Перейти к содержанию
asan-kaygy

Кокандское ханство

Рекомендуемые сообщения

Противостояние с российскими военными на северных границах Кокандского ханства. Малла-хан, очевидно почувствовал себя самостоятельным властителем, приказывает Шадман ходже и Кана‘ат-шаху выступить против «неверных». Однако их действия были малоуспешными и чаще сводились к грабежам тамошних казахов и киргизов (под предлогом сбора заката и других налогов). Озлобленные кочевники все чаще предпочитали российский протекторат и даже участвовали в походах против кокандских войск. 

В этом отношении символично признание (в литературной форме) одного из казахских биев (Турсун-бая) в обращении к Кана‘ат-Шаху:

«Мы [тоже] мусульмане. Однако от ваших притеснений (джавр-у зулум-и шумайан) мы оказались присоединенными к неверным русским. И если вы, соблюдая [предписания] мусульманства, будете придерживаться [принципов] защиты ислама, то и сейчас еще не поздно. Назначьте нам [для расселения] местность у [реки] Чирчик либо другое место, тогда вы спасете нас от напасти неверных. И тогда мы много возблагодарили бы Бога и одновременно желали бы довести [наши] благодарности вам до самого Судного дня».

Поначалу предложение Турсун-бая понравилось Кана‘ат-Шаху. Однако, узнав о том, что вместе с русскими отрядами выступают значительные силы казахов из других колен, он перенес гнев именно на тех, кто желал быть «верными» и обрести защиту у кокандцев. В результате такой политики (в контрасте с более продуманной политикой российских военных) кокандцы на своих северных границах оказались в противостоянии не только с Российской империей, но и с большинством казахских родов и племен.

 

Источник: Бабаджанов, Б.М. (2010). Кокандское ханство: власть, политика, религия. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.02.2025 в 01:55, Лимфоцит сказал:

 Озлобленные кочевники все чаще предпочитали российский протекторат и даже участвовали в походах против кокандских войск. 

В этом отношении символично признание (в литературной форме) одного из казахских биев (Турсун-бая) в обращении к Кана‘ат-Шаху:

«Мы [тоже] мусульмане. Однако от ваших притеснений (джавр-у зулум-и шумайан) мы оказались присоединенными к неверным русским. И если вы, соблюдая [предписания] мусульманства, будете придерживаться [принципов] защиты ислама, то и сейчас еще не поздно. Назначьте нам [для расселения] местность у [реки] Чирчик либо другое место, тогда вы спасете нас от напасти неверных. И тогда мы много возблагодарили бы Бога и одновременно желали бы довести [наши] благодарности вам до самого Судного дня».

Поначалу предложение Турсун-бая понравилось Кана‘ат-Шаху. Однако, узнав о том, что вместе с русскими отрядами выступают значительные силы казахов из других колен, он перенес гнев именно на тех, кто желал быть «верными» и обрести защиту у кокандцев. В результате такой политики (в контрасте с более продуманной политикой российских военных) кокандцы на своих северных границах оказались в противостоянии не только с Российской империей, но и с большинством казахских родов и племен.

 

Источник: Бабаджанов, Б.М. (2010). Кокандское ханство: власть, политика, религия. 

 

 

 

 

В советской историографии басмачи были выставлены в крайне негативном свете — как головорезы, налётчики и религиозные фанатики. В Ферганской долине одно из самых сильных движений сопротивлялось большевикам и советской власти; истоки сопротивления, в том числе, связаны с событиями Первой мировой войны и нежеланием местного населения идти на военную службу. Всё было гораздо сложнее, чем представлялось в официальной советской версии, — сохранилось множество архивных материалов, и сейчас ведётся исследовательская работа, которая показывает более полную картину происходившего в то время.

К началу 1920-х годов в Ферганской долине уже проживало немало христиан, приехавших из других регионов бывшей Российской империи. Это были не только православные, но и баптисты, преследуемые на территориях, которые сегодня частично входят в состав южных областей России и Украины. Эти люди были глубоко верующими, вели трезвый образ жизни и старались выстроить добрые отношения с мусульманами, отказываясь от всего, что считалось неприемлемым в местном обществе. Во время антибольшевистских, а затем и антисоветских выступлений в начале 1920-х многие из этих христиан присоединились к общему движению сопротивления. Иудеи - владельцы магазинов, лавок - тоже поддерживали повстанческие отряды. Все это сохранилось в архивах.

Одним из эпицентров сопротивления считался и Маргилан. Вероятно, что Коканд и Андижан всё-таки были основными очагами борьбы. Худжанд — исторически часть Кокандского ханства — также являлся одним из центров сопротивления, как и город Ош. С одной стороны, местное население поддерживало отряды, сопротивлявшиеся атеистической и коллективистской политике новой власти, с другой — горная местность давала возможность укрываться отрядам.

В 1919–1920 годах практически вся Ферганская область (долина) находилась под контролем повстанческих отрядов, за исключением крупных городских центров, таких как Андижан, и важнейших логистических узлов (в частности, железных дорог). Именно это стало ключевым фактором в неудачном противостоянии, так как контролировать линию снабжения оказалось важнее, чем удерживать сельскую местность.

После поражений в районах Андижана и Намангана, некоторых успехов Красной армии и общей усталости местного населения всё утихло к 1925 году. Правила ведения войны в те годы в отношении мирных жителей, поддерживавших отряды, оставались весьма и весьма жёсткими.

Духовенство играло ключевую роль в этом сопротивлении — и подобное происходило не только в мусульманских обществах бывшей Российской империи. К примеру, в Литве ксёндзы католической церкви были важными участниками сопротивления ещё до революции и позже, в период 1945–1952/53 годов, уже после Второй мировой войны. Подобные факты можно встретить и за пределами бывшей Российской империи, в более позднее время.

В долине всегда были непростые отношения с центральной властью, которая находилась далеко от её жителей. Во всём Туркестане и прилегающих регионах происходило нечто похожее. 

Некоторые отдельные исторические детали в других регионах Туркестана не меняют общей картины того времени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Плоских "Киргизы и Кокандское ханство"
Мнение большинства дореволюционных исследователей, принятое и А. Л. Троицкой, относительно того,
что войско в Кокандском ханстве было исключительно  иррегулярным, что оно состояло из конного ополчения
и собиралось лишь в военное время, нам кажется неточным. Ополчение, естественно, составляло основную
массу войска, но в ханстве имелись и регулярные части,находившиеся на содержании государства.
Главные принципы создания кокандской армии были заложены Алим-ханом. Она состояла из конных и пе-
ших ополченцев и наемников — отрядов каратегинцев, шугнанцев и бадахшанцев, которым было положено «жа -
лование» Мулла Абдул Маджид, непосредственно видевший кокандские войска, писал, что постоянная армия составляла
10 тыс. человек. Это преимущественно конница. Правда,из них лишь 15 сотен регулярных войск. Основной наци-
ональный состав армии, по его словам, — мужчины киргизских, казахских и кыпчакских племен, а также афган-
цы и индустанцы 
Все военное сословие в ханстве называлось одним словом — сипаи, но они делились по видам оружия на
три категории: пехоту (сарбазы), кавалерию (джигиты) и артиллерию (топчи) 3. В последние годы Худояр-хан
ввел воинскую повинность и расширил регулярные части,которые состояли из полков (даста), сотен (туб), полу-
сотен во главе с панджабаши и десятков под командой дахбаши. Они находились на содержании государства,
во всяком случае обеспечивались продуктами или получали на кормление харадж с селений.
При подготовке к войне сбор ополчения производился по территориально-административному признаку. И кир-
гизы, «приписанные» к тому или иному району и округу,должны были выставлять потребное количество войск,
обычно конницы.

Киргизы, казахи, кыпчаки понятно, а откуда там афганцы и индустанцы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...