Перейти к содержанию
Ашина Шэни

Доказательства тюркской теории происхождения сюнну/хуннов

Рекомендуемые сообщения

1 минуту назад, Ермолаев сказал:

Ув. Илдтэн-аха, у вас в калмыцком "kün" переводится как "человек" или еще как "люди"?

И так и так, хотя люди ещё можно сказать амьтн, а так простой вопрос:кюн уга ?людей нет? Это про очередь и т.д

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Множественный суффикс для слова хүн в монгольском не сушествуют  .И это очень странно.А для слово хүмүүн есть -хүмүүн-хүмүүс.

Слово хүн в множ.числе автоматически преврашается в слово хүмүүс.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Peacemaker сказал:

Множественный суффикс для слова хүн в монгольском не сушествуют  .И это очень странно.А для слово хүмүүн есть -хүмүүн-хүмүүс.

Слово хүн в множ.числе автоматически преврашается в слово хүмүүс.

В бурятском есть. У нас "люди" это "хүнүүд"^_^

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Peacemaker сказал:

Множественный суффикс для слова хүн в монгольском не сушествуют  .И это очень странно.А для слово хүмүүн есть -хүмүүн-хүмүүс.

Слово хүн в множ.числе автоматически преврашается в слово хүмүүс.

Ещё заметил в некоторых словах у нас К, у вас Х ,кёвюн-хёвюн-мальчик, парень, Керяд-хэрэйд и т.д

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хүнүүд? У нас так не говорят. В монгольском есть еше один множественный суффикс С который очень похож на английский множ.суффикс S.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 minutes ago, mechenosec said:

Ещё заметил в некоторых словах у нас К, у вас Х ,кёвюн-хёвюн-мальчик, парень, Керяд-хэрэйд и т.д

к это западно-монгольский диалект. У нас халхи Западной Монголии т.е. из Гоби-Алтайских или Завханских аймаков тоже к говорят..

Но сейчас х говорят чтобы восточные халхи не подумали якобы мы ойраты.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Peacemaker сказал:

Хүнүүд? У нас так не говорят. В монгольском есть еше один множественный суффикс С который очень похож на английский множ.суффикс S.

У нас тоже С есть, можно сказать кевюд,можно кевюс, можно бичкдуд, можно куукс-дети, ну у как ю .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 minutes ago, Peacemaker said:

В монгольском есть еше один множественный суффикс С который очень похож на английский множ.суффикс S.

Peacemaker, брат, вы продолжаете настаивать на том, что монгольский язык ИЕ группы? :D

Это похлеще монголов половцев, каи, кипчаков, хунну и Ашина :D

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 minutes ago, Hungar said:

Peacemaker, брат, вы продолжаете настаивать на том, что монгольский язык ИЕ группы? :D

Это похлеще монголов половцев, каи, кипчаков, хунну и Ашина :D

ПИЕ. Так наверное скажет тоже проф.Добрев,потомок хунну,сяньби ,ухуань и авар.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Shamyrat сказал:

Персы,греки,армяне,китайцы и евреи жили уже больше полторатысячелетий назад и прекрасно существуют поныне,а почему потомки абдалов не могли существовать?

У них другие условия были для сохранения своей идентичности. Чего не было у эфталитов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 hours ago, Бахтияр said:

Навряд-ли,

абдал, это слово такое означающее наивный, нищий. У нас так называют представителей какой то группы иранцев живущих в Яркенде, в Хотане.

Сохраниться потомкам эфталитов в виде какого рода или племени у какой то этнической группы, думало мало реально. 

Что сейчас слово это имеет негативный оттенок не значит что оно таким всегда было;)

"Ф. Альтхейм предполагал тюркское происхождение эфталитов. В его работах он подтверждает что эфталиты были тюркоязычным алтайским племенем. Этноним "Эфтал" исходит от тюркского корня: yap, означающее делать, созидать плюс вербально-номинальные суффиксы т и л. Реконструированное слово яп-т-ил означает "создатель, деятель" (“Schaffender, Tätiger”)".

[Aydogdy Kurbanov. The Hephthalites: Archaeological and Historical Analysis. - PhD thesis submitted to the Department of History and Cultural Studies of the Free University, Berlin, 2010 - p.14]

С этой версий старое уйгурское слово Аптал, означающее герой, силач также согласуется. Сам Атаниязов поддерживает третью версию. Имя народы было Абдалы, означающие силачи, поскольку в именах народов и племен мы часто встречаем идею что означает сильный, смелый и в этом уже была традиция. Он также упомянул интересный факт отношения раннесредневековых эфталитов к нынешним абдалам. В особенности, он отмечает что эфталитские принцы носили четырехугольные и шестиугольные головные уборы (тахья) на своих головах, и похожие уборы носятся детьми нынешних туркмен-абдалов.

[Aydogdy Kurbanov. The Hephthalites: Archaeological and Historical Analysis. - PhD thesis submitted to the Department of History and Cultural Studies of the Free University, Berlin, 2010 - p.31-32]

Заки Валиди Тоган пишет: "Слово Эфталит определенно множественная форма от Эптал с алтайским, а именно монгольским суффиксом множественного числа "ит", "ат". Единственная и множественная формы Эфтал и Эфталит использовались для обозначения особых племенных групп Эфталитов как для групп других племенных обращовани Центральной Азии (например Киерчи, Баян, Салчи-Тогла, Сакай, Клы в единственном числе и Кираит, Баявут, Салчиявут, Доглат, Сакаит, Кият во множественном".

[Z.V. Togan, The Trubes Constituting The State of Heftalit. Fen-Edebiyat Falültesi Arastirma Dergisi 1.13, 1985 - p.67-68]

Многие ученые видят потомков эфталитов в туркменском роде абдал. Г. Васильева считает что некоторые имена туркменских родов такие как Абдалы, Языры, Оламы указывают на то что до-огузские народы, такие как эфталиты, приняли участие в этногенезе туркменского народа.

Немногие абдалы остались на территории Туркменистана. Большинство из них ныне проживает в Астраханском регионе РФ, куда их переселили на пару с частью човдуров из северо-восточного Прикаспия во второй половине 17 века в связи с давлением со стороны калмыков и хивинского хана. Процесс этот продолжался вплоть до первой половины 18 века. В 1802-1803 годах некоторые туркменские рода, среди них и абдалы, вновь были переселены в Астраханский регион. Позже, в 1813 году еще 606 туркменов-абдалов прибыло в Астрахань. Русский царь Александр I дал туркменам-абдалам Мангышлака документ принимавший их в российское подданство. Астраханские туркмены-абдалы поделились на курбан, менгли-ходжа, огры и бурунжик. Помимо этого абдалы вошли в состав туркмен-сойнаев Ставрополя. Абдалы в есть и в составе прочих туркменских родов: сарык, ата и ерсары. Некоторые абдалы живут в мангыстауском районе Казахстана.

Согласно В.Вострову и М.Муканову, "Возможно что туркменские и казахские абдалы это остатки эфталитов, разделившиеся на две части: первая вошла в состав туркмен, а вторая через туркмен в состав казахов".

Некоторые абдалские элементы можно найти и в составе башкортов, узбеков-локайцев, азербайджанцев и турок. В Восточном Туркестане мы также находим абдалов, известных под именем "адана-абдаллар". Среди булгарских племен формировавшихся на основе волжских савиров, упоминаются авары и абдалы.

[Aydogdy Kurbanov. The Hephthalites: Archaeological and Historical Analysis. - PhD thesis submitted to the Department of History and Cultural Studies of the Free University, Berlin, 2010 - p.239-242]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 hours ago, Ермолаев said:

Случаем не 獯虏 - "hwǝn-rā"? Слава Тэнгэри, записал, уже не помню где нашел.

Может быть и оно. Подождем все же, когда я получу эту статью, для уверенности.

20 hours ago, Ермолаев said:

Так велярная ворма это предположение (причем абсолютно логичное) лингвистов для объяснения появления на месте исходного "-n" в инлауте откуда-то звонкого велярного спиранта => гортанная смычка => вообще редукция (+ появление долгой гласной).

Впрочем, сравните баоань. "kuŋ".

Ну так источником конкретно согд. "xwn" вполне могло быть и западно-протомонг. "kün/küŋ" (человек; люди). Сравните халха-монг.  и бур. "xün", ордос. "kün", дунс. и монгор. "kun". Заметьте, никакого "el" или еще чего там нет, употребляется абсолютно свободно;)

Редукция ауслаута в виде целого слога (если он оканчивается на "-n") явление в монгольских языках распространенное. Показательный пример: восточно-протомонг. "nаrаn" => халха-монг. "nаr" (солнце). Показателен тем, что именно в виде "nаr" (солнце) в языки "булгарского" круга попал этот монголизм, причем очень древний. Это значит, что был в древности какой-то монгольский язык, в которому присутствовала редукция n-конечного ауслаута в виде слога или винали "-n" (западно-протомонгольский; хуннский?).

В итоге, возможно, имеем дело с двумя вариациями в западно-протомонг. языке: "küŋü(-nаr?)" и "kün/küŋ" (человек; люди).

Увы, Ермолаев, но без конкретных текстовых доказательств все это остается на уровне предположений. Текстов монголы имперского периода оставили очень много, понятно что "люди" там мелькают часто, но формы kün там нигде нет. Таким образом, получается все как у нашего енисейца Вовина, уж простите за сравнение: гипотезы доказываются гипотезами, а это уж никуда не годится:) Западный протомонгольский конструкция гипотетичная, как и в целом протомонгольский: ведь данные по монгольскому у нас лишь с 13 века, причем современные монголы все явно происходят от монголов 13 века, так что сравнительная лингвистика нас здесь никуда и не заведет. Парамонгольские языки, по вашему хуннской группы монголов, нам неизвестны. Скрестим пальцы и будем ждать дешифровки киданьского: он нам уверен на очень многие вопросы ответит.

20 hours ago, Ермолаев said:

Да не, я про другие иерогливы, кои в современном языке вонетически схожие с нужным нам. Там они на удивление в древнекитайском звучали как я и задумывал для своей интерпретации:

large.595c9dd9a5958_3.png.b03e3be9f5c9369dfac75ddedf142bdb.png

Дык разговор то шел у нас именно о 諾, который по Бакстер Сагару был нак. Другие иероглифы с произношением нынешним нуо ведь не использовались в записи этнонима хунн. По этой причине я вновь приведу свой пример с катлалук и скажу, что второй иероглиф сюнну может вообще не играть никакого значения в передаче оригинального звучания. Тут кстати стоит привести известное токуз огузское племя, записанное в рунических текстах как Кун, а в китайских текстах как Хунь - наверняка реликт от хуннов. Имя их писалось лишь одним иероглифом - 渾;)

20 hours ago, Ермолаев said:

Хотя Сабиров все таки больше в тюркологии и китаистике, а с монгольскими, как сам писал он, плохо ладит. Эх, был бы здесь ув. Яглакар (кстати, как понял, сторонник монголоязычия хунну;)).

Ну вот как раз вам же полезно будет: вы же сами тюркского и китайского не знаете и многое можете таким образом упустить из виду:) Кстати, если собрались общаться с Сабировым вк, если не возражаете, добавьте в чат меня тоже https://vk.com/argintarhan, чисто хочу почитать ваш диалог без вмешательства:D

20 hours ago, Ермолаев said:

Нет, я про то, что отдельно, вообще без "el/il" тюркское "kün", именно просто свободное ото всего "kün" (как в монгольском) не имеет виксаций. Что странно очень. Как будто это калька с заимствованного слова. А то ведь действительно получается перевод "el kün" как "люди + люди", что логичнее бы выглядело как тюрк. "el" (люди) + западно-протомонг. (?) "kün" (люди), то есть первое - перевод на родной язык иноязычного второго.

Как-то так.

el/il вообще говоря в тюркском имеет и смысл государства. Потому получаем логичную связку государство и народ, то есть народ в смысле так сказать нации. Поэтому здесь нет нужды видеть странное люди-люди и усматривать здесь кальку с монгольского. Собственно, ни слитного элгун, ни слитного илгун в текстах монголов имперского периода нет - загляните в Тумуртогоо и убедитесь сами.

Да и стоит ли зацикливаться на этимологии сюнну именно в смысле "люди, народ"? Ведь нигде нам китайцы на этимологию не намекают. Если настолько проблематично дело с эль кюн, всегда можно обратиться к кюн в значении света/солнца, которое уж точно ни с чем больше в связке не идет.  У монгольской же этимологии альтернативы нет: в текстах монголов имперского периода есть лишь кумун в значении людей (см. мои скриншоты из Тумуртогоо выше).

 

Изменено пользователем Ашина Шэни
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 hours ago, Duwa-Soqor said:

Общая численность тюрок на середину 2010 года - минимум 197,9 млн. чел. соответственно людей говорящих на тюркских языках десятки миллионов. Как быть с другими тюркскими языками? есть ли у них слово күн? Если это слово только у туркмен, то это вызывает много вопросов и соответствующих выводов не в пользу тюркоязычия данного слова.

Дык вы что забыли, кто включен в число всех этих миллионов? Больше половины ваших миллионов это турки и азербайджанцы - ну прямо таки эталон прямых потомков древних тюрок:lol: Благополучно придется исключить и кыпчакские народы вместе с большинством сибирских - речь же идет о наследниках древнетюркского языка, в число которых кыпчакский элементарно не входит и я это здесь не раз разжевывал. По большому счету самое главное, это есть ли слово это у туркмен, узбеков и уйгур. У первых как мы выяснили оно точно есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 hours ago, mechenosec said:

У меня это сразу сомнения вызвало, выглядит как притягивание за уши, к тому же у них не кюн, а эль кун без эль уже другой смысл, возможно слово когда-то было общим, потом тюрки его утратили, но тут же обвинили нас, мол у них переняли, наверняка это не единственный случай.

Не говорите за всех тюрок: конкретно я не настаивал на том, что переняли монголы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 hours ago, Peacemaker said:

Восточно-ирано-монгольская  теория.

Также выдвигались предположения об отнесении хуннского языка к иранским (близким сака) или енисейским (Пуллиблэнк). Г. Бейли[27], Я. Харматта[28] и Г. Янковски[29]исходят из сакских этимологий хуннских слов. Согласно Харматте, большинство хуннов говорило на одном из восточноиранских диалектов, близком к сакскому.

Примеры иранских слов:

  • Совр. кит. шаньюй, др.-кит. *tān-wa — пратюрк. *darxan (позже орхон.-тюрк. tarqan) из иранского (в согдийском trγ’n, «титул»[30]).
  • Др.-кит. *γāt-tə:j («жена шаньюя») — пратюрк. *xatun из согдийского *xuten[31].
  • Др.-кит. *ţoŋh («молоко, кумыс») — праиран. *dauγ-na («молоко одного удоя»)
  • Др.-кит. *bjəś şa («гребень») — от праиран. корня *paś- («расчёсывать»)

 

Может прекратите уже копировать Вики? Вы что думаете, что ее без вас никто прочесть сам не сможет? Иранскую теорию я здесь уже разбирал: она сейчас забыта и последователей не имеет. Тем более никто не выступал за "ирано-монгольскую теорию", это ваши фантазии уже. Ведь вам как MongolFantasyMaker'у монголов надо запихать везде:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 hours ago, Peacemaker said:

522ac8___x800.jpg

Прекрасно, что монголы перевели и издали у себя Гумилева, ведь он прямо выступал за тюркское происхождение хуннов:lol:

"А. М.: Хунны были предками тюрков?

Л. Г.: Хунны были сами тюрками!"

http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article73.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Бахтияр said:

У них другие условия были для сохранения своей идентичности. Чего не было у эфталитов. 

Не вижу, где тут "другие условия" - по тем же армянам катком проходились все, кому не лень. В любом случае, эфталитское происхождение абдалов распространенная теория и ничего невозможного в ней нет: рода и народы-реликты дело известное. Собственно если так уж не угодили абдалы, остаются каладжи, про которых Хорезми прямым текстом говорит, что они потомки эфталитов.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.07.2017 в 11:25, Ашина Шэни сказал:

Не вижу, где тут "другие условия" - по тем же армянам катком проходились все, кому не лень. В любом случае, эфталитское происхождение абдалов распространенная теория и ничего невозможного в ней нет: рода и народы-реликты дело известное. Собственно если так уж не угодили абдалы, остаются каладжи, про которых Хорезми прямым текстом говорит, что они потомки эфталитов.

Дело не в этом, просто не реалистично сохраниться эфталитам спустя 1,5 к лет после их исчезновения, в виде какой то небольшой группы или племени у туркмен, пуштунов или у кого то еще. Там кроме созвучия ничего нет, все очень натянуто.

Я не пытаюсь оспаривать гипотезу об их тюркском происхождении. Но вот то что их потомки сохранились, вызывает очень большие сомнения. Тех же армян, греков, китайцев если взять там ясно и систематизированная на протяжении веков преемственность. Ничего этого нет в помине в случае с абдалами=эфталитами.

Кстати, абдалы одно из крупнейших некогда пуштунских племен, они вроде в 18 веке сменили название. У нас же абдалы это не тюркского происхождения маленькая этническая группа, пришедшая откуда то, вероятно, с Афганистана, которую мы не принимаем в свой состав, считая их цыганами, их к нам приписала КПК. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Ашина Шэни сказал:

Увы, Ермолаев, но без конкретных текстовых доказательств все это остается на уровне предположений. Текстов монголы имперского периода оставили очень много, понятно что "люди" там мелькают часто, но формы kün там нигде нет. Таким образом, получается все как у нашего енисейца Вовина, уж простите за сравнение: гипотезы доказываются гипотезами, а это уж никуда не годится:) Западный протомонгольский конструкция гипотетичная, как и в целом протомонгольский: ведь данные по монгольскому у нас лишь с 13 века, причем современные монголы все явно происходят от монголов 13 века, так что сравнительная лингвистика нас здесь никуда и не заведет. Парамонгольские языки, по вашему хуннской группы монголов, нам неизвестны. Скрестим пальцы и будем ждать дешифровки киданьского: он нам уверен на очень многие вопросы ответит.

Старлинг заработал, уиии:D:

"The Mong. form is somewhat difficult: one has to suppose original *künün with velar ( > *küŋün > *küɣün) and labial ( > *kümün) assimilations."

Перевод:

"Форма монг. несколько сложна: нужно предполагать оригинальные "künün" с велярной (=> "küŋün" => "küɣün") и лабиальной (=> "kümün") ассимиляцией».

Ну, пратюркский нам таки тоже известен в гипотезе, но это ведь не останавливает никого из лингвистов интерпретировать именно через него. 

4 часа назад, Ашина Шэни сказал:

el/il вообще говоря в тюркском имеет и смысл государства. Потому получаем логичную связку государство и народ, то есть народ в смысле так сказать нации. Поэтому здесь нет нужды видеть странное люди-люди и усматривать здесь кальку с монгольского. Собственно, ни слитного элгун, ни слитного илгун в текстах монголов имперского периода нет - загляните в Тумуртогоо и убедитесь сами.

Да и стоит ли зацикливаться на этимологии сюнну именно в смысле "люди, народ"? Ведь нигде нам китайцы на этимологию не намекают. Если настолько проблематично дело с эль кюн, всегда можно обратиться к кюн в значении света/солнца, которое уж точно ни с чем больше в связке не идет.  У монгольской же этимологии альтернативы нет: в текстах монголов имперского периода есть лишь кумун в значении людей (см. мои скриншоты из Тумуртогоо выше).

Почему же сразу "солнце"? А может "quŋ"? Или производное от "hunu-" *ехать верхом"? 

Ну, по мне так этимология "люди" выглядит наиболее правдоподобно, ибо все таки куча примеров такого самоназвания у палеосибирских народов (чукчи, кеты, эвенки и т.д.). А "солнце" что? Почему не "небо"? Тем более логичней назвать себя "солнечным", чем просто "солнце". Аналогично этноним "динлин" для ЗХ звучал как "tēŋ-rīŋ", что просто идеально подходит под "teŋgerijin" (небесный).

Также в хуннском языке есть слово, которое видимо имеет связь с этим "teŋgerijin" (ну, в хуннской вариации): название гор Цилянь, что звучало в среднекит. как "gji-len", причем нам пишут, что так называется "небо" в хуннском языке. Однако, нет ли здесь путаницы комментатора, где исходное "teŋgirin" (западно-протомонг. "небесный") он понял как китайское слово и его перевод на хуннский. То есть среднекит. "thien" => "teŋ" (небо) и это якобы на хуннском значится как "girin", то есть "небо" (точнее, "небесный").

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Дык разговор то шел у нас именно о 諾, который по Бакстер Сагару был нак. Другие иероглифы с произношением нынешним нуо ведь не использовались в записи этнонима хунн. По этой причине я вновь приведу свой пример с катлалук и скажу, что второй иероглиф сюнну может вообще не играть никакого значения в передаче оригинального звучания. Тут кстати стоит привести известное токуз огузское племя, записанное в рунических текстах как Кун, а в китайских текстах как Хунь - наверняка реликт от хуннов. Имя их писалось лишь одним иероглифом - 渾;)

Ну вот как раз вам же полезно будет: вы же сами тюркского и китайского не знаете и многое можете таким образом упустить из виду:) Кстати, если собрались общаться с Сабировым вк, если не возражаете, добавьте в чат меня тоже https://vk.com/argintarhan, чисто хочу почитать ваш диалог без вмешательства:D

Ну, допустим, соглашусь. Действительно, слишком много разных вторых иерогливов, тогда как везде одна основа "конг/хонг".

Как будет время, создам беседку. И вас с радостью приму, hайн-аха/адаш^_^

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Дык вы что забыли, кто включен в число всех этих миллионов? Больше половины ваших миллионов это турки и азербайджанцы - ну прямо таки эталон прямых потомков древних тюрок:lol: Благополучно придется исключить и кыпчакские народы вместе с большинством сибирских - речь же идет о наследниках древнетюркского языка, в число которых кыпчакский элементарно не входит и я это здесь не раз разжевывал. По большому счету самое главное, это есть ли слово это у туркмен, узбеков и уйгур. У первых как мы выяснили оно точно есть.

Во как! оказывается есть настоящие тюрки и ненастоящие, окей.

 Древнейшие тюркские языки
    Переходя к более детальной классификации тюркских языков в историческом аспекте, можно назвать на основании всего вышеупомянутого в числе древнейших тюркских языков, т. е. языков, в которых более всего сохранилось старых форм, следующие языки: булгарский (остатки языка сохраняются в венгерском языке и в надписях на намогильных памятниках Волжской Булгарии XIII-XIV вв., ср. чувашский, ближайший потомок булгарского языка); уйгурский (язык желтых уйгуров китайской провинции Гань-су); чувашский (ср. булгарский); якутский (якутский язык, долганский язык).
    Все эти тюркские языки я считаю древнее языков, сохраненных нам в письменных памятниках, главным образом огузов и уйгуров, по большему количеству предполагаемых старых элементов.

    Древние тюркские языки
    После этих древнейших идет группа древних тюркских языков:
    "Огузский" - язык памятников тюркской рунической письменности Монголии и Китайского и Советского Туркестанов. Разумеется, все эти памятники принадлежат разным народам (огузам, киргизам, тувинцам, уйгурам) и писаны литературным языком на разных наречиях; при моем аспекте рассмотрения все это не разрушит здесь общего построения.
    Тофаларский (карагасский).
    Тувинский - раньше: урянхайский, сойотский, сойонский.
    Уйгурский - язык главным образом буддийской письменности, а также памятников христианских, манихейских и мусульманских, юридических документов и пр. V-XIII вв. Ср. выше замечание об "огузском" языке.
    Хакасский - прежде главным образом: койбалы, бельтиры, сагайцы и качинцы.
    Шорский - в Кузбассе.

    Новые тюркские языки
    Азербайджанский - Азерб. ССР и Иран.
    Гагаузский.
    Кумандинский - б. Кузнецкий и Бийский уезды б. Томской губ.
    Куманский - куманы - самоназвание половцев; ср. половецкий.
    Кыпчакский - язык грамматик на арабском яз. XI; XIII-XV вв.
    Печенежский - IX-X вв.: надписи тюркскими рунами на золотых сосудах так называемого клада Аттилы в Венгрии.
    Половецкий - памятник Codex Cumanicus XIII-XIV вв.; русский перевод названия - "куманский".
    Саларский - в провинции Гань-су, Китай, около г. Сюн-хуа-тина, на р. Хоан-хэ.
    Турецкий - Турция.
    Туркменский - Туркменская ССР, Северный Кавказ и Сирия.
    Узбекский - СССР и Афганский Туркестан.
    Уйгурский - н.-уйгурский яз.; главным образом в Восточном Туркестане, а также Казахской, Узбекской, Киргизской, Туркменской ССР. Уйгурский язык распадается в Восточном Туркестане на ряд диалектов по оазисам: Кашгар, Хотан, Аксу и др.; особенно надо выделить диалект Лоб-Нора.
    Чагатайский - письменный язык высшего стиля тюркского языка Средней Азии XV-XIX вв.
    Чулымский - бассейн р. Чулыма Западной Сибири.
    Новейшие тюркские языки следующие: алтайский (ойротский, телеутский), башкирский, казахский, каракалпакский, киргизский, кумыкский, ногайский (ойротский), татарский (казанский татарский, касимовский татарский, мипарский, язык татар Западной Сибири и др.), телеутский (алтайский, ойротский), (чувашский), (якутский).

Как видите слово күн должно быть не только у туркмен и узбеков.
   

Изменено пользователем Duwa-Soqor
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Duwa-Soqor сказал:

Во как! оказывается есть настоящие тюрки и ненастоящие, окей.

УВ Дува-Сохор, у тюрков тоже есть такие как у нас, типа АгаБу иПисмэйкера, может нам их послать подальше... К тюркам ?баба с возу кобыле легче ? :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько я знаю 'ялкун' это вроде как 'огонь'. 

А вот 'el kun' в значении люди в староуйгурском и караханидском и турецком языках: 

Proto-Turkic: *Kün
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: people
Russian meaning: народ
Old Turkic: elgün (OUygh.)
Karakhanid: el kün (KB)
Turkish: elgün (Osm. XIV c.)
Middle Turkic: el wa kün (Sangl.), elgün (Pav. C.), elgün (Oghuz-nama), elgün 'goverment, realm' (Ettuhf.)
Comments: VEWT 309, TMN 3,656-7, Лексика 317, EDT 121-122, 725-726 (with doubts).
 
=> Поэтому конечно же никуда слово с именно этим значением не делось. В Огузнаме оно есть в значении 'гос-во/'королевство'. Значит по крайней мере у нас это слово преобразовалось в несколько иное значение.
Короче говоря, надо спрашивать профессиональных лингвистов. 
 
Но справедливости ради надо указать ещё вот что: у нас есть пратюркское слово 'gun' или 'gunal' обозначающее солнце или солнечный день. Так вот теперь смотрите как с течением времени это слово поменялось:
 
Proto-Turkic: *gün(eĺ) / *guńaĺ
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: 1 sun 2 day 3 sunny place 4 sun-heat
Russian meaning: солнце 2 день 3 солнечное место 4 солнечный жар
Old Turkic: kün 1, 2 (Orkh., OUygh.), küneš 3 (YB), isig qujaš 4 (OUygh. - Br.)
Karakhanid: kün 1, 2, qujaš 4 (MK), küneš 3 (Tefs.)
Turkish: gün 2, güneš 1, (dial.) gujaš 1
Tatar: kön 1, 2, qojaš 1
Middle Turkic: qujaš 1 (Sangl.Abush.Pav. C.), küneš 1 (Pav. C.Abush.Бор. Бад.), kün 1, 2 (Pav. C.MA)
Uzbek: kun 1, 2, qujɔš 1
Uighur: kün 1, 2, (dial.) qojaš 1
Sary-Yughur: kun 1, 2
Azerbaidzhan: gün 1, 2, günäš 1
Turkmen: gün 1, 2, güneš 1, 4, qujāš 1 (dial.)
Khakassian: kün 1, 2
Shor: kün 1, 2, qujaš 1
Oyrat: kün 1, 2, dial. qujaš 1 (Kumd., Leb.)
Halaj: kin, kün 1, 2, kinäš 'sonnig'
Chuvash: kon 2, xǝʷvel 1
Yakut: kün 1, 2, kuj̃ās 'heat'
Dolgan: kün 1, kuńās 'heat'
Tuva: xün 1, 2
Tofalar: xün 1, 2
Kirghiz: kün 1, 2
Kazakh: kün 1, 2
Noghai: kün 1, 2, qɨjas 4
Bashkir: kön 1, 2, könäs 4, qojaš 1
Balkar: kün 1, 2
Gagauz: gün 1, 2, güneš 1
Karaim: kün 1, 2, küneš 1, qujaš, qujas 1
Karakalpak: kün 1, 2, qujaš 1
Salar: gǖn 1, 2
Kumyk: gün 1, 2 güneš 1
 
==============================
 
Как мы с вами можем заметить, пратюркское 'gun' 'gunal' преобразовадось в 'kun'/'gun' у карлуко-огузов со значением 'солнце'.
 
Поэтому другое пратюркское слово 'kun' со значением 'люди, народ', карлуко-огузы стали использовать приставку 'el' перед 'kun' [видимо, чтобы не путать] => получилось 'el kun' в значении 'человек' 'люди' и просто 'kun/gun' в значении 'солнце'. 
 
P.S. Только я не совсем понимаю почему этноним 'Хун' мы должны этимологизировать. Igor писал, что первоначально это название местности или реки. Главный вопрос: китайское ли название реки или хуннуское.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...