Перейти к содержанию
Гость Prasha

Музыкальные инструменты народов ЦА

Рекомендуемые сообщения

Комуз — древний кыргызский струнный инструмент. Состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты три струны. Длина инструмента — примерно 90 сантиметров, самая широкая часть — 19,5-22,5. Все детали — корпус, головка, гриф, кобылка и колки — сделаны из дерева. В древности струны делали из кишок и жил животных, сейчас используют шелковые нити или синтетические материалы. Качество звучания комуза зависит от струн и вида дерева, из которого он сделан

 

komuz.jpg

 

Знаменитые исполнители на комузе:

Карамолдо – комузист, который “играл весь день напролет”;
Атай Огонбаев, который своей игрой “умиротворил” сердце диктатора;
Токтогул Сатылганов, самый знаменитый акын двадцатого столетия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыл-кыяк — кыргызский двухструнный смычковый инструмент из дерева урюка или тутовника. Длина — не больше 65-70 сантиметров, глубина чашки корпуса — 3,5-5 сантиметров, с формой, напоминающей разрезанную пополам перевернутую грушу. Ее половина покрыта декой, которую обтягивают выделанной верблюжьей шкурой. Снизу поперек устанавливают подпорку. Внизу в середине деки натягивают кусок тонкой кожи — куткун (струнодержатель), край которой закрепляется на конце инструмента

 

Изготавливают из дерева можжевельника или урюка
Для изготовления струн используется конский волос
Струны собирают из двух пучков конского хвоста — один из 60, второй из 70 волосинок
 
kylkiyak.jpg
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Керней — один из духовых кыргызских инструментов, аналог горнов. Издает очень сильный звук натурального звукоряда. Его использовали как самостоятельный инструмент для оповещения в военных походах или вместе с сурнаем, добулбасом на различных торжествах. Упоминания об этом инструменте в эпосе «Манас» встречаются чаще, чем о других инструментах.
Известны два вида. Первый изготавливают из цельного рога горного козла. Мундштук прорезают с узкой стороны рога. Других отверстий инструмент не имеет. Длина около 30-45 сантиметров.
Вторую разновидность инструмента делают из меди. Длина трубы около 1,5-2 метров, к концу которой прикрепляется мундштук, открытая сторона изогнута в форме цилиндра диаметром 35-40 миллиметров. Не имеет отверстий для изменения звуков. Для удобства при транспортировке его делали разборным

Жез керней — изготавливается из меди или латуни
Муйуз керней изготавливается из цельного рога горного архара
 
big-kerney-ru.png
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сурнай (зурна) — кыргызский язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, коническим каналом, игровыми отверстиями и раструбом. Длина инструмента — от 40 до 65 сантиметров, мундштука — 4, диаметр раструба 5—6 сантиметров.
Используется в оркестре с добулбасом, кернеем во время праздников, скачек, бойцовых поединков или в боевых походах. В эпосе о Манасе инструмент описывается как «очень громкий, с оглушающим звуком»

 

18.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сыбызгы (свирель) — один из древних кыргызских духовых инструментов. Род открытой продольной флейты с закрытым вторым концом. При игре держат поперек. В древности делали из дерева. Инструмент, изготовленный из меди, иногда называли «жез най». Сейчас изготавливают только из дерева урюка. Длина — 45 сантиметров, внутренний диаметр — примерно 16 миллиметров. Раньше имел от 4 до 6 отверстий, сейчас — 10

Изготавливается из тутового дерева или урюка
Жез най изготавливается из меди
 
19.jpg
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чоор (разновидность свирели, жалейка) — древний кыргызский духовой инструмент. При игре его держат вертикально. Раньше перед игрой инструмент ополаскивали водой, объясняя это тем, что звук инструмента становится звонким и чистым.
Чоор имеет четыре отверстия. Его длина около 70 сантиметров, внутренний диаметр — примерно 16 миллиметров, с одного конца вставляется мундштук из роговой кости. Чтобы чоор не искривился и не сломался, он изнутри укрепляется шомполом. Раньше мастера изготавливали его только из жимолости или чертополоха, сейчас же стали делать и из дерева урюка.
Инструмент был распространен среди пастухов, также на нем играли на празднествах. Упоминания о нем встречаются в «Манасе»

Чогойно чоор
Камыш чоор
Шилби чоор
Сары жыгач чоор
Балтыркан чоор
Медный чоор
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чопо чоор (глиняный чоор), свистулька — вид кыргызского народного духового инструмента любой формы. Имеет мягкий и глубокий тембр, но в исполнительской практике несложен. Часто использовался как детский музыкальный инструмент, на котором играли короткие мелодии. Изготавливается путем обжига при высокой температуре изделия из белой или красной глины. Раньше чопо чоор имел от трех до шести игровых отверстий и был круглой или овальной формы, сейчас распространена продолговатая форма с восемью и более отверстиями и возможностью воспроизводить все ноты

 

21.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добулбас — кыргызский народный ударный инструмент. Представляет собой односторонний рамный барабан круглой формы, обтянутый кожей верблюда или лошади. Концы деревянного обода закреплялись кожаным шнуром.
Корпус изготавливался из арчи, ивы или ракиты. Высота традиционного добулбаса 55-70 сантиметров, диаметр 37—55. Звук извлекался ударом рукоятки камчи (плетки) или ладони. Сейчас используют две палочки с войлочными наконечниками. Звук добулбаса — сильный, звонкий, продолжительный (при толстой мембране) — служил сигналом в военных походах, на тренировках воинов или в сакральных действах. Также использовался при встречах высоких гостей. Упоминания о нем встречаются в эпосе «Манас»

Корпус добулбаса изготавливается из арчи, ивы или ракиты
Круглый корпус обтянут выделанной кожей верблюда или лошади
 
dobulbas.jpg
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Темир комуз — один из древнейших кыргызских щипковых язычковых инструментов, вид варгана. Представляет собой металлическую конструкцию длиной 5-7 сантиметров в виде подковки с шириной у основания 1,5-2 сантиметра с сильно вытянутыми сужающимися до 5-7 миллиметров концами. Корпус изготавливали из железа, меди, бронзы, серебра или золота. Стальная пластинка, закрепленная в середине дужки, служит язычком
Музыкант при игре на темир ооз комузе прижимает щечки к зубам левой рукой, колеблет язычок, защипывая указательным пальцем правой руки, при этом вдыхая и выдыхая воздух. Изменяя форму рта, исполнитель извлекает различные звуки обертонового ряда.
Раньше на инструменте играли только женщины, позже и среди мужчин появились великолепные исполнители

Изготавливается из железа, меди, латуни или бронзы

 

30.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жыгач (деревянный) ооз комуз — разновидность древнейшего кыргызского щипкового язычкового инструмента варганного типа, распространенная в основном на юге Кыргызстана. Изготавливают из дерева жимолости или волчьей ягоды, благодаря которым инструмент издает особый звук.
Представляет собой деревянную пластину с суженным концом длиной от 13 до 18 сантиметров и шириной от 1,5 до 2. В пластине вырезается язычок, к которому крепится 30-сантиметровая шелковая нить. Принцип звукоизвлечения схож с темир комузом, при этом колебания язычка достигаются дерганьем нити.

Изготавливается из дерева жимолости или волчьей ягоды

 

28.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жетиген — древний кыргызский струнный щипковый инструмент, разновидность гуслей. Первые упоминания о нем встречаются у енисейских кыргызов, но при их переселении на территорию современного Кыргызстана инструмент был забыт. Его возрождение началось только в наши дни. Известно несколько названий — жетикан, жетихан, чатыган. У хакасов инструмент сохранился под названием «чаткан».
В Кыргызстане корпус изготавливают из дубового дерева, а деку — из сосны. Длина корпуса варьируется от 1 до 1,5 метра. Древний жетиген имел семь струн, сейчас встречаются и 14-струнные версии. Роль бычка играет альчик, их количество меняется от числа струн. Звучание высокое, чистое, сильное.
Обычно на этом инструменте играют, перебирая струны, также существует техника игры взмахом, набивания или подщипывания

Корпус изготавливается из дуба, а дека — из сосны
Колки из альчиковой кости
 
jetigen.jpg
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аса-таяк (аса-муса) – рамный или посоховый идиофон. Источником звука служат различные подвески – самозвучащие тела, которые приводятся в движение ударами инструмента о землю, пол и встряхиванием. 
Традиционный аса-таяк – деревянная палка неправильной формы длиной около 50 см. В верхней ее части крепятся различные самозвучащие тела и украшения – металлические диски диаметром 3 см, пуговицы, бараньи кости (альчики), деревянные бруски, лоскуты ткани, конский волос. Аса-таяк относится к смешанному типу идиофонов. В настоящее время изменились и функции, и конструкция инструмента. Он применяется в современных фольклорно-инструментальных ансамблях. Реконструированный аса-таяк представляет собой декоративно украшеннй, фигурно оформленный деревянный шест длиной более 1,5 м. В верхней его части закреплены конские волосы, по бокам висят колокольчики, погремушки (коҮгуроо, шалдырак) и прочие шумовые приспособления

 

27.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кырсылдак – пара деревянных ложкообразных приокрытых коробочек, скрепленных между собой у узких концов. Наибольшая ширина одной штуки 10 см, длина 20 см. “Настроенные” по-разному благодаря неодинаковым размерам, они при легком ударе издают щелкающие звуки разной высоты.

 

26.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одним из уникальных свойств кыргызского народного комуза является многообразие видов его настройки, так или иначе связанных с интонационными, гармоническими и жанровыми особенностями пьес. А. Затаевич зафиксировал шесть ее видов. В современной комузной практике количество их доведено до одиннадцати. Каждый вид имеет свое традиционное название. Однако виды настройки неравноценны по частоте их применения. В зависимости от распространенности того или иного строя установились две категории комузной настройки: главная и побочная. К главным видам настройки относятся:

 

1415279281_img012.jpg

 

Наиболее часто используется следующий вид настройки народного комуза: первая струна — ре малой октавы, вторая — ля малой октавы, третья струна — ми малой октавы. Это позволяет строить все виды аккордов в любой тональности. Рабочий диапазон комуза — полторы октавы (в строе «ре»: ми-бемоль малой октавы — ля первой октавы). Его партия нотируется в скрипичном ключе, на октаву выше реального звучания.

Тембровая палитра инструмента чрезвычайно богата: от нежного, утонченного, камерного звучания до мощного, звонкого, полнозвучного. Одна из основных типовых черт комузной музыки — фактурно-гармонический тематизм, обладающий особой ударной фоникой.

Многообразна техника игры правой руки. Основными ее видами являются:

• защипывание струн одним, чаще всего указательным пальцем (терип чертуу — pizzicato);

• поочередное защипывание струн каждым из пальцев, начиная с указательного и обратно (иная форма pizzicato);

• удары по струнам указательным пальцем вниз и большим пальцем вверх (кагып чертуу — бряцание);

• удары по струнам четырьмя пальцами вниз и вверх (иная форма бряцания);

• кратковременное нажатие на все струны ладонью; vibrato, исполняемое движениями кисти, прижатой к деке (калтылдатып чертуу);

• pizzicato поочередно каждым из пальцев со стуком по деке;

• «летящие» движения руки вдоль шейки инструмента с защипыванием (pizzicato) струн;

• перенос вывернутой правой руки на левую сторону комуза в его вертикальном положении;

• бряцание с двусторонним вращательным движением руки; бряцание с широкой амплитудой движений и вращений руки (кол ойнотуп чертуу);

• тремолирование.

Наиболее употребительными приемами игры на комузе являются первые два: pizzicato при одноголосном изложении темы и бряцание в аккордовой фактуре кюу. В исполнении бряцанием для затушевывания нежелательного гармонического диссонанса бурдонирующей струны комузисты большим пальцем правой руки периодически слегка прикасаются к ней. Возможны также удары по деке инструмента, которые вместе с бряцанием создают дополнительный звуковой эффект.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разнообразна также техника левой руки. В исполнении участвуют в основном четыре пальца — указательный, средний, безымянный и мизинец. Более опытные комузисты играют также большим пальцем, благодаря чему функция третьей струны становится более действенной.

Левая рука может располагаться в шести игровых позициях, при этом: зажимает струны с целью извлечения правой рукой звука определенной высоты; легко касается струны с целью снятия звука или обертона; легко прижимает струну для извлечения флажолета; защипывает первую или вторую струну (pizzicato); исполняет форшлаги.

Путем синтезирования элементов традиционного комуза и аналогичных русских народных инструментов — балалаек и домр — были созданы модернизированные оркестровые комузы. Процесс модернизации шел в два этапа. Его инициаторами были первопроходцы новой национальной музыкальной культуры П. Шубин, А.Малдыбаев, В.Власов, В.Фере, Б.Фе- ферман, А. Аманбаев, Ш. Орозов и др.

Первый этап реконструкции на основе разработок А. Гребнева начался в 1939 г. на московской Сокольнической фабрике музыкальных инструментов, второй — в 1952—1953 гг. в экспериментальной лаборатории Ташкентской государственной консерватории по усовершенствованию народных инструментов под руководством профессора А. Петросяна и С. Диденко.

К 19б0-м годам было создано семейство новых оркестровых комузов из пяти разновидностей: комуз-прима, комуз-секунда, комуз-альт, комуз-бас, комуз-контрабас. На основе этих видов тогда же была укомплектована одна из ведущих групп оркестра кыргызских народных инструментов (КНИ) им. Карамолдо Орозова Кыргосфилармонии. Расширился объем звучания группы (от ми контроктавы до ми третьей октавы), ее исполнительские возможности, например, игра плектром. В начале 90-х годов модернизированные комузы были в основном выведены из состава оркестра КНИ. В настоящее время в оркестре Кыргызской национальной консерватории имеются комузы-альты и комузы-басы.

Оркестровые (ладовые) комузы имеют три жильные, пластиковые или металлические струны, единый для всех видов квартовый строй. В них гриф разделен наладки, которые облегчают систему обучения на этих инструментах и процесс исполнения темперированной музыки, зафиксированной в нотном тексте.

Комуз-прима — оркестровый комуз с самой высокой тесситурой. Его партия нотируется в скрипичном ключе. Реальный рабочий диапазон — от ми первой октавы до ми третьей октавы. Настройка первой и второй струн — ми первой октавы, третьей струны — ля первой октавы.

Комуз-секунда звучит на кварту ниже комуза-примы. Нотируется также в скрипичном ключе. Рабочий диапазон — от ля малой октавы до ля второй. Настройка квартовая: первая и вторая струны —ля малой октавы, третья струна — ре первой октавы.

Комуз-альт звучит на октаву ниже комуза-примы. Записывается также в скрипичном ключе, транспонируя партию на октаву вниз. Настраивается, как комуз-прима, но октавой ниже: первая и вторая струны — ми малой октавы, третья струна — ля малой октавы.

Комуз-бас — оркестровый инструмент, который по тесситуре находится между комузом-альтом и комузом-контрабасом. Струны его металлические. Нотируется в басовом ключе. Рабочий диапазон охватывает регистр от ми большой октавы до фа-диез первой октавы. Настройка: первая струна — ми большой октавы, вторая струна — ля большой октавы, третья струна — ми малой октавы.
Комуз-контрабас — самый низкий по звучанию инструмент семейства оркестровых комузов. Роль его исключительно базовая. Партия пишется в басовом ключе, инструмент транспонирует текст на октаву ниже. Рабочий диапазон: ми субконтроктавы — си малой октавы. Настройка комуза-контрабаса: первая струна — ми контроктавы, вторая струна —ля контроктавы, третья струна — ре большой октавы (струны металлические).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вроде у казахов раньше эпические поэмы исполнялись на комузе как сейчас у каракалпаков.

Но с 19 в. в моду вошла домбра.

Если вру, то поправьте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вроде у казахов раньше эпические поэмы исполнялись на комузе как сейчас у каракалпаков.

Но с 19 в. в моду вошла домбра.

Если вру, то поправьте.

 

Да, у каракалпаков исключительно на кобызе (смычковый муз. инструмент), а кыргызский комуз разновидность домбры.

Среди более 300 каракалпакских жырау есть один казах, свои эпические песни он исполнял на домбре, просто удивительно, ведь прошел каракалпакскую школу исполнителей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Насчет комуза как разновидости домбры сомневаюсь,наоборот предположу обратное, так как на мой неискушенный взгляд комуз более прост, примитивен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет комуза как разновидости домбры сомневаюсь,наоборот предположу обратное, так как на мой неискушенный взгляд комуз более прост, примитивен.

 

Я имел ввиду, что кыргызский комуз не смычковый интструмент, а струнный щипковый инструмент. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Камал, такой инструмент у нас называется кыяк :kg2:

 

Из-за созвучия комуз - кобыз многие путают, принимают комуз за кобыза. Я сам всегда думал, что комуз искаженное произношение кобыза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, у каракалпаков исключительно на кобызе (смычковый муз. инструмент), а кыргызский комуз разновидность домбры.

Чем можете обоснованно аргументировать свое утверждение?

Может наоборот?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из-за созвучия комуз - кобыз многие путают, принимают комуз за кобыза. Я сам всегда думал, что комуз искаженное произношение кобыза.

Скорее наоборот..Кобыз это искаженное название комуза..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Да, у каракалпаков исключительно на кобызе (смычковый муз. инструмент), а кыргызский комуз разновидность домбры.

Чем можете обоснованно аргументировать свое утверждение?

Может наоборот?

 

Какие аргументы могут быть, кобыз - смычковый инструмент, комуз - щипковый. Казахская домбра, наш дутар и даже русская балалайка тоже щипковые.

 

 

Из-за созвучия комуз - кобыз многие путают, принимают комуз за кобыза. Я сам всегда думал, что комуз искаженное произношение кобыза.

Скорее наоборот..Кобыз это искаженное название комуза..

 

А это что-то меняет, если даже так? Главное, чтоб люди не путали виды музыкальных инструментов. Я вот прочитал Ваши посты и понял, оказывается наш кобыз и кыргызский комуз - разные муз. инструменты. Дутар у нас для разных лирических песен, а на кобызе исполняются только эпические поэмы гортанным голосом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...