Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

tengeri-beki - так и не исправил свой пост, в котором присутствуют расисткие воззрения. Пользователь tengeri-beki удален, ай-пи поставлен в бан-лист.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

уважаемые форумчане, давайте ближе к теме?

;) осудим:

Юдин В.П. К этимологии этнонима казах

Статья подготовлена в pdf-формате размером 1,59 Мбайт. Текст статьи дан по книге В.П. Юдин "Центральная Азия в XIV-XVIII веках глазами востоковеда", Алматы, "Дайк-Пресс, 2001 г.

Вениамин Петрович Юдин (1928-1983) родился в Волгограде. В 1950 г. окончил Московский институт востоковедения им. Н. Нариманова. Там же прошел аспирантуру, преподавал уйгурский язык.

С осени 1955 г. жил в Алматы, занимаясь научно-исследовательской и преподавательской работой в АН КазССР, КазПИ им. Абая, КазГУ.

Среди многих интересовавших его проблем главными были: изучение восточных рукописей и разработка - на основе свидетельств источников на персидском и тюркском языках - политической, этнической и религиозной истории казахского и уйгурского народов эпохи средневековья, их культурного наследия. Он предложил синтезированную классификацию персо- и тюркоязычных нарративных источников по истории казахского народа XV-XVIII вв., ввел в науку понятие чингизизма как целостной религиозно-мировозренчесской системы, обосновал положение о степной устной историологии,"открыл" восточно-туркестанское государство Могулия, Серую Орду пятого сына Джучи Шайбана и его потомков и т.д. Многие вопросы истории народов Центральной Азии не могут быть правильно освещены без учета того, что сделано В.П. Юдиным.

Работы В.П. Юдина издавались на русском, казахском, уйгурском, английском языках. Общее их число превышает 90. Весом его вклад в капитальный труд казахстанских востоковедов "Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков" (1969), выявление и публикацию образцов староуйгурской поэзии XVI, XIX вв. (на уйг. яз. 1963,1969). Он перевел и интерпретировал тюркоязычное сочинение XVI в. Утемиш-хаджи "Чингиз-наме" (1992).

http://www.art-kaz.ru/images/Udin_Eponim_Kazakh_150dpi.pdf :kz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

huarang, айналайын,

ну зачем же переносить паранойю "великости" с больной головы на здоровую... я, по крайней мере всерьёз, в данной дискуссии не встечал таких слов со стороны казахских форумчан.

Объединяться с халха и калмыками, тем паче их завоёвывать ни кто, в здравом уме, и не помышляет. Что за мания преследования. Разница, панымаэш ли, велика.

Это можно увидеть по меж/нац бракам, к примеру. Вот с татарами, башкирами - не вопрос. Часто - кыргызы, узбеки, уйгуры. На западе КЗ - туркмены. Где же в это время калмыки, халха? Практически отсутствуют. Разница в религии также не аргумент: казахско-русских, казахско-корейских браков на порядки больше. Раньше были, да. Но эти девушки (а не наоборот) - добыча, а не взаимо-договорные союзы. В Монголии и КНР много ли браков халха-казахских, казахо-ханьских? Практически нет.

По тюркскому объединению. Это, как идея, замечательно, но трудно исполнима. Дело здесь не в гегемонии кого-то над кем-то, а в разнице восприятия действительности элитами. Империй мы уже "накушались", посему принцип организации (хотя бы стран ЦА), безусловно должен быть основан на иных началах. Каких? Вопрос дискуссий. И кыргызы, и узбеки, и туркмены имеют и мозги, и самоуважение, и собственное видение ситуации. Зачем же вот так обобщать?

huarang, айналайын, ты же не казах, откуда ты знаешь как и о чём мы думаем? Гудини чтоль? ;)

Уважаемый, мой не брат. Причем здесь межнациональные браки. Браки- это вообще дело субъективное. Калмыцкие казашки с удовольствием выходят замуж за калмыков и рожают тоже калмыков, и к казахам себя уже не причисляют, тоже самое и с мужчинами казахами у нас в Калмыкии. У синцзянских ойратов вообще браков с инородцами нет, ни с казахами ни с китайцами, так как у них традиции строже, чем у нас. У вас наших практически нет, поэтому и не встречаются браки. Но думаю, что это здесь вообще не причем. Я лично против какого-либо объединения, я больше за здоровые межнациональные контакты, типа экономического сотрудничества и т.д А не за интеграцию тюрков и монголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я лично против какого-либо объединения, я больше за здоровые межнациональные контакты, типа экономического сотрудничества и т.д А не за интеграцию тюрков и монголов.

Вот и пришли более-менее к соглашению. ;)

С экономическим сотрудничеством, однако, ты несколько "погорячился", а вот такой интеграции, действительно, не нужно (моя позиция, я не обобщаю) ни кому - похожа на "пятое колесо"...

ЗЫ: да и в "братья", я ни в коем случае не набивался, "айналайын" обозначает иное...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот и пришли более-менее к соглашению. ;)

С экономическим сотрудничеством, однако, ты несколько "погорячился", а вот такой интеграции, действительно, не нужно (моя позиция, я не обобщаю) ни кому - похожа на "пятое колесо"...

ЗЫ: да и в "братья", я ни в коем случае не набивался, "айналайын" обозначает иное...

БирАтан, а что именно, в контексте обращения к Хварану? "Кружусь вокруг тебя"? "Приму на себя твои болезни"? или "Любовь моя"? :)

Хваран, человек просто уважительно к тебе, братишка, обратился, назвав тебя, дорогим, уважаемым. в братья не набивался. И в твоих словах есть определенное противоречие, если казашки рожают калмыков - мы вольно или невольно смешиваемся с окружающими народами, а окружают нас в основном русские, кавказцы и тюрки, тогда как прямой связи с ойратами и монголами у нас нет - только-только начинаем налаживать. естественно, что и в культурном, и в языковом, и в религиозном плане нам ближе монголы, а ойраты - это мы, оторванные от самих себя. однако близкие контакты третьей степени и совместное проживание под одной крышей с географически близкими к нам тюрками в СССР обусловило определенную общность ментальности, которая сейчас утрачивается, так как наши народы в поиске своих истоков исторгают из себя интернационал и атеизм, и отталкиваются от от этой общности в пользу самостийности. тем не менее, отрицать очевидное нет смысла - у нас, возможно, общие предки, пути наших народов пересекались и наглядным примером этого является племенной состав наших народов. хасгуды, молланкины у калмыков, калмаки и туленгуты у казахов - все это примеры общей истории (туудж-тарих) кочевых народов, на что и пытался обратить внимание в провокационной манере забаненный Тенгери-беки и Наймчуд (напрасно забаненный, с моей точки зрения).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

БирАтан, а что именно, в контексте обращения к Хварану? "Кружусь вокруг тебя"? "Приму на себя твои болезни"? или "Любовь моя"? :)

Хваран, человек просто уважительно к тебе, братишка, обратился, назвав тебя, дорогим, уважаемым. в братья не набивался. И в твоих словах есть определенное противоречие, если казашки рожают калмыков - мы вольно или невольно смешиваемся с окружающими народами, а окружают нас в основном русские, кавказцы и тюрки, тогда как прямой связи с ойратами и монголами у нас нет - только-только начинаем налаживать. естественно, что и в культурном, и в языковом, и в религиозном плане нам ближе монголы, а ойраты - это мы, оторванные от самих себя. однако близкие контакты третьей степени и совместное проживание под одной крышей с географически близкими к нам тюрками в СССР обусловило определенную общность ментальности, которая сейчас утрачивается, так как наши народы в поиске своих истоков исторгают из себя интернационал и атеизм, и отталкиваются от от этой общности в пользу самостийности. тем не менее, отрицать очевидное нет смысла - у нас, возможно, общие предки, пути наших народов пересекались и наглядным примером этого является племенной состав наших народов. хасгуды, молланкины у калмыков, калмаки и туленгуты у казахов - все это примеры общей истории (туудж-тарих) кочевых народов, на что и пытался обратить внимание в провокационной манере забаненный Тенгери-беки и Наймчуд (напрасно забаненный, с моей точки зрения).

Приветствую, 'vbyubzy',

по первому: у меня с Хвараном видимо разное понимание уважительного. Это совсем не упрёк.

айналайын довольно ёмкое обращение, включающее в себя и тобой приведённое... ежели привёл эти 3 - то тебе общий смысл же понятен, что тут добавить?

далее: туленгуты - это так, а вот калмаков у казахов я, по крайней мере, не знаю... статьи про оралманов с Алтая верны по сути (есть проблема интеграции оралманов, но и есть сама программа), но не правильно тобою понята - это не калмак-казахи (это ерунда), а те же аргыны, кереи, найманы... т.е. просто казахи без всяких оговорок и ограничений.

затем: вопросы интеграции - это выбор народов и элит, здесь имеют место быть и прагматизм и эмоции. Моя позиция (тема ведь "казахи", да и я казах) - для КЗ интересна ЦА интеграция (причин много - перечислять долго), но не "объятия взвсос" с монгольскими народами. Только и всего. Обустройство Калмыкии, Бурятии, Монголии - дело этих народов - я не специалист - дискутировать не буду. Опять таки мой взгляд - для экономичекого, культурного и пр. развития Казахстана данная идея не представляет ценности.

и завершающее: я не сторонник "бана". ежели детишки резвятся - пусть их. здесь площадка для общения - общаемся, слушаем и отвечаем. только то. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр, прошу обьяснить, что ты имеешь в виду

Ну смайл то с улыбкой. Не нервничайте, понимаю, довел вас Аян.

Приветствую, 'vbyubzy',

по первому: у меня с Хвараном видимо разное понимание уважительного. Это совсем не упрёк.

айналайын довольно ёмкое обращение, включающее в себя и тобой приведённое... ежели привёл эти 3 - то тебе общий смысл же понятен, что тут добавить?

далее: туленгуты - это так, а вот калмаков у казахов я, по крайней мере, не знаю... статьи про оралманов с Алтая верны по сути (есть проблема интеграции оралманов, но и есть сама программа), но не правильно тобою понята - это не калмак-казахи (это ерунда), а те же аргыны, кереи, найманы... т.е. просто казахи без всяких оговорок и ограничений.

затем: вопросы интеграции - это выбор народов и элит, здесь имеют место быть и прагматизм и эмоции. Моя позиция (тема ведь "казахи", да и я казах) - для КЗ интересна ЦА интеграция (причин много - перечислять долго), но не "объятия взвсос" с монгольскими народами. Только и всего. Обустройство Калмыкии, Бурятии, Монголии - дело этих народов - я не специалист - дискутировать не буду. Опять таки мой взгляд - для экономичекого, культурного и пр. развития Казахстана данная идея не представляет ценности.

и завершающее: я не сторонник "бана". ежели детишки резвятся - пусть их. здесь площадка для общения - общаемся, слушаем и отвечаем. только то. ;)

Статья на этом портале о казахах "Калмакстана":http://www.eurasica.ru/articles/altaian/Tadina_Moya_rodina_Kalmakstan/

Кстати, род калмак есть у казахов, видел девушку из этого рода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую, 'vbyubzy',

по первому: у меня с Хвараном видимо разное понимание уважительного. Это совсем не упрёк.

айналайын довольно ёмкое обращение, включающее в себя и тобой приведённое... ежели привёл эти 3 - то тебе общий смысл же понятен, что тут добавить?

далее: туленгуты - это так, а вот калмаков у казахов я, по крайней мере, не знаю... статьи про оралманов с Алтая верны по сути (есть проблема интеграции оралманов, но и есть сама программа), но не правильно тобою понята - это не калмак-казахи (это ерунда), а те же аргыны, кереи, найманы... т.е. просто казахи без всяких оговорок и ограничений.

затем: вопросы интеграции - это выбор народов и элит, здесь имеют место быть и прагматизм и эмоции. Моя позиция (тема ведь "казахи", да и я казах) - для КЗ интересна ЦА интеграция (причин много - перечислять долго), но не "объятия взвсос" с монгольскими народами. Только и всего. Обустройство Калмыкии, Бурятии, Монголии - дело этих народов - я не специалист - дискутировать не буду. Опять таки мой взгляд - для экономичекого, культурного и пр. развития Казахстана данная идея не представляет ценности.

и завершающее: я не сторонник "бана". ежели детишки резвятся - пусть их. здесь площадка для общения - общаемся, слушаем и отвечаем. только то. ;)

Ассалаумугалайкум, БирАтан. Не надо обижаться на Хварана, он молод и горяч, но именно такими молодыми и горячими, радеющими за свой народ пассионарными личностями и выживает нация.

По туленгутам - я слышал о негативе, которые часто изливают представители жузов, кожа и торе по отношению к представителям этого племени, которые, уверен, считают себя стопроцентными казахами, и очень обижаются на такое отношение. полагаю, это большая ошибка казахов, ведущих себя таким образом, поскольку отталкивая от себя своих братьев, они могут потерять и свою собственную идентичность, ведь не станет туленгутов, будут травить кого-то еще, чьи предки воевали с казахами, те же рода киргизского происхождения. или многочисленные рода аккалмаков, балакалмаков и прочих калмаков в составе аргынов, кереев, найманов и т.п. Кстати, я не утверждаю, что казахи с родословной от калмыков -это калмак-казахи, это казахи, как говорят, калмыцкого происхождения. также нашим хасгуды, асмуды, шеркш - это калмыки казахского, алтайского, черкессого происхождения.

Относительно интеграции тюркских народов в Центральной Азии, по моему мнению, недостижимая мечта. в ЦА два государства, претендующих на лидерство-Казахстан и Узбекистан, при этом в плюсе Казахстана - территория и полезные ископаемые, в минусе - демография, соответственно у Узбекистана с демографией более чем хорошо, зато плохо с территорией и ресурсами. тем не менее, в конечном счете выигрывает тот, кого больше, это очевидно, и не факт, что узбеки, переселяющиеся на юг Казахстана, через определенное время не захотят автономии и большего взаимодействия с родиной. да и вероятность ассимиляции узбеками казахов на юге Казахстана, в отсутствие сдерживающих факторов в виде языка и религии, также высока. В отсутствие положительного демографического фактора Казахстан рискует утратить лидерство в ЦА, со всеми вытекающими. очевидно, что ни казахская элита, ни народ не согласится с потерей территории и собственно казахской идентичности, поэтому взаимодействиею и интеграция Узбекистана и Казахстана, как региональных лидеров, не отвечает интересам Казахстана.

интеграция Казахстана и Киргизии также маловероятна из-за опасений уже киргизской элиты в вероятности политической, экономической зависимости и ассимиляции Казахстаном Киргизии. и даже часто декларируемый лозунг "Казак кыргыз бир туган"вряд ли побудит киргизов к интеграции. Киргизия с куда большей охотой смотрит на Россию, так как интеграция с ней не грозит киргизам потерей национальной идентичности, ассимиляция невозможна по вышеуказанным причинам. Туркмения - это вообще вещь в себе.

Согласен, спасение утопающих - дело рук самих утопающих, поэтому интеграционные процессы монголоязычных народов - это наш собственный проект, который вряд ли будет интересен тюркам. тем не менее, уверен, что и тюркоязычные будут внимательно следить за этим, если проект будет успешен.

З.Ы. Вспоминаю, что когда Трое разваливали Союз в Беловежской Пуще, пошли слухи о создании Союза Славянских Государств, соответственно, России, Белоруссии и Украины. Многих из нас раздражало такое наименование и некоторые шутя говорили, что в случае создания такого объединения, Калмыкия лучше интегрируется с Казахстаном, чем останется в в таком Союзе. вот такие были идеи :)

Кош-сау болыныз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья на этом портале о казахах "Калмакстана":http://www.eurasica.ru/articles/altaian/Tadina_Moya_rodina_Kalmakstan/

Кстати, род калмак есть у казахов, видел девушку из этого рода.

эту статью я и имел в виду... об этой проблеме (интеграция переселенцев-оралманов, я и говорил)

род калмак мне не известен, просвети :D

Амыр, если знаешь - скажи/ напиши, ежели придумал - лучше молчи... (а девушка могла и соврать, если она вообще существовала в природе, а не была фантазией)... ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ассалаумугалайкум, БирАтан. Не надо обижаться на Хварана, он молод и горяч, но именно такими молодыми и горячими, радеющими за свой народ пассионарными личностями и выживает нация.

По туленгутам - я слышал о негативе, которые часто изливают представители жузов, кожа и торе по отношению к представителям этого племени, которые, уверен, считают себя стопроцентными казахами, и очень обижаются на такое отношение. полагаю, это большая ошибка казахов, ведущих себя таким образом, поскольку отталкивая от себя своих братьев, они могут потерять и свою собственную идентичность, ведь не станет туленгутов, будут травить кого-то еще, чьи предки воевали с казахами, те же рода киргизского происхождения. или многочисленные рода аккалмаков, балакалмаков и прочих калмаков в составе аргынов, кереев, найманов и т.п. Кстати, я не утверждаю, что казахи с родословной от калмыков -это калмак-казахи, это казахи, как говорят, калмыцкого происхождения. также нашим хасгуды, асмуды, шеркш - это калмыки казахского, алтайского, черкессого происхождения.

Относительно интеграции тюркских народов в Центральной Азии, по моему мнению, недостижимая мечта. в ЦА два государства, претендующих на лидерство-Казахстан и Узбекистан, при этом в плюсе Казахстана - территория и полезные ископаемые, в минусе - демография, соответственно у Узбекистана с демографией более чем хорошо, зато плохо с территорией и ресурсами. тем не менее, в конечном счете выигрывает тот, кого больше, это очевидно, и не факт, что узбеки, переселяющиеся на юг Казахстана, через определенное время не захотят автономии и большего взаимодействия с родиной. да и вероятность ассимиляции узбеками казахов на юге Казахстана, в отсутствие сдерживающих факторов в виде языка и религии, также высока. В отсутствие положительного демографического фактора Казахстан рискует утратить лидерство в ЦА, со всеми вытекающими. очевидно, что ни казахская элита, ни народ не согласится с потерей территории и собственно казахской идентичности, поэтому взаимодействиею и интеграция Узбекистана и Казахстана, как региональных лидеров, не отвечает интересам Казахстана.

интеграция Казахстана и Киргизии также маловероятна из-за опасений уже киргизской элиты в вероятности политической, экономической зависимости и ассимиляции Казахстаном Киргизии. и даже часто декларируемый лозунг "Казак кыргыз бир туган"вряд ли побудит киргизов к интеграции. Киргизия с куда большей охотой смотрит на Россию, так как интеграция с ней не грозит киргизам потерей национальной идентичности, ассимиляция невозможна по вышеуказанным причинам. Туркмения - это вообще вещь в себе.

Согласен, спасение утопающих - дело рук самих утопающих, поэтому интеграционные процессы монголоязычных народов - это наш собственный проект, который вряд ли будет интересен тюркам. тем не менее, уверен, что и тюркоязычные будут внимательно следить за этим, если проект будет успешен.

З.Ы. Вспоминаю, что когда Трое разваливали Союз в Беловежской Пуще, пошли слухи о создании Союза Славянских Государств, соответственно, России, Белоруссии и Украины. Многих из нас раздражало такое наименование и некоторые шутя говорили, что в случае создания такого объединения, Калмыкия лучше интегрируется с Казахстаном, чем останется в в таком Союзе. вот такие были идеи :)

Кош-сау болыныз.

Приветствую, 'vbyubzy'

я не обидчив - т.е. совсем... да и глупо это было бы - на форуме, тем паче... ;)

по the вопросу (интеграция) и твоим размышлениям - ты абсолютно прав, я ровно о том же. О чём спор? А если у монгольских народов что-то получится - искренне буду рад, и здесь ты прав - наблюдать будем и с интересом. Возможно я и напоминаю Сен-Симона, но тем не менее считаю, что проект в ЦА более реалистичен, чем "монгольский" (это для краткости). Хотя безусловно признаю наличие возможно и непреодолимых противоречий.

в данной теме обсуждаются казахи - почему бы не высказаться о перспективах?

кста, мой очень хороший приятель - туленгут и суфий (ну он сам так считает ;) ). Периодически обижается, доказывая, что не может быть шежире более 10-15 предков. А в остальном, не думаю, что он считает (или его считают) чем-то чужеродным. Это совсем не соответствует действительности. Казахи, как ни крути, - один народ и "деление" не есть форма изоляции, а лишь признак уникальности каждого (в т.ч. и во времени)... + если казактар садятся и начинают "копать" обязательно находят общих родственников/ "точки соприкосновения"... :)

а тебе, спасибо за участие (без флуда)

Бывай здоров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

БирАтан, а что именно, в контексте обращения к Хварану? "Кружусь вокруг тебя"? "Приму на себя твои болезни"? или "Любовь моя"? :)

Хваран, человек просто уважительно к тебе, братишка, обратился, назвав тебя, дорогим, уважаемым. в братья не набивался. И в твоих словах есть определенное противоречие, если казашки рожают калмыков - мы вольно или невольно смешиваемся с окружающими народами, а окружают нас в основном русские, кавказцы и тюрки, тогда как прямой связи с ойратами и монголами у нас нет - только-только начинаем налаживать. естественно, что и в культурном, и в языковом, и в религиозном плане нам ближе монголы, а ойраты - это мы, оторванные от самих себя. однако близкие контакты третьей степени и совместное проживание под одной крышей с географически близкими к нам тюрками в СССР обусловило определенную общность ментальности, которая сейчас утрачивается, так как наши народы в поиске своих истоков исторгают из себя интернационал и атеизм, и отталкиваются от от этой общности в пользу самостийности. тем не менее, отрицать очевидное нет смысла - у нас, возможно, общие предки, пути наших народов пересекались и наглядным примером этого является племенной состав наших народов. хасгуды, молланкины у калмыков, калмаки и туленгуты у казахов - все это примеры общей истории (туудж-тарих) кочевых народов, на что и пытался обратить внимание в провокационной манере забаненный Тенгери-беки и Наймчуд (напрасно забаненный, с моей точки зрения).

Ну так и я Биратана назвал уважаемым, а про братания и родство, я и так знаю, что никто не набивался. Я согласен с тем, что мы родственны с тюрками, особенно с казахами, так как у них много родов калмыцкого происхождения, и мы, в свою очередь, когда-то захватили и полностью ассимилировали хитай-кипчаков. А аргынцы вообще ведут свой род от ойрата. Но родственность не значит, что мы должны интегрировать, так как в нашем случае интеграция с народами Средней Азии означает ассимиляцию с ними. А калмык, как и любой другой монгол, не может быть в подчинении у тюрка. У нас сейчас налаживаются связи с Монголией, дай Бог у нас все будет отлично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, род калмак есть у казахов, видел девушку из этого рода.

Есть у казахов? Да полно калмаков среди кипчаков, тут на форуме даже выкладывали "детализацию" этого рода, а также полно среди киргизов. Сам Аскар Акаев- калмак и про Назарбаева что-то подобное слышал. Калмаки в Киргизии даже внешне отличаются от киргизов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ведь действительно, и турки, и монголы и тюрки были монголоидами, когда строили империи. А калмыки, которые вторглись в приволжские степи и Кавказ!
Дело в том, что когда турки строили империю (если вы имеете ввиду Османов) они монголоидами уже не были. Вообще во времена Османов основой армии был янычарский корпус, а янычар первоначально формировали исключительно из иноверцев (существовали специальные инструкции не набирать в янычары обрезанных, то есть мусульман и особенно осторожно относиться к новобранцам если вдруг они хорошо знают турецкий - так как в позднее время было много желающих попасть в число аджеми огланов, из которых впоследствии и формировали йени чери "новое войско", и среди этнических турков). Впоследствии и кавалеристы-сипахи стали формироваться значительной частью из отставных янычар и их потомков. Конечно существовали и исконные этнические турки - кочевые туркменские племена восточной Анатаолии. И в сипахах они служили, но практически они во многих случаях находились в оппозиции к Османской Порте, и во времена джелалийской смуты в основном бунтовали против правительства. И даже среди них нашлись вожди которые объявляли себя потомками Сельджукских султанов и претендовали на трон. Так вот туркменские племена были настолько далеки от османского правительства, что османцы неоднократно были шокированы когда приходилось непосредственно сталкиваться с их обычаями и традициями.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть у казахов? Да полно калмаков среди кипчаков, тут на форуме даже выкладывали "детализацию" этого рода, а также полно среди киргизов. Сам Аскар Акаев- калмак и про Назарбаева что-то подобное слышал. Калмаки в Киргизии даже внешне отличаются от киргизов.

опять мимо: м-да, НАН тебя не слышит :blink:

Кыпшак:

1. кунделек. 2. узун. 3. танабуга. 4. карабалык. 5. кулак. 6. булак. 7. бултуч. 8. ташхор. 9. карабалык. 10. алтыбаш. 11. чайлааяк. 12. турагыр. 13. кары. 14. жулаба. 15. арык. -- это я на вскидку... (эй, кыпшаки, объясните - что почём) :kz1:

уважаемые оппоненты, я чего то недопонимаю, то вы хором кричите о немонгольскости кыпшаков, противопоставляя други казахские тайпа (найман, керей), а то вдруг их записываете в калмаки - забавно.

аргыны не слышат высказывания huarang"а :wacko:

- не уверен, но уважаемый Асан Кайгы меня ежели что подправит, аргыны сами считают себя от Аксакала (1 версия), Аргын-аги (2-я), Акжола (3-я, кста, точно уран у аргынов именно "Акжол")... про ойрата - это что то новое... (ссылку дай, а то разговор опять переходит во флуд, пора взрослеть, huarang)

по туркам (анатолийским) тема интересная и запутанная... ведь сами себя (в большинстве своём) до Мустафы Кемаля они звали османами, а понятие "турк" было чуть ли не оскорбительным... - если интересно - давайте обсудим (НО С ФАКТАМИ, а не трёпом) но в другой теме...

кстати, по теме стишок (литературные достоинства опускаю B) , вопрос в сути, чтобы не было спекуляций по казахским ру/тайпа):

ШЕЖИРЕ

Не надо кончать вуза,

Чтобы знать три жуза:

Старший - это Акарыс,

Средний - это Бекарыс,

Жанарыс помладше их,

Аксуек не входит в них.

Казах во все времена

Помнил свои племена:

Жалайыр, Аргын, Албан,

Сары-уйсин и Суан,

Сиргели, Дулат, Канглы,

Ошакты, Шанышкылы,

Жетыру, Найман, Ысты,

Конграт, Керей, Шапра-

шты, Алимулы и Кыпшак,

Байулы, ещё Уак.

Вот Улы жуз,Тобе би,

Жумабай и Кейкiби,

Узунсакал Ыбрайым,

Койылдар, Когам, Уйсын,

Бактияр, Ойсыл, Мынжуз,

Мекреил и Кырыкжуз,

Катаган и Аксакал,

Байдыбек и Жансакал,

Сары байбише, Абак,

Сланды Зерiп и Тарак,

Сыйлыксары, Майкы би,

Бибижар, Караша би,

Нурила же - Домалак,

Жакыпкалша, Жарыкшак,

Мырзатаз и Байтулы,

Жалмамбет и Байтокты,

Изучим теперь Сиргели,

Карабатыр и Байлы,

Отеп или Тутанбалы,

Рысби, Бораш, Кайшылы,

Кенiрдек и Аксиык,

Айтбозым, Карасиык,

Кожасиык, Елюбай,

Кулыншык и Жанабай,

Амалдык, Уштанбалы,

Кошымбет, Тортанбалы,

Батыр, также Келимбет,

Байжигит, Оразымбет,

Теперь Канлы, Канкожек,

Кара, Сары, Келдiбек,

Жетысу, Сыр, Кызыл, Ак,

Альсеит, Шокпар, Бадрак,

Миям, Турке, Омыртка,

Ерезен, Каспан, Бака,

Оразымбет, Тогызбай,

Енке, Танта, Тоганай,

Акбота, Акынкожа,

Кюискансыз, Телкожа,

Рассмотрим теперь Ошакты,

Байназар или Байлы,

Аталык и Тасжурек,

Коныр, Тулькiшi, Болек,

Тiлеу, Каспа, Шуылдак,

Суатай, Жамантымак,

Алданар и Токтауыл,

Басары, Каска, Кабыл,

Сеит, Толеке, Карсак,

Также Кенже и Созак,

Вот Сары Уйсын, Калша,

Солтанкул, Жакып, Баба,

Кайкы, Сопы и Жанай,

И конечно Жаулантай,

Теперь Ысты, там Тiлiк,

В Жауатар ещё Ойык,

Кызылкурт, Сатек, Малай,

Кокшекоз, Коныр, Досай,

Ауызусiген и Таз

Заинтересуют вас,

Куланшы и Альменбет,

Больше вроде родов нет,

Очередь за Жалаир,

Входят в него Байшегир,

Арыктыным, Сырманак,

Карашапан, Шуманак,

Сиыршы и Балгалы,

Кушiк, Андас, Кайшылы,

Акбуйым, Мырза, Огiз,

Оракты, Калпе, Кобiс,

Сыпатай и Сырымбет,

Жиенкул и Баимбет,

Карасакал, Бегимбет,

Маржа, Айбас, Жиембет,

Толымбек, Нияз-Барак,

Абыс, Кулым, Жабыскак,

Канай-Конай и Кенже,

Шалымбет и Байбише,

Таз, Мендыбай-Кенжеке,

Куттык-Каракус, Токе,

Шаки-Шуки, Ажике,

Калкы, Казы, Алике,

Андабай-Танат, Кыргыз,

Айткул, Таймонке-Байыс,

Кокшекоз и Акмарка,

Жайыкбай, Карамарка,

Баташы, Касаболат,

Дерипсалы, Бекболат,

Дауетек и Альмембет,

Андагул и Дуйсембет,

Айтимбет, Кошкар-Шорек,

Шагыр, Жомарт и Кушек,

Алакоз-Жетiнар, Сауык,

Келменбет, Турке-Саурык,

Альпендаулет, Есеней,

Танiрберген и Кошей,

Маске, Байкара-Жуман,

Чуть не забыл про Аман,

Теперь Шапрашты, Асыл,

Ескожа, Емiл, Шыбыл,

Айкым, Сары, Ажике,

Орымбет, Ораз, Теке,

Толемiс и Даулетбай,

Текелiк, Байыс, Сатай,

Кайдауыл, Алти, Даулет,

Калкаман, Бердiк, Мамбет,

Актобет, Дербiс, Екей,

Малкара, Шуаш, Кеней,

Суйындык и Жарымбет,

Танатар и Байымбет,

Баянайкушик, Ибак,

Шагабай, Тогыз-Токпак,

Беримкул и Карасай,

Сарыкул и Алтынай,

Бессары, Жадiк, Косай,

Тайторы, Шагай, Бакай,

Очередь теперь Албан,

Сары, Суйеркул, Шоган,

Боти и Кызылборiк,

Отей иль Конырборiк,

Суймендi, Бойдак, Жарты,

Шажа, Жадiк, Досалы,

Калыке и Турымжан,

Ханкельдi, Шагыр, Альжан,

Аламан и Кожамбет,

Турымжан и Сарымбет,

Калматай и Таныбек,

Даулен, ещё Жанибек,

Мамадайыр, Актокан,

Уанашы, Каратокан,

Акназар же - Аккыстык,

Токтамыс - Каракыстык,

Кыстык-Жиенкул, Ногай,

Абыты, Сары, Олжай,

Танатар и Мамырбай,

Шитемiр и Ельшибай,

Каракiсi, Майлыбай,

Жанибек и Киiкбай,

Альмерек, Баба, Тайлак,

Токан, Жаншык и Боздак,

Курман, Тлемыс, Орынтай,

Шойкара, Два Кулакай,

Жайын, Али, Онтогар,

Ельтокты и Майасар,

Майлыбалта, Молболды,

Боже, Байток, Жолболды,

Каракус, Аманкельдi,

Бектемiр, Конаккельдi,

Два Сакау и Есене,

Есен, Тотас, Малике,

Байназар, Еспер, Торгай,

Сугир, Керекул-Агай,

Базаркельдi, Найманбай,

Туманбай и Конакбай,

Оспантай и Каракул,

Калматай и Сарыкул,

Майлы, Тама, Калкаман,

Батшебатыр и Жарман,

Сагандык и Куртканай,

Тогызак, ещё Мамай,

Бердiкай и Еламан,

Дауетек и Шагаман,

Два Куланаян, Азет,

Две Маржи, Абыз, Назет,

Два Базара, Отебас,

Отемыс, ещё Кожас,

Байжан, Тiлеу, Казымбет,

Бите, Жапалак, Мамбет,

Поподробней о Дулат :

Шынкожа, Шмыр, Бекболат,

Кудайкул и Коралас,

Сикым, Жаныс и Буйдас,

Жанту, Жантан и Ботбай,

Жарлыкамыс, Куттыбай,

Акылбек, Мырзасеит,

Капал, Буас, Кульсеит,

Шуылдак и Байсеит,

Кусирак и Токсеит,

Оймауыт и Аккойлы,

Ескельдi, Каракойлы,

Сатыбалды, Сарлыбай,

Ельтузер, Наурызбай,

Шегiр, Богел и Кораз,

Рустем, Болат и Борас,

Богель, Есбол, Илебай,

Кара, Каржау и Шагай,

Толе, Ажи и Баклай,

Борi, Омар, Тогатай,

Кайкы, Борiк и Танат,

Жаушы, Коске, Космурат,

Алакушiк, Кожамбердi,

Есторы, Кудайбердi,

Боса, Естi, Жанабай,

Шатка, Тойшы, Ерубай,

Тлеукабыл и Атабек,

Казыке, Кул, Мырзабек,

Жайылмас и Карымсак,

Отемыс и Бескалмак,

Акбердi и Жолсеит,

Куажак и Байсеит,

Кайыпбердi и Букар,

Ельтузер, Ораз, Назар,

Бокен, Баба, Тлеумбет,

Кулболды и Жалменбет,

Туке, Туыс, Кушпентай,

Байкушик, Акша, Кожай,

Сырымбет, Солтанкельдi,

Жанкойлык, Есенкельдi,

Сиыршы и Алимжан,

Бесторсык, Есбер, Асан,

Каракойлы, Маметай,

Байтана и Есенбай,

Iтiм, Сарым и Тайлак,

Томай, Есен, Каугаяк,

Ырыс, Шаукар, Бекшора,

Бозкозы, Бозым, Бура,

Марсым, Бокай, Карымбет,

Мырза, Темiр - Шылмамбет,

Кунту, Исак и Шакан,

Толендi, Сырлы, Косан,

Мырзагул, Кон, Жиенбай,

Айткул, Шоже, Жанабай,

Жиенбет и Бестерек,

Темiр, а также Айнабек,

Теперь очередь Суан:

Байтугель, Токарыстан,

Жесегiр и Жылкельдi,

Ельтынды, Кудайбердi,

Байтегей, Мурат, Багыз,

Алдияр, Некейт, Саргыз,

Молак, Сатай, Ельшибек,

Орыс, также Турлыбек,

Как же делится Аргын?

На Мейрам, Жетi-Момын:

Ергуль, Момын, Ак-Сопы,

От токал - Танбiс-Сопы,

Сары-Сопы, Тобыкты,

Кара-Сопы, Таракты,

Болаткожа, Темiр-Сопы,

Каракесек, Надыр-Сопы,

Сары-Жетiм, Куандык,

Басентиын, Суюндык,

Канжыгалы, Бегендык,

Карауыл и Шегендык,

Мажик, Кыдыр, Кулболды,

Алтынторы, Жанболды,

Есен, Карпык, Аккозы,

Борiш, Темеш, Жанкозы,

Агыс, Кулiк, Малкозы,

Тлеулi, Кенже, Бозкозы,

Кулеке, Кожакельдi,

Айдабол, Оразкельдi,

Каракозы, Калкаман,

Тайгельтiр, Али, Каблан,

Токтауыл и Козган,

Котырмамбет, Сатылган,

Шубыртпалы и Талас,

Косанак, Сары, Каржас,

Когедей, Майкы, Апай,

Кара, Бошан, Жетiбай,

Алтеке, Сарым, Айтей,

Отемiс, Токсан, Кокей,

Отеген, Койкел, Шауке,

Байборi, Дос, Алеуке,

Карт, Жалыкпас, Косшетер,

Айтимбет, два Жадiгер,

Кошiм, Шаншар, Орманшы,

Шекмек, Тлеубай и Жашi,

Алтебет, Кожам, Алтай,

Жаманкара, Шор, Малай,

Баты, Кожас, Акбура,

Жарас, Мурат и Акша,

Отеп, Дузен, Аккошкар,

Токан, Сырык и Тулпар,

Танiбердi и Тапас,

Жуантаяк, Кокше, Таз,

Аконай и Алакоз,

Дадан, Томан и Баркоз,

Каракушiк, Алмурат,

Балтай, Шобан, Есболат,

Топыш, Башей, Такабай,

Тункатар и Дуйсенбай,

Курманкожа, Даулетбек,

Кулынша и Рыспетбек,

Конырша и Жаулыбай,

Калды, Бошпан, Мусабай,

Кудайбердi, Кулымбет,

Бабасан и Баимбет,

Майлыбалта, Акымбет,

Кулансу и Бекимбет,

Есентанырык, Томай,

Аккиiк и Атыгай,

Моныс, Багыс и Бакай,

Жаугаш, Койлы, Сауытбай,

Шымболат и Айбике,

Жаукашты и Нурбике,

Сакау, Отей, Акназар,

Толтан, Камбар, Есназар,

Есен, Бозым и Кошей,

Шакшак, Баба и Жузей,

Перейдём теперь к Кыпшак,

Муйiздi, Сарыкыпшак,

Актамсопы, Каракыпшак,

Куланкытай, Торыкыпшак,

Сулималып, Кытайкыпшак,

Кобеккалып, Куланкыпшак,

Есим, Сеит и Кыжык,

Кобланды, Ойбас, Мимык,

Карамерген, Алатай,

Караден и Богенбай,

Колденен и Токтарбай,

Карабалык, Каншошай,

Карамойын, Альпеис,

Науша, Торы, Кульпеис,

Шандаяк, Коккоз, Бултын,

Балгашы, Арык, Узын,

Кокмурын, Сарытымак,

Китаба, Шашты, Койбак,

Таскор, Едiл и Косай,

Шогал, Жетiм и Бошай,

Кайыпберлi, Кенжебай,

Айдаргазы и Малай,

Сарыкот, Кара, Женет,

Мырзабек, Назарымбет,

Баянтанат, Туйшiке,

Кулеке, Даулетбике,

Корпе, Кутым, Бессары,

Кулшын, Шегiр, Байсары,

Каз, Кедель и Торайгыр,

Алтыбас, Алтыс, Шагыр,

Лак, Ыстыбай и Акпан,

Перейдём теперь к Найман:

Сугиршi, Толегетай,

Сарыжомарт и Матай,

Каракерей, Балталы,

Аталык, Баганалы,

Кенже, Садыр, Каратай,

Рыскул, Мамбет, Курманай,

Терстамгалы и Бегiс,

Тортул, Мурын и Тогыз,

Сарыжомарт и Токан,

Ергенектi и Кокан,

Ибеске, Журтшы, Актаз,

Андагул и Кызылтаз,

Ажем, Тiней, Балыкшы,

Баба, Сеит, Кармакшы,

Алыстым и Шегелiк,

Таттiбек и Шегедiк,

Каршыга, Жарке, Жырык,

Жаркынбет и два Жумык,

Куттуды и Койсары,

Отемiс и Кокжарлы,

Кожамбердi и Мардан,

Сары, Даулет и Сыбан,

Шимойын и Уйжыгар,

Мамбеткул и Байназар,

Байгана и Итбакпас,

Сары, Тума и Кожас,

Ерсары, Есенали,

Балкабет, Кадырали,

Семiзнайман, Сенгiрбай,

Байжигит и Шурентай,

Мамбет, Канлы, Умбеткул,

Сарыжетiм, Султанкул,

Тон, Шуйе и Шонмурын,

Каптагай и Тонмурын,

Торткара и Бейсеке,

Тортсары и Тенеке,

Актiлес и Алушы,

Кулшан, Кольдей, Шерушы,

Шеге, Жумай и Бура,

Борте, Каржау и Кара,

Дербiс, Шагыр и Сырдак,

Ителмен, два Сыргалдак,

Бегимбет, Менiс, Жарке,

Дауш, Алты, Шалтеке,

Хасен, Шатан и Жарас,

Кастей, Сасан и Тогас,

Алпысбай и Бораншы,

Жасык, Сакай, Болатшы,

Ельконды, и Кожамбет,

Ындыш, Кудас, Акымбет,

Сайболат и Акнайман,

Табыш, Койкел, Жастабан,

Тайлак, Тлес и Тугельбай,

Койкель, ещё Толыбай,

Теперь Конрат: Жаманбай,

Котеншi и Амантай,

Коктiнулы, Суттiбай,

Бекбердi и Суимбай,

Караша, Кокрек, Байлар,

Сангыл, Кайрак и Жандар,

Кулыншак и Токболат,

Жетiмдер и Акболат,

Жиембет, Карасирак,

Киiкшi, Коныршунак,

Алти, Кекеш и Божбан,

Борай, Дурет и Курман,

Куискансыз и Жанай,

Бердалы, Сасык, Малай,

Котен, Жары, Аккошкар,

Кыргызалы, Байкошкар,

Ногай, Жары, Арыстан,

Жаукашты и Казтуган,

Конырсопы, Майлыбай,

Шокпарлы и Менлiбай,

Сатыбалды и Ажан,

Курбан, Оте и Шахан,

Тней, Кожагул и Уржык,

Жаукiм, Кошiк и Жумык,

Кожагул, Кулым, Токпак,

Итемген, Кобек, Кайрак,

Мамитек, Сапар, Алга,

Суркиiк и два Кара,

Сокыр, Косым, Досалы,

Куба, Жайме, Есалы,

Жадiк, Кошкар, Катаган,

Каратлес, Бекарыстан,

Тиес, Бакай и Нурсай,

Каракемпiр, Агысай,

Оразкельдi и Самай,

Каракосе, Мангытай,

Дуйсембi и Жартыбас,

Сарымбет, Кайрак, Жортпас,

Колеген и Тассары,

Жолдербiс и два Сары,

Также Кулшыгыш, Токас,

Шарапал, ещё Саббас,

Очередь Керей: Абак,

Ашамайлы, Консадак,

Три Шимойын и Досай,

Култайболат, два Косай,

Кошебе и Ерназар,

Жантекей, два Байназар,

Шубарайгыр, Кайназар,

Ителi и Есназар,

Меркiт, Молкы, Жаназар,

Рысбек, Коркыт, Маназар,

Кункене и Жалыбай,

Шокматор и Жолдыбай,

Еримсары, Жастабан,

Сымайыл, Таузар, Сибан,

Два Жадiк и Малдыбай,

Алданазар, Барлыбай,

Байкожа и Шерушi,

Нуралы и Тарышы,

Байузак, Каратока,

Байтока и Жантока,

Жаркын, Мерген и Болек,

Кабыл, Бакат и Толек,

Акбалык и Аксары,

Токтагул и Кульсары,

Канымбике, Жанузак,

Отез, Ельток, Жасузак,

Узынмылтык, Нурымбет,

Токтагул и Акымбет,

Две Балты и Матакай,

Лепсы, Сакау и Самай,

Отемiс и Бегiмбет,

Шагыр, Мынлы, Альмамбет,

Кутке, Топке и Шаукер,

Кудайбердi, Менгесер,

Сагындык, Еменалы,

Токсары, Семеналы,

Турлыбек и Жоламан,

Котеней, Аю, Казан,

Есбол, Сакал и Танаш,

Жолаушы и Куланшаш,

Таншыбай, Асан, Мошан,

Камшыбай, Усен, Кошан,

Шакантай, Сапар, Курман,

Кожакельдi, Айтуган,

Каракас и Камысбай,

Калпак, ещё Ботабай,

Теперь Таракты: Шауке,

Жасшы (Жаши), Алеуке,

Токтауыл, Али, Айтей,

Косанак и Когедей,

Апай, Кыдыр и Сары,

Алакоз, Шубыртпалы,

Очередь Уак: Абрай,

Ер Кокше и Ер Косай,

Кекен, Сарман, Жантелi,

Две Шоги и Жанкельдi,

Ергенектi, Байназар,

Сарыбаян, Жаукашар,

Каракойлы, Каракоз,

Ажабек и Кокшекоз,

Жансары, Мендiкара,

Жолымбет и Шойкара,

Сиргели, Мурат, Елiс,

Баржаксы, Шока, Мулiс,

Шайкоз, Матен, Елюбай,

Казанкап и Оразбай,

Кашымкул, Казы, Абрай,

Караша, Есен, Малай,

Бидалы, Косай, Токай,

Карабас, Мурын, Самай,

Сарыбагыш и Курай,

Сарыша, Тортул, Кытай,

Кудайкул и Баимбет,

Байжигит и Жолымбет,

Ереншi и Каракей,

Алимбет и Кiндiкей,

Очередь Алимулы,

Жетыру и Байулы,

Карасакал и Асбан,

Каракесек и Акбан,

Кете, Шектi, Торткара,

Жанкылыш, Кельтекара,

Шунгiр, Конек и Бескем,

Тока, Бозгыл и Естен,

Тегенболат и Сарбас,

Киiкшы, Карпык, Ораз,

Карабазар и Кайкы,

Оразкельдi и Балкы,

Жаншукiр и Шомекей,

Тальтекем, Караш, Келькей,

Култоба и Токкожа,

Олжай, Кали, Адамкожа,

Сапай, Отеп и Томпак,

Касым, Торым и Аппак,

Каракемпiр и Токпан,

Култас, Мазы и Шобан,

Аккиiз и Акбура,

Жалантос, два Кокбура,

Каракiсi и Агыс,

Сеиткул, Бужыр, Когыс,

Акбансыр и Конысбек,

Казбансыр и Байкобек,

Жайкайым и Орманбай,

Айт, Айдос и Ожырбай,

Назар, Жекей и Бакшак,

Тамырбакты, Козыбак,

Таккожа и Аккете,

Бозаншы, Каракете,

Шынгыс, Орыс, Куламан,

Болек (Назар), Пусырман,

Есимали, Айдарбек,

Арас, ещё Баубек,

Ысык, Алтын и Жаппас,

Алаша иль Алтыбас,

Байбакты, Маскар, Адай,

Есентемир, Казакбай,

Кызыркурт, Шеркеш, Ораз,

Берiш, Акбан, Тана, Таз,

Два Байбакты, Жапалак,

Куттыкадам и Масак,

Балыкшы, Мунак, Сугiр,

Тазике, Тобыш, Шунгiр,

Аккулы, Алакулан,

Акбердi, Жундi, Жаман,

Мес, Жаулы, Кунанорыс,

Шогы, Оли и Жортыс,

Казалы, Коскул, Кара,

Жанбакты и Токсаба,

Отеккарашы, Косай,

Есенкул и Буганай,

Байгана и Токсары,

Асан, Бегiс, Бессары,

Кулкеш, Жайык и Шакай,

Байсеит, Каратокай,

Абдал, Шаргы и Бегей,

Аксерке и Жеменей,

Кунбас, Асан, Коламжар,

Сулыкоз, Кайымназар,

Жиен, Жолым, Жанбакты,

Тагашы, Кен, Танбакты,

Елгулы и Айтымбет,

Байкутты и Баимбет,

Жантел, Шора, Асылбас,

Жиембет, Асан, Жарас,

Бессары и Кельдiбай,

Алике и Жакабай,

Кызылкурт и Сырлыбай,

Жарбол, Ауез и Жантай,

Кулакаска, Караман,

Кылыш, Соба, Калкаман,

Кескен, Жетей, Жастабан,

Жаукашты, Каракунан,

Сары, Кублай, Байтемир,

Барамык, Каратемир,

Алаша, Шумак, Кояс,

Конырборiк и Тукбас,

Жагалбайлы, Рамадан,

Табын, Тама, Калкаман,

Кереит, Телеу, Жанас,

Кердери, Смаил, Жанбас,

Жабагы, Есей, Ершак,

Кармыс, Усен, Жастабак,

Жаманкерей, Мамбетек,

Каиркожа, Кадырбек,

Бердимбет, Ашамайлы,

Кутсиык и Арбалы,

Тлеуберлi и Кенжебай,

Кужас, Едiк, Конакбай,

Обаган и Даулетай,

Шайкоз, Сурман, Кутманай,

Шомiштi и Ормантай,

Таракты и Манатай,

Бегим, Бозым, Аккожа,

Жанатама, Балкожа,

Кыдырумбет и Алтай,

Лез, Кызылкурт и Ногай,

Ашболат и Акборiк,

Есимбек, Караборiк,

Умбет, Косел, Туатай,

Андагул и Сауырбай,

Жогы, Жабал и Жартай,

Зортымак, Мырза, Жабай,

Караша, Есенкельдi,

Сиракты, Даулеткельдi,

Жанатама, Акдаулет,

Атамшал, Амандаулет,

Бiлiс, Караша, Ширек,

Есенкала, Бескурек,

Кереил, Бодес, Сайшак,

Тасжарган, Самат, Мусак,

Абыс, Каркабат, Бозбет,

Ажиахмет, Тауымбет,

Болды, ещё Жиембет,

Вроде больше родов нет,

Аксуек известен в мире -

Там родов всего четыре:

Толенгiт и Каленген,

Кожа, Торе известны всем,

Не входит в жузы и Сунак,

Но всё ж считается Казах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

аргыны не слышат высказывания huarang"а :wacko:

- не уверен, но уважаемый Асан Кайгы меня ежели что подправит, аргыны сами считают себя от Аксакала (1 версия), Аргын-аги (2-я), Акжола (3-я, кста, точно уран у аргынов именно "Акжол")... про ойрата - это что то новое... (ссылку дай, а то разговор опять переходит во флуд, пора взрослеть, huarang)

Вторая версия, более заземленная: современные аргыны — это потомки некоего Аргын-ага (XIII в.), ойрата из племени Улуг ергинов («Великих мужей»), который в 1262 г. был назначен наместником Великого кагана в Хоросане («Родословная» хана Абулгази. Ш.Кудайберды-улы. Шежiре. Алма-Ата, 1990, с.77). Прикладной характер этому варианту придает то обстоятельство, что до XIII в. наименование «аргын» в китайских, монгольских и персидских исторических трудах вообще не встречается (Тлiеке Ж. Ертiс — Баянаула oнiрi. Кн.1, Павлодар, 1995 с.63).

http://ilin-yakutsk.narod.ru/2005-4/59.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, род калмак есть у казахов, видел девушку из этого рода.

Где видел? За углом где-то, как и парня-наймана, потмка керея с книгой в руках? :lol: :lol: :lol:

Смешной ты парень из Улагана. Щютка брат. Но все же, иногда как скажешь, как будто из осек-тобе вернулся только что. Не обижайся, но несерьезные вещи говоришь в последнее время. Представь, я скажу, что у алтайцев есть род адай. Видел одну девушку из рода. Мельком. :) Смешно же?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ассалаумугалайкум, БирАтан.

Кош-сау болыныз.

Уважаю.

Очень часто смотрю калмыцкий канал из Внутренней Монголии. Концерты, просто песни. Мотив очень похож на казахский. Такой же затяжной и спокойный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так и я Биратана назвал уважаемым, а про братания и родство, я и так знаю, что никто не набивался. Я согласен с тем, что мы родственны с тюрками, особенно с казахами, так как у них много родов калмыцкого происхождения, и мы, в свою очередь, когда-то захватили и полностью ассимилировали хитай-кипчаков. А аргынцы вообще ведут свой род от ойрата. Но родственность не значит, что мы должны интегрировать, так как в нашем случае интеграция с народами Средней Азии означает ассимиляцию с ними. А калмык, как и любой другой монгол, не может быть в подчинении у тюрка. У нас сейчас налаживаются связи с Монголией, дай Бог у нас все будет отлично.

Поэтому что ли калмыки сбежали от Чоросов-тюрков? :blink:

Про тюрков у калмыков - а цаатанов и теленгитов калмыцких забыл? Они то никакие не пленные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дукен Масимханулы: Белые пятна. Китайцы о нас знают все, а мы о них?

12:11 14.03.2009

Белые пятна

Китайцы о нас знают все, а мы о них?

Существует в мире такое государство, ученые которого знают о нас едва ли не больше нас самих. В то время как мы о них практически ничего не знаем. И эта страна – наш ближайший сосед Китай.

Вопрос члену Национального совета при президенте Республики Казахстан, китаеведу, доктору филологических наук Дукену Масимханулы:

– Как вы полагаете, почему в Китае с таким вниманием относятся к Казахстану?

– Если рассматривать изучение Казахстана китайскими учеными, можно сказать, что казахстановедение – относительно молодая наука, хотя на самом деле в Китае информация о нашей стране скрупулезно собирается на протяжении многих столетий. Тюркские племена с давних пор населяли Азию и Европу, служа неким связующим мостом между Западом и Востоком. Поэтому, говорим ли мы о последних изысканиях в Китае, касающихся современного Казахстана, или о давних исторических работах, для нас все это имеет огромный интерес. Тем более что в Китае имеется огромное количество архивных документов, касающихся древней истории казахов, представляющих для нас воистину бесценный кладезь знаний.

– Но в какое бы время они нас ни изучали, совершенно ясно, что делали это они в собственных интересах. Не бескорыстно. Как вы считаете?

– Безусловно. Китай с давних времен являлся многочисленной страной, с населением, проживающим на относительно небольшой территории. И как любая другая империя, Китай отнюдь не чурался политики расширения своих территорий за счет земель соседей.

Однако для осуществления такой экспансии необходимо было, по меньшей мере, иметь полную картину происходящих политических, экономических, социальных изменений в соседних государствах. Чтобы знать их слабые и сильные стороны. И только после этого осуществлялся выбор соответствующей политики Китая по отношению к таким государствам. Подобная тщательно выверенная политика, рассчитанная на многие десятилетия вперед, позволила этническим китайцам, ранее населявшим небольшую территорию между долинами рек Хуанхэ и Яньцзы, значительно расширить свое жизненное пространство. Притом что миллиардное население этой страны и сегодня, так же, как и когда-то в далеком прошлом, нуждается в новых землях. Этот вопрос с повестки дня так до сих пор и не снят.

– А насколько можно доверять этой информации?

– Китайцы издревле ведут записи о жизни своего народа и его отношениях с соседями. Даже если в древности терялась иголка, то и этот факт не оставался без внимания китайских историков – можно сказать и так. Причем в Поднебесной огромное количество материалов, касающихся как прошлой, так и современной истории казахов. И в этой связи представляет для нас несомненный интерес четырехтомный научный труд Су-Бэй-Хая "История казахов", как и его научные монографии "История культуры казахов" и "Историческая география ремесел народов Запада". Упомяну отдельно и профессора Уан-Джи-Лая с его четырехтомником "История Цент-ральной Азии". Как, собственно, высоко оценивается и научный труд историка Ма-Ли-Чина "Гунны древности и современные гунны".

– Можно ли в этой связи говорить о том, что китайские ученые историю нашего народа знают едва ли не лучше казахстанских историков?

– У них объем информации больше. И в этой связи я бы хотел отдельно выделить работы китайских историков Уан-Джи-Лая и Су-Бэй-Хая, дающих подробное описание истории казахских племен: гуннов, саков, усуней, канлы, турик, туркешей, дулатов, жалаиров, найманов, кыпшаков, аргынов, как и истории древних казахских городов Туркестана, Суяба, Отырара, Баласагуна. Если сегодня эти работы перевести на казахский язык, то исчезнет немало белых пятен в нашей истории.

– Ученый, стремящийся понять историю народа, очевидно, будет стремиться и к изучению его культуры, особых отличий, присущих объекту его исследования?

– Несомненно. Китайские казаховеды проделали огромную работу по изучению наших древних памятников культуры. Причем особую ценность их трудам придает то, что все они написаны на основе первоисточников, на фактологическом материале. И это вам не досужий бред и вымысел, не какая-то там фоменковщина. Все основывается на реальных событиях. Поэтому труды китайских историков и по их качеству, и по количеству сегодня для нас имеют огромную цену. В этом ряду я бы хотел особо выделить работы профессоров Гын-Ши-Миня, Су-Бэй-Хая, Ли-Зын-Синя, Би-Шуня, Чань-Яня, Хе-Шин-Лияна, Уан-Юан-Шиня. Эти ученые, благодаря переводам своих книг, известны сегодня не только у себя на родине, но и во всем мире.

– Признаться, было бы очень любопытно ознакомиться с их работами.

– Любопытно – даже не то слово. Это очень познавательные труды, когда трудно оторваться от чтения книги. К примеру, профессор Су-Бэй-Хай пишет: "Численность казахов сегодня у себя на родине приближается к десяти миллионам человек. Что в два раза превышает количество современных монголов. С давних времен земли казахов имели стратегическое значение. Территория Казахстана, начинающаяся с Алтайских гор, граничит с Китаем и Крымом, составляя три миллиона квадратных километров. Казахи ведут свою родословную от существовавших прежде на этих землях племенных союзов: гуннов, усуней, канлы, жуженей, теле, турков, кыпшаков, являясь автохтонным этносом. Казахи, будучи прекрасными наездниками, стояли у самых истоков кочевой культуры. Чему служат свидетельством пиктограммы, в обилии отыскиваемые сегодня в горах Алтая и Тарбагатая. Это были первые опыты человечества в области искусства. Вместе с тем казахи – это нация искусных скотоводов. Хотя они не только упот-ребляли в пищу мясо, но вместе с тем высаживали ячмень, просо и пшеницу, будучи оседло-кочевой цивилизацией. Выращивая породистых скакунов и уделяя им все свое внимание, казахи сумели распространить культуру ухода за этими благородными животными на весь остальной мир".

Или вот что пишет исследователь казахского фольклора профессор Би-Шин: "Казахская земля с давних пор находилась на стыке западной и восточной культуры. Обитавшие здесь племена являлись их носителями. Казахстан в данном случае – это не только ранний очаг человечества, но и место более позднего соприкосновения греческой, индийской, китайской цивилизаций. Здесь тесно переплетались между собой буддийская, христианская, исламская вера, алтайский, китайско-тибетский, индоевропейские языки. Все это, разумеется, не могло не наложить своеобразный отпечаток на ментальность казахов".

Короче говоря, в Поднебесной сегодня находится целый массив материалов, дающих объективное освещение истории казахского народа, его культуры, этнографии, музыки, песен, ремесел, начиная с самых незапамятных времен. Что должно быть нами использовано.

– Ну хорошо. Китайцы о нас знают практически все. А теперь хотелось бы вас спросить, что мы знаем о своих соседях, живущих по ту сторону Великой Китайской стены?

– Давайте будем считать, что вы мне этот вопрос не задавали, а я вам на него не отвечал. И это вовсе не потому, что мы имеем какие-то сверхсекретные сведения об этой стране. Тогда как на самом деле все гораздо прозаичнее. Я молчу, потому что сказать мне особо нечего. У нас нет научных работ в этом плане, достойных упоминания. Как будто нас вовсе не интересует, что делается у нашего соседа.

Адиль Бек КАБА, Алматы

Источник - Литер

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1237021860

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в данной теме обсуждаются казахи - почему бы не высказаться о перспективах?

можно и о перспективах. я уже упоминал демографический фактор, способный негативно сказаться на положении Казахстана в ЦА. негативный прогноз в данном случае усиливается ориентацией Казахстана в целом на либерализацию экономики, которая, по Марксу, является базисом для культурных, политических и социальных наслоений. Либеральная экономика, в понимании экономики западного типа (а именно такая и выстраивается в Казахстане), при относительно положительных проявлениях в виде улучшения качества жизни индивидуума, отрицательным образом сказывается культурных устоях и традициях народов, поскольку требует унификации по западным образцам. соответственно, стирание различий между мужчиной и женщиной, создание некоего гражданина андрогина, имеющего одинаковый объем прав, способно а) разрушить традиционную роль женщины как матери семейства, для Казахстана - многодетного семейства, б) принизить традиционную роль мужчины как главы многочадного семейства, обязанного обеспечить процветание своей семьи. Да и урбанизация делает свое черное дело. Женщины начнут делать карьеру, в ущерб материнству, мужчины перестанут быть ответственными, смирятся с ролью одного из... Все это можно видеть на примере урбанизированных семей и в Казахстане, редко имеющих более двух детей.

Программа по привлечению оралманов - шаг в правильном направлении, однако ее старт должен был предваряться разъяснительной работой с населением тех акиматов, куда должны были заселяться оралманы. тогда не было бы казусов с возвратами казахов в места прежнего проживания.

так что демография - это основная задача Казахстанского руководства, ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому что ли калмыки сбежали от Чоросов-тюрков? :blink:

Про тюрков у калмыков - а цаатанов и теленгитов калмыцких забыл? Они то никакие не пленные.

Чоросы не были тюрками (точнее не говорили по-тюркски), по крайней мере тогда, когда торгуды откочевали на Волгу. Цаатаны вроде тюрки, а при чем здесь они?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чоросы не были тюрками (точнее не говорили по-тюркски), по крайней мере тогда, когда торгуды откочевали на Волгу. Цаатаны вроде тюрки, а при чем здесь они?

по одной из версий цоросы были тюркоязычным племенем в составе ойратской конфедерации, происходившие то ли из кыргызов, то ли из алтайцев. однако, представляется, что на момент своего выдвижения в составе дербетской федерации племен, цоросы были монголоязычны, в противном случае они не смогли бы встать во главе дербетов (дюрвюдов). Цаатн - один из родов торгудов Калмыкии, достаточно многочисленные в Лагани, Джалыкове и Буранном, наряду с эркетенами и багутами. есть несколько версий ппроисхождения этого этнонима и, соответственно, рода, одна из которых - присоединение к кочующим торгудам Хо-Орлюка тюркоязычных цаатанов, которые и поныне обитают в Зап. Монголии. другая версия - происхождение этнонима от слова цагатаны (цаhан тугтун), т.е. белознаменные, версия в пользу монголоязычнности данного рода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...