хун Опубликовано 17 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2013 Бэнхэ в калмыцком аналоге будет бәәх-имеющиеся,живущие,находящиеся.Зон аналога не вижу.Люди,народ на калмыцком -күмс,улс. Да я в курсе: хун, ХУНУД-кун. кунд гэж бээх ёстэ. Энд бид хоёр монголчуд нэг уг, хэл дэлгрулж эн дэлхэд бэн. Могут быть ошибки. Заранее извиняюсь. Здесь на сайте высказывал мысль о наличии разных диалектов со времён Модэ, но кажется был не понят. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
хун Опубликовано 17 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2013 Здесь нет ничего не обычного, ведь протюркский и промонгольский языки, имеют общий корень, в отличии от новомонгольского. Но так же не бывает сказать про хори -это хорилар и в следующую минуту говорить, если есть окончание лар - то они тюрки. (ТАТАРЛАР, КАЗАХЛАР) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
хун Опубликовано 17 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2013 Письменные памятники средневековья о туматах http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B Здесь очень заметна не конкретика? Никакой систематики и последовательности в этнической правоприемственности. Наличие пласта ТУМАТОВ у якутов, тувинцев, хакас, корейцев и БУРЯТОВ (базовый этнос хори туматов). Наличие пластов ХОРИ (хорчин, хоро и т.д.) Первые упоминания ХОРИ ТУМАТОВ прослеживаются в "ССМ" на бумажном носителе. А раньше? Если посмотреть ситуацию то до монгольской империи был период возврата остатков ГУННУ на свои исконные земли, после фиаско в европейской части. Относительно якутских туматов благодаря работам Миллера можно утверждать, что к началу 13 века н.э хори туматы уже были сформированы как этнос с таким самоназванием, с которым они вошли в сознание нового этноса - якутов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 17 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2013 Уважаемый хун, вы хотите конкретики, гдеж ее взять то? Поэтому лучше сопостовляя множество паралелей прийти более или менее к единому знаменателю. Во первых этноним "тумат" который идет всегда вмести с хори, тумат - боевые псы, синоним "тобет" волкодав, это что то вроде военного общества. Потом современный монгольский это не древнемонголский. Древнемонголского наверно и не осталось в чистом виде, а какието осколки сохронились в чувашском, впрочем нет и древне тюркского, опять же осколки которого сохронились в чувашском. И кстати на чувашском волк - это кашкар, а от кашкар не далеко и до хазар, это я сейчас только в онлайн переводчике нашел, токая теория происхождения этнонима хазар еще не расматривалась, я буду первооткрывателем Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
хун Опубликовано 17 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2013 Уважаемый хун, вы хотите конкретики, гдеж ее взять то? Поэтому лучше сопостовляя множество паралелей прийти более или менее к единому знаменателю. Во первых этноним "тумат" который идет всегда вмести с хори, тумат - боевые псы, синоним "тобет" волкодав, это что то вроде военного общества. Потом современный монгольский это не древнемонголский. Древнемонголского наверно и не осталось в чистом виде, а какието осколки сохронились в чувашском, впрочем нет и древне тюркского, опять же осколки которого сохронились в чувашском. У нас близко нету параллелей ТУМАТ - ТОБЕТ. Я не лингвинист, но ухо режет от Ваших сравнений. По изменению монгольского языка: Привожу читание текстов оригинала 328 года на современном образца 2013 года. "До настоящего времени сохранилась лишь одна фраза, написанная на языке сюнну: сючжу тилэйгянъ, пугу тогоуданъ (прочтение проф. Васильева) по Ab.Remusat: sieou-tchi tili-kang pou-kou khin-tho-tang Эта фраза было произнесена около 328 г.н.э. придворным буддийским монахом южносюннускому вождю Ши Лэ. Вождь обратился к монаху за предсказаниями по поводу похода на китайцев. И монах услышал в звоне колоколов именно эту фразу. Вот перевод с бурятского; - звучит; -"Сю джи дилэйhань, Бугу туhадань" перевод;-"Если Сю джи победит, то Бугу будет помощь" Где Сю джи и Бугу отдельные группы. " Как говорится -"Сэр, Вы не правы" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 17 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2013 У нас близко нету параллелей ТУМАТ - ТОБЕТ. Язык меркитов, хоринцев на мой взгляд был идентичен языку саха. Якутский язык с тюркским идет паралельно, тоесть не такой уж и тюркский. Но корни восходят к общему протюркскому. Конечно вы сейчас не соглоситесь и приведете паралели из "новомонгольских" языков, но о чем спорить если меркиты были истребленны в забойкалье, выжили те кто откочевал сбежал подальше от тех людей которые это ученили. А хоринцы хоть и востовали несколько раз, так или иначе были подчинены. По поводу тумат - тобет, это моя версия и насколько я знаю еще никем не приводилась, судя по интернет источникам мною перечитанных, так что я буду и здесь первооткрывателем, если что ссылайтесь на меня хе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 17 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2013 Письменные памятники средневековья о туматах http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B В «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина туматы, хоринцы (в тексте летописи кори, то есть хори), туласы и баргу объединены под общим наименованием баргутов в стране Баргуджин-орон. Есть мнение, что это отразило факт культурно-языковой общности четырех перечисленных групп. В «Тайной истории монголов» («Сокровенное сказание монголов»), написанной в середине XIII века, упоминаются хори-туматы, как народ, из которого произошла Алан-гоа, считающаяся прародительницей монгольской общности нирун (внутри которой ряд племен и родов, в том числе борджигин, племя Чингисхана). Там же описан начальный период взаимоотношений между хори-туматами и империей Чингисхана, в том числе — хори-туматское восстание 1217 года. В «Алтан тобчи» Лубсана Данзана (начало XVII века) хори-туматы из сюжета об Алан-гоа выпали, но упоминаются как народ, оказавший сопротивление монгольским войскам около 1217 г. «Сборник летописей» вместо хори-туматов родом Алан-гоа называет кураласов, а в описании событий 1217-18 гг. использует только термин тумат (без хори). В маньчжурских летописях упоминаются «монголы из аймака тумот», уничтожившие династию Нара в княжестве Ехэ (самое западное феодальное владение Хайси-Хулуньского объединения на территории Маньчжурии), и основавшие собственную линию местных правителей. Эта династия «монголов тумот» также поддерживала брачные связи с монгольскими ханствами: супругой чахарского хана Лигдана и последней хранительницей печати Чингисхана была Сутай, внучка правителя Ехэ. Кроме того, Тайху, другая внучка ехэского князя была замужем за далай-хун-тайджи Шолоем (будущим Цэцэн-ханом Восточной Халхи). [править]Фольклор о туматах В фольклорных текстах якутов и хакасов упоминались до середины XX века. В бурятских текстах фигурирует наименование тумэт, как правило, в паре с хори. Варианты: хори тумэт, хори хухэ тумэт (хухэ бур. «синий»). В Якутии, как пишет исследователь В. Ушницкий со ссылкой С. И. Боло, — «имеется фольклорное сведение о том, что туматов с долины Туймаады изгнал Омогой Баай, победив их. Особое воинственное племя тумат проиграв в войне с Омогоем, перекочевало на север и в сторону Вилюя и там осело. От их потомков произошли туматские роды северных районов (Боло С. И., 1994, с. 256). Судя по этим преданиям, туматы до прихода саха могли проживать на территории Средней Лены и только потом сосредоточиться на Нижнем и Среднем Вилюе. Имя туматов запечатлено в названии долины Туймаады.» [править]Современные этнические группы, возможные потомки средневековых туматов В Якутии и Горном Алтае зафиксированы этнические группы разного таксонимического уровня, именуемые туматами. В Горном Алтае туматы составляют небольшой род, — объединяющийся с тремя другими родами монгольского происхождения, — найман, мэркит и чорос. В Хакасии сейчас остались носители фамилии Байдошевы, считающиеся потомками исчезнувшего, но некогда крупного народа тумат. На территории этой республики остался топоним Тумат чаазы, считается, что в этой местности некогда жил крупный народ тумат. В Туве встречаются люди с фамилией Тумат, равно как существуют местности с таким названием (Тумат-тайга). Топонимы Тумат встречаются на территории Сибири вплоть до берегов Тихого океана. Среди монголов этноним тумат встречается у одноименного рода в Средней Гоби (в районе Мандалговь, Государство Монголия). Существует также теория о том, что южномонгольская общность тумэт (основное население государства Алтан-хана) является ветвью северных баргуджинских туматов. Теория поддерживается Д. Д. Нимаевым и некоторыми учеными из АРВМ (см. например статью в англоязычной Вики Tümed), но до настоящего времени доказанной считаться не может. Целостной картины происхождения и распространения по огромным пространствам Сибири и Центральной Азии термина тумат/тумэт пока не представлено. Связь между бурятскими, якутскими, хакасскими, алтайскими и другими туматами до конца не ясна. [править]Обзор версий В XIX—XX веках в сознании монголов, особенно бурят, термин тумат из письменных памятников предшествующих эпох, ассоциировался со словом тумэн («десять тысяч»). В народном понимании словосочетание хори тумат бытовало как «хоринские тумэны», образное название войсковой организации. В бурятских фольклорных текстах фигурируют только вариант тумэт (не тумат), и под этим термином не подразумевается особая этническая группа. Разница в огласовке термина не останавливает сторонников отождествления общностей (и терминов) тумат и тумэт, поскольку, — указывают они, — в изначальном виде слово «десять тысяч» звучало туман, а не тумэн (во множественном числе монг. тумэн дает тумэт, как туман — тумат). Кроме того, в исследованиях южномонгольских ученых проводится мысль о том, что вариативность гласного ряда была присуща еще тексту «Тайной истории монголов». Народное понимание термина тумат/тумэт развил Г. Д. Санжеев, обосновавший теорию о том, что туматы были войсковой организацией тех же хоринцев. Он же обратил внимание на тот факт, что в «Сборнике летописей» туматы названы «племенем и войском». Отсюда проистекал тезис о том, что «племя и войско» в данном случае это хори и тумат. Близкую позицию занимает сейчас Д. Д. Нимаев. Ранее Г. Д. Санжеева якутский ученый Г. В. Ксенофонтов в своей работе «Ураангхай-сахалар» обосновывал теорию о длительном пребывании якутов на территории Западной Бурятии (совр. Иркутский край). В этой монографии Г. В. Ксенофонтов впервые употребил понятие «племя тумат». Якутский ученый никак не обосновывал своего мнения о том, что туматы это отдельная этническая группа, этнический характер общности тумат был для него само собой разумеющимся фактом. Других версий он не рассматривал и, вероятно, даже не ставил вопроса о том, что туматы могли быть чем-то еще, кроме племени. Основой восприятия Ксенофонтовым туматов, по всей видимости, был «Сборник летописей» Рашид-ад-дина, где в основном говорится о «племени тумат». Со времен издания монографии Ксенофонтова в науке понемногу начинает прописываться восприятие туматов как этнической группы (заметим, что сам Ксенофонтов даже не доказывал этого, не считая нужным, также он не заострял внимания на указании Рашид-ад-дина о туматах как о «племени и войске»). Явное влияние Г. В. Ксенофонтова (хотя ссылок на него нет) видно в монографии Ц. Б. Цыдендамбаева «Бурятские исторические хроники и родословные», где автор попытался построить свою версию этногенеза различных бурятских групп, в том числе хоринцев. Ц. Б. Цыдендамбаев пошел еще дальше Ксенофонтова и, всерьез не рассматривая теории о социальном характере туматской группы, также решил, что она являлась племенем (этносом), причем тюркского происхождения и даже ведущим в союзе племен хори и тумат. Способом, которым крупный ученый, специалист по письменным памятникам бурят, вывел тюркское происхождение туматов, был анализ тотемического мифа о происхождении хори-бурят от небесной богини, оборачивающейся в лебедя или в юную девушку. Цыдендамбаев предположил, что миф тюркский по происхождению, а в поисках источника заимствования тюркского мифа, он обратился к туматам. Не найдя других кандидатур на роль этноса, давшего хоринцам сюжет о лебеде, он решил, что то были туматы, а значит они были тюрками. Ведущую роль туматов в союзе он вывел из того факта, что в парном наименовании хори-тумат, термин тумат идет на втором месте, являясь определяемым. Позже такая трактовка была подвергнута резкой критике со стороны Д. Д. Нимаева: в двойных названиях народов, известных из монгольских источников, халха-монгол или бурят-монгол, халха или буряты не находятся в союзе с монголами, или даже в зависимости от них. Халха и бурят в данном случае это просто часть монголов. Другие случаи парных наименований из монгольских летописей, которые приводит уже Д. В. Цыбикдоржиев — «ойрат-бурят» и «солонгос-мэркит», также не дают повода считать, что ойраты или солонгосы находились в подчиненном положении относительно бурят или мэркитов. Тем не менее, теория Ц. Б. Цыдендамбаева, получила широкую известность и популярность. В различных вариациях (с небольшими изменениями) она нашла отражение в работах Н. П. Егунова, Б. Р. Зориктуева и других. В последние годы Д. В. Цыбикдоржиев развивает теорию о том, что туматы, упомянутые в «Тайной истории» и «Сборнике летописей», являли собой суть тех же хори, но он не настаивает на простой войсковой интерпретации такого рода двойной структуры — «этнос + социальная группа». Также автор не склонен усматривать в термине тумат монгольское (или тюркское) понятие «десять тысяч» или тумэн. По этой теории туматы в своем генезисе являлись военизированным мужским союзом (или тайным союзом, secret society, männerbund) или мужским объединением. По той причине, что молодежь из такого рода союзов составляла наиболее буйную часть общества, она, образно говоря, «шла впереди» во время военных столкновений и нередко сама провоцировала их, часто идя вразрез с политикой племени. Облавные охоты, охрана табунов, набеги на соседей — наиболее характерный род занятий воинских юношеских организаций у кочевников и культурно близких к ним этносов. Частые столкновения с ними сделали именно название союза тумат более известным у соседей хори, чем их эндоэтноним. Таким образом, у этносов, соседствовавших с хори, слово тумат стало олицетворять самих хори, оттеснив на второй план их самоназвание. В некоторых случаях термин тумат, может быть, превратился в нарицательное обозначение диковатых и воинственных сообществ. Такова вкратце теория традиции военизированных мужских союзов в основе формирования туматов. Дополнением к ней служит тот факт, что в русских документах XVII века хоринцы снова именуются двойным названием: «коринцы и батулинцы» (1640-е гг.) или «коринцы и батуринцы» (1660-е гг.), и по мнению создателя теории, сопутствующее название относится к той же традиции воинских мужских союзов, что ранее была известна как туматы. Кроме того, ее автор считает «городища» шибээ, оставленные носителями курумчинской культуры в Ангаро-Ленском междуречье и на берегах Байкала, туматскими мужскими домами, атрибутом такого рода организаций, как мужские союзы. В них, по его мнению, мужская молодежь проходила обряды инициаций и, возможно, проживала некоторое время. Сторонники теории, считающей туматов этносом, выдвигают различные версии их этногенеза. Например, Б. Р. Зориктуев в своих работах отождествляет упоминающийся в китайских летописях этнос дубо с туматами. Такой же точки зрения в прошлом придерживались некоторые исследователи истории Хакасии и Тувы. Однако в недавнее время хакасский ученый В. Я. Бутанаев высказывался в том смысле, что туматы все-таки монгольское племя, попавшее в состав хакасов после разгрома их восстания. Появились и сторонники самодийского происхождения туматов, но через тюркский этап в конце раннего средневековья. В целом заметен уход приверженцев «этнической теории» о туматах от полемики с оппонентами, усматривающими в туматах военную организацию или мужской союз. Ученые, считающие туматов обычным племенем, либо никак не реагируют на тезисы Г. Д. Санжеева и Д. В. Цыбикдоржиева, либо в редких случаях попыток ответить на них, сводят вопрос к определению численности туматов и этимологии термина тумэн/туман. Так, Б. Р. Зориктуев, находя нереальным исчисление хори в 13 веке в десятки тысяч, отказывался признавать возможность именования их войсковой организации тумэнами/туманами. Соответственно, по его мнению, если не могло быть десятков тысяч, то не могло существовать и название со смыслом «тумэны». Археолог В. С. Николаев в 2004 году в своей монографии «Погребальные комплексы кочевников юга Средней Сибири в XII—XIV веках. Усть-Талькинская культура» выделил усть-талькинскую культуру XII—XIV веков на Ангаре и в попытке определить ее этническую атрибуцию, обратился к истории туматов. Николаев прямо отождествил туматов с носителями этой культуры, но столь невнятно изложил свои доводы о том, почему именно туматы, а не другой народ средневековья им выбран на эту роль, что до настоящего времени его теория прошла практически незамеченной исследователями туматского вопроса. С другой стороны, археолог Б. Б. Дашибалов, специализировавшийся на археологии этого периода и считающий хори создателями курумчинской культуры (от которой В. С. Николаев отделяет усть-талькинскую), не высказывался в пользу тождества туматов и хори. Туматы - военезированный мужской союз, легенды о преврощении в собаку "тумат - тобет" говорит сам за себя, но почему то даже не расматриваетя (не паханное поле ) Если прочитать выделенные моменты: туматы - военные образования (боевые псы), причем не обязательно монолитное, тоесть из одного племени, что то вроде "казак", я уже давно заметил что тумат и казак - это слова синонимы, созвучны и обозначают примерно одно и тоже - войсковой союз. Только у слова тумат, есть конкретная ассоциация с боевым псом (это из легенды), а у казак - нет токой легенды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
dovuki Опубликовано 18 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 Да я в курсе: хун, ХУНУД-кун. кунд гэж бээх ёстэ. Энд бид хоёр монголчуд нэг уг, хэл дэлгрулж эн дэлхэд бэн. Могут быть ошибки. Заранее извиняюсь. Здесь на сайте высказывал мысль о наличии разных диалектов со времён Модэ, но кажется был не понят. Человек у нас -күн,күмүн;человеческий,человечество -күмни,күнүд у нас не говорят,не пишут,но күүнүт в разговоре допускают,во всяком случае слышал.Отсюда можно сделать вывод корнем слова является -кү,күү(ху,хуу). На счет слова -зон.Думаю это слово зун-сто или зүн-левый,восточный.Ой бэнхэ зон -в современном калмыцком звучании будет- Ө-моднд бәәх зун-сотня обитателей леса. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 марта, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 бурятский зон связан с тувинским и хакасским чон. Этимологически не связан с зуун 100. Так как в бурятском и так есть зуун и зон. у калмыков видимо вышло из употребления. у вас скорее всего будет соответствовать ваш термин олн амьтн. Читал где-то калмыцкий народ -хальмг олн амьтн. (дословно в бурятском и халхасском получается что калмыцкие многие живые существа или животные) Но в народе это слово амьтан до сих пор в значении люди живо используется, правда уже молодежь вряд ли так будет говорить. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 марта, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 Предок династии Тушету-ханов Оноху уйдзэн нойон после смерти отца от матери получил в удел 2 отока из северных 7 отоков Халха-тумена. Одним из них был оток -Горлос. Костяк Тушету-ханского аймака это именно потомки горлосов. Тушету-ханский аймак-это центр Монголии. так что они наравне с хори-бурятами тоже являются наследниками Алан-гоа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
dovuki Опубликовано 18 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 бурятский зон связан с тувинским и хакасским чон. Этимологически не связан с зуун 100. Так как в бурятском и так есть зуун и зон. у калмыков видимо вышло из употребления. у вас скорее всего будет соответствовать ваш термин олн амьтн. Читал где-то калмыцкий народ -хальмг олн амьтн. (дословно в бурятском и халхасском получается что калмыцкие многие живые существа или животные) Но в народе это слово амьтан до сих пор в значении люди живо используется, правда уже молодежь вряд ли так будет говорить. Калмыцкий народ будет -хальмг улс.Олн-әмтн -люди,все живые существа.Сочетание хальмг олн-әмтн не слышал,может быть -хальмг әмтн -калмыцкие люди,калмыки.Әмтн производна от слова -әм,әмн -жизнь,свою очередь әм производно от слова -ә -звук. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
хун Опубликовано 18 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 бурятский зон связан с тувинским и хакасским чон. Этимологически не связан с зуун 100. Так как в бурятском и так есть зуун и зон. у калмыков видимо вышло из употребления. у вас скорее всего будет соответствовать ваш термин олн амьтн. Читал где-то калмыцкий народ -хальмг олн амьтн. (дословно в бурятском и халхасском получается что калмыцкие многие живые существа или животные) Но в народе это слово амьтан до сих пор в значении люди живо используется, правда уже молодежь вряд ли так будет говорить. Приведение примеров по образованию слова эвенк, через слово зон, тема откатилась в сторону. Придется с другой стороны к этому вопросу подойти. ЭВЕНКОВ всегда ассоциируют с лесными людьми. В ССМ читаем - для этого контингента людей была специально организована военная акция по присоединению их к своему флагу. По этой причине подойдем с монгольской стороны. У монголов есть слово БЭХ - есть. Слово находится переводится как БЭНХ. У монголов также говорят ОЙ МОДН. Но допускается на практике говорить ОЙ -лес. По логике вещей раз это тема была монгольской то ОЙ БЕНХ ХУУ можно трансформировать в лесного человека. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
хун Опубликовано 18 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 бурятский зон связан с тувинским и хакасским чон. у калмыков видимо вышло из употребления. Контакт прабурят с тоба и хахас вещь доказанная, где ХУННУ при отходе на запад и при возврате на родину контактирует с прахакасами и при возврате на родину также контактируют пратувинцами, где и переняли возможно слово ЧОН с искажением в ЗОН. По этой причине (калмыки не отходили на запад) западные ХУННУ в будущем БУРЯТЫ говорят ЗОН, относительно людей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
хун Опубликовано 20 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2013 Гурхан – это слово тоже имеет совсем другой смысл "гур хан" – т.е. хан гурэна или всего улуса (хан эл–а). Сокровенное сказание монголов – Жамуха гурхан (Жамуха хан всего эла – улуса) Гурхан в бурятской лексике определяет как ХАН над другими ханами (союзниками). Так же как и в монгольской лексике - гурэн, улас. Здесь от меня есть дополнительный комент. Гурхан Джамуха объединил другую часть монголоязычных не включёных к тому времени к Чингис хану. Где у каждой монголоязычной племени был свой хан, где при объединении в одну семью (ГЭР, ЭЛ), главного назвали - ГУРХАН. Вспомним о наличии кутиГУРов, утиГУРов в истории Евразии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 20 марта, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 марта, 2013 Люди добрые Вы серьезно это говорите? Когда монголы говорили эвенки? Мы этих народов знали как хамниган, солон. Эвенки это их самоназвание монголам неизвестное. Завязывайте 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
хун Опубликовано 20 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2013 Какая всетаки страшная каша в голове. Б.О.Долгих эхиритов считал одним племенем в прошлом с Саха, выводя от «яха». Выводя по бурятской лексике Яhа - кость( в бурятской лексике определяет род, народ, племя) Саха - дальние. Саха якут переводится ДАЛЬНИЙ РОД (кость), в смысловом понятии можно перевести как дальний родственник (но якуты явно не согласятся с этим, потому что самосознание и язык у них лежат в тюрской плоскости. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
хун Опубликовано 20 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2013 Люди добрые Вы серьезно это говорите? Когда монголы говорили эвенки? Мы этих народов знали как хамниган, солон. Эвенки это их самоназвание монголам неизвестное. Завязывайте Да с Вами совершено согласен -НЕ ГОВОРИЛИ "ЭВЕНК" - это название первоначально появилось только в регистрационных бумагах российской империи. Я говорю о том времени когда ЧИНГИС ХАН направил своих ребят в направлении реки Ангары, где войска дошли до реки Лены. Это была военная акция направленная на присоединение ЛЕСНЫХ НАРОДОВ, согласно ССМ. По моему там по ХАМНИГАНАМ, ТУНГУСАМ команду не давали. Халх монголын хлн дэр эн учир ю ваа, зацгэ талha хлх болвол? Наверное будет похож на баргутский говор, но вреде бы понятно написал. На монгольском как будет слышаться команда по присоединению лесных народов? Я думаю близко будет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 16 апреля, 2013 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2013 бурятский зон связан с тувинским и хакасским чон. Этимологически не связан с зуун 100. Так как в бурятском и так есть зуун и зон. у калмыков видимо вышло из употребления. у вас скорее всего будет соответствовать ваш термин олн амьтн. Читал где-то калмыцкий народ -хальмг олн амьтн. (дословно в бурятском и халхасском получается что калмыцкие многие живые существа или животные) Но в народе это слово амьтан до сих пор в значении люди живо используется, правда уже молодежь вряд ли так будет говорить. Калмыцкий народ будет -хальмг улс.Олн-әмтн -люди,все живые существа.Сочетание хальмг олн-әмтн не слышал,может быть -хальмг әмтн -калмыцкие люди,калмыки.Әмтн производна от слова -әм,әмн -жизнь,свою очередь әм производно от слова -ә -звук. Учите родной язык. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 16 апреля, 2013 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2013 Да я в курсе: хун, ХУНУД-кун. кунд гэж бээх ёстэ. Энд бид хоёр монголчуд нэг уг, хэл дэлгрулж эн дэлхэд бэн. Могут быть ошибки. Заранее извиняюсь. Здесь на сайте высказывал мысль о наличии разных диалектов со времён Модэ, но кажется был не понят. Человек у нас -күн,күмүн;человеческий,человечество -күмни,күнүд у нас не говорят,не пишут,но күүнүт в разговоре допускают,во всяком случае слышал.Отсюда можно сделать вывод корнем слова является -кү,күү(ху,хуу). На счет слова -зон.Думаю это слово зун-сто или зүн-левый,восточный.Ой бэнхэ зон -в современном калмыцком звучании будет- Ө-моднд бәәх зун-сотня обитателей леса. Ахахаха!!! Довуки учите родной язык! И другие монгольские языки если хотите хоть что-то понимать и предполагать. А то что вы тут регулярно пишите просто бред какой-то недоучившегося школьника. Да и для старых слов не используйте словари современного калмыцкого Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 26 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2015 Горлосы или кораласы это самые многочисленные среди халхамонголов Тушетуханского аймака. Говорят,что раньше горлосы жили вместе с хиргисами в подданстве Сайн ноен-хана, но они несколько раз поднимали восстание против своих нойонов. 1. Иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 135 дугаар зүйлийн 135.2.6 дахь хэсэгт зааснаар Горлос овогт Равдангийн Тулгатын Их Говийн Дархан Газарт 1982 оны 07 дугаар сарын 22-ны өдрөөс 1991 оны 01 дүгээр сарын 01-ний өдрийг хүртэл мэргэжилтнээр ажилласан байдлыг тогтоосугай. http://shuukh.mn/irgenanhan/12639/view Горлос овогт Самбуугийн Эрхбат нь догшин авирлаж танхайрах гэмт хэрэг үйлдсэн гэм буруутайд тооцсугай. http://old.shuukh.mn/eruuanhan/10063/view Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 26 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2015 Здравствуйте форумчане! я принадлежу к роду коралас, ныне находящего в составе казахского народа, а именно по линии Ботпай -Дулат-Улы жуз. Мне очень было интересно прочитать ваши посты. Есть много чего любопытного и познавательного. Однако вернемся к теме. Если прочитать Сокровенное сказание, то география предков Чингисхана ( а он происходит из рода коралас) находится западнее озера Балхаш (ранее Тенгис) в районе севернее Каратауских гор, где ранее была Джезказганская область. Я согласен с Аскерборж, что становление монгольского государства Чингисхана происходила чуть севернее Семиречья, на территории ранее ныне Алматинской (отчасти ранее Талдыкорганской) и Восточно-Казахстанской (отчасти ранее Семипалатинской области) Если об этом я ранее смутно догадывался то Аскерборж приводит факты, которые оспариваются с трудом, например отождествление горы Бурхан недалеко от Текели с Бурхан-халдуном, а также дислоцирует каракорум в районе Семиречья. Возле горы Бурхан течет река Тенгелик и Кора (отсюда коралас) Но об этом потом. Но я работал в другом направлении. Я искал искомое место т.е. родину основателя кораласов приплывшего с запада и в результате пришел к выводу, что это является местность вокруг мазара Домбаул-мергена (Добун-мерген) , мазара Алаша хана, мазара Жолшыхана (Джучихана) т.е. в районе р.Кенгир (Кангар). Там же есть могилы-мазары Тохтамысхана(Тохтамыш) и эмира Едиге (Едыга). Там же эмир Аксак Темир (Тимур) воздвиг два кургана (Улытау и кишитау) в честь своих предков (его предки из младшей ветви кораласов (барлас). Позже изложу подробно. Сейчас скажу кратко. Мой вывод. Предки кораласов были выходцами из Канлы (Киян-Кият) известных как Канглы-Кангюи и т.д. По видимому они происходили из рудокопов-медоплавильщиков. а знаменитая Алан-кие -Алан-Гоа (святая Алан) происходила из местности Арыг-Уйсин и скорей принадлежала из Уйсинов (Усуней,ушунов и и т.д.) Пока все. За неимением времени закругляюсь. Но потом подробно опишу свои исследования, которые привели меня к такому выводу. P.S. По моему мнению, а это я знаю, мои родичи кораласы выделются от других казахов тем, что они являются туранидами. У них ярко-выраженный характер древних насельников Казахстана т.е. мало признаков монголоидности (например Чингисхан не монголоид) Но все потом по порядку и позже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 26 июня, 2015 Admin Поделиться Опубликовано 26 июня, 2015 Посмотрите ССМ - значит Чингисхан покорил своих родичей "канлиутов"? Канлы никакие не кияты, наоборот канлы вырезались как одни из главных врагов монголов. Европеоидность кораласов может быть лишь итгом смешения с оседлым населением Средней Азии. Только и всего. Чингисхан не был европеоидом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 26 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2015 Одна из ошибок нынешних людей, когда они говорят европеиды,то у них мерещатся классический тип (нордический) европеидов (рыжеволосый и синеглазый) а вот среди нынешних европейцев есть черноглазые и черноволосые, но их монголами не назовешь. Более ближе к азиатскому типу европеидов можно назвать финно-угоров. Часто у них тип лица азиатский, а волосы и глаза светлые. Чингисхан -туранид т.е. смесь финноугоров и монголоидов, что ранее было типично для насельников Казахстана. Посмотрите на черемисов, татар-мишярь, чувашей, то их чисто европеидами (классическими) не назовешь. Среди казахов есть род торе-потомки Чингисхана и они отличаются от монголоидов светлыми волосами, сине-зелеными глазами, тип лица ближе к туранидам т.е. не монголоиды. Я с отдельными их представителями знакомю .Их особенно много на юге Казахстана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 26 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2015 Посмотрите ССМ - значит Чингисхан покорил своих родичей "канлиутов"? Канлы никакие не кияты, наоборот канлы вырезались как одни из главных врагов монголов. Европеоидность кораласов может быть лишь итгом смешения с оседлым населением Средней Азии. Только и всего. Чингисхан не был европеоидом. Громко сказано, что Чингисхан вырезал канглов. Они до сих пор живы. Он разгромил государство канглов-Хорезм и соответственно канглы гибли как и все. Не слышал, чтобы нынешнее канглы проклинали Чингисхана. Генетическая память все таки есть и она у канглов о Чингисхане молчит, по той причине, что канглы потом принимали деятельное участие в завоеваниях Чингисхана.т.е. признали природным господином. Насчет смещения с оседлым населением Средней Азии. Да были факты смещения и они единичны. Кочевники не табор и у них есть традиции, которым они жестко следовали. Браки с посторонними заключали редко и то это были власти имущие, простой люд предпочитал по старинке женились на своих. Например вам известно, что народ состоит из минимум 12 кланов, которые заключают между собой браки, не допуская посторонних? Кажется называется это экзогамным браком. Были случаи, когда степняки искали своих экзогамных партнеров, даже когда те откочевывали далеко. Это видно в народных эпосах. А вот реальный пример. Отец Чингисхана женился на коныратке и он сам женился на коныратке. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 26 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2015 Рашид-ад-Дин сообщает что, когда монголы вышли из Эргуне-куна их предводителем был Бортечина из племени Куралас. Всю свою сознательную жизнь думал, что из Эргенекона вышли ТЮРКИ. Вот-вот , найдите 10 различий как говорится. Добавлю следующее. В обоих случаях растопили в горах железо и вышли на равнину. Правителями тюрков были Ашины, а основателем кораласов был Борте-ашино. Улавливаете сходство. Плюс к тому Борте или бори означает волк на тюркском. Вспомните тотем тюрков- волк и их штандарт с головой волка. Борте-ашино означает сын волка. А тюрки ведут свое происхождение от волчицы. Кстати как и гунны. Это значит можно проводит прямую линию: гунны-тюрки-уйгуры-монголы, причем последние не нынешнее уйгуры и монголы. Я говорю о каганатах т.е. государств тюрков, которые сменяли друг друга. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться