Kamal Опубликовано 25 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 25 июня, 2018 10 hours ago, кылышбай said: 1. жаль ... 2. но зато сейчас на Устюрте и на дне Арала (на нашей стороне кстати все пробные скважины оказались без) нашли газ 1. жаль в смысле того, что УзССР заморозила все начинания в хозяйственном и культурном развитии Каракалпакстана, превратив данный регион в чисто аграрный сектор. КазАССР в период 1925-1930 гг хоть какую-то помощь оказала в области образования. Парадокс в том, что и казахи, и узбеки самые ближайшие наши соседи в генетическом плане, но надо признать, что отдаленный от нас русский народ за предоставленный им короткий срок сделал для нас огромный прорыв в плане поддержки и руки помощи. Да, за этот же период были арестованы и уничтожены почти все политические лидеры молодой республики, но все же народ получил хоть какой-то толчок в своем развитии, а главное, область превратилась в республику с соответствующей административной инфраструктурой. А могла ли область стать республикой оставаясь в составе Казахстана или переходя в состав Узбекистана в прежнем статусе? Сомнительно. 2. да, есть такое, но лучше бы вернулось Аральское море взамен всем этим богатствам. Кстати, если говорить о богатствах, то они на земле, а не под землей. Лет 25 назад я изучал вопросы - как выйти из страшного кризиса начала 90-ых годов. При политической стабильности в республике, у нас был огромный потенциал с минимумом инвестиции и это не считая природные богатства страны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 25 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 25 июня, 2018 11 hours ago, кылышбай said: в ваших говорах есть чокание? есть в южных районах, сразу не поймешь кто твой собеседник, у всех схожий говор, только после расспроса оказывается, что перед тобой узбек, каракалпак, татарин и т.д. Например, интервью с ныне покойной бабушкой Тоты, умерла пару лет назад в возрасте 135-136 лет, она жила на самом юге республики (Турткульский район). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 26 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2018 9 часов назад, Kamal сказал: есть в южных районах, сразу не поймешь кто твой собеседник, у всех схожий говор, только после расспроса оказывается, что перед тобой узбек, каракалпак, татарин и т.д. Например, интервью с ныне покойной бабушкой Тоты, умерла пару лет назад в возрасте 135-136 лет, она жила на самом юге республики (Турткульский район). в автобусе встретил молодежь, свиду вроде казахи, но услышав разговоры понял что нет. тоже подумал что каракалпаки но чокание смутило Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 22 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2018 Племя циби ***. Одно из племен, входивших в конфедерацию теле. Есть и другие варианты написания второго иероглифа при транскрибировании этого этнонима: "циби" *** [Chavannes, 1903, p. 15, 34], "циби" *** [ЦФЮГ, гл. 996, с. 6а], "циби" *** [СШу, гл. 84, с. 18а]. Чэнь Чжунмянь [1958а, с. 1127] делает, по-видимому, одну из попыток этимологизации этнонима "циби", а именно: Kalpak, Karbak (Qara-Kalpak). В жизнеописании одного из вождей этого племени — Циби Хэли [ЦТШ, гл. 109, с. 3а-5а] сообщается: "...земли племени циби вплотную примыкают к землям тугухуней, территория для расселения была тесной и вместе с тем было много болезней (малярия?). Затем перешли в Кучу и жили по берегам озера Жэхай *** (Горячее озеро — Иссык-Куль?)... В 6-м году эры правления Чжэньгуань (27/I 632-13/II 633) Циби Хэли вместе с матерью во главе более чем 1000 семей прибыл в Шачжоу и просил разрешения присоединиться к Срединному государству. Тай-цзу поместил его племя в округах Ганьчжоу и Лян-чжоу". Есть сообщение, что уже в 8-м году эры правления Чжэньгуань (14/II 634-23/I 635) племя циби принимало участие в военных операциях танских войск против тугухуней [ЦТШ, гл. 198, с. 66]. В приведенном тексте представляет интерес сообщение о том, что племя циби некоторое время жило на берегах оз. Жэхай — Горячего озера. Несомненно, это калька тюркского слова, и оригинальное название должно быть Иссык-Куль. Конечно, это не современное озеро Иссык-Куль в Киргизии, а какое-то другое, находившиеся в восточной части Кашгарии. Среди тюркоязычных народов "Иссык" как название для озер встречается часто. Другая группа племени циби была расселена в округе Юйси *** [ЦТШ, гл. 195, с. 2а; Mori, 1935, p. 45, note 20; Чэнь Чжунмянь, 1958а, с. 72]. Позднее часть племени, а может быть, и все циби, откочевали на север, в степи к северу от пустыни Гоби. После восстановления Восточнотюркского каганата циби вместе с уйгурами, сыцзе и хунь были оттеснены на юг и расселены в районе Ганьчжоу и Лянчжоу. В "Повествовании о теле" [ЦТШ, гл. 199Б, с. 4б] это событие датировано 695 г. Конечно, в этот район пересилилась только часть упомянутых здесь племен, скорее всего правящая верхушка В жизнеописании Ван Цзюньчэ [ЦТШ, гл. 103, с. 3б; СТШ, гл. 133, с. 2б] сообщается, что к середине VIII столетия циби продолжали жить в округе Лянчжоу, но вскоре были вынуждены бежать в северном направлении — в район современной территории Внутренней Монголии, расположенный к северу от г. Суйюаня (современный Хух-Хото). В ЦТШ и СТШ говорится, что они бежали в округ Тэнчжоу *** управления дуду Лушань (см. коммент. 172). Что касается округа Тэнчжоу, то существование такого округа в этом районе нам неизвестно. В справочной литературе для времени правления династии Тан округ с таким названием указывается только для юга страны, территории современной провинции Гуанси [Морохаси, т. IX, с. 991]. В СТШ [гл. 43Б, с. 7а] сообщается, что управление дуду Лушань было организовано для расселения племени циби. Пока не удалось выяснить, связано ли создание дудуфу Лушань с переселением циби с юга из округа Лянчжоу или и до переселения они жили в этом районе. В жизнеописании Ван Цзюньчэ *** [ЦТШ, гл. 103, с. 3а-4б] говорится, что циби бежали во главе со своим предводителем Циби Чэкмином ***. Возможно, какая-то часть этого племени осталась на старых местах — в округе Лянчжоу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 27 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 27 июля, 2018 Я допускаю мысль о том, что род Теле у каракалпаков как-то связан с конфедерацией древних телесских племен, но если Теле древнее уйгурское племя как это принято в академической историографии, то тогда от кого произошли род Уйгур у каракалпаков? Не понимаю, если это одно и то же, то почему Теле и Уйгуры среди каракалпакских племен отделились порознь? Почему род Теле не вошел в состав рода Уйгур и не составляет одно целое с ними, а входит в состав племени Муйтен? Кстати, про каракалпакских Муйтенов, пока что однозначного объяснения нигде не видел. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 28 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2018 11 hours ago, Kamal said: Я допускаю мысль о том, что род Теле у каракалпаков как-то связан с конфедерацией древних телесских племен, но если Теле древнее уйгурское племя как это принято в академической историографии, то тогда от кого произошли род Уйгур у каракалпаков? Не понимаю, если это одно и то же, то почему Теле и Уйгуры среди каракалпакских племен отделились порознь? Почему род Теле не вошел в состав рода Уйгур и не составляет одно целое с ними, а входит в состав племени Муйтен? Кстати, про каракалпакских Муйтенов, пока что однозначного объяснения нигде не видел. Чего здесь сложного-то? Теле - это телесцы "ойроты алтайцы". Уйгуры - это "уйгуры". То есть представители двух разных народов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 28 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2018 15 минут назад, enhd сказал: Чего здесь сложного-то? Теле - это телесцы "ойроты алтайцы". Уйгуры - это "уйгуры". То есть представители двух разных народов. Теле связывают с теленгутами(оираты) , их считают тюрками Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 28 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2018 Ойрат= Огур=Ойгор=Ойгор=Уйгур вполне. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 28 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2018 11 minutes ago, Курсант said: Теле связывают с теленгутами(оираты) , их считают тюрками теленгут, тэлэнгүүд - это монгольское название "телес"-цев. Просто монж.число "телег, теле(нг)" + үүд. А сами они себя называют просто "телег". Да, они тюрки - "ойрот алтайцы". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 30 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2018 On 7/28/2018 at 7:19 AM, enhd said: Чего здесь сложного-то? Теле - это телесцы "ойроты алтайцы". Уйгуры - это "уйгуры". То есть представители двух разных народов. Для меня сложно, например, по этим данным "ойроты алтайцы" могут быть пришлыми, так как, пишут что в Джунгарию перекочевала часть теле, далее пишут об их потомках (якуты, толенгиты, уйгуры и др), а еще дальше пишут о составе племени теле 7 века , куда кроме прочих входят циби или кыбир (из ссылки Курсанта - каракалпак?), хуэй-хе (уйгуры) и т.д. Поэтому, правомерно ли считать теле и уйгуров представителями разных народов? Сейчас не могу найти ссылку, как-то читал, где под телесскими племенами подразумевали уйгуров, были обсуждения, кажется форум какой-то был. Quote Китайские источники относят племена теле к тюркоязыч-ным народам. Они проживали у р. Солин (Селенга), являются потомкаи хуннов. Теле на западе и югозападе граничили с тохарами, восточными иранцами, на юге – с китайскими племенами, на востоке – с монголами, а на севере – с другими хуннскими племенами. В 338 г. они подчинялись тобасскому хану, в середине IV века часть теле перекочевала в Джунгарию и распространилась по Западной Монголии вплоть До р. Селенги. 368 году часть племена теле на территории Китая создали государство Вэй. Часть племени теле (другое название телеуты) жила рядом с жужанами, она образовала 1елеутское ханство во главе с Гаогюем. Однако, в 494г. эфталиты расправились не только с Ираном, но и нанесли поражение Гаогю, который со своим племнем гаогюйев попал в вассальную зависимость к эфталитам. В V-VI вв. гаогюйцы (потомки хуннов) соперничали с жуань-жуанями (их потомки авары) за господство на Восточном Туркестане. В 540 г. Гаогюй подвергся нападению жужан, его государство перестало существовать. Потомки телеутов – якуты, толенгиты, уйгуры и другие. На основе державы Вей в 618году возникло новое государство Тан (618-907), где ведущую роль играли тюркские племена тагбачи и теле. Позднее, китайская хроника называла часть племен теле как хуэйхэ(уйгуры). Выходит, «китайский Тан» был тюркоязычным, и образовали его потомки хуннов теле, тагбачи и другие. Теле еще называют тегрег, тирек, или тегин. При правлении У-дэ (618-627) в состав теле входили: сеяньто (кыпчаки), циби или кыбир, хуэй-хе (уйгуры), дубо, гулигань или курыканы, доланьге (толенгиты), пугу или буку, боку, букут, «байегу» (байирку), тунло или тонра, хунь, сыцзе или сыгир, хусе или кокса, кокча, сиц-зэ или айгыр, аде или элизы. Позднее к ним вошли гэлолу (карлук), басими (басмылы). В 628 г. наиболее многочисленные были сеяньто (70 киб.) и байегу (60 киб.). Теле вначале были в составе Тюркского каганата, но позже вошли в состав тогуз-огузов и пошли против каганата. Многие группы племени теле откочевали в Среднюю Азию, Юго-Восточную Европу и Северный Кавказ, из них образовались новые племена. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 22 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 22 августа, 2018 varandej Нукус и каракалпаки Что каракалпаки - это не узбеки, видно невооружённым глазом. Скорее их можно перепутать с казахами, коих здесь тоже немало, и хотя в этнографической литературе каракалпакскую внешность характеризуют как "переходную от европеоидной к монголоидной с преобладанием монголоидных черт, меньшим, чем у казахов, но большим, чем у узбеков", мне каракалпаки внешне напомнили даже не казахов, а бурят и калмыков. Может, впрочем, дело не только во внешности, но и в каком-то особом настроении: каракалпаки - народ степной... Название "карака-калпаки" с большинства тюркских языков переводится как "чёрные шапки", и тут сложно не вспомнить народ "чёрных клобуков" - "прирученных" киевскими князьями печенег, получивших удел близ Канева, чтобы защищать Киев от новой степной напасти - половцев... но скорее всего это просто созвучие, и "те" каракалпаки к нынешним не имели прямого отношения. Более вероятный каракалпакский предок - ногайцы, кочевники Золотой Орды (подробнее я о них писал в Астрахани), жившие от Дона до Эмбы и после её падения. В 1530-х из Ногайской орды выделялась Алтыульская орда, или Орда Шести Сынов, названная то ли в честь шести наследников основавшего её хана Шейх-Мамая, то ли в честь шести родов, к коим себя причисляют каракалпаки (Муйтены, Конграты, Кытаи, Кыпшаки, Кенегесы и Мангыты - тут поясню, что "сетки" родов и народов в Степи не совпадают, все эти роды есть и среди казахов и узбеков, и именно узбекские Кунграты и Мангыты были ханами Хивы и бухарскими эмирами). Более вероятно, как это часто бывало в степи, что верны все гипотезы, и каракалпаки в равной степени потомки огузов-печенег и кипчаков-ногайцев - просто век за веком степные кочевники цеплялись за горы и моря, там оседала их некая часть, слой за слоем слагались иные народы: в Восточной Европе - гагаузы, на Тянь-Шане киргизы, а близ Аральского моря и гиблых дельт Амударьи и Сырдарьи - каракалпаки. Достоверно же история каракалпаков прослеживается с весьма недавних времён: в 18 веке они откочевали на Жанадарью (южный рукав Сырдарьи), возможно спасаясь от джунгар, не учтя, что это были владения Хивинского ханства, над которыми оно временно потеряло власть из-за смуты. В 1811 году хан Мухаммед Рахим II вернул контроль над дельтой Сырдарьи, и конечно не мог не обрадоваться такому "подарочку". Каракалпаки под Хивой переселились с восточных берегов Арала на южные, в самые низовья Амударьи, и в отличие от туркмен, всегда были лояльны хивинскому хану. Когда в 1920-м году на смену ханству пришла Хорезмская Народная Советская республика, в её составе образовалось три автономные области - Узбекская (Хива), Туркменская (Ташауз) и Киргиз-Каракалпакская (Ходжейли), в 1924 году разошедшиеся между Узбекистаном, Туркменией и Казахстаном соответственно. В состав ККАО добавилось правобережье Амударьи, бывший Амудаьинский отдел Сырдарьинской области с центром в Турткуле (Петро-Александровске), который и стал до 1933 года первым центром Каракалпакии. Изначально она была автономной областью в составе Казахской ССР, в 1930-36 годах - непосредственно в составе РСФСР, и лишь затем, отрезанная от неё выделившейся в отдельную Союзную респубоику Казахстаном, вошла в состав Узбекской ССР, где и осталась. Ныне Республика Каракалпакстан значится "суверенным государством в составе Узбекистана" с официальным двуязычием и собственным парламентом Жокаргы-Кенес в Нукусе. Ныне каракалпаков порядка 600 тысяч человек - из них полмиллиона в Узбекистане и по полсотни тысяч в Казахстане и Туркмении. То есть, их немало - примерно как бурят и больше, чем якутов, коми или калмыков. Но при этом каракалпаки - едва ли не самый компактно расселённый народ Средней Азии: даже в родном Каракалпакстане их ареал - дай бог если треть республики, в той же Элик-Кале, по словам местных узбеков, их нет, а в основном они живут в дельте Амударьи и на южном берегу бывшего Арала, от Нукуса до Муйнака, до края пустыни Устюрта. Каракалпакский культурный ландшафт очень непохож на узбекский: они не древние землепацы, а вчерашние кочевники, и их аулы да окраины городов больше похожи на Казахстан, если бы тот был намного беднее: функциональные безликие дома, пыльные улицы, высокие печальные столбы... Каракалпакскую речь в этих краях слышишь чаще узбекской (тем более она и заметно другая на слух - жёстче и резче), а сам язык некоторые считают чуть ли не диалектом казахского, но я, читая вывески, видел не больше знакомых по Казахстану корней, чем в узбекском. Вдобавок у обоих языков теперь по две азбуки (каракалпакский так же неудачно перевели на латиницу в 1996-м), и любое здешние название можно записать аж в 4 вариантах: "Qaraqalpaqstan Respublikasi', Қарақалпақстан Республикасы, Qoraqalpog`iston Respublikasi, Қорақалпоғистон Республикаси" или "No‘kis, Нөкис, Нукус, Nukus". Ещё запомнилось, что если белый цвет на большинстве тюркских языков "ак", то по-узбекски - "ок", а по-каракалпакски - "хак". В вывесках двуязычность тут выдерживается поосновательнее, чем в большинстве республик России, на уровне той же Башкирии. Разговорить каракалпаков на темы политики и национальных отношений я не пытался, но навскидку президента шёпотом ругают так же, как и узбеки, а на своё положение и отношения с узбеками не жалуются. Мне кажется, их тут действительно не притесняют, по крайней рассуждений на тему "надеюсь, однажды русские вернутся" я от них, как от узбекистанских таджиков или персов, не слышал. Отличается тут в общем и уклад, и в любом путеводителе напишут, что по Нукусу и другими каракалпакским городам не стоит гулять ночью - как у казахов или киргизов, у каракалпаков хватает лихой молодёжи, на которую поло действует алкоголь, а вот узбекской домовитости, махаллизма - как-то нет. Но какого-то личного впечатления о каракалпаках как народе у меня сложилось: люди как люди, дружелюбные и гостеприимные, с хорошо знакомыми по всей Средней Азии реакциями и разговорами. Скажу лишь, что зашкаливающего казахского гонора у них нет, больше всего они мне напомнили, пожалуй что, калмыков. Если же говорить о национальном колорите и традиционной культуре, то как видите - в быту заметно немногое: ну, пожилые женщины тут одеваются и покрывают голову немного иначе (причём ближе к казашкам, чем к узбечкам), но национального костюма тут не сохранилось, чёрные шапки (папахи) стоит искать на сувенирных развалах Хивы, и даже юрт в степи я в Каракалпакии (как в той же Киргизии) не видел - хотя и не берусь утверждать, что их там нет: степь большая. Не повезло мне как-то и с национальной кухней, которая вроде бы сохранилась у каракалпаков из традиционного быта лучше всего - это, например, турама (мелко накрошенное мясо с клёцками), гуртук (местный аналог бешбармака), блюда из джугаровой муки (те же клёцки), а в Кунграде и Муйнаке кое-где попадаются вывески "балык куурдак", то есть традиционное среднеазиатское жаркое с луком и картошкой, но не из мяса, а из рыбы. Однако я так и не нашёл ни одного кафе, где всё это было бы в наличии - в основном обычные плов-шурпа-лагман-самса. Единственное - здесь кое-где наливают верблюжий шубат и наверное кобылий кумыс, не характерные для кухни земледельцев-узбеков. Не будет у меня тут и фотографий традиционной культуры из музеев - почему, объясню в конце поста, и это будет жирный камень в огород Нукусу. Скажу лишь, что у каракалпаков в старину были очень красивые женские украшения в лучших традициях ювелирики Хорезма (тут см. пост про Хиву), в том числе позолоченные головные уборы. Другим популярным искусством была вышивка (которой у хорезмийцев, наоборот, не было), в том числе по коже - последнее было сугубо мужским ремеслом. И конечно всякие ковры да убранство юрты - чёрно-красные геометрические каркалпакские орнаменты, мрачноватые на взгляд чужака, не спутаешь ни с чем: Да и сам быт каракалпаков в старину был весьма интересен: некоторые учёные называют их "кочевыми земледельцами", постоянно перемещавшимся по переменчивой амударьинской дельте, а на новом месте не просто ставя юрты, но и хорошо окапываясь, возводя из глины небольшую крепость. Зимние аулы обычно включали кладбище с мавзолеем святого-покровителя и небольшое медресе, а крупнейшим собственно каракалпакским поселением был торговый Чимбай на "русском" берегу дельты. У каракалпаков был продуман и разнообразен транспорт - несколько типов арбы ("монгольская" телеген-арба и "хорезмская" тат-арба), лодки-каюки. Юрта по-каракалпакски называлась царан-уй, её купол - шацарац и шангарак (созвучно "шанырак" у казахов), и в целом конструкция юрты была вполне себе тюркской (см. у тех же киргизов), а отличиалась она скорее украшениями - не припомню подобных узоров и палитр больше нигде у народов Степи. И в общем близость Хивы да общее окончание века великих степных войн взяли своё: каракалпаки были культурные кочевники, и искусство их задолго до советской власти перестало быть сугубо прикладным. Например, уже в 19 веке оформилась каракалпакская литература, основателями которой значатся поэты Ажинияз и Бердах. Последний был так же и первым каракалпакским историком, и ныне считается главным светилом национальной культуры: имя Бердах среди каракалпаков очень популярно, а музей Бердаха - одно из двух-трёх красивых зданий на весь Нукус: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 3 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 3 сентября, 2018 On 8/22/2018 at 4:48 PM, кылышбай said: varandej Нукус и каракалпаки Статья не совсем о Нукусе, а как я понимаю - общее представление автора о каракалпаках. Нукус как населенный пункт образовался пару столетий назад на базе древних руин, иначе говоря, нынешний Нукус стоит на месте старых поселений, а легенды о тех древних городах сами нукусцы помнят по сей день. Надо учитывать войн и разрушений, а также разрушительный характер древней Амударьи, смывавший своим непредсказуемым течением целые города, по крайней мере, добрая половина нынешних каракалпаков это местные аборигены, подчинявшиеся разным завоевателям и приспосабливавшиеся воле стихийных разрушений, природным катаклизмам. Тем не менее хочу сделать несколько дополнений к статье автора: Quote Что каракалпаки - это не узбеки, видно невооружённым глазом. Скорее их можно перепутать с казахами, коих здесь тоже немало, и хотя в этнографической литературе каракалпакскую внешность характеризуют как "переходную от европеоидной к монголоидной с преобладанием монголоидных черт, меньшим, чем у казахов, но большим, чем у узбеков", мне каракалпаки внешне напомнили даже не казахов, а бурят и калмыков. антропологический облик каракалпаков это среднее между узбеками и казахами. Но также, учитывая скопление узбеков или казахов в какой-то местности, для постороннего глаза они всеравно воспринимаются как каракалпаки в целом. Про бурят и калмыков - перебор. Quote Название "карака-калпаки" с большинства тюркских языков переводится как "чёрные шапки", и тут сложно не вспомнить народ "чёрных клобуков" - "прирученных" киевскими князьями печенег, получивших удел близ Канева, чтобы защищать Киев от новой степной напасти - половцев... но скорее всего это просто созвучие, и "те" каракалпаки к нынешним не имели прямого отношения. Более вероятный каракалпакский предок - ногайцы, кочевники Золотой Орды (подробнее я о них писал в Астрахани), жившие от Дона до Эмбы и после её падения. В 1530-х из Ногайской орды выделялась Алтыульская орда, или Орда Шести Сынов, названная то ли в честь шести наследников основавшего её хана Шейх-Мамая, то ли в честь шести родов, к коим себя причисляют каракалпаки (Муйтены, Конграты, Кытаи, Кыпшаки, Кенегесы и Мангыты - тут поясню, что "сетки" родов и народов в Степи не совпадают, все эти роды есть и среди казахов и узбеков, и именно узбекские Кунграты и Мангыты были ханами Хивы и бухарскими эмирами). Более вероятно, как это часто бывало в степи, что верны все гипотезы, и каракалпаки в равной степени потомки огузов-печенег и кипчаков-ногайцев - просто век за веком степные кочевники цеплялись за горы и моря, там оседала их некая часть, слой за слоем слагались иные народы: в Восточной Европе - гагаузы, на Тянь-Шане киргизы, а близ Аральского моря и гиблых дельт Амударьи и Сырдарьи - каракалпаки. Имеют ли отношение нынешние каракалпаки к древним черным клобукам это отдельный вопрос, тут нет конкретного да или нет. Ногайцы не могут быть предками нынешних каракалпаков, а скорее политические союзники, по крайней мере в одном сомнительном источнике сами каракалпаки названы старыми ногайцами (бывшими подданными Ногая?). Каракалпаки (старые ногайцы) согласно Шежире 14 века переселены в Поволжье вместе с населением бывшего Ногайского улуса, значит, самоназвание каракалпаки были и в период Ногайской орды, а не образовалось после ее развала. Тем более, хивинские конраты и бухарские мангыты стали именоваться узбеками (этнонимом) лишь в 20 веке, а до этого название "узбек" этнического значения не имело (по Вамбери). Quote Достоверно же история каракалпаков прослеживается с весьма недавних времён: в 18 веке они откочевали на Жанадарью (южный рукав Сырдарьи), возможно спасаясь от джунгар, не учтя, что это были владения Хивинского ханства, над которыми оно временно потеряло власть из-за смуты. В 1811 году хан Мухаммед Рахим II вернул контроль над дельтой Сырдарьи, и конечно не мог не обрадоваться такому "подарочку". Каракалпаки под Хивой переселились с восточных берегов Арала на южные, в самые низовья Амударьи, и в отличие от туркмен, всегда были лояльны хивинскому хану. Еще в начале 17 века каракалпаки завоевали Туркестан и на время своей столицей сделали Ташкент (Абдал Гаффар). То что каракалпаки спасались от джунгар и бежали в хивинские владения в большей степени ошибка. Сейчас становится известно, что еще до вторжения джунгар на сырдарьинские пределы в 1723 году, каракалпаки имели три улуса по побережью Сырдарьи - Верхние, Средние и Нижние. Причем, Верхние (Султан Мурат) стали союзниками джунгар, Средние (Ишим Мухаммед) вели войну против оккупации, но потерпели поражение и подчинились, Нижние (Мурат Шейх) сохранили свою независимость от джунгар. Последние примыкали к Абулхаиру (Младший жуз), вели общую борьбу против калмыков и туркмен, но в 1743 году были вытеснены Абулхаиром же в южный рукав Сырдарьи (Жанадарья и Кувандарья). Только к концу 18 века Жанадарьинские и Кувандарьинские каракалпаки полностью вытеснены казахами из этих мест и стали союзниками Хивы в борьбе против Аральцев, которых подчинили. Теперь из тех Аральцев и остатков Нижних каракалпаков образовались нынешние каракалпаки, а судьба Верхних и Средних еще полностью не освещена, скорее Верхние стали частью узбеков, Средние - частью казахов. Quote Ныне каракалпаков порядка 600 тысяч человек - из них полмиллиона в Узбекистане и по полсотни тысяч в Казахстане и Туркмении. То есть, их немало - примерно как бурят и больше, чем якутов, коми или калмыков. Но при этом каракалпаки - едва ли не самый компактно расселённый народ Средней Азии: даже в родном Каракалпакстане их ареал - дай бог если треть республики, в той же Элик-Кале, по словам местных узбеков, их нет, а в основном они живут в дельте Амударьи и на южном берегу бывшего Арала, от Нукуса до Муйнака, до края пустыни Устюрта. Каракалпакский культурный ландшафт очень непохож на узбекский: они не древние землепацы, а вчерашние кочевники, и их аулы да окраины городов больше похожи на Казахстан, если бы тот был намного беднее: функциональные безликие дома, пыльные улицы, высокие печальные столбы... Неофициально, каракалпаков в своей Республике около 1 миллиона (перепись с 1989 года не обновлялась, но и тогда же были приписаны лишние "узбеки" по тогдашним политическим соображениям). Турткульский район южнее Эллик калы, но и там половина населения каракалпаки (как-никак, бывшая столица), то есть, в Республике нет районов, где нет представителей титульной нации. Зеленая зона для землепашества проходит по Амударьинскому оазису (на карте хорошо видно), а в пустынных районах с более умеренной растительностью разводили скот, по побережью Амударьи и на море занимались рыболовством, то есть, у каракалпаков издревле идет комплексный хозяйственный уклад, а не только землепашество. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 3 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 3 сентября, 2018 54 минуты назад, Kamal сказал: Тем более, хивинские конраты и бухарские мангыты стали именоваться узбеками (этнонимом) лишь в 20 веке, а до этого название "узбек" этнического значения не имело (по Вамбери) а как понимать данный отрывок из записок Вамбери: В Хиве живут 1) узбеки, 2) туркмены, 3) каракалпаки, 4) казахи (называемые у нас киргизами), 5) сарты, 6) персы. 1. Узбеки. Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и занимающегося земледелием. Они живут на обширном пространстве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 3 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 3 сентября, 2018 17 minutes ago, кылышбай said: а как понимать данный отрывок из записок Вамбери: В Хиве живут 1) узбеки, 2) туркмены, 3) каракалпаки, 4) казахи (называемые у нас киргизами), 5) сарты, 6) персы. 1. Узбеки. Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и занимающегося земледелием. Они живут на обширном пространстве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии. Неиспорченные дети природы. Г.Вамбери о тюркских народах (1886) Название не имеет этнического значения. Тюркские элементы Бухары, Хивы и Балха приняли это название в начале XVI столетия, после того как Шейбани Мегемед-хан с тюркской армией поднялся с нижнего Яксарта (Сыр-Дарьи) и разбил власть тимуридов, уже близкую к падению. Эти узбеки, принадлежащие к разным племенам, нашли других тюрков в землях Оксуса и из слияния с ними и произошли нынешние узбеки. По образу жизни узбеки делятся на оседлых и полукочевых. Первые живут исключительно земледелием, которым занимаются с большим успехом, так как искусство орошения почвы им не совсем незнакомо. Честность, рачительность и мужество, - вот отличительные черты узбека; его идеал – воин без страха, муж храбрый и верный своему слову, прямо высказывающий свои мысли, прямо действующий, прямо смотрящий, которому ремесленник и купец подчинены самой судьбой. Неповоротливость тела отождествляется им с умственной неподвижностью. В умственной области он никогда не выделялся, так что места высших чиновников в Хиве заняты в большинстве сартами или бывшими персидскими рабами. Зато семейная жизнь узбека может быть взята за образец. С женщинами обращаются хорошо, а дети даже в преклонном возрасте оказывают родителям глубокое уважение и почтение. Удивительно то, что между ними сохранились остатки огнепоклонства: не только празднуется строго весенний праздник (Науруз), но и оказывается поклонение и солнцу, вечерним лучам которого приписывается целительная сила. Кара-калпаки суть ветвь древних тюрков, по Волге добредших до настоящего своего местожительства. Большая часть (всех их насчитывается 90,000 душ) живет далеко в дельте Аму-Дарьи. Подвергаясь на своем обширном кочевье самым разнообразным влияниям, они отличаются в своей внешности от окружающих их тюркских племен. Существенными чертами служат более высокая фигура, сильное сложение и густая растительность на голове и лице, - таковы их отличительные черты. Земледелие, скотоводство и рыболовство дают им необходимое пропитание. Кибитки их велики, но безвкусны и грязны; им приходится бороться с бедностью и превратностями судьбы. Эти превратности, с которыми им приходится бороться с самого удаления с нижней Волги, оставили на них ясный отпечаток покорности и мирных наклонностей. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 4 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2018 Интересная версия неизвестного автора, нигде раньше мне не попадалось. Обсуждалось ли на форуме? У кого есть более подробная информация? http://newsland.com/user/4294992953/content/etot-zagadochnyi-etnos-karakalpaki-tekhnoetnologiia/3621900 Quote Этот загадочный этнос Каракалпаки (техноэтнология) 763 0 0 Странно, что этногенез каракалпаков вызывает трудности и до сих пор является камнем преткновения в гуманитарной среде этнологов-лингвистов... Даже Гумилёв растерялся и определял его преимущественную составную часть как угорскую???!!! Хотя всё настолько очевидно, что мне вот сходу хватило 5 минут. чтобы всё понять и это при моём крайне беглом захвате информации, а уж те кто будет всерьёз копать те разберутся более детально.. Думаю этнос каракалпаки является смесью двух антропологических типов - тунгусо-маньчжурского и восточно-иранского, по времени если судить по культурно-этнологическим компонентам - то наверное это какие-то племена народов Шивей смешались довольно хорошо с согдийцами где-то в Центальной азии и потом в результате какого-то пассионарного толчка сформировались как этнос.. И антропологию хорошо видно и культурные стереотипы обоих групп с учётом. что согдийцы - наследники мощной средневековой цивилизации и народы Шивей - их элементы тоже хорошо видны и в геометрии узоров, особенно переходы от растительного к регулярному фен-шуевскому маньчжурскому "шахматному" рисунку и любовь к трёхсоставной одежде и особым головным уборам с ниспадающей на плечи попонкой и шаманско-варганского кое-что просматривается...если ещё глубже специалисты копнут, то и обряд воздушного захоронения хорошо закрытый мировыми религиями всплывёт.. Не знаю, всё более чем очевидно... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 4 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2018 http://tyurki.weebly.com/10501072108810721082107210831087107210821080.html Еще одна версия о дальнейшем этногенезе каракалпаков. Quote Этническое имя каракалпакского народа.Слово каракалпак появилось путём слияния двух основ "кара" и "калпак". По данным Рашид ад-Дина, во времена монгольского нашествия данный народ был известен как "Kavm-i külah-i siyah" (черно-колпачный народ). В раннем средневековье в окрестностях Аральского моря племя Karaborkli (черные колпаки) проживало под другим названием – Печенеги. В научной литературе этноним черноколпаки, чернобуры, и чернокулаханы употреблялись в одном и том же значении (История Каракалпакской 1986:50-91). В древнерусских летописях встречаются такие названия данного народа как черные клобуки, чёрный колпак, а также в арабских источниках – как karabörklü. На сегодняшний день народ, узнаваемый под этнонимом каракалпак, первоначально стал встречаться в исторических сведениях в конце 16 века (1578 г.) (Ахмедов, 1985:62.). По одной из версий, этноним «каракалпак» происходит от словосочетания «черная шапка», по другой версии - «черный галпик или галпак». Так называлась коса или пучок волос, которые носили на затылке тюркоязычные кочевые племена в период средневековья.Вопрос о происхождении каракалпаков долгое время не имел четкой концепции. До 20-х гг. ХХ в. слишком скудна была научная литература о каракалпаках. Единственным суждением об их этногенезе был тюркский этноним «каракалпак», что в русском переводе означало «черная папаха». Подробно анализируя «Сборник летописей» Рашид-эд-дина, известный востоковед Доссон в книге «История монголов» пришел к выводу о том, что «народ черных шапок» (каракалпаки) – это «черные клобуки русских летописцев» (История Каракалпакской 1986:51). Почти под таким же углом зрения рассматривал этот вопрос и профессор Н.И.Березин в своей работе «Нашествие Батыя» (Нурмухамедов М.К.и др. 1971:4-30).В научной литературе укоренилась мысль о происхождении каракалпаков от печенегов. В связи с этим уместно привести мысли венгерского тюрколога, который писал: «Едва ли мы ошибемся, если сочтем их за ближайших родственников печенегов» (Vambеri 1885:373). Примерно аналогичные мысли высказывал в последней четверти XIX в. и английский историк Ховорос. Говоря о родстве каракалпаков с печенегами и с «народом черных шапок», то Рашид-эд-дин считал, что прямыми потомками печенегов были ногайцы. Часть ногайцев впоследствии занимала степи вблизи Аральского моря. Именно они получили название каракалпаков, «названных так в связи с носимыми ими черными шапками». По-своему ставил вопрос об этногенезе и о связях исторических корней каракалпаков известный востоковед В.В. Бартольд: «Совершенно неизвестно, можно ли сблизить современных каракалпаков с «черными клобуками» средневековых русских летописей». Несколько по-другому подходил к этой проблеме, который отмечал: «Может быть и правы те ученые, которые производят каракалпаков от печенегов» (Аристов 1896:311). Часть ученых все же, беря за основу сообщения Эн-Нувейри, предками каракалпаков считают не печенегов, а кипчаков (Мамедов 2007:25).Дальнейшие исследования показали, что в этногенезе каракалпаков важную роль сыграли и огузо-печенежские племена «черных шапок», и кипчаки, и ногаи. Однако ни одно из этих племен нельзя считать прямыми и единственными предками каракалпакского народа. Так как в современной научной литературе утверждалась мысль о том, что в формировании этнического состава каракалпаков принимали участие как автохтонные, так и неавтохтонные компоненты. Соотношение этих компонентов было различным и зависело от исторических судеб каждого народа.Так, например, в одном из солидных источников, дающем возможность судить об этногенетическом составе каракалпаков, указано какие племена составляют онторт уру (четырнадцать родов) каракалпаков – анна, куйын, боклы-хытай, манджули, кырк, черучи, ай-теке, аралбай, беш-сары, кайчилы, еки-шейх, казаяклы, канглы, кып чак, кенегес, мангыт. Приведенный список показывает, что действительно в формировании этногенеза этого народа участвовало много племен. В этом смысле достаточно сложна проблема формирования этногенеза каракалпаков (Мамедов 2007 :27).«Не трогайте тех, кто рыбачит у реки Амударьи в черных шляпах» - историческая фраза А. Македонского замечательно характеризует каракалпакский народ и расположенность к нему представителей других этносов. О каракалпаках, как «людях, надёжных в бою», отзывался в 1671 году руководитель российского посольства в Бухаре Б. Пазухин (Рязанцев). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 4 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2018 Версия западных исследователей. 2700 лет почти укладывается вышеизложенные две версии. Перевод немножко неудачный, но в целом понятно, о чем тут пишут. https://www.everyculture.com/Russia-Eurasia-China/Karakalpaks-History-and-Cultural-Relations.html Каракалпакский народ является кульминацией 2700 лет этнического смешения коренных иранцев на Средиземное европеоидной расы (мешков) с вторжением алтайских-язычных народов монголоидной добычу, среди них гунны и огузских тюрков. Последняя, в том числе печенегами, которые сами смешались с башкирами и угры (родословной Magyar), достигла западной части Центральной Азии в AD 500. В одиннадцатом веке фракции каракалпаков присоединился к сельджуков в вторжений последних юг и запад, но большинство остались в бассейне Аральского моря. Именно эти каракалпаки, которым двенадцатом веке русские летописи упоминается как "Chernyye klobuki" (Black шапки). Западные Печенег-каракалпаков вступил в союз с киевскими князьями против мародерства Кипчак (Половецкая / половецких) племен. В благодарность киевских князей вознаграждены Chernyye klobuki за свою храбрость в бою с уделов вдоль реки Днепр. Черные шляпы колебалась от Днепра до Аральского моря. Они не используют "каракалпакский" в качестве самоназвания только после 1500 года. Кипчаки, несмотря на их враждебные отношения с каракалпаков и, действительно, с большинством из зауральских обитателей степи, тюркизированных этих народов в период с 1000 и 1300. В 1200-х Каракалпакия стала частью Золотой Орды, и, как последняя ослаблена в течение следующих двух столетий, каракалпаки стали более тесно связаны с Ногайской Ордой. В 1500-х годах, живя в дельте регионов Сырдарья (река Яксарта), каракалпаки стали упоминал по имени и стал фактически независимым, хотя и не едины: у каждого племени был обусловлен своих лидеров ( bijs и батыров ) . Независимость была недолгой: в течение ближайших 200 лет, племена стали субъектами бухарцев, казахов и Dzungarians, последний из которых вызвал у каракалпаков мигрировать в двух направлениях. Одна группа поднялась на Сырдарье в Ферганском бассейне ("верхняя каракалпаки"), а второй подошел ближе к Аральскому морю («нижний каракалпаки"). После 1750 г. нижние каракалпаки вновь перенесены, на этот раз в дельте Амударьи, которая в 1811 году вошла в состав Хивинского ханства. В течение следующих семидесяти лет, каракалпаки восстали против правления Хивинского несколько раз. В 1873 году правобережная каракалпаков была присоединена к России, а те, на левом берегу остался субъектов Хивы. После Октябрьской революции (1917), борьба за каракалпакской автономии был извилист как по дизайну, и юрисдикцию, однако 5 декабря 1936 года, Каракалпакии была признана АССР в Узбекистане. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 6 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 6 сентября, 2018 имхо каракалпаки это смесь дешти-кыпчакских кочвеников и "аральцев". первые тесно связаны с ногайцами (возможно с Алтыульской ордой), а вторые с хорезмскими кунгратами и автохтонами Приаралья 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 6 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 6 сентября, 2018 19 hours ago, кылышбай said: имхо каракалпаки это смесь дешти-кыпчакских кочвеников и "аральцев". первые тесно связаны с ногайцами (возможно с Алтыульской ордой), а вторые с хорезмскими кунгратами и автохтонами Приаралья Наверное, так правильнее будет, что нынешние каракалпаки это смесь дешти-кипчакцев и аральцев, которые образовались в начале 19 века. Известно, что основная масса каракалпаков в 17-18 вв обосновалась в бассейне средней и нижней Сырдарьи, но также была и связь с аральцами. Например, когда Ишим Мухаммед в 1722 году предпринимал попытки сблизиться с Россией, один из его ближайших соратников Оразак батыр от его имени склонял аральских правителей сделать то же самое. Я пока не уверен, осознавали ли аральцы себя этническими каракалпаками на тот момент, но присутствие некоторых групп этнических каракалпаков среди аральцев было, в основном к ним бежали каракалпаки, несогласные хивинским правлением, так как известно, что на рубеже 17-18 вв в Хиве происходили междоусобицы за трон, где каракалпакские ставленники потерпели поражение. Тогда же часть хивинских каракалпаков бежала и в Зарафшан. Как видите, дешти-кипчакские каракалпаки это не только поздние переселенцы на Амударью. А в целом я уверен, что и дешти-кипчакские каракалпаки, и аральцы имеют древние родственные корни из-за чего и произошла столь быстрая ассимиляция при слиянии в начале 19 века. И вообще, интересная ситуация получается: если оттолкнуться от архивных данных 1743 года, где численность Нижних каракалпаков указана в 40 тысяч человек, а дальнейшие 40-50 лет Нижние каракалпаки вели упорную борьбу отстаивая свою независимость, то учитывая убитых и бежавших, к концу 18 века их остается примерно 10-15 тысяч, дальше из этого числа половина погибла при переходе по пустыне, итого примерно 7-8 тысяч человек вышли на Амударью. По всем законам, эта ничтожно малая группа людей должна была исчезнуть как этнос, растворившись среди местных народов (аральцев), но наоборот они увеличились (по Вамбери 90 тысяч душ к 1886 году, к тому же до 1873 года каракалпаки то и дело восставали, их преследовали, угоняли в рабство и т.д.). Поэтому я думаю, что аральцы и до прихода дешти-кипчакских каракалпаков все же осознавали себя именно каракалпаками. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 7 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 7 сентября, 2018 15 hours ago, Kamal said: И вообще, интересная ситуация получается: если оттолкнуться от архивных данных 1743 года, где численность Нижних каракалпаков указана в 40 тысяч человек, а дальнейшие 40-50 лет Нижние каракалпаки вели упорную борьбу отстаивая свою независимость, то учитывая убитых и бежавших, к концу 18 века их остается примерно 10-15 тысяч, дальше из этого числа половина погибла при переходе по пустыне, итого примерно 7-8 тысяч человек вышли на Амударью. По всем законам, эта ничтожно малая группа людей должна была исчезнуть как этнос, растворившись среди местных народов (аральцев), но наоборот они увеличились (по Вамбери 90 тысяч душ к 1886 году, к тому же до 1873 года каракалпаки то и дело восставали, их преследовали, угоняли в рабство и т.д.). Поэтому я думаю, что аральцы и до прихода дешти-кипчакских каракалпаков все же осознавали себя именно каракалпаками. Именно поэтому, дорогие форумчане, версия о том, что каракалпаки это пришлый народ на своей нынешней земле не соответствует действительности как бы этого не хотели наши заинтересованные в этой версии соседи. Потому что, даже наиболее крупные группы, например, ферганские, самаркандские, бухарские и прочие группы каракалпаков фактически не сохранили свое самоназвание, а растворились поневоле. Пребывание каракалпаков в дешти-кипчаке, золотой орде, ногайской орде и т.д. не оспаривается, так как такое действительно было, но при этом их исконная Родина это та территория, где они проживают и поныне. Именно к таким выводам вели все исследовательские работы очень даже авторитетных историков, которые вели комплексное изучение вопросов касательно каракалпакской истории и этногенеза. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 8 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 8 сентября, 2018 07.09.2018 в 17:36, Kamal сказал: ... но при этом их исконная Родина это та территория, где они проживают и поныне. Именно к таким выводам вели все исследовательские работы очень даже авторитетных историков, которые вели комплексное изучение вопросов касательно каракалпакской истории и этногенеза. при всем уважении в советское время популярна была линия по продвижению идеи автохтонности той или иной советской народности. не обязательно чтобы каждый этнос имел ону исходную точку этногенеза и формировался из монолитного куска. тем более речь о народе с тюркскими кочевыми корнями Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 8 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 8 сентября, 2018 Just now, кылышбай said: при всем уважении в советское время популярна была линия по продвижению идеи автохтонности той или иной советской народности. не обязательно чтобы каждый этнос имел ону исходную точку этногенеза и формировался из монолитного куска. тем более речь о народе с тюркскими кочевыми корнями Я говорю о том, что если бы нынешний народ каракалпаков образовался лишь благодаря просочившейся к дельте Амударьи группой людей численностью в несколько тысяч, то они бы всеравно не смогли бы сохраниться как отдельный народ, а растворились бы также, как растворились другие более крупные группы. Тут сыграл другой компонент. Например, группа людей в несколько тысяч не смогли бы делиться в родоплеменную структуру, а в лучшем случае стали бы одним из племен более крупного народа, которого их приютил. Согласно данным Абулгази, в Приаралье проживал народ почти такой же родоплеменной структурой, близкой нынешней каракалпакской. Абулгази перечислял рода в середине 17 века, а в это же время основная масса каракалпаков обосновалась на Сырдарье, вне хивинских владений и естественно они не попали в список Абулгази. Но тем не менее, родо-племенные названия почти идентичны, единственное, в списке Абулгази нет китайского племени, которое было в наличии у сырдарьинских каракалпаков. Тут невольно напрашивается версия об идентичности сырдарьинских каракалпаков с аральцами, и в любом случае, среди аральцев не было сартов, которые не делились в племена. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 8 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 8 сентября, 2018 20 минут назад, Kamal сказал: Я говорю о том, что если бы нынешний народ каракалпаков образовался лишь благодаря просочившейся к дельте Амударьи группой людей численностью в несколько тысяч, то они бы всеравно не смогли бы сохраниться как отдельный народ, а растворились бы также, как растворились другие более крупные группы. Тут сыграл другой компонент. Например, группа людей в несколько тысяч не смогли бы делиться в родоплеменную структуру, а в лучшем случае стали бы одним из племен более крупного народа, которого их приютил. Согласно данным Абулгази, в Приаралье проживал народ почти такой же родоплеменной структурой, близкой нынешней каракалпакской. Абулгази перечислял рода в середине 17 века, а в это же время основная масса каракалпаков обосновалась на Сырдарье, вне хивинских владений и естественно они не попали в список Абулгази. Но тем не менее, родо-племенные названия почти идентичны, единственное, в списке Абулгази нет китайского племени, которое было в наличии у сырдарьинских каракалпаков. Тут невольно напрашивается версия об идентичности сырдарьинских каракалпаков с аральцами, и в любом случае, среди аральцев не было сартов, которые не делились в племена. понял вашу мысль. кстати, насчет кытаев. видимо они пришли позже (думаю большинство Он-торт уру из сырдарьинских каракалпаков), но они уже перечислены у Вамбери: Я насчитал среди них [каракалпаков]10 главных племен: 1) баймаклы (Bajmakli), 2) хандекли (Chandekli), 3) терстамгалы (Terstamgali), 4) ачамайлы (Atschamayli), 5) кайчили-хитай (Kaytschili Chitai), 6) ингаклы (Ingakli), 7) кенегес (Keneges), 8) томбоюн (Tombojun), 9) саку (Saku), 10) онтёртурук (Ontцrturuk). кстати, моя супруга как раз из кайшылы-кытаев. мне кажется тогда в том регионе были больш. каракалпакских родов, просто путешественник перечислил только те, о кот. слышал (видимо или самые многочисленные или жившие ближе) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 8 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 8 сентября, 2018 18 hours ago, кылышбай said: понял вашу мысль. кстати, насчет кытаев. видимо они пришли позже (думаю большинство Он-торт уру из сырдарьинских каракалпаков), но они уже перечислены у Вамбери: Я насчитал среди них [каракалпаков]10 главных племен: 1) баймаклы (Bajmakli), 2) хандекли (Chandekli), 3) терстамгалы (Terstamgali), 4) ачамайлы (Atschamayli), 5) кайчили-хитай (Kaytschili Chitai), 6) ингаклы (Ingakli), 7) кенегес (Keneges), 8) томбоюн (Tombojun), 9) саку (Saku), 10) онтёртурук (Ontцrturuk). кстати, моя супруга как раз из кайшылы-кытаев. мне кажется тогда в том регионе были больш. каракалпакских родов, просто путешественник перечислил только те, о кот. слышал (видимо или самые многочисленные или жившие ближе) Думаю, Вамбери просто перечислил скотоводов-каракалпаков, проживающих в пустынных местностях или каракалпаков в рыбацких поселках, которых он встретил в окрестностях Хивы (ниже по Амударье он не бывал), а основную массу городских каракалпаков и земледельцев причислил в "узбеки". Полная родоплеменная структура каракалпаков перечислена в хивинском документе 1831 года "Сбор салгута". http://kungrad.com/history/doc/arhiv/sal/ 1831-32 г. Запись о получении салгута с каракалпаков. Турум-бий, Эвез-бий, Бек-Назар-юзбаши — *племя кунграт 1 — 1980 тилля. Хытай и кыпчак — 1100 тилля. Кенегес [и] мангыт — 550 тилля. Судя по суммам налогов, численность Арыса конрат в 1831-32 годы превышала численность Арыса Онторт уру. Арыс Конрат в данном документе на момент 1872 года численность не указана, численность нукеров 1605 атлы (конница). По другим данным начала 1870-х годов, численность Арыса Онторт уру (в российской части) указана 50 тыс жителей и 2 тысячи нукеров (конница). По переписи 1897 года их уже около 100 тысяч (хотя, возможно, тут указывалась численность всех каракалпаков, подвластных РИ). А численность Арыса Конрат (хивинская часть), равно как и каракалпаки Бухарского ханства, в общероссийскую перепись 1897 года не попала. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 10 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2018 On 9/8/2018 at 3:57 PM, кылышбай said: понял вашу мысль. Да, я строил такие версии противопоставив их общепринятым мнениям, будто каракалпаки чтоб спастись от казахских притеснений прибыли в Хиву и попросили у них пристанище и теперь мы пожизненно должны быть у них в долгу. На самом деле все по иному. Каракалпаки могли бы влиться и в состав аральских владений, без обращения к хивинскому хану, и возможно, даже свергнуть правителя Хивы, но Айдос бий принял другое решение. Почему? 1. Известно, что в самой среде каракалпакских вождей были разногласия, было ясно одно, что в южной части нижней Сырдарьи они долго не протянут, так как были притеснения не только со стороны казахских ханов, но и Бухара, и Хива то и дело делали нападки, считая эти территории спорными, а пребывание здесь каракалпаков - недоразумением. А чтоб решить эту проблему, каракалпаки предпринимали разный подход - Маман бий предлагал просить российского подданства, в этом вопросе он был един с аральскими правителями. Нуртай батыр предлагал стоять до конца, защищать эти территории. Айдос бий понимал, что им на этой территории не дадут спокойно жить, но предложение о российской поддержке напрочь отклонил. Он даже устранил Маман бия, который вопреки его мнениям уже начал осуществлять свои планы. А это в свою очередь, могло привести к кровной мести со стороны аральских властей, чьи интересы Маман бий и продвигал. 2. По причине противостояния и опасения за свою собственную жизнь со стороны аральцев, Айдос бий мог принять для себя единственно верное решение - прибегнуть к военной помощи Хивы (кровные враги аральских правителей) с целью устранить аральское правление, а на трон аральского государства претендовал сам. Для Хивы это было просто подарком судьбы, уничтожить врага руками другого врага, а с победителем в этой бойне, позднее они легко разберутся, к тому же хивинские войска по взаимному договору в бой не вступали, а лишь использовались для отвлечения основных сил аральцев. В итоге все так и завершилось, Айдос бий уничтожил аральских правителей, а на трон так и не сел. Через полтора десятка лет, когда все напоминания о договоре не увенчались успехом, Айдос бий начал войну против хивинского хана, которую естественно, с треском проиграл. 3. Проиграл свою войну по причине того, что сам народ считал Айдоса предателем, мало того, что убил более авторитетного Маман бия, так еще собственноручно зарубил своих родных братьев, воевавших на стороне аральцев. Его поддержало лишь самое близкое окружение, а народ ему не поверил. После войны Айдоса с Хивой, отношения Хивы к каракалпакам были недружелюбными, полностью уничтожить каракалпаков они не могли, а нарастающее давление приводило к новым восстаниям, в результате чего, после очередного восстания 1859 года Хива предоставила каракалпакам автономию. 4. Одним словом, Хива не с благих намерений помогала каракалпакам, а преследовала свои цели. Но, как говорится, на хитрое место всегда найдется что-то более хитрое. Что касается Айдоса, то за свою величайшую глупость, он расплатился собственной головой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться