Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

5 минут назад, Shymkent сказал:

это тогда что М217 или М48 если С2 гг?

С2 это М217. М48 это С2b... внутри С2-М217

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Shymkent сказал:

м130 тоже С2 , а М217 внутри М130 , так?

нет. М130 это просто С. а М217 это С2 и он внутри С

см.: https://isogg.org/tree/ISOGG_HapgrpC.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 hours ago, кылышбай said:

Вамбери уже в середине XIX в. среди узбекских племен Хивы упоминает друг-за-другом кытаев и кыпчаков, НО по-отдельности:

Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и занимающегося земледелием. Они живут на обширном пространстве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии. Узбеки подразделяются на 32 главных таифе (племени): 1) кунград (Kungrad), 2) кипчак (Kiptschak), 3) хитай (Chitai), 4) мангыт (Mangit), 5) нокс (Noks), 6) найман (Nayman), 7) кулан (Kulan), 8) кият (Kiet), 9) ас (As), 10) таз (Tas), 11) саят (Sajat), 12) джагатай (Dschagatay), 13) уйгур (Ujgur), 14) акбет (Akbet), 15) дёрмен (Dormen), 16) ёшун (Oeschun), 17 канджигалы (Kandschigaly), 18) ногай (Nogai), 19) балгалы (Balgali), 20) митен (Miten), 21) джелаир (Dschelair), 22) кенегёс (Kenegos), 23) канлы (Kanli), 24) ишкили (Jschkili), 25) бёйюрлю (Bojurlu), 26) алчин (Altschin), 27) ачмайлы (Atschmayli), [255] 28) каракурсак (Karakursak), 29) биркулак (Birkulak), 30) тыркыш (Tyrkysch), 31) келлекесер (Kellekeser), 32) минг (Ming).

  Reveal hidden contents

 

Это деление старо, обращает на себя внимание только то обстоятельство, что даже отдельные племена широко разбросаны по названной территории, и исследователя поражает, часто ему кажется просто невероятным, что узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени, к одному роду.

Хочу только заметить, что в Хиве представлено большинство племен, и хивинец по праву гордится своей древнеузбекской национальностью, противопоставляя ее Коканду, Бухаре и Кашгару. Хивинского узбека с первого взгляда выдает примесь иранских черт, ибо у него есть борода, которую у жителей Туркестана всегда можно рассматривать как чужеродный элемент, тогда как цвет и черты лица очень часто указывают на чисто татарское происхождение. Да и по характеру своему хивинский узбек предпочтительнее остальных своих соплеменников, он простодушен и откровенен, а по натуре еще столь же дик, как и окружающие его кочевники, но у него нет утонченного лукавства, выработанного восточной цивилизацией, и после настоящего османа это второй житель Востока, из которого еще что-то могло бы получиться.

 

 

Вамбери больше общался с Агехи, а не в полной мере исследовал население хивинского ханства, потому и у него все - узбеки, хотя он сам же делает поправку о том, что название узбек не имеет этнического значения. Упомянутые им племена существовали и среди каракалпаков, но каракалпакам он дает другое определение не называя их родо-племенное составляющее, мол, пришли из Волги, имеют высокий рост, большие глаза и густую растительность на голове и лице, так как, на своем обширном пути скитаний смешивались с различными народами, а женщины самые красивые во всем Туркестане (интересно, с какой же группой каракалпаков ему довелось встретиться, во всяком случае явно не с кытаями). Еще один интересный момент, до появления Вамбери в Средней Азии, кытаи в хивинских источниках отсутствуют и вдруг кытаи-узбеки...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 hours ago, кылышбай said:

История Хивинского ханства

  Reveal hidden contents

 

Хивинское ханство (название это используется европейцами, сам народ всегда называл свою страну Хорезм) было основано кочевыми узбекскими племенами, которые захватили страну в 1511 г., под руководством султанов Ильбарса и Бальбарса,потомков Ядигар хана. Они принадлежали к ветви Чингизидов происходящей от Арабшах ибн Пилада, сына Шибана, который в свою очередь был пятым сыном Джучи, поэтому династию принято звать Арабшахидами.Они враждовали с другой ветвью предков Шибана - Шейбанидами, обосновавшимися в то же время в Маверанахре.

Aрaбшахиды придерживались степных традиций, делили ханство на вотчины по количеству мужчин (султанов) в династии. Верховный правитель, хан, был старшим в семье и выбранным советом султанов. В течении почти всего XVI века столицей ханства был Ургенч. Хива стала резиденцией хана впервые в 1557-58 гг. - нa один год и лишь во время правления Араб Мухаммад Хана (1603-1622) Хива стала столицей. В XVI веке ханство включало кроме Хорезма оазисы на севере Хорасана и туркменские племена в песках Каракум. Владения султанов часто включали в себя районы как в Хорезме так и в Хорасане. До начала XVII века ханство было рыхлой конфедерацией фактически независимых султанатов, под номинальной властью хана.

Уже перед приходом узбеков Хорезм потерял свое значение из за разрушений причиненных Тимуром в 1380 годах. Значительное оседлое население сохранилось лишь в южной части страны. Mногие, прежде орошаемые земли, особенно на севере, были заброшены и городская культура была в упадке. Экономическую слабость ханства отражал факт,что оно не имело своих денег и до конца XVIII столетия использовались бухарские монеты. В таких условиях узбеки могли сохранять свой кочевой образ жизни дольше чем их южные соседи. Они были военным сословием в ханстве, а оседлые сарты (потомки местного таджикского населения) являлись налогоплательщиками. Авторитет хана и султанов зависели от военной поддержки узбекских племен; чтобы уменьшить эту зависимость ханы часто нанимали туркмен, в результате чего роль туркмен в политической жизни ханства росла и они начали селиться в Хорезме. Отношения между ханством и Шейбанидами в Бухаре были враждебными, Арабшахиды часто вступали в союз с сафавидским Ираном против своих узбекских соседей и три раза; в 1538, 1593 и 1595-98 годах ханство было оккупировано Шейбанидами. К концу XVI века, после серии внутренних войн в которых большинство Арабшахидов было убито, система дележа ханства меж султанами была отменена.

Правление знаменитого хана-историка Абул Гази (1643-1663), и его сына и наследника Ануша были периодами относительной политической стабильности и экономического прогресса. Были предприняты широкомасштабные ирригационные работы и новые орошаемые земли делились между узбекскими племенами; которые становились все более оседлыми. Однако страна была все равно бедной и ханы заполняли свою пустую казну добычей от грабительских походов против соседей.С этого времени до середины XIX века страна была, по выражению историков, "грабительским государством".

Династия Арабшахидов вымерла к концу XVIII века, к этому времени сильно возросла власть племенных вождей и они стали приглашать Чингизидов из казахских степей на ханский трон. Реальная же власть сосредоточилась в руках узбекских племенных вождей с титулами Аталик и Инак. Два главных узбекских племен, Кунград и Мангит, вели борьбу за власть в ханстве и их борьба сопровождалась отделением северной части Хорезма: Aрaла и дельты Aмудaрьи. Узбеки Aрaла, в большинстве кочевники, провозгласили ханами своих Чингизидов, которые также были марионетками. Большую часть XVIII века в Хорезме царил хаос, и в 1740 г. страна была захвачена Надир Шахом из Ирана, но иранская власть была номинальной и окончилась со смертью Надир Шаха в 1747 году. В последующей борьбе Кунградов и Мангитов выиграли Кунграды. Однако долгие войны между Хивой и Аралом и между различными узбекскими племенами, в которых и туркмены принимали активное участие, привели Хорезм на грань тотальной анархии, особенно после захвата Хивы в 1767 году туркменским племенем йомудов.

В 1770 году Mухаммад Aмин Инак, вождь Кунградов, разбил йомудов и установил свою власть в ханстве. Он стал основателем новой Кунградской династии в Хиве. Однако и после этого Кунградским Инакам понадобилось десятки лет чтоб подавить сопротивление племенных вождей и марионетки чингизиды все еще находились на троне.

В 1804 году внук Mухаммада Aмина, Ильтузер Инак был провозглашен ханом и чингизиды больше не были нужны. Его младший брат, Mухаммад Рaхим хан (правил 1806-1825), объединил страну победив аральцев в 1811 году, покорил каракалпаков (на северо-западе дельты Амударьи) и пытался с некоторым успехом подчинить туркмен на юге и казахов на севере. Tу же политику вели его наследники. Ильтузар и Мухаммад Рахим наконец сломили оппозицию племенной знати с помощью сартов и обуздали военную силу туркмен, которых они или убеждали жить в Хорезме раздавая орошаемые земли за военную службу, или же принуждали их к этому силою. Они создали сравнительно централизованное государство в котором провинциальные губернаторы имели ограниченную власть.

В первую половину XIX века Кунграды значительно расширили ирригационную систему; таким образом узбеки стали оседлой нацией, в результате чего стали появляться новые города. При Мухаммад Рахим Хане в ханстве начали производить свои собственные монеты. Но несмотря на все это, ханство испытывало недостаток как в людских так и финансовых ресурсах и хивинские походы в Бухарское ханство и в Хорасан, а также против казахов и независимых туркменских племен стали ежегодными. В то же время Кунградский период ознаменовался и культурными достижениями; именно в это время Хорезм стал главным центром развития тюркской литературы в Средней Азии.

На тот же период приходится переселение каракалпаков на территорию северного Хорезма. Большая часть каракалпаков в 17 — середине 18 вв. занимала территорию среднего и нижнего течении Сырдарьи. Они вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством, земледелием и рыболовством. Власть принадлежала феодально-родовой знати и мусульманскому духовенству. Каракалпаки зависели от казахских ханов Младшего жуза. В 1742 г. из-за постоянных нападений соседних племен они отправили послов в Оренбург и Петербург с просьбой о принятии в русское подданство. Русское правительство удовлетворило просьбу каракалпаков. Это вызвало нападение на них в 1743 г. казахского хана Абулхайра. В результате чего основная масса каракалпаков ко 2-й половине 18 в. переместилась с Сырдарьи на западный проток ее дельты — Жанадарью. В конце 18 в. начались активные действия хивинских ханов по завоеванию каракалпаков, которые в 1811 году при Mухаммад Рaхим хане завершились покорением и переселением их в дельту Амударьи.

За короткий срок каракалпаки создали в Хивинском ханстве несколько новых земледельческих районов. Угнетение каракалпаков местной и хивинской знатью привело к крупным восстаниям против хивинских ханов в 1855—56 и 1858—59 годах, которые были жестоко подавлены хивинским войском. Повстанцы стремились уйти из-под власти Хивы и присоединиться к России, однако этому мешали каракалпакские феодалы, сотрудничавшие с хивинским правительством и заинтересованные в сохранении своих привилегий.

В 1855 г. армия ханства потерпела сокрушительное поражение от туркменов теке под Серахсом, в Хорасане, и хан Мухаммад Амин был убит в сражении. Это вызвало восстание туркмен в Хорезме, которое длилось с перерывами до 1867 г. Ханство ослабело политичесли и экономически и большая часть земель освоенных в первой половине века было заброшено, ханство также потеряло контроль над южными туркменами. Вдобавок ко всему оно приближалось к роковой конфронтации с Россией. Первая попытка проникновения в Хорезм была предпринята еще Петром I, пославшим в 1717 году военную экспедицию под начальством князя Бековича-Черкасского. Тогда экспедиция была неудачной и почти все ее члены погибли.

В XIX веке напряжение между Российской империей и Хивой росло в результате российской экспансии в Средней Азии, их соперничества за влияние в казахских степях и из за грабежа российских торговых караванов хивинцами. Немаловажную роль сыграла борьба за сферы влияния в Азии между Англией и Россией. Военное наступление на Хиву началось весной 1873 г. с нескольких направлений под руководством генерал-губернатора Туркестана фон Кауфманa. Хива была взята 29 мaя и хан Саид Мухаммад Рахим II сдался. Мирный договор подписанный 12 августа 1873 г. определил статус ханства как российский протекторат. Хан объявил себя "пoкорным слугой" российского императора и все земли ханства по правому берегу Амударьи отошли к России. Потеря независимости почти не отразилось на внутренней жизни ханства, в которую Россия вмешивалась лишь чтобы подавить несколько туркменских мятежей.

После похода царских войск на Хиву в 1873 г. и заключения договора территория, расположенная на правом берегу Амударьи, была присоединена к России; здесь был образован Амударьинский отдел, в 1887 году вошедший в Сырдарьинскую область Туркестанского генерал-губернаторства. Левобережье осталось в составе Хивинского ханства. Присоединение к России имело объективно прогрессивное значение. Открывались русско-туземные общеобразовательные школы. Были прекращены феодальные усобицы и непрерывные набеги, от которых страдало население. Вместе с тем включение в состав Российской империи привело к усилению гнета народа: его обирали как местные баи, духовенство, так и царская администрация. В вассальном Хивинском ханстве население было еще более бесправным, чем в колониальном Амударьинском отделе. Техника сельского хозяйства и ирригации оставалась примитивной. Колониальный гнет усилился в начале ХХ века, особенно в годы 1-й мировой войны. В Средней Азии вспыхивали восстания, направленные против самодержавия. Население участвовало в революционных выступлениях 1905—07 гг. и в Среднеазиатском восстании 1916 г. Главными очагами его в Амударьинском отделе стали Чимбай и Сарыбийская волость Шураханского уезда.

После Февральской революции 1917 г. в Петроалександровске (Турткуль), Шурахане, Чимбае были созданы Советы. Преобладавшие в них меньшевики и эсеры поддерживали буржуазное Временное правительство. Во 2-й половине октября 1917 г. в Петроалександровске возникли первые большевистские организации. После победы Октябрьской революции в Центральной России и Туркестане Советская власть была установлена в 1-й половине декабря 1917 г. в правобережной Каракалпакии. В апреле 1918 года она вошла в состав Туркестанской АССР. Весной 1918 г. предводитель туркмен йомудов, Джунаид Хан захватил власть в Хиве, его банды в ноябре — декабре 1918 г. пытались захватить город Петроалександровск; население города выдержало 11-дневную осаду. Нападению басмачей подвергались также Шаббаз и Нукус. В сентябре 1919 г. решением Реввоенсовета Туркестанской республики в Петроалександровске был создан ревком (председатель — Н. А. Шайдаков), ставший центром революционных сил. В августе 1919 г. в Чимбае вспыхнул контрреволюционный мятеж, руководители которого — кулаки из казаков-уральцев, местные феодалы и мусульманское духовенство — получали поддержку от атамана Дутова и Джунаид-хана. Мятежники овладели Чимбаем, Муйнаком, Нукусом. В феврале 1920 г. мятеж был ликвидирован. В январе 1920 г. в Хиве вторгшейся Красной Армией при поддержке оппозиционных узбеков и туркмен был свергнут Джунаид хан.

2 февраля 1920 г. отрекся последний Кунградский хан, Саид Абдалла и 27 апреля 1920 года вместо ханства была провозглашена Народная республика Хорезм, в ее состав вошла и левобережная Каракалпакия. А правобережье: Амударьинский отдел, в декабре 1920 года был преобразован в Амударьинскую область Туркестанской АССР.

14 октября 1924 года 2-я сессия ВЦИК приняла постановление, по которому часть территория Туркестанской АССР с преобладающим каракалпакским населением в ходе национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии выделялась в Каракалпакскую АО, к ней присоединялись также часть каракалпакского округа Хорезмской республики. Создание Каракалпакской АО было провозглашено и законодательно оформлено 1-м Учредительным съездом Советов (г. Турткуль, 12—19 февраля 1925). Каракалпакия вошла в состав Казахской АССР, а 20 июля 1930 г. — непосредственно в состав РСФСР. 20 марта 1932 года преобразована в Каракалпакскую АССР, которая в 1936 г. вошла в состав Узбекской ССР.

 

 

Так, в общих чертах. Смущает то, что каракалпаки якобы были подвластны казахским ханам, а наличие каракалпакских ханов и их переписка с русской администрацией напрочь отсутствуют, а также хивинский хан завоевал аральцев и подчинил каракалпаков тоже громко сказано. Реальная история не столь красочна для хивинского ханства, здесь умалчивается целая драматическая судьба каракалпакского народа. Почему-то не отметили восстание Айдос бия 1827 года. Главным виновником поражения аральцев был именно Айдос бий, который на стороне Хивы воевал против своих же каракалпаков, более того собственным мечом убил своих же сыновей, воевавших на стороне аральцев. Умалчиваются попытки аральцев и каракалпаков под руководством кипчака Маман бия принять русское подданство, а это между прочим главный конфликт между Айдосом и Маман бийем, из-за чего произошел весь сыр-бор среди каракалпаков. Айдос хотел с помощью хивинцев проучить непослушных "дураков", но перестарался, сам же оказался в плену своих амбиции. Понял свою ошибку слишком поздно, аж в 1827 году, несмотря на то, что был лелеян и обласкан хивинским ханом, он обратил свое оружие против самого хана. Только на этот раз слишком мало народу последовало за ним, его просто-напросто не поняли. До сих пор о нашем славном предке двоякие мнения, хотя Бердах в своей поэме "Айдос бий" полностью его оправдал, но в советское время эта поэма стояла в ряд с запрещенной литературой. Сейчас, не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.09.2017 в 19:04, Kamal сказал:

Как Вы считаете, почему часть каракалпаков стала именоваться кытаями? У кого еще есть полноценное племя под таким названием, имеющее собственные тамгу и уран? Свою точку зрения я уже озвучивал, их предшественниками я подразумеваю тюрков-калмаков 14-16 вв. Считаю, что эти тюрки-калмаки и есть кытаи, завоевавшие часть каракалпаков и смешавшиеся с ними в 14 веке (такие сведения, хоть и считаются сомнительными, но все же имеются "джагфар тарийхы"). 

Про кытаев, слышал только у каракалпаков много, ну у других тюрков возможно тоже есть, но не в таких % ,у нас есть небольшой род хатай- хапчук( хапчин) ,думаю потомки ваших, отдельно кытаев нет, кыпчаки- хапчин( хавчин) ,разные есть. Тоже думаю, что первые калмаки к нам ойратам отношения не имеют, это ваши каракалпаки злодействовали, а записали ,перевели стрелки ,как обычно всё на нас  :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 hours ago, mechenosec said:

Про кытаев, слышал только у каракалпаков много, ну у других тюрков возможно тоже есть, но не в таких % ,у нас есть небольшой род хатай- хапчук( хапчин) ,думаю потомки ваших, отдельно кытаев нет, кыпчаки- хапчин( хавчин) ,разные есть. Тоже думаю, что первые калмаки к нам ойратам отношения не имеют, это ваши каракалпаки злодействовали, а записали ,перевели стрелки ,как обычно всё на нас  :lol:

Я в принципе интересовался, есть ли полноценное племя Кытай среди других наших соседних народов, а о том, что кое-какие вкрапления есть, я знаю. Обратите внимание, вторая половина 18 века для каракалпаков сдалась очень драматичной, оставшись свободной от ханской власти, вожди стремились захватить власть в свои руки, каждый вносил свою лепту в плане "я прав", каждый думал сохранить народ, но у каждого были свои мнения на счет этого. Народ был терзаем со всех сторон - бухарцами, хивинцами, казахами, которые почувствовали уязвимость каракалпаков в этот период и стремились их завоевать. Айдос бий, обиженный на русских, что те бросили их на съедение Абулхаиру, знать не хотел о существовании русских, Маман бий наоборот стремился наладить отношения с русскими, в этой связи в эти не очень дружественные отношения Айдос бия и Маман бия, влез аристократичный Нуртай батыр из Бухары, который имел свои мнения на счет будущего каракалпаков. А в этом плане Кытаи, помимо собственного племени Шуллуков (конраты) Нуртай батыра и разделили его сторону. Так, кто такие кытаи, почему они не пошли за Айдосом или за Маман бийем, которые покинули опасную территорию с надеждой один примкнуть к хивинцам, а другой - к русским, а решили остаться с Нуртаем - будь что будет? 

На счет того, что кытаев много среди каракалпаков говорят и исторические источники, несмотря что их порядком поистребляли, по историческим данным второй половины 19 века, они составляли больше трети Арыса Онторт уру. Нынешнее соотношение я конечно не знаю, только знаю, что они отдельное племя. Но, знайте, что они не пошли ни за Айдосом, ни за Маман бийем, а предпочли Нуртай батыра, то есть, нейтральную территорию, где они могли бы преуспеть, если бы не разногласия каракалпакских вождей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.09.2017 в 22:58, Kamal сказал:

Так, в общих чертах. Смущает то, что каракалпаки якобы были подвластны казахским ханам, а наличие каракалпакских ханов и их переписка с русской администрацией напрочь отсутствуют

Так может быть каракалпакские ханы были вассальны казахским ханам? Например, казахские ханы стали вассалами Российской империи, но никуда сразу не делись, да и переписка с другими государствами была.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Le_Raffine said:

Так может быть каракалпакские ханы были вассальны казахским ханам? Например, казахские ханы стали вассалами Российской империи, но никуда сразу не делись, да и переписка с другими государствами была.

Содержание писем каракалпакских ханов не похоже, что они были вассалами Абулхаира. И вообще, вассалы не враждуют со своими хозяевами или наоборот. А в письме Каип хана упоминаются о четырех беспочвенных набегах на каракалпакские кочевья и стычках с казахами, он также информирует императрицу о возможной войне. Вассал платит налоги и живет спокойно, поставляет войско когда надо и все. А тут идет прямая провокация на войну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

39 минут назад, Kamal сказал:

Содержание писем каракалпакских ханов не похоже, что они были вассалами Абулхаира. И вообще, вассалы не враждуют со своими хозяевами или наоборот. А в письме Каип хана упоминаются о четырех беспочвенных набегах на каракалпакские кочевья и стычках с казахами, он также информирует императрицу о возможной войне. Вассал платит налоги и живет спокойно, поставляет войско когда надо и все. А тут идет прямая провокация на войну.

Я сужу по тому, что Абулхаир в документах часто именуется как хан казацкой и каракалпацкой.  Иногда даже он противопоставлен Каипу, Каип - хан казахов, а Абулхаир - каракалпаков. Каип имеется в виду казахский хан Среднего жуза.


Казахи были вассалами РИ с 1730 г., но реально подчинятся стали только лет через 100.  Как видите, будучи вассалами РИ, казахи долгое время не платили никаких налогов, а даже наоборот совершали набеги на территорию своего сюзерена.

1d1252aeb38a.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, Le_Raffine said:

Я сужу по тому, что Абулхаир в документах часто именуется как хан казацкой и каракалпацкой.  Иногда даже он противопоставлен Каипу, Каип - хан казахов, а Абулхаир - каракалпаков. Каип имеется в виду казахский хан Среднего жуза.

Казахи были вассалами РИ с 1730 г., но реально подчинятся стали только лет через 100.  Как видите, будучи вассалами РИ, казахи долгое время не платили никаких налогов, а даже наоборот совершали набеги на территорию своего сюзерена.

Тогдашнюю политику русских понять не трудно. До поры до времени им война в степи была не нужна, башкиры то и дело поднимали голову, да и на юге у них все было запущено, происходили систематические конфликты с Османской империей. В этой связи русские всеми силами старались сохранить мир с казахами.

То что касается Абулхаир хан казахский и каракалпакский, такое имело место быть после смерти Ишим Мухаммеда в 1725 году. Кстати, первым с русскими решил наладить отношение именно Ишим Мухаммед, который никак не мог быть вассалом Абулхаира. В 1725 году каракалпаки были разгромлены джунгарами, в результате разделились на несколько частей, подавляющее большинство которых попали в зависимость от джунгар. Нижним удалось удержаться, но скорее всего наследников хана в то время у них не было, так как, среди каракалпаков упоминается "Совет 1000 начальников", которые объединились с Абулхаиром. В начале 30-х годов у Нижних каракалпаков упоминаются Каип хан и Убайдулла (сыновья Ишим Мухаммеда), о других сыновьях, тоже как о ханах каракалпаков упоминаются в других источниках, связанных с Карасакалом, стало быть Нижние и Верхние не могли поддерживать между собой связи.

Абулхаир понимал свою значимость перед русскими и мог позволить некоторые вольности, но зачем ему нападать на территории своего подчиненного ханства, если они ему платили дань и исправно поставляли войско. Что-то не увязывается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://studfiles.net/preview/2452599/page:27/

Грамота каракалпакского хана ишим Мухаммеда от 1722 года, грамота казахских ханов и султанов от 1731 года (январь), грамота каракалпакского хана от 1731 года (ноябрь), а также грамоты каракалпакских ханов от 1743 года. 

Стоит отметить, что в 1731 году казахи и каракалпаки обращались русским в разное время, первые в январе, вторые в ноябре, но эти грамоты находятся в одном томе, потому и читается как грамоты казахских и каракалпакских ханов. Также, Абулхаир не выступает от имени каракалпаков как своих подданных, а его делегация состояла только из казахских ханов и султанов от имени только казахского народа.

И еще стоит отметить, что среди подданных Каип-хана (грамота от 1743 года), упоминаются только конраты, кипчаки и кытаи.

 

Quote

 

1722 г. августа 701

ГРАМОТА КАРАКАЛПАКСКОГО2 ХАНА ИШИМ МУХАММЕДА ИМПЕРАТОРУ ПЕТРУ I ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБМЕНЕ ПЛЕННЫМИ

Перевод письма чагатайского, писанного к е. и. в. от кара-калпацкого Ишим Мухамет Багадыра3, подали посланцы его Джабек Багадыр с товарищи 1722 г. августа 10-го дня.

В начале пишет тако, от желания от Эбут Музафара* девлет Саадет Ишим Мухамет Багадыра хана Белому хану (или государю) поздравления и потом доношение наше, то есть понеже хотя чрез верных и неверных между нами ни­когда (и чрез элчиев**) о делах наших присылка и переписка не бывала, но, однако же, мы элчиев своих к вам посылали, с которыми и от вас к нам элчи был прислан, и ныне мы еще на­ших элчиев с оным вашим элчием послали ж, дабы между нами добрые действа чинились, а злые действа укратились (ибо есть пословица, кто благодействует, у того брада белеет, а кто злодействует — у него кости белеют), и тако подобает вам добродетельство нам и свою государскую милость показать в том, что в ваших руках которые суть пять человек из наших рабов в полону, чтоб благоволили их с сими нашими элчиями к нам отпустить, а мы тако ж из Ургенча ваших людей (ко­торые были в полону) выкупили, желая их вам отдать. Ежели бы мы тех людей ваших у ургенцев не выкупили, то б они их продали в Бухару и в Самарканд, и в Перейду и в Ташкент, и когда от вас, Белого государя, по вашему указу элчи к нам при-шлется, то тогда с оным братья отпустятся и присланному от вас отдадим; и как элчи ваш к нам ехал,'на пути, не доехав к нам, казацкий народ в полон их взяли. А мы, услыша о сем, для выручания вашего элчия с войском на них ездили и насильст-вом взяли, токмо лошадей его и кош в казацкой орде оставили. А о прочем словесном нашем приказе наши элчи вам скажут, спросите у них. Первый старший элчи: Джан бек Багадыр, потом Ходжа Багадыр, Турдибай, Калмухамед Багадыр, князя Дусмена сын Темербег Мурза Шанзир.

При сем паки поздравляем. На другой стороне наверху печать, в которой изображено имя Ишим Мухамет Багадыр-хана.

Переводил Тевкелев. АВПР, ф. Каракалпакские дела, оп. 117/2, 1722, д. 1, л. 2, 5—6 (подлинник).

 

1731 г. январь — ноябрь

ПИСЬМА КАЗАХСКИХ И КАРАКАЛПАКСКИХ ХАНОВ, СУЛТАНОВ И СТАРШИН ИМПЕРАТРИЦЕ АННЕ ИОАННОВНЕ О ПРИНЯТИИ ИМИ ПОДДАНСТВА РОССИИ

(1731 г. января 2)

Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица и самодержица всероссийская и всея северные страны и протчих государств повелительница, припадая к стопам в. в., всепокорно доношу.

По указу в. и. в. присланный к нам посланец Мамет-мурза Тевкелев указ в. и. в. нам объявил, по которому я, Абулхаир-хан, с подданными моими кайсаками в. и. в. и предкам в. в. в подданстве быть и служить нижеписаные пункты за благо при­нял. В начале обещаюсь и клянусь в подданстве быть всепресветлейшей и державнейшей великой государыне императрице нашей Анне Иоанновне и самодержице все­российской и проч., и проч., и проч.

1. Великой государыне императрице нашей и предкам в. в. всегда верно и справедливо служить обещаюсь.

2. И когда указ в. и. в. нам, кайсацкой орде, будет идти на службу с российскими- подданными, башкирцами и кал­мыками, вместе, в то число в повеленные места мы справедли­востью своею пойдем.

3. Кайсацкой орде на яицких казаков, на башкирцев, на калмыков и на всех российских подданных неприятельски не набегать, и убытков им не чинить, и жить с ними в миру.

4. Когда российским подданным с купеческим караваном из Астрахани и из протчих мест чрез нас, кайсаков, случится им куда ехать или и к нам, кайсакам, с караваном же прибудут, то нам худа б им не чинить, а от худых людей их защищать, и в надлежащих местах нам их препровождать.

5. Из нашей кайсацкой орды взятые в полон от российских подданных возвратить, а впредь в полон не брать и взятых пленников от башкирцев и из России, кроме тех, которые при­няли крещение, тех возвратить, и для верной повсегодной службы нашей в. и. в. против рабов в. в. башкирцев и ясаку по 4000 лисиц присылать обещаюсь, и во уверение того я, Абулхаир-хан, к сему листу печать свою приложил и посланца своего Бака батура отправил.

Писан 1143 г. месяца режепа 17-го дня 1732 г.1 генваря во 2-й день.

(1731 г. января...)

Лист к е. и. в. от киргис-кайсацкой Средней орды от Ше-мяки-хана того ж содержания, токмо ясаку платить обещает он по 2000 лисиц, 1000 корсаков.

Отправил двух посланцев с одним служителем — первого Кулага, второго Жаелмаша.

(1731 г. января...)

Лист к е. и. в. от зятя Абулхаир-хана Батыр-Махомет-Салтана, сына Гаиб-хана, владельца киргис-кайсацкой же ор­ды, того ж содержания, токмо ясаку платить обещает от 1000 лисиц, 1000 корсаков.

Отправил одного посланца Махомет-ходжу с служителем.

(1731 г. января...)

Лист к е. и. в. от сына Абулхаир-хана Нуралы-салтана то­го ж содержания, токмо ясаку платить обещает он 1000 лисиц, посланец его Чакани.

(1731 г. января...)

Всепресветлейшая, державнейшая, от востока до запада и все северные страны российских государств великая государы­ня императрица, потирая стопы в. в. лицом и глазами моими, всепокорно доношу.

По указу в. и. в. посланец в. в. Мамет-мурза в нашу кай-сацкую землю прибыл и всех кайсацких ханов, салтанов и беков со всеми их людьми в подданство в. и. в. привел. И все владельцы, ханы и салтаны, приказали с подданных своих на платеж ясаку в. и. в. сбирать лисиц и корсаков, о чем к в. в. с доношениями посланцев своих отправили. В. в. всенижай­шей рабы муж мой Абулхаир-хан, над всеми ханами главный, который в. и. в. вначале со всеми детьми своими в подданство пришел, и того ради в. и. в. всепокорно прошу, дабы по своей императорской высокой милости мы, рабы ваши, оставлены не были, понеже нам неприятелей много явилось, однако ж, уповая на в. и. в. защищение от тех неприятелей, никакого опасения не имеем, и желаю от Всемогущего Бога в. и. в. мно­голетнего здравия, в. и. в. всенижайшая раба Абулхаир-хана ханша Пупай-ханим при нижайшем поздравлении послала в презент 10 лисиц.

При том же листу чернильная печать, в которой изобра­жено же имя ее, ханши.

 

(1731 г. ноября 22)

Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица, потирая лицом и глазами своими стопы в. в., всепокорно доносим сего 1143 г.— 1731 г. месяца ноября 22-го, месяца Жамазиель Ахыря 5-го дня, известие нам учини­лось, что от в. и. в. посланец Мамет-мурза Тевкелев в кай-сацкую орду прибыл, то и мы от каракалпацкого хана своего к вышеписаному Маметю-мурзе поехали, и по приезде нашем мы с ним разговор имели, и оный посланец, Мамет-мурза, зачем в кайсацкую орду прибыл, о том нам объявил и нас добрыми словами увещевал, которые мы за благо приняли и на пользу нашу рассудили, и того ради в. и. в. и самодержицы все­российской, припадая стопам в. в. и потирая лицом и глазами своими, в подданство пришли. И когда от в. и. в. к нам указ пришлется с протчими рабами в. в. против неприятелей идти, тогда мы во всякой готовности службу в. в. отправим и вы­шеписаному Мамет-мурзе обещались и руку дали, чтоб с ним, Маметем-мурзою, к стопам в. и. в. государыне нашей я, ни­жайший раб, Оразак-батур, приеду и обо всем в. в. словесно донесу. А в. и. в. посланца Маметя-мурзу до весны сохранно содержим.

Я, каракалпацкий учитель Чин-ходжа, Якуп-ходжин сын, печать свою приложил.

Я, каракалпацкий же старшина Оразак-батур, печать свою приложил.

При том письме две чернильные печати, в которых изобра­жены имена их.

(1731 г. ноября...)

Честнейший и почтеннейший великой государыни россий­ской императрицы посланец Мамет-мурза Тевкелев от нас, каракалпацких ханов Гаиб-хана и Мурат-шаиха, поздравление (слово наше) нам в каракалпацкой земле известие учинилось, что казацкие ханы и беги в подданство российской великой государыне пришли, и для разговору с вами Жин-ходжу с пятью знатными бегами к вам отправили, а над бегами глав­ным Уразак-батур, при том письме две чернильные печати, в которых изображено тако:

Гаиб-Махомет-Батыр-хан и Мурат-шах.

АВПР, ф. Киргиз-кайсацкие дела, оп. 122/4, 1732, д. 5б, л. 1—5 (копия). Опубл.: Казахско-русские отношения в XVIII—XIX веках.— Алма-Ата, 1964.— С. 37.

 

1743 г. февраль

ПИСЬМО КАРАКАЛПАКСКИХ ХАНОВ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИЗАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ О ПРИНЯТИИ ИМИ ПОДДАНСТВА РОССИИ

Перевод с татарского письма, присланного от каракалпац-кого нижнего народа, полученного тайным советником и ка­валером Неплюевым чрез посланцев их, приехавших с поручи­ком Гладышевым майя 14-го числа в лагере при устье реки Уя.

Всепресветлейшая, державнейшая великая государыня императрица Елисавета Петровна, самодержица всероссий­ская.

В. и. в. по всеподданнической присяжной должности до­носим, что мы, нижний каракалпацкий народ, четыре сана, то есть сорок тысяч, со всею морской волостью в подданство пришли и присланных Дмитрия Гладышева да Мансура Дел-нова в том не ослушались и поверили, причем просим, дабы между нами посланцы посылались, а во-первых бы, для уверения оного ж Дмитрия Гладышева да Мансура Делнова прислать, по которому могут купцы с караванами наши к вам, а ваши к нам приезжать. Мы же ныне, которые вам приятели, тех к себе приятелями, а кои неприятели, тех потому ж неприятелями почитаем и в знак нашей верности находящихся у нас российских полоненников к вам отослали, а вас просим наших посланцев немедленно возвратить. Когда приезжал к нам Мурза Тевкелев, то, хотя мы и тогда в. и. в. в подданство приклонились и триста дворов ваших подданных башкирцев с ним выступили, сверх же того триста человек купцов своих послали, которых тогда яицкие казаки убили всех, что в. и. в.небезызвестно есть, но после того как купцами, так и послами никто не ездил, а ныне с Дмитрием Гладышевым Мамана баты­ря и Полата есаула к в. и. в. отправили. Ежели нас почтить соизволите, то просим Дмитрия Гладышева к нам с теми на­шими показанными Маман батырем и Полат есаулом не за­держивая (а именно) октября месяца прислать.

Понеже между нами в средине находятся киргис-кайсаки, и хотя нас Мурза Тевкелев в бытность свою обнадеживал, что ежели от них, киргис-кайсаков, каракалпакам или от кара­калпаков им, кайсакам, чиниться будут обиды, то от всемилос­тивейшей государыни в защищение российское войско посы­латься может, но после того киргис-кайсаки нас, каракалпаков, четыре раза приезжая, разоряли, и затем в. и. в. служить недопущены. А ныне же, как по высочайшей императорской своей милости к нам с повелением прислать соизволили, то мы со всем своим почтением оное исполнили, и для того просим, дабы киргис-кайсаки в непропуске ими посланцев и караванов усмирены были, и как соизволите Дмитрия Гладышева и тол­мача Мансура с посланными нашими посланцами без за­медления возвратить, то мы и настоящего посла и три тысячи купцов и находящихся у нас российских полоненников ко дво­ру в. и. в., ежели Бог соблаговолит, прислать обещались и в том присягою утвердились, ибо, хотя Мурза Тевкелев в киргис-кай-сацкую орду к Абухаир-хану приезжал со многою казною, чрез что киргис-кайсацких биев и протчий нечувственный их народ в подданство приводил, а к нам ныне Дмитрия Гладышева без всякого награждения прислали, но мы и без того по по­велению в. и. в. сорок тысяч человек рабски в подданство пришли и, как выше показали, имеющихся у нас российских полоненников отдать обещались и в том присягою утверди­лись, а ежели с таким же почтением наших ханов, салтанов и знатных людей ко двору в. и. в. востребовать соизволите, то мы и к тому со всею нашею готовностью рады, ибо прися­гали.

Такожде просим, дабы Дмитрий Гладышев и толмач Ман-сур, как Мурза Тевкелев, награждением были неоставлены, а более все в воле вашей императорской состоит. Маман батыря да Маман Шиха, Сагыйдыка батыря, Полата есаула, Ших есаула ко двору в. и. в. при сем отправили и в том для увере­ния чернильные свои печати приложили: первая — Каип-ханова, вторая — Муратшиха, третья — Губейдуйла салта-на.

На том письме на стороне прописано: 1743 г. февраля из города Джанкента послано от каракал-пацкого Каип-хана и от протчих салтанов и знатных людей, а именно: Губейдуйла салтан, Алтай салтан, Джарык салтан, Шуна салтан, Кедай салтан, Муратших з детьми своими, Хыл-вятших, Джюманших, Хасянших, Абдуйлаших, Карабатури-ших, Шейхасан, Тнаших, Маманших, Кундай, Багатур со все­ми народами белому государю в подданство пришли против приятеля быть приятелем, а против неприятеля быть неприяте­лем и весь народ наш более в повелении состоя у Мратшиха. Переводил переводчик Емагул Гулеев.

АВПР, ф. Киргиз-кайсацкие дела, оп. 117/1, 1743, д. 1, л. 6 об.—7 (под­линник), л. 8—9 (перевод).

 

1743 г. августа 12

ГРАМОТА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ КАРАКАЛПАКСКИМ ХАНАМ, СУЛТАНАМ И СТАРШИНАМ О ПРИНЯТИИ ИХ В ПОДДАНСТВО РОССИИ

Божиею милостью мы, Елисавета Первая, императрица и самодержица всероссийская и проч., и проч., и проч.

Нашего императорского величества подданным каракал-пацкого нижнего народа Каип-хану, Урускул-хану, Муратши-ху Губейдуллы солтану и другим солтанам и старшинам и все­му народу наша императорская милость.

Нам, великой государыне, нашему императорскому вели­честву, тайный наш советник и кавалер Иван Неплюев доносил, что вы в верном подданстве нам, великой государыне, учинили присягу, которую вы и листом своим, сюда к нам присланным, подтвердили, обещаясь в том подданстве нам, великой го­сударыне, содержать себя всегда непременно, и во знак оного прислали вы в Оренбург двух человек невольников наших подданных, также обещание освободить и всех наших рос­сийских подданных, доныне у вас в неволе находящихся, и притом просите о высочайшей нашей императорской мило­сти, и с тем к нашему императорскому двору прислали вы своих посланцев: Мамат батыря Уразанова, Маманшиха Му-ратшихова, Пулата есаула.

А понеже нашему императорскому величеству небезызвест­но есть, что и в 1731 г. присланные от вас при присутствии нашего Мурзы Мамета Тевкелева в бытность оного в под­данном нашем киргис-кайсацком народе именем вашим в вер­ности к нам присягу учинили. Того ради мы, великая госу­дарыня, наше императорское величество, вашу к нам верную подданность милостиво похваляем и приемлем вас в число на­ших подданных, и обнадеживаем нашею императорскою высочайшею милостью и награждением, яко же и ныне в знак того вышереченные ваши посланцы были допущены пред наше императорское величество, причем и от уст на­ших о нашей императорской к вам милости слышать удостои­лись. И со особливым награждением отпущены к вам воз­вратно. 

И мы, великая государыня, наше императорское величество всемилостивейше уповаем, что вы, видя к себе нашу импе­раторскую милость, будете в подданстве нашем содержать се­бя всегда непоколебимо и в знак первой вашей к нам верной службы имеющихся ныне у вас в плену российских наших людей, какого б звания и веры ни были, собрав всех конечно пришлете во Оренбург, за что и действительною нашею императорскую милостью от помянутого нашего тайного советника Неплюева награждены будете. И тако, будучи вы на нашу императорскую милость благонадежные, можете от себя и в Оренбург с купечеством караван отправлять и тем пользоваться, а оный тайный наш советник яко главный в тамошнем крае командир о всем том и о прочем указ наш имеет. И о чем он указом нашим будет к вам писать или при персональном свидании словесно вам объявлять, и вам тому совершенно верить и исполнение чинить.

Елико же принадлежит до прошения вашего на наших под­данных яицких казаков, которые за неведением вашего в под­данство наше вступления, взяли в полон некоторых каракалпа­ков, и о том имеете изъясниться часто реченному тайному советнику Неплюеву, который может тех ваших пленных отыскать и к вам возвратить и впредь то яицким казакам чинить запретить.

Такой формуляр подан в Сенат при до ношении 12 авгу­ста 1743 г.

АВПР, ф. Каракалпакские дела, оп. 117/2, 1743, д. 5, л. 1—2 об. (копия).

 

1743 г.

ПРИСЯГА КАРАКАЛПАКСКИХ ХАНОВ, СУЛТАНОВ И СТАРШИН НА ПОДДАНСТВО РОССИИ

Присяга, переведенная с вышеписаных татарских листов, по которой каракалпацкие ханы, салтаны старшины1.

Аз, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом (пред святым его Евангелием), что хощу и должен своей природной и истинной всепресветлейшей державней-шей великой государыне императрице Елисавете Петровне, самодержице всероссийской, и после е. и. в. высоким закон­ным наследникам, которые по изволению самодержавной е. и. в. власти избраны будут, верным, добрым и послушным рабом и подданным быть и все к высокому е. и. в. самодержав­ству, силе, власти принадлежащие права и прерогативы и узаконения, впредь узаконяемые, по крайнему разумению, си­ле, возможности предостерегать и оборонять и в том во всем живота своего в потребном случае не щадить, и притом, по крайней мере, стараться споспешествовать все, что к е. и. в. верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может, и как я пред Богом и Судом его страшимым в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душев­но и телесно да поможет. В заключение же сей моей клятвы целую слова и Коран. Аминь.

На вышеписаных татарских листах подписки.

1. По сей присяге нижний каракалпацкий Наип-хан Ишим ханов Белому царю в подданство пришел, Коран целовал и во уверение черниличью свою печать приложил, а я, Яшнияз Ахун, по повелению Наип-хана подписался.

2. По сей присяге пред Кораном присягал и целовал, ниж­ний каракалпацкий Кунуратского роду урускул хан и во уверение печать свою приложил. По повелению же его Яшнияз Ахун подписался.

3. По сей присяге присягал каракалпацкий Губайдулла салтан и во уверение печать свою приложил. И по его по­велению Яшнияз Ахун подписался.

4. По сей присяге присягал каракалпацкий Алтай салтан, и по его повелению Яншияз Ахун руку приложил.

5. По сей присяге присягал каракалпацкий Вали салтан Наип-ханов. По его прошению Яшнияз Ахун подписался.

6. По сей присяге присягал каракалпакский Бахтиг Ирей салтан Габит-ханов и во уверение печать свою приложил, а по его велению Яшнияз Ахун подписался.

7. По сей присяге присягал каракалпацкий хан Салтан, и по его велению Яшнияз Ахун подписался.

8. По сей присяге присягал каракалпацкий Шуна салтан Гобалдуила Салтанов, и по его велению Яшнияз Ахун подписался.

9. По сей присяге присягал каракалпацкий Абулхаир сал­тан Губайдулла Салтанов, и по его велению Яшнияз Ахун подписался.

Итого: ханов — 2, салтанов —7 человек1.

9'. Нижнего каракалпацкого народа над всеми пока стоящем Наип-хане первый старшина Муратших Белому го­сударю в подданство пришел и с целованием Корана присягу утвердил в том, что Белому государю против приятеля быть приятелем, а против неприятеля быть неприятелем, а между нами б купцы и посланцы ездили беспрестанно, и во уверение того на сей присяге его, Муратшиха, чернильная печать приложена.

10. По сей присяге присягал каракалпацкий Ябинского роду Хылвятших и в том своеручно подписался.

11. По сей присяге присягал и Коран целовал, и Белому государю в подданство пришел каракалпацкий Чеманьших Муратшихов и во уверение печать приложил и своеручно подписался.

12. По сей присяге присягал каракалпацкий Ябинского роду Хусейнших. В том по его велению я, Яшнияз Ахун, ру­ку приложил. И он, Хусейнших, тамгу свою приложил такову...

13. По сей присяге присягал каракалпацкий Ябинского роду Караба Тырших. По его велению я, Ахун Яшнияз, руку приложил. И он, Караба Гадуших, тамгу свою приложил такову...

14. По сей присяге присягал каракалпацкий Ябинского роду Шаях Хасянших, в чем по его велению Яшнияз Ахун руку приложил, и он тамгу свою приложил такову. По сей при­сяге присягал каракалпацкий Ябинского роду Ишмухаммет Иребай Бирюбай ясаул и Басар батырь Алеби Базар Аткитя-рев. Сии написанные все Белому государю в подданство приш­ли и тамги свои приложили такову... И оный Яшнияз Ахун по просьбе их писал и руку приложил.

15. По сей присяге присягал каракалпацкий Хатанского роду старшина Дявлетбай батырь, в чем и тамгу свою при­ложил такову... а по его велению Ахун Ишнияз руку прило­жил.

16. По сей присяге присягали каракалпацкий Хатайского роду бий мулла Караби Байкуч-карбаев, Маилыби Джиаин-бай батырь. Ириазби Чюваубай батырь, батырь Бетби, Арак батырь, Хошман батырь, Бай Мурза батырь, Халы-бяк батырь, Уразеилди батырь, Базар батырь, Минлияк батырь, Кушкай батырь, Артаман батырь, Кукнитаиби Ирябаиби Ярлыкап батырь. Сии вышеписаные тамги свои приложили такова... И по их прошению Ахун Яшнияз руку приложил.

17. По сей присяге присягали каракалпацкий Кунурат­ского роду старшина Сеюк Дукби с пятью тысячи людьми, Бе­лому государю в подданство пришли и печать приложили... и по их прошению Ахун Яшнияз руку приложил.

18. По сей присяге присягал Кунуратского роду Баик Скарби с тысячью дворами, в подданство пришел и во увере­ние и тамгу свою приложил... А по просьбе его Ахун Яшнияз руку приложил.

19, По сей присяге присягали каракалпацкий Кунуратско-го роду Антуран, ясаул, Худай Берган Сеюндук Биев, Азанабай ясаул, Утяш батырь, Кулан бытарь, Аляркарбая Карабатырь, Кюинтей батырь в подданство пришел и подписался в том, и по просьбе сих биев и батырев Ахун Яшнияз подписался и тамгу приложил такову...

20. По сей присяге присягал каракалпацкий Кунуратского роду старшина Шамурат бий с пятьюстами дворами, и в под­данство пришли, и тамгу свою приложили такову... А по его прошению Яшнияз Ахун подписался.

Реестр присягавшим в приезд поручика Дмитрия Гла-дышева каракалпацким ханам, салтанам и старшинам.

1. Наип хан Ишим ханов.

2. Кунуратского роду Урускул хан.

Салтаны.

3. Губайдулла, вышеписаного Наип-хана большой родной брат, который в той же подписке и ханом написан.

4. Алтай

5. Вали — Наип-хановы дети.

6. Хан Урускул ханов сын

7. Шуна

8. Бахтигирей, да Губайдулла-салтановы дети

9. Абулхаир

Итого: салтанов —6.

10. По вышеписаном Наип-хане состоящий первознатней-ший старшина Муратших Ходжа, то есть главный духовный.

11. Хылвятших Его, Муратшиха,

12. Чуманших дети, роду

13. Хусейнших Ябинского

14. Карабатырших

15. Шаих Хасянших, оного ж, Муратшиха, внук.

Старшины

16. Ишмухамет Того ж

17. Ирызбай Ябинского

18. Бирюбай Есаул роду

19. Избасар батырь

20. Алебий

21. Базарь Аткитярев

22. Девлет-бай, самый главный своего роду Хатайского роду.

Того ж Хатайского роду

23. Бий Мулла

24. Караби Байкучкарбиев

25. Маилы бий

26. Джияибай батырь

27. Ириазби

28. Чувакбай батырь

29. Батрыибет бий

30. Арак батырь.

31. Хошман батырь

32. Баймурза батырь

33. Халыбяк батырь

34. Уразгильды батырь

35. Базар батырь

36. Мишляияк батырь

37. Кушка батырь

38. Куртаман батырь

39. Яртаман батырь

40. Мрюбаиби

41. Арлыкап батырь

42. Сеюндюк бий

43. Баикучкарби

44. Актуган ясаул

45. Ходой Берген Сеюк Дюкбиев

46. Азнабай есаул

47. Утяшь батырь

48. Кулаибай батырь

49. Алявкара

50. Бай Карабатырь

51. Кюите батырь

52. Шамуратби

Секретарь-канцелярист Иван Коптяжев2.

АВПР, ф. Каракалпакские дела, оп. 117/1, 1743, д. 1, л. 10а — 30 (подлин­ники), л. 31—34 (перевод).


 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 hours ago, Kamal said:

И еще стоит отметить, что среди подданных Каип-хана (грамота от 1743 года), упоминаются только конраты, кипчаки и кытаи.

Если предположить, что Нижние каракалпаки состояли из кытай-кипчаков и конратов и на момент 1743 года насчитывало 40 тысяч человек, то скорее всего мангыт-кенегесы проживали в хиве или аральских владениях, по крайней мере хивинские источники начала 18 века сообщают о каракалпакских кенегесах и мангытах, проживавших в пределах нынешнего Ходжейлийского района, о постройке ими каналов и т.д. Главным бийем каракалпаков до Айдоса был мангыт Орунбай бий, кстати, он же сторонник Айдоса в разногласиях последнего с Маман бийем кипчаком. Тут вполне возможно, что мангыт-кенегесы выступали на стороне Айдоса, когда тот вел боевые действия против аральцев, а позже все они - кытай-кипчаки и мангыт-кенегесы объединены в один Арыс. Давайте поразмышляем теперь: если те мангыт-кенегесы были узбеками и считали себя истинными аристократами, то этого объединения нынче и вовсе не существовало бы, а вот часть мангыт-кенегесов в дальнейшем запросто могли стать узбеками, а в дальнейшем они же (Амударьинский район ККР) возвращены каракалпакам взамен Навоийской области.

Я лишь размышляю и не более, так как, у Каип-хана отсутствуют мангыт-кенегесы. Также пока что загадка о родо-племенном составе 60 тысяч подданных каракалпаков Кучук ходжы, просившего китайского подданства в 1758 году. Какова у них дальнейшая судьба?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Kamal сказал:

Если предположить, что Нижние каракалпаки состояли из кытай-кипчаков и конратов и на момент 1743 года насчитывало 40 тысяч человек, то скорее всего мангыт-кенегесы проживали в хиве или аральских владениях, по крайней мере хивинские источники начала 18 века сообщают о каракалпакских кенегесах и мангытах, проживавших в пределах нынешнего Ходжейлийского района, о постройке ими каналов и т.д. Главным бийем каракалпаков до Айдоса был мангыт Орунбай бий, кстати, он же сторонник Айдоса в разногласиях последнего с Маман бийем кипчаком. Тут вполне возможно, что мангыт-кенегесы выступали на стороне Айдоса, когда тот вел боевые действия против аральцев, а позже все они - кытай-кипчаки и мангыт-кенегесы объединены в один Арыс. Давайте поразмышляем теперь: если те мангыт-кенегесы были узбеками и считали себя истинными аристократами, то этого объединения нынче и вовсе не существовало бы, а вот часть мангыт-кенегесов в дальнейшем запросто могли стать узбеками, а в дальнейшем они же (Амударьинский район ККР) возвращены каракалпакам взамен Навоийской области.

Я лишь размышляю и не более, так как, у Каип-хана отсутствуют мангыт-кенегесы. Также пока что загадка о родо-племенном составе 60 тысяч подданных каракалпаков Кучук ходжы, просившего китайского подданства в 1758 году. Какова у них дальнейшая судьба?

узбекскои диаспоры нехватает на форуме для размышлении ,, каракалпакскои тематики ,, 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 minutes ago, Shymkent said:

узбекскои диаспоры нехватает на форуме для размышлении ,, каракалпакскои тематики ,, 

Да, но только чтоб без всяких истерик и ругачек.

Один наезжал на меня, что часть Хорезмской области отдали каракалпакам как подарок от большого брата, а когда напомнил ему про Навоийскую область, территорию которую они забрали у нас в обмен на Амударьинский район, наслушался всего. А обмен-то неравный и по масштабам территорий, и по богатствам (хотя, какая разница, нам ведь, всеравно ничего не перепадает от этих богатств).  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Kamal сказал:

Да, но только чтоб без всяких истерик и ругачек.

Один наезжал на меня, что часть Хорезмской области отдали каракалпакам как подарок от большого брата, а когда напомнил ему про Навоийскую область, территорию которую они забрали у нас в обмен на Амударьинский район, наслушался всего. А обмен-то неравный и по масштабам территорий, и по богатствам (хотя, какая разница, нам ведь, всеравно ничего не перепадает от этих богатств).  

а вообще у вас как там насчет преподавание , тв и прочее с этим ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 minutes ago, Shymkent said:

а вообще у вас как там насчет преподавание , тв и прочее с этим ?

Слышал, что вновь ввели систему полноценного среднего образования, раньше в школах только 9 лет учились, потом копили деньги чтоб попасть в колледж т.к. в ВУЗы без колледжского образования никак не поступить, короче, программа деградации и развитие безграмотности среди молодежи шла полным ходом. Результат налицо, абсолютное большинство молодежи безграмотное и не в состоянии получить образование - нет денег, а попытки скопить очень проблемны, нет работы, лет пять юноша потаскает тяжести или подметает улицы где-то в Казахстане или России, а многие и вовсе руки опускают. Короче, загнали молодежь в тупик - очень больно мне за них.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Kamal сказал:

Слышал, что вновь ввели систему полноценного среднего образования, раньше в школах только 9 лет учились, потом копили деньги чтоб попасть в колледж т.к. в ВУЗы без колледжского образования никак не поступить, короче, программа деградации и развитие безграмотности среди молодежи шла полным ходом. Результат налицо, абсолютное большинство молодежи безграмотное и не в состоянии получить образование - нет денег, а попытки скопить очень проблемны, нет работы, лет пять юноша потаскает тяжести или подметает улицы где-то в Казахстане или России, а многие и вовсе руки опускают. Короче, загнали молодежь в тупик - очень больно мне за них.

 

это только для каракалпаков такое или по всему Узбекистану? (колледж после вуз)

имел ввиду язык в автономии , государственный он и прочее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 minutes ago, Shymkent said:

это только для каракалпаков такое или по всему Узбекистану? (колледж после вуз)

имел ввиду язык в автономии , государственный он и прочее

по всему Узбекистану.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Kamal сказал:

по всему Узбекистану.

ну сеичас происходят перемены в Узбекистане экономически , то что у нас было 25лет назад , страна становится открытои экономикои , поидут инвестиции благосостояние населения улучшится

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Kamal сказал:

Если предположить, что Нижние каракалпаки состояли из кытай-кипчаков и конратов и на момент 1743 года насчитывало 40 тысяч человек, то скорее всего мангыт-кенегесы проживали в хиве или аральских владениях, по крайней мере хивинские источники начала 18 века сообщают о каракалпакских кенегесах и мангытах, проживавших в пределах нынешнего Ходжейлийского района, о постройке ими каналов и т.д. Главным бийем каракалпаков до Айдоса был мангыт Орунбай бий, кстати, он же сторонник Айдоса в разногласиях последнего с Маман бийем кипчаком. Тут вполне возможно, что мангыт-кенегесы выступали на стороне Айдоса, когда тот вел боевые действия против аральцев, а позже все они - кытай-кипчаки и мангыт-кенегесы объединены в один Арыс. Давайте поразмышляем теперь: если те мангыт-кенегесы были узбеками и считали себя истинными аристократами, то этого объединения нынче и вовсе не существовало бы, а вот часть мангыт-кенегесов в дальнейшем запросто могли стать узбеками, а в дальнейшем они же (Амударьинский район ККР) возвращены каракалпакам взамен Навоийской области.

Я лишь размышляю и не более, так как, у Каип-хана отсутствуют мангыт-кенегесы. Также пока что загадка о родо-племенном составе 60 тысяч подданных каракалпаков Кучук ходжы, просившего китайского подданства в 1758 году. Какова у них дальнейшая судьба?

тут думаю нужно определиться со статусом аральцев, кот. во многих картах того времени обозначены как "аральские узбеки". может и мангыты у вас это отколовшиеся от узбекских мангытов (кот. потерпели поражение в борьбе за власть с кунгратами)? когда мангыты впервые упоминаются как часть каракалпаков?

может вы с ними уже знакомы - тут неск. интересных данных:

http://hist.ruaussie.com/threads/karakalpaki.4517/page-11

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, кылышбай said:

тут думаю нужно определиться со статусом аральцев, кот. во многих картах того времени обозначены как "аральские узбеки". может и мангыты у вас это отколовшиеся от узбекских мангытов (кот. потерпели поражение в борьбе за власть с кунгратами)? когда мангыты впервые упоминаются как часть каракалпаков?

А вообще, сначала надо бы определиться с "узбеками" до 20 века. В 15 веке государство Абулхаира называлось узбекским улусом. В 16 веке источники указывают узбеками шейбанидов, казахов и мангытов. О дальнейших узбек-казахах знаете, а в более поздних источниках сами каракалпаки разными путешественниками указываются как отдельное племя узбеков. Вот откуда тянется "узбек". Другой вопрос, если аральцы все поголовно были узбеками в этническом смысле, а Хива была узбекским государством, то какой резон аральцам, в том числе мангытам записываться в каракалпаки. Каракалпаки на тот момент по сути были побежденным хивинцами народом и зачем бывшим узбекам (аральцам) понадобился статус побежденных?!

На форуме был юзер Полат, мой земляк, который знал свое родословное. Он из рода Темирходжа-Мангыт, по его словам предки пришли в Ходжейли около 400 лет назад как мангытское военное сословие, стало быть, хивинские источники начала 18 века верно указывают о наличии каракалпаков в окрестностях Хивы, хотя основная масса каракалпаков в этот период находилась в Туркестане. И даже, зачем далеко ходить, есть "шежире" Бердаха, есть сообщения Гребенкина и другие косвенные сообщения, указывающие о пребывании каракалпаков в Хиве еще в более ранние периоды. 

Во второй половине 18 века, после упразднения ханской власти, каракалпаками управлял Орунбай бий из племени мангыт, из чего можно предположить, что возможно мангыт-кенегесы подтянулись к Нижним каракалпакам с военной помощью, когда у них началась война с Абулхаиром. Недаром каракалпаки называют численность своих войск до 40 тысяч (а численность самих Нижних каракалпаков всего 40 тысяч). Кроме того, в источниках есть текст беседы каракалпакских бийев с русскими послами, один из эпизодов их рассказов гласит: "4 декабря между протчих разговоров объявил ему, Гладышеву, каракалпаченин Калветь-Ших: ежели де прикажет ему ея императорское величество привести к российскому подданству Бухары и Ташкент и Хиву, то де оные городы в подданство приведет". Значит, связи каракалпаков с этими ханствами, по крайней мере на момент 1743 года, были.

Недавно мне попалась одна статья о каракалпаках, писал явно не каракалпак. Он пишет, что в восстаний 1855-56 годов, Арыс Онторт уру, ведя успешные боевые действия совместно с предводителем Ерназар Алагозом, в последнем этапе не только отказался от дальнейшей борьбы, но даже в составе хивинских войск участвовал в подавлении восстания Ерназар Алагоза (Арыс Конрат), а Ерназар Кенегес сам лично пленил Зарлык торе и привел к хану, где его казнили. Только неизвестно, откуда такие сведения?! Насколько мне известно, Ерназар Кенегес, посланный Зарлыком торе к хивинскому хану на переговоры, просто струсил, что живым не уйдет и выдал хивинскому хану все секреты Ерназар Алагоза (численность войск, место нахождения, сильные и слабые стороны и т.д.), но против Арыса Конрат не пошел войной, но вполне возможно, что каракалпакские историки эти моменты обошли стороной, ведь Арыс Онторт уру не только мангыт-кенегесы, но еще и кытай-кипчаки. А самое главное, и после этих событий они остались каракалпаками. А вполне возможно, что разделение на хивинских и каракалпакских мангыт-кенегесов произошло после этих событий. Именно представители Арыса Онторт уру, после подавления восстания удостоились всяких наград и поощрений, стали ближе к хану, а после революции остались вне территории ККАО, приняв единое самоназвание населения УзССР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.09.2017 в 22:34, Kamal сказал:

1. А вообще, сначала надо бы определиться с "узбеками" до 20 века

2. Недавно мне попалась одна статья о каракалпаках, писал явно не каракалпак. Он пишет, что в восстаний 1855-56 годов, Арыс Онторт уру, ведя успешные боевые действия совместно с предводителем Ерназар Алагозом, в последнем этапе не только отказался от дальнейшей борьбы, но даже в составе хивинских войск участвовал в подавлении восстания Ерназар Алагоза (Арыс Конрат), а Ерназар Кенегес сам лично пленил Зарлык торе и привел к хану, где его казнили. Только неизвестно, откуда такие сведения?! Насколько мне известно, Ерназар Кенегес, посланный Зарлыком торе к хивинскому хану на переговоры, просто струсил, что живым не уйдет и выдал хивинскому хану все секреты Ерназар Алагоза (численность войск, место нахождения, сильные и слабые стороны и т.д.), но против Арыса Конрат не пошел войной, но вполне возможно, что каракалпакские историки эти моменты обошли стороной, ведь Арыс Онторт уру не только мангыт-кенегесы, но еще и кытай-кипчаки. А самое главное, и после этих событий они остались каракалпаками. А вполне возможно, что разделение на хивинских и каракалпакских мангыт-кенегесов произошло после этих событий. Именно представители Арыса Онторт уру, после подавления восстания удостоились всяких наград и поощрений, стали ближе к хану, а после революции остались вне территории ККАО, приняв единое самоназвание населения УзССР.

1. тут у меня узбеки не в современном понимании.

2. я слабо знаком с историей Хивы. но вот эти вот мангыты могли разделиться с мангытами, кот. делили престол Хивы с конгратами (т.е. с узбекскими), в недавнее время или это все же разные мангыты как например бухарские?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 hours ago, кылышбай said:

1. тут у меня узбеки не в современном понимании.

2. я слабо знаком с историей Хивы. но вот эти вот мангыты могли разделиться с мангытами, кот. делили престол Хивы с конгратами (т.е. с узбекскими), в недавнее время или это все же разные мангыты как например бухарские?

1. Да, это сложный вопрос, но почти все каракалпаки, проживавшие на территории Узбекистана до 1936 года, в последующем удивительным образом исчезли. Несколько десятилетий позже также исчезли и каракалпаки, проживавшие на территории нынешней Навоийской области РУз (бывшая территория ККАССР). Стало быть они также стали современными узбеками. Правда, еще есть порядка 50 тысяч каракалпаков, но это уже последнее поколение.

2. История Хивы это история ханов, все сочинения писались под их диктовку, их восхваляли, все победы присуждали им и т.д. и т.п. Нам, каракалпакам легче что-то разобрать в этих сочинениях, так как, народ еще помнит историю хотя бы последних двух столетий, так как проживали в этом ханстве. "Шежире" Бердаха более правдивее, чем все сочинения Хивы, он еще в середине 19 века расписал названия всех наших племен и родов, а также дал короткую справку по ним. В предыдущем сообщении в качестве примера я выкладывал текст одной беседы (с Гладышевым) про Бухару, Ташкент и Хиву. Здесь имеется в виду каракалпаки, проживавшие в этих ханствах, которые также примут российское подданство вместе с Нижними каракалпаками. При правлении Ишим Мухаммеда его главная политика была собрать всех разрозненных каракалпакских племен в Центр, ближе к себе и по его указке кипчак Оразак батыр собирал народ и первым делом он ездил в Аральские владения (кто-то пришел, а кто-то остался), такую же политику вел и Каип хан, он отсылал в отдаленные уголки Маман батыра (сына Оразака, который после разгрома от казахов пытался уйти с аральцами в российское подданство), тоже кто-то пришел, а кто-то остался на своих обжитых местах. А уговор был такой, собрать всех каракалпаков и принять российское подданство. Потому и в тех ханствах, оставшиеся люди ждали, как у Каип хана наладятся дела. Это я пишу, чтоб Вы поняли, что и в Хиве каракалпаки проживали издавна, поэтому "аральских узбеков" приравнивать к узбекам как уже сложившемуся этносу в корне неправильно. Что касается каракалпакских мангытов, то они себя обозначают разными цветами - черные, желтые, серые и еще есть отделение сирот. Я не из племени Мангыт, может многого о них незнаю, но однозначно это сборное племя, кто-откуда пришел, могли бы дать только сами мангыты. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, Kamal сказал:

1. Да, это сложный вопрос, но почти все каракалпаки, проживавшие на территории Узбекистана до 1936 года, в последующем удивительным образом исчезли. Несколько десятилетий позже также исчезли и каракалпаки, проживавшие на территории нынешней Навоийской области РУз (бывшая территория ККАССР). Стало быть они также стали современными узбеками. Правда, еще есть порядка 50 тысяч каракалпаков, но это уже последнее поколение.

2. История Хивы это история ханов, все сочинения писались под их диктовку, их восхваляли, все победы присуждали им и т.д. и т.п. Нам, каракалпакам легче что-то разобрать в этих сочинениях, так как, народ еще помнит историю хотя бы последних двух столетий, так как проживали в этом ханстве. "Шежире" Бердаха более правдивее, чем все сочинения Хивы, он еще в середине 19 века расписал названия всех наших племен и родов, а также дал короткую справку по ним. В предыдущем сообщении в качестве примера я выкладывал текст одной беседы (с Гладышевым) про Бухару, Ташкент и Хиву. Здесь имеется в виду каракалпаки, проживавшие в этих ханствах, которые также примут российское подданство вместе с Нижними каракалпаками. При правлении Ишим Мухаммеда его главная политика была собрать всех разрозненных каракалпакских племен в Центр, ближе к себе и по его указке кипчак Оразак батыр собирал народ и первым делом он ездил в Аральские владения (кто-то пришел, а кто-то остался), такую же политику вел и Каип хан, он отсылал в отдаленные уголки Маман батыра (сына Оразака, который после разгрома от казахов пытался уйти с аральцами в российское подданство), тоже кто-то пришел, а кто-то остался на своих обжитых местах. А уговор был такой, собрать всех каракалпаков и принять российское подданство. Потому и в тех ханствах, оставшиеся люди ждали, как у Каип хана наладятся дела. Это я пишу, чтоб Вы поняли, что и в Хиве каракалпаки проживали издавна, поэтому "аральских узбеков" приравнивать к узбекам как уже сложившемуся этносу в корне неправильно. Что касается каракалпакских мангытов, то они себя обозначают разными цветами - черные, желтые, серые и еще есть отделение сирот. Я не из племени Мангыт, может многого о них незнаю, но однозначно это сборное племя, кто-откуда пришел, могли бы дать только сами мангыты. 

что за калмак род у вас, это потомки калмак?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...