Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

Дружище anchorite! Салям!

Тут, насколько я вижу, маленькая путаница. Когда я говорю, что конечному Q в азербайджанском соответствует X, я не ошибаюсь. Просто у нас Q это КАФ=КЪ, а у вас Q=Г.

Поэтому не надо меня уличать в ошибках.

Показываю просто: по-азербайджански TABAX, верно? Верно! По-татарски TABAQ. По азербайджански YOX, верно? Верно! По-ногайски YOQ, по-татарски YUQ, по-казахски ČOQ. Это наше Q=КАФ=КЪ.

Конечно, если ты читаешь по-своему, где Q=Г, то получится ЙОГ, что, разумеется, неверно.

Так что спорить тут, собственно, не о чем, недоразумение, не более того!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Показываю просто: по-азербайджански TABAX, верно? Верно! По-татарски TABAQ. По азербайджански YOX, верно? Верно! По-ногайски YOQ, по-татарски YUQ, по-казахски ČOQ. Это наше Q=КАФ=КЪ.

А как быть с qalpaq, qachaq, qipchaq ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-азербайджански:

Твёрдое Q-Г

TABAQ------ТАБАГ

Гортанное Г---Ğ украинское гхарный

YAĞ-----ЯГх

BAĞ-----БАГх

Мягкое G-Г с мягкими гласными:

GÖZ----ГЁЗ

GÜZGÜ----ГЮЗГЮ

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так ты хочешь сказать, что сковорода по азербайджански будеь TABAQ? Уточни и скажи нам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так ты хочешь сказать, что сковорода по азербайджански будеь TABAQ? Уточни и скажи нам.

Сковорода по азербайджански будет TAVA :)

Tabaq на азербайджанском означает "лоток; корыто, кадка".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так ты хочешь сказать, что сковорода по азербайджански будеь TABAQ? Уточни и скажи нам.

Вопрос как сковородкой по голове. :D

Вы что имели ввиду сковороду под Вашим

TABAX
?

Anchorite по моему дал ответ исчерпывающий.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дружище anchorite! Салям!

Тут, насколько я вижу, маленькая путаница. Когда я говорю, что конечному Q в азербайджанском соответствует X, я не ошибаюсь. Просто у нас Q это КАФ=КЪ, а у вас Q=Г.

Поэтому не надо меня уличать в ошибках.

Показываю просто: по-азербайджански TABAX, верно? Верно! По-татарски TABAQ. По азербайджански YOX, верно? Верно! По-ногайски YOQ, по-татарски YUQ, по-казахски ČOQ. Это наше Q=КАФ=КЪ.

Конечно, если ты читаешь по-своему, где Q=Г, то получится ЙОГ, что, разумеется, неверно.

Так что спорить тут, собственно, не о чем, недоразумение, не более того!

Я не уличаю в ошибках. Я устраняю неточности и вношу ясность (в меру своих скромных сил и знаний, конечно).

Я знаю, что в Q азербайджанском алфавите обозначает "Г", в казакском "глухое к", а в турецком его вообще нет, хотя оба упомянутых звука есть и в Анатолии, и в стамбульском диалекте конкретно. Это только говорит о том, как разобщенный переход на латиницу оставляет пробелов и создает путаниц. Вопрос важный и заслуживающий внимательного и самого серьезного обсуждения. Однако, возвращаясь к предметам домашнего быта (сковородки, тарелки и корыта), вынужден еще раз возразить в ответ на этот нижеприведенный риторический вопрос :

по-азербайджански TABAX, верно? Верно!

Нет! Не верно! Нет в литературном азербайджанском языке слова "Tabax". Есть "Tabaq", который читается как (использую буквы русс. алфавита) "табаг". Последняя буква может и часто искажается и преобразуется в "Ğ". Возможно, в некоторых районах это искажение доходит и до "Х". Вполне допускаю. Но это не дает достаточного основания для того, чтобы выводить из этого грамматическое правило, т.к. является исключением (как например, трансформация звука "Ч" на манер "Ц" выходцами из определенного региона) . Исключения же, как мы все прекрасно знаем, только подтверждают правила.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне удовлетоворён! Но TABAX слышал в Баку. Ну да ладно, не принципиально! Тогда скажи, как сказать по-азербайджански СМОТРИ.

BAX , так кажется?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не могли бы написать, как хоронят (хоронили) казахи?

http://kazakh.ru/about/tradition/#3

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То что написано по ссылке не совсем точно. Особенно касательно свадебных обрядов, когда "Жар-жар" перенесен в дом жениха, а брачная ночь в дом невесты. Про детские обряды не стал читать, неудобно было с сотового телефона. Почему-то вдову покрыли белым платком, вместо черного. Есть такое понятие "кара жамылу", покрыть (голову) черным. все что связано со смертью связываеться с черным. Во время ВОВ простые солдатские похоронки в казахских аулах называли "кара кагаз", черная бумага. Про траурные флаги слышал, но это было очень давно, и кажется ч-з шанырак вытаскивали черное знамя только в тех домах, где кто-то погиб. Если кто смотрел, вспомните фильм "Кыз Жибек".

У нас же, на Тарбагатае хоронят никогда не кладут тело ногами на юг. Ноги на восток, как и фасад могилы, голова на кыблу, закат. В могильной яме делают ахым, своего рода ниша. Перед тем как положить туда тело, один из друзей спускается в нишу и осматривает внутрь. Потом дает добро. На могиле ахым произносится "уй" (дом). Потом вносят тело в нишу, замуровывают, прежде каждый по горсточку земли кладет на лопату. Собранную землю кладут покойному под голову. Если умершая женщина, натягивают над ней материю, чтоб не попало на тело солнце и держут над могилой до тех пор, пока не занесут в ахым. И потом каждый по семь лопат кидают землю. Лопату с рук в руки не передают. Бросают, следующий подбирает и поступает так же.

Впервые в Алматы увидел, как хоронят головой на север, а потом уж поварачивают голову на кыблу. И двери могилы смотрят на юг. Хотя, видел в горах (у себя) могилы смотрящие на юг. Они очень древние. Но там видно, что внутри похоронено все равно как я выше описывал, головой на кыблу, ногами на восток. Есть еще такое понятие как сыйт. В свадебном обряде есть кiйт. А в похоронном сыйт. Это противоречит исламу. В городах, в частности в Алматы видел как муллы запрещали это делать. Сыйт это тоже подарки. Раздают хорошим друзьям и родственникам подарки. Говорят, что раньше раздавали вещи самого покойного. Но сейчас все новое. Моя бабушка целый год готовила сыйт в виде найман-тымака, хромовых сапог и т.д. Если умерший моложе 40 лет, сыйт не делают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне удовлетоворён! Но TABAX слышал в Баку. Ну да ладно, не принципиально! Тогда скажи, как сказать по-азербайджански СМОТРИ.

BAX , так кажется?

Да. Именно так и пишется, и говорится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эти странные казахи. Какими их видят иностранцы

10:42 13.02.2006

Наверно, вам попадались на глаза тоненькие книжицы с забавным названием "Эти странные (далее указывались: итальянцы, шотландцы, датчане и т.д.)". Меня, естественно, заинтересовал вопрос: а что думают о казахах иностранцы, длительное время проживающие в Алматы и составившие вполне определенное мнение о казахах. Мое мини-исследование ни на что не претендует, не призывает и не разоблачает. Просто его результаты показались достаточно забавными и интересными. Имена моих собеседников, разумеется, изменены, что явилось условием их откровенности. Ниже - краткий и обобщенный портрет нас, родимых. Глазами иностранцев.

Быт

Казахи - странный народ. Наверное, нигде в мире не встретишь такого гармоничного сочетания современного прозападного образа мышления и бережного отношения к старинным традициям. Во многих домах алматинских казахов можно увидеть модную мебель, новейшие марки компьютеров и прочей электроники, детей, запросто болтающих на английском языке. И в то же время - комнаты с корпешками и подушками на полу, бабушек в национальных халатах со старинными браслетами на руках, с трудом изъясняющихся со своими внуками. Как правило, в таких семьях царят согласие и любовь, при том, что в доме могут звучать одновременно два-три языка, а члены семьи с увлечением слушают как попсу, так и домбру. Культ старших, особенно стариков, восхищает, вызывает искреннее уважение ко всей нации. Хотя здесь нередко могут возникать проблемы, связанные с различным менталитетом старшего поколения, выросшего в условиях коммунистического режима, и младшего, активно осваивающего реалии капитализма. Однако этот конфликт поколений чаще всего разрешается без скандалов и упреков в силу природного такта казахов при общении с аксакалами.

Бизнес

Иностранцы, как правило, удовлетворены своими отношениями с местными партнерами. Естественно, у казахстанских предпринимателей, как и у всех на пространстве СНГ, еще только формируется необходимый опыт ведения бизнеса с иностранцами, но казахи, пожалуй, многим могли бы дать фору в этом вопросе. Некая расхлябанность (не более, чем у других) при ведении бизнеса, снисходительное отношение к срокам и датам поначалу смущают и удивляют. Но постепенно, лучше узнав казахов, иностранцы приспосабливаются и с пониманием кивают, когда казахский партнер объясняет несвоевременное выполнение обязательств юбилеем любимого дяди или рождением очередного племянника. При этом иностранцы оперируют фразами типа "меня кинули", "прокатили", "подставили". Их они освоили, работая на рынке Казахстана.

- Вы бы видели, как кидают в России! - воскликнул один из иностранцев.

История

Казахи гордятся своей историей, долго и увлеченно рассказывают о победах и батырах, что не может не вызывать уважения. Но, как заметил один итальянец:

- Конечно, исторических памятников и произведений древней культуры сохранилось не так много, как, например, в Риме.

Поразило другое.

>История казахов настолько многообразна и многовариантна, что не знаешь, кому верить. Некоторые, ничем не смущаясь, доходят до утверждения, что зарождение цивилизации началось именно с казахов. Казахи гордятся своей историей и культурой и, думаю, небезосновательно, но. Вы понимаете меня? С восхищением узнал, что практически каждый казах знает своих предшественников до седьмого колена. Любой мальчуган запросто отчеканит вам имена своих предков, живших в незапамятные времена. А некоторые без ложной скромности могут показать вам собственное генеалогическое древо, начинающееся с великого Пророка.

Родня

Как правило, иностранцы отмечают наличие многочисленной родни у казахов. И, как следствие, свадьбы, похороны, поминки, рождение ребенка, юбилеи, сватовство и прочее-прочее - неотъемлемая часть жизни казахов. При этом стол должен ломиться от угощения независимо от материального благополучия хозяина. Это совсем неплохо, дружно заверяют иностранцы. Но почему-то не говорят, что хорошо. Просто констатируют. Зато есть нечто, что их неприятно удивляет. На банкетах и семейных праздниках, которые так любят казахи, в обязательном порядке можно встретить "величайших мыслителей человечества", "людей удивительной скромности и кристальной чистоты", "гордость казахского народа" и т.д. Неопытный иностранец поначалу восторгается обилием таких выдающихся личностей за одним столом. Зато опытный обязательно уловит закономерность: чем выше должность "личности" (скажем, председатель налогового комитета или депутат), тем громче возвеличивается гость.

Однако, многочисленная родня у казахов все-таки больше предмет зависти, чем удивления. Иностранцев восхищает, что помощь родственникам, даже не очень близким, в трудную минуту считается естественным проявлением. Поэтому семья, потерявшая близкого человека, не остается одна со своим горем.

Женщины

Казахские женщины, точнее казахстанские, без преувеличения, намного красивее, чем европейские. Во всяком случае, так говорят иностранцы, находясь здесь в командировке. (Узнать бы, что говорят наши мужья, находясь в командировке там).

Особенно хороши алматинки, независимо от национальности. Они изящны и женственны, и не стесняются это подчеркивать, надевая красивые и яркие наряды. На Западе женщины предпочитают удобство красоте. Однако казахи не доверяют умственным способностям женщин (вероятно, в силу национальных традиций). И воспринимают их как собственность. Пусть даже как ценную собственность. Впрочем, это не мешает казахам искренне заботиться о своих женщинах и любить их. Мои собеседники порой приводили в пример какого-нибудь крупного бизнесмена (или же чиновника), высококультурного и образованного человека, имеющего трех жен, не менее культурных и образованных, в Астане, Алматы и в Москве. Наверное, с точки зрения мужчины это восхитительно, но каково его женам?

Кухня

Казахская кухня - для людей с мужественным желудком, отметил представитель одной азиатской страны. - Моя родина не может служить образцом гигиены и чистоты, но казахи, особенно в провинции, не отличаются от нас в этом. Национальная традиция есть бешбармак прямо из блюда, наверное, еще терпима, но есть непосредственно руками!? Пощадите хотя бы иностранцев!

Зато с чувством юмора у казахов все в порядке. Однажды, в одном ауле (я был еще новичком в стране) мне подали, как почетному гостю, голову барана.

- Что я должен с ней делать? - спросил я.

- Поцеловать и передать соседу, - ответил один из гостей.

Что я и сделал.

Кланы

Некоторые иностранцы очень робко пытаются рассуждать на нашу больную, но любимую тему. Не ясно, что первично для казаха: нация или клан? Вот что рассказал мой восточноевропейский собеседник.

- Один западный казах так прямо и говорит: есть мы, а есть прочие казахи.

Это не самое странное выражение, принимая во внимание, что тот мой собеседник по сути своей очень скромный и вежливый человек. Казахи, прежде всего, представители своего клана (рода). Это важно знать и понимать, работая с казахами. Кто этого не понял - уехал. Только клановая тема закрыта для иностранцев. Казахи предпочитают обсуждать вопросы межкланового деления только между собой. Я, кстати, тоже помалкиваю.

Взятки

Внедрение капиталистических отношений у нас пошло дальше и глубже, чем во многих продвинутых в этом смысле странах.

- Я вынужден без конца нарушать закон, - жалуется представитель родственного нам (по корням) государства, - но давать деньги работнику милиции даже у нас опасно. А у вас работник автоинспекции почему-то озабочен сохранностью моего бюджета.

Так и говорит: "Штраф платить будем или сэкономим?". Однажды, по неопытности, я сказал, что буду платить штраф, оформляйте протокол. Эта процедура отняла более получаса. В результате себе же оказалось дороже. С тех пор я с благодарностью и страхом принимаю заботу работников автоинспекции.

Некоторые из моих собеседников обозначили больную для них тему коррупции. Особенно в организациях, с которыми невозможно избежать общения, - паспортными столами и прочими аналогичными службами. Вызывает уважение пафос, с которым работник такой службы отказывает иностранцу: "Здесь мы не у вас!". Но потом шепотом выясняется, что решить вопрос можно, только…

Образование

Мне повезло, попался и такой иностранец, который знал нас еще в доперестроечный период.

- Главное у казахов - жажда к дипломам! Пусть вас это не смущает, постепенно она перерастет в жажду к знаниям. И это особенная, отличительная, я бы сказал, черта казахов. Причем - очень важная. Это поможет вам со временем войти в число передовых стран мира. Конечно, уровень вашего образования оставляет желать лучшего. Бесчисленное количество академий и университетов внушает незнающему человеку некий трепет. Но количество, я уверен, должно непременно перерасти в качество.

Врожденная гибкость казахов, умение быстро перенимать лучшие аспекты современного бизнеса - это неотъемлемо. Это отражается и на языке: современный казахский язык представляет помесь казахского с русским и английским.

Конечно, приятно слышать такие комплименты в адрес моих соотечественников. Однако нечто заставило и насторожиться. Мой собеседник, осторожно и тщательно подбирая слова, попытался сравнить нас японцами.

- Японцы, - рассуждал он, - вошли в мировой бизнес, не теряя своей культуры. Это проблема, насколько я понимаю, актуальна и для вас. Но у вас вопрос иной раз ставится несколько иначе: все наше - лучшее, так сказать, первичнее, а все чужое – оно …чужое. Или я ошибаюсь?

Выводы

Естественно, я понимала, что задала своим респондентам непростую задачу - дать обобщенный портрет современного казаха. Вот и получилось - то мы гибкие, то нет. Комментируя нашу религиозность, иностранцы, как правило, с удовлетворением, а некоторые даже с восторгом, отмечали терпимость в этом вопросе, требующем особого такта. Многие конфессии чувствуют себя в Казахстане достаточно комфортно, говорили мне. Может, поэтому есть среди казахов такие, которые с удовольствием берут от ислама право на многоженство, от христианства - разрешение употреблять алкоголь и закусывать колбасой. Но есть и такие, которые упорствуют в своем, как бы это помягче сказать, традиционализме, требуя… Впрочем, вы знаете, что они требуют.

Алия Мамбетова,

"МК в Казахстане", 9 февраля

Источник - Московский комсомолец-Казахстан

Постоянный адрес статьи - http://centrasia.org/newsA.php4?st=1139816520

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

. Казахи предпочитают обсуждать вопросы межкланового деления только между собой. Я, кстати, тоже помалкиваю.

Вот и я об этом говорю. А тут лезут и лезут со знанием дела, что найманы и кереи недолюбливают друг друга. Такого никто не узнает кроме самих казахов, либо нужно стать казахом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А на фига нужно столько названий для одной птицы?

Это для охотников-беркутчи нужны термины и людей знающих или интересующихся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Акскл, казахи - это мусульмане, рвущиеся на Запад. Может вам а НАТО вступить? Но только бабаи могут есть бешбармак руками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Акскл, казахи - это мусульмане, рвущиеся на Запад. Может вам а НАТО вступить? Но только бабаи могут есть бешбармак руками.

Вообще смысл поста не понятен. Кто такие бабаи? Казхаи что ли? Казахи не рвутся на Запад. Лет ч-з 10 весь запад и восток будут рваться к нам. Пока рвуться только ближайшие соседи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи не рвутся на Запад. Лет ч-з 10 весь запад и восток будут рваться к нам. Пока рвуться только ближайшие соседи.

Что за чепуха. Какие-такие соседи рвутся к вам? Алтайцы что-ли? Или таджики?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что за чепуха. Какие-такие соседи рвутся к вам? Алтайцы что-ли? Или таджики?

Приезжайте в Алма-Ату. Увидите. Это не чепуха. реально. А если алтайцы и таджики рвутся, они что не люди что ли? Они рвутся к нам, потому что у нас лучше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Взято с турецкого сайта - о казахской истории:

http://www.ozturkler.com/data_rus/0006/0006_05_03.htm

Казахское ханство было создано в 13 веке на основе Ак Орды (Белая орда). Основателем ханства является внук Чингиз Хана Орда Эджен. После смерти Джиджи, в 1227 году Бату Хан разделил Золотую Орду на левое и право крыло. Восточной частью страны управлял сам Бату Хан, а западная часть находилась под управлением его старшего брата Орда Эджена. Улус Ак орды проживал на побережье нынешнего озера Балхаш. Затем улус переселился в Сыгнак. В 1395 году улус вошел во владения Тимура, а с 1428 по 1456 году был под управлением Абульхаира. В 1456 году сыновья Барак Хана Керей и Джанибек восстали против Абульхаира и, переселившись в Жетысу, создали там свое ханство. Таким образом, было возрождено ханство Ак Орда, которое впоследствии стали именовать Казахским Ханством.

Развитие Казахского Ханства или «Золотой век» приходится на 15-17 века. Казахские джузы, восставшие против Абульхаира, переселились из восточного Дешти Кыпчака в западный район Жетысу, где создали свое ханство.

Пик политического и экономического развития казахского ханства приходится на время правления Касым Хана (1511-1523 гг.). Он объединил все казахские земли. Об этом говорится в таких источниках как «Тарихи-Рашиди» и «Шейбанинаме». Касъм Хан сначала восстановил все казахские владения в Ак Орде. Затем, установил торговые отношения с Россией среднеазиатских ханств. О Касым Хане было известно даже в западной Европе. О этом говорят летописи австрийского посла Сигизмунда Герберштейна. В период правления Касым Хана была принята первая казахская Конституция «Пять Судов».

Эту конституцию, созданную на основе кочевнической жизни и традиции называли «Дорога Каска Касым Хана». Посол Москвы Данила Кубин в 1536 году написал русскому царю письмо, в котором утверждал, что Казахское Ханство намного сильнее других ханств Средней Азии.

Казахское Ханство получило свое дальнейшее развитие в период правления Хакназар Хана (1538-1580 гг.). Хакназар Хан носил титул Казахско-Кыргызского хана. А.З. Веледи в своей книге «Тюрко-татарская история» писал следующее: «Хакназар стал Казахско-Ногайским ханом...». Экономика Казахского ханства была очень сильной во всей Средней Азии. Хакназар Хан проводил очень тонкую внешнюю политику с соседними ханствами и был в выигрыше.

В период правления Тауке хана (1586-1598 гг.), Казахское ханство вело активную внешнюю политику и играло весомую роль в дипломатических отношениях с Россией.

После смерти Тауке хана его место занял Эсим Хан (1598-1628), который получил большую известность. Он способствовал мирному сосуществованию казахов, развитию экономики, науки и торговли. Он обновил казахскую конституцию, которая называлась «Старая дорога Эсим хана». Эсим хан укрепил союз между казахскими княжествами. В сражениях с внешними врагами (1635, 1643, 1652 гг.) одержал победу над дунганами.

Объединение казахов произошло в период правления Тауке Хана (1680-1718). Казахи называли Тауке Хана «Аз Тауке», «Советником человечества». Тауке Хан создал новые виды структур центрального управления ханствами как «Ханский Совет», «Делегация джузов». Он объединил старые редакции конституции казахов «Дорога Каска Касым хана» и «Старая дорога Эсим Хана» и внеся в них исламские и шариатские ценности создал новую конституцию, которая именовалась как «Семь судов» или «Семь правд».

Казахское ханство, будучи продолжением Ак Орды, в 15-17 веках сыграло большую роль в экономическом, политическом и научном значении. В этот период казахи начали вести научное исследование религии. По некоторым дошедшим до наших времен сведениям стало известно, что теософия получило большое развитие во главе с Шей Баба Кемалиддин Сыгынаком и Шейх Улуг Билгином. На берегу реки Сырдарья в западном Казахстане было более 300 суфийских обществ.

http://www.ozturkler.com/data_rus/0006/0006_05_04.htm

В конце 17 начале 18 веков Казахское ханство ослабело по внутренним и внешним причинам. Между казахскими ханами шла борьба за власть. Каждый жуз пытался создать отдельное независимое ханство. Таким образом, было нарушено единство казахского народа. Ханство было разделено на жузы. Развал единого ханства повлек за собой возникновение как социальных, экономических, так и политических проблем. Военная мощь казахских ханов полностью была ослаблена.

До этого периода между Ойрат-джунгарами и казахами были три войны. Джунгары, при поддержке Китая и России постоянно делали набеги на казахские земли. В 1698, 1711, 1712, 1714, 1718, 1723, 1725 и в 1729 годах произошли многочисленные войны между джунгарами и казахами. С другой стороны Кокандское ханство также создавала казахам немалые проблемы. Бухарский и Хивинский ханы пытались сделать казахов рабами. Китайцы помогали джунгарам. Россия, воспользовавшись ослаблением казахского ханства, начало возводить свои крепости на казахских территориях. Однако, тем не менее казахские войска не были слабее джунгарских. Каждый жуз пытался обороняться самостоятельно и делал это успешно. Например, когда воевал старший жуз, то другие жузы им не помогали. Джунгары, воспользовавшись разделом казахского ханства на три жуза, начали по очереди делать набеги на отдельные жузы. Вместо того, чтобы объединиться и противостоять джунгарам, казахские ханы предпочли войти под протекторат России. Таким образом, в степях уже никого не осталось, и казахский народ потерял половину своего населения. Этот период был для казахского народа чрезвычайно тяжелым и сложным. В 1731 году сначала младший жуз, в 1734 году - средний и в 1728 году старший жузы вошли в состав России. Кокандский Бек Алим (1801-1809 гг.) захватил старший жуз. В результате, в 1822 году средний и в 1824 году младший жузы были отменены Россией.

Таким образом, Казахское Ханство созданное в качестве продолжения Ак Орды, образованного в 13 веке, было возрождено в 1456 году и в 19 веке полностью развалилось.

http://www.ozturkler.com/data_rus/0006/0006_05_05.htm

Казахи в составе России

Последующие годы истории казахского народа можно назвать «историей восстаний». Эти восстания были ради свободы и независимости и продлились три века.

В конце 1 века казахи младшего жуза начали вооруженное восстание, которое перекинулось и в другие регионы. Основные восстания были под предводительством таких лидеров как Сырым Батыр (1783-1797), Каратай Султан (1797-1814), Арынгазы Султан (1816-1821), Исатай Махамбет (1836-1837), Эсет Батыр (1853-1858), Жанкожа Батыр (1856-1857), Кенесеары Наурузбай (1841-1847). В Южном Казахстане в конце века, в 1858 году, казахи восстали против Кокандского Бека. Самое большое восстание казахов было в 1916 году, после публикации Постановления «о Начале действия иностранцев». Эти восстания возникали в период нахождения под управлением царской России.

Причиной восстаний была оккупация Россией казахских земель, заселение этих семей русскими и создание там своих колоний, истощение Россией природных ресурсов казахов. Строительство новых русских крепостей, переселение местного населения в другие регионы, насильственное навязывание русского языка и другие причины были источником восстаний казахов.

В советские времена в период с 1930 по 1986 годы против России также были восстания. В 1933 году Россия искусственно создало на территории Казахстана голод, в 1937-1938 годах устроила геноцид казахскому народу, в 1954 году, начав целину, Россия передала во владение русским 6 миллионов 300 тысяч гектаров казахских земель. До 1960 года Россия целенаправленно вела политику заселения казахстанских земель русским населением. 17-18 декабря 1986 года в Алма-Ате народ восстал против российской политики. 16 Октября 1999 года Казахстан получил независимость и стал самостоятельным государством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приезжайте в Алма-Ату. Увидите. Это не чепуха. реально. А если алтайцы и таджики рвутся, они что не люди что ли? Они рвутся к нам, потому что у нас лучше.

Были у меня в экспедиции прошедшим летом студенты первокурсники, которые уехали из Казахстана год-два назад (три человека). Русские и полуказахи. Та-акие анекдоты рассказывали про "замечательную" жизнь в Казахстане, что я не понимаю, кто может туда рваться?

Хотя при этом они все действительно любят Казахстан и ностальгируют. И скучают по друзьям-казахам. Но жить там не хотят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Взято с турецкого сайта - о казахской истории:

http://www.ozturkler.com/data_rus/0006/0006_05_03.htm

Пик политического и экономического развития казахского ханства приходится на время правления Касым Хана (1511-1523 гг.). Он объединил все казахские земли. Об этом говорится в таких источниках как «Тарихи-Рашиди» и «Шейбанинаме». Касъм Хан сначала восстановил все казахские владения в Ак Орде. Затем, установил торговые отношения с Россией среднеазиатских ханств. О Касым Хане было известно даже в западной Европе. О этом говорят летописи австрийского посла Сигизмунда Герберштейна. В период правления Касым Хана была принята первая казахская Конституция «Пять Судов».

Посоветуйте пожалуйста литературу о периоде правления Касим хана. Особенно меня интерисует казахо-ногайское соперничество в 1/3 16 века.

На счет крыльев вы что то перепутали. Ак Орда это запад, владение батухановичей. Кок Орда - восток, влдения Орды-Ичена. А территория от Зап сибири до Хорезма - "вотчина" Шибанидов, восточного крыла Ак Орды (по Федорову-Двыдову), или западного крыла Кок-Орды (по Трепавлову).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...