Перейти к содержанию
Ашина Шэни

Доказательства тюркской теории происхождения сюнну/хуннов

Рекомендуемые сообщения

17 minutes ago, Duwa-Soqor said:

Да нет тут не всё так просто как вы думаете, вот например выяснилось что приставка il (ил) означало народ. В связи с этим ваши нелепые измышления по поводу "el это чтобы не путаться" просто бред, но вы этого не замечаете. Ваши попытки провести параллель между kun (со значением человек) и гуннами смешны и ни на чём не основаны. Поэтому попридержите свой язык и не корчите из себя знатока. Мне плевать будете вы продолжать разговор со мной или нет. Ваши знания мне не интересны особенно когда вы заявили что тувинцы - это не тюрки. Так что идите куда подальше.

А вообще беру слова обратно и не будем ругаться и испускать отрицательные эмоции :D 

Так что давайте лучше спорить (если есть о чём по существу) на дружественных началах. Согласны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В конечном итоге я писал это и ранее, что этимология слова 'хун' от пратюркского 'kun' мне самому не нравиться. 

Но спор пошёл от монгольской части. Ведь это с монгольской стороны идёт этимология слова 'хун' 'человек'. Вам же Ашина Шени просто указал, что никакого 'хун' в прамонгольском не было, а было 'kumuun' или что-то вроде того. И что раз пошла такая пляска пратюрское 'kun' ближе к истине. Вот и всё. Внимательно прочитайте ветку почему пошла дискуссия. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Hungar сказал:

В конечном итоге я писал это и ранее, что этимология слова 'хун' от пратюркского 'kun' мне самому не нравиться. 

Но спор пошёл от монгольской части. Ведь это с монгольской стороны идёт этимология слова 'хун' 'человек'. Вам же Ашина Шени просто указал, что никакого 'хун' в прамонгольском не было, а было 'kumuun' или что-то вроде того. И что раз пошла такая пляска пратюрское 'kun' ближе к истине. Вот и всё. Внимательно прочитайте ветку почему пошла дискуссия. 

Раз уж такие дела: в общем, читаем в Старлинге (все таки работа лингвистов как никак; а ув. Даир-аха все таки далек от сей науки, впрочем как и мы здесь все, а по сему слова ученых для нас наибольший авторитет представлять должны):

"The Mong. form is somewhat difficult: one has to suppose original *künün with velar ( > *küŋün > *küɣün) and labial ( > *kümün) assimilations."

То есть: праалт. "ki̯úne" => прамонг. "künün" =>:

1) Прямое развитие: => "künün". Это современные халха-монг., бурят. "xün"; калм., ордос. "kün"; дунс., монгор. "kun"; баоань. "kuŋ". 

2) Веляризация: => "küŋün" => "küɣün". Это среднемонг. "gu'un", "kuwun" (~ kuɣun); шары-югур. "kuun".

3) Лабиализация (?): => kümün. Это письм.-монг. "kümün"; среднемонг. "komon"; калм. "kümṇ".

Лабиализация под большим вопросом, ибо такой вариант скорее восходит не к праалт. "ki̯úne", а какому-то другому слову, которое одного происхождения с праиндоевропейским "g'hom-en-" или "g'hmō-" (человек). В общем, очень хорошая ностратическая параллель.

А на каких основаниях предполагаем в пратюркском "kün"? Ведь самая ранняя запись слова (древнеуйг.) вообще дана в виде "elgün", что, как думаю, некий маргинальный вариант контоминации двух семантически тождественных слов, однако (предполагаю), различного происхождения. То есть одно - тюркское, другое - монгольское. То есть "elgün" должно восходить (в теории) к "el kün" (парн. "народ"), где "el" - тюрк. "народ; люди", а "kün" - монг. "люди", то есть это парное слово (в теории, ибо может быть и вариант ув. Даира).

А на этом моменте самое интересное начинается: парные слова мы часто встречаем для достоверных монголизмов (после XIII века) в среднетюрском. Например: среднетюрк. "tаluj ögüz" (парн. "океан"), где "tаluj" - монголизм; среднетюрк. "törü öŋdi" (парн. "порядок; закон"), где "törü" - монголизм.

Впрочем, я не особо-то настаиваю на монгольское происхождение тюрк. "kün". Просто показываю, что это как минимум вероятно (хотя, необязательно). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Ермолаев said:

Раз уж такие дела: в общем, читаем в Старлинге (все таки работа лингвистов как никак; а ув. Даир-аха все таки далек от сей науки, впрочем как и мы здесь все, а по сему слова ученых для нас наибольший авторитет представлять должны):

"The Mong. form is somewhat difficult: one has to suppose original *künün with velar ( > *küŋün > *küɣün) and labial ( > *kümün) assimilations."

То есть: праалт. "ki̯úne" => прамонг. "künün" =>:

1) Прямое развитие: => "künün". Это современные халха-монг., бурят. "xün"; калм., ордос. "kün"; дунс., монгор. "kun"; баоань. "kuŋ". 

2) Веляризация: => "küŋün" => "küɣün". Это среднемонг. "gu'un", "kuwun" (~ kuɣun); шары-югур. "kuun".

3) Лабиализация (?): => kümün. Это письм.-монг. "kümün"; среднемонг. "komon"; калм. "kümṇ".

Лабиализация под большим вопросом, ибо такой вариант скорее восходит не к праалт. "ki̯úne", а какому-то другому слову, которое одного происхождения с праиндоевропейским "g'hom-en-" или "g'hmō-" (человек). В общем, очень хорошая ностратическая параллель.

А на каких основаниях предполагаем в пратюркском "kün"? Ведь самая ранняя запись слова (древнеуйг.) вообще дана в виде "elgün", что, как думаю, некий маргинальный вариант контоминации двух семантически тождественных слов, однако (предполагаю), различного происхождения. То есть одно - тюркское, другое - монгольское. То есть "elgün" должно восходить (в теории) к "el kün" (парн. "народ"), где "el" - тюрк. "народ; люди", а "kün" - монг. "люди", то есть это парное слово (в теории, ибо может быть и вариант ув. Даира).

А на этом моменте самое интересное начинается: парные слова мы часто встречаем для достоверных монголизмов (после XIII века) в среднетюрском. Например: среднетюрк. "tаluj ögüz" (парн. "океан"), где "tаluj" - монголизм; среднетюрк. "törü öŋdi" (парн. "порядок; закон"), где "törü" - монголизм.

Впрочем, я не особо-то настаиваю на монгольское происхождение тюрк. "kün". Просто показываю, что это как минимум вероятно (хотя, необязательно). 

Ув. Ермолаев, в случае верялизации прамонгольский 'kunun' ведь никак не может быстро перерасти в 'hun'. Среднемонгольский - это другое время. На тысячу лет позже! Даже на две, поскольку хунну фиксируются в 8 веке до н.э., значит этноним был ещё раньше этого времени. 

А вот пратюркское 'kun' в 'hun' ближе к истине в вашей же гипотезе. 

Впрочем, я не вижу почему этноним 'хун' обязательно должен 'человек'. Igor писал, что изначально это название местности или реки в центральном Китае. При чем хуннуское название. Ну разве можно назвать реку 'людьми'? Именно по этим соображениям у меня возникает большой скепсис :) 

По elkun я с вами не согласен. Уже ведь писал, что другое пратюркское слово 'солнце' заместилось в 'kun'/'gun'. Вот раз такое дело логично поставить приставку 'el', чтобы иметь разницу в словах. Далее уже само 'el' приняло смысловое очертание 'люди' 'народ'. А возможно и имело его ранее. Хотя не думаю. 

А уж далее то все очевидно. Авраамические религии и новая лексика. 'Адам' постепенно заменил преобразованное слово 'elkun' в значении 'человек' 'люди'. Естественный процесс.

А заимствования в староуйгурском  из монгольского не могло быть в принципе. Поскольку наши тюркские предки встретились с вашими монгольскими [искл. пара-монголов сяньби-киданей] только в 13 веке нашей эры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что означает в ваших языках татарское (современное, волжское) "күңел", можно записать и "күң ел"?  У нас это душа человека. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Ермолаев сказал:

1) Прямое развитие: => "künün". Это современные халха-монг., бурят. "xün"; калм., ордос. "kün"; дунс., монгор. "kun"; баоань. "kuŋ". 

Прямое развитие наблюдается отчётливо. Странная и запутанная ситуация со словом "человек" у тюркоязычных, причём надо заметить что как и у тюрков мусульман, так и у тюрков православных (якуты, чуваши) человек - это адам. Почему так повсеместно и масштабно произошло легкое заимствование библейского персонажа у всех тюрков мира непонятно. Вероятнее всего что собственного слова то и не было по большому счёту. Учитывая что нечто похожее слово "elgün" у тюрков на монгольское "kün" имеется только у туркменов. Да и то с приставкой которая сама по себе уже означает "люди, народ", какой смысл её лепить к другому слову обозначающему якобы тоже самое? Вероятнее всего "elgün" переводится как народ солнца или что то в этом роде. Но это в свою очередь не значит что это самоназвание гуннов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Duwa-Soqor said:

Прямое развитие наблюдается отчётливо. Странная и запутанная ситуация со словом "человек" у тюркоязычных, причём надо заметить что как и у тюрков мусульман, так и у тюрков православных (якуты, чуваши) человек - это адам. Почему так повсеместно и масштабно произошло легкое заимствование библейского персонажа у всех тюрков мира непонятно. Вероятнее всего что собственного слова то и не было по большому счёту. Учитывая что нечто похожее слово "elgün" у тюрков на монгольское "kün" имеется только у туркменов. Да и то с приставкой которая сама по себе уже означает "люди, народ", какой смысл её лепить к другому слову обозначающему якобы тоже самое? Вероятнее всего "elgün" переводится как народ солнца или что то в этом роде. Но это в свою очередь не значит что это самоназвание гуннов. 

Вообще-то у тюрков слово человек это - киджи, киши, кичи. А всякие это "адам"-овые наверное влияние религии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 minutes ago, enhd said:

Вообще-то у тюрков слово человек это - киджи, киши, кичи. А всякие это "адам"-овые наверное влияние религии.

Связяно ли монгольское гичий с кичи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, enhd said:

Вообще-то у тюрков слово человек это - киджи, киши, кичи. А всякие это "адам"-овые наверное влияние религии.

Киши - это просто синоним. А пратюркское 'Kun' обозначает 'люди' 'народ'

Duwa-Soqor опять удивляет своими знаниями. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 minutes ago, Shamyrat said:

 А как называется человек в уйгурских надписях доисламского периода?

Proto-Turkic: *Kün
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: people
Russian meaning: народ
Old Turkic: elgün (OUygh.)
Karakhanid: el kün (KB)
Turkish: elgün (Osm. XIV c.)
Middle Turkic: el wa kün (Sangl.), elgün (Pav. C.), elgün (Oghuz-nama), elgün 'goverment, realm' (Ettuhf.)
Comments: VEWT 309, TMN 3,656-7, Лексика 317, EDT 121-122, 725-726 (with doubts).
 
Proto-Turkic: *bodun
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: people
Russian meaning: народ
Old Turkic: bodun (OUygh., Orkh,)
Karakhanid: boδun (MK)
Comments: EDT 306, TMN 2, 812, Лексика 316.
 
Proto-Turkic: *kiĺi
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: person, people
Russian meaning: человек, люди
Old Turkic: kiši (Orkh., OUygh.)
Karakhanid: kiši (MKKB)
Turkish: kiši
Tatar: keše
Middle Turkic: kiši (Pav. C.MA)
Uzbek: kiši
Uighur: kiši
Sary-Yughur: kisi
Azerbaidzhan: kiši
Turkmen: kiši
Khakassian: kǝzǝ
Shor: kiži
Oyrat: kiži
Yakut: kihi
Dolgan: kihi
Tuva: kiži
Tofalar: kiši
Kirghiz: kiši
Kazakh: kisi
Noghai: kisi
Bashkir: keše
Balkar: kiši
Gagauz: kiši
Karaim: kiši
Karakalpak: kisi
Salar: kiši
Kumyk: kiši
Comments: VEWT 272, EDT 752-753, ЭСТЯ 5, 78-79, Лексика 325, Stachowski 147.
Proto-Turkic: *jạlaŋuk
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: person
Russian meaning: человек
Old Turkic: jalaŋuq (OUygh.)
Karakhanid: jalŋuq (MKKB)
Chuvash: śɨn(ъ)
Comments: VEWT 182, EDT 930.
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/6/2017 at 2:38 AM, Ермолаев said:

Старлинг заработал, уиии:D:

"The Mong. form is somewhat difficult: one has to suppose original *künün with velar ( > *küŋün > *küɣün) and labial ( > *kümün) assimilations."

Перевод:

"Форма монг. несколько сложна: нужно предполагать оригинальные "künün" с велярной (=> "küŋün" => "küɣün") и лабиальной (=> "kümün") ассимиляцией».

Ну, пратюркский нам таки тоже известен в гипотезе, но это ведь не останавливает никого из лингвистов интерпретировать именно через него. 

Почему же сразу "солнце"? А может "quŋ"? Или производное от "hunu-" *ехать верхом"? 

Ну, по мне так этимология "люди" выглядит наиболее правдоподобно, ибо все таки куча примеров такого самоназвания у палеосибирских народов (чукчи, кеты, эвенки и т.д.). А "солнце" что? Почему не "небо"? Тем более логичней назвать себя "солнечным", чем просто "солнце". Аналогично этноним "динлин" для ЗХ звучал как "tēŋ-rīŋ", что просто идеально подходит под "teŋgerijin" (небесный).

Также в хуннском языке есть слово, которое видимо имеет связь с этим "teŋgerijin" (ну, в хуннской вариации): название гор Цилянь, что звучало в среднекит. как "gji-len", причем нам пишут, что так называется "небо" в хуннском языке. Однако, нет ли здесь путаницы комментатора, где исходное "teŋgirin" (западно-протомонг. "небесный") он понял как китайское слово и его перевод на хуннский. То есть среднекит. "thien" => "teŋ" (небо) и это якобы на хуннском значится как "girin", то есть "небо" (точнее, "небесный").

Ну мне с английского можете не переводить, не утруждайтесь, мне скорее иногда с русского на английский перевод полезнее, так как после 5 лет учебы в англоязычной среде английский я схватываю быстрее русского:lol: Пратюркский то известен в гипотезе тоже, и именно поэтому я в разборе сюннуских глосс в этой теме стабильно ссылался и на аналоги в древнетюркском и современных тюркских, приводя в своем суммировании Дыбо ссылки на ДТС. Потому что гипотетические протоязыки, какими бы хорошими учеными они ни были восстановлены, остаются гипотетичными и следовательно в какой то степени ненадежными. Собственно и по тюркским, и по монгольским проблема с восстановлением протоязыка очевидна: недостаток а то и полное отсутствие данных по отдельным ветвям тюркского и монгольского в древности. По тюркским это не только чувашский, для которого из языковых памятников самые ранние это 13 век и лишь короткие надгробные надписи, но и кыпчакский тоже, для которого письменных памятников до Кодекса просто нет. То что дано в ДТС это по сути лишь три древнетюркских языка: орхоно тюркский, турфанский уйгурский и караханидский хакани. Все три это языки карлуко огузского типажа. С монгольскими все еще хуже, так как тут вообще до 13 века ни для одного монгольского языка текстов нет, а те что начинаются с 13 века отображают лишь конкретно, по вашей гипотезе, ветвь дунху. Западные пара монголы попросту не отображены. Собственно Сабиров мне это уже расписывал:

"Казалось бы, мы можем опираться на восстановленный алтайский, но и сам он восстановлен в т.ч. на основе тюркских и эта модель следовательно значительно искажена. (Мы не можем восстановить прагерманский на основе современного английского, там лексика в основном романская и практически утрачена грамматика, мы должны привлекать всю массу германских - как аналогия)".

Поэтому здесь следует все же придерживаться текстов и не полагаться чрезмерно на восстановленные формы.

А почему бы и не солнце? Солярный культ у кочевников вполне себе был, и кстати гармонично сочетался с небесным. Например, как пишет Джуртубаев, у карачаево балкарцев: "Поэтому и говорится в нартском эпосе карачаево-балкарцев, что мир создан создан Богом по имени Хайнар, Къайнар «живое солнце» (в отличие от небесного светила, не-живого)". Поэтому ничего неправдоподобного в такой этимологии я не вижу. Напомню еще, что нам о хуннах и тюрках пишет Вэссьер: "Заходя еще дальше, главный праздник тюрок, когда их племена собирались в честь летнего солнцестояния, уже отмечался хуннами".

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/6/2017 at 11:44 AM, Duwa-Soqor said:

Во как! оказывается есть настоящие тюрки и ненастоящие, окей.

Как видите слово күн должно быть не только у туркмен и узбеков.
   

Еще раз: древнетюркский язык, представленный в ДТС, это орхоно тюркский, турфанский уйгурский и караханидский хакани. Все три это карлуко огузские языки, следовательно и слово кун зафиксировано в древности лишь в карлуко огузских языках. Найдете мне слово кун в значении "народ" в Кодекс Куманикус или там армяно-кыпчакских текстах - тогда и предъявляйте претензии современным кыпчакским языкам, что у них нет этого слова. Ну а что турецкий и азербайджанский очень далеки от огузской ветви древнетюркского - дело известное, там же заимствований море. Или вы забыли, что Ататюрку пришлось специально чистить от арабо персизмов и по сути по новому создавать турецкий язык? Известно ли вам, что в османском и каджарском языках тюркских слов оставалось каких то 10%?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/7/2017 at 10:23 AM, Duwa-Soqor said:

Ведь как утверждает Ашина Шэни (который судя по постам в лингвистике кое что понимает) из всех тюрков мира только туркмены прямые наследники древних тюрков и карлуко-огузского языка, остальные "приблудные", как такое может быть я не знаю, и именно этим обстоятельством, (то что у туркмен нашлось слово похожее издалека на монгольское слово күн видимо было решено что именно туркмены пускай будут наследниками древнетюркского языка), оправдывается то что слово күн не что иное как тюркизм в чистом виде. На самом деле всё это похоже на фальсификацию.

Не приписывайте мне всякую ерунду. Я писал, что древнетюркский карлуко огузский язык, следовательно и слова его надо прежде всего искать в современных карлукских и огузских языках. Из них исключить следует турецкий и азербайджанский по причине сильного смешения и многичисленных заимствований. Остаются туркменский, узбекский и уйгурский. С первым уже разобрались. По второму современных данных у меня нет увы, зато есть данные по таковому в 15 веке: Огузнамэ то турфанский это уйгурский список 15 века, и там прекрасно фиксировано эль кюн. По третьему еще поищем. Поэтому фальсификацией тут занимаетесь лишь вы, безо всяких оснований пытаясь отрицать тюркское происхождение выражения эль кюн.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 hours ago, Hungar said:

Уважаемый Shamyrat, белые гунны в сирийских и греческих источниках отмечаются как 'хиониты'? Какой век? Если да, то речь видимо идёт не о них. Известно что в то время на территории Туркменистана были скифские группы. Вполне вероятно что тюркские. 

Из китайских источников следует прямо: белые гунны ['хиониты'] родня 'гаоцзюй' и выходцы из Ганьсу или Внутренней Монголии. Возможно, ближайшие родственники юэчжи и усуней. А возможно и вовсе часть юэчжи и усуней.

Возможно я ошибаюсь. Тут нужен Ашина Шени чтобы поправил.

О родстве хионитов с гаоцзюй у китайцев речи нет. У китайцев так написано про эфталитов: что они родня Гаоцзюй, происходят с севера Китая и на юг спустились с Алтая. По этой причине, плюс потому что сами себя они звали хун, эфталиты видимо ветвь хуннов. Хиониты с кидаритами видимо тоже. Все три народа начала возвышаться в 4-5 веках.

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 hours ago, Duwa-Soqor said:

"Кумун" происходит из более древнего прамонг. "кунун". 

Если учитывать что древнетюрк.  'elkunозначало люди, народ, государство то сходства с 'хун' никакого не наблюдается. Вообще странное явление, в тюркских языках слово человек, люди звучит как угодно (даже Адам без Евы) но никак не 'kun'. Чего не скажешь про монголоязычных. Особенно отчётливо это звучит у волжских ойратов - күн.  И ещё я убежден что во многих языках мира есть одноименные слова но с разным значением, как например, у нас үсн - молоко и үсн - волосы. и т.д. И никто ничего никуда не лепит дабы различать эти слова, потому если речь ведётся о молоке, то понятно что үсн - это молоко, не волосы. В случае же с 'kun' со значением солнце и человек, то же самое. Поэтому ваши домыслы о всяких приставках чтобы не путаться звучат смешно и немного странновато.

Если принимаете гипотетичное восстановленное прамонгольское кунун, то придется принять и гипотетичное восстановленное пратюркское кун. Уж выбирайте, следуете ли вы гипотетичным протоязыкам или строго придерживаетесь текстов. В монгольских текстах никакого кунун или кун в 13-14 веках не было, был лишь кумун. Я это по сборникам Тумуртогоо показал уже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 hours ago, Ермолаев said:

Раз уж такие дела: в общем, читаем в Старлинге (все таки работа лингвистов как никак; а ув. Даир-аха все таки далек от сей науки, впрочем как и мы здесь все, а по сему слова ученых для нас наибольший авторитет представлять должны):

А на каких основаниях предполагаем в пратюркском "kün"? Ведь самая ранняя запись слова (древнеуйг.) вообще дана в виде "elgün", что, как думаю, некий маргинальный вариант контоминации двух семантически тождественных слов, однако (предполагаю), различного происхождения. То есть одно - тюркское, другое - монгольское. То есть "elgün" должно восходить (в теории) к "el kün" (парн. "народ"), где "el" - тюрк. "народ; люди", а "kün" - монг. "люди", то есть это парное слово (в теории, ибо может быть и вариант ув. Даира).

Ермолаев, вы все таки определитесь уже: сначала вы пишете, что здесь никто не спец в лингвистике, потому мы должны доверять алтаистам команды Старостина. А потом начинаете ставить под сомнение прототюркскую форму кун, предложенную этими же самыми алтаистами. Причем предложено это слово как общеалтайское не от балды ведь: в японском kuni это "страна" и уж тут никаких монголизмов быть не может, никаких миграций сяньби в Японию не фиксировано;) Японское словечко нам еще и дает основание для тюркского эль кюн "страна и народ", кюн изначально было видимо не просто народом, а именно народом в смысле нации, основы страны, в итоге в японском это стало просто "страной". 

И как я уже говорил, слово фиксируется в древнетюркском отдельно от el и в ДТС это ясно прописано. Слияния там не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Hungar сказал:

Ув. Ермолаев, в случае верялизации прамонгольский 'kunun' ведь никак не может быстро перерасти в 'hun'. Среднемонгольский - это другое время. На тысячу лет позже! Даже на две, поскольку хунну фиксируются в 8 веке до н.э., значит этноним был ещё раньше этого времени. 

А причем "hun"? По мне так более правильно говорить об этнониме их как о "küŋ", что вытекает из примечательной китайской записи ЗХ 恭奴 - "kōŋ-nhā" (указом Ван Мана так были переименованы сюнну в 15 г. н. э.). 

Впрочем, и ранее были записи именно с конечным веляром: ЗХ "ŋ̊ōŋ-nhā" (匈奴). Сравните современное баоаньское "kuŋ" (человек; люди). 

Ну так в теории (у меня) хунну есть параллельная ветвь в развитии по отношению к дунху (Бичурин, Руденко, Коновалов), соответственно они когда-то разделились, а после раздела стали развиваться независимо друг от друга. А это подразумевает разного рода различия в вонетике и иже с ней.

Так в среднемонгольском то уже поздняя стадия велярного развития, тогда как в протомонгольском для этого веляра и предполагается "küŋün", что по особенностям гипотетического западно-протомонгольского должно выглядеть как "küŋü" или "küŋ" (самая обычная редукция ауслаута в монгольских языках; для западно-протомонгольского доказывается, например, словом "nаr" - "солнце" <= прамонг. "nаrаn").

Причем "küŋü" более вероятен, ибо греки и римляне знали гуннов как "hunni/huni". А как раз таки тюркское "i" развивается из "ü". Впрочем, может быть и совпадением (как писал ув. Даир). Но лично я в совпадения не особо верю.

13 часов назад, Hungar сказал:

Впрочем, я не вижу почему этноним 'хун' обязательно должен 'человек'. Igor писал, что изначально это название местности или реки в центральном Китае. При чем хуннуское название. Ну разве можно назвать реку 'людьми'? Именно по этим соображениям у меня возникает большой скепсис :) 

Точнее не "человек", а "люди". Такая семантика самоназвания восходит у палеоазиатских народов к глубокой древности: так самоназвание кетов - "кето/кет" и "денг" - переводится как "человек" и "люди", соответственно; чукчи себя называют "оравэтԓьат" - "люди" (также "ԓыгъоравэтԓьат" - "настоящие люди"). Также и айны, эвенки-эвены и многие другие.

Ну, у ув. Игоря это ведь предположение. Особо в пользу этого ничего вроде как не говорит. А река называлась сюнну по своему как "желтая", значит. И есть основания полагать что это звучало как "sir", ибо имеем вот такой вот интересный этноним:

Среднекит. "sjet" (薛) <= западно-протомонг. "sir" (желтый). Сравните: западно-протомонг. "sir" (желтый), восточно-протомонг. "sirа" (желтый) и древнетюрк. "sarɨɣ" (желтый). Возможно, это западно-протомонг. слово является указанием на светлый цвет волос ранних кыпчаков, т.е. сиров. 

На такую семантику этнонима указывают следующие сведения о ранних кыпчаках-сиров, указанных ниже как "хардиаш" - "светловолосые":

 "Об этих же событиях упоминают и Ауфи, и древнеармянский хронограф Матфей из Эдессы, он пишет о том, что когда какой-то народ "отц"-"змей" - разбивает народ "хардиаш" - "светловолосых" , а те разбивают огузов и печенегов, после чего все вместе выступают против страны ромеев. Несложно предположить, что народ "змей", есть не кто иной, как народ Кай." 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

40 минут назад, Ашина Шэни сказал:

Ермолаев, вы все таки определитесь уже: сначала вы пишете, что здесь никто не спец в лингвистике, потому мы должны доверять алтаистам команды Старостина. А потом начинаете ставить под сомнение прототюркскую форму кун, предложенную этими же самыми алтаистами. Причем предложено это слово как общеалтайское не от балды ведь: в японском kuni это "страна" и уж тут никаких монголизмов быть не может, никаких миграций сяньби в Японию не фиксировано;) Японское словечко нам еще и дает основание для тюркского эль кюн "страна и народ", кюн изначально было видимо не просто народом, а именно народом в смысле нации, основы страны, в итоге в японском это стало просто "страной". 

Ну, ладно, оговорился. С кем не бывает. Да, во многом есть сомнения в правильности деяний (никто почему-то не отметил лабиальный "кумун" как хотя бы в теории родственный индоевропейскому "гхо-мо-"; и т.д.; также почему-то забыли записать прамонгольский "кюнюн", а решили сразу в граве "протомонгольский" и лабиальный - что сомнительно - и велярный варианты).

Ну так к японскому то и претензий нет, у них свободно употребляется. А тюркское же именно только с "эль", что в ДТС нам переводят как парн. "народ". Примечательно что поздние монголизмы также часто встречаются в парном употреблении с собственно тюркским аналогом. Вот в общем-то к чему сводятся все сомнения. Впрочем, сейчас, полагаю, что все же это праалтайское наследие. И вот почему: 

53 минуты назад, Ашина Шэни сказал:

И как я уже говорил, слово фиксируется в древнетюркском отдельно от el и в ДТС это ясно прописано. Слияния там не было.

И как я уже говорил древнетюркское "el kun" - парное слово (о чем нам заботливо и пишут авторы ДТС), но в Старлинге видим Old Turkic: elgün (OUygh.). Однако это если для значение "народ; люди" и т.д. 

Но также имеем интересное слово в ДТС "künlärni" (людей). Видим, что без всяких "el", а множ. число образовано путем аввиксации. То есть исходная ворма - "kün" (человек; странно, что никто этого раньше не заметил). То есть plurаl forme в тюркском от "kün" можно образовать только либо с помощью "el" (народ; страна), либо путем прибавления "-lаr" (аввиксация). 

Что в общем-то опять же отметает (как скромно полагаю) связь с этнонимом "хун", ибо в этнониме мы должны видеть именно множественность или собирательность (если этноним связан с понятием "человек"). А для тюркских такого не наблюдаем со словом "kün" (человек). Однако, видим именно это явление, например, в халха-монгольском "xün", калм. "kün" и баоань. "kuŋ", где это и "человек" и "люди".

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 minutes ago, Ермолаев said:

Что в общем-то опять же отметает (как скромно полагаю) связь с этнонимом "хун", ибо в этнониме мы должны видеть именно множественность или собирательность (если этноним связан с понятием "человек"). А для тюркских такого не наблюдаем со словом "kün" (человек). Однако, видим именно это явление, например, в халха-монгольском "xün", калм. "kün" и баоань. "kuŋ", где это и "человек" и "люди".

Заблуждаетесь. В пратюркском 'kun' означает 'народ'. 

Proto-Turkic: *Kün
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: people
Russian meaning: народ
Old Turkic: elgün (OUygh.)
Karakhanid: el kün (KB)
Turkish: elgün (Osm. XIV c.)
Middle Turkic: el wa kün (Sangl.), elgün (Pav. C.), elgün (Oghuz-nama), elgün 'goverment, realm' (Ettuhf.)
Comments: VEWT 309, TMN 3,656-7, Лексика 317, EDT 121-122, 725-726 (with doubts).
 
'Il' в уйгурском 'страна' 'народ' 'общество' 'мир'. То есть несколько другое значение!
'il' вышел из пратюркского 'el' - означающее 'мир' - в наиболее архаичном варианте.
 
Proto-Turkic: *ēl
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: 1 peace 2 people, country
Russian meaning: 1 мир 2 народ, страна
Old Turkic: el 2 (Orkh., OUygh.)
Karakhanid: el 1, 2 (MK)
Turkish: il, el 2
Tatar: il 2
Middle Turkic: il (AH), el (Abush.Pav. C.) 2
Uzbek: el 2
Uighur: il, äl 2
Azerbaidzhan: el 2
Turkmen: īl 2
Khakassian: il 2
Oyrat: el 2
Chuvash: jal 2
Yakut: il 2
Kirghiz: el 2
Kazakh: el 2
Noghai: el 2
Bashkir: il 2
Balkar: el 2
Gagauz: iel 2
Karaim: el 2
Karakalpak: el 2
Kumyk: el 2
Comments: EDT 121-122, VEWT 39, TMN 2, 194, ЭСТЯ 1, 339-343, Егоров 352, Лексика 316. The meaning "peace" attested in MK is probably the most archaic (cf. the external parallels; typologically cf. also Slavic *mirъ 'peace' > 'world'), suggesting a development *'peace' > 'peaceful people, realm, country'.
 
==============================
 
Так что никаких монголизмов в древнетюркском. Это аксиома.
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Hungar сказал:

Заблуждаетесь. В пратюркском 'kun' означает 'народ'. 

Интересно, на каких основаниях следует полагать, что "kun" - "народ"? Посмотрите ДТС, там есть "kunlerni", где "-ler" - множ. число; "-ni" - род. падеж. Не слишком доверяйте Старлингу (себе надо тоже на заметку взять), там очень много ошибок (причем самых банальных) в последнее время нашлось.

Впрочем, еще раз, почему тюрк. "kun" - "человек".

Допустим чисто "kun" - это "народ". И что тогда, множ. число от "kun" - "народы"? Бред, именно потому что нам слово дается во вразе "он пожирал скот и kunlerni, очень плохой был зверь". По вашему этот зверь ест целые народы? Может все таки логичней "он пожирал скот и людей, очень плохой был зверь". По крайней мере так и переводят нам этот текст. Соответсвенно чисто "kun" это уже "человек". Аналогично бур. "хун" - "человек", а "хунууд" - "люди".

13 минут назад, Hungar сказал:

Так что никаких монголизмов в древнетюркском. Это аксиома.

Угу, а "тайган", "табышган", "соган", "этмек" и т.д. это прям чистые тюркские слова. Если да, то докажите. Покажите процесс словообразования их исходя из тюркского языка.

С монгольских вот конкретно эти слова этимологизируются очень легко, благо нашел список словообразовательных аввиксов. Например:

Древнетюрк. "etmäk" () - хлеб <= западно-протомонг. "edmeg" (хлеб) <= западно-протомонг. "ede-meg" (хлеб ~ кушанье; еда) <= западно-протомонг. "ede-h" (есть; кушать) + аффикс "-meg" (аффикс вещественных существительных от глагольной основы, обозначающих: орудие действия; кушанья). Переход инлаута "e" => "ä" аналогичен переходу пратюрк. "seĺ-" => древнетюрк. "säš-" (развязывать); пратюрк. "ber-gerü" => древнетюрк. "ber-gärü" (к югу; направо). Западно-протомонг. "ede-h" <= прамонг. "ide-h" (есть; кушать) => восточно-протомонг. "ide-h". Сравните: бур., шары-югур. "ede-h" (есть; кушать).

Хотя, полагаю, исходя из того, что в вашем понимании это аксиома, то просто забьете на это (не потому ли, что слова не могут изъяснятся с тюркского?). Так ведь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 minutes ago, Ермолаев said:

Угу, а "тайган", "табышган", "соган", "этмек" и т.д. это прям чистые тюркские слова. Если да, то докажите. Покажите процесс словообразования их исходя из тюркского языка.

С монгольских вот конкретно эти слова этимологизируются очень легко, благо нашел список словообразовательных аввиксов. Например:

Древнетюрк. "etmäk" () - хлеб <= западно-протомонг. "edmeg" (хлеб) <= западно-протомонг. "ede-meg" (хлеб ~ кушанье; еда) <= западно-протомонг. "ede-h" (есть; кушать) + аффикс "-meg" (аффикс вещественных существительных от глагольной основы, обозначающих: орудие действия; кушанья). Переход инлаута "e" => "ä" аналогичен переходу пратюрк. "seĺ-" => древнетюрк. "säš-" (развязывать); пратюрк. "ber-gerü" => древнетюрк. "ber-gärü" (к югу; направо). Западно-протомонг. "ede-h" <= прамонг. "ide-h" (есть; кушать) => восточно-протомонг. "ide-h". Сравните: бур., шары-югур. "ede-h" (есть; кушать).

Хотя, полагаю, исходя из того, что в вашем понимании это аксиома, то просто забьете на это (не потому ли, что слова не могут изъяснятся с тюркского?). Так ведь?

Забью потому что вы ошибаетесь и идёте против общепринятой науки. Профессиональные лингвисты и востоковеды не находят монголизмов в тюркских языках до 13 века, за искл. праалтайского единства. Но ув. Ермолаев, натягивая факты, нам 'доказывает' обратное. Из тюркизмов или общеалтайских, или поздних монголизмов [после 13 века] выдаёт за древние монголизмы :D

Значит по-вашему осёдлые монголы выращивали пщеницу и торговали с тюрками хлебом, раз тюрки взяли этот монголизм себе? Ах да, забыл, у вас же монголы жили в Монголии все это время, а не в Маньчжурии :) 

Я не спорю по очевидным вещам. Есть научные работы - опровергайте их. Пишите критические статьи. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 minutes ago, Ермолаев said:

Допустим чисто "kun" - это "народ". И что тогда, множ. число от "kun" - "народы"? Бред, именно потому что нам слово дается во вразе "он пожирал скот и kunlerni, очень плохой был зверь". По вашему этот зверь ест целые народы? Может все таки логичней "он пожирал скот и людей, очень плохой был зверь". По крайней мере так и переводят нам этот текст. Соответсвенно чисто "kun" это уже "человек". Аналогично бур. "хун" - "человек", а "хунууд" - "люди".

У вас очень узкое восприятие. Ведь говорили вам, в поисках истины лучше смотреть на факты и строить гипотезы, а не подводить факты под свои гипотезы. У вас второе. 

Он пожирал скот и 'народы'? А может имелось ввиду в значении 'общины' и 'общины людей'. То есть пожирал целые кочевья, не одно, а несколько. Текст из ДТС это фольклёр. Нельзя понимать его дословно. Это вам не государственные китайские источники, где действительно всё дотошно и чётко. Например гаоцзюй - сюнну и говорят на языке сюнну, но с небольшими отличиями. 

Отсюда и мн. число 'ler/lar'

В общем, у вас скудно с аргументами. На любой аргумент найдётся точно такой же контр-аргумент. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Hungar сказал:

Забью потому что вы ошибаетесь и идёте против общепринятой науки. Профессиональные лингвисты и востоковеды не находят монголизмов в тюркских языках до 13 века, за искл. праалтайского единства. Но ув. Ермолаев, натягивая факты, нам 'доказывает' обратное. Из тюркизмов или общеалтайских, или поздних монголизмов [после 13 века] выдаёт за древние монголизмы :D

Ну так это на их уже совести. Не замечают или не хотят замечать. Почитайте, что ли, про монгольское словообразование и про тюркское, а потом сравните. 

Научитесь различать понятия "общеалтайский" от других. Я вам привел не общеалтайские понятия, а именно сгенерированные в уже собственно тюркской/монгольской или какой иной языковой среде. Вот основы этих сгенерированных слов - да, общеалтайские. Однако словообразование у всех разное. Посему, у нас 

Вот у монголов "-ган" и "-гана" прибавляется к именной основе для обозначения животных и растений. А у тюрков? Например, древнетюрк. "čalɨɣan" (крапива). Окей, допустим "-ɣan" это  еще и тюрк. словообразовательный аввикс. Тогда от какой именной основы это взялось? Не подскажите ли? Я вот сколько облазил словари, ничего похожего не нашел для этимологизации с тюркских языков. Однако с монгольских-то прекрасно изъясняется:

Древнетюрк. "sɨčɣan" () - мышь; крыса <= западно-протомонг. "sič-gаn" (мышь; крыса) <= западно-протомонг. "sičin-gаn" (мышь; крыса ~ животное, у которого хвост похож на тонкую веревку) <= западно-протомонг. "sičin" (тонкая веревка) + аффикс "-gаn" (аффикс существительных от именной основы, обозначающих: женский пол; названия домашних и диких животных). Переход инлаута "i" => "ɨ" аналогичен взаимному переходу пратюрк. "dɨl" <=> "dil" (язык); пратюрк. "jaŋɨ" <=> "jeŋi" (новый); пратюрк. "ɨt" <=> "it" (собака). 

Вы, впрочем, если хотите ехидничать, то ваше право. Я вам не указ, и заставлять отстаивать тюркское происхождение потенциальных монголизмов (21 - бытовая лексика; 12 - титулатура) не в моей компетенции.

27 минут назад, Hungar сказал:

Значит по-вашему осёдлые монголы выращивали пщеницу и торговали с тюрками хлебом, раз тюрки взяли этот монголизм себе? Ах да, забыл, у вас же монголы жили в Монголии все это время, а не в Маньчжурии :) 

А по вашему культура нижнего слоя Сяцзадань да и вообще вся культура каменных ящиков Дунбэя это что по вашему? Сначала может попробовать разобраться в теме, нет? 

К тому же в пратюркском было слово собственного происхождения - "epej" (печеный хлеб). Вот это пример общеалтайского наследства, ибо не имеет следов словообразования, и исходит напрямую из праалтайской основы "ep`ò". Однако, если было что-то вроде "epej-mek" (т.е., видели бы прибавление словообразовательного элемента к праалтайской основе), то...

32 минуты назад, Hungar сказал:

Я не спорю по очевидным вещам. Есть научные работы - опровергайте их. Пишите критические статьи. 

Значит "парижская" методика - "la capitulation", правильно понимаю ваше ретирование по поводу не то что спора, а просто дискуссии, таки дружеской в общем-то.

И представьте себе - пишу. Только цель - не опровержение "тюркскости", а созидание самой концепции теории западно-протомонгольского. То есть, новая волна интерпретации хуннских глосс + этимология древнетюркской лексики сомнительного или вовсе неизвестного происхождения, т.е. титулатура их (благо знаю теперь методику словообразования для монгольских языков). И при этом не постесняюсь сказать, что эти интерпретации много лучше выглядят, чем у ув. Дыбо, где она в случаях невозможности интерпретации с тюрских языков обращалась к иранским (зачем?), тогда как с монгольского этимологизация идет чуть ли не идеально (хотя, почем "чуть ли" - идеально!).

В общем, поживем, увидим. Еще планирую, как все сделаю, дать на проверку провессиональным лингвистам (кажется, был один ворум, где они там дискутируют, надо будет "зарегаться"), а то вдруг что. Впрочем, бьюсь об заклад, что особых претензий не найдется - все проверяется по три раза на наличие разного рода ошибок, все согласовано с известными нам "узаконенными" адаптациями вонетики в китайском и тюркских языках (даже отдельный раздел для этого выделил; естественно, с примерами этих адаптаций).  

26 минут назад, Hungar сказал:

У вас очень узкое восприятие. Ведь говорили вам, в поисках истины лучше смотреть на факты и строить гипотезы, а не подводить факты под свои гипотезы. У вас второе. 

Вы про мое восприятие по своему не судите (не обессудьте - закономерное контратака на ваше указание на "узкость" моего восприятия). Так вы эту методику сами-то и применяйте.

Во-первых, посмотрите как переводят ученые мужи этот текст в ДТС. Посмотрели? Еще раз. Не убедило? Странно, тогда давайте другое.

Ув. Руслан-татар написал, что в татарском есть слово "кунгэл" - "душа человека". Не людей, не народа, не общин, а именно одного единственного отдельно взятого человека.

В чувашском есть слова с корнем "хун", которые опять таки обозначают одного единственного человека. Например, "хуняма" (теща), "хунь" (тесть); также сюда же относится "хуна" (размножаться).

39 минут назад, Hungar сказал:

В общем, у вас скудно с аргументами. На любой аргумент найдётся точно такой же контр-аргумент. 

Так что же вы так часто в последнее время ретируетесь от дискуссионного процесса, ежели вы у нас контр-аргументарный титан всея Евразики? С ув. Кылышбаем - нет, со мной - нет, с ув. Рустом насчет антропологии древних тюрков - я так и не увидел ни одного доказательства в пользу европеоидности их, тогда как ув. Рустам-аха и др. приводили и изобраения, реконструкцию останков, и упоминания из источников. От вас же аргументации не было никакой (или, ошибаюсь?).

Вы поймите, я работаю токмо на созидание и токмо ради истины. Вот лингвисты пишут, мол, нет (или почти нет) монголизмов в древнетюркском. Угу, а откель тогда, например, "tаjgаn" (борзая)? В Старлинге слова нет. Видим монгольский словообразовательный аввикс для животных вида "-gаn". Монголизм? Крайне вероятно. Тогда основа "dаji(n)/dаj" (война)? Вспомните, что охота являлась для степняков также и военными учениями в мирное время. 

С уважением, в общем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 minutes ago, Ермолаев said:

Ну так это на их уже совести. Не замечают или не хотят замечать. Почитайте, что ли, про монгольское словообразование и про тюркское, а потом сравните.

Ох уж эти 'нехорошие' тюркисты, не замечают монголизмов в древнетюркском. Даже 'хорошие' монголисты тоже. Только умный 17-летний Ермолаев читает словообразование и видит истину. :) 

26 minutes ago, Ермолаев said:

А по вашему культура нижнего слоя Сяцзадань да и вообще вся культура каменных ящиков Дунбэя это что по вашему? Сначала может попробовать разобраться в теме, нет? 

Знали бы вы как смешно выглядите :) Вы в курсе, что антропологически культура нижнего слоя Сяцзадань - это прибрежные монголоиды. Тогда как вы, монголы - континентальные? Таким образом 'прибрежные' это носители гапплогруппы О, а не С. 

30 minutes ago, Ермолаев said:

И представьте себе - пишу

Так вы пишите. И опровергайте. А не делайте вид, что вы уже что-то доказали и как будто это уже само собой разумеющееся и общеизвестное в научных кругах. 

32 minutes ago, Ермолаев said:

И при этом не постесняюсь сказать, что эти интерпретации много лучше выглядят, чем у ув. Дыбо

Вы не знаете родного монгольского языка, не имеете образования и пишите работу тесно связанную с лингвистикой лучше Дыбо. Я вас поздравляю - у вас юнешеский максимализм :) 

33 minutes ago, Ермолаев said:

Так что же вы так часто в последнее время ретируетесь от дискуссионного процесса, ежели вы у нас контр-аргументарный титан всея Евразики?

 

34 minutes ago, Ермолаев said:

я так и не увидел ни одного доказательства в пользу европеоидности их, тогда как ув. Рустам-аха

 

34 minutes ago, Ермолаев said:

тогда как ув. Рустам-аха и др. приводили и изобраения, реконструкцию останков, и упоминания из источников. От вас же аргументации не было никакой (или, ошибаюсь?)

Естественная защитная реакция :) Перешли на личность, передёргивания фактов и на вопросы, которые далеки от темы. 

Однако, я не ретируюсь. Я не вижу смысла спорить с вами - и уже охарактеризовал почему. Вы спорите по тем вещам где вы профан [в лингвистике], идя против профессиональных лингвистов и алтаистов. Даже хорошие монголисты, в отличие от вас, знающие монгольские языки, не могут написать работу по присутствию монголизмов в древнетюркском. Потому что 'их нет, или почти нет'. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...