Перейти к содержанию
asan-kaygy

Санжыра кыргызов

Рекомендуемые сообщения

Большое спасибо Самат!

Татарлардан Эр Эштек
Из татаров герой Эштек

Ногойлордон Эштек бар
Из ногаев прибыл Эштек

Эштек — Булгарлыктын каны, Манастын таятасы.
Булгарский хан, дед по матери Манаса 

Если можно, то уточните, пожалуйста - так будет?



 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Балыкчи сказал:

Большое спасибо Самат!

Татарлардан Эр Эштек
Из татаров батыр Эштек

Ногойлордон Эштек бар
Из ногаев прибыл Эштек

Эштек — Булгарлыктын каны, Манастын таятасы.
Эштек - хан булгарлы, дед Манаса по матери

 

@Балыкчиhttps://new.bizdin.kg/kniga/slovar-eposa-manas

Вот академические версии Манаса. Там много встречается Эштек

https://new.bizdin.kg/knigi/category/sagymbay-orozbakov

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

САЯК. Cведения из санжыры и этимология названия "саяк"

Саяк - один из крупнейших родоплеменных объединений правого крыла в ветви Тагай наряду с бугу, сарыбагыш, солто. Саяк считается приемным сыном Тагая.

Санжыра

Во времена правления Эрдене жил такой батыр Байыш из племени саяк, которые проживали на берегу реки Ныл. Байыш был вазиром Эреше хана правителя Ходжента. Возле той реки Ныл проживало много кыргызов. Так как они постоянно кочевали их прозвали сайак - скиталец. 

Байыш Батыр говорил: «Единственная моя цель - поехать в чужие страны, жениться на дочерях беков и ханов, вернуть своих потомков в исконные земли и тех кто от меня произошел превратить в "сайах"». От дочери хана Манисы родился Ырай. После смерти Байыша, Маниса вышла замуж за Эшен Карека. От него родились четверо детей, Молдо Садык, Ибрагим, Молдо Шакир и Жусуп. Ырай обидевшись на свою мать и убегает в Ала-Тоо, где его усыновил Тагай. Тагай нарек его Саяк в память о Байыше.

Согласно версии Тоголок Молдо, у Саяка была два сына - Каба и Сары. У Каба - Кайдуулат и Байболот. От второй жены Каба - Шыкмамат, при рождении которого звали Махмуд, а позже он стал известен как Шейх Махмуд, потому что он был ученым. Кутунай и Бегет от его 3-й жены и Качканак от 4-ой жены. 4 сына от Качканака: Тункатар, Тунтой, Актери, Бозтери. В Кетмен-Тобо эта генеалогия отличается. У Саяка было два сына: Байболот и Каба. От Байболота произошли Өйдө Чекти, еда и развлечения начинались только когда Өйдө Чекти спускались с гор. Айдеке, Асеке и Усоке от первой жены Байболота. Кулунтай от его 2-й жены. Алагоз, Кайдуулат, от 1-й жены Каба. От его 2-й жены Тунгатар, Тунтой. Шыкмамамат от 3-ей жены, Кутунай от 4-й жены.

В версии Торокан Эсенгул уулу, предка Саяка зовут Телкозу, от него Домбул-бий и Муратай. Катаган, Нойгут-хан, Ногой-хан от Домбул-бий. Кошой из Катагана, Акбалта из Нойгут-хана, затем Чубак. Жакып, Каманбай, Кокчогоз и Улак-хан от Ногой-хана. Манас от Жакыпа, Бакай от Каманбая, Сыргак от Улак-хана. Через несколько поколений после Чубака упоминается Байыш.

На кыргызском:

Цитата

Эрдене хандын заманында Байыш батыр Ныл дарыясынын (Сыр дарыя болсо керек) боюнда сандап, миңдеп жаткан саяк уругунан Кожант шаарында Эреше ханга вазир болгон. Ныл дарыясын жердеген көчмөндүү калың кыргыз болгон. Алар дайым көчүп жүргөндүктөн "Сайак" аталган. Байыш баатыр: "Менин бир максатым сырт жерине барып, ордо курган хан бектерден катын алып, тукумумду сары жерге тартсам, менден тарагандарды "сайахка" айландыруу милдетим» - деп ойлогон. Байыш баатыр Маниса айымдан Ырай аттуу балалуу болгондон кийин дүйнөдөн кайтат. Ырай жалгыз болуп калды деп Маниса айым каиниси Эшен Карекке тийет. Андан Молдо Садык, Ыбрайым, Молдо Шакир, Жусуп деген төрт балалуу болот. Ырай энесине таарынып Ала-Тоого качып келип, Тагай бийге бакма бала болот. Түпкү теги жоюлбасын деп Тагай бий Байыштын атын Саяк коюп алат.

Тоголок Молдонун санжырасы боюнча Саяктан Каба, Сары эки уул. Кабанын 1-аялынан Кайдуулат, менен Байболот. 2-аялынан Шыкмамат, төрөлгөндөгү аты Махмуд коюлуп, кийин илимдүү адам болгондуктан Шайык-Махмуд деген наам алат. Азыркы кыргыз тилинин күүсү менен Шыкмамат аталып калган. 3-аялынан Кутунай, Бегет жана бир аялынан Качканак. Качканактан 4 уул Түнкатар, Түнтөй, Актери, Бозтери. Кетмен-Төбөдө бул санжыра башкараак айтылат. Саяктан эки уул: Байболот (өйдөчектилер) менен Каба. Байболот улуу болгондук-тан өрөөндөгү аш-тойлордо өйдөчектилер түшкөндөн кийин гана тамак тартылып, оюн-тамаша башталчу экен. Байболоттун 1- аялынан Айдеке, Асеке, Үсөке. 2-аялынан Кулунтай. Кабанын 1-аялынан Алагөз, Кайдуулат. 2-аялынан Түнгатар, Түнтөй. 3-аялынанан Шыкмамамат, 4-аялынан Кутунай. 

Эсенгул уулунун вариантында саяктын түпку атасы Телкозу аталат андан, андан Думбулбий менен Муратай. Думбулбийден Катаган, Нойгуткан, Ногойкан. Катагандан кан Кошой, Нойгуткандан Акбалта, андан Чубак. Ногойкандан Жакып, Каманбай, Көкчөгөз, Улаккан. Жакыптан Манас, Каманбайдан Бакай, Улаккандан Сыргак. Чубактан бир нече муундан кийин Байыш айтылат. Жогорудагы санжыраларда саяктардын байыркы мекени Сыр-Дарыянын төмөнкү агымында экендиги жана байыркы уруулар экендигин кабарлайт. Тоголок Молдонун жана Эсенгул уулунун санжыралары негизинен бири-бирине окшошот.

 

Цитата

Абрамзон

Есть предание и о происхождении от каракалпаков крупного подразделения племени саяк, называвшегося каба существует также предание и о столкновениях киргизов с каракалпаками, якобы пришедшими с низовьев Сырдарьи. Согласно записи от Абдыкалыка Чоробаева, на киргизской земле был убит один из предводителей каракалпаков по имени Эшмат. После этого между каракалпаками и киргизами началась вражда. Каракалпаки начали нападать на киргизов то в одном, то в другом месте. Их спрашивали, почему они нападают. Они отвечали: «Нападаем потому, что нам не дали кун за Эшмата». Поэтому среди некоторых групп киргизов бытует выражение: каракалпак Эшматтын кунундай болду (подобно куну за каракалпака Эшмата). Достоверность подобных сведений подтверждается преданиям, записанными у каракалпаков Т. А. Жданко. В одном из них рассказывается: «После смерти Ормамбет-бия (видного ногайского мирзы,— С. А.) киргизы нападали на каракалпаков, оттого они ушли из Туркестана». Эти столкновения относятся, по-видимому, к рубежу XVI—XII вв. Не исключено, что соприкосновение киргизов с каракалпаками могло происходить и в начале XVIII в., когда так называемые верхние каракалпаки жили по среднему течению Сырдарьи.

 

Изменено пользователем Samatq
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Балыкчи сказал:

Большое спасибо Самат!

Татарлардан Эр Эштек
Из татаров герой Эштек

Ногойлордон Эштек бар
Из ногаев прибыл Эштек

Эштек — Булгарлыктын каны, Манастын таятасы.
Булгарский хан, дед по матери Манаса 

Если можно, то уточните, пожалуйста - так будет?



 

Эштек - глава племени. Таята Манаса. Сын Жамгырчы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь описан один Санжыра, по которому от Жанчоро происходят казахи Среднего Жуза, от Байчоро - Старшего жуза и от Карачоро - казахи Младшего Жуза. Кто знает почему? И откуда эта легенда?

Цитата

Жанчородон аргын, найман, коңурат, кыпчак деген уруктар болуп, Орто жүз аталды. Карачородон алчын, жаппас, чөмөкөй, дуулаткелди, кызыл курт, айдас, балта, куракты, атачал, жагалбайлы деген уруктар болуп, Кичи жүз аталды. Байчородон Жамамбай, андан Кийикбай, андан Төбөй, андан Майкы, Коогам, Мекреил, Койулдур (4) угул болду61. Мекреилден 33-бет: миң, жүз деген Кокон, Наманган тарабындагы казактар болгон. Койулдурдан кырк жүз деген уруу. Түпү Букара тарабындагы казактар. Майкыдан Улуу жүз атагындагы чапырашты, дуулат, сары үйсүн, ышты деген, жана дагы башкалар62

http://cslnaskr.krena.kg/collections/uploads/Boombaev_N._jana_anyn_kol_jazmasy.pdf

P.S. Тамга Карачоро-Тагай идентична одной из тамг казахских Алаша-Байулы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...