Перейти к содержанию
Arsen

Новейший этногенез в Идель-Урале

Рекомендуемые сообщения

Как бы то ни было - уважаемые башкирские...милятисты - вот такими матераилами вы отталкиваете татар - пытайтесь найти общие точки соприкосновения...

А такими материалами, которые выходят не на каком-нибудь форуме, а во всех центральных газетах Татарстана ВЫ не отталкиваете, не гнобите башкир?

http://tatarica.yuldash.com/index.php?article=164

http://tatarica.yuldash.com/index.php?article=163

http://tatarica.yuldash.com/tr_index.php?link=133

http://tatarica.yuldash.com/tr_index.php?link=134

http://tatarica.yuldash.com/tr_index.php?link=90

http://tatarica.yuldash.com/tr_index.php?link=89

http://tatarica.yuldash.com/tr_index.php?link=82

просто можно позавидовать тому энтузиазму и той энергии с которой "татарские любители башкирской дружбы" издаются в газетах РТ.

Увераю вас, у нас в республиканских СМИ нет такой ненависти к татарами какая есть у вас в к башкирам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сколько башкир демских башкир, мензелинских башкир, илишевских башкир говорли, вот нас в переписи 1989 г. записали нас татарами, башкирские школы закрыли, ввели обучение на татарском языке и т.д.

На полном серьезе!!!

Точно - точно!

Вот захотел илишевский башкир Ралиф Сафин (еще и женатый на мензелинской башкирке из Бугульмы) баллотироваться в президенты РБ, так какую компанию развернули в прессе, что давно уже нет таких башкир, а есть коварно замаскировавшиеся известно кто...

Надо, надо Муртазе Губайдулловичу разобраться со своими идеологами - зачем они вразрез с официальными лозунгами свои настоящие взгляды обнародуют?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну то, что Сафин оказался башкиром это сугубо лично его дело.

Вопрос назревает, к чему это тогда в основном татарская общественность стала поддерживать "илишевского башкира".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про "татарскую общественность" это уход от проблемы. Так почему же все-таки провели кампанию что нет таких башкир?

"так какую компанию развернули в прессе, что давно уже нет таких башкир, а есть коварно замаскировавшиеся известно кто..."

Речь как я понял шла вообще о башкирах, а не только о Сафине.

Или у вас когда власти надо - башкир, не надо - замаскировавшийся татарин. Непонятно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По мнению директора Института истории, языка и литературы

Западный Башкортостан находиться в зоне влияния татарской культуры.

Еще недавно здесь в 1897 г. было 8% татар, как к 1989 г. их в западных районах РБ стало от 50% до 70%. В это время не зарегестрировано "великого пересиления народов". На лицо "отатаривание" башкирскогой населения.

"так какую компанию развернули в прессе, что давно уже нет таких башкир, а есть коварно замаскировавшиеся известно кто..."

- а на счет этого, если и была такая компания, я по крайне мере про нее не слышал, то она была проведена исключительно против кандидатуры Сафина, многим в республике не хотелось бы, что бы пришел человек со стороны, который ничего не ведает в делах Республики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... была проведена исключительно против кандидатуры Сафина....

...башкирские школы закрыли, ввели обучение на татарском языке...

Ot bik aybat! Mengnar qara xaliq bulsa - uzebezneke, har ber kes`e aerim - tugel!

Про школы - статистики нет, но вот такие фактики. В полусотне км от Уфы вверх по Агидели есть во-первых Бишауыл -Ун,гар ауылы (rusca - Бишунгарово) Школа там была до 70-х башкирская. Более того, учителями в ней побывали чуть ли не половина Союза писателей БАССР. Так вот, там башкирского не вводят, хотя большинство населения - табынцы.

Рядом Сахай авылы, школа была татарская. в 90-е пробили факультативно татарский. так с 1 сентября 2002 г. сделали обязательно и при этом башкирский. И это массовое явление.

И кто всерьез поверит, чте где-то в РБ было наоборот? ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще надо вводить повсеместное ппреподование башкирского языка, как Государственного.

Многие участники форума наверно еще удивились узнав, что в Башкортостане татары обычаются на своем родном языке, и не желают изучать башкирский язык.

Им все и школы, и газеты, и передачи, так они еще и требуют придания их языку статуса Государственного.

В Кыргызстане аналогичная ситуация, узбеки составляют 15% от общего населения (кыргызы 55%) на юге узбеков достаточно. Так они начинают кричать, что мол их права ущемляются, дайте узбекскому языку статус Государственного и так далее.

Закон на нашей стороне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тимур, я тоже сочувствую, что башкирские дети, в отличие от татарских, не хотят учить родной язык.

Поэтому, надо определяться, или во всех школах изучают определенное количество часов башкирского (как это сделано в РТ с татарским + факультативно, по желанию родителей другой). Или прекратить порочную практику избирательного подхода - марийский, чувашский, удмуртский, украинский можно изучать, а вместо татарского извольте учить только башкирский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тимур, я тоже сочувствую, что башкирские дети, в отличие от татарских, не хотят учить родной язык.

Где ты прочитал, что башкирские дети не желают изучать свой родной язык, в отличии от татарских?

Вот я и говорю, везде повсеместно надо ввести оябзательное изучение башкирского языка, как Государственного.

А татарский ввести, как дополнительный язык обучения, как в РТ башкирская школа.

В г. Набережные Челны в РТ в башкирской школе дети изучают обязательные русский и татарский и дополнительно башкирский, плюс иностранный. Итого 4 языка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не только читал, но и знаю, что (см. вышеприведенный пример хотя бы) башкирский язык сами учителя - родители почти нигде не вводят и не просят (по крайней мере в Центральной и Северо-западной частях), но РОНО очень любят приказным порядком менять факультативный татарский (введенный по просьбе родителей) на обязательный башкирский.

Думаю, если бы в Кыргызстане киргизские дети ничего кроме русского языка бы не учили, корейским бы разрешали учить корейский, а узбекам запрещали бы учить узбекский, заставляя учить только кыргызский, была бы такая же ситуация.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не только читал, но и знаю, что (см. вышеприведенный пример хотя бы) башкирский язык сами учителя - родители почти нигде не вводят и не просят (по крайней мере в Центральной и Северо-западной частях), но РОНО очень любят приказным порядком менять факультативный татарский (введенный по просьбе родителей) на обязательный башкирский.

Глубоки же твои познания среди башкирской общественности...

Мне по роду свое деятельности ни разу не приходилось слышать о таких "насильных" методах РОНО, как раз таки разговор заходит порой об введении преподавания башкирского языка среди башкирских школ, по волею судьбы в 1987-89 гг. попавших под "татаризацию".

1987 г. Лигачев, второй секретарь ЦК КПСС высказался о том, что излишне идет преподавание башкирского языка в БАССР, а наш ОбКОМ взял это дело под исполнение и тут же начали переводить бащкирские школы в татарские, оттого и итоги переписи 1989 г. неверны.

Меня удивляет твой уровень владения информации, ладно для меня это работа я хоть чуть-чуть езжу по стране, по республике, общаюсь с работниками министерства образования, а ты как можешь утверждать о даных фактах не выезжая из г. Уфы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне по роду свое деятельности ни разу не приходилось слышать о таких "насильных" методах РОНО, как раз таки разговор заходит порой об введении преподавания башкирского языка среди башкирских школ, по волею судьбы в 1987-89 гг. попавших под "татаризацию".

Это у них там такой подход. Якобы нет никаких насильных методов к татарам. Но если ты татарин, которого объявили татаризованным башкиром, то берегись! За тебя решат какой язык изучать в школе твоим детям и кем ты должен себя считать. Вот такая политика еще с советских времен.

Вообще не понимаю всего этого. Ну пытаются башкиризовать татар. Неужели же татары станут башкирами, даже если кто-то и в паспорте запишется башкиром, чтобы как в советское время поддержать башкир, которых в республике меньше 25% и чтобы республику не "прикрыли"? В статье которую привел Аскер все четко сказано:

а) о высоком этническом статусе русских;

б) о стремлении башкир и татар в своем восприятии одинаково оценивать свой этнос и высокостатусную иноэтническую группу"

Поэтому никогда никакая башкиризация не башкиризует ни одного татарина. Вот если бы русификаторская политика проводилась бы на таком же уровне, то она, к сожалению, дала бы результаты.

А попытка башкиризовать татар бессмысленна и является лишь жестом отчаяния.

http://forum.tatar.info/index.php?showtopi...t=30entry1606

Дмитрий Горенбург. Изменения в этническом самоопределении в башкортостане: из татар в башкиры и обратно

Дмитрий Горенбург, доктор политологии, Принстонский университет, США

Дается в сокращении, в переводе с английского языка.

Политика в отношении переписи населения и давление государства. Колебания в пользу причисления людьми себя к башкирской этнической группе в переписях 1959 и 1979 годов могут быть в значительной мере объяснены тактикой правительства в трактовке вопросов переписной анкеты, что можно назвать формой административного давления на респондентов с целью заставить их указывать себя башкирами. До переписи 1959 года башкирское правительство проводило пропагандистскую кампанию, утверждая, что вопрос об этнической принадлежности относится к этническому самоопределению, которое не зависело от родного языка. Если эти два параметра не совпадали, то от респондентов требовал и, чтобы они записывались представителями той этнической группы, к которой они относили себя сами (Кузеев, 1994, с. 122). Эта политика шла вразрез со сталинской концепцией этнической принадлежности, которая утверждала, что этническая группа может обладать лишь одним родным языком (Сталин, 1994, с. 19). Эта кампания была повторена и в более поздних переписях. Она была направлена на то, чтобы не допустить того, чтобы татаро-говорящие башкиры записывались татарами en masse (в массе). Более того, центральное правительство требовало от местных правительств, чтобы была установлена «квота» башкир. Результаты, которые не доходили до квоты, возвращались местным администрациям для пересмотра, что привело к тому, что один местный чиновник сообщил, что он приложил все усилия, но в его районе найти еще башкир было уже просто невозможно. Такой квоты в 1970 году не потребовали, что привело, согласно результатам переписи этого года, к некоторому откату в пользу татарской этнической группы. Наконец, на основе своего анализа этнического состава деревень Коростелев (1994, с. 78) отмечает, что за резким колебанием в пользу башкирской этнической группы, отмеченным в ходе переписи 1979 года, стояло давление со стороны тех, кто нес ответственность за проведение переписи, и даже фальсификации на окраинах, хотя он и не приводит никаких доказательств в пользу наличия таких действий.

Институты. Советские институты внесли свой вклад в образование тенденции в пользу башкирской этнической группы в 1959—1979 годах. Преимущества от принадлежности к титульной этнической группе приумножались на всем протяжении этого периода. От татарских писателей требовали, чтобы они публиковали свои книги на башкирском языке, людям искусства говорили, что они смогут добиться успеха лишь в том случае, если будут указывать себя башкирскими художниками или музыкантами. Татарам было трудно стать правительственными чиновниками или руководителями предприятий. В такой ситуации не только башкирам было неразумно менять свою этническую принадлежность в пользу татарской этнической группы, но и тысячи татар стали указывать себя в официальных документах башкирами (Кульчик, 1992, с. 37). Размах этого явления даже после массового перехода в пользу татарской этнической группы в ходе переписи 1989 года может быть продемонстрирован исследованием, проведенным в Бу-раевском районе в 1990 году. Это исследование показало, что 43% от общей численности населения указали себя в официальных документах башкирами. Такое же количество людей указали себя татарами. В ответе на вопрос относительно своего этнического самоопределения более половины башкир «по паспорту» заявило, что в действительности они воспринимают себя как татар, несмотря на их официальное обозначение. Таким образом, 24% населения были официально указаны башкирами, даже несмотря на то, что сами себя они причисляли к татарам («Вечерняя Уфа», 24 августа 1990 года).

Каким образом могли произойти такие изменения в обществе, где этническая принадлежность людей казалась жестким образом привязанной к этнической принадлежности родителей? Прежде всего, местные чиновники имели значительную свободу действий в том, чтобы добиваться выполнения требования о том, что этническая принадлежность детей должна соответствовать этнической принадлежности их родителей. В таком регионе, как Башкортостан, где администрация стремилась к тому, чтобы увеличить число башкир в общей численности населения, чиновники, регистрировавшие рождение детей, зачастую закрывали глаза на то, почему родители, будучи татарами, записывали своих детей башкирами. Более того, татар подстрекали к тому, чтобы они указывали себя башкирами при вступлении в коммунистическую партию. Партийные лидеры были только рады изменять соответствующие документы, удостоверяющие личность, чтобы отразить такие изменения в этнической принадлежности («Советская Башкирия», 29 ноября 1989 года). Несмотря на проводившуюся по всему Советскому Союзу официальную политику, утверждавшую, что этническая принадлежность человека должна совпадать с этнической принадлежностью по крайней мере одного из родителей, республиканские лидеры создавали условия, позволявшие местным чиновникам игнорировать это требование.

Языковая политика в 1989 г. Последовательная двойственная политика, описанная в предыдущих разделах, привела к желаемым результатам, оказывая свое действие на протяжении нескольких десятилетий. В 1989 году она потерпела крах из-за ряда факторов. Во-первых, процесс демократизации и реформы Горбачева, делавшие упор на личные заслуги, привели к тому, что привилегии, предоставлявшиеся на основе этнического происхождения, стали сомнительными с точки зрения морали — многие из них были отменены. В силу этого многие татары, когда-то сменившие свою этническую принадлежность в пользу башкир по причинам целесообразности, вновь вернулись к своей прежней татарской этнической принадлежности. Во-вторых, демократизация привела к тому, что правительству стало труднее оказывать давление и проводить кампании, направленные на то, чтобы убеждать татар указывать себя башкирами. Это привело к тому, что многие татары, указавшие себя башкирами под давлением со стороны местных руководителей или переписчиков, вновь возвратились к своему прежнему этническому обозначению (Исхаков, 1993, с. 36). Обе эти группы состояли из людей, которые в действительности никогда не меняли своей этнической принадлежности, изменяя свое этническое обозначение, использовавшееся только для общественного употребления.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не понимаю о чем разговор.

Если Вы и Ваш профессор утверждают о том, что невозможна насильственная запись того или иного татарина башкиром. Тогда естественно Вы должны признать, что насильно башкирами их никто не записываться не заставлял.

Просто в определенный момент в определенном месте стало модно быть башкиром. Вот и потянулись к данному этносу "некий средний пласт", который кстати был записан татарами в переписи 1989 г.

Этот средний пласт - "дуалистичний этнос" проживает на северо-западе Башкортостана, в Пермской области и Свердловской области.

Башкир этого региона "дуалистичным" же этносом сделало сильное влияние в данном регионе татарской культуры, в первую очередь посредством религии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не в тему .... Но почитайте вот это. Это происходит сейчас. Непонятно что творится.

"В дни, когда страна праздновала Конституцию, и чуть-чуть накануне в Башкирии случилось очень интересное событие, там побили, видимо, какого-то офицера ОМОНа, и в результате в городе Благовещенске, где собственно этого офицера и побили, случились массовые зачистки."

.........

http://www.echo.msk.ru/programs/code/33687/

Массовые зачистки прошли в Благовещенске

http://bashnews.ru/modules.php?op=modload&...order=0&thold=0

Loqman, что у вас там творится. Дайте какие-нибудь комментарии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Начальник милиции Благовещенска Марат Бикбулатов был отстранен от должности, а на его место назначен Ильдар Рамазанов, который более энергично относится к своей работе, и пытается навести порядок в городе. В этом деле ему и понадобилась помощь республиканской милиции, и в частности ОМОНА."

и там же

"Напомним, что 8 декабря в Благовещенске были зафиксированы массовые хулиганские действия по отношению к сотрудникам милиции. Толпа молодых людей жестоко избила пятерых сотрудников ГРОВД. Трое милиционеров были госпитализированы. По данному факту Прокуратурой РБ было возбуждено уголовное дело по статье 318 части второй УК РФ. Следствием было установлено, что зачинщиков беспорядков было трое. В день совершения преступления один из подозреваемых был задержан. Двое других находятся в розыске."

Непонятно зачем республиканский ОМОН? Одного из зачинщиков и так задержали, двое остальных надо полагать известны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всем привет

С наступающим 2005.

Я тут вижу татары с бащкирами продолжают выяснять отношения.

Кто круче. ;)

Бывая в Республике, подмечал, что ППСники и Гаишники в основном представители моей национальности. А у нас в оренбуржье после русских вторые по численности сотрудники правохранительных органов - Казахи

Уж не генетическая это предрасполженность доставшаяся от предков, иметь добавочный продукт в виде изъятия излишков у оседлых соседей? ;)

А вообще мои татарские братья: Записывать всех светлых башкир в татары. Это слишком. НЕ по соседски как то.

Я вообще похож на уйгура, а мой отец то ли таджика то ли татарина, а мать на казашку, троюродный брат на немца (в 20 веке татар и русских в роду не было, может раньше? Возможно)

Все слишком запутано.

Мои башкирские братья

Ну не надо всем тыкать про ариев( туранцев)

Дела давно минувших дней

Кто кого когда угнал переселил

В конце концов в через великие ворота народов кто только не проходил и не следил.

Может и адам тут побывал и чего оставил кто знает Фотографий тогда не изобрели.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, на счет предрасположенности татар к милиции

по итогам поступления в школу МВД в г. Уфе на 2004 г. среди абитуриентов было примерно - 40-50%татар и 10-12% башкир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

нДа! Межнациональные браки, оказывается, не основаны на любви, т.к. сам их факт говорит о незрелости личности. Бред сивой кобылы, уважаемые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Марсель АХМЕТЗЯНОВ, доктор филологических наук / "Звезда Поволжья" №47-49 (2003), 2-3 (2004) . пропущен №1 (2004)

О чем пишут учебники в Башкортостане

2004-12-14

В силу ряда причин история татарского народа вплоть до настоящего времени остается слабоизученной проблемой. Данный недостаток исторической науки обусловлен несколькими причинами и имеет многие негативные последствия.

1. Одна из этих причин кроется в национальной политике России в отношении ее нерусских народов. Она сводится к первоначальному уничтожению этнического самосознания народа с дальнейшим полным обрусением его на последующем этапе. Данная политика в советское время велась под вывесками "интернационализма", "интернационального общества", "дружбы народов", "единения народов СССР" и др. В Российской Федерации цель ассимиляции нерусских народов русскими в последние годы даже не скрывается, и осуществляются конкретные действия по проведению этих планов (отмена графы в паспортах и т.д.).

2. Для размывания национального самосознания применяются различные негуманные, ненаучные идеологические концепции, суть которых направлена против многообразия мира, материалистической философии.

Для этой цели, например, выдвигаются сумбурные, лишенные научной основы, искаженные концепции этнической истории, которые служат расколу определенной исторической общности - нации. Таков метод демонтажа нации, предложенный московскими этнологами. Сюда же можно отнести насильственные методы лишения людей возможности получения образования на родном языке под лицемерным предлогом "по желанию родителей", ограничение использования национальных языков в сфере радиотелевизионных передач, в издании книг и т.д.

3. Продолжение политики уничтожения малых наций в течение нескольких десятилетий наблюдается и в ранжированном отношении к нациям и народностям, относящимся к различным культурным, языковым и религиозным системам. А также насаждение через учебники и пропагандистскую литературу вражды к татарскому народу со стороны его исторических соседей. Специалисты, занимающиеся вопросами этнической истории, из среды самих татар почти не готовились. И поэтому односторонняя кампания искажения прошлого татарского народа продолжается как в учебниках, так и в научно-популярной литературе, издаваемой в Москве, а также в Уфе. Эти искажения разнообразны по своей форме и отражены не только в книжной продукции, но и в периодической печати. Московские авторы продолжают повторять старые небылицы прежних великодержавных русских авторов о татарах. Суть их в том, что теперешние татары - это остатки диких татар-монголов, угнетавших прежде Великую Русь, и что все неурядицы в жизни России от татар. В продолжение этого уфимские историки также не отстают в политике искажения прошлого татарского и башкирского народов, тем самым дополняют продукцию столичных коллег. В данной статье мы не ставим задачу вести полемику с огромной пропагандистской машиной

Москвы и других идеологических центров. Однако по мере своих возможностей будем отвечать искажателям истории из Уфы и считаем себя вправе делать это.

Судьба татар Приуралья без их волеизъявления в 1922 году декретом ВЦИК "О расширении границ Автономной Башкирской Советской Социалистической Республики" от 14 июня 1922 г. была предрешена коммунистическим центром и, стало быть, московской стороной она была увязана с башкирами. Последствия нарушения прав татароязычного населения Башкортостана этим постановлением ВЦИК окончательно проявились в конце XX века в виде их насильственной башкиризации. Руководство Башкортостана этнократического характера использует для оправдания своих противоправных действий башкирских ученых-историков, литературоведов, философов и др.

Силами этих исследователей за последние десять лет подготовлены около сотни учебников, учебных пособий для общеобразовательных школ республики. Ими же написаны идеологизированные учебники для татароязычных школ Башкортостана. Как известно, эти учебники отправляются в башкирские и татарские школы Челябинской, Пермской, Свердловской областей и др.

Теперь посмотрим, что излагается в этих идеологизированных учебных пособиях по истории Башкортостана.

Учебники по истории, исходя из их идентификации, можно разделить на три группы: хрестоматии, основные учебники, книги для чтения и обязательная литература по программе. Данные пособия и учебники написаны на русском, башкирском и татарском языках.

Вкратце проследим этот исторический материал относительно второго по численности народа Республики Башкортостан - татар.

Книги, изданные по истории, почти все посвящены истории Башкортостана, однако все они относятся только к истории башкир.

Проследим структуру первого тома "Хрестоматия по истории Башкортостана". Часть первая. Документы и материалы с древнейших времен до 1917 года. Утвержден Министерством народного образования Республики Башкортостан. - Уфа. "Китап", 1996.

Хрестоматия построена по хронологической последовательности. Однако, открыв первую главу книги, в глаза бросается удивительный термин - "Древний Башкортостан". С древнейших времен до середины XVI в. Это что такое? Неужели республика, впервые образованная в 1919 г., была известна в век палеолита? :) Это "открытие" группы историков во главе с доктором исторических наук И.Г. Акмановым. Само собой разумеется, тогда уже были и башкирские мамонты, башкирские лошади, запечатленные древними башкирскими художниками на стенах Каловой пещеры. Теперь уже понятно, почему некоторые башкирские философы претендуют на отцовство англосаксам... Оказывается, основа этой сенсации была заложена в данной хрестоматии. Нужно подчеркнуть, что древние археологические культуры в хрестоматии изложены лаконично, но здесь не отражается положение края в составе Волжской Булгарии, Золотой Орды, Ногайской Орды и Казанского ханства. Разве в эти века край являлся каким-то "диким полем"?

Составители включили в сборник довольно много интересных письменных сообщений о древних башкирах, извлеченных из арабских источников. Однако эти факты для читателей не понятны, т.е. не прокомментированы. Взять только сообщение Абу-Заид ал-Балхи о разделении "башджар" на два племени. Одно находилось на Южном Урале, а другое где-то на Дунае. Данные ал-Балхи (также Ион Фадлана) свидетельствуют, что башджары начала X в. есть угорские предки современных венгров. И по вере они не были тюрками. И угры с берегов Иртыша в течение нескольких веков до их перехода на оседлость вели кочевой образ жизни. В пользу угорского происхождения башкир Южного Урала и верховьев Камы свидетельствуют и другие письменные источники ХIII - XV вв. Что касается выдержек из трудов историков, археологов, этнографов 3. Валиди, Р.Г. Кузева, В.Н. Витевского, Н.В. Бикбулатова, Н.А. Мажитова, А. Султановой, они просто плоды конъюнктурных заблуждений относительно этнической принадлежности древних башкир и их территориального размещения.

Полевые этнографические материалы Филоненко и СИ. Руденко также свидетельствуют в пользу угорского происхождения этнических башкир (иштяков). Имеются в виду особенности жилища башкир - шалашей и бревенчатых юрт. Войлочные юрты - это наследие татар Ногайской Орды.

В хрестоматии приведены очень сомнительные по происхождению сведения о принятии ислама башкирами. Однако принятие какой-то частью башкир (венгров) ислама известно, но это было уже не на Урале...

Раздел второй хрестоматии охватывает документы по "Башкортостану" феодального периода и истории присоединения к Русскому государству.

В данной части составители опираются на труды историков Н.М. Карамзина и П.И. Рычкова, которые датируют вхождение "Башкортостана" в состав Русского государства с 1553 - 1554 по 1557 гг. Эта дата является весьма спорной. Тем более еще указывается территория западной и северо-западной частей современного Башкортостана, которые прежде были владениями Казанского ханства, а потом вошли в состав Ногайской Орды.

Например, английский путешественник А. Дженкинсон, побывав в Казани в 1557 г., утверждает, что граница Ногайской Орды проходила по руслу р. Камы. Даже при Строгановых в 1579 г. южнее Перми русских крепостей и поселений не было, "Беловежской землей" владел ногайский эмир, а город Уса был основан вышедшими из Биляра людьми из татарского племени "минг".

Русское подданство, возможно, могли добровольно принять иштяки (башкиры), жившие в верховьях Камы (видимо, г. Чердынь), которые являлись плательщиками ясака Казанскому ханству. Видимо, там же жили и роды некоторых татарских племен мине, табын и другие (из Ногайской Орды). Вот они, возможно, и приняли русское подданство, а не Ногайская Орда Приуралья. Недаром даже в 1629 году число принявших русское подданство иштяков (башкир) не превышало 888 дворов.

В хрестоматии не нашлось места документам по истории Ногайской Орды, которая господствовала в крае с 1400 по 1650 гг. Этот факт является грубым и преднамеренным топорным искажением исторической действительности. Зато конкретно представлены источники второй половины XVII-XVIII веков, периода интенсивной колонизации Приуралья после разгрома калмыками ее хозяина - Ногайской Орды. Русской администрации нужна была первоначальная опора на местах, чтобы удержать за собой легко добытые земли. В этот момент без привлечения населения бывшей Ногайской Орды на сторону русской колониальной власти с помощью каких-либо "пряников" обойтись было невозможно. Со времен царя Алексея Михайловича многие фамилии получили грамоты на земли как собственность, что видно из легенд некоторых письменных шеджере. И по этой причине многие татарские мурзы к середине XVII века перешли в служилое башкирское сословие. Иначе быть и не может, так как иштяки (башкиры) не имели класса мурз, притом мурзы в основном относятся к фамилии эмира Эдигея. Термин мурза вряд ли еще мог превратиться в собственность иштяков.

В документах встречается двоякое употребление термина башкир, башкирец, башкирцы. Здесь возникает вопрос, не применялся ли термин башкирец относительно ногайских мурз, перешедших на русскую службу на Урале? При подборе документов составители обошли молчанием эту тему.

Интересны документы о народных восстаниях на Урале XVII века. Напрашивается вопрос, как же так, немногочисленные иштяки (башкиры) пришли на подоле русских воевод на ногайскую землю, как могли они восставать против многочисленных стрелецких полков? Количество служилого башкирского населения даже к 1725 году не превышало 30000 человек. Видимо, восставали татары, оставшиеся от Ногайской Орды.

Далее материалы хрестоматии освещают историю края XVIII века. В отобранных документах речь идет только о башкирах, хотя Уфимская провинция считается самой многонациональной окраиной. Пришлое население - татары, чуваши, мари, вступая в среду башкирцев, увеличили их число до 100000. Конечно, доминирующим этносом этой массы были татары.

По нашему мнению, сделать выводы на основе тенденциозно подобранных документов о многочисленности башкир (иштяков) не представляется возможным, т.к. есть многочисленные другие документы, например, ревизские сказки и другие, по которым можно установить действительное положение вещей. Судя по отрывочным фактам, в Приуралье языком даже межнационального общения служил татарский язык. Даже документы вождей пугачевского движения - Емельяна Пугачева, Канзафара Усаева, Салавата Юлаева, Бахтияра Канкаева и др. написаны на татарском языке.

У команды профессора Акманова - составителей хрестоматии - неприязнь ко всему татарскому так велика, что они даже в этнических группах тептярей, мишарей не хотят видеть лицо татарского народа. Если бы мишари были отдельным народом, то их оставшиеся родственники на западе (Симбирская, Рязанская, Нижегородская, Пензенская губ. и др.) не признавали бы себя татарами. Мишар - означает, что человек - выходец из Мещерского края, т.е. Касимова. Для самих касимовских татар г. Касимов был прежде всего известен как г. Хан-Кермен.

Глава VII хрестоматии названа "Народы Башкортостана в крестьянской войне 1773 - 1775 гг.". Составители здесь главным героем пугачевского восстания сделали только Салавата Юлаева и на каком-то этапе кипчака Кинзя Арсланова, а потом одних башкир. О выдающемся сыне татарского народа Бахтияре Канкаеве нет ни одного слова. Историки по некоторым данным установили более 50 полковников Пугачева татарской национальности, и они не были хуже по организаторским способностям, чем С. Юлаев, и не были, как некоторые башкирские полковники, взяточниками, падкими на деньги, и т.д.

По мнению составителей хрестоматии, выходит, что восстание 1773 - 1775 гг. - это героическая "отечественная война башкирского народа", а не других народов Поволжья и Приуралья.

VIII раздел хрестоматии посвящен только башкирам. Там не упоминается татарская культура, быт, литература (например, поэт Габдульманнан Муслимов), страницы две посвящены уфимским русским и польским дворянам, еще меньше о русских крестьянах.

Татарский земледельческий праздник сабантуй здесь преподносится как башкирский и т.д. Но среди материалов проскользнули очень интересные факты. Например, русский путешественник Лепехин отмечает: "...башкирцы редко обучают детей своих грамоте: почему и абызы у них бывают по большой части приезжие татары из Уфимского и Казанского уезду".

Башкирский просветитель М. Уметбаев, видимо, был не из иштяков (башкир), он ратовал за издание книг, газет, учебников на татарском языке и т.д.

Однако авторы хрестоматии не сочли нужным показать, что все медресе в Приуралье, такие как "Галия", "Госмания", "Расулия", "Хусаиния", Старлебашевская и другие, были открыты татарами, и татары, несмотря на яростное сопротивление колониальной администрации, сумели создать передовую литературу, театр, городскую культуру и другие достижения татарского народа в Приуралье. Цифровое жонглирование итогами переписи 1897 года, где традиционное "башкирское" сословие собрало больше очков по Уфимской губернии, на 100% устраивает желание профессора Акманова и его команды. Однако после ликвидации в 1917 году всех сословных привилегий в Уфимской губернии опять преобладающим населением остались татары.

Итак, можно прийти к краткому заключению по идейной направленности и названию "Хрестоматия по истории Башкортостана".

Название хрестоматии не соответствует содержанию учебника. Она должна быть названа "Хрестоматия по истории башкирского сословия". Книга имеет много неверных суждений о прошлом башкирского народа и искажает хорошо известные исторические факты. Считаем, что предложение этой книги в качестве учебного пособия в общеобразовательных школах Башкортостана послужит воспитанию у молодого поколения ложных представлений и неприязни между башкирами и татарами.

Историографический обзор некоторых учебников по истории Башкортостана, изданных в 1996 - 2000 гг. для общеобразовательных школ республики

Учебники для школ написаны учеными из г. Уфы, профессорами истории И.Г. Акмановым, Н.А. Мажитовым, М.М. Кульшариповым, доцентами А.З. Асфандияровым, Н.М. Калмантаевым и другими.

Концепция истории Башкортостана в этих учебниках представлена в основном по принципиальной схеме, изложенной в "Хрестоматии по истории Башкортостана", изданной в двух частях в г. Уфе (1996 - 2001 гг.). Историки Уфы во всех отношениях вводят в заблуждение своих читателей и учащихся школ. Можно начинать критику уже с названий пособий. Все они претендуют на определение "История Башкортостана", однако ознакомление с содержанием пособий оставляет впечатление о другом, они, по сути дела, являются историей башкирского сословия. Там история других народов, целые столетия средневекового периода обходятся молчанием. Идеализируется роль башкир, особенно в части, посвященной народным движениям в Приуралье XVII - XVIII веков. Умалчивается и принижается объективная роль татарского народа, его культура в истории Башкортостана. Проследим эти недостатки учебников на конкретных примерах.

Учебник "История Башкортостана с древнейших времен до 1917 года". Назначено учебным пособием для 8 - 9-х классов. Под редакцией И.Г. Акманова. Изд. 2-е, измененное. - Уфа: "Китап", 1996.

Историю башкир древнего периода авторы стараются связывать с разными племенными названиями и археологическими культурами.

Однако относительно этнонима башкир придерживаются упоминаний IX - X веков, содержащихся в арабских письменных источниках. Резонно, что история этих башкир довольно хорошо прослеживается вплоть до начала XIV века. А этническая идентификация этих башкир, которых авторы учебников желают представлять тюрками, хромает на обе ноги. Во-первых, даже судя по сведениям Ион Фадлана, башкиры по вере не тюрки; во-вторых, они еще не созрели до стадии создания союза племен; в-третьих, этноним башкир по распределению дислоцируется с археологическими культурами угров; в-четвертых, венгерские источники и польский историк Матвей Меховский утверждают об их принадлежности к угорской этнической группе. Также на средневековых картах авторов башкиры или вообще неизвестны, или отмечены как название маленького племени. Если мы начнем анализировать материалы арабо-норманнского картографа XII века Идриси, то его данные свидетельствуют о существовании страны Баскарт на Дунае (т.е. Венгрии) и баскартов (иштяков) Зауралья. Что касается географических наименований на карте Казира, Мазира, Карукийа, то их трудно связать с конкретными названиями городов, так как по другим источникам они неизвестны. Очень уж хочется уфимским историкам утверждать о наличии городов у башкир, часть которых жили в лесных шалашах, землянках, а ближе к степной зоне вели кочевой образ жизни в юртах. Видимо, этим историкам не приходилось еще заниматься проблемами возникновения городов.

Второй крупный недостаток учебника - там почти не представлены эпохи Золотой Орды и ногайского периода. Авторы здесь не владеют материалом и путаются. Некоторые памятники золотоордынской культуры (архитектурные, эпиграфические, нумизматические и т.д.) представлены как башкирские (или, если сказать по-татарски, иштякской собственностью).

При определении языковой принадлежности древних башкир авторы ссылаются на словарь Махмуда Кашгарского XI века. Однако великий филолог не приводит ни одного слова из языка племени башкир. Видимо, он их причислял к тюркам... исходя из образа их кочевнической жизни, но не оставил, как пишет археолог Н. Мажитов, "подробное описание языка башкир из числа крупных тюркских языков". Видимо, этот археолог, как и его покойный казанский коллега А.Х. Халиков, пытается безуспешно овладеть основами языкознания (по крайней мере фонетической системой и диалектными особенностями говора южной и центральной Башкирии). С одним из "открытий" в области языкознания можно поздравить профессора. В частности, он пишет: "...современный башкирский язык самобытен по многим признакам. В нем, например, широко употребляют буквенные выражения с, з, h, редко встречающиеся в других тюркских языках". Да, Нияз эфенди, это почти так и было бы, если бы в языке древних башкир употребляли перечисленные графические начертания, однако их нельзя оторвать от бумаги. В языке употребляют звуки, а не буквы.

***

пропущен номер газеты №1 (2004). ищем, будем благодарны за помощь

***

Медресе и мектебе в Приуралье открывали татары в борьбе с жестокими православными крестоносцами, а не по заказу башкир открывали они учебные заведения. В этом вопросе авторы учебников отходят даже от документов, изданных в Уфе в виде хрестоматий.

Например, вот что пишет русский путешественник XVIII века И.И. Лепехин о грамотности башкирского сословия: "Башкирцы редко обучают детей своих грамоте: почему и абызы у них бывают по большей части приезжие татары из Уфимского и Казанского уезду". Крупные и знаменитые медресе "Галия", "Госмания", "Расулия", "Хусаиния", "Старлебашевское" и другие были открыты татарскими учеными-меценатами. В них кроме татар учились и сословные башкирцы, казахи и представители других тюркских народов на татарском языке.

Авторы не смогли даже скрыть свою черную зависть к факту о возникновении татарских театров в Уфе, Оренбурге, Казани. Также умалчивается роль татарской литературы, печати, налагая на нее какой-то непонятный ярлык "национальный". Чтобы утверждать себя, башкирское сословие должно было создать свой язык, свою идеологию. Но все эти признаки национальной зрелости начинают проявляться в нездоровой форме лишь во второй половине XX века.

Численное превосходство башкирского сословия в учебниках искаженно толкуется по результатам переписи 1897 г. Однако система сословных делений и привилегий была уничтожена декретом советской власти в ноябре 1917 г. Многие татары после этого во время переписей не стали выдавать себя за башкир, и число последних довольно сильно сократилось.

Концепция учебника 8 - 9 классов по истории Башкортостана проводится и в учебнике М.М. Кульшарипова "История Башкортостана. XX век. Часть II.", изданном в Уфе, в 2000 г.

Данный автор старается доказать наличие в начале XX века политико-административной территории Башкортостана. Он развивает картографическую агрессию даже против Татарстана. Удивительно то, что этот историк еще не претендует на политико-административную территорию гуннской державы IV века. Возможно, он не прочь бы претендовать даже на Рим, Константинополь, Афины и др. города.

Историк М.М. Кульшарипов, развивая фантазии таких археологов и историков, как Н.А. Мажитов, И.Г. Акманов, проводит идеологию этномародерства против татарского народа. Для него мусульманские партии, газеты, медресе, театры - это все достижения, появившиеся в результате борьбы башкирцев.

Даже первая татарская артистка Сахибджамал Гиззатуллина-Волжская, просто женщина, которая организовала в Уфе и Уральске татарские театральные труппы "Саяр" и "Hyp". Надо же быть до такой степени "невежественным, как автор этого учебника Кульшарипов. Вообще, он и его коллеги даже не разбираются в движении Заки Валиди. Они закрывают глаза на то, что на авантюру этого чекиста попали многие татарские кадровые офицеры, которые создали, организовали башкирские военные формирования. Писатель Афзал Тагиров пишет, что среди башкирских солдат там были и обманутые татарские крестьяне.

Все учебники по истории Башкортостана для общеобразовательных школ страдают общими недостатками. Во-первых, они составлены как учебники истории башкирского сословия. Там почти нет истории других народов. Авторы прежде всего искажают историю татар в Республике Башкортостан, стараясь представлять их небольшой этнической группой, переселившейся на Приуралье только в XVIII веке. Искажается культура татарского народа. Культура русских, марийцев, чувашей, немцев, мордвы, удмуртов вообще не освещается.

Перейдем к тем историям, которые на татарском языке предлагаются в качестве учебного пособия пятиклассникам. Книга вышла под названием "Рассказы по истории Башкортостана" (Уфа, 1995).

В качестве авторов пособия указаны те же уфимские ученые И.Г. Акманов, Н.А. Мажитов, М.М. Кульшарипов и другие. Эта капелла продолжает петь те же старые песни - "Древний Башкортостан", башкиры как народность сложились уже в IX -X веках. Та же басня, что Башкортостан страдал под гнетом татар и угнетался татаро-монгольскими государствами: Золотой Ордой, Ногайской Ордой, Казанским и Сибирским ханствами, против которых башкиры вели "великую освободительную войну" и т.д.

Начало Великой Башкирии они связывают с несколькими башкирами, которых видел арабский путешественник начала X века Ибн Фадлан по пути с миссией к булгарам. Ведется промывка мозгов 12-летних татарских детей, которым силой навязывают ерунду. Да, они могут поверить этим байкам, как же, напечатано в учебнике. Татарские дети получают информацию в искаженном виде из идеологизированного башкирским шовинизмом учебника. Татарские дети прежде всего должны изучать свою национальную историю на родном языке. Да и самим представителям башкирского сословия преподносится своя искаженная "национальная история". Мы на этом вопросе раньше уже останавливались, поэтому не будем повторять свои аргументы.

Еще один "творческий" метод уфимских историков - это представлять перед татарскими детьми интересные археологические находки, сопровождая их прилагательными "башкирский". Например, на стр. 20 помещен снимок половецкого балбала с комментарием "Скульптура башкира из камня". По антропологическому типу балбал не монголоид, длиннолицый, с пышными усами, глаза не содержат признаки эпикантуса и т.д. В учебнике всякие археологические находки представлены с искаженными комментариями. Особенно умалчиваются памятники периода Золотой Орды и Ногайской Орды, даже татарские племенные названия считаются башкирскими.

Войны Аксак Тимура и Токтамыша представлены как столкновение двух царей, господствующих над серыми массами. В то же время голословно утверждается участие больших башкирских войск, сражавшихся на стороне Токтамыша. Фантазия уфимских историков неизмеримо богаче, так, в рассказе пишется, как воины Тимура ограбили пленных, отняли у них оружие, коней, уничтожили сотни башкирских селений, десятки городов. Удивительно, что, оказывается, башкиры (иштяки), бросив свои лесные угодья, рыболовные снасти, сели на коней, перешли уже на оседлость, развивая разные ремесла и великую торговлю в условиях "чудовищного татаро-монгольского ига", основали десятки городов в XIV веке!!!

:) :) :)

Пишется о страшном голоде в Башкортостане после ухода аксака Тимура. Может быть, здесь авторы запутались в хронологии, когда после подавления Акаевского восстания карателями в Приуралье распространилось людоедство, или голод 1921 г. Приуралье не было основным театром войн Аксака и Токтамыша, там природа богатая, охотники, бортники и рыболовы-иштяки остались недосягаемыми для разбойников Тимура, некоторые потери могли быть у кочевых татарских племен, сторонников Токтамыша. Многие татарские племена под воздействием Идегея мирзы встали на сторону Аксака и не подверглись грабежам, как описывают уфимские историки.

Вторая глава посвящена описанию вхождения Башкортостана в состав Великого княжества Московского и его истории в последующих веках. Без всяких вводных частей авторы учебника пишут: "Наши отцы и предки пришли к умному заключению, давайте присоединимся мы к русскому государству!". Далее начинаются казенные измышления о добровольном присоединении, которые без комментариев предлагаются татарским детям 11 - 12-летнего возраста. Ход развития событий был рассмотрен в начальной части статьи.

III глава, посвященная пугачевскому движению, состоит только из дифирамбов башкирскому сословию. Там герои и командиры -все башкиры, по-видимому, и сам Пугачев, по представлению авторов книги, есть "башкирский хан". Все эти сказки составлены для угнетения татарского народа, политико-идеологического демпинга с целью башкиризации татар. История участия татар в пугачевском движении достаточно исследована, так же как и деятельность более полусотни активных руководителей отражена в какой-то степени в трудах доктора исторических наук С.Х. Алишева. Не надо, господа, пускать пыль в глаза подрастающему молодому поколению в интересах конъюнктурных политических целей. IV глава книги в основном посвящена также истории башкирского сословия, его этнографии, культуре, пище. В этой главе хозяйственной деятельности других народов (русских, татар, марийцев, удмуртов, мордвы) уделено всего 2,5 страницы материала, хотя они составляют около 80% населения Приуралья, а хозяйственной деятельности сословных башкир - 10 страниц.

В IV главе есть раздел о войне с французами 1812 г. Оказывается, из Башкортостана воевали с Наполеоном одни только башкиры и башкирские полки, а в части о просвещении речь ведется о специалистах-фельдшерах, студентах, юристах, которые все, оказывается, были из башкир. Даже татарского просветителя XIX века Салихджана Кукляшева включили в разряд башкир. Лишь в начале XX века из русских появляется гимназист Александр Серебровский - соратник В. И. Ленина и некоторые другие студенты из русских.

Далее в 26-м рассказе учебника, посвященном промышленным предприятиям Башкортостана, автором Э.В. Чигриной на золотопромышленника и татарского поэта Дердменда дана дурная характеристика, не жалея темных красок. Эта часть написана явно по заказу и является одним из примеров проведения антитатаризма.

Если анализировать рассказы о предприятиях Приуралья, оказывается, там шахтерами, чернорабочими были только башкиры, как же это так случилось? На шахты и заводы шли обычно безземельные крестьяне. У башкир земли было много, в учебнике об этом часто повторяется. Притом не говорится о проживании состоятельных людей этого сословия в городах и промышленных центрах. Так и так, все башкиры, и дважды Герой Муса Гараев из татарского района, и Александр Матросов и т.д., все знаменитые личности должны были быть обязательно башкирами, иначе теперь не попадешь в историю в Башкортостане. Такая мысль внедряется в сознание татар этнократической Республики Башкортостан.

Итак, были просмотрены часть учебников по истории, подготовленных учеными из Уфы. Продукция эта адресована учащейся молодежи и башкирам, и татарам, и русским. Однако, как видно из названий учебников, они написаны вроде бы как "История Башкортостана", а на самом деле они являются неполноценной по качеству историей аннулированного декретом советской власти "башкирского сословия". Даже это сословие в историческом плане представляется в искаженном виде. Отсутствуют документы о переходе населения из одного сословия в другое. Например, известно, что даже татары из мишарского сословия входили в башкирское, а потом обратно. Не ясно, на какой же основе представители тептярского сословия входили в башкирское. Или если человек из башкирского сословия переходит в чиновники, то тогда он перестает быть "башкиром"? Как это получается? На эти вопросы составители, авторы учебников не отвечают, в таких случаях они вообще обходятся молчанием. Для них только одна цель - ассимилировать татар и создать новую нацию. Они даже не разбираются в вопросах происхождения древних паскатиров, т.е. угров. Они начали историю государственности Башкортостана с каменного века, путаются во всех археологических культурах. Для них важна прежде всего история башкирского сословия, которая была полезна для укрепления владычества Русского государства на землях растерзанной врагами Ногайской Орды.

Согласно татароязычным генеалогическим памятникам воспоминания о государственности Ногайской Орды не совсем исчезли из памяти народа. Однако сравнительно мирный захват их земель и предоставление льгот под разряд башкирцы в условиях российской действительности в XVIII в. вытеснили в разряд пассивных понятий политоним ногай. В этнической основе первоначальных башкир лежит угорский компонент. Татарам они были известны как иштяки, т.е. отатарившиеся остяки.

Внедренное русскими в основном с середины XVII века сословное понятие башкир, означающее "льготный, узаконенный", устраивало и татар бывшей Ногайской Орды, и русских, так как на какое-то время установился порядок. Вот это "сословие башкир" со своими экономическими льготами и перетягивало население, особенно с Поволжья, которое позже в организованном порядке обустраивалось на просторах Приуралья. Число сословных башкир таким образом быстро росло в течение почти 250 лет. В условиях России подавлялось чувство национального самосознания нерусских народов, которое вытеснялось или сословным положением, или религиозной окраской. Поэтому в российских паспортах графы о национальности и не было, т.к. государство интересовалось только принадлежностью к какому-либо сословию и религии.

Исследователи говоров татарского населения современного Башкортостана не отрицают сложения единого национального татарского разговорного языка, адекватного общетатарскому, из элементов среднего и западного диалектов. Однако об этом нельзя было говорить относительно населения из башкирского сословия, которое осталось на уровне трех говоров, близких к татарскому языку по морфологии, лексике и синтаксису. Поэтому нельзя утверждать о поглощении какого-то башкирского языка XVII - XIX веков татарами, как пишут сегодняшние уфимские филологи и историки для оправдания увеличения числа башкир за счет татар в сегодняшнем Башкортостане.

Однако уфимских ученых не интересует подлинное количество башкир в Башкортостане. Эта сторона их деятельности ярко проявилась в дни подготовки и проведения всеобщей переписи населения осенью 2002 г. Перепись населения в Башкортостане проводилась под знаком антитатаризма на государственном уровне. Вытаскивались из архивов разрядные книги, где велся учет сословных налогоплательщиков, документы переписи времен шакировщины и его коллеги - секретаря Башобкома Ахунзянова, где цифры о количестве татарского и башкирского народов были фальсифицированы в пользу последних.

Последняя перепись населения в данном субъекте России не имеет аналога в мировом масштабе по своим правонарушениям относительно одной нации. Нарушаются права татарского народа везде. Это видно и в учебниках по истории Башкортостана, где проповедуется этномародерство татарской культуры башкирскими учеными. В свое время известный французский писатель Монтескье написал, что всякая история - это рассказ о событиях, написанный по поводу действительно случившихся (произошедших).

В этой фразе правильно подмечено, что в любой исторической книге, помимо реальных фактов, присутствует идеологический заказ, определяемый политикой и деньгами, а также откровенный вымысел. Другое дело, что каждый уважающий себя ученый стремится к тому, чтобы доля первого компонента, т.е. фактов, была определяющей в его исследовании. Но если главным мотивом при написании исторических трудов является не стремление к подлинному знанию, а определенный заказ, тогда мы и получаем "исторические" сочинения, содержащие гремучую смесь вымысла и дилетантства, в которую для придания наукообразности добавлена определенная доля документальных свидетельств.

Министерство образования Татарстана не должно быть безразличным в отношении татарских школ в Башкортостане. Татарские дети должны быть гарантированы от проповедей башкирских шовинистов, излагаемых в виде проанализированных выше учебников.

http://tatarica.yuldash.com/index.php?article=163

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как видно антибашкирской пропагандой в Татарстане занимается СМИ, в Башкортостане такого нет.

-СМИ в Башкортостане не поднимают вопрос о статусе 3 гос языка в Татарстане,

-СМИ в Башкортостане не поднимают вопрос о возврате территорий Мензелинского и Бугульминского уезда отторгнутых из состава Уфимской губернии и включенных в состав ТАССР.

-СМИ в Башкортостане не поднимают вопрос об ассимилияции 250 тысячного башкирского населения Мензелинского и Бугульминского уездов, зарегестрированных по переписи 1897 г.

-СМИ в Башкортостане не поднимают вопрос о том, что Советник Президента Шаймиева Р. Хакимов вообще не считает башкир нацией как таковой и его статья "Кто ты татарин?" сводяться к тому, что до революции не было ни узбеков, ни казахов, ни башкир, а была лишь одна великая татарская нация, что это большевики пришли и поделили татар на иные нации.

-СМИ в Башкортостане не поднимают вопрос о том, Дамир Исхаков будучи главным научным сотрудником Института истории АН Республики Татарстан, руководитель Центра этнологического мониторинга открыто ставит вопрос об отторжении западных территорий РБ и присоединения их к РТ.

-СМИ в Башкортостане не поднимают вопрос о том, что в Башкортостане на 990 тысяч татар приходиться - 1200 татарских школ,

а в Татарстане на 14 тысяч башкир (официальная перепись) - 1 башкирская школа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тимур Локман, не зная что сказать, начал молоть непонятно что и попытался перевести тему в другое направление.

Как видно антибашкирской пропагандой в Татарстане занимается СМИ, в Башкортостане такого нет.

Уже ложь. Где в этой статье антибашкирская пропаганда? То что обсуждается человеконенавистническая сущность башкирских учебников это есть антибашкирская пропаганда? Или то, что осуждают башшовинистов это есть антибашкирская пропаганда.

Во-первых СМИ в РБ все эти вопросы поднимают. Во-вторых не только СМИ, а уже на уровне минобразования, ваших официальных "историков", журналистов, что доказывает что это целенаправленная политика.

Особенно умилительно странное замечание о претензиях к Дамиру Исхакову по поводу его претензий к территориям в РБ, в то время как выше озвучены претензии к территории РТ. Наглость неслыханная. Локман пишет о претензиях к территории РТ, в то же время осуждает за такие же претензии Дамира Исхакова. (причем для пафоса перечисляет все регалии Исхакова ... главный сотрудник ... руководитель, уж если перечислять всех кто приложил руку к антитатарским учебникам в РБ то там будет не меньше, чем министры, замминистров и прочие крупные руководители :) )

Впрочем, это понятно, в данной статье однозначна показано суть антитатарской политики проводимой в РБ на высших уровнях, ничего толкового Локман ответить не может, вот и остается обвинять Дамира Исхакова и наглеть. Понимаю.

Эта статья замечательная, так как показывает всем, что происходить на самом деле. Ни один из башшовинистов ничего не может ответить по существу, поэтому они в ответ, вместо того, чтобы обсудить статью, обсудить то, что преподносят в РБ школьникам уходят в сторону и обсуждают то, что написал 2 года где-то назад Рафаэль Хакимов. Им лишь остается наглеть и писать непонятно что. Впрочем, это обычная позиция башшовинистов.

Как впрочем и здесь Локман попытался уйти от ответа http://forum.tatar.info/index.php?showtopi...65533;entry1752

Насчет "-СМИ в Башкортостане не поднимают вопрос об ассимилияции 250 тысячного башкирского населения Мензелинского и Бугульминского уездов, зарегестрированных по переписи 1897 г.". Непонятно, Локман здесь же чуть раньше заявил, что все они давно ассимилированы и стали татарами. Тогда какой же вопрос?

Кроме того, отмечу что Локман маневрирует и пытается приравнять школьный учебник к каким-то газетным статьям. Статьи Исхакова и Хакимова в РТ прочитают от силы 100 тыс человек (и то вряд ли) и то лишь татары - и только взрослые. А антитатарские школьные учебники по истории в РБ - читают все дети. Все дети без исключения и русские, и татары, и башкорты. С ранних лет закладывают в сознание детей идеи геноцида против татар. Из года в год каждому поколению учеников закладывают шовинистические антитарские идеи. Видимо, больше ничего не могут заложить. Разница есть по-моему небольшая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Министерство образования Татарстана не должно быть безразличным в отношении татарских школ в Башкортостане. Интересно, почему никого не интересуют, бедные башкирские дети в Татарстане, наверно,там слишком много башкирских школ.
Глава VII хрестоматии названа "Народы Башкортостана в крестьянской войне 1773 - 1775 гг.". Составители здесь главным героем пугачевского восстания сделали только Салавата Юлаева и на каком-то этапе кипчака Кинзя Арсланова, а потом одних башкир. О выдающемся сыне татарского народа Бахтияре Канкаеве нет ни одного слова.

Вот беда то, что ж пусть о нем пишут татарские историки в своих летописях ээ Народы Татарстана в крестьянской войне, в чем проблема то. :D

VIII раздел хрестоматии посвящен только башкирам. Там не упоминается татарская культура, быт, литература (например, поэт Габдульманнан Муслимов), страницы две посвящены уфимским русским и польским дворянам, еще меньше о русских крестьянах.

Слушайте, нельзя же быть таким наивным, откройте любой учебник истории, русские, например, считают, что именно Сoветский Союз, а чаще просто русские люди выиграли мировую войну, aмериканцы же ситают, что именно Америка победила в той войне, а роль СССР согласно их истории в той войне была незначительна, уверяю вас, вы найдете много интересного, если откроете учебники разных стран, кое-какие факты замалчиваются или просто скромно "забываются", роль же других- раздута до событий мировой значимости. Потребность в героическом начале есть свойство человека вообще. И не надо забывать, что учебники истории переписывались много раз, в России это происходит чуть ли не каждые четверть века, когда меняется идеология, меняется и история и отношения к определенным моментам в истории.

Например, русский путешественник Лепехин отмечает: "...башкирцы редко обучают детей своих грамоте: почему и абызы у них бывают по большой части приезжие татары из Уфимского и Казанского уезду".[/b]
А он не забыл отметить, что 90% населения самой России было безграмотным и я очень сомневаюсь,что татары были более образованны тех же безграмотных русских.Каждый видит то, что хочет. :D:D
Однако авторы хрестоматии не сочли нужным показать, что все медресе в Приуралье, такие как "Галия", "Госмания", "Расулия", "Хусаиния", Старлебашевская и другие, были открыты татарами, и татары, несмотря на яростное сопротивление колониальной администрации, сумели создать передовую литературу, театр, городскую культуру и другие достижения татарского народа в Приуралье.[
Как это все до боли знакомо: "передовая литературa" :D:D , "яростное сопротивление". Вот это я и называю искусственным раздуванием и драматизацией мелких событий.:D:D:D
Татарские дети получают информацию в искаженном виде из идеологизированного башкирским шовинизмом учебника. Татарские дети прежде всего должны изучать свою национальную историю на родном языке.
Бедные, бедные татарские дети, кто только им не промывает мозги, все кругом виноваты. :D:D А судьба татарских ребятишек в Узбекистане или Казахстане вас не волнует? Может устроим общетюркские соревнования, кто кого монголоиднее, кто кого недопонял, не оценил по достоинству в разные периоды истории? :lol:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...