Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

  В 14.09.2017 в 09:30, Shymkent сказал:

это тогда что М217 или М48 если С2 гг?

Показать  

С2 это М217. М48 это С2b... внутри С2-М217

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 14.09.2017 в 09:37, кылышбай сказал:

С2 это М217. М48 это С2b... внутри С2-М217

Показать  

м130 тоже С2 , а М217 внутри М130 , так?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 14.09.2017 в 09:42, Shymkent сказал:

м130 тоже С2 , а М217 внутри М130 , так?

Показать  

нет. М130 это просто С. а М217 это С2 и он внутри С

см.: https://isogg.org/tree/ISOGG_HapgrpC.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 14.09.2017 в 03:19, кылышбай сказал:

Вамбери уже в середине XIX в. среди узбекских племен Хивы упоминает друг-за-другом кытаев и кыпчаков, НО по-отдельности:

Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и занимающегося земледелием. Они живут на обширном пространстве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии. Узбеки подразделяются на 32 главных таифе (племени): 1) кунград (Kungrad), 2) кипчак (Kiptschak), 3) хитай (Chitai), 4) мангыт (Mangit), 5) нокс (Noks), 6) найман (Nayman), 7) кулан (Kulan), 8) кият (Kiet), 9) ас (As), 10) таз (Tas), 11) саят (Sajat), 12) джагатай (Dschagatay), 13) уйгур (Ujgur), 14) акбет (Akbet), 15) дёрмен (Dormen), 16) ёшун (Oeschun), 17 канджигалы (Kandschigaly), 18) ногай (Nogai), 19) балгалы (Balgali), 20) митен (Miten), 21) джелаир (Dschelair), 22) кенегёс (Kenegos), 23) канлы (Kanli), 24) ишкили (Jschkili), 25) бёйюрлю (Bojurlu), 26) алчин (Altschin), 27) ачмайлы (Atschmayli), [255] 28) каракурсак (Karakursak), 29) биркулак (Birkulak), 30) тыркыш (Tyrkysch), 31) келлекесер (Kellekeser), 32) минг (Ming).

  Показать контент

 

Показать  

Вамбери больше общался с Агехи, а не в полной мере исследовал население хивинского ханства, потому и у него все - узбеки, хотя он сам же делает поправку о том, что название узбек не имеет этнического значения. Упомянутые им племена существовали и среди каракалпаков, но каракалпакам он дает другое определение не называя их родо-племенное составляющее, мол, пришли из Волги, имеют высокий рост, большие глаза и густую растительность на голове и лице, так как, на своем обширном пути скитаний смешивались с различными народами, а женщины самые красивые во всем Туркестане (интересно, с какой же группой каракалпаков ему довелось встретиться, во всяком случае явно не с кытаями). Еще один интересный момент, до появления Вамбери в Средней Азии, кытаи в хивинских источниках отсутствуют и вдруг кытаи-узбеки...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 14.09.2017 в 04:36, кылышбай сказал:

История Хивинского ханства

  Показать контент

 

Показать  

Так, в общих чертах. Смущает то, что каракалпаки якобы были подвластны казахским ханам, а наличие каракалпакских ханов и их переписка с русской администрацией напрочь отсутствуют, а также хивинский хан завоевал аральцев и подчинил каракалпаков тоже громко сказано. Реальная история не столь красочна для хивинского ханства, здесь умалчивается целая драматическая судьба каракалпакского народа. Почему-то не отметили восстание Айдос бия 1827 года. Главным виновником поражения аральцев был именно Айдос бий, который на стороне Хивы воевал против своих же каракалпаков, более того собственным мечом убил своих же сыновей, воевавших на стороне аральцев. Умалчиваются попытки аральцев и каракалпаков под руководством кипчака Маман бия принять русское подданство, а это между прочим главный конфликт между Айдосом и Маман бийем, из-за чего произошел весь сыр-бор среди каракалпаков. Айдос хотел с помощью хивинцев проучить непослушных "дураков", но перестарался, сам же оказался в плену своих амбиции. Понял свою ошибку слишком поздно, аж в 1827 году, несмотря на то, что был лелеян и обласкан хивинским ханом, он обратил свое оружие против самого хана. Только на этот раз слишком мало народу последовало за ним, его просто-напросто не поняли. До сих пор о нашем славном предке двоякие мнения, хотя Бердах в своей поэме "Айдос бий" полностью его оправдал, но в советское время эта поэма стояла в ряд с запрещенной литературой. Сейчас, не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 13.09.2017 в 16:04, Kamal сказал:

Как Вы считаете, почему часть каракалпаков стала именоваться кытаями? У кого еще есть полноценное племя под таким названием, имеющее собственные тамгу и уран? Свою точку зрения я уже озвучивал, их предшественниками я подразумеваю тюрков-калмаков 14-16 вв. Считаю, что эти тюрки-калмаки и есть кытаи, завоевавшие часть каракалпаков и смешавшиеся с ними в 14 веке (такие сведения, хоть и считаются сомнительными, но все же имеются "джагфар тарийхы"). 

Показать  

Про кытаев, слышал только у каракалпаков много, ну у других тюрков возможно тоже есть, но не в таких % ,у нас есть небольшой род хатай- хапчук( хапчин) ,думаю потомки ваших, отдельно кытаев нет, кыпчаки- хапчин( хавчин) ,разные есть. Тоже думаю, что первые калмаки к нам ойратам отношения не имеют, это ваши каракалпаки злодействовали, а записали ,перевели стрелки ,как обычно всё на нас  :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 14.09.2017 в 18:06, mechenosec сказал:

Про кытаев, слышал только у каракалпаков много, ну у других тюрков возможно тоже есть, но не в таких % ,у нас есть небольшой род хатай- хапчук( хапчин) ,думаю потомки ваших, отдельно кытаев нет, кыпчаки- хапчин( хавчин) ,разные есть. Тоже думаю, что первые калмаки к нам ойратам отношения не имеют, это ваши каракалпаки злодействовали, а записали ,перевели стрелки ,как обычно всё на нас  :lol:

Показать  

Я в принципе интересовался, есть ли полноценное племя Кытай среди других наших соседних народов, а о том, что кое-какие вкрапления есть, я знаю. Обратите внимание, вторая половина 18 века для каракалпаков сдалась очень драматичной, оставшись свободной от ханской власти, вожди стремились захватить власть в свои руки, каждый вносил свою лепту в плане "я прав", каждый думал сохранить народ, но у каждого были свои мнения на счет этого. Народ был терзаем со всех сторон - бухарцами, хивинцами, казахами, которые почувствовали уязвимость каракалпаков в этот период и стремились их завоевать. Айдос бий, обиженный на русских, что те бросили их на съедение Абулхаиру, знать не хотел о существовании русских, Маман бий наоборот стремился наладить отношения с русскими, в этой связи в эти не очень дружественные отношения Айдос бия и Маман бия, влез аристократичный Нуртай батыр из Бухары, который имел свои мнения на счет будущего каракалпаков. А в этом плане Кытаи, помимо собственного племени Шуллуков (конраты) Нуртай батыра и разделили его сторону. Так, кто такие кытаи, почему они не пошли за Айдосом или за Маман бийем, которые покинули опасную территорию с надеждой один примкнуть к хивинцам, а другой - к русским, а решили остаться с Нуртаем - будь что будет? 

На счет того, что кытаев много среди каракалпаков говорят и исторические источники, несмотря что их порядком поистребляли, по историческим данным второй половины 19 века, они составляли больше трети Арыса Онторт уру. Нынешнее соотношение я конечно не знаю, только знаю, что они отдельное племя. Но, знайте, что они не пошли ни за Айдосом, ни за Маман бийем, а предпочли Нуртай батыра, то есть, нейтральную территорию, где они могли бы преуспеть, если бы не разногласия каракалпакских вождей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 14.09.2017 в 16:58, Kamal сказал:

Так, в общих чертах. Смущает то, что каракалпаки якобы были подвластны казахским ханам, а наличие каракалпакских ханов и их переписка с русской администрацией напрочь отсутствуют

Показать  

Так может быть каракалпакские ханы были вассальны казахским ханам? Например, казахские ханы стали вассалами Российской империи, но никуда сразу не делись, да и переписка с другими государствами была.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 15.09.2017 в 17:58, Le_Raffine сказал:

Так может быть каракалпакские ханы были вассальны казахским ханам? Например, казахские ханы стали вассалами Российской империи, но никуда сразу не делись, да и переписка с другими государствами была.

Показать  

Содержание писем каракалпакских ханов не похоже, что они были вассалами Абулхаира. И вообще, вассалы не враждуют со своими хозяевами или наоборот. А в письме Каип хана упоминаются о четырех беспочвенных набегах на каракалпакские кочевья и стычках с казахами, он также информирует императрицу о возможной войне. Вассал платит налоги и живет спокойно, поставляет войско когда надо и все. А тут идет прямая провокация на войну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 15.09.2017 в 19:46, Kamal сказал:

Содержание писем каракалпакских ханов не похоже, что они были вассалами Абулхаира. И вообще, вассалы не враждуют со своими хозяевами или наоборот. А в письме Каип хана упоминаются о четырех беспочвенных набегах на каракалпакские кочевья и стычках с казахами, он также информирует императрицу о возможной войне. Вассал платит налоги и живет спокойно, поставляет войско когда надо и все. А тут идет прямая провокация на войну.

Показать  

Я сужу по тому, что Абулхаир в документах часто именуется как хан казацкой и каракалпацкой.  Иногда даже он противопоставлен Каипу, Каип - хан казахов, а Абулхаир - каракалпаков. Каип имеется в виду казахский хан Среднего жуза.


Казахи были вассалами РИ с 1730 г., но реально подчинятся стали только лет через 100.  Как видите, будучи вассалами РИ, казахи долгое время не платили никаких налогов, а даже наоборот совершали набеги на территорию своего сюзерена.

1d1252aeb38a.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 15.09.2017 в 20:33, Le_Raffine сказал:

Я сужу по тому, что Абулхаир в документах часто именуется как хан казацкой и каракалпацкой.  Иногда даже он противопоставлен Каипу, Каип - хан казахов, а Абулхаир - каракалпаков. Каип имеется в виду казахский хан Среднего жуза.

Казахи были вассалами РИ с 1730 г., но реально подчинятся стали только лет через 100.  Как видите, будучи вассалами РИ, казахи долгое время не платили никаких налогов, а даже наоборот совершали набеги на территорию своего сюзерена.

Показать  

Тогдашнюю политику русских понять не трудно. До поры до времени им война в степи была не нужна, башкиры то и дело поднимали голову, да и на юге у них все было запущено, происходили систематические конфликты с Османской империей. В этой связи русские всеми силами старались сохранить мир с казахами.

То что касается Абулхаир хан казахский и каракалпакский, такое имело место быть после смерти Ишим Мухаммеда в 1725 году. Кстати, первым с русскими решил наладить отношение именно Ишим Мухаммед, который никак не мог быть вассалом Абулхаира. В 1725 году каракалпаки были разгромлены джунгарами, в результате разделились на несколько частей, подавляющее большинство которых попали в зависимость от джунгар. Нижним удалось удержаться, но скорее всего наследников хана в то время у них не было, так как, среди каракалпаков упоминается "Совет 1000 начальников", которые объединились с Абулхаиром. В начале 30-х годов у Нижних каракалпаков упоминаются Каип хан и Убайдулла (сыновья Ишим Мухаммеда), о других сыновьях, тоже как о ханах каракалпаков упоминаются в других источниках, связанных с Карасакалом, стало быть Нижние и Верхние не могли поддерживать между собой связи.

Абулхаир понимал свою значимость перед русскими и мог позволить некоторые вольности, но зачем ему нападать на территории своего подчиненного ханства, если они ему платили дань и исправно поставляли войско. Что-то не увязывается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://studfiles.net/preview/2452599/page:27/

Грамота каракалпакского хана ишим Мухаммеда от 1722 года, грамота казахских ханов и султанов от 1731 года (январь), грамота каракалпакского хана от 1731 года (ноябрь), а также грамоты каракалпакских ханов от 1743 года. 

Стоит отметить, что в 1731 году казахи и каракалпаки обращались русским в разное время, первые в январе, вторые в ноябре, но эти грамоты находятся в одном томе, потому и читается как грамоты казахских и каракалпакских ханов. Также, Абулхаир не выступает от имени каракалпаков как своих подданных, а его делегация состояла только из казахских ханов и султанов от имени только казахского народа.

И еще стоит отметить, что среди подданных Каип-хана (грамота от 1743 года), упоминаются только конраты, кипчаки и кытаи.

 

  Quote

 

1722 г. августа 701

ГРАМОТА КАРАКАЛПАКСКОГО2 ХАНА ИШИМ МУХАММЕДА ИМПЕРАТОРУ ПЕТРУ I ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБМЕНЕ ПЛЕННЫМИ

Перевод письма чагатайского, писанного к е. и. в. от кара-калпацкого Ишим Мухамет Багадыра3, подали посланцы его Джабек Багадыр с товарищи 1722 г. августа 10-го дня.

В начале пишет тако, от желания от Эбут Музафара* девлет Саадет Ишим Мухамет Багадыра хана Белому хану (или государю) поздравления и потом доношение наше, то есть понеже хотя чрез верных и неверных между нами ни­когда (и чрез элчиев**) о делах наших присылка и переписка не бывала, но, однако же, мы элчиев своих к вам посылали, с которыми и от вас к нам элчи был прислан, и ныне мы еще на­ших элчиев с оным вашим элчием послали ж, дабы между нами добрые действа чинились, а злые действа укратились (ибо есть пословица, кто благодействует, у того брада белеет, а кто злодействует — у него кости белеют), и тако подобает вам добродетельство нам и свою государскую милость показать в том, что в ваших руках которые суть пять человек из наших рабов в полону, чтоб благоволили их с сими нашими элчиями к нам отпустить, а мы тако ж из Ургенча ваших людей (ко­торые были в полону) выкупили, желая их вам отдать. Ежели бы мы тех людей ваших у ургенцев не выкупили, то б они их продали в Бухару и в Самарканд, и в Перейду и в Ташкент, и когда от вас, Белого государя, по вашему указу элчи к нам при-шлется, то тогда с оным братья отпустятся и присланному от вас отдадим; и как элчи ваш к нам ехал,'на пути, не доехав к нам, казацкий народ в полон их взяли. А мы, услыша о сем, для выручания вашего элчия с войском на них ездили и насильст-вом взяли, токмо лошадей его и кош в казацкой орде оставили. А о прочем словесном нашем приказе наши элчи вам скажут, спросите у них. Первый старший элчи: Джан бек Багадыр, потом Ходжа Багадыр, Турдибай, Калмухамед Багадыр, князя Дусмена сын Темербег Мурза Шанзир.

При сем паки поздравляем. На другой стороне наверху печать, в которой изображено имя Ишим Мухамет Багадыр-хана.

Переводил Тевкелев. АВПР, ф. Каракалпакские дела, оп. 117/2, 1722, д. 1, л. 2, 5—6 (подлинник).

 

1731 г. январь — ноябрь

ПИСЬМА КАЗАХСКИХ И КАРАКАЛПАКСКИХ ХАНОВ, СУЛТАНОВ И СТАРШИН ИМПЕРАТРИЦЕ АННЕ ИОАННОВНЕ О ПРИНЯТИИ ИМИ ПОДДАНСТВА РОССИИ

(1731 г. января 2)

Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица и самодержица всероссийская и всея северные страны и протчих государств повелительница, припадая к стопам в. в., всепокорно доношу.

По указу в. и. в. присланный к нам посланец Мамет-мурза Тевкелев указ в. и. в. нам объявил, по которому я, Абулхаир-хан, с подданными моими кайсаками в. и. в. и предкам в. в. в подданстве быть и служить нижеписаные пункты за благо при­нял. В начале обещаюсь и клянусь в подданстве быть всепресветлейшей и державнейшей великой государыне императрице нашей Анне Иоанновне и самодержице все­российской и проч., и проч., и проч.

1. Великой государыне императрице нашей и предкам в. в. всегда верно и справедливо служить обещаюсь.

2. И когда указ в. и. в. нам, кайсацкой орде, будет идти на службу с российскими- подданными, башкирцами и кал­мыками, вместе, в то число в повеленные места мы справедли­востью своею пойдем.

3. Кайсацкой орде на яицких казаков, на башкирцев, на калмыков и на всех российских подданных неприятельски не набегать, и убытков им не чинить, и жить с ними в миру.

4. Когда российским подданным с купеческим караваном из Астрахани и из протчих мест чрез нас, кайсаков, случится им куда ехать или и к нам, кайсакам, с караваном же прибудут, то нам худа б им не чинить, а от худых людей их защищать, и в надлежащих местах нам их препровождать.

5. Из нашей кайсацкой орды взятые в полон от российских подданных возвратить, а впредь в полон не брать и взятых пленников от башкирцев и из России, кроме тех, которые при­няли крещение, тех возвратить, и для верной повсегодной службы нашей в. и. в. против рабов в. в. башкирцев и ясаку по 4000 лисиц присылать обещаюсь, и во уверение того я, Абулхаир-хан, к сему листу печать свою приложил и посланца своего Бака батура отправил.

Писан 1143 г. месяца режепа 17-го дня 1732 г.1 генваря во 2-й день.

(1731 г. января...)

Лист к е. и. в. от киргис-кайсацкой Средней орды от Ше-мяки-хана того ж содержания, токмо ясаку платить обещает он по 2000 лисиц, 1000 корсаков.

Отправил двух посланцев с одним служителем — первого Кулага, второго Жаелмаша.

(1731 г. января...)

Лист к е. и. в. от зятя Абулхаир-хана Батыр-Махомет-Салтана, сына Гаиб-хана, владельца киргис-кайсацкой же ор­ды, того ж содержания, токмо ясаку платить обещает от 1000 лисиц, 1000 корсаков.

Отправил одного посланца Махомет-ходжу с служителем.

(1731 г. января...)

Лист к е. и. в. от сына Абулхаир-хана Нуралы-салтана то­го ж содержания, токмо ясаку платить обещает он 1000 лисиц, посланец его Чакани.

(1731 г. января...)

Всепресветлейшая, державнейшая, от востока до запада и все северные страны российских государств великая государы­ня императрица, потирая стопы в. в. лицом и глазами моими, всепокорно доношу.

По указу в. и. в. посланец в. в. Мамет-мурза в нашу кай-сацкую землю прибыл и всех кайсацких ханов, салтанов и беков со всеми их людьми в подданство в. и. в. привел. И все владельцы, ханы и салтаны, приказали с подданных своих на платеж ясаку в. и. в. сбирать лисиц и корсаков, о чем к в. в. с доношениями посланцев своих отправили. В. в. всенижай­шей рабы муж мой Абулхаир-хан, над всеми ханами главный, который в. и. в. вначале со всеми детьми своими в подданство пришел, и того ради в. и. в. всепокорно прошу, дабы по своей императорской высокой милости мы, рабы ваши, оставлены не были, понеже нам неприятелей много явилось, однако ж, уповая на в. и. в. защищение от тех неприятелей, никакого опасения не имеем, и желаю от Всемогущего Бога в. и. в. мно­голетнего здравия, в. и. в. всенижайшая раба Абулхаир-хана ханша Пупай-ханим при нижайшем поздравлении послала в презент 10 лисиц.

При том же листу чернильная печать, в которой изобра­жено же имя ее, ханши.

 

(1731 г. ноября 22)

Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица, потирая лицом и глазами своими стопы в. в., всепокорно доносим сего 1143 г.— 1731 г. месяца ноября 22-го, месяца Жамазиель Ахыря 5-го дня, известие нам учини­лось, что от в. и. в. посланец Мамет-мурза Тевкелев в кай-сацкую орду прибыл, то и мы от каракалпацкого хана своего к вышеписаному Маметю-мурзе поехали, и по приезде нашем мы с ним разговор имели, и оный посланец, Мамет-мурза, зачем в кайсацкую орду прибыл, о том нам объявил и нас добрыми словами увещевал, которые мы за благо приняли и на пользу нашу рассудили, и того ради в. и. в. и самодержицы все­российской, припадая стопам в. в. и потирая лицом и глазами своими, в подданство пришли. И когда от в. и. в. к нам указ пришлется с протчими рабами в. в. против неприятелей идти, тогда мы во всякой готовности службу в. в. отправим и вы­шеписаному Мамет-мурзе обещались и руку дали, чтоб с ним, Маметем-мурзою, к стопам в. и. в. государыне нашей я, ни­жайший раб, Оразак-батур, приеду и обо всем в. в. словесно донесу. А в. и. в. посланца Маметя-мурзу до весны сохранно содержим.

Я, каракалпацкий учитель Чин-ходжа, Якуп-ходжин сын, печать свою приложил.

Я, каракалпацкий же старшина Оразак-батур, печать свою приложил.

При том письме две чернильные печати, в которых изобра­жены имена их.

(1731 г. ноября...)

Честнейший и почтеннейший великой государыни россий­ской императрицы посланец Мамет-мурза Тевкелев от нас, каракалпацких ханов Гаиб-хана и Мурат-шаиха, поздравление (слово наше) нам в каракалпацкой земле известие учинилось, что казацкие ханы и беги в подданство российской великой государыне пришли, и для разговору с вами Жин-ходжу с пятью знатными бегами к вам отправили, а над бегами глав­ным Уразак-батур, при том письме две чернильные печати, в которых изображено тако:

Гаиб-Махомет-Батыр-хан и Мурат-шах.

АВПР, ф. Киргиз-кайсацкие дела, оп. 122/4, 1732, д. 5б, л. 1—5 (копия). Опубл.: Казахско-русские отношения в XVIII—XIX веках.— Алма-Ата, 1964.— С. 37.

 

1743 г. февраль

ПИСЬМО КАРАКАЛПАКСКИХ ХАНОВ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИЗАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ О ПРИНЯТИИ ИМИ ПОДДАНСТВА РОССИИ

Перевод с татарского письма, присланного от каракалпац-кого нижнего народа, полученного тайным советником и ка­валером Неплюевым чрез посланцев их, приехавших с поручи­ком Гладышевым майя 14-го числа в лагере при устье реки Уя.

Всепресветлейшая, державнейшая великая государыня императрица Елисавета Петровна, самодержица всероссий­ская.

В. и. в. по всеподданнической присяжной должности до­носим, что мы, нижний каракалпацкий народ, четыре сана, то есть сорок тысяч, со всею морской волостью в подданство пришли и присланных Дмитрия Гладышева да Мансура Дел-нова в том не ослушались и поверили, причем просим, дабы между нами посланцы посылались, а во-первых бы, для уверения оного ж Дмитрия Гладышева да Мансура Делнова прислать, по которому могут купцы с караванами наши к вам, а ваши к нам приезжать. Мы же ныне, которые вам приятели, тех к себе приятелями, а кои неприятели, тех потому ж неприятелями почитаем и в знак нашей верности находящихся у нас российских полоненников к вам отослали, а вас просим наших посланцев немедленно возвратить. Когда приезжал к нам Мурза Тевкелев, то, хотя мы и тогда в. и. в. в подданство приклонились и триста дворов ваших подданных башкирцев с ним выступили, сверх же того триста человек купцов своих послали, которых тогда яицкие казаки убили всех, что в. и. в.небезызвестно есть, но после того как купцами, так и послами никто не ездил, а ныне с Дмитрием Гладышевым Мамана баты­ря и Полата есаула к в. и. в. отправили. Ежели нас почтить соизволите, то просим Дмитрия Гладышева к нам с теми на­шими показанными Маман батырем и Полат есаулом не за­держивая (а именно) октября месяца прислать.

Понеже между нами в средине находятся киргис-кайсаки, и хотя нас Мурза Тевкелев в бытность свою обнадеживал, что ежели от них, киргис-кайсаков, каракалпакам или от кара­калпаков им, кайсакам, чиниться будут обиды, то от всемилос­тивейшей государыни в защищение российское войско посы­латься может, но после того киргис-кайсаки нас, каракалпаков, четыре раза приезжая, разоряли, и затем в. и. в. служить недопущены. А ныне же, как по высочайшей императорской своей милости к нам с повелением прислать соизволили, то мы со всем своим почтением оное исполнили, и для того просим, дабы киргис-кайсаки в непропуске ими посланцев и караванов усмирены были, и как соизволите Дмитрия Гладышева и тол­мача Мансура с посланными нашими посланцами без за­медления возвратить, то мы и настоящего посла и три тысячи купцов и находящихся у нас российских полоненников ко дво­ру в. и. в., ежели Бог соблаговолит, прислать обещались и в том присягою утвердились, ибо, хотя Мурза Тевкелев в киргис-кай-сацкую орду к Абухаир-хану приезжал со многою казною, чрез что киргис-кайсацких биев и протчий нечувственный их народ в подданство приводил, а к нам ныне Дмитрия Гладышева без всякого награждения прислали, но мы и без того по по­велению в. и. в. сорок тысяч человек рабски в подданство пришли и, как выше показали, имеющихся у нас российских полоненников отдать обещались и в том присягою утверди­лись, а ежели с таким же почтением наших ханов, салтанов и знатных людей ко двору в. и. в. востребовать соизволите, то мы и к тому со всею нашею готовностью рады, ибо прися­гали.

Такожде просим, дабы Дмитрий Гладышев и толмач Ман-сур, как Мурза Тевкелев, награждением были неоставлены, а более все в воле вашей императорской состоит. Маман батыря да Маман Шиха, Сагыйдыка батыря, Полата есаула, Ших есаула ко двору в. и. в. при сем отправили и в том для увере­ния чернильные свои печати приложили: первая — Каип-ханова, вторая — Муратшиха, третья — Губейдуйла салта-на.

На том письме на стороне прописано: 1743 г. февраля из города Джанкента послано от каракал-пацкого Каип-хана и от протчих салтанов и знатных людей, а именно: Губейдуйла салтан, Алтай салтан, Джарык салтан, Шуна салтан, Кедай салтан, Муратших з детьми своими, Хыл-вятших, Джюманших, Хасянших, Абдуйлаших, Карабатури-ших, Шейхасан, Тнаших, Маманших, Кундай, Багатур со все­ми народами белому государю в подданство пришли против приятеля быть приятелем, а против неприятеля быть неприяте­лем и весь народ наш более в повелении состоя у Мратшиха. Переводил переводчик Емагул Гулеев.

АВПР, ф. Киргиз-кайсацкие дела, оп. 117/1, 1743, д. 1, л. 6 об.—7 (под­линник), л. 8—9 (перевод).

 

1743 г. августа 12

ГРАМОТА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ КАРАКАЛПАКСКИМ ХАНАМ, СУЛТАНАМ И СТАРШИНАМ О ПРИНЯТИИ ИХ В ПОДДАНСТВО РОССИИ

Божиею милостью мы, Елисавета Первая, императрица и самодержица всероссийская и проч., и проч., и проч.

Нашего императорского величества подданным каракал-пацкого нижнего народа Каип-хану, Урускул-хану, Муратши-ху Губейдуллы солтану и другим солтанам и старшинам и все­му народу наша императорская милость.

Нам, великой государыне, нашему императорскому вели­честву, тайный наш советник и кавалер Иван Неплюев доносил, что вы в верном подданстве нам, великой государыне, учинили присягу, которую вы и листом своим, сюда к нам присланным, подтвердили, обещаясь в том подданстве нам, великой го­сударыне, содержать себя всегда непременно, и во знак оного прислали вы в Оренбург двух человек невольников наших подданных, также обещание освободить и всех наших рос­сийских подданных, доныне у вас в неволе находящихся, и притом просите о высочайшей нашей императорской мило­сти, и с тем к нашему императорскому двору прислали вы своих посланцев: Мамат батыря Уразанова, Маманшиха Му-ратшихова, Пулата есаула.

А понеже нашему императорскому величеству небезызвест­но есть, что и в 1731 г. присланные от вас при присутствии нашего Мурзы Мамета Тевкелева в бытность оного в под­данном нашем киргис-кайсацком народе именем вашим в вер­ности к нам присягу учинили. Того ради мы, великая госу­дарыня, наше императорское величество, вашу к нам верную подданность милостиво похваляем и приемлем вас в число на­ших подданных, и обнадеживаем нашею императорскою высочайшею милостью и награждением, яко же и ныне в знак того вышереченные ваши посланцы были допущены пред наше императорское величество, причем и от уст на­ших о нашей императорской к вам милости слышать удостои­лись. И со особливым награждением отпущены к вам воз­вратно. 

И мы, великая государыня, наше императорское величество всемилостивейше уповаем, что вы, видя к себе нашу импе­раторскую милость, будете в подданстве нашем содержать се­бя всегда непоколебимо и в знак первой вашей к нам верной службы имеющихся ныне у вас в плену российских наших людей, какого б звания и веры ни были, собрав всех конечно пришлете во Оренбург, за что и действительною нашею императорскую милостью от помянутого нашего тайного советника Неплюева награждены будете. И тако, будучи вы на нашу императорскую милость благонадежные, можете от себя и в Оренбург с купечеством караван отправлять и тем пользоваться, а оный тайный наш советник яко главный в тамошнем крае командир о всем том и о прочем указ наш имеет. И о чем он указом нашим будет к вам писать или при персональном свидании словесно вам объявлять, и вам тому совершенно верить и исполнение чинить.

Елико же принадлежит до прошения вашего на наших под­данных яицких казаков, которые за неведением вашего в под­данство наше вступления, взяли в полон некоторых каракалпа­ков, и о том имеете изъясниться часто реченному тайному советнику Неплюеву, который может тех ваших пленных отыскать и к вам возвратить и впредь то яицким казакам чинить запретить.

Такой формуляр подан в Сенат при до ношении 12 авгу­ста 1743 г.

АВПР, ф. Каракалпакские дела, оп. 117/2, 1743, д. 5, л. 1—2 об. (копия).

 

1743 г.

ПРИСЯГА КАРАКАЛПАКСКИХ ХАНОВ, СУЛТАНОВ И СТАРШИН НА ПОДДАНСТВО РОССИИ

Присяга, переведенная с вышеписаных татарских листов, по которой каракалпацкие ханы, салтаны старшины1.

Аз, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом (пред святым его Евангелием), что хощу и должен своей природной и истинной всепресветлейшей державней-шей великой государыне императрице Елисавете Петровне, самодержице всероссийской, и после е. и. в. высоким закон­ным наследникам, которые по изволению самодержавной е. и. в. власти избраны будут, верным, добрым и послушным рабом и подданным быть и все к высокому е. и. в. самодержав­ству, силе, власти принадлежащие права и прерогативы и узаконения, впредь узаконяемые, по крайнему разумению, си­ле, возможности предостерегать и оборонять и в том во всем живота своего в потребном случае не щадить, и притом, по крайней мере, стараться споспешествовать все, что к е. и. в. верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может, и как я пред Богом и Судом его страшимым в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душев­но и телесно да поможет. В заключение же сей моей клятвы целую слова и Коран. Аминь.

На вышеписаных татарских листах подписки.

1. По сей присяге нижний каракалпацкий Наип-хан Ишим ханов Белому царю в подданство пришел, Коран целовал и во уверение черниличью свою печать приложил, а я, Яшнияз Ахун, по повелению Наип-хана подписался.

2. По сей присяге пред Кораном присягал и целовал, ниж­ний каракалпацкий Кунуратского роду урускул хан и во уверение печать свою приложил. По повелению же его Яшнияз Ахун подписался.

3. По сей присяге присягал каракалпацкий Губайдулла салтан и во уверение печать свою приложил. И по его по­велению Яшнияз Ахун подписался.

4. По сей присяге присягал каракалпацкий Алтай салтан, и по его повелению Яншияз Ахун руку приложил.

5. По сей присяге присягал каракалпацкий Вали салтан Наип-ханов. По его прошению Яшнияз Ахун подписался.

6. По сей присяге присягал каракалпакский Бахтиг Ирей салтан Габит-ханов и во уверение печать свою приложил, а по его велению Яшнияз Ахун подписался.

7. По сей присяге присягал каракалпацкий хан Салтан, и по его велению Яшнияз Ахун подписался.

8. По сей присяге присягал каракалпацкий Шуна салтан Гобалдуила Салтанов, и по его велению Яшнияз Ахун подписался.

9. По сей присяге присягал каракалпацкий Абулхаир сал­тан Губайдулла Салтанов, и по его велению Яшнияз Ахун подписался.

Итого: ханов — 2, салтанов —7 человек1.

9'. Нижнего каракалпацкого народа над всеми пока стоящем Наип-хане первый старшина Муратших Белому го­сударю в подданство пришел и с целованием Корана присягу утвердил в том, что Белому государю против приятеля быть приятелем, а против неприятеля быть неприятелем, а между нами б купцы и посланцы ездили беспрестанно, и во уверение того на сей присяге его, Муратшиха, чернильная печать приложена.

10. По сей присяге присягал каракалпацкий Ябинского роду Хылвятших и в том своеручно подписался.

11. По сей присяге присягал и Коран целовал, и Белому государю в подданство пришел каракалпацкий Чеманьших Муратшихов и во уверение печать приложил и своеручно подписался.

12. По сей присяге присягал каракалпацкий Ябинского роду Хусейнших. В том по его велению я, Яшнияз Ахун, ру­ку приложил. И он, Хусейнших, тамгу свою приложил такову...

13. По сей присяге присягал каракалпацкий Ябинского роду Караба Тырших. По его велению я, Ахун Яшнияз, руку приложил. И он, Караба Гадуших, тамгу свою приложил такову...

14. По сей присяге присягал каракалпацкий Ябинского роду Шаях Хасянших, в чем по его велению Яшнияз Ахун руку приложил, и он тамгу свою приложил такову. По сей при­сяге присягал каракалпацкий Ябинского роду Ишмухаммет Иребай Бирюбай ясаул и Басар батырь Алеби Базар Аткитя-рев. Сии написанные все Белому государю в подданство приш­ли и тамги свои приложили такову... И оный Яшнияз Ахун по просьбе их писал и руку приложил.

15. По сей присяге присягал каракалпацкий Хатанского роду старшина Дявлетбай батырь, в чем и тамгу свою при­ложил такову... а по его велению Ахун Ишнияз руку прило­жил.

16. По сей присяге присягали каракалпацкий Хатайского роду бий мулла Караби Байкуч-карбаев, Маилыби Джиаин-бай батырь. Ириазби Чюваубай батырь, батырь Бетби, Арак батырь, Хошман батырь, Бай Мурза батырь, Халы-бяк батырь, Уразеилди батырь, Базар батырь, Минлияк батырь, Кушкай батырь, Артаман батырь, Кукнитаиби Ирябаиби Ярлыкап батырь. Сии вышеписаные тамги свои приложили такова... И по их прошению Ахун Яшнияз руку приложил.

17. По сей присяге присягали каракалпацкий Кунурат­ского роду старшина Сеюк Дукби с пятью тысячи людьми, Бе­лому государю в подданство пришли и печать приложили... и по их прошению Ахун Яшнияз руку приложил.

18. По сей присяге присягал Кунуратского роду Баик Скарби с тысячью дворами, в подданство пришел и во увере­ние и тамгу свою приложил... А по просьбе его Ахун Яшнияз руку приложил.

19, По сей присяге присягали каракалпацкий Кунуратско-го роду Антуран, ясаул, Худай Берган Сеюндук Биев, Азанабай ясаул, Утяш батырь, Кулан бытарь, Аляркарбая Карабатырь, Кюинтей батырь в подданство пришел и подписался в том, и по просьбе сих биев и батырев Ахун Яшнияз подписался и тамгу приложил такову...

20. По сей присяге присягал каракалпацкий Кунуратского роду старшина Шамурат бий с пятьюстами дворами, и в под­данство пришли, и тамгу свою приложили такову... А по его прошению Яшнияз Ахун подписался.

Реестр присягавшим в приезд поручика Дмитрия Гла-дышева каракалпацким ханам, салтанам и старшинам.

1. Наип хан Ишим ханов.

2. Кунуратского роду Урускул хан.

Салтаны.

3. Губайдулла, вышеписаного Наип-хана большой родной брат, который в той же подписке и ханом написан.

4. Алтай

5. Вали — Наип-хановы дети.

6. Хан Урускул ханов сын

7. Шуна

8. Бахтигирей, да Губайдулла-салтановы дети

9. Абулхаир

Итого: салтанов —6.

10. По вышеписаном Наип-хане состоящий первознатней-ший старшина Муратших Ходжа, то есть главный духовный.

11. Хылвятших Его, Муратшиха,

12. Чуманших дети, роду

13. Хусейнших Ябинского

14. Карабатырших

15. Шаих Хасянших, оного ж, Муратшиха, внук.

Старшины

16. Ишмухамет Того ж

17. Ирызбай Ябинского

18. Бирюбай Есаул роду

19. Избасар батырь

20. Алебий

21. Базарь Аткитярев

22. Девлет-бай, самый главный своего роду Хатайского роду.

Того ж Хатайского роду

23. Бий Мулла

24. Караби Байкучкарбиев

25. Маилы бий

26. Джияибай батырь

27. Ириазби

28. Чувакбай батырь

29. Батрыибет бий

30. Арак батырь.

31. Хошман батырь

32. Баймурза батырь

33. Халыбяк батырь

34. Уразгильды батырь

35. Базар батырь

36. Мишляияк батырь

37. Кушка батырь

38. Куртаман батырь

39. Яртаман батырь

40. Мрюбаиби

41. Арлыкап батырь

42. Сеюндюк бий

43. Баикучкарби

44. Актуган ясаул

45. Ходой Берген Сеюк Дюкбиев

46. Азнабай есаул

47. Утяшь батырь

48. Кулаибай батырь

49. Алявкара

50. Бай Карабатырь

51. Кюите батырь

52. Шамуратби

Секретарь-канцелярист Иван Коптяжев2.

АВПР, ф. Каракалпакские дела, оп. 117/1, 1743, д. 1, л. 10а — 30 (подлин­ники), л. 31—34 (перевод).


 

Показать  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 17.09.2017 в 19:31, Kamal сказал:

И еще стоит отметить, что среди подданных Каип-хана (грамота от 1743 года), упоминаются только конраты, кипчаки и кытаи.

Показать  

Если предположить, что Нижние каракалпаки состояли из кытай-кипчаков и конратов и на момент 1743 года насчитывало 40 тысяч человек, то скорее всего мангыт-кенегесы проживали в хиве или аральских владениях, по крайней мере хивинские источники начала 18 века сообщают о каракалпакских кенегесах и мангытах, проживавших в пределах нынешнего Ходжейлийского района, о постройке ими каналов и т.д. Главным бийем каракалпаков до Айдоса был мангыт Орунбай бий, кстати, он же сторонник Айдоса в разногласиях последнего с Маман бийем кипчаком. Тут вполне возможно, что мангыт-кенегесы выступали на стороне Айдоса, когда тот вел боевые действия против аральцев, а позже все они - кытай-кипчаки и мангыт-кенегесы объединены в один Арыс. Давайте поразмышляем теперь: если те мангыт-кенегесы были узбеками и считали себя истинными аристократами, то этого объединения нынче и вовсе не существовало бы, а вот часть мангыт-кенегесов в дальнейшем запросто могли стать узбеками, а в дальнейшем они же (Амударьинский район ККР) возвращены каракалпакам взамен Навоийской области.

Я лишь размышляю и не более, так как, у Каип-хана отсутствуют мангыт-кенегесы. Также пока что загадка о родо-племенном составе 60 тысяч подданных каракалпаков Кучук ходжы, просившего китайского подданства в 1758 году. Какова у них дальнейшая судьба?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.09.2017 в 16:25, Kamal сказал:

Если предположить, что Нижние каракалпаки состояли из кытай-кипчаков и конратов и на момент 1743 года насчитывало 40 тысяч человек, то скорее всего мангыт-кенегесы проживали в хиве или аральских владениях, по крайней мере хивинские источники начала 18 века сообщают о каракалпакских кенегесах и мангытах, проживавших в пределах нынешнего Ходжейлийского района, о постройке ими каналов и т.д. Главным бийем каракалпаков до Айдоса был мангыт Орунбай бий, кстати, он же сторонник Айдоса в разногласиях последнего с Маман бийем кипчаком. Тут вполне возможно, что мангыт-кенегесы выступали на стороне Айдоса, когда тот вел боевые действия против аральцев, а позже все они - кытай-кипчаки и мангыт-кенегесы объединены в один Арыс. Давайте поразмышляем теперь: если те мангыт-кенегесы были узбеками и считали себя истинными аристократами, то этого объединения нынче и вовсе не существовало бы, а вот часть мангыт-кенегесов в дальнейшем запросто могли стать узбеками, а в дальнейшем они же (Амударьинский район ККР) возвращены каракалпакам взамен Навоийской области.

Я лишь размышляю и не более, так как, у Каип-хана отсутствуют мангыт-кенегесы. Также пока что загадка о родо-племенном составе 60 тысяч подданных каракалпаков Кучук ходжы, просившего китайского подданства в 1758 году. Какова у них дальнейшая судьба?

Показать  

узбекскои диаспоры нехватает на форуме для размышлении ,, каракалпакскои тематики ,, 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.09.2017 в 16:36, Shymkent сказал:

узбекскои диаспоры нехватает на форуме для размышлении ,, каракалпакскои тематики ,, 

Показать  

Да, но только чтоб без всяких истерик и ругачек.

Один наезжал на меня, что часть Хорезмской области отдали каракалпакам как подарок от большого брата, а когда напомнил ему про Навоийскую область, территорию которую они забрали у нас в обмен на Амударьинский район, наслушался всего. А обмен-то неравный и по масштабам территорий, и по богатствам (хотя, какая разница, нам ведь, всеравно ничего не перепадает от этих богатств).  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.09.2017 в 17:21, Kamal сказал:

Да, но только чтоб без всяких истерик и ругачек.

Один наезжал на меня, что часть Хорезмской области отдали каракалпакам как подарок от большого брата, а когда напомнил ему про Навоийскую область, территорию которую они забрали у нас в обмен на Амударьинский район, наслушался всего. А обмен-то неравный и по масштабам территорий, и по богатствам (хотя, какая разница, нам ведь, всеравно ничего не перепадает от этих богатств).  

Показать  

а вообще у вас как там насчет преподавание , тв и прочее с этим ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.09.2017 в 17:24, Shymkent сказал:

а вообще у вас как там насчет преподавание , тв и прочее с этим ?

Показать  

Слышал, что вновь ввели систему полноценного среднего образования, раньше в школах только 9 лет учились, потом копили деньги чтоб попасть в колледж т.к. в ВУЗы без колледжского образования никак не поступить, короче, программа деградации и развитие безграмотности среди молодежи шла полным ходом. Результат налицо, абсолютное большинство молодежи безграмотное и не в состоянии получить образование - нет денег, а попытки скопить очень проблемны, нет работы, лет пять юноша потаскает тяжести или подметает улицы где-то в Казахстане или России, а многие и вовсе руки опускают. Короче, загнали молодежь в тупик - очень больно мне за них.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.09.2017 в 17:51, Kamal сказал:

Слышал, что вновь ввели систему полноценного среднего образования, раньше в школах только 9 лет учились, потом копили деньги чтоб попасть в колледж т.к. в ВУЗы без колледжского образования никак не поступить, короче, программа деградации и развитие безграмотности среди молодежи шла полным ходом. Результат налицо, абсолютное большинство молодежи безграмотное и не в состоянии получить образование - нет денег, а попытки скопить очень проблемны, нет работы, лет пять юноша потаскает тяжести или подметает улицы где-то в Казахстане или России, а многие и вовсе руки опускают. Короче, загнали молодежь в тупик - очень больно мне за них.

 

Показать  

это только для каракалпаков такое или по всему Узбекистану? (колледж после вуз)

имел ввиду язык в автономии , государственный он и прочее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.09.2017 в 17:57, Shymkent сказал:

это только для каракалпаков такое или по всему Узбекистану? (колледж после вуз)

имел ввиду язык в автономии , государственный он и прочее

Показать  

по всему Узбекистану.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.09.2017 в 18:16, Kamal сказал:

по всему Узбекистану.

Показать  

ну сеичас происходят перемены в Узбекистане экономически , то что у нас было 25лет назад , страна становится открытои экономикои , поидут инвестиции благосостояние населения улучшится

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.09.2017 в 16:25, Kamal сказал:

Если предположить, что Нижние каракалпаки состояли из кытай-кипчаков и конратов и на момент 1743 года насчитывало 40 тысяч человек, то скорее всего мангыт-кенегесы проживали в хиве или аральских владениях, по крайней мере хивинские источники начала 18 века сообщают о каракалпакских кенегесах и мангытах, проживавших в пределах нынешнего Ходжейлийского района, о постройке ими каналов и т.д. Главным бийем каракалпаков до Айдоса был мангыт Орунбай бий, кстати, он же сторонник Айдоса в разногласиях последнего с Маман бийем кипчаком. Тут вполне возможно, что мангыт-кенегесы выступали на стороне Айдоса, когда тот вел боевые действия против аральцев, а позже все они - кытай-кипчаки и мангыт-кенегесы объединены в один Арыс. Давайте поразмышляем теперь: если те мангыт-кенегесы были узбеками и считали себя истинными аристократами, то этого объединения нынче и вовсе не существовало бы, а вот часть мангыт-кенегесов в дальнейшем запросто могли стать узбеками, а в дальнейшем они же (Амударьинский район ККР) возвращены каракалпакам взамен Навоийской области.

Я лишь размышляю и не более, так как, у Каип-хана отсутствуют мангыт-кенегесы. Также пока что загадка о родо-племенном составе 60 тысяч подданных каракалпаков Кучук ходжы, просившего китайского подданства в 1758 году. Какова у них дальнейшая судьба?

Показать  

тут думаю нужно определиться со статусом аральцев, кот. во многих картах того времени обозначены как "аральские узбеки". может и мангыты у вас это отколовшиеся от узбекских мангытов (кот. потерпели поражение в борьбе за власть с кунгратами)? когда мангыты впервые упоминаются как часть каракалпаков?

может вы с ними уже знакомы - тут неск. интересных данных:

http://hist.ruaussie.com/threads/karakalpaki.4517/page-11

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 19.09.2017 в 13:38, кылышбай сказал:

тут думаю нужно определиться со статусом аральцев, кот. во многих картах того времени обозначены как "аральские узбеки". может и мангыты у вас это отколовшиеся от узбекских мангытов (кот. потерпели поражение в борьбе за власть с кунгратами)? когда мангыты впервые упоминаются как часть каракалпаков?

Показать  

А вообще, сначала надо бы определиться с "узбеками" до 20 века. В 15 веке государство Абулхаира называлось узбекским улусом. В 16 веке источники указывают узбеками шейбанидов, казахов и мангытов. О дальнейших узбек-казахах знаете, а в более поздних источниках сами каракалпаки разными путешественниками указываются как отдельное племя узбеков. Вот откуда тянется "узбек". Другой вопрос, если аральцы все поголовно были узбеками в этническом смысле, а Хива была узбекским государством, то какой резон аральцам, в том числе мангытам записываться в каракалпаки. Каракалпаки на тот момент по сути были побежденным хивинцами народом и зачем бывшим узбекам (аральцам) понадобился статус побежденных?!

На форуме был юзер Полат, мой земляк, который знал свое родословное. Он из рода Темирходжа-Мангыт, по его словам предки пришли в Ходжейли около 400 лет назад как мангытское военное сословие, стало быть, хивинские источники начала 18 века верно указывают о наличии каракалпаков в окрестностях Хивы, хотя основная масса каракалпаков в этот период находилась в Туркестане. И даже, зачем далеко ходить, есть "шежире" Бердаха, есть сообщения Гребенкина и другие косвенные сообщения, указывающие о пребывании каракалпаков в Хиве еще в более ранние периоды. 

Во второй половине 18 века, после упразднения ханской власти, каракалпаками управлял Орунбай бий из племени мангыт, из чего можно предположить, что возможно мангыт-кенегесы подтянулись к Нижним каракалпакам с военной помощью, когда у них началась война с Абулхаиром. Недаром каракалпаки называют численность своих войск до 40 тысяч (а численность самих Нижних каракалпаков всего 40 тысяч). Кроме того, в источниках есть текст беседы каракалпакских бийев с русскими послами, один из эпизодов их рассказов гласит: "4 декабря между протчих разговоров объявил ему, Гладышеву, каракалпаченин Калветь-Ших: ежели де прикажет ему ея императорское величество привести к российскому подданству Бухары и Ташкент и Хиву, то де оные городы в подданство приведет". Значит, связи каракалпаков с этими ханствами, по крайней мере на момент 1743 года, были.

Недавно мне попалась одна статья о каракалпаках, писал явно не каракалпак. Он пишет, что в восстаний 1855-56 годов, Арыс Онторт уру, ведя успешные боевые действия совместно с предводителем Ерназар Алагозом, в последнем этапе не только отказался от дальнейшей борьбы, но даже в составе хивинских войск участвовал в подавлении восстания Ерназар Алагоза (Арыс Конрат), а Ерназар Кенегес сам лично пленил Зарлык торе и привел к хану, где его казнили. Только неизвестно, откуда такие сведения?! Насколько мне известно, Ерназар Кенегес, посланный Зарлыком торе к хивинскому хану на переговоры, просто струсил, что живым не уйдет и выдал хивинскому хану все секреты Ерназар Алагоза (численность войск, место нахождения, сильные и слабые стороны и т.д.), но против Арыса Конрат не пошел войной, но вполне возможно, что каракалпакские историки эти моменты обошли стороной, ведь Арыс Онторт уру не только мангыт-кенегесы, но еще и кытай-кипчаки. А самое главное, и после этих событий они остались каракалпаками. А вполне возможно, что разделение на хивинских и каракалпакских мангыт-кенегесов произошло после этих событий. Именно представители Арыса Онторт уру, после подавления восстания удостоились всяких наград и поощрений, стали ближе к хану, а после революции остались вне территории ККАО, приняв единое самоназвание населения УзССР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 19.09.2017 в 16:34, Kamal сказал:

1. А вообще, сначала надо бы определиться с "узбеками" до 20 века

2. Недавно мне попалась одна статья о каракалпаках, писал явно не каракалпак. Он пишет, что в восстаний 1855-56 годов, Арыс Онторт уру, ведя успешные боевые действия совместно с предводителем Ерназар Алагозом, в последнем этапе не только отказался от дальнейшей борьбы, но даже в составе хивинских войск участвовал в подавлении восстания Ерназар Алагоза (Арыс Конрат), а Ерназар Кенегес сам лично пленил Зарлык торе и привел к хану, где его казнили. Только неизвестно, откуда такие сведения?! Насколько мне известно, Ерназар Кенегес, посланный Зарлыком торе к хивинскому хану на переговоры, просто струсил, что живым не уйдет и выдал хивинскому хану все секреты Ерназар Алагоза (численность войск, место нахождения, сильные и слабые стороны и т.д.), но против Арыса Конрат не пошел войной, но вполне возможно, что каракалпакские историки эти моменты обошли стороной, ведь Арыс Онторт уру не только мангыт-кенегесы, но еще и кытай-кипчаки. А самое главное, и после этих событий они остались каракалпаками. А вполне возможно, что разделение на хивинских и каракалпакских мангыт-кенегесов произошло после этих событий. Именно представители Арыса Онторт уру, после подавления восстания удостоились всяких наград и поощрений, стали ближе к хану, а после революции остались вне территории ККАО, приняв единое самоназвание населения УзССР.

Показать  

1. тут у меня узбеки не в современном понимании.

2. я слабо знаком с историей Хивы. но вот эти вот мангыты могли разделиться с мангытами, кот. делили престол Хивы с конгратами (т.е. с узбекскими), в недавнее время или это все же разные мангыты как например бухарские?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 20.09.2017 в 17:58, кылышбай сказал:

1. тут у меня узбеки не в современном понимании.

2. я слабо знаком с историей Хивы. но вот эти вот мангыты могли разделиться с мангытами, кот. делили престол Хивы с конгратами (т.е. с узбекскими), в недавнее время или это все же разные мангыты как например бухарские?

Показать  

1. Да, это сложный вопрос, но почти все каракалпаки, проживавшие на территории Узбекистана до 1936 года, в последующем удивительным образом исчезли. Несколько десятилетий позже также исчезли и каракалпаки, проживавшие на территории нынешней Навоийской области РУз (бывшая территория ККАССР). Стало быть они также стали современными узбеками. Правда, еще есть порядка 50 тысяч каракалпаков, но это уже последнее поколение.

2. История Хивы это история ханов, все сочинения писались под их диктовку, их восхваляли, все победы присуждали им и т.д. и т.п. Нам, каракалпакам легче что-то разобрать в этих сочинениях, так как, народ еще помнит историю хотя бы последних двух столетий, так как проживали в этом ханстве. "Шежире" Бердаха более правдивее, чем все сочинения Хивы, он еще в середине 19 века расписал названия всех наших племен и родов, а также дал короткую справку по ним. В предыдущем сообщении в качестве примера я выкладывал текст одной беседы (с Гладышевым) про Бухару, Ташкент и Хиву. Здесь имеется в виду каракалпаки, проживавшие в этих ханствах, которые также примут российское подданство вместе с Нижними каракалпаками. При правлении Ишим Мухаммеда его главная политика была собрать всех разрозненных каракалпакских племен в Центр, ближе к себе и по его указке кипчак Оразак батыр собирал народ и первым делом он ездил в Аральские владения (кто-то пришел, а кто-то остался), такую же политику вел и Каип хан, он отсылал в отдаленные уголки Маман батыра (сына Оразака, который после разгрома от казахов пытался уйти с аральцами в российское подданство), тоже кто-то пришел, а кто-то остался на своих обжитых местах. А уговор был такой, собрать всех каракалпаков и принять российское подданство. Потому и в тех ханствах, оставшиеся люди ждали, как у Каип хана наладятся дела. Это я пишу, чтоб Вы поняли, что и в Хиве каракалпаки проживали издавна, поэтому "аральских узбеков" приравнивать к узбекам как уже сложившемуся этносу в корне неправильно. Что касается каракалпакских мангытов, то они себя обозначают разными цветами - черные, желтые, серые и еще есть отделение сирот. Я не из племени Мангыт, может многого о них незнаю, но однозначно это сборное племя, кто-откуда пришел, могли бы дать только сами мангыты. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 21.09.2017 в 17:56, Kamal сказал:

1. Да, это сложный вопрос, но почти все каракалпаки, проживавшие на территории Узбекистана до 1936 года, в последующем удивительным образом исчезли. Несколько десятилетий позже также исчезли и каракалпаки, проживавшие на территории нынешней Навоийской области РУз (бывшая территория ККАССР). Стало быть они также стали современными узбеками. Правда, еще есть порядка 50 тысяч каракалпаков, но это уже последнее поколение.

2. История Хивы это история ханов, все сочинения писались под их диктовку, их восхваляли, все победы присуждали им и т.д. и т.п. Нам, каракалпакам легче что-то разобрать в этих сочинениях, так как, народ еще помнит историю хотя бы последних двух столетий, так как проживали в этом ханстве. "Шежире" Бердаха более правдивее, чем все сочинения Хивы, он еще в середине 19 века расписал названия всех наших племен и родов, а также дал короткую справку по ним. В предыдущем сообщении в качестве примера я выкладывал текст одной беседы (с Гладышевым) про Бухару, Ташкент и Хиву. Здесь имеется в виду каракалпаки, проживавшие в этих ханствах, которые также примут российское подданство вместе с Нижними каракалпаками. При правлении Ишим Мухаммеда его главная политика была собрать всех разрозненных каракалпакских племен в Центр, ближе к себе и по его указке кипчак Оразак батыр собирал народ и первым делом он ездил в Аральские владения (кто-то пришел, а кто-то остался), такую же политику вел и Каип хан, он отсылал в отдаленные уголки Маман батыра (сына Оразака, который после разгрома от казахов пытался уйти с аральцами в российское подданство), тоже кто-то пришел, а кто-то остался на своих обжитых местах. А уговор был такой, собрать всех каракалпаков и принять российское подданство. Потому и в тех ханствах, оставшиеся люди ждали, как у Каип хана наладятся дела. Это я пишу, чтоб Вы поняли, что и в Хиве каракалпаки проживали издавна, поэтому "аральских узбеков" приравнивать к узбекам как уже сложившемуся этносу в корне неправильно. Что касается каракалпакских мангытов, то они себя обозначают разными цветами - черные, желтые, серые и еще есть отделение сирот. Я не из племени Мангыт, может многого о них незнаю, но однозначно это сборное племя, кто-откуда пришел, могли бы дать только сами мангыты. 

Показать  

что за калмак род у вас, это потомки калмак?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...