АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 Хотел бы обсудить в этой теме и сравнить разные исторические традиции монгольских и тюркских народов, в частности, хахалха-монгольской и казахской традиции по отношению к конскому хвосту и гриве. Халха-монголы традиционно стригут гривы лошадям, это называется по-монгольски "морины дэл засах". Стригут ли монголы конские хвосты я точно не уверен, но вроде бы читал, что это встречается тоже. Чисто на мой субъективный взгляд лошади без гривы становятся несимпатичными, выглядят как-то неестественно: Для сравнения казахские лошади: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 К своему величайшему удивлению узнал, что казахи на юге страны тоже стригут хвосты и гривы. Это называется там "жал күзеу", "құйрық күзеу". Незнаком даже термин, потому что "стричь" у нас говорят "қыл қырқу", "құйрық кесу", "кекіл кесу". И даже не в термине дело и не это главное. Например, в наших краях, в Степном крае, стричь лошади хвост и гриву запрещается традицией, это табу. Например, чтобы обосновать свои слова. могу привести запечатленную в документах судебную тяжбу 1906 года между зайсанцами и палодарцами, на которой павлодарские бии приравняли наказание за стрижку конского хвоста по тяжести к "куну" за убийство человека. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 1 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 2 минуты назад, АксКерБорж сказал: Например, в наших краях, в Степном крае, стричь лошади хвост и гриву запрещается традицией, это табу. Нет, не табу. Конский волос отличный материал, но это смотря какому коню резать, скаковому, рабочему, тот который пойдёт на согым. На вашем фото кляча. Ну, не томите, рассказывайте как это будет связано с Чингисханом, Каракорумом на Иртыше, или сохранением исконных традиций в Павлодаре? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 Если не ошибаюсь, у татар-монголов Чингизхана в письменных источниках упоминается аналогичная традиция, запрещающая стричь хвосты и гриву лошадям. И у казахов, и емнип у татар Чингизхана, они стриглись жеребцу, чей хозяин умер, такую лошадь называли "тұл", а саму стрижку "тұлдау". Такую лошадь (тұлдаған ат) не седлали и не запрягали. Такая лошадь забивалась на мясо на поминки хозяина, годовщину. По-казахски "тұл" - вдовый. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 1 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 Кустанайская порода. Выведена из донских и поволжских пород скрещенных с местными казахскими племенными. По местной традиции стрижется. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 1 час назад, Qairly сказал: Ну, не томите, рассказывайте как это будет связано с Чингисханом, Каракорумом на Иртыше, или сохранением исконных традиций в Павлодаре? Хочешь быть в этой теме гриво-хвостоведом? Можно. шутка 1 час назад, Qairly сказал: Нет, не табу. Конский волос отличный материал, но это смотря какому коню резать, скаковому, рабочему, тот который пойдёт на согым. Наверно вы не знакомы с вопросом. Конский волос (по-казахски "аттың қылы" или просто "қыл") всегда был нужным материалом для плетения арканов, веревок и прочих нужд, а также емнип активно шел на торг, выражаясь по современному, на импорт. )) Но его можно было брать у забитых на мясо лошадей, благо в этом недостатка не было. Специально для волоса лошадей навряд ли резали. А о стрижке и говорить не приходится, это был грех. Но как я заметил выше, не во всех регионах соблюдался такой запрет. Видимо наш qairly как раз из таких мест, пусть поделится информацией. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 2 минуты назад, Qairly сказал: Кустанайская порода. Выведена из донских и поволжских пород скрещенных с местными казахскими племенными. По местной традиции стрижется. Это современные казахи, не помнящие родства и традиций предков так делают. Поэтому фотки из просторов интернета не пример. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 12 минут назад, Qairly сказал: На вашем фото кляча. Хех, кляча. Это наша степная порода, отличная кобыла (бие), справная (күйлі). По масти "көк ат". Фото С.М. Дудина 1899 года. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 10 минут назад, Qairly сказал: Каракорумом на Иртыше Что вы видите, когда читаете книги? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 19 минут назад, Qairly сказал: Кустанайская порода. Выведена из донских и поволжских пород скрещенных с местными казахскими племенными. По местной традиции стрижется. Это какая такая местная традиция кустанайская, в смысле костанайская? Хммм. Если вы историк, то наверно должны наверно знать про древнюю хуннскую традицию отрезать косы в знак скорби или про старинную казахскую традицию дарить девушками клочок косы возлюбленному при выходе замуж за другого? Имхо, все эти традиции взаимосвязаны между собой, даже терминологически. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 35 минут назад, АксКерБорж сказал: Халха-монголы традиционно стригут гривы лошадям, это называется по-монгольски "морины дэл засах". Стригут ли монголы конские хвосты я точно не уверен, но вроде бы читал, что это встречается тоже. Оказывается стригут. "Обычаи монголов". Газета "Новости Монголии". № 5 - 6 от 07.02.2013 г.: "... По традиции от младенца до старца встречают монголы первого числа начала весеннего месяца «Цагаан сар», ревностно относясь к подготовке своих национальных одеяний «дээл», постригая в эту пору гривы и хвосты своих лучших коней, очищая тело и дух от тяжких грехов и веря в вечную силу светлых помыслов". Википедия "Монгольская лошадь" (с фото): ".. Подседельным лошадям стригут гриву. Монгольская лошадь с традиционно подстриженной гривой и под монгольским седлом". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 1 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 53 минуты назад, АксКерБорж сказал: Но его можно было брать у забитых на мясо лошадей, благо в этом недостатка не было. Стригли и в военных походах тоже, искать источники, честно вообще нет желания. Суть в том что стригли лошадей, но в зависимости от типа лошади. Тем более, у кочевника, у которого по нескольку лошадей на одного члена семьи, думаете были такие строгие правила на конских волос? 57 минут назад, АксКерБорж сказал: А о стрижке и говорить не приходится, это был грех. Но как я заметил выше, не во всех регионах соблюдался такой запрет Потому что по традиции, это лошадь умершего человека, или у вас в Павлодаре, у человека, как у оседлого жителя Сибири, была одна лошадь на всю жизнь? 1 час назад, АксКерБорж сказал: Видимо наш qairly как раз из таких мест, пусть поделится информацией. На моей памяти местные лошадей не стригли. Но не думаю, что это было связано с какой-то там древней традицией, просто в этом не было необходимости. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 8 минут назад, Qairly сказал: или у вас в Павлодаре, у человека, как у оседлого жителя Сибири, была одна лошадь на всю жизнь? Смешно когда фольк-хистори из края, традиционно выращивающего в основном верблюдов, что-то заикается о коневодческом Степном крае, Сибкрае. Если вы историк, то должны владеть исторической документальной информацией, что в крае, который вы назвали Сибирью (правильно Степной край или Сибкрай), табуны богатых казахов достигали 10 000 и 20 000 голов. Если хотите, то я могу поделиться с историком ссылками. 8 минут назад, Qairly сказал: На моей памяти местные лошадей не стригли. Но не думаю, что это было связано с какой-то там древней традицией, просто в этом не было необходимости. Повторяю, нынешние казахи не то чтоб традицию запрета стрижки хвостов и грив забыли, они даже свое правильное самоназвание до сих пор не могут прописать в свои паспорта и везде. 8 минут назад, Qairly сказал: Стригли и в военных походах тоже, искать источники, честно вообще нет желания. Нет желания у него видите ли, тогда зачем просились в теме на упомянутую роль? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 1 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 1 минуту назад, АксКерБорж сказал: Смешно когда фольк-хистори из края, традиционно выращивающего в основном верблюдов, что-то заикается о коневодческом Степном крае, Сибкрае. Традиционно лошади близкие к ногайским, калмыцким и донским. А не верблюды. Съездите, как будет минутка к границам на западе и в казахские поселки Астрахани, как будет время. 5 минут назад, АксКерБорж сказал: Нет желания у него видите ли, тогда зачем просились в теме на упомянутую роль? АКБ в своем репуртуаре, сам пошутил - сам посмеялся 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 1 час назад, АксКерБорж сказал: Например, в наших краях, в Степном крае, стричь лошади хвост и гриву запрещается традицией, это табу. Например, чтобы обосновать свои слова. могу привести запечатленную в документах судебную тяжбу 1906 года между зайсанцами и палодарцами, на которой павлодарские бии приравняли наказание за стрижку конского хвоста по тяжести к "куну" за убийство человека. В.В. Радлов "Из Сибири" (гл. Тюркские степные кочевники): "... Верховая лошадь – гордость девушки и юноши. Хваля коня, выражают похвалу всаднику и оскорбляют его, осуждая его коня. Нанести удар чужому коню значит нанести удар всаднику. Верховая лошадь доставляет юношу к невесте и, усталая, стоит на привязи у юрты, пока он весело проводит время со своей возлюбленной; верховая лошадь несет героя на битву, и ей по праву принадлежит честь участвовать в оплакивании мертвого героя. Когда умирает богатый казах, на седьмой день люди собираются и устраивают пир. Седло умершего кладут перевернутым на его верховую лошадь. На нем раскладывают платье умершего, а поверх кладут его шапку-малахай, и в таком виде лошадь привязывают за недоуздок к юрте умершего. Под пение причитаний лошади отрезают хвост. На такую лошадь уже никто никогда не сядет, ее называют овдовевшей (тулдаган ат). Если казах умер на чужбине, то его лошадь с перевернутым седлом доставляют домой и только у дома обрезают ей гриву и хвост". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 41 минуту назад, Qairly сказал: Стригли и в военных походах тоже, искать источники, честно вообще нет желания. Суть в том что стригли лошадей, но в зависимости от типа лошади. Ждем исторические примеры или хотя бы изображения таких лошадей из прошлого. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 1 час назад, АксКерБорж сказал: Если не ошибаюсь, у татар-монголов Чингизхана в письменных источниках упоминается аналогичная традиция, запрещающая стричь хвосты и гриву лошадям. И у казахов, и емнип у татар Чингизхана, они стриглись жеребцу, чей хозяин умер, такую лошадь называли "тул", а саму стрижку "тулдау". Такую лошадь не седлали и не запрягали. Такая лошадь забивалась на мясо на поминки хозяина, годовщину. По-казахски "тұл" - вдовый. qairly наверно не слышал про такую старинную традицию как "ат құйрығын кесу" (не күзеу), означавший объявление вражды, знак сильнейшей обиды на своих близких, родных и полное прекращение контактов с ними? Возмущенный мужчина казах в знак своей сильнейшей обиды и что он больше никогда не вернется к родным, к своему роду, отрезал гриву и хвост своей лошади и обхватив свою голову на темени выезжал навсегда из родного аула, рода (елінен) . Потому что полный и окончательный разрыв связей с родными как и в случае с обрезанием лошади умершего хозяина приравнивался к смерти человека. И только для qairly обрезание грив и хвостов лошадям это вполне нормальное и допустимое явление. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 1 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 8 минут назад, АксКерБорж сказал: ат құйрығын кесу Лошади на которой он был в этот момент верхом, один из моих жеты ата так и сделал, правда уже через несколько лет примирился с родными. Еще раз повторяю, к некоторым лошадям не относились лучше чем к баранам. Это просто скот. И никто из-за того, что кто-то, где-то срезал гриву жылкы, кровную месть не объявлял. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 1 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 15 минут назад, АксКерБорж сказал: ат құйрығын кесу Это кому именно тулпару, сайгулик, саяку или тай атта? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 1 августа, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 Речь идет о постригании хвоста и гривы, или об отрезании? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 16 минут назад, Qairly сказал: Это кому именно тулпару, сайгулик, саяку или тай атта? Что за книжные сказочные термины? 14 минут назад, Rust сказал: Речь идет о постригании хвоста и гривы, или об отрезании? Я думаю и то, и другое, ув. Рустам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 1 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 8 минут назад, АксКерБорж сказал: Что за книжные сказочные термины? Видимо вы никогда никого кроме мясомолочных кляч в глаза не видели 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 8 минут назад, Qairly сказал: Видимо вы никогда никого кроме мясомолочных кляч в глаза не видели Просто в наших краях так никто не говорит - тулпар, сайгулик, саяк, тай ат. Есть всякое (ат, жылқы, арғымақ, көтерем, бие, айғыр, дөнен, құнан, байтал, тай, құлын, жабағы и т.д.), но такие типа книжно-сказочные названия (тұлпар и пр.) серьезно не известны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 1 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 7 минут назад, АксКерБорж сказал: сказочные названия (тұлпар и пр.) серьезно не известны Тулпар боевой конь, если кратко. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 1 августа, 2021 7 минут назад, Qairly сказал: Тулпар боевой конь, если кратко. Все это знают. Но разве это не термин для сказочного богатырского коня? Ведь в жизни лошадей так не называют, будь они хоть трижды сильными или быстрыми. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться