Jump to content
asan-kaygy

Кокандское ханство

Recommended Posts

Противостояние с российскими военными на северных границах Кокандского ханства. Малла-хан, очевидно почувствовал себя самостоятельным властителем, приказывает Шадман ходже и Кана‘ат-шаху выступить против «неверных». Однако их действия были малоуспешными и чаще сводились к грабежам тамошних казахов и киргизов (под предлогом сбора заката и других налогов). Озлобленные кочевники все чаще предпочитали российский протекторат и даже участвовали в походах против кокандских войск. 

В этом отношении символично признание (в литературной форме) одного из казахских биев (Турсун-бая) в обращении к Кана‘ат-Шаху:

«Мы [тоже] мусульмане. Однако от ваших притеснений (джавр-у зулум-и шумайан) мы оказались присоединенными к неверным русским. И если вы, соблюдая [предписания] мусульманства, будете придерживаться [принципов] защиты ислама, то и сейчас еще не поздно. Назначьте нам [для расселения] местность у [реки] Чирчик либо другое место, тогда вы спасете нас от напасти неверных. И тогда мы много возблагодарили бы Бога и одновременно желали бы довести [наши] благодарности вам до самого Судного дня».

Поначалу предложение Турсун-бая понравилось Кана‘ат-Шаху. Однако, узнав о том, что вместе с русскими отрядами выступают значительные силы казахов из других колен, он перенес гнев именно на тех, кто желал быть «верными» и обрести защиту у кокандцев. В результате такой политики (в контрасте с более продуманной политикой российских военных) кокандцы на своих северных границах оказались в противостоянии не только с Российской империей, но и с большинством казахских родов и племен.

 

Источник: Бабаджанов, Б.М. (2010). Кокандское ханство: власть, политика, религия. 

 

 

Link to comment
Share on other sites

В 26.02.2025 в 01:55, Лимфоцит сказал:

 Озлобленные кочевники все чаще предпочитали российский протекторат и даже участвовали в походах против кокандских войск. 

В этом отношении символично признание (в литературной форме) одного из казахских биев (Турсун-бая) в обращении к Кана‘ат-Шаху:

«Мы [тоже] мусульмане. Однако от ваших притеснений (джавр-у зулум-и шумайан) мы оказались присоединенными к неверным русским. И если вы, соблюдая [предписания] мусульманства, будете придерживаться [принципов] защиты ислама, то и сейчас еще не поздно. Назначьте нам [для расселения] местность у [реки] Чирчик либо другое место, тогда вы спасете нас от напасти неверных. И тогда мы много возблагодарили бы Бога и одновременно желали бы довести [наши] благодарности вам до самого Судного дня».

Поначалу предложение Турсун-бая понравилось Кана‘ат-Шаху. Однако, узнав о том, что вместе с русскими отрядами выступают значительные силы казахов из других колен, он перенес гнев именно на тех, кто желал быть «верными» и обрести защиту у кокандцев. В результате такой политики (в контрасте с более продуманной политикой российских военных) кокандцы на своих северных границах оказались в противостоянии не только с Российской империей, но и с большинством казахских родов и племен.

 

Источник: Бабаджанов, Б.М. (2010). Кокандское ханство: власть, политика, религия. 

 

 

 

 

В советской историографии басмачи были выставлены в крайне негативном свете — как головорезы, налётчики и религиозные фанатики. В Ферганской долине одно из самых сильных движений сопротивлялось большевикам и советской власти; истоки сопротивления, в том числе, связаны с событиями Первой мировой войны и нежеланием местного населения идти на военную службу. Всё было гораздо сложнее, чем представлялось в официальной советской версии, — сохранилось множество архивных материалов, и сейчас ведётся исследовательская работа, которая показывает более полную картину происходившего в то время.

К началу 1920-х годов в Ферганской долине уже проживало немало христиан, приехавших из других регионов бывшей Российской империи. Это были не только православные, но и баптисты, преследуемые на территориях, которые сегодня частично входят в состав южных областей России и Украины. Эти люди были глубоко верующими, вели трезвый образ жизни и старались выстроить добрые отношения с мусульманами, отказываясь от всего, что считалось неприемлемым в местном обществе. Во время антибольшевистских, а затем и антисоветских выступлений в начале 1920-х многие из этих христиан присоединились к общему движению сопротивления. Иудеи - владельцы магазинов, лавок - тоже поддерживали повстанческие отряды. Все это сохранилось в архивах.

Одним из эпицентров сопротивления считался и Маргилан. Вероятно, что Коканд и Андижан всё-таки были основными очагами борьбы. Худжанд — исторически часть Кокандского ханства — также являлся одним из центров сопротивления, как и город Ош. С одной стороны, местное население поддерживало отряды, сопротивлявшиеся атеистической и коллективистской политике новой власти, с другой — горная местность давала возможность укрываться отрядам.

В 1919–1920 годах практически вся Ферганская область (долина) находилась под контролем повстанческих отрядов, за исключением крупных городских центров, таких как Андижан, и важнейших логистических узлов (в частности, железных дорог). Именно это стало ключевым фактором в неудачном противостоянии, так как контролировать линию снабжения оказалось важнее, чем удерживать сельскую местность.

После поражений в районах Андижана и Намангана, некоторых успехов Красной армии и общей усталости местного населения всё утихло к 1925 году. Правила ведения войны в те годы в отношении мирных жителей, поддерживавших отряды, оставались весьма и весьма жёсткими.

Духовенство играло ключевую роль в этом сопротивлении — и подобное происходило не только в мусульманских обществах бывшей Российской империи. К примеру, в Литве ксёндзы католической церкви были важными участниками сопротивления ещё до революции и позже, в период 1945–1952/53 годов, уже после Второй мировой войны. Подобные факты можно встретить и за пределами бывшей Российской империи, в более позднее время.

В долине всегда были непростые отношения с центральной властью, которая находилась далеко от её жителей. Во всём Туркестане и прилегающих регионах происходило нечто похожее. 

Некоторые отдельные исторические детали в других регионах Туркестана не меняют общей картины того времени.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...