Перейти к содержанию
Curly Fries

Почему у (большинства) современных уйгуров отсутствует родо-племенное деление?

Рекомендуемые сообщения

В целом все кочевники противились оседанию. Мы видим это на примере ногайцев, моголов и т.д.

Предлагаю обратить внимание на запись Герберштейна:

https://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein_3/frametext4.htm

...Они не остаются долго на одном месте, считая за сильное несчастие долго пребывать на одном и том же месте. Поэтому иногда, рассердившись на детей и призывая на них тяжкое несчастие, они обычно говорят им: «Чтоб тебе, как Христианину, оставаться всегда на одном [144] месте и нюхать собственную вонь». Поэтому, стравив пастбища в одном месте, они переселяются в другое со стадами, женами и детьми, которых везут с собой на повозках. ..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Кашгари ятуки (жатаки) - это вообще лентяи.

https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Machmud_Kasgar/text1.htm

|III, 11| Ятуг ненг – заброшенная, забытая вещь. Отсюда лентяй называется «ятук киши». Вид (джинс) гузов, который живет в их городах, не переезжает в другие места и не воюет, называется ятук, то есть заброшенные ленивцы. (По-видимому, речь идет о переставших кочевать туркменах на Сыр-дарье; как видно из предыдущего (стр. 311), Махмуд Кашгарский называет «городами гузов» поселения в районе Сугнака)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обратите внимание на эту статью https://cyberleninka.ru/article/n/sedentarizatsiya-srednevekovyh-kochevnikov-vostochnoy-evropy-ponimanie-i-proyavlenie/viewer

В качестве резюме пишется, что надо отказаться от мысли, что эволюционным развитием номадизма является оседлость.  В ареалах номадизма к оседлости привлекались кочевники  насильственным путем.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Samatq сказал:

А может быть у предков совр уйгуров вовсе не было родоплеменноого деления?

А зачем земледельческому населению родоплеменное деление?

Отдельные субэтносы (лобнорцы и т.д.) не имею в виду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В 14.05.2022 в 07:10, Zake сказал:

А зачем земледельческому населению родоплеменное деление?

Отдельные субэтносы (лобнорцы и т.д.) не имею в виду.

славяне, германцы, древние греки, и можно долго продолжать

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.05.2022 в 23:16, Zake сказал:

У Кашгари ятуки (жатаки) - это вообще лентяи.

https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Machmud_Kasgar/text1.htm

|III, 11| Ятуг ненг – заброшенная, забытая вещь. Отсюда лентяй называется «ятук киши». Вид (джинс) гузов, который живет в их городах, не переезжает в другие места и не воюет, называется ятук, то есть заброшенные ленивцы. (По-видимому, речь идет о переставших кочевать туркменах на Сыр-дарье; как видно из предыдущего (стр. 311), Махмуд Кашгарский называет «городами гузов» поселения в районе Сугнака)

Дулати:

...жители Кашгара и Хотана делятся <на четыре группы (Добавлено по Л2 166б, Л3 141б, R 301). Первую называют “туман”, что означает “подданные-ра'ийаты”, они принадлежат хану и ежегодно платят ему налог. /190б/ Другая называется “каучин”, что означает ““войско”, которым целиком управляли мои предки. Следующая — “аймаки”, каждый из которых получал доход в виде зерна, материи и других [вещей] — мои предки тоже принадлежали к этой группе. Четвертая группа — обладатели шариатских должностей и [374] распорядители благотворительными местами, вакфами, большинство которых были учреждены моими предками, и многих <земельных владений (Добавлено по Л2 167а; Л3 142а), в подробном описании которых здесь нет надобности.

Податные крестьяне -раийат Кашгарии входили в группу "туман".

В тексте  "туман" - это похоже, что "төмен", т.е. "низший". 

Когда Абулгази писал о туркменах, у него тоже "хорошие" (нукеры) являлись свободными воинами, а самые "плохие", т.е. незнатные, становились земледельцами-райатами. То же самое у казахов было в 19 веке, когда обедневшие номады переставали кочевать и становились жатаками.

https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi/frametext1.htm

В  то время туркмены жили на Мангышлаке, 5 на Балхане 6 и на берегах Теджена. 7 Те из них, которые обитали в Хорезме, |20| прослышав о нашем прибытии, бежали и отправились в те названные три юрта. Затем все они пришли в Хорезм, — одни из них по кочевьям, другие [36] по [караванным] путям, — а в [тех] трех юртах не осталось ни одной семьи (бiр ojli). 8 Хорошие из них стали нукерами, 9 плохие 10 — райятами.

 

Комментарии

9.Нукер (< монг. nokor || nokur 'друг'); у монголов этим термином обозначался “свободный воин, обязавшийся служить своему вождю” (Б. Я. Владимирцов. Общ. строй монголов, стр. 87); у тюркских народов этим термином обозначался 'дружинник', 'военный слуга'; см.: МИТТ, т. II, 325, прим. 3; И. П. Петрушевский. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв., стр. 113; J. Nemeth. Wanderung des mongolischen Wortes nokaer 'Genosse', стр. 1-23.

10. Хороший' (jахши), 'плохой' (jаман) обычно употребляются в смысле 'знатный' и 'незнатный'. Ср. аналогичное употребление монгольского sayin (мн. ч. sayid) 'лучший', 'вельможа' (Б. Я. Владимирцов. Общ. строй монголов, стр. 139) и magu(mu) 'плохой', 'худой человек' (там же, стр. 168).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Zerek сказал:

Если у большинства отсутствует, значит ли это, что часть сохранила родоплеменное деление?

Скорее всего ув Админ прав. Оседали с глубокой древности, а сохранили свои родоплеменные названия те, кто седентаризировался не так давно по историческим меркам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...