Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Самая великая тюркская Амазонка - Гульбаршин (Конечно после Томерис). Конечно были и в позднем средневековье

вотельницы типа Курка. Современные Алия и Маншук. Но Гульбаршин легендарная воительница имела свою культовую могилу Баршинкент на Сырдарье и мавзолей Кок Кесене. Образ Гульбаршин пришел к казахам из Скифо - Массагетского времени, так как сохранился практически у всех тюркских народов (то есть задолго до разделения тюрков на племена и народы).

О древности и сохранности имен Амазон и Томарис, что в переводе означает - Вагина (Ам и Тумер "Туган ер","Туган жер" "Тумар" в переводе Тумар означает место из котрого рождаются. Треугольная форма Тумара говорит сама за себя) я не сомневаюсь, что они имеют отношение к тюркам.

Nurlan5

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про амазонок, но только в стихотворной форме в кыргызском эпосе "Жаныл Мырза".

http://www.khakasia.com/forum/showthread.php?t=169&page=6

Отрывок из кыргызского эпоса «Жаңыл Мырза» (записано от - Молдо Байымбет; перевод Ирины Волобуевой; Бишкек, 1958)

Образ Жаңыл Мырзы из племени нойгутов, передает образ священной матери земли-воды (ыйык жерсуу), т.е. Родины. В ней также отражается образ непокоренной природы, которую сначала силой (Турсун), а затем хитростью (Түлкү) пытались подчинить сами кыргызы. Но независимая и могучая девушка-богатырша убивает непрошенных женихов. Тогда обиженные кыргызы, хитростью схватив ее, отдают в жены старику Калматаю («Великий неверный?»). Возможно подобные сюжеты были проявлением активного сопротивления кыргызского народа даже в самые свирепые годы колониального правления.

Обращает внимание факт, что калпак одного кыргызского джигита - символ его мужской гордости - был расстрелян могучей госпожой «Обновляющейся». Скорее всего, здесь имеется в виду, что трусы и предатели лишаются поддержки своей матери земли-воды.

Согласно преданию, кыргызские и казахские джигиты Ак Кочкор и Тооке сами пленили Жаңыл Мырзу и за небольшую награду отдали ее в жены старику Калматаю Карабагышскому

Сколько лет они прожили

Неизвестно никому.

Говорят, была нойгутка

Верной спутницей ему.

Говорят она в неволе

Даже сетовать не смела

На свое житье-бытье.

Что ж еще ей было делать,

Если лук, колчан и стрелы

Отобрали у нее?

Но однажды в одиночку поймала она белого тигра, которого все вокруг боялись. И вернулось уважение киргизов к нойгутке

Обратился к богатырше

С уважением народ:

«Мы судить тебя не будем,

Покажи искусство людям,

Как стреляешь ты из лука,

Мечешь стрелы в небосвод!»

И ответила нойгутка:

«Все что только в жизни было,

Все забавы юных дней

Скачки, битвы и охота, -

Все как будто бы уплыло

Вдруг из памяти моей!

Вы меня не возвращайте

К прежней жизни молодой.

Разговорами своими

Не мутите мой покой!»

Но не слушались Жаңыл

Ни юнцы, ни старики.

Видно не было им дела

До ее глухой тоски.

Все нойгутку называя

«Доброй матерью своей»,

Беспрестанно умоляли

Показать свое искусство,

Показать народу ловкость,

Вспомнить славу прошлых дней

Взяла в руки Жаңыл-Мырза лук и стрелы, села на вороного коня

И вскочив на иноходца,

Быстро двинулась вперед.

Подымая тучи пыли,

Всполошила весь народ.

И кому-то из джигитов

Громко крикнула, чтоб он

Вверх свою подбросил шапку.

И взлетела эта шапка

В ясный синий небосклон.

Словно ставши молодою,

Метко, ловко, как никто,

На лету Жаңыл-батырша

Ливнем стрел джигита шапку

Превратила в решето

И опять в нее стреляла

Озорством упоена,

Чтоб на землю с небосвода,

Не могла б упасть она.

Шапка, падая, взлетала,

Как подстреленная птица.

А Жаңыл опять стреляла,

Опьяненная игрою,

Не могла остановиться!

Вспомнила Жаңыл свою силу и отвагу, свою удаль и свободу. Вспомнила она и свои обиды и оскорбления, которые она понесла по вине киргизов

«Как пришла я от нойгутов,

Ваши юные джигиты

Ту, что гордо отказала

И Турсуну и Түлкү,

Как презренную рабыню

Отвели на посмеянье

К Калматаю старику

До сих пор горят от гнева

Щеки белые мои

Как припомню, что с позором

Вы, связав меня, погнали

От родной моей земли.

Не прощу, что к Калматаю,

К этой лысой старой кляче,

На потеху привели.

Калматай меня презреньем

И упреками пытал.

Калматай меня бродягой,

Девкой нищею назвал.

Я в замужестве пыталась

Тщетно горести забыть.

Калматаю покорялась,

Я по мере сил старалась

Калматаю угодить

Но когда опять я села

На горячего коня,

Снова злость во мне вскипела

Жарче буйного огня!

И в груди моей проснулась

Сила прежняя моя!

Я припомнила свой кров,

Резвых, вольных скакунов,

Свой айыл на берегу...

Люди добрые, прощайте,

Как орлица в тесной клетке,

Жить я больше не могу!

Я обиды вам прощала,

Я в беде вас выручала,

Тигра белого поймала,

Привела на поводу.

Люди добрые, прощайте,

Кто же может бесконечно

Жить, терзаясь, как в аду!?»

И в просторы гор, из плена

Понеслась Жаңыл Мырза

На коне ее летящем

Густо выступила пена,

Мечут огненные искры

Лошадиные глаза

Так Жаңыл неслась, как ветер,

В первый раз за много лет.

А народ стоял в молчаньи

И смотрел ей долго вслед

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амазонки монгольских степей

Автор: Галина СИДНЕВА

Статья опубликована в журнале НЛО № 12 (2005)

Размещение на сайте – февраль 2007 г.

Античные авторы рассказывали об амазонках - воинственном племени отважных всадниц, прекрасных и грозных. Ученые долгое время пытались обнаружить конкретную историческую первооснову древнегреческого мифа. Большинство исследователей искали следы мифического племени в Малой Азии, на территории современной Турции, и для этого были основания - археологические находки. Но и приволжские степи две с половиной тысячи лет назад были ареной драматических событий. Бескрайние степные просторы принадлежали воинственным кочевникам, о которых сейчас напоминают только погребальные курганы.

На раскопках курганов в Поволжье в 90-х годах XX века начала работать вместе с российским коллегой Леонидом Яблонским археолог из США Дженин Дэвис-Кимбелл. Сначала археологи обследовали курган, раскопанный грабителями девяносто лет назад. В одном раскопе они нашли человеческий череп, в другом - зеркало. В пронизанной символикой культуре кочевников зеркало - знак жреца или жрицы. В других курганах исследователи обнаружили целые скелеты.

Археологи исходили из предположения, что грабители искали только золото, а все остальное оставляли без внимания. Однако оказалось, что перерытый грабителями курган нашпигован золотом! В раскопе найдены десятки золотых бусинок (часть женского украшения или парадного оружия?), золотые броши тонкой работы, золотые аппликации с одежды, кубок из чистого серебра. Невзрачный курган в степи оказался подлинной сокровищницей. Даже для бывалого археолога Леонида Яблонского такое богатство было в диковинку.

О чем говорят эти находки? Среди найденных предметов была очень ценная подвеска. Дженин Дэвис-Кимбелл придавала этой вещице особое значение и возлагала на нее большие надежды - она надеялась, что находка поможет прояснить вопрос об амазонках.

Исследование костных останков подтвердило, что интуиция ее не подвела - кости были женские. Судя по деформации бедренных костей, эти женщины много скакали верхом. Во многих курганах были погребены мужчины, но в других находились женские скелеты, а рядом с ними лежали богатые погребальные дары и ценное оружие. Эти курганы относятся к той эпохе, когда широко распространился миф об амазонках. Первым поведал об отважных и жестоких воительницах-амазонках Гомер. Из каких преданий он почерпнул сведения, неизвестно.

Анализ генетического материала помог уточнить, какого пола были кочевники, погребенные в приволжских курганах. В одном из раскопов археологи собрали более 110 наконечников стрел, а ведь это было женское захоронение. Исследователи сделали вывод, что там похоронена очень важная персона. Значит, женщины этого племени шли в бой рядом с воинами-мужчинами, и может быть, даже играли главную роль.

На античных изображениях амазонки обуты в узкие сапожки. В кургане нашли такой же сапожок. По описаниям в произведениях античных авторов, амазонки были рослые и светловолосые. Как же выглядели воинственные всадницы из поволжских степей? Немецкие специалисты по найденным останкам воссоздали внешний облик женщины - суровое лицо с грубыми чертами.

Археолог, доктор Александр Хохлов, помог еще раз исследовать новые и старые находки из курганов, чтобы точно установить, какие кости принадлежали женщинам. Из хорошо сохранившихся костей скелетов удалось выделить генетический материал, по которому можно определить не только пол, но и происхождение, родственные связи степных кочевников.

Эксперимент готовили с невероятной тщательностью. В роли главного эксперта выступал доктор Бургер - один из немногих специалистов, способных изолировать пригодные для анализа структуры ДНК из древних костных останков. Доктор Бургер берет пробы из внутренней части костей. Через тысячи лет только там могут оставаться пригодные для анализа ДНК ткани.

Занимательная история степных воительниц увела Дженин Дэвис-Кимбелл далеко от границ Древней Греции и греческих поселений Малой Азии и Причерноморья. Сарматы и многие другие кочевые народы Юго-Восточной Европы давно исчезли, их вытеснили более сильные и многочисленные племена. Казалось бы, от них ничего не осталось, кроме легенд. Но это не так - ведь где-то живут их потомки.

- Если я изучаю историю амазонок, то должна видеть их потомков, тогда история оживет, - говорит американский археолог Дженин Дэвис-Кимбелл.

Неподалеку от китайской границы, в далеком от цивилизации поселке скотоводов, Дженин нашла веское доказательство в пользу гипотезы о «степных амазонках».

Поездка в эти края - сама по себе уже приключение. Нужно много дней ехать на поезде через всю Монголию, потом лететь на самолете на северо-запад. Улгий - столица приграничного аймака Баян-Улгий (Колыбель Алтая), единственный город в краю кочевников-скотоводов. Здесь очень сильны вековые традиции: местные луки похожи на луки амазонок с античных изображений. Луки стреляют на очень далекое расстояние и обладают удивительно большой пробивной силой. Теперь луки используются на спортивных состязаниях. Украшения на нарядных поясах дочерей и жен чабанов невероятно похожи на археологические находки из курганов, расположенных за тысячи километров от монгольских степей. Женщины не знают, откуда взялись такие узоры, за этим стоит очень давняя традиция.

В краеведческом музее городка Улгий Дэвис-Кимбелл с удивлением разглядывала предметы, как будто скопированные с греческих изображений амазонок: украшения, сапожки, остроконечные шапки. Одна из шапок расшита бусинками и имеет точно такую же форму и узор, как золотое украшение из кургана в поволжской степи. Самое интересное ждало археолога не в городе, а на летней стоянке семьи чабана. Она увидела в юрте много такого, что в точности соответствовало реконструкции образа жизни кочевников, составленной на основании археологических раскопок. Однако материальная культура не главное, гораздо важнее сами люди, их происхождение.

В кочевых юртах живут смуглые черноволосые люди с монгольским типом лица. Это не монголы, в аймаке Баян-Улгий почти все население - казахи. В казахских семьях изредка рождаются светловолосые девочки с белой кожей. Именно так выглядит Мейрамгуль, десятилетняя дочь чабана. Глаза у Мейрамгуль не черные, как у всех ее родственников, а светлокарие, медовые. Лицо у нее скуластое, плоское, с монгольскими чертами, но кожа значительно светлее, чем у других казахов, и даже загар другого оттенка, а выгоревшие на солнце светло-русые волосы отливают золотом.

Светловолосая Мейрамгуль и ее мать, хотя они мало похожи внешне, обе являются носительницами генов, передаваемых из поколения в поколение по женской линии. Сравнительный анализ ДНК показал генетическую связь между Мейрамгуль и «степными амазонками», погребенными две с половиной тысячи лет назад в Поволжье. Маленькая «амазонка» Мейрамгуль живет в традиционной юрте, в суровых кочевых условиях, мало отличающихся от образа жизни ее далеких предков. За свою короткую жизнь девочка уже научилась многому, что необходимо для кочевой жизни в степи.

- При всем моем хладнокровии исследователя я пережила волнующий момент. Я с душевным трепетом смотрела на девочку, в которой оживает история воинственных степных амазонок, - призналась Дженин Дэвис-Кимбелл.

http://www.orgdosug.ru/pub.php?pid=2273&cid=311

Из слова amazones, оформленного по законам древнегреческого языка, вычленим основу amaz. Для этимологического анализа ценным предстает следующий факт: в кабардинском языке, лексика которого характеризуется наличием древних слов-тюркизмов, имеется фонетически близкая форма emmeç с аналогичным значением ‘амазонка’. Необходимо учесть то, что в некоторых языках и диалектах, в том числе и адыгских (в эту языковую группу входит кабардинский), происходит замена фонемы [k] звуком [ç]. Следовательно, не исключено происхождение emmeç от слова *yemmek ~ *yämmäk, к которому лингвисты этимологически возводят название средневекового тюркского племени yemek ~ īmek, переселившегося в середине VII века с северо-запада Монголии на Северный Алтай и в Прииртышье. Йемеки входили в состав племенного союза теле. По мнению ученых-синологов, они упоминаются в китайских письменных памятниках под именем яньмо, которое представляется искаженной формой этнонима *yämmäk ~ *yengmek, букв. ‘побеждающие’ < yeng- ‘победить’. Похожая модель использована при образовании этнонима qalmaq, букв. ‘оставшиеся’ (в язычестве) < qal- ‘остаться’. В языке казахского фольклора словом qalmaq называли южных алтайцев, монголоязычных калмыков (ойратов) и шиитов-кызылбашей. Глаголы, оформленные аффиксом -maq ~ -mek, нередко субстантивируются, т.е. переходят в класс существительных (ср. казахск. arğımaq ‘аргамак, скакун’, yermek ‘забава’, qaymaq ‘сметана’, quymaq ‘оладьи’, üymek ‘собранная в стог скошенная трава’ и т.д.). Оба примера свидетельствуют о произошедшей в древнегреческом языке фонетической адаптации скифских слов: alaç > alaz(ones), emmeç > amaz(ones).

Цитата из статьи "Этимология скифских глосс" (сайт "Викизнание").

P.S. От ветерана Семипалатинской геологии, члена краеведческого общества "Прииртышье" Сухорукова А.А. во время выезда мобильной группы краеведов в горы Семей-тау (2009) узнал о следующей легенде. Некогда в Семейтауских горах женщины, сев на лошадей, с оружием в руках вступили в бой с вражеским отрядом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На сайте www.gerodot.ru постирали все мои посты в теме про амазонок, уничтожили целые ТЕМЫ (о Чингиз хане и короле Артуре), и заакрыли мне доступ на форум! Вот где совковая цензура процветает во всей своей "красе"! :(

шовинисты постарались? или сионисты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

шовинисты постарались? или сионисты?

приверженцы академической истории . Тюркоязычные скифы и тюркоязычные шумеры там с такой же скоростью окажутся в Кунсткамере (впрочем как и тюрки этруски , славяне этруски) .
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот так выглядит, современная степная амазонка по имени Мейрамгуль :)

 

d32884e9a2df.jpg

 

6c4dfabb6e7d.jpg

 

4f52aed989ca.jpg

 

 

ДНК отчет (сканы) по мтДНК Амазонки.
Сслыка на отчеты: http://csen.org/DNA_Report/DNA.html
Сайт по номадам: http://www.csen.org

Интервью археолога Дженин Дэвис-Кимбелл газете Чикаго Таймс:
http://articles.chicagotribune.com/2004-08-04/features/0408040085_1_amazon-women-women-warriors-nomadic

В этом отчете показаны фазы получения древней женской мтДНК.
Вывод отчета следующий: у амазонки центральноазиатский/восточноазиатский гаплотип, который встречается среди тюркских кочевников - имеется ввиду женская ДНК (митоДНК).

 

c6ed6828e8b6.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...