Curly Fries Опубликовано 12 мая, 2022 Поделиться Опубликовано 12 мая, 2022 Почему у (большинства) современных уйгуров отсутствует родо-племенное деление? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 13 мая, 2022 Admin Поделиться Опубликовано 13 мая, 2022 Из-за процессов оседания еще в древности. 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 мая, 2022 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2022 В целом все кочевники противились оседанию. Мы видим это на примере ногайцев, моголов и т.д. Предлагаю обратить внимание на запись Герберштейна: https://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein_3/frametext4.htm ...Они не остаются долго на одном месте, считая за сильное несчастие долго пребывать на одном и том же месте. Поэтому иногда, рассердившись на детей и призывая на них тяжкое несчастие, они обычно говорят им: «Чтоб тебе, как Христианину, оставаться всегда на одном [144] месте и нюхать собственную вонь». Поэтому, стравив пастбища в одном месте, они переселяются в другое со стадами, женами и детьми, которых везут с собой на повозках. .. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 мая, 2022 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2022 У Кашгари ятуки (жатаки) - это вообще лентяи. https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Machmud_Kasgar/text1.htm |III, 11| Ятуг ненг – заброшенная, забытая вещь. Отсюда лентяй называется «ятук киши». Вид (джинс) гузов, который живет в их городах, не переезжает в другие места и не воюет, называется ятук, то есть заброшенные ленивцы. (По-видимому, речь идет о переставших кочевать туркменах на Сыр-дарье; как видно из предыдущего (стр. 311), Махмуд Кашгарский называет «городами гузов» поселения в районе Сугнака) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 мая, 2022 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2022 Обратите внимание на эту статью https://cyberleninka.ru/article/n/sedentarizatsiya-srednevekovyh-kochevnikov-vostochnoy-evropy-ponimanie-i-proyavlenie/viewer В качестве резюме пишется, что надо отказаться от мысли, что эволюционным развитием номадизма является оседлость. В ареалах номадизма к оседлости привлекались кочевники насильственным путем. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 13 мая, 2022 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2022 А может быть у предков совр уйгуров вовсе не было родоплеменноого деления? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 14 мая, 2022 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2022 9 часов назад, Samatq сказал: А может быть у предков совр уйгуров вовсе не было родоплеменноого деления? А зачем земледельческому населению родоплеменное деление? Отдельные субэтносы (лобнорцы и т.д.) не имею в виду. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 11 сентября, 2022 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2022 В 14.05.2022 в 07:10, Zake сказал: А зачем земледельческому населению родоплеменное деление? Отдельные субэтносы (лобнорцы и т.д.) не имею в виду. славяне, германцы, древние греки, и можно долго продолжать 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 16 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2023 В 13.05.2022 в 23:16, Zake сказал: У Кашгари ятуки (жатаки) - это вообще лентяи. https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Machmud_Kasgar/text1.htm |III, 11| Ятуг ненг – заброшенная, забытая вещь. Отсюда лентяй называется «ятук киши». Вид (джинс) гузов, который живет в их городах, не переезжает в другие места и не воюет, называется ятук, то есть заброшенные ленивцы. (По-видимому, речь идет о переставших кочевать туркменах на Сыр-дарье; как видно из предыдущего (стр. 311), Махмуд Кашгарский называет «городами гузов» поселения в районе Сугнака) Дулати: ...жители Кашгара и Хотана делятся <на четыре группы (Добавлено по Л2 166б, Л3 141б, R 301). Первую называют “туман”, что означает “подданные-ра'ийаты”, они принадлежат хану и ежегодно платят ему налог. /190б/ Другая называется “каучин”, что означает ““войско”, которым целиком управляли мои предки. Следующая — “аймаки”, каждый из которых получал доход в виде зерна, материи и других [вещей] — мои предки тоже принадлежали к этой группе. Четвертая группа — обладатели шариатских должностей и [374] распорядители благотворительными местами, вакфами, большинство которых были учреждены моими предками, и многих <земельных владений (Добавлено по Л2 167а; Л3 142а), в подробном описании которых здесь нет надобности. Податные крестьяне -раийат Кашгарии входили в группу "туман". В тексте "туман" - это похоже, что "төмен", т.е. "низший". Когда Абулгази писал о туркменах, у него тоже "хорошие" (нукеры) являлись свободными воинами, а самые "плохие", т.е. незнатные, становились земледельцами-райатами. То же самое у казахов было в 19 веке, когда обедневшие номады переставали кочевать и становились жатаками. https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi/frametext1.htm В то время туркмены жили на Мангышлаке, 5 на Балхане 6 и на берегах Теджена. 7 Те из них, которые обитали в Хорезме, |20| прослышав о нашем прибытии, бежали и отправились в те названные три юрта. Затем все они пришли в Хорезм, — одни из них по кочевьям, другие [36] по [караванным] путям, — а в [тех] трех юртах не осталось ни одной семьи (бiр ojli). 8 Хорошие из них стали нукерами, 9 плохие 10 — райятами. Комментарии 9.Нукер (< монг. nokor || nokur 'друг'); у монголов этим термином обозначался “свободный воин, обязавшийся служить своему вождю” (Б. Я. Владимирцов. Общ. строй монголов, стр. 87); у тюркских народов этим термином обозначался 'дружинник', 'военный слуга'; см.: МИТТ, т. II, 325, прим. 3; И. П. Петрушевский. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв., стр. 113; J. Nemeth. Wanderung des mongolischen Wortes nokaer 'Genosse', стр. 1-23. 10. Хороший' (jахши), 'плохой' (jаман) обычно употребляются в смысле 'знатный' и 'незнатный'. Ср. аналогичное употребление монгольского sayin (мн. ч. sayid) 'лучший', 'вельможа' (Б. Я. Владимирцов. Общ. строй монголов, стр. 139) и magu(mu) 'плохой', 'худой человек' (там же, стр. 168). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 16 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2023 Если у большинства отсутствует, значит ли это, что часть сохранила родоплеменное деление? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 16 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2023 3 минуты назад, Zerek сказал: Если у большинства отсутствует, значит ли это, что часть сохранила родоплеменное деление? Скорее всего ув Админ прав. Оседали с глубокой древности, а сохранили свои родоплеменные названия те, кто седентаризировался не так давно по историческим меркам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться