Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

5 часов назад, кылышбай сказал:

Скорее всего про него чем про Тобыкты Мамая. Третьего не знаю. Книжка была у меня в Узбекистане, в нете надо поискать текст. Помню, там еще про Шора батыра упомянуто. Я еще удивлялся: почему казахские батыры шли защищать татарскую Казань?! Кажется описаны два предания про батыров, один из них точно Шора, и оба шли на помощь к казанцам. Сейчас понимаю что это из ногайского прошлого. Залесский как раз был в Младшем жузе

 

Мамай мырза, еще есть Шейх Мамай но он вроде похоронен в Орске. Да, не тобыкты Мамай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, кылышбай сказал:

Скорее всего про него чем про Тобыкты Мамая. Третьего не знаю. Книжка была у меня в Узбекистане, в нете надо поискать текст. Помню, там еще про Шора батыра упомянуто. Я еще удивлялся: почему казахские батыры шли защищать татарскую Казань?! Кажется описаны два предания про батыров, один из них точно Шора, и оба шли на помощь к казанцам. Сейчас понимаю что это из ногайского прошлого. Залесский как раз был в Младшем жузе

Еще Тынышпаев писал за терки о Шора-батыре у казахов с татарами. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, кылышбай сказал:

  

Как думаете, могла часть этих племен влиться в состав пришлых каракалпаков? Или это скорее одноименные племена из узбеков и с каракалпакскими и казахскими тезками связаны лишь в прошлом, пару веков назад в Золотой орде? Например, Kamal, считает, что аральцы (северные узбеки) стали частью каракалпаков.

Да, либо они стали частью каракалпак.народа или все еще живут там также но узбеки. Он торт ру вроде у каракалпак сейчас а до этого узбеки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Le_Raffine сказал:

Еще Тынышпаев писал за терки о Шора-батыре у казахов с татарами. :)

Сейчас и ногаи подключились. Дети одной матери всегда так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 hours ago, кылышбай said:

 Как думаете, могла часть этих племен влиться в состав пришлых каракалпаков? Или это скорее одноименные племена из узбеков и с каракалпакскими и казахскими тезками связаны лишь в прошлом, пару веков назад в Золотой орде? Например, Kamal, считает, что аральцы (северные узбеки) стали частью каракалпаков.

В списке Абулгази по хивинцам перечисляются все нынешние каракалпакские рода, кроме кытаев, а вместо них жалаиры, которые прежде были в составе каракалпаков, но в середине 18 века ушли к казахам. Онторт уру упоминается отдельно, но никак не Арыс с нынешним составом, ибо мангыты, кипчаки, кенегесы идут параллельно.

Аральцы это не узбеки в современном значении. Татищев упоминает три народности - аральцы, аральские народы и аральские узбеки, а каракалпаков размещает по верхнему и нижнему течению Сырдарьи (данные середины 18 века). 

  • Like 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 minutes ago, Tama said:

Интересно а 100 томник каракалпакского фольклора вышел уже? Последний раз было 66 томов.

У меня есть только 66 томов, обещали 100, но в связи с арестами и конфискациями имуществ ученых, скорее всего все затихло. У Кахана надо бы поинтересоваться.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, Kamal сказал:

У меня есть только 66 томов, обещали 100, но в связи с арестами и конфискациями имуществ ученых, скорее всего все затихло. У Кахана надо бы поинтересоваться.  

Оказывается 87 томов вышло. Но нет названий с 67 по 87.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 minutes ago, Tama said:

Оказывается 87 томов вышло. Но нет названий с 67 по 87.

А есть ссылка? Нужно в тему скинуть "Каракалпакские дастаны".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почитал эпос Коблан по нашему Кобланды. Интересно, что и в каракалпакской версии отцом Коблана является Кыдырбай как и в версиях эпоса Кобланды в казахских младшежузовских версиях. А в среднежузовских версиях Токтарбай. Сравнив казахские версии Сабитов Ж. пришел к выводу что было два Кобланды. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 minutes ago, Tama said:

Спасибо! Жаль, что только список.

 

11 minutes ago, Tama said:

Почитал эпос Коблан по нашему Кобланды. Интересно, что и в каракалпакской версии отцом Коблана является Кыдырбай как и в версиях эпоса Кобланды в казахских младшежузовских версиях. А в среднежузовских версиях Токтарбай. Сравнив казахские версии Сабитов Ж. пришел к выводу что было два Кобланды. 

Да, у нас Коблан, а не Кобланды. К сожалению, казахского варианта не читал.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Kamal сказал:

Спасибо! Жаль, что только список.

 

Да, у нас Коблан, а не Кобланды. К сожалению, казахского варианта не читал.

 

У ногаев Копланлы к сожалению имя отца неизвестно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпакское предание "Из преданий о Чингиз-хане" записанное И.А. Беляевым в 1903 г. 

... «у каракалпаков роды кыят и канлы пользуются особым авторитетом, так как, по преданиям, эти роды, в лице своих родоначальников, восходят к временам Чингиза...

... следует обратить внимание еще на его «парные» герои – Алтан-хан и его младший брат, Тамаул и Шабан-кёр (охотники), Бадантай и Биргутай (сыновья Шабан-кёра), Шайки-бий и Майки-бий (приближенные  царя)...

Интересно было бы весь текст предания прочитать. Имена персонажей схожи с ССМ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Tama сказал:

У ногаев Копланлы к сожалению имя отца неизвестно.

У ногаев враги Кобланды кызылбаши?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, Le_Raffine сказал:

У ногаев враги Кобланды кызылбаши?

Да.

У нас хан Алшагир у них Алшангир хан враг Копланлы.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Атыгаев высказал мысль, что в Кобланды-батыр описываются войны узбеков и казахов с иранскими шахами в 16 веке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Le_Raffine сказал:

Атыгаев высказал мысль, что в Кобланды-батыр описываются войны узбеков и казахов с иранскими шахами в 16 веке.

Или скорее всего крымско-сефевидские войны в которых активно участвовали ногаи. Имхо конечно. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 hours ago, Tama said:

Каракалпакское предание "Из преданий о Чингиз-хане" записанное И.А. Беляевым в 1903 г. 

... «у каракалпаков роды кыят и канлы пользуются особым авторитетом, так как, по преданиям, эти роды, в лице своих родоначальников, восходят к временам Чингиза...

... следует обратить внимание еще на его «парные» герои – Алтан-хан и его младший брат, Тамаул и Шабан-кёр (охотники), Бадантай и Биргутай (сыновья Шабан-кёра), Шайки-бий и Майки-бий (приближенные  царя)...

Интересно было бы весь текст предания прочитать. Имена персонажей схожи с ССМ.

Здесь интересно, с 1873 по 1924 год существовало два Каракалпакстана - правый берег Амударьи (РИ - РСФСР) и левый (ХХ-ХНСР). Беляев побывал в российской части (правобережные), которые в основном выходцы из Дешти-Кипчака. Но тот же Бердах, с которым Беляев должен был встретиться, умер за три года до его приезда, а жил Бердах в хивинской части каракалпаков, но в его произведениях Чингисхан образно проходит как судья над конратами и мангытами, кому последние обращались за справедливостью. Других каких-то преданий или родословных данных о Чингизхане у Бердаха нет.

Во-вторых, Кияты входят в арыс Конрат, а Канлы - в Онторт уру, то есть, на тот момент они находились не только по разным берегам Амударьи, но фактически жили в разных государствах, а передвижения в ту или иную сторону строго воспрещалось, наказывали сурово. Погостить у родственников можно было только через разрешение и соглашения хивинского хана и российских местных властей, соответственно. Поэтому, данное предание скорее всего восходит не ко временам Чингисхана, а более ранние события переплелись с именем Чингисхана. Вариантов много, в любом случае нужен весь текст, согласен.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть очень распространенное и ошибочное мнение у простых обывателей о том, будто каракалпаки массово переписываются в казахи и переезжают в Казахстан.

Тут как раз дается правдивый ответ. Респект казахским общественникам, что подняли данный вопрос:

В годы активной репатриация, в Казахстан приехали в огромном количестве казахи с Узбекистана. Самом деле многие были каракалпаками, в основной своей массе. Так как они хотели получить квоты и гражданство, они вынуждены были переписаться казахами по материнской линии, если у кого-то мать была казашкой, или у кого-то бабушка была казашкой по материнской линии. И таким образом многие каракалпаки приехали в Казахстан как казахи . Но у нас есть так называемый "степной паспорт", это рода и племена . У каракалпаков свои отличные от казахов племена. Таким образом любой каракалпак который хочет стать казахом, никак не сможет стать им так как ни один казах не примет такого каракалпака, ибо у нас другие племена. А у каракалпаков свои. Исходя из этого я предлагаю открыть каракалпакские школы и перестать пытаться ассимилировать кого-либо в казахов, потому что это в Априори невозможно. Так как мы имеем родо-племенное разделение, в которые просто так никто с улицы не может вступить и стать представителем какого племени. Национальность кто-то может получить, а род и племя нет. Раз нет, значит он не сможет интегрироваться казахское общество как казах. Я думаю надо прекратить эту глупую политику ассимилияцию представителей других нации в казахов. Мы удивительная нация, своеобразным культурно этническим колоритом. По этому всякие такие попытки ассимилировать кого то обречены на провал. Уважаемый аким Туркестанской области господин Шукеев, прошу вас помочь нам открыть каракалпакские классы в школе посёлка Чубарсу. С уважением Бахытжан Копбаев. Казахстан будет свободным!
 
 

  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А тут чистый каракалпак, но почему-то записали на узбека.

А головной убор, не генеральский и не казацкий, а чисто каракалпакский, каракульевый. Вот откуда ноги растут.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А. Харузин упоминает о каракалпаках, входивших в состав казахской Букеевской орды, которая в 1801 г. выделилась из состава Младшего казахского жуза и перекочевала в междуречье Урала и Волги. Ранее эта группа казахов и каракалпаков кочевала на правобережье Урала, между реками Большой и Малой Узень.
В 1817 г. из состава Букеевской орды выделилась небольшая группа из 133 каракалпаков, поселившаяся в низовья Волги, около г. Черного Яра Астраханской губернии.
Всесоюзная перепись 1926 г. отметила каракалпаков в низовьях р. Урал, в Букеевском уезде Уральской губернии и ЧЕЛКАРСКОМ уезде Актюбинской губернии[146].

6-10 декабря 1917 года. Кочевавшие на территории Хивинского ханства казахи разорены и ограблены туркменами. Они тоже голодают. Многие переехали в Темирский и Актюбинский уезды. Нуждаются в помощи.

https://www.inform.kz/lenta/alash/ru/part2/index.html

Шалкар ( чалкар ) Бозой граница с Каракалпакистаном. Там как раз живут Кыяты и шанышыкылы подрод Сары и Кара.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ув. Елимкас, спасибо за информацию. Мне известно, что Кияты и Муйтены были разделены от общего состава Конратов в 1873 году. Может Вам известно, что в 1873 году каракалпаки были разделены на левобережные и правобережные по условиям Гандемянского договора. Левобережные так и оставались хивинскими подданными, но правобережные, как россияне могли передвигаться в глубь России. И многие правобережные каракалпаки ушли в российскую сторону, в том числе в Букеевскую орду. А это как раз тот момент, когда в Астрахани и окрестностях разбрелись каракалпаки, которые в статьях Викторина подразумеваются иными каракалпаками, будто ничего общего не имеющими с настоящими каракалпаками.      

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПС. Забыл напомнить, что моя мать, то есть дайы журт из муйтенов, в период 1873 и 1924 годов оказались разделенными в два государства, а в последующем присоединились друг-другу, но так и остались разделенными. С Камаловыми (муйтенами, родней мамы) у  нас никогда не было ничего общего, по крайней мере я их не знал, а встретился с Камаловым (первым секретарем) лишь перед отъездом в Россию. Вот такое знаменательное событие в моей жизни. Ну, для каракалпака это считается событием.      

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...