Перейти к содержанию
Бозбет Шыны

Чигиль, Эзгиль (Эскел, Асицзе, Ишкиль, Esegel, Izgil), манихейство

Рекомендуемые сообщения

Появилась некая надежда наконец решить эту "загадку о чигилях". Проблема эта очевидно заслуживает отдельной темы на форуме.

Итак, хотелось бы доказать следующий тезис: Эзгиль (или Эзгиль+Кощу) сменили название в 8 веке на Чигиль в связи с отказом от манихейской религии.

Аргументы и факты:

1) Я. Пилипчук вскользь упоминул тождество ЧИгиль=Эзгиль, но откуда инфа - неясно.

https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=479534

2) Ögel аж в 1945 году высказал идею такого тождества, но Зуев имхо ошибочно отверг её:

  • Ögel (1945) and Tasağil (1991:57) linked Izgil and Sekel to the Sijie 思結 of the Tiele and later Toquz Oghuz;
  • Ögel further links the Sijie, Axijie, and Izgil to the Chigils; however, Zuev noted that the Chigils (whom he elsewhere identified with the Chuyue (處月) in Chinese sources[19]) did not belong to the "Ten Arrows" union[20] while Axijie did.[21]

3) Zake считает, что Чигиль это "сокол", несмотря на отсутствие окончания "тай, май, бай".

https://eurasica.ru/forums/topic/6556-этимологиясемантика-jaɣlbaj-jaɣlmaj-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/?do=findComment&comment=408831

4) Уйгурская аналогия со сменой самоназвания на "соколиное" хуэйхэ и свержением манихейской клики ок. 780 года

https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=479538 

5) Карлукский каганат принимает несторианство в качестве офф. религии 15 лет после своего учреждения (ок. 771 года)

6) Ряд ученых, включая Атвуда, отвергают тождество Чигиль и Чуюэ (одно из чуйских племен Юэбань). Наш тезис кажется согласуется с такой позицией.

Цитата

However, Atwood (2010), in light of researches by Tenishev (1965) & Saguchi (1986), doubted the common scholarly identification of Chigils with Chuyue, from whom emerged the Shatuo[13] as Chuyue is phonetically closer to Chunghyl, the name of a "bone" among the Yugurs in modern Gansu province.[14]

7) Первое упоминание этнонима Чигиль в 753 году в надписи уйгурского Моянчур кагана:

https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=479537

Продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зуев или его коллеги в своей статье упоминают некого эзгельского кюль-эркина Думана под руководством Ашины Хэлу. В составе войск Думана были тюркские племена и согдийцы.

Цитата

Считается, что Западно-тюркский каганат перестал существовать в 657 г., сразу после поражения антитанского движения под руководством Ару-кагана. Но военное сопротивление продолжалось. Ставка-орда в Шуанхэ оставалась в руках Йенчу-Иабгу, сына Ильби-турук-кагана. Весной 659 г. она была захвачена армией Куньлинского наместника (Оуян Сю, гл. 3 С. 32, л. 4а-б). Серьезную опасность представляло выступление отрядов эзгельского кюль-эркина Тумана (кит. Думань < tuo-muan). Связанные с этим события освещены в ряде исследований (Наито, 1987, C. 262-270; Малявкин, 1984, C. 141-143). В составе армии Тумана были представители тюркских племен и согдийцы - ху. На его стороне были восточно-туркестанские государства Шулэ (Shulig), Чжуцзюйпо и Кэпаньто. Даже для заключительного сражения с ним в феврале 660 г. в долине р. Шаваб (кит. Шэе < siap-iap < *savab; Кур-кара-усу) танский военачальник Су Динфан "отобрал 10 тысяч отличных воинов и 3 тыс. всадников" (Оуян Сю, гл. 111, C. 997 л. 5а; Сыма Гуан, гл. 200, C. 6319).

Думан был в альянсе с княжествами таримского бассейна: https://storymaps.arcgis.com/stories/0cf798878745406fa5719b97ccfc5454

Цитата

One of Ashina Helu's Western Turk followers, a chieftain named Duman, was aligned with the west Tarim kingdoms of Shulik (Kashgar/Kashi) and Chugupan (Zhujubo= Kargilik , 22) and the Pamir Mountains kingdom of Khabandha (Yebantuo= Tashkurgan ) and led them in a successful invasion of Khotan (13) in 659.

In the winter of 659, a Tang army (again under Su Dingfang) defeated Duman and besieged him in a city, upon which he surrendered.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если я правильно понял, то в 727 году в китайской летописи еще фигурировал этноним Эзгиль (Izgil, Esegel):

https://www.wikiwand.com/en/articles/Xiao_Song

Цитата

In 726, Xiao was given the title of minister of defense (兵部尚書, Bingbu Shangshu) and made the military governor (jiedushi) of Shuofang Circuit (朔方, headquartered in modern Yinchuan, Ningxia). In 727, having been aggravated by constant attacks by the Tang general Wang Junchuo (王君㚟) the military governor of Hexi Circuit (河西, headquartered in modern Wuwei, Gansu), generals We Tadra Khonglo ("Xinuoluo Gonglu" (悉諾邏恭祿) in Chinese) and Zhulongmangbu (燭龍莽布) of the Tibetan Empire launched a major attack on Gua Prefecture (瓜州, roughly Jiuquan, Gansu) and captured its prefect Tian Yuanxian (田元獻) and Wang Junchuo's father Wang Shou (王壽). In the aftermaths, Wang Junchuo falsely accused the tribal chieftains of the Uyghur Khaganate, Huns (), Kibirs (Ch. Qibi 契苾), and Esegels (aka Izgil, Old Turkic: 𐰔𐰏𐰠, Ch. Asijie, Sijie 思結) of treason and had them exiled. In anger, Yaoluoge Hushu (藥羅葛護輸), the nephew of the Uyghur chieftain Yaoluoge Chengzong (藥羅葛承宗), launched a surprise raid against Wang, killing him. Emperor Xuanzong moved Xiao from Shuofang to Hexi. Xiao retained a number of officials that were considered capable—Pei Kuan (裴寬), Guo Xuji (郭虛己), and Niu Xianke, and recommended the general Zhang Shougui (張守珪) to serve as the prefect of Gua Prefecture. Zhang rebuilt Gua Prefecture's defenses and comforted the people. Emperor Xuanzong, hearing this, gave him the honorific title Yinqing Guanglu Daifu (銀青光祿大夫). Meanwhile, Xiao had spies create rumors in the Tibetan Empire that We Tadra Khonglo was conspiring with Tang—which the Tibetan emperor Me Agtsom believed, and Me Agtsom summoned We Tadra Khonglo and killed him.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В арабских источниках Эзгиль (Ask.l) упоминаются у Гардизи и Ахмад ибн Фадлана, жившего в начале 10 века.

Я.Пилипчук даёт более подробные данные, еще раз итерируя тождество Чигиль=Эзгиль

Цитата

Как мы можем убедиться из сведений Ибн Фадлана, беренджер были ведущим племенем в Волжской Булгарии. Самым загадочным являлось племя ашкел. Ибн Русте употреблял формы Ashg.l и Ashk.l. Гардизи упоминал форму Ask.l. Анонимный персидский хронист и ал-Бекри упоминали форму Ashk.l. Однако недавнее исследование Ю. Зуева позволило сопоставить ашкел с племенем чигиль. В китайских источниках чигили упоминались как племя асицзе. Тюркская форма этнонима Askal. Феофан Исповедник упоминал вождя кермихионов Askil.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/86185-yaroslav-pilipchuk-o-volzhskih-bulgarah

Цитата

Iskal oder Eskel (vergleiche OTrk 𐰔𐰏𐰠 Izgil, das Endonym eines westtürkischen Nushibi- Stammes, der sich später den Wolga-Bulgaren anschloss und in sie assimiliert wurde ), die von Ahmad ibn Fadlan nach einem Besuch der Wolga-Region in den Jahren 921–922 erwähnt wurden. Sie wurden auch von Abu Saʿīd Gardēzī in seinem Zayn al-Akhbār erwähnt. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кажется нашёл!

Ишкил (Ishkil) - "лошадь, у которой правая передняя нога и левая задняя нога белые" на персидском.

Тогда замена на Чигиль кажется логичной. Чигил (чагал) - пестрый сокол либо пестрый жеребец.

Подрод караханидских Чигилей - династия Эгдиш (также порода лошадей или мерин)

Таким образом, версия с отказом от манихейства уходит пока на второй план и появляется другая:

Тюркизация некогда ираноязычного (согдийского?) племени, замена этнонима с персидского на тюркский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь вспомним легенду Кашгари, по которой Чигиль это "грязь". Белые ноги Ишкиля замарались в грязи--> возникла новая порода - Чигиль (Чагал), т.е. смесь тюркских и ираноязычных (согдийских) племен.

" В составе армии эзгельского кюль-эркина Думана (Тумана) были представители тюркских племен и согдийцы - ху."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обратите внимание, что правитель Чигилей был Тексином. Некоторые считают, что это искаженное "тегин", т.е. принц крови. Тогда легко было бы объяснить, что по родословной Чигиль был сыном Тюрка и в списке шёл вторым после Тонга (Тун Ябгу кагана).

Но это еще не факт, т.к. есть альтернативная версия. Например, авторы следующей статьи трактуют Тексин как более поздний почтительный титул, даровавшийся танским Китаем своим подчиненным тюркам. Отрывок из "Sogdian Documents from Khotan, II: Letters and Miscellaneous Fragments" Bi Bo, Nicholas Sims-Williams

Цитата

Line 1. tk(syn), cf. (tk)syn in no. 7, line 3, and t’ksy(n) in no. 11, line 1. These forms may represent the Chinese title tejin 特進 (Late Middle Chinese tɦəə̆k tsin), lit. ‘specially advanced’, a supplementary (honorific) title under the Tang. It is worth noting that amongst the so far unpublished Chinese documents from Khotan in the Renmin University collection, three fragments involve a certain tejin who bears the titles General (jiangjun 將軍) and Commissioner (shi 使) or Commissioner-in-Chief (dashi 大使); his surname is Mi 米, indicating that his family originally came from Māymurgh. It cannot be excluded that he is the same person as the tejin of these Sogdian documents, though this is no more than a plausible surmise. Pavel Lur’e has kindly drawn our attention to the occurrence of taksīn in Islamic sources as the title of the ruler of a group of the Chigil, a Turkic people living to the south-west of the Issyk kul (see Minorsky 1970: 297–300).

Четвертый сын Илак ассоциируется с одноименной исторической областью, но в то же время Илик это титул караханидов (по Кашгари означает «первый», «изначальный»). В источниках также встречается выражение «хан и илек», то есть илик на самом деле не был ханом (а, по-видимому, был подчинённым правителем; слово «илек» исчезло с самаркандских монет после достижения полной независимости и принятия правителями титула хана), выражение илик-хан возникло в результате контаминации.

Третий сын - Барсхан.  Махмуд аль-Кашгари, по данным тюркских легенд, отмечает, что сын предка тюрков Афрасиаба Барсхан был знаменитым коневодом у уйгуров. Гардизи: Барсханский дихкан носит титул манак 52. Барсхан выставляет 6000 вооруженных.  Титул Манак возможно близок к кыргызскому Манап: "Манап  — представитель привилегированного феодального сословия у северных киргизов, противоположность простонародью, букаре."

Византийцы могли трактовать этот титул как Маниах. "... В связи с этим в 568 году Истеми-каган направил посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в Константинополь[1][3]." Идея кажется интересной, но конкретно этот согдиец мог быть и не связан с Барсханом:

https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1738

https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1858

Цитата

Еще в середине VIв., в период становления Тюркского каганата, видную роль в проведении его внешней политики играл согдиец Маниах. Имеются обоснованные суждения, что он же был правителем согдийской колонии в Семиречье, а Маниах - не имя, а титул этого правителя (Мокрынин В. П. Византийский историк о согдийцах в Семиречье / / Из истории дореволюционного Киргизстана. - Фрунзе, 1985. - С. 176-177. ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Обратите внимание, что правитель Чигилей был Тексином. Некоторые считают, что это искаженное "тегин", т.е. принц крови. Тогда легко было бы объяснить, что по родословной Чигиль был сыном Тюрка и в списке шёл вторым после Тонга (Тун Ябгу кагана).

Но это еще не факт, т.к. есть альтернативная версия. Например, авторы следующей статьи трактуют Тексин как более поздний почтительный титул, даровавшийся танским Китаем своим подчиненным тюркам. Отрывок из "Sogdian Documents from Khotan, II: Letters and Miscellaneous Fragments" Bi Bo, Nicholas Sims-Williams

Четвертый сын Илак ассоциируется с одноименной исторической областью, но в то же время Илик это титул караханидов (по Кашгари означает «первый», «изначальный»). В источниках также встречается выражение «хан и илек», то есть илик на самом деле не был ханом (а, по-видимому, был подчинённым правителем; слово «илек» исчезло с самаркандских монет после достижения полной независимости и принятия правителями титула хана), выражение илик-хан возникло в результате контаминации.

Третий сын - Барсхан.  Махмуд аль-Кашгари, по данным тюркских легенд, отмечает, что сын предка тюрков Афрасиаба Барсхан был знаменитым коневодом у уйгуров. Гардизи: Барсханский дихкан носит титул манак 52. Барсхан выставляет 6000 вооруженных.  Титул Манак возможно близок к кыргызскому Манап: "Манап  — представитель привилегированного феодального сословия у северных киргизов, противоположность простонародью, букаре."

Византийцы могли трактовать этот титул как Маниах. "... В связи с этим в 568 году Истеми-каган направил посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в Константинополь[1][3]." Идея кажется интересной, но конкретно этот согдиец мог быть и не связан с Барсханом:

https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1738

https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1858

Считаю, что нет веских оснований полагать, что "тексин" это искаженное "тегин", т.к. танский титул tejin 特進  действительно так и звучит: tɦəə̆k tsin

Для справки: В 658 году многие земли Западно-Тюркского каганата были захвачены китайской империей Тан. С этого момента единый каганат перестал существовать. 

Вот, к примеру, несколько товарищей, которым Танская империя даровала такой титул. Конкретно чигильского правителя я не нашел, но есть один запросивший Караханид 11 века (правда уже не танский период):

1) Pugu Huai'en (...-765 гг)

2) Du Rangneng (杜讓能) (841–893)

3) Cen Changqian (... - 691)

4) Gar Tsenba - генерал тибетской империи

5) Караханид Toghril Qara Khan Yūsuf ibn Sulaymān (r. 1062–1078) sent an envoy to China in 1063 and requested the titles tejin 特進 and guizhong baoshun houlin heihan wang 歸忠保順鱗黑韓王 (Faithful Commandant for Maintaining Submission Toghril Qara Khan King).16 Tejin and guizhong baoshun17 are Chinese honorific titles, but houlin heihan are Chinese words for the Turkic title toghril qara khan. Источник

Кстати, китайское "Zoukou" трактуют как Чигиль в контексте "уйгуро-чигильского племени":

https://ru.wikipedia.org/wiki/Караханидское_государство

Цитата

Также в китайских документах периода династии Цзинь пишется следующее:

...В период c 1161 по 1189 года, трое людей возглавляемых уйгуром по имени Ixilan прибыли для торговли к комиссии по борьбу с бандитами со словами: "Наше царство это уйгуро-чигильское племя [Huihe Zoukuo], город из которого мы прибыли называется Баласагун..."

Лю Иншэн предполагает то что "Zoukou" является китайским названием для чигиль, одного из племён караханидов[14].

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Любопытно, что те же самые имена/титулы Барс и Тексин встречаются у енисейских кыргызов 8 века. В сражении в долине Сонга в 710/711 году ен. кыргызы воевали против вост. тюрков и имели следующих кагана и военачальников:

Барсбек-каган 
Тексин-инал 
Кули-чор 
Эзреги-ичреги

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, Бозбет Шыны сказал:

В арабских источниках Эзгиль (Ask.l) упоминаются у Гардизи и Ахмад ибн Фадлана, жившего в начале 10 века.

Я.Пилипчук даёт более подробные данные, еще раз итерируя тождество Чигиль=Эзгиль

Пилипчук подтверждает тождество Чигиль=Асицзе (Эзгиль) и в своей научной статье "ТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И КАРАХАНИДСКИЙ КАГАНАТ"

Небольшой отрывок из нее:

Цитата

В китайских источниках чигили были известны как племя асицзе, которое входило в состав племенного союза нушиби. Из пяти вождей десятистрельных тюрок два были из эзгилей. Это были Эзгиль Кюль-эркин и Эзгиль Низук-эркин (в китайских источниках соответствено Асицзе Цюе сыцзинь и Асицзе Нишу-сыцзинь). Необходимо отметить, что во время агонии Западно-Тюркского каганата рядом с Каном (Самарканд) и Тухоло (Тохаристан) названием «го» (государство) китайцы обозначили асицзэ. Согласно данным «Худуд ал-Алам» , город Сикул находится на границе карлуков и чигилей. Есть также несколько поселений. Чигили преимущественно жили в войлочных юртах. Их богатство состояло из коров, овец, коней. Все, что поставляется из стран кыргызов и карлуков, есть и в стране чигилей. Чигили люди добрые и общительные. В. Минорский локализировал Сикул на берегах Иссык-Куля. Во время правления Караханидов племя чигиль составляло основу их войска. Махмуд ал-Кашгари упоминал их, как и тухси, вблизи города Куйас, который находился за Барсханом. О чигилях упоминали персидские поэты Маснави и Хафиз. В 635 г. чигили отправили посольство в Китай. Кочевали они на реке Кунгес. Чигили были частью карлукского племенного союза. В 651 г. чигили вместе с чомулами и карлуками присоединились к войску Хелу-кагана. В 673 г. вместе с племенем гунюе (кюнгют) чигили восстали против китайской власти. Двумя годами ранее гунюе вместе с кашгарцами просили тибетцев напасть на Хотан.

В 700 г. активность чигилей вынудила китайцев снарядить экспедицию в направлении Суйаба. Чигильский правитель Болу смог уйти от преследования. Вероятно, чигили находились в союзе с тюргешами, а потом с карлуками [25. Глава 16; 7. с. 31-68]. Чигили хотели поддерживать связи с оседлым населением Семиречья (Жетысу) и Западного края (Восточного Туркестана). Для этого они встраивались в структуру имперских или квази-имперских объединений, которые возникали в регионе. Махмуд ал-Кашгари упоминал о мифическом походе Александра Македонского против чигилей. Язык чигилей, как и язык ягма и карлуков, считался для этого ученого эталонным тюркским языком. Согласно хронике « Муджмал ат-Таварих» и сведениям Гардизи правитель чигилей имел титул тухсин. В этих сведениях нашло отражение присутствие в Жетысу потомков тюргешей - тухси. В 766 г. карлуки завоевали Жетысу и включили тюргешей в состав своего племени как подданых. Тахир ал-Марвази указывал, что тухси одна из частей карлуков. В тюркских манихейских текстах упоминал Чигиль-кент и Чигиль-балык. Археологические памятники чигилей В. Могильников локализировал в районе Иссык-Куля, а ягма - в районе южной части Тянь-шаня [25, глава 16; 24. р. 508-510; 14; 21. р. 355; 4].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Бозбет Шыны сказал:

Считаю, что нет веских оснований полагать, что "тексин" это искаженное "тегин", т.к. танский титул tejin 特進  действительно так и звучит: tɦəə̆k tsin

Для справки: В 658 году многие земли Западно-Тюркского каганата были захвачены китайской империей Тан. С этого момента единый каганат перестал существовать. 

Вот, к примеру, несколько товарищей, которым Танская империя даровала такой титул. Конкретно чигильского правителя я не нашел, но есть один запросивший Караханид 11 века (правда уже не танский период):

1) Pugu Huai'en (...-765 гг)

2) Du Rangneng (杜讓能) (841–893)

3) Cen Changqian (... - 691)

4) Gar Tsenba - генерал тибетской империи

5) Караханид Toghril Qara Khan Yūsuf ibn Sulaymān (r. 1062–1078) sent an envoy to China in 1063 and requested the titles tejin 特進 and guizhong baoshun houlin heihan wang 歸忠保順鱗黑韓王 (Faithful Commandant for Maintaining Submission Toghril Qara Khan King).16 Tejin and guizhong baoshun17 are Chinese honorific titles, but houlin heihan are Chinese words for the Turkic title toghril qara khan. Источник

Кстати, китайское "Zoukou" трактуют как Чигиль в контексте "уйгуро-чигильского племени":

https://ru.wikipedia.org/wiki/Караханидское_государство

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Любопытно, что те же самые имена/титулы Барс и Тексин встречаются у енисейских кыргызов 8 века. В сражении в долине Сонга в 710/711 году ен. кыргызы воевали против вост. тюрков и имели следующих кагана и военачальников:

Барсбек-каган 
Тексин-инал 
Кули-чор 
Эзреги-ичреги

Согласно китайским источникам племена  гунъюэ (кюнгют), басайгань (барсхан), асиги (асицзе, эзгиль, азык) вступили в подданство Тан в 739 году. Видимо вскоре после этого события правитель Эзгилей, позже ставших Чигиль, получил китайский титул Тексин. 

Хотелось бы найти оригинальный текст в переводе с китайского. Пока только отрывок из статьи Юрия Зуева: 

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevStrongTribeRu.htm

Цитата

2. (673 г.) "Во времена западно-тюркского Син-си-ван-кагана все племена (бу) (bu  部 = branch) рассеялись, а гунъюэ (кюнгют) и асицзи (эзгиль) взбунтовались" (Сыма Гуан, гл. 202, C. 6371).

Цитата

При этом характерно и важно, что в ряде случаев племена, прежде базировавшиеся в Приталасье, обнаруживаются затем и далеко на востоке, их базой становится приилийский Канцзюй/Кюнгют. Повторим, что в событиях 673 г. мятежными были племена гунъюэ (кюнгют), асицзи (эзгиль), а в 739 г., когда Тюргешский каганат постиг острейший кризис, танские отряды Гай Цзяюня господствовали в Суйабе и Таласе - в это тяжелое время племенац гунъюэ (кюнгют), басайгань (барсхан), асицзи, (эзгиль) и др. сочли для себя спасением npeподнести подарки императору Сюань-цзуну и просить о подданстве (Ван Циньжо, гл. 977, C. 11481, л. 20б). О тюргешском племени гэшу (кашу) известно, что часть его, перейдя на танскую службу, переместилась в Аньси (Куча). Выходцем из этого племени был Гэшу Хань (Кашу-хан), ставший генерал-губернатором провинции Лунъю и прославившийся военными действиями против Тибета. Достаточно хорошо известны и его однофамильцы (Лю Сюй, гл. 104, C. 879, л. 6б; С. 880, л. 9а; Оуян Сю, гл. 13 б, C. 1113, л. 1а; С. 1115, л. 4а; Чжэн Цяо, гл. ??, л. 126; Малявкин, 1992, C. 159, 160, 196, 197).

В 647 г., когда оба крыла Западно-тюркского каганата согласно Илийскому договору, стали двумя самостоятелы государствами, племена ну-шиби (он-шадапыт) называли государством (го) Асицзи (Эзгиль). Это следует из сообщения о государствах "дальних варваров" Босы (Персия), Канг (Согд), Тухоло (Тохаристан) и Асицзи (Эзгиль), "пришедших с данью" в 21 г. периода Чжэн-гуань (Лю Сюй, гл. 3, C. 38, л. 11а; Ван Инлинь, гл. 153, л. 16а). В Восточном Туркестане позднее обнаруживается город (чэн) Асицзи (Эзгиль; в тексте ошибочно Асиянь). Он упоминается в дорожнике от Анси (Куча) до Таласа, приведенном в географическом разделе Hoвой редакции "Истории династии Тан". Вот его начало:

Выходят из Анъси через заставу Тоцюе и переправляются через реку Белой лошади Бома (Сюй Сун, гл. 2, л. 11б: "Это путь до селения Ходжо-тулас") и через 180 ли вступают в пустыню Цзюйпило (Сюй Сун, гл. 2, л. 14б: "это песчаная пустыня Кызыл"), проходят горький колодец Куцзин и через 120 ли прибывают в город Цзюйпило (Сюй Сун, гл. 2, л. 14б; Фу Хэн гл. 16, л. 1а: это Сайрам) и еще через 60 ли приходят в город Асицзи [Эзгиль] (Сюй Сун, гл. 2, л. 14б, Фу Хэн, гл. 16, 2б: "это нынешний Бай") (Оуян Сю, гл. 43, C. 305, л. 16а, Chavannes, 1903, C. 8).

Ниже отрывок из этой же статьи Зуева, согласно которому Эзгили (Асиги, Асицзе) в 700 году еще сопротивлялись Танской империи:

Цитата

Главноуправляющий Ван Сяоцзе сразился с ними при Лимань и Далингу; он разбил их. Начальник гарнизона в укреплении Суйаб (кит. Суйе-чжэнь) Хань Сычжун разбил еще Низук-эркина, а также тюргешских Чыкана и (предводителя племени) улуг-ок, после чего взял тибетский город Незук-Бар (Оуян Сю, гл. 2156, C. 1508, л. 8а). Последнее сообщение корреспондируется с известием, сохранившимся во "Всеобщем зерцале" и датирующимся 700 годом: "Эзгильский Болу выступил против. Покарать его отправлены Тянь Янмин в чине ??цзо-цзиньу цзянцзюнь и Фэн Сые в чине тянь-чжун ши-ши. Их армия пришла к Суйабу ночью. Болу вывел свои силы через отверстия в городской стене и удалился" (Сыма Гуан, гл. 207. С 6550).

Ту же информацию можно найти в статье Кылыч Эсен уулу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вождь Askêl rex, Изгиль бодун

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

58 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Вождь Askêl rex, Изгиль бодун

Этот список 12ти гоктюркских народов орхонских надписей явно показывает, что Эзгиль/Изгиль и Азы это разные народности, как и Чик бодун:

Göktürk Kağanlığı çatısı altında 12 budun toplanmıştır. Göktürk Yazıtları'ndaki budun adları şunlardır:[33]

Вот два текста из орхонской надписи посвященной Кюль-тегину (турецкий перевод), в которых рядом упоминаются Изгиль бодун и Аз бодун:

"binip [yağıya] boğa gibi değdi. Az başpaşasını tuttu. Az boyları [o] anda yok oldu. Amcam kağanın ili karıştığında, boyların ili iki olduğunda (bölündüğünde) İzgil boyları ile savaştık. Kül Tigin Alp Şalçı'nın Aka (Ak atına) binip"

"[yağıya] boğa gibi değdi. O at [o] anda düştü. İzgil boyları öldü. Dokuz Oğuz boyları kendi boylarım idi. Tanrı, yer bulandığı için [birbirimize] düşman oldu[k]. Bir yılda beş sefer savaştık. En ilki Togu Balık'da savaştık."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В сухом остатке мы имеет три гипотетические этимологии племени (народа) Эзгиль:

1) Имя предводителя Askêl rex -->Izgil Bodun (Axijie 阿悉結) - версия Mihaly Dobrovits

2) Ishkil - перс. "лошадь, с двумя белыми ногами" -->Чигил/чагал - тюрк. "рыжий жеребец"-->Эгдиш - тюрк. "порода лошадей или мерин"

3) Ответвление древнего ираноязычного племени Асии/Азии https://en.wikipedia.org/wiki/Asii - версия Tatár, Maria Magdolna

Если уж Зуев не смог найти "манихейскую" трактовку этого этнонима, то я и пытаться не буду. Мне естественно ближе "лошадиная" версия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отрывок из статьи Nurlan KENZHEAKHMET Ethnonyms and Toponyms of the Old Turkic Inscriptions in Chinese Sources (автоперевод):

Цитата

Западное крыло, Нушиби, располагалось в самом западном месте. Термин Нушиби MChin nuǝ-șit-pjit, можно объяснить как китайскую транскрипцию согдийского слова nišēbīg [nšypyk], nšmy [nišame]: запад. Согласно китайским источникам, Нушиби были сосредоточены между Мирки и Исфиджабом. Махмуд аль-Кашгари локализует землю Аргу и ее города между Баласауном и Таласом в одном случае, и между Баласауном и Исфиджабом в другом53. Они простирались до Исфиджаба (Сайрама), к востоку от современного Чимкента в Казахстане. Преобладающим элементом в Нушиби являются согдийцы, поскольку они селились в городах, они были городскими жителями и торговцами. Городами Нушиби были Мeркe/Биркю, Кулан/Кулан, Барсхан и Кашу.

Согласно китайской эпитафии каменной скульптуры в мавзолее Цяньлин, первый политический центр Асицзе - Цзюйлань, т. е. Кулан, современный Кулан в Казахстане, к востоку от Тараза; второй политический центр Асицзе - Цяньцюань, т. е. Тысяча ключей, также называемый Бинъюй 屏聿,MChin pjiajŋ-jyt, т. е. Бинъюль, современный Мeркe в Казахстане. Согласно Кляшторному, Яганкент (Яканкент), Ордукент, Чигилбалык, Кашу/Кушу известны из арабских и персидских источников X-XI веков. Яканкент - район Исфиджаба. Улус Кашу - «небольшой город около Яканкента»55. В в надписи Кюльтегина упоминается Кушу тутук: «birle: Qušu tutuq: birle: süŋüšmüs: erin qop: ölürmüš: hibi bin barïmïn: qop: kelurti: Кюльтегин: йети отуз: yašïŋa: Qarluq: будун: эрюр барур: эрикли: йа**й болтï: Тама ƒ ïдук: башта: süŋüšdümüz» (КТ Н-1)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...