясь к помянутому полководцу (Баньди - В. М.) Вместо печати войскового помощника, данной ему от китайского двора, он стал употреблять прежнюю свою ханскую печать и от своего имени отправил грамоту к киргиз-казакам и урянхайцам. Сверх всего внушил своим сообщникам повсюду разглашать, что невозможно водворить спокойствие в Джунгарии, если Амурсана не будет поставлен государем над всею сею страной". Амурсана и подчиненные ему войска фактически не вели боевых действий против населения Джунгарии. Халхасы сообщали русским пограничным властям Сибири, что Амурсана "действительных военных действий против контайши не употреблял и Амурсана, кроме вышеписанного Хотогона (хотогойтского князя Цэньгунчжаба -- В. М.) никого в войске других начальников слушаться за должное не почитает и не боится". Поэтому как авангард, сформированный в значительной части из перебежчиков, так и цинские войска, в которых преобладали халхасы, почти нигде не встречали сопротивления. Известный русский монголовед Н. И. Веселовский отмечал, что цинские завоеватели, "по вступлении в пределы Джунгарии, были встречаемы повсюду с вином и молоком, потому что Амурсана, который шел впереди армии, ручался за неприкосновенность их жизни и имущества". Население видело в них не завоевателей, а избавителей от многолетней междоусобной войны. К тому же цинское командование в распространяемых в Джунгарии прокламациях, также заверяло ойратов, что войска пришли только для установления мира и наказании Даваци, в то же время предлагая жителям за вознаграждение признать подданство маньчжурского императора. В районе р. Или 30-тысячная армия Даваци в трехдневном сражении была разбита. Хан бежал по одним данным в Уч-Турфан, по другим - в Аксу. Посланная Амурсаной погоня схватила его и доставила в Пекин. Служивший тогда при императорском дворе миссионер иезуит Аммиот сообщал, что доставленный в столицу Даваци "принят был при дворе как чужестранный владетель, явившийся без принуждения признать себя данником Китая. Не темница, а дворец в Пекине отведен ему был жилищем". Даваци был удостоен степени цинь-вана, получил в свое распоряжение прислугу и право ежедневно лицезреть императора. Сын Даваци Лубджа был впоследствии женат на императорской племяннице. Даваци был нужен Цяньлуну на случай захвата власти в Джунгарии Амурсаной. Однако в 1759 г. Даваци умирает. Амурсану же, после того как явственно обозначились его намерения занять ханский престол в Джунгарии, было велено казнить на месте, в крайнем случае доставить в Пекин. Цзянцзюнь Баньди не решился убить Амурсану в Джунгарии и под предлогом необходимости присутствия нойона на торжествах в Пекине, по случаю покорения Джунгарии, отправил его под конвоем в столицу, в сопровождении халхаского князя Эринчина. По дороге, узнав от хотогойтского князя Цэньгунчжаба о предстоящей казни, Амурсана обманул сопровождающих и бежал в свои родовые кочевья, где и поднял знамя антицинской борьбы. Амурсана, доносил 19 октября 1755 г. в Петербург бригадир В. В. Якоби, "отложился от подданства китайского и уезжал в контайшинскую сторону в прошедшем сентябре месяце в пяти стах человеках, годных к военному делу и во всей воинской вооруженности, а жен и детей якобы оставили в мунгальской стороне". Среди сподвижников Амурсаны русские источники упоминают его брата Банчжура, зайсанов Басутая, Эсугара и др. Ойраты Джунгарии поддержали антицинское восстание Амурсаны. Бесцеремонное поведение маньчжуро-китайских властей, начавших сразу же после низвержения Даваци грабить богатства страны, осквернять ойратские религиозные святыни, открыла народу глаза на подлинные цели Пекина. Нойон Норбо-Данжин рассказывал впоследствии царским властям, что Баньди "в знак того, что Зюнгорское владение непосредственно уже принадлежит китайцам, на двух имевшихся в Зюнгории богато убранных кумирнях приложил богдыханские печати, а сверх того и на бывшем казенном зенгорских владельцев конском табуне, оставшемся еще от Галдан-Череня и состоящем тысячах во сто..." Видя это, ойратские князья пришли к выводу, что Цины "не оставят... и их владельцев перевесть, дабы тем удобнее власть свою тут утвердить, противу того китайского войска восстали". ПОЛОЖЕНИЕ В ДЖУНГАРИИ НАКАНУНЕ РЕШАЮЩЕЙ СХВАТКИ Уничтожив оставшийся в Джунгарии отрад цинских войск во главе с Баньди, покончившим жизнь самоубийством, разрушив цинские почтовые станции и пикеты, Амурсана обосновался в верховьях р. Боротал в заброшенном "Каменном городке" и жил там до начала зимы. Оттуда он рассылает письма к джунгарским князьям и урянхайским зайсанам, "чтоб с ним согласились и, совокупясь, охранить Контайшинскую землицу". Вскоре небольшой группой единомышленников Амурсана был провозглашен ханом Джунгарии. Однако большинство князей отказались признать над собой власть Амурсаны, как не являвшегося по прямой мужской линии потомком джунгарских ханов из дома Чорос. Между тем попытки все еще остававшейся в Халхе семьи Амурсаны, его ближайших родственников и подвластных возвратиться в Джунгарию были пресечены цинскими войсками. Халхасы сообщали в марте 1756 г. приезжавшему из Селенгинска толмачу Ф. Шарину, что "жены и дети их (Амурсаны и его сторонников -- В. М.) со остальными людьми... за границу шли было, но на границе оставшими караульными мунгалцами и китайцами перейманы, причем бывших между ими мужеского полу людей убили, а жен и детей привезли в Мунгалию и разделили по родам". Жена Амурсаны Делик-Доржи с детьми доставлена в Пекин. Пока цинский двор готовился к "умиротворению" восставших ойратов, страна истекала кровью от опустошительных вторжений казахов. Аблай и другие владельцы Среднего жуза даже обращались за помощью к хану Младшего жуза Нуралы и его старшинам, чтобы "Зенгорское отечество при нынешних их зенгорских неспокойствах войною их киргискою овладеть и землю их отнять". Амурсана же не только не оказывал какого-либо сопротивления казахским отрядам, но все еще пытался использовать их против своих политических противников в самой Джунгарии. В свою очередь цинский двор пытался если не склонить казахских владельцев на свою сторону, то хотя бы не допустить поддержки восставших казахским населением. РАЗГРОМ Весной 1756 г. цинская армия, возглавляемая монгольским князем Цэрэном, вступила на территорию Джунгарии. Разрозненные отряды оиратских князей не смогли сдержать неприятеля. Началась жестокая расправа. "Монголо-китайцы истребляли все живое на своем пути -- убивали мужчин, насиловали и замучивали женщин, а детям разбивали головы о камень или стену; сжигали жилища, резали скот, они перебили до 1000000 калмыков... Киргизы (казахи -- В. М.) на своих быстрых лошадях с своими воинственными криками, как стаи хищных птиц, носились над этим необозримым побоищем и уводили в неволю целые тысячи беззащитных джунгаров. Вскоре в стране воцарился голод, одни начали умирать голодною смертию, а другие резали людей и питались человеческим мясом. За голодом шла оспа. Джунгария была буквально усеяна трупами, ее воды покраснели от пролитой человеческой крови, а воздух был полон дыма от горевших улусов, лесов и трав... все, что имело ноги и могло двигаться, бросилось из Джунгарии в Сибирь... Джунгары искали спасения от голодной смерти, от киргизов и китайцев и могли найти это спасение только в Сибири". ПОЗИЦИЯ РОССИИ Правительство России и сибирские власти, хотя и располагали определенной информацией о событиях в Центральной Азии, ситуацию в Джунгарии летом и осенью 1755 г. оценили неверно и действовали пассивно. Совершенно справедливо полагая, что Даваци "настоящий по их калмыцким обычаям наследник во владении зенгорском", правительство расценило приход в Джунгарию цинских войск лишь как продолжение усобиц. Если Амурсана не имеет по своему происхождению прав на ханский престол, считали в Петербурге, у него возникнут "великие трудности, разве он всю ту фамилию, которой такое наследство принадлежит, изведет, но и тогда скоро зенгорский народ успокоиться не может..." Поэтому, говорилось в указе Коллегии иностранных дел "со здешней стороны никакого резона или пользы нет в их междоусобные ссоры вступаться и одного против другого оборонять". Более того, сибирскому губернатору адмиралу В. А. Мятлеву было предписано прекратить всякие сношения с джунгарскими князьями. "По нынешним зенгорским бестолковым обстоятельствам, - говорилось в указе, - от посылов со здешней стороны в зенгорские улусы сколько возможно было удержано". Объясняя впоследствии свою пассивность в центральноазиатских делах. Коллегия иностранных дел достаточно самокритично отмечала, что "в то время здесь еще заподлинно и неведомо было, чтоб от них (Цинов -- В. М.) о совершенном зенгорскаго народа завоевании старание прилагаемо было, а казалось, что и они равным образом токмо несколько их замешанием пользоваться ИЩУТ..." Так, вследствие кровавых междоусобиц ойратских князей из-за ханского престола, под ударами воспользовавшихся этим хищных соседей -- казахских жузов и цинского Китая, погибла, по выпажению академика В. В. Бартольдта. последняя кочевая империя Центральной Азии. Китайский историк Шан Юэ писал: "Эта победа была одержана путем самого безжалостного, почти поголовного истребления населения Джунгарии. В период расцвета в Джунгарии жило более 200 тысяч семейств, или свыше шестисот тысяч человек, после военного разгрома три десятых населения было истреблено цинскими войсками, четыре десятых - вымерли от оспы, а вырвавшиеся из лап смерти джунгары были вынуждены бежать к казахам в пределы России... Так, прибегая к кровавому террору, маньчжуры захватили северную часть Тянь-Шаня". Россия заняла выжидательную позицию, вяло и не всегда адекватно реагируя на происходившие в Джунгарии события, что выразилось в попытках уговорами, а затем силой доставить Амурсану в Россию. В. Л. Котвич в свое время писал: "Дорожа своими соглашениями с манчжурами, русское правительство предпочло созерцать, как они расправились с ойратами и завершили свои завоевательные планы покорением Джунгарии и Восточного Туркестана". 2 мая 1756 г. после продолжительных колебаний императрица Елизавета Петровна подписала указ о приеме в российское подданство бежавших под защиту русских крепостей ойратов и алтайцев. Многие из них были переселены в кочевья волжских калмыков. Падение Джунгарии резко изменило политическую ситуацию в Центральной Азии. Началась новая страница истории народов этого региона. По книге В.А. Моисеева Россия и Джунгарское ханство в XVIII в. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 16 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2006 Прочитал одновременно две работы, одна связывает прародину бурятов с Хулуньским обьединением, другая ехэ считает якутами переселенными с родины Байгала. При этом даются одни и те же карты! Два автора независимо друг от друга пришли к подобным результатам, одна на якутском языке, другая на совр.бурятском. За что так провинился Хулуньское обьединение, что они плохого сделали? Мне понравился вывод як.автора, что Хоро – это Саха (йако) переселившиеся с княжества Ехэ. Т.е. эхериты и хоринцы ветви Ехэ и должны присоединяться к прочим Ехэ. А булагачины пусть отходят к бурутам! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BlackWolf Опубликовано 25 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 25 апреля, 2006 Неужели никто не интересовался судьбой монголов в Гирине после конца 16 в.? Так долго нет никаких ответов. А ведь еще Латтимор вроде бы писал, что в начале Маньчжурской империи монголы составляли 2/3 населения Маньчжурии. А это случайно не племя Жирэм во Внутренней Монголии? Для информации: Во время очередной поездки в Хух Хото, я услышал беседу двух девушек, которые говорили на каком-то странном диалекте. Вроде бы монгольский, но ни слова не понимаю. Спросил у брата, он сказал, что это монголы Жирэма, их диалект очень странный, потому что насколько я выяснил они почти сплошь испольлзуют китаские слова с монгольскими суффиксами и окончаниями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость ~Nomad~ Опубликовано 5 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 5 мая, 2006 Связанно ли они с Монголами? Если так то как? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 12 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 12 мая, 2006 По мнению видного русского маньчжуроведа А.В.Гребенщикова, маньчжу имело значение «чистый», «безупречный», а манджу соответствует монгольскому сочетанию «восхитительное счастье», «удача» (Архив А.В.Гребенщикова, N 6). Маньчжуровед М.П.Волкова склонна думать, что маньчжу – этноним древнего происхождения. Он восходит к слову сушень, названию древних племен на территории Маньчжурии, которое видоизменилось в чжушэнь (чжурчжэнь) (Термин «маньчжу»..., с.77). По мнению В.В.Горского, это название произошло от древнего тунгусо-маньчжурского титула маньчу в значении «старшина», «глава аймака», «начальник» (Горский. О происхождении..., с. 203). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IgorM Опубликовано 11 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2006 Урянхаец Не могли бы Вы поточнее дать ссылки на Гребенщикова, Волкову, Горского. Очень нужно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 22 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2006 УрянхаецНе могли бы Вы поточнее дать ссылки на Гребенщикова, Волкову, Горского. Очень нужно Волкова М.П. Термин “маньчжу” и его значение для понимания истории возникновения гос-ва у маньчжуров. – Одиннадцатая научная конференция “Общество и гос-во в Китае”. Ч.2. М., 1980. Горский В.В. О происхождении родоначальника ныне царствующей в Китае династии Цин и имени народа Маньчжу. – Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. Т.1. СПб., 1852. Архив А.В.Гребенщикова - Архив востоковедов СПбФ ИВ РАН, ф.75, оп.1, N 6; оп. 2, N 1. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IgorM Опубликовано 22 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2006 Большущее Вам спасибо, уважаемый Урянхаец. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tmadi Опубликовано 20 августа, 2006 Поделиться Опубликовано 20 августа, 2006 Говоря про врагов, цинские солдаты называют их лоча... Меня заинтересовало это слово. Сначала не обратил на него особого внимания, так как "лоча" - это санскритское "ракша" или "якша", то есть "демон". Вполне объяснимо, что рядовые одной из враждующих сторон называли так противника (вспомним, что китайцы называли японцев-оккупантов 小日本鬼子). Каково же было мое удивление, когда я узнал, что в нанайском языке слово "лоча" имеет значение "русский, русский человек". Вот скан из оненковского Нанайско-русского словаря (Нанай-Лоча хэсэнкуни): Возникают вопросы: 1. Что именно подразумевали цинские солдаты, называя врагов "лоча"? 2. Связаны ли эти два значения между собой, если связаны - то как, или в данном случае это просто совпадение? Дело в том, что я не знаю насколько близки друг к другу нанайский и маньчжурский языки. Нашел неплохой сайт о маньчжурском языке, на котором выложена разнообразная информация об этом народе. Можно скачать Manchu Script Creator 0.43, нормальная программка. К сожалению, большинство доступных для просмотра и скачивания файлов на китайском языке, но можно кое-что найти и на английском. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IgorM Опубликовано 20 августа, 2006 Поделиться Опубликовано 20 августа, 2006 Очень интересное наблюдение, Tmadi Хотелось бы узнать об этом побольше. Подскажите, кто знает! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 30 октября, 2006 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2006 Ну ты хитрый! Подскажите, да подскажите, а сам прислушался одним ухом. Наблюдение действительно интересное. В языках сибирских народов Лоча означает дьявола и одновременно ... воинов Царя. Причем утверждается, от рось, росланд - финского. Т.е. кажется еще в древности демоны эти были известны.. всему миру! Иного обьяснения этого феномена не придумано. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IgorM Опубликовано 30 октября, 2006 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2006 Да не! Я не хитрый. Я не лингвист просто, а историк. И всякого рода лингвистические штучки для меня интересны, однако не являются самоцелью. Я их привожу в своих лекциях как примеры тех или иных процессов. "В языках сибирских народов Лоча означает дьявола и одновременно ... воинов Царя. Причем утверждается, от рось, росланд - финского." А где об этом можно прочитать подробнее? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться