Аrсен Опубликовано 30 января, 2019 Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 1 час назад, кылышбай сказал: не спорю. фонетика, лексика татар и башкир гораздо ближе узбекской. ногайский или каракалпакский с казахским можно вообще рассматривать как диалекты одного языка вы знаете татарский? узбекский и татарский близки также как и казахский и узбекский вы наверное ошибочно судите из-за окончания ляр-лар? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 30 января, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 ИМХО по звучанию татарский ближе узбекскому, чем кыргызскому, хотя оба языка являются кыпчакскими. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 30 января, 2019 Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 4 минуты назад, Rust сказал: ИМХО по звучанию татарский ближе узбекскому, чем кыргызскому, хотя оба языка являются кыпчакскими. по звучанию да, но лексика узбеков и татаров абсолютно разная, татарин легче поймет казаха с лету, а узбека нет Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 30 января, 2019 Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 Мне почему тоже так думается. Много лет приходилось общаться с узбеками, не скажу , что легко их понимал . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 30 января, 2019 Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 Я хорошо понимаю узбекский и татарский языки, по звучанию одинаковы, может в словах есть некоторые различия, незнаю. Ведь, со стороны может казаться, что каракалпаки и казахи говорят на одном языке, так как схожее звучание, но в смыслах слов есть различия. Зато башкирский, хотя и схож с татарским языком, но более заставляет осмыслить значение услышанного. Но, одни башкиры говорят быстро, что трудно осмыслить и понять, а другие более спокойно и понятно, наверное, тоже есть свои региональные различия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Yerzhan1980 Опубликовано 30 января, 2019 Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 3 часа назад, Kamal сказал: .....со стороны может казаться, что каракалпаки и казахи говорят на одном языке, так как схожее звучание, но в смыслах слов есть различия.... эти различия ничтожны. мои родственники казахи каракалпакского происхождения с легкостью вписываются в оба народа не меняя в себе ничего. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 30 января, 2019 Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 4 hours ago, Yerzhan1980 said: эти различия ничтожны. мои родственники казахи каракалпакского происхождения с легкостью вписываются в оба народа не меняя в себе ничего. не спорю, с каракалпаками казахского происхождения та же ситуация. Но в целом различия есть, и не только в -лар, -лер, -ях, -яхши и т.д. У нас казахов много с кем мы росли вместе, общались, гуляли, и то различия ощущались. Но я вообще-то имел ввиду о тех словах, которых нет в лексиконе кого-то из наших народов. А когда такие слова идут подряд в одном предложении, то друг-друга можем и не понять, разве что можем догадаться, переосмыслить. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Yerzhan1980 Опубликовано 30 января, 2019 Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 15 минут назад, Kamal сказал: не спорю, с каракалпаками казахского происхождения та же ситуация. Но в целом различия есть, и не только в -лар, -лер, -ях, -яхши и т.д. У нас казахов много с кем мы росли вместе, общались, гуляли, и то различия ощущались. Но я вообще-то имел ввиду о тех словах, которых нет в лексиконе кого-то из наших народов. А когда такие слова идут подряд в одном предложении, то друг-друга можем и не понять, разве что можем догадаться, переосмыслить. различия ощущаются даже между казахами разных регионов. причем слов может быть еще больше. я даже не понимаю что нужно изменить в себе казаху каракалпакского происхождения, чтобы снова стать каракалпаком? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 31 января, 2019 Поделиться Опубликовано 31 января, 2019 On 1/30/2019 at 9:10 PM, Yerzhan1980 said: различия ощущаются даже между казахами разных регионов. причем слов может быть еще больше. я даже не понимаю что нужно изменить в себе казаху каракалпакского происхождения, чтобы снова стать каракалпаком? наверное, нужно сменить национальность в паспорте, делов-то. Серьезно, как еще может говорить казах каракалпакского происхождения, кроме как на казахском?! Люди даже через поколение могут забыть свой родной язык, а Ваши родственники, наверное живут среди казахов уже не одно столетие. Так что, поверьте мне, различие есть. О языковом различии еще Аллаяр Досназаров отмечал в своем письме 1926 года, да и я сам лично помню своеобразный говор своих дедов, непохожий ни на казахский, ни на узбекский и туркменский языки. Сегодняшний литературный язык выработан в течение 20 века на основе северо-восточного диалекта, а это районы, где каракалпаки жили вперемешку с казахами, и где последние составляли большинство. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 1 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2019 30.01.2019 в 12:31, Аrсен сказал: вы знаете татарский? узбекский и татарский близки также как и казахский и узбекский. вы наверное ошибочно судите из-за окончания ляр-лар? у нас есть канал ТНВ. татарский к казахскому ближе чем узбекский и по фонетике и по лексике. имхо. кстати, узбекским владею свободно (8 класс там доучивал) 30.01.2019 в 13:33, Samtat сказал: Мне почему тоже так думается. Много лет приходилось общаться с узбеками, не скажу , что легко их понимал . 30.01.2019 в 12:48, Аrсен сказал: по звучанию да, но лексика узбеков и татаров абсолютно разная, татарин легче поймет казаха с лету, а узбека нет в узбекском очень много фарсизмов 16 часов назад, Kamal сказал: наверное, нужно сменить национальность в паспорте, делов-то. Серьезно, как еще может говорить казах каракалпакского происхождения, кроме как на казахском?! Люди даже через поколение могут забыть свой родной язык, а Ваши родственники, наверное живут среди казахов уже не одно столетие. Так что, поверьте мне, различие есть. О языковом различии еще Аллаяр Досназаров отмечал в своем письме 1926 года, да и я сам лично помню своеобразный говор своих дедов, непохожий ни на казахский, ни на узбекский и туркменский языки. Сегодняшний литературный язык выработан в течение 20 века на основе северо-восточного диалекта, а это районы, где каракалпаки жили вперемешку с казахами, и где последние составляли большинство. вы же с юга. на севере наверное у ваших говор ближе к казахскому. также и южный и западный казахский вам должен быть понятнее чем северный Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 2 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2019 On 2/1/2019 at 11:52 AM, кылышбай said: вы же с юга. на севере наверное у ваших говор ближе к казахскому. также и южный и западный казахский вам должен быть понятнее чем северный нет, мои предки как раз таки на севере жили, Муйнак самый северный район Каракалпакстана. Но разница в том, что в течение полвека каракалпаки были разделены друг от друга Амударьей, левый берег - хивинское ханство, а правый берег - Российская империя. А казахи свободно кочевали только по российской территории и смешивались с правобережными каракалпаками, поэтому и образовался северо-восточный диалект. Населенные пункты Муйнак, Конрат, Кипчак, Мангыт, Ходжейли как левобережные оставались в составе Хивы, а затем и в составе ХНСР, поэтому там сохранился местный говор. В 1925 году правый и левый берега объединились, нужен был единый язык, поэтому был выбран северо-восточный диалект, как наиболее близкий казахскому языку, так как, ККАО тогда входила в состав КазАССР. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 5 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2019 02.02.2019 в 15:06, Kamal сказал: нет, мои предки как раз таки на севере жили, Муйнак самый северный район Каракалпакстана. Но разница в том, что в течение полвека каракалпаки были разделены друг от друга Амударьей, левый берег - хивинское ханство, а правый берег - Российская империя. А казахи свободно кочевали только по российской территории и смешивались с правобережными каракалпаками, поэтому и образовался северо-восточный диалект. Населенные пункты Муйнак, Конрат, Кипчак, Мангыт, Ходжейли как левобережные оставались в составе Хивы, а затем и в составе ХНСР, поэтому там сохранился местный говор. В 1925 году правый и левый берега объединились, нужен был единый язык, поэтому был выбран северо-восточный диалект, как наиболее близкий казахскому языку, так как, ККАО тогда входила в состав КазАССР. как то один из братьев супруги говорил что каракалпаки с КР очень сильно отличаются от них - тамдынских (думаю он имел ввиду и язык и быт. тамдынские очень сильно "оказахились"). он и про нас, ташкентских говорил, мол также и ташкентские казахи сильно отличаются от тамдынских (там казахи подверглись меньшему влиянию узбеков) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 5 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2019 13 hours ago, кылышбай said: как то один из братьев супруги говорил что каракалпаки с КР очень сильно отличаются от них - тамдынских (думаю он имел ввиду и язык и быт. тамдынские очень сильно "оказахились"). он и про нас, ташкентских говорил, мол также и ташкентские казахи сильно отличаются от тамдынских (там казахи подверглись меньшему влиянию узбеков) Думаю, нынче не очень-то отличаются, так как в последние 100 лет сильно смешались. Но по сведениям того же Вамбери, каракалпаки отличались не только от казахов, но и от других ближайших соседей своим более высоким ростом, большими глазами, густой бородой на лице и волосами на голове (по Вамбери - влияние иранцев). Перепроверить его сведения нынче вряд ли удастся. Что касается языка, то примерно на процентов 80% выработан более стабильный язык, похожий на казахский. Плюс, половина всех гастарбайтеров выезжают именно в Казахстан, где стараются говорить на местном языке. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 11 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2019 10.02.2019 в 00:39, Kamal сказал: Здесь точно есть смысл о чем можно было бы разобраться. Я для вас выкладывал фото кытаев 19 века в контексте с каракалпаками с других племен - конратов, кипчаков, муйтенов и других, в которых Вы видели антропологическую разницу в облике разных племен. Кытаи точно монголоидны, и их было очень много, и они же до конца отстаивали нашу независимость, когда нам было очень тяжело оставаться каракалпаками. И я считаю, что кытаи вкупе с конратами сделали все, чтоб мы нынче стали отдельным народом. Надо Косназар батыру (кытаю) поставить памятник, хотя героев того времени было очень много. Выделить кого-то выдающимся в данное время мы не имеем никаких данных, только в памяти народа остался один Айдос бий, который перебил всех своих конкурентов, в том числе и Маман бия кипчака. Косназар из какого подрода кытаев был? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 11 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2019 9 hours ago, кылышбай said: Косназар из какого подрода кытаев был? К сожалению, нет прямых указаний, какому подроду он принадлежал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 12 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2019 17 часов назад, Kamal сказал: К сожалению, нет прямых указаний, какому подроду он принадлежал. что за статья? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 12 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2019 11 hours ago, кылышбай said: что за статья? Статья рассматривает деятельность Нуртай батыра, упоминаемого в поэме Бердаха "Шежире" (родословная). Всесторонне изучаются имеющиеся о нем сведения и в других письменных источниках. Поэтому, о Косназар батыре подробных сведений нет, кроме как был ближайшим соратником Нуртай батыра. Но, возможно, о нем есть сведения у кытайских наших земляков. https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-istoki-sozdaniya-poemy-shezhire-rodoslovnaya-berdaha Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 12 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2019 Оказывается у казахов есть предание про Нуртай-батыра, точнее их даже два. Но его противником выступает хан Абулхаир, тогда как реально был султан Ералы, сын Абулхаира. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 12 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2019 3 hours ago, Le_Raffine said: Оказывается у казахов есть предание про Нуртай-батыра, точнее их даже два. Но его противником выступает хан Абулхаир, тогда как реально был султан Ералы, сын Абулхаира. Возможно, в предании есть искажение, а реальным противником был Ералы султан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 13 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2019 15 часов назад, Kamal сказал: Возможно, в предании есть искажение, а реальным противником был Ералы султан. Наверное у каракалпаков тоже должны быть предания про казахов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2019 9 hours ago, Le_Raffine said: Наверное у каракалпаков тоже должны быть предания про казахов. Должны быть, но я кроме рассказов бабушек о приходе в каракалпакские аулы разоренных от голода казахов ничего не припоминаю. Видимо, каракалпаков очень тронуло бедствие родственного народа, что позабыли все ранние обиды. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 14 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2019 17 часов назад, Kamal сказал: Должны быть, но я кроме рассказов бабушек о приходе в каракалпакские аулы разоренных от голода казахов ничего не припоминаю. Видимо, каракалпаков очень тронуло бедствие родственного народа, что позабыли все ранние обиды. Это 1930-е? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 14 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2019 18 часов назад, Kamal сказал: По словам самих каракалпаков середины 18 века, они некогда жили в Средней Азии, а пришли на свое новое место жительства с северо-запада, где они проживали между Казанским и Астраханским ханствами. Словом, народ знал откуда у него истоки и где жили их предки, хотя до Средней Азии в середине 18 века еще не добрались. многие народы включают в свой фольклор рассказы о своей автохтонности для легитимизации принадлежности земель. это нормально. с др. стороны толком нет данных о каракалпаках в составе Ногайской орды и Алтыулского улуса а стало быть дештикыпчакские предки каралпаков скорее всего были просто ногайцами. может этноним каракалпак был у аральцев а пришлые дештикыпчакские кыпчаки, кытаи, джалаиры, мангыты и др. его приняли? как это согласуется с описание туркестанских каракалпаков первой половины 17 века? они описаны именно как каракалпаки? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 14 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2019 11 hours ago, Le_Raffine said: Это 1930-е? Да, именно. Между прочим эти рассказы бабушек сильно укрепили нашу дружбу с казахским населением. Считали себя обязанными предоставить братскому народу, по воле судьбы оказавшимся среди нас, всевозможные привилегии. Честно, лично сам всегда защищал казахскую сторону в каких-то мальчишеских спорах. Вот так и росли. Я недавно только начал понимать, судя по имеющимся в сетях негативным диалогам каракалпаков и казахов, что есть некие отголоски неприязни к друг-другу. А возможно, просто не стоит обращать внимания на детские шалости, которые заполонили эфир как мусор. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 14 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2019 10 hours ago, кылышбай said: многие народы включают в свой фольклор рассказы о своей автохтонности для легитимизации принадлежности земель. это нормально. с др. стороны толком нет данных о каракалпаках в составе Ногайской орды и Алтыулского улуса а стало быть дештикыпчакские предки каралпаков скорее всего были просто ногайцами. может этноним каракалпак был у аральцев а пришлые дештикыпчакские кыпчаки, кытаи, джалаиры, мангыты и др. его приняли? как это согласуется с описание туркестанских каракалпаков первой половины 17 века? они описаны именно как каракалпаки? Абдал Гаффар еще в начале 17 века, если точнее 1603-05 годы, со своими каракалпаками захватил весь Туркестан сделав Ташкент своей столицей. Отсюда и понятие о туркестанских каракалпаках. Это понятие вошло в обиход, когда часть туркестанцев смешались с аральскими каракалпаками в конце 18 века, видимо, чтоб различить пришлых от местных. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться