Перейти к содержанию
Steppe Man

Дикие, белые и черные: как современники называли монголо-татар.

Рекомендуемые сообщения

В XIII веке на Русь напали войска хана Батыя, после чего началось монголо-татарское иго. Однако вот вопрос: а почему этих захватчиков называют монголо-татарами? Кем они были на самом деле и как себя именовали? Кроме того, определение, состоящее из двух этнонимов «монголы» и «татары», появилось сравнительно недавно – в XIX веке. Как же их звали современники из Европы и Азии?

Поэтому неудивительно, что местные хроники подразделяют татар на три категории: черные, дикие и белые. В первую группу летописцы Поднебесной включали тунгусов, якутов, бурятов и другие народности Сибири. Людей, основным видом деятельности которых была охота, китайские авторы причисляли к диким, так и писали в своих исторических трудах. К белым татарам относили собственно татар, живущих недалеко от Великой стены. Они подверглись сильному культурному влиянию соседей: носили шелковую одежду, следовали учению Конфуция, были знакомы с иероглифическим письмом. Этих людей китайцы часто нанимали для охраны своих границ от набегов воинственных кочевников, считая белых татар более цивилизованными

Как вы уже поняли, к первой категории летописцы Поднебесной относили монгольские племена. Так называемые «черные татары» занимались скотоводством. Они противились «окультуриванию» со стороны китайцев, высоко ценили свою самобытность и свободу. А тех, кто готов был за деньги уподобляться богатым и влиятельным соседям, стремясь достичь у них звания цивилизованных людей, монголы открыто презирали.

Они часто враждовали с татарами (белыми татарами, по классификации китайцев). Оба племени совершали грабительские набеги друг на друга, в степи всегда было неспокойно.

Поскольку именно китайцы в те времена скрупулезно вели записи, позднее жители всех других стран также ошибочно стали называть монголов татарами. Хотя это были разные народы, чему свидетельство их менталитет и образ жизни.

В Европе тоже ошибались

Вслед за китайскими коллегами и русские летописцы совершили ту же ошибку. В течение всего времени существования Золотой Орды авторы средневековых хроник, которые велись в различных княжествах, упорно и однозначно именовали захватчиков татарами.

https://news.rambler.ru/other/39646456-dikie-belye-i-chernye-kak-sovremenniki-nazyvali-mongolo-tatar/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этих условиях прогрессивные представители как русской, так и татарской общественной мысли выдвинули идею, что не имя определяет историю народа, а сам народ делает эту историю. Показательно в связи с этим, например, замечание Н.Г.Чернышевского, что среди «Казанских и оренбургских татар едва ли есть хоть один человек, происходящий из воинов Батыя, что нынешние татары — потомки прежних племён, живших в тех местах до Батыя и покорённых Батыем, как были покорены русские, и что пришельцы-завоеватели все исчезли, все были истреблены ожесточением порабощенных». Да и другие ученые XIX века, непосредственно изучавшие местное население Поволжья, Урала и Сибири, например, Ю.Гагемейстер, А.Павловский и др., замечали, что казанские, астраханские и даже сибирские татары ещё в середине XIX века отрицали, что они татары.

Видные татарские учёные и общественные деятели Ш. Марджани, К. Насыри, И. Халфин, Х. Фейзханов, З. Бигиев и др. активно поддерживали и развивали эти мысли. Они считали своим долгом разъяснить народу, что имя «татарин» в силу целого ряда исторических условий стало наименованием народа, что надо чётко отделять имя народа от его истории, религиозной принадлежности и т.п. Очень показательно выступление в начале XX века выдающегося татарского учёного, писателя и общественного деятеля Г.Ибрагимова, который, вступив в активную полемику с буржуазными националистами по поводу названия народа «тюрками» или «татарами», писал: «Мы татары, наш язык — татарский, наша литература — татарская, всё, что мы делаем — татарское, наша рождающаяся культура тоже будет татарской».

Наряду с этим ученые и общественные деятели, прогрессивные русские историки, профессора Казанского университета С.М. Шпилевский, Н.Ф. Катанов, М.Г. Худяков и др. неустанно доказывали в своих трудах, что основу татар Поволжья и Приуралья составляют не татары периода монгольского нашествия, а булгары и другие местные народы.https://сувары.рф/ru/content/ob-imeni-tatary

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...