Вахит 999 Posted June 12, 2021 Share Posted June 12, 2021 Один из интересных и в то же время сложных эпизодов в истории башкирского народа – 100-летняя война с калмыками, сопряженная со взаимодействием с Российским государством. Итогом этих отношений стало образование в составе башкирских племен рода Калмак – калмыков, которые в результате военных, бытовых, а также семейно-брачных взаимоотношений стали башкирами. В начале XVII века из западной Монголии вырывается воинственная орда ойратов, которых по-тюркски называли «калмак». Около 300 тысяч человек двигается в западном направлении. Они сметают Ногайскую Орду, оттесняют казахов дальше на юг и приближаются к пределам Башкирии. После вторжения калмыков ногайцы уходят из Башкирии, этот факт становится одним из ключевых вех в истории башкирского народа. Башкиры, численно уступавшие армии вторгшихся калмыков, начинают воевать с ними. Так в 1620 году берет начало война, которая продлится 100 лет. Стороны совершают набеги друг на друга с целью захвата пленных и имущества. Как пишет историк Б.А.Азнабаев в монографии "Башкирское общество в XVII- первой трети XVIII в." В XVII в. башкиры вели постоянные военные действия с калмыками. Как правило, башкирским разрозненным отрядам приходилось отражать противника, который не только численно превосходил башкир, но и имел единое командование. Тем не менее, сами калмыки считали башкир одним из самых опасных противников. С.М. Соловьев и Д.И. Иловайский отмечали эффективность оборонительной тактики башкир в войне против калмыков. Д.И. Иловайский, в частности, писал: «…одетые в кольчуги и шлемы, вооруженные стрелами, копьями и короткими, прямыми саблями, калмыки первое время наводили большой страх на крымцев и одним своим появлением обращали их в бегство. Только башкиры умели наносить поражения калмыкам». Этот факт прямо признавали наиболее влиятельные калмыцкие тайши. В 1644 г. в ходе переговоров с уфимским дворянином И.Черниковым-Онучиным тайша Дайчин рассказал о неудачном завершении последних походов на башкир: «…а коли мы на них башкирцев хаживали, и мы де с потеркой к себе прихаживали». Дайчин не терял надежды привлечь их на свою сторону, если не силой оружия, то мирным путем: «Чаю что и добром будут башкирцы у меня. А только учнут башкирцы кочевать у меня и нам де окроме Бога, кому то сделать?» В 1646 г. воеводы Астрахани и Уфы доносили в Посольский приказ, что «у башкирцов с калмыками учла быть ссора и не дружба и калмыки де башкирцов боятся». Спустя 15 лет тот же тайша Дайчин в 1661 г. жаловался русскому послу Горохову: «Злее всех башкирцы: всегда всякое зло калмыкам от башкирцев». Именно из-за набегов башкир калмыцкие правители отказывались послать свои отряды в Крым на помощь русской армии, ведущей тяжелую войну с Речью Посполитой. Калмыки ответили послу, что надобно прежде покончить дело о башкирских набегах: недавно еще башкирцы отогнали у калмыков 2000 лошадей. Как тут идти на государеву службу? Необходимо учесть и то обстоятельство, что на стороне калмыков оказалась значительная часть ногаев, которые прекрасно знали башкир. Преимущество башкирского ополчения над калмыками имело место только в условиях горнолесного ландшафта Южного Урала. В открытой степи башкиры безнадежно уступали калмыкам. Однако следует учесть и фактор социального устройства башкирского общества XVII–XVIII вв. В наибольшей степени башкиры отступили от классической системы монголов в деле организации обороны своей территории. В отличие от калмыков, в обороне основные силы башкир не кружили по степям, а искали подходящее для нападения место, дававшее им преимущество. К примеру, в сражении 1648 г. под Соловарным городком объединенное войско нескольких башкирских родов разгромило калмыцкий отряд под командованием тайши Чокула. О предстоящем нападении калмыков башкиры узнали от казанского слободского татарина, бежавшего из калмыцкого плена. Согласно его сведениям, в Уфимский уезд направлялся отряд в 500 человек для взятия языков. Получив это известие, башкиры спрятали жен и детей «в крепкие места», а сами «собрався с разных волостей с 560 человек и по приметным местам стали разъезжать, дабы им по тем вестям наехать на калмыцкую сакму». Это им удалось делать в районе реки Иген неподалеку от Табынского острожка. По характеру следов башкиры выяснили направление движения неприятеля и его численность. После этого в Уфу был послан гонец с вестями. Не дожидаясь уфимцев, руководители ополчения направили свои отряды наперерез калмыцкому войску. Опередив калмыков, башкиры организовали засаду около у речки Армынта в 10 верстах от Соловарного острожка. Выждав момент, когда половина калмыков переправилась через реку, башкиры напали на них. Калмыки, не успевшие переправиться, были прижаты башкирами к руслу реки. Это лишило калмыков возможности быстрого маневра. Таким образом, еще до нападения башкиры разделились на две группы, одна из которых преследовала отряд, а другая поджидала калмыков у переправы через речку, миновать которую калмыки не могли. Существенно отличалась от калмыцкой и тактика нападения башкир. Как отмечает К.П. Шовунов, калмыки старались вести войны, даже незначительные сражения с соседями, большой массой конницы, для которой были присущи высокая подвижность и умелое маневрирование на местности. Однако у башкир мы не встречаем крупных соединений конницы, насчитывающих более 3000–6000 воинов, участвующих в сражении в одной местности. Как правило, в одном столкновении отмечены конные отряды в 500–1000 человек. Таким образом, традиционная башкирская тактика ведения военных действий вступала в противоречие с неоходимостью создания сложной иерархической структуры командования во главе с ханом или султаном. Башкиры предпочитали действовать сравнительно небольшими отрядами. Децентрализованная тактика ведения войны имела свои преимущества и недостатки. Так, в отличие от калмыков, а позднее и казахов, башкирские отряды действовали более инициативно и оперативно, поскольку над ними не довлела власть сакрального лидера. К тому же, для небольших отрядов, совершавших набеги на калмыцкие улусы, война являлась выгодным предприятием. Захваченная добыча позволяла быстро поправить свое материальное положение. Материалы Посольского и Печатных приказов свидетельствуют о том, что наибольшее число пленных у башкир в XVII в. составляли калмыки. Калмыцкий (джунгарский) ясырь, по-видимому, являлся настолько типичной фигурой, что его образ был взят в качестве персонажа в народном предании. Среди документов Печатного приказа XVII в. отмечено большое число башкирских коллективных челобитных, где упоминается исключительно калмыцкий ясырь. В наказах уфимским посольским головам, отправлявшимся в калмыцкие улусы, традиционно указывалось на необходимость размена или выкупа российских пленных. Башкиры смотрели на пленных калмыков, прежде всего, как объекты для обмена захваченных калмыками родственников. В 1645 г. башкир Минской волости Конкас Давлетбаев, в ответ на требование воеводы представить в Уфу всех пленных калмыков, пояснил свое нежелание повиноваться: «…есть де у них калмацкий взятый язык, а не везут его в город Уфу, потому что ждут де оне калмацких послов и он де его хочет им калмыкам отдаст на откуп им свою братею на башкирцев взамен».1 В ряде случаев уфимская администрация допускала приобретение частными лицами пленных калмыков специально для обмена своих родственников. В 1644 г. Акману Байчурину было разрешено в Уфе купить из числа «пленных калмыцких женок для обмену жены своей». Наибольшее число калмыцких пленных было захвачено башкирами в результате совместного похода с казанскими и уфимскими служилыми людьми под руководством Льва Плещеева в 1644 г. Второе значительное военное столкновение с калмыками произошло в 1649 г., когда башкиры разбили отряд Турали тархана около Соловарного городка. Тогда 560 человек объединенного башкирского войска полностью уничтожило пятисотенный отряд калмыков, взяв в плен 36 человек. Примечательно, что по требованию уфимского воеводы Христофора Рыльского башкиры привели в Уфу только 12 калмыков, а «в остальных же башкиры ...мне, холопу твоему, тарханы и башкирцы отказали, а сказали которые де языки годные тебе великому государю тех на Уфу и привели, а остальные разделили меж собой и развели по своим волостям» Когда в начале 40-х гг. XVII в. в военном противостоянии башкир и калмыков стала намечаться ощутимый перевес в пользу башкир, калмыцкие лидеры были вынуждены обратиться к российским властям для пресечения ими башкирских набегов. В обмен на военную помощь тайша Дайчин добивался прекращения нападения башкир. В условиях тяжелейшей войны с Польшей военная помощь калмыков сыграла важную роль в нейтрализации крымской угрозы. Российская администрация так же выполнила условия соглашения с калмыками. Приказ Казанского дворца не только подтвердил указ 1648 г. о запрете башкирам нападать на калмыков, но и дал специальное задание уфимскому воеводе Ф.И. Сомову: «..про башкир сыскать всякими сысками накрепко, а все взятое ими у калмыков вернуть обратно. Пущих воров башкирцов казнить смертной казнью». Для изъятия калмыцких пленных и захваченного башкирами скота в Уфе был сформирован отряд служилых людей во главе с сыном боярским А.И. Приклонским и толмачом В.И. Киржацким. Судя по огромному количеству челобитных башкир, деятельность этой команды сопровождалась невиданным прежде насилием и произволом. Наибольшие злоупотребления происходили при возвращении калмыцких пленных. Дело в том, что среди башкир была распространена экзогамия, запрещающая браки в пределах родоплеменной структуры. Иногда одно только это обстоятельство побуждало организовывать набеги на калмыцкие и казахские улусы для захвата невест. В ходе деятельности отряда Приклонского многие башкиры, женившиеся на калмычках, лишались не только жен, но и детей, прижитых от совместных браков. Только в одном 1661 г. башкиры подали 4 коллективных челобитных, в которых обвиняли Приклонского в отнимании у них жен и детей, которые они прижили от пленных калмычек.2 В конечном счете, башкиры добились от правительства права признания владения ясырем. Официально были отменены указы о возврате пленных калмыков. Итогом военных столкновений стало появление в родовой структуре башкир рода калмак. В конце XVIII в. существовало особое башкирское племя Калмак. Кроме того, 43 родовых подразделения «калмак» входили в состав 37 башкирских родов. Статья о войнах башкир с калмыками и образовании рода калмак. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Tima_2109 Posted July 5, 2021 Share Posted July 5, 2021 13.06.2021 в 01:16, Вахит 999 сказал: Как пишет историк Б.А.Азнабаев в монографии "Башкирское общество в XVII- первой трети XVIII в." В XVII в. башкиры вели постоянные военные действия с калмыками. Как правило, башкирским разрозненным отрядам приходилось отражать противника, который не только численно превосходил башкир, но и имел единое командование. Тем не менее, сами калмыки считали башкир одним из самых опасных противников. С.М. Соловьев и Д.И. Иловайский отмечали эффективность оборонительной тактики башкир в войне против калмыков. Д.И. Иловайский, в частности, писал: «…одетые в кольчуги и шлемы, вооруженные стрелами, копьями и короткими, прямыми саблями, калмыки первое время наводили большой страх на крымцев и одним своим появлением обращали их в бегство. Только башкиры умели наносить поражения калмыкам». Этот факт прямо признавали наиболее влиятельные калмыцкие тайши. В 1644 г. в ходе переговоров с уфимским дворянином И.Черниковым-Онучиным тайша Дайчин рассказал о неудачном завершении последних походов на башкир: «…а коли мы на них башкирцев хаживали, и мы де с потеркой к себе прихаживали». Дайчин не терял надежды привлечь их на свою сторону, если не силой оружия, то мирным путем: «Чаю что и добром будут башкирцы у меня. А только учнут башкирцы кочевать у меня и нам де окроме Бога, кому то сделать?» Ну тут конечно смешно, калмыки много кому проигрывали казахам(именно из за проигрыша они пришли на Эмбу) иногда ногайцам (битва где ногайцы вместе с вроде бы с карачевцами смогли победить 10 тысячную армию калмыков) итд. Насчет Крымцев тоже бред, в основном калмыки либо делали набеги или выступали в войне с Крымцами в составе Русской армий. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted July 6, 2021 Admin Share Posted July 6, 2021 6 часов назад, Tima_2109 сказал: калмыки много кому проигрывали казахам(именно из за проигрыша они пришли на Эмбу) Вы имеете в виду переселение части ойратов во главе с Хо-Урлюком на запад? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Tima_2109 Posted July 6, 2021 Share Posted July 6, 2021 41 минуту назад, Rust сказал: Вы имеете в виду переселение части ойратов во главе с Хо-Урлюком на запад? Да. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted July 6, 2021 Admin Share Posted July 6, 2021 Прочитайте приведенный фрагмент книги Златкина. Продвижение не было вызвано казахской угрозой, наоборот Большой жуз был под их властью. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Tima_2109 Posted July 11, 2021 Share Posted July 11, 2021 06.07.2021 в 12:19, Rust сказал: Прочитайте приведенный фрагмент книги Златкина. Продвижение не было вызвано казахской угрозой, наоборот Большой жуз был под их властью. А причем тут калмыки? Насчет подданства оно было не долгим. Слышел де он у колмацких людей, што приходил на них в прошлом году Казачьей Орды Ишим царь войною для тово, что посылали к нему колмацкие тайчи послов своих омиру. И как де колмацкие послы были у Ишима царя, а в те де поры колмацкие люди воинские, пришед, Ишима царя улузных людей повоевали. И Ишим де царь велел колмацких послов побить, а побив послов и собрався своими людьми, да колмацких дву тайчей и многих людей побили.Да нынешнево году перед их приходом приходили на них воинские люди Алтына царя, чорные колмаки, и улусы колмацкие повоевали, и людей многих побили, а взяли де живых дву тайчей, а 3-ей де тайча Байбагишев брат Тегурчейутек и прибежал при нем, Пятуньке, в кочевье к брату своему Байбагишу Link to comment Share on other sites More sharing options...
Tima_2109 Posted July 11, 2021 Share Posted July 11, 2021 06.07.2021 в 12:19, Rust сказал: Прочитайте приведенный фрагмент книги Златкина. Продвижение не было вызвано казахской угрозой, наоборот Большой жуз был под их властью. ...Ав твоей государеве грамоте написано, что во 116 году генваря в 10 день писали к тебе, государю царю и великому князю Василью Ивановичю всея Руси, ис Томсково города Матвей Ржевской да Семен Бартенев, что во 115 году майя в 10 день приходили в Томской город послы от черных колмаков, от князька Бенея (Надо: Езенея) да от князька Узенея и от Бакая (Надо: Абакая), и пришед в Томской город, били челом тебе, государю царю и великому князю Василью Ивановичю всея Руси, чтоб им быть под твоею царскою высокою рукою неотступным, и от Алтына-царя и от казацкой орды их оберегать, и своим государевым служивым людям воевать не велел, и велети им приходить в Томской город с лошадьми и с коровами. Link to comment Share on other sites More sharing options...