Murat1 Опубликовано 28 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2020 По поводу Кёк-Буги и Кёкё читал здесь же в одной из тем. Вполне себе версия. Учитывая, что Анга-тюра в МаТ возглавляет моголов и кыргызов. Кому как не его потомкам стать родоначальниками кыргызского племени монолдор. Но раньше не думал связывать его с Мухаммед-кыргызом. Во всех санжыра зять Тагая из ханского рода. Под его "братом" Дайыром имеется же ввиду Тахир хан? В некоторых преданиях братья бегут от врагов и спасаются среди кыргызов. В начале пасут скот в качестве рабов, возвышаются благодаря браку и происхождению. Емнип, у Амбрамзона перечисляются точные совпадения имён родов черик и потомков Анга-тюра. Слишком много тёзок по-моему. А ведь, действительно, черики и монолдор в санжыра иногда связаны через Наалы эже, живут смежно до сих пор. Если ещё добавить, что черики и монолдор выделились в отдельную ветку старкластера (поправьте если не так). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Koshoj Опубликовано 28 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2020 5 minutes ago, Murat1 said: Если ещё добавить, что черики и монолдор выделились в отдельную ветку старкластера (поправьте если не так). Там пока один черик и один монолдор. Протестирован ещё один черик и него R1a, есть ещё один вроде бы черик, и у него стракластер. Но статистики маловато, надо больше. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 28 августа, 2020 Admin Поделиться Опубликовано 28 августа, 2020 16 минут назад, Murat1 сказал: По поводу Кёк-Буги и Кёкё читал здесь же в одной из тем. Вполне себе версия. Учитывая, что Анга-тюра в МаТ возглавляет моголов и кыргызов. Кому как не его потомкам стать родоначальниками кыргызского племени монолдор. Но раньше не думал связывать его с Мухаммед-кыргызом. Во всех санжыра зять Тагая из ханского рода. Под его "братом" Дайыром имеется же ввиду Тахир хан? В некоторых преданиях братья бегут от врагов и спасаются среди кыргызов. В начале пасут скот в качестве рабов, возвышаются благодаря браку и происхождению. Емнип, у Амбрамзона перечисляются точные совпадения имён родов черик и потомков Анга-тюра. Слишком много тёзок по-моему. А ведь, действительно, черики и монолдор в санжыра иногда связаны через Наалы эже, живут смежно до сих пор. Если ещё добавить, что черики и монолдор выделились в отдельную ветку старкластера (поправьте если не так). Как-то беседовал с одним представителем племени баргы. Тот мне увлеченно рассказывал, что Кёкё был рабом, которого женили на Наалы. На мой резонный вопрос — как могли самые знатные кыргызские бии Адигине и Тагай отдать свою единственную и любимую сестру Наалы отдать простому рабу — ничем не мог возразить. В ряде санжыра Кёкё и Дайыр были сыновьями кыпчакского хана Кылыч-Арслана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 28 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2020 50 минут назад, Rust сказал: Как-то беседовал с одним представителем племени баргы. Тот мне увлеченно рассказывал, что Кёкё был рабом, которого женили на Наалы. На мой резонный вопрос — как могли самые знатные кыргызские бии Адигине и Тагай отдать свою единственную и любимую сестру Наалы отдать простому рабу — ничем не мог возразить. В ряде санжыра Кёкё и Дайыр были сыновьями кыпчакского хана Кылыч-Арслана. Народные легенды могут передавать таким образом, возможно, плачевное состояние моголов на момент сближения с группой кыргызов. Помнится, где-то описывается в таком ключе несчастный Тахир хан среди кыргызов, покинутый подданными казахами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 29 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 Всё же сомневаюсь, что Мухаммед-бек и Мухаммед-кыргыз могут быть одной и той же личностью. Аксикенди ведь писал своё сочинение фактически при жизни Мухаммед-кыргыза. Мне кажется маловероятным, при всей спорности источника, что он мог отправить его, известного на тот момент предводителя кыргызов, из своей эпохи во времена Тамерлана. Возможно, что Кёкё-батыр никак не связан с Мухамед-беком Кёк-Буга, и мог жить в интересующее нас время. Поэтому предлагаю рассмотреть его кандидатуру без привязки к сыну Анга-тюры. Но, на данный момент, один из главных аргументов в его пользу то, что он и есть тот самый Мухаммед-бек Кёк-Буга. Другие: моголы - монолдор, и отсюда якобы близость с могульскими ханами; высокородное, а может и ханское происхождение; возможная связь с Тахир ханом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 29 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 Акеров в своей книге по МаТ приводит мнение Караева, что Аксикенди приписал Мухаммед-кыргыза и Ахмед-хана в сыновья Анга-тюры и возвысил его роль. По его мнению, это такое идеологическое обоснование претензий на власть в Моголистане. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 29 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 Амбрамзон о Мухаммед-беке и Кёкё: Значительный интерес вызывает сопоставление киргизского племени моңолдор с могулами, в частности с улусом Анга-тюри. В «Маджму ат-таварих» сыном Анга-тюри назван Мухаммед-бек, по прозвищу Кок-буга. Между тем, согласно некоторым вариантам генеалогических преданий современных киргизов, родоначальника племени монолдор (мужа Нааль — сестры Адигине и Тагая) знала Кёкё, а прозвищем его было Кёк-бука. Потомками Мухаммед-бека в рукописи XVI в. названы: Кувай (в четвертом поколении), Ку-Сюек (в восьмом поколении), Сейид-Гази (в девятом поколении), Кувай Буваке Дават-бий (в десятом поколении). Кроме того, называются еще Бай Могол и его потомки Чолок Тукиме и Кире. Все названные имена полностью совпадают (хотя и частично искажены в рукописи) с именами отдельных родоначальников и с названиями подразделений племени моңолдор, зафиксированными в современных генеалогических преданиях. В структуре этого племени мы наводим подразделения: кабай, куу ссёк, бай моцол, чолок туума, улу кыйра (и бала кыйра). Предком подразделения бёгёнёк называют Сейнтказы. Предком племени считают Баакы-бия129. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 29 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 Амбрамзон о связи Акмат-бека, сына Анга-тюры по МаТ, с племенем черик: Весьма интересны следующие замечания в «Маджму ат-таварих» об улусе Анга-тюри126: «Около Анга-тюри собрались монголы (когда против него выступил Тохта-мыш); «Ангара-тюря отправил в помощь Кара-ходже и Макасу 10 тысяч моголов»; «Анга-тюря отправил моголов и чериков на перекочевку». Вполне вероятно, что киргизы (в том числе и племя черик) входили в улус Анга-тюри, но он не был «киргизским».Из этих данных следует, что в XVI в. племя черик в составе киргизов уже было представлено, хотя, возможно, и имело смешанный характер. В структуре правого крыла, как она вырисовывается из названного источника, племя черик не названо. Зато в других разделах рукописи встречается ряд имен, которые имеют прямое отношение к племени черик. Сыновьями военачальника Анга-тюри — Ахмеда Бек-Назара названы Ак-Чувак, Бай-Чувак, Диван-Черик, Мулла-Черик, Кара-Черик. В число основных подразделений в структуреплемени черик, согласно нашим данным, входят: ак-чубак, бай-чубак. Отмечены и более мелкие группы: молдо-черик, дубан и кара-черик127. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 29 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 14 минут назад, Murat1 сказал: Амбрамзон о Мухаммед-беке и Кёкё: Значительный интерес вызывает сопоставление киргизского племени моңолдор с могулами, в частности с улусом Анга-тюри. В «Маджму ат-таварих» сыном Анга-тюри назван Мухаммед-бек, по прозвищу Кок-буга. Между тем, согласно некоторым вариантам генеалогических преданий современных киргизов, родоначальника племени монолдор (мужа Нааль — сестры Адигине и Тагая) знала Кёкё, а прозвищем его было Кёк-бука. Потомками Мухаммед-бека в рукописи XVI в. названы: Кувай (в четвертом поколении), Ку-Сюек (в восьмом поколении), Сейид-Гази (в девятом поколении), Кувай Буваке Дават-бий (в десятом поколении). Кроме того, называются еще Бай Могол и его потомки Чолок Тукиме и Кире. Все названные имена полностью совпадают (хотя и частично искажены в рукописи) с именами отдельных родоначальников и с названиями подразделений племени моңолдор, зафиксированными в современных генеалогических преданиях. В структуре этого племени мы наводим подразделения: кабай, куу ссёк, бай моцол, чолок туума, улу кыйра (и бала кыйра). Предком подразделения бёгёнёк называют Сейнтказы. Предком племени считают Баакы-бия129. Интересно, что тут перечисляются потомки Мухаммед-бека в нескольких поколениях. Как он может жить в 16в., когда пишется рукопись? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 29 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 Судя по всему, Мухаммед-бек и Кёкё, действительно, являются одним и тем же человеком. Но явно жившим намного раньше Мухаммед-кыргыза. При этом, даже если Мухаммед-бек не является сыном Анга-тюры, как утверждает Аксикенди, определенная связь с теми моголами МаТ и нашими монолдор имеется. Предание о Кёкё-батыре и Наалы эже, похоже, намного древнее, чем мне казалось. Оно ещё может быть связано с возвращением части моголов к кыргызам (возможно с участием Дайыр хана). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 29 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 Выступив затем из дома Бул(а)гачи, прибыли в местность Отуз Огула, остановились в доме Тагай-бахадура. Сыновья Отуз Огула — Адине, Мунгкуш, Кара Батыш [и] Тагай-бахадур несметные яства выставили 47. У Тагай-бахадура было шесть сыновей, приведя их к стопам святого Мир Джалила Мауланы А'зама, попросил [его] помолиться. Сейид оказал им милость — помолился; за сыновей Тагай-бахадура — Кулана 48, Гылджыра, Богостона, Кара Чоро, Саяка [и] Доолоса — /л. 134а/ помолился — шесть племен стало: от Кулана [племя] йадгар 49 произошло, от Гылджыра [племя] буги 50 произошло, от Богостона [племя] солто 51 произошло, от Кара Чоро... 52 саяк произошло. Аксикенди в 16в. фиксирует племена правого крыла. От Кылжыра по нему происходит бугу (сарыбагыш не упоминается). При этом, после Карачоро оказалось невозможным прочитать текст. Очень жаль. Что интересно, Тагай и его сыновья, ко времени написания текста, уже превратились в легендарных родоначальников племен. Или здесь, таким образом, закрепляется власть рода Тагая над этими племенами, которые являются не потомками, а подвластным народом? То есть, Тагай и его сыновья могут быть современниками автора. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 29 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 По описанию левого крыла в тексте МаТ, можно ясно понять, что к 16в. эти племена были уже сформированы. Выступив из жилища Тагая, достигли местности Ку Огула и вступили [в нее]. Ку Огул с шестью сыновьями прибыл, испросил у него молитву. [209] Сыновья Ку Огула — Басыз, Кушчи, Мундуз, Чонг Багыш, Сару (у) [и] Сунджек Хытай-бахадур — остановились в жилище Лалым Кушчи. Все [они] вышли для встречи, [затем с гостем] вошли в жилище Лалым Кушчи. Буркутчи, Кепекчи [и] Кушчи — все прислуживали. Помолился .[Мир Джалил] за шестерых сыновей Ку Огула — стало шесть племен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 29 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 5 часов назад, Murat1 сказал: У Тагай-бахадура было шесть сыновей, приведя их к стопам святого Мир Джалила Мауланы А'зама, попросил [его] помолиться. Сейид оказал им милость — помолился; за сыновей Тагай-бахадура — Кулана 48, Гылджыра, Богостона, Кара Чоро, Саяка [и] Доолоса — /л. 134а/ помолился — шесть племен стало: от Кулана [племя] йадгар 49 произошло, от Гылджыра [племя] буги 50 произошло, от Богостона [племя] солто 51 произошло, от Кара Чоро... 52 саяк произошло. Здесь пропущено ещё одно племя от сына Тагая Доолоса. Возможно, здесь должны были быть сарыбагыши, так как в санжыра они происходят от сына Кылжыра Дёёлёсбакты (бугу от другого сына Орозбакты). В составе ичкиликов есть отдельное племя Дёёлёс или Тёёлёс. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 30 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 [Генеалогия «моголов» — предков Ахмада Могола] 56 /л. 154б/ Предки моголов: от Ана-л-хакка Лур-хан произошел, от него (Лур-хана) Гуз-хан произошел, от него (Гуз-хана) — Арсланг-бий, от него — Ахмад-бек, от него — Кули-бий, от него — Турды-бий, от него Ак-Туг (по прозванию Онг-хан), от него — Мары-бий, от него — Доуле-бий, от него — Атан бий, от него — Кул-Джугач-тюря произошел, от него — Инга-тюря Бай-Мурад Черик произошел. У Инга-тюри были [два сына]: Ахмад-бек и Мухаммад-бек (по прозванию Кок-Буга), от него (Ахмад-бека) Лаклак-бий произошел, от Кок-Буги Мирак произошел, от него (Мирака) — Ходжа Мурад-Ата, от него — Атам-Тай, от него — Кувай, от него — Кункаш, от него — Накаш(?), [210] от него — Тува-бий, от него — Коп-Суйак(?), от него (Коп-Суйака) Сейид Гази произошел. /л. 155а/ У него (Сейида Гази) был один сын Кувай Буваке Даваттбай. Предки Бай Могола: произошлиот одного сына Атан-бия — [от] Чолак Тукиме(?) Кире. От одного сына Атан-бия [произошел] Сокы. От Лаклак-бия произошел: Абаджат. От Буга-бия-Кельгей Суйри Ваш. От одного сына Буга-бия произошел Ульджа Кабу-Джан (?). Основные роды и подразделения внутри племени Монолдор: Бөгөнөк[17] Алагар Маани Чагыр Чолок Туума Кабай Олжобай Турсун Сырдыбай Ырым Арык Кара Монолдор Куусөөк Назар Эштек Сарыкашка Баймоңол Кара таман Үч урук Баакы-бий Улуу кыйра Бакы Жакаш Үч урук Итийбас Орто кыйра Бала кыйра Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 30 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 Как мы видим, действительно, почти все перечисленные в МаТ поколения от Мухаммед-бека можно найти в санжыра монолдор. Недостающих (например Сейид Гаази) можно попробовать найти здесь https://www.sanjyra.net/man/4 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 30 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 29.08.2020 в 18:59, Murat1 сказал: Или здесь, таким образом, закрепляется власть рода Тагая над этими племенами, которые являются не потомками, а подвластным народом? То есть, Тагай и его сыновья могут быть современниками автора. Имена сыновей Тагая в МаТ не совпадают с названием племён (кроме Саяка), если самим дополнить список багышами (Карачоро) и сарбагышами (Доолос). Это отличает их от других родоначальников кыргызов. Интересно, что братья Тагая Адигине, Мунгуш и Кара Багыш как бы остаются в стороне. Но, всё же Аксикенди не мог предсказать, что в будущем от Саяка произойдёт племя саяк. Тагай и его сыновья на момент написания МаТ, скорее всего, были уже легендарными предками для кыргызов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 31 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2020 "Когда Мансур-хан пришел в Могулистан, оба они 123 были там султанами киргизов и остатков могулов 124." По Дуглати с кыргызами и султанами Халилом и Саидом в Моголистане только остатки моголов. Это подтверждает и то, что братья-султаны опираются именно на кыргызов. Как мы знаем, Халила ханом избирают кыргызы, а моголы в основном с Мансур-ханом. События после сражения служат тому доказательством. "В местности под названием Чарун-Чалак 125 произошла битва. Сражение было упорным. Мансур-хан вышел победителем. Эти оба брата бежали в Вилайет. Когда они пришли в Андижан, хаким андижанский убил Султан Халила. О Султан Са'ид-хане будет сказано [ниже]. Мансур-хан заставил откочевать в Чалыш 126 и Турфан всех, кто был в Могулистане из киргизов и других людей. Так как киргизы стали зачинателями всех смут в Могулистане, он коварным образом перебил большую часть их. И только небольшое число их бежало в Могулистан." Мансур-хан после победы над братьями-султанами уводит часть кыргызов и остатки моголов. Эти, уведённые Мансур-ханом (возможно и захваченные позже Саид-ханом), кыргызы и "другие люди" (черики?) могли вернуться в Моголистан с Мухаммед-кыргызом после его освобождения (обстоятельства приведены ниже). Эти события, скорее всего, и породили легенду о том, что Карачоро привёл с собой Саяка, Азыка, Черика. В результате политической борьбы среди окружения Саид-хана, вместо Баба-султана (сын Халил-султана), из-за опасений ухода моголов к нему, в Моголистан отправят Рашид-султана (сын Саид-хана). "Он так заявил [хану]: «У могула — безграничная любовь к Могулистану. Когда Баба-султан утвердится в Могулистане, все могулы пожелают [уйти] в Могулистан." То есть, по мнению дяди автора (Сайид-Мухаммад-мирза из дуглатов), моголы могут уйти к султану-моголу (после покорения кыргызов), но не к кыргызам. А для покорения кыргызов нужен Мухаммед-кыргыз. Дуглати отличает кыргызов и моголов, не смотря на их общую в прошлом историю (он ведь сам могол). "Мой дядя старался и прилагал усилия к тому, чтобы уладить дело [посылкой в Могулистан] Рашид-султана. Мой дядя так говорил [хану]: «Правильный образ действий такав: нужно освободить из плена Мухаммад киргиза, который уже давно находится в заточении; из могулов следует выбрать тех, кто желает жить в Могулистане и кто владеет стадом (галле) и гуртом скота (раме), и послать их [в Могулистан] в сопровождении эмиров и достойных доверия лиц». В конце концов хан согласился с этими суждениями моего дяди и так и сделал, как было сказано. Назначив главным эмиром (амир ал-умара) 151 Мирза 'Али Тагая и поставив над киргизами Мухаммад киргиза, он отправил их. Когда Рашид-султан прибыл в Могулистан, Мухаммад киргиз собрал всех киргизов и полностью подчинил Могулистан. В то время войско в Могулистане значительно увеличилось." Пытаясь использовать Мухаммед-кыргыза для контроля над Моголистаном, сами же моголы дали власть и, судя по всему, значительные силы из кыргызов и части моголов, возможно, угнанных ранее могульскими ханами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 31 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2020 29.08.2020 в 15:07, Murat1 сказал: Акеров в своей книге по МаТ приводит мнение Караева, что Аксикенди приписал Мухаммед-кыргыза и Ахмед-хана в сыновья Анга-тюры и возвысил его роль. По его мнению, это такое идеологическое обоснование претензий на власть в Моголистане. Скорее всего, Караев прав, что Аксикенди, с целью возвысить Мухаммед-кыргыза и связать с именем Ахмед-хана, приписал им родство через Анга-тюра, и соединил с образом Кёк-Буга (у настоящего к этому времени было уже несколько поколений потомков). Таким образом, по замыслу элиты кыргызов, Мухаммед-кыргыз и его родственники могли претендовать на власть не только над своим народом, но и над всеми моголами. Я раньше уже писал, что Мухаммед-кыргыз может быть как-то связан с Карачоро (сын Тагая). Рискну предположить, что Жанкороз из санжыра кыргызов и есть Мухаммед-кыргыз. Жанкороз, по самой распространенной версии санжыра, считается сыном Багыша и внуком Карачоро. Иногда Жанкороз и Карачоро являются одним и тем же лицом. Можно предположить, что именно события из жизни Мухаммед-кыргыза народная память позже будет связывать с Тагаем и его сыном Карачоро. Но как мы знаем, в МаТ они жили намного раньше описываемых событий. А вот их потомок Жанкороз, кажется, совпадает по времени жизни. Боевой клич "Жанкороз", по сообщению Радлова, правое крыло будет помнить и в конце 19в. Кстати, левое крыло (там же) использует общий уран "Кёнёк" родом из этой же эпохи. Из рода Жанкороза (багыш) происходят Кёкюм-бий (сын Карачоро по Валиханову) и Тейиш, которого часто в преданиях называют ханом. Они после Мухаммед-кыргыза, как раз, возглавят большую часть кыргызов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 31 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2020 В дальнейшем, как оказалось, родство с Ахмед-ханом не пригодилось потомкам Мухаммед-кыргыза. Это связано, скорее всего, сближением кыргызов с другим домом чингизидов. Устоявшиеся же народные предания о Наалы эже, Адигине и Тагае продолжали бытовать и обрастать новыми событиями из жизни их потомков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 1 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 1 сентября, 2020 19.08.2020 в 17:35, Rust сказал: Кстати считается, что нойгуты (из которых и была легендарная батырша Жаныл-Мырза) были родичами черикам. Потом они заняли юг Кыргызстана и стали жить рядом с кыпчаками. Их часто называли нойгут-кыпчаками, там была одноименная волость. Интересно, что по одной версии санжыра монолдор, отец Кёкё и Дайыра Кылыч-хан был правителем нойгутов, а по другим кыпчаков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 1 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 1 сентября, 2020 23.08.2020 в 13:44, Murat1 сказал: Адигине во время похода в Кашгар находит мальчика и отправляет сестре. У Наалы эже тогда не было своих детей. Она усыновляет мальчика и даёт имя Сырдыбешик. От Сырдыбешика происходят рода Коңурат и Черик. От родного сына Дайыра Асана ведут свой род Моңоголдор. Другая версия происхождения наших конуратов почти не отличается от этой. Там тоже Адигине находит мальчика в походе, но на Гиссар емнип, от которого они происходят. Наши конураты из Иссык-куля говорят, что на юге страны (Алай, Баткен, Кара-Кульджа) среди кыргызов есть другие конураты. Они пытались найти с ними родство. По их мнению, эти конураты бежали туда во время актабана со стороны казахов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 8 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 8 сентября, 2020 31.08.2020 в 18:15, Murat1 сказал: Я раньше уже писал, что Мухаммед-кыргыз может быть как-то связан с Карачоро (сын Тагая). Рискну предположить, что Жанкороз из санжыра кыргызов и есть Мухаммед-кыргыз. Жанкороз, по самой распространенной версии санжыра, считается сыном Багыша и внуком Карачоро. Иногда Жанкороз и Карачоро являются одним и тем же лицом. Можно предположить, что именно события из жизни Мухаммед-кыргыза народная память позже будет связывать с Тагаем и его сыном Карачоро. Но как мы знаем, в МаТ они жили намного раньше описываемых событий. А вот их потомок Жанкороз, кажется, совпадает по времени жизни. Боевой клич "Жанкороз", по сообщению Радлова, правое крыло будет помнить и в конце 19в. Кстати, левое крыло (там же) использует общий уран "Кёнёк" родом из этой же эпохи. Из рода Жанкороза (багыш) происходят Кёкюм-бий (сын Карачоро по Валиханову) и Тейиш, которого часто в преданиях называют ханом. Они после Мухаммед-кыргыза, как раз, возглавят большую часть кыргызов. Амбрамзон, рассказывая о кыргыз-кыпчаках, приводит их предание, что беки кыпчаков раньше верховодили среди кыргызов. Если верить словам кыпчакских аксакалов, после верховенство перешло к племени багыш. По народным преданиям, после смерти Тейишкана и его детей, власть от багышей переходит к роду Талкан-бия из солто. В санжыра, именно, в это время начинают уделять внимание солто, в частности Чаа-бию, которому служат баатыры из разных племён. Амбрамзон считает, что среди многих кирме в солто есть часть багышей. А по сообщению Аттокурова, багыши в 19в., из-за давления со стороны солто, ушли на юг. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 21 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2020 В санжыра Монолдор интересны два персонажа - Самансур и Баакы-бий. В генеалогических преданиях одного из родоначальников племени звали Самансур. Был ханом всех кыргызов. Разработал свод законов, в которые потом Ормон-хан внес изменения. Похоронен в Кашгарии. Якобы китайцы переименовали место захоронения на Жаман суу вместо Самансур. Көкүрөгүн кишке бөлөгөн (весь в соболином меху) Көчүгүн такка (в некоторых вариантах тамга) жөлөгөн (сидел на троне) Моңолдордун Самансур (из моголов Самансур) Кунун аргамжы менен төлөгөн (“платил” кун арканом т.е. я так понимаю не платил куна никогда) Самансур - село в Кеминской долине между Быстровкой и Орловкой. Там живут Монолдор (общаются в Тюпскими и Кочкорскими сородичами-монолдор). У уважаемого мною Анвара Мокеева читал, что Самансур возводится к Мансуру ал-Халладжу - знаменитому Аналхакку. Т.е. Самансур=Шейх Мансур. Баакы бий родоначальник родов улуу кыйра, орто кыйра и бала кыйра. Табылды Акеров считает, что в МаТ он указан как «Буваке Кувай». В санжыра есть Баакы бий и отдельно Кабай. «Кыйра» возможно кереиты. При всем уважении к МаТ, но мне кажется, что этот труд является наглядным примером обработки родословных под исламскую религию. Исходя из этого можно ли эту рукопись рассматривать в качестве достоверного источника? Кем все-таки могли быть Самансур (могольский хан Мансур или суфийский проповедник Мансур ал-Халладж) и Баакы бий (Неизвестный персонаж из МаТ Буваке или Байку-нойон)? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 21 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2020 Ещё в варианте Торокан уулу отцом Кылыча Арстана является Султан Жалил из Тору кыпчаков. Самансур - Мансур-хан? Султан Жалил - Султан Халил? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 21 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2020 16 часов назад, Samatq сказал: «Кыйра» возможно кереиты. Кыйра есть и у нас кытаев. Группа родов из которой был Каработо бий.Скорее всего, форма имени Кире/Керей 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться