Гость chuluu Опубликовано 23 октября, 2002 Поделиться Опубликовано 23 октября, 2002 Начало проникновения джалаиров-иологиров на север Сибири можно связывать с событиями XIII в., когда "Чжалаирский (хан) Чжебке с испугу (перед Чингисханом) бежал в страну Баргузинскую" (Сокр.сказание). Оттуда джалаиры, по-видимому, проникли в бассейн Нижней Тунгуски, где в начале XVII в. они были известны русским под названием рода "Елигин". - С.162. 1.Jebge nebil khanom , ego chinggis khan postavil sovetnikom dlya Khasara kotori hotel vesti nezavisimuyu politiku no potom smirilsya i priznal sebya vinovatim chto grozilo Jebge smertnim kaznem, za to chto pozvolil Hasaru stat' pretendentom na khanski prestol. 2.A ego potomki mojet bit eto buryati v Ust-Ordinskom avtonomi poselok Zalari 3.Ne ponyatno pochemu jalair stalo iologir?V mongolii toje est' tungusi - hamnigan sredi nih toje est' jalairi imeno pod svoim nazvaniem. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shalkar Опубликовано 29 мая, 2003 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2003 "Zala" po mongoliskii eto kosichka (osoboi formi i rastushii iz opredelennogo mesta) "er" - mujchina,voin; smisl nazvaniya voini s kosichkoi,ih pricheska otlichalos' ot prichesok drugih mongolskih plemen poetomu poslujila dlya nazvaniya plemeni. jalairi shiroko rasprostraneni sredi khalkha mongolov С какого это определенного места. Надеюсь на голове это место А если серьезно, Жал - по-казахски грива лошади. Но бывает и когда растут патлы у людей тоже так называют. Аир или Айыр рогатина, раздвоение. Жалайыр - раздвоенная грива. Так что и по казахский слово можно обяснить происхождение названия рода. Жалаиры широко распространены и среди казахов. Особенно среди Старшего Жуза. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Мухаммад б. Текеш Опубликовано 7 июня, 2003 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2003 Евреи, они же западники и маргиналы, всегда противостоявшие великорусскому шовинизму так много сделали для выяснения истории наших тюркских народов. Достаточно упомянуть Бартольда, Абрамзона, Бернштама, самого крупного тюрколога нашего времени Кляшторного! Ну приехали ...Василия Владимировича Бартольда уже в евреи записали. Эсан Месез Василий Раз фамилия не на "ов" или "ин" оканчиваеться то сразу еврей... Он пруссак по происхождению, пруссак! Это который Г.А. Абрамзон, так он же по Римской империи пишет?! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 22 декабря, 2004 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2004 Род Елогир(Иологир) встречался в 17 веке на значительном протяжении Нижней Тунгуски. Своей «коренной землей» илимпийские эвенки считают горный район верховьев реки Курейка, а также Тембенчи и Виви. В ясачной переписи 1682 года говорится, что открывает род Елогиров при летнем Гарагилском зимовье эвенк Олень, о котором сказано, что ясак он платит 65 лет и ныне по старости от него отставлен. Название рода Елогир, скорее всего, восходит к древнему этнониму «иологэ», которое носило известное племя Елоге в степях Монголии в начале 7 века на берегах реки Селенга. История этого племени очень долгая и сложная, часть его со временем вошла в состав уйгуров. В тюркском фольклоре это племя называется Джалаир, и оно широко представлено в Азии. Проникновение иологэ – джалаиров в Сибирь связывают у нас с событиями 13 века, когда джалаирский хан Чжебке бежал от Чингисхана в страну «Баргузинскую». Оттуда предки Елогиров, преследуемые монгольскими племенами, мигрировали на север. На востоке потомками этого древнего рода, вероятно, являются представители фамилии Иороку, проживающие в Манчжурии (Китай). http://www.evenkya.ru/rus/?id=ez&sid=ez&ar...article_id=2927 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 27 декабря, 2004 Поделиться Опубликовано 27 декабря, 2004 ...13. Жалаир (из Старшей орды)-основное племя, название его стало названием племенного союза. ... http://www.wd.kz/index.php?m=2&s=19 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 1 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2005 О роде Жалайыр (на каз.языке): http://www.elim.kz/pdf/uli/galair.pdf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кузнец Опубликовано 1 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2005 А может кто-нибудь объяснить мне происхождение названия горного кряжа «Салаир». Это кряж, на границе Кемеровской области и Алтайского края. Может ли быть этот топоним связанным с этнонимом Джалаир (Ялаир, Залаир)? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 1 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2005 Да без всякого сомнения!!! Более того, я уже говорил, что и туркменские САЛОР'ы, почти наверняка те же ДЖАЛАИРЫ. В Башкирии село есть такое Зилаир. Это по русски, по татарски Çîlayîr, по башкирски Yîlayîr. Кстати, я для смеху спрашивал у башкир, что такое Зилаир, так они они мне говорили - Yîlî yer, то есть тёрлое мнсто :=))). Джалаиры правили в Иране после истребления Хулагуидов. *** Впрочем, уже высказывалось, что бессмысленно пытаться привязывать племена до ЧМнгисхана и после него. Все рассеялись по белу свету, а потом соединились снова. Имена остались старые, а содержание поменялось полностью. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 2 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2005 А зачем ему (содержанию) меняться? Кочевой образ жизни очень консервативен. Все они были тюрками-кочевниками и до, и во время, и после Чингиз Хана. Коренным образом поменялись только те, кто осел, смешался с местным оседлым населением, и взял их оседлый быт, культуру и часто даже их язык и религию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 2 декабря, 2005 Модераторы Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2005 А может кто-нибудь объяснить мне происхождение названия горного кряжа «Салаир».Это кряж, на границе Кемеровской области и Алтайского края. Может ли быть этот топоним связанным с этнонимом Джалаир (Ялаир, Залаир)? http://www.websib.ru/~su/article.htm?281 Первоначально, название Салаир принадлежало одной из рек Кемеровской области. Языковеды-этимологи не дают твердого объяснения происхождения этого слова. Названия многих сибирских рек и озер имеют тюркские корни. Это объясняется тем, что юг Западной Сибири долгое время находился под влиянием тюркских племен, кочевых степняков, совершавших набеги на оседлых и полукочевых сибирских татар, разоряя и сжигая их поселения. В жизни и быту древних народов значительную роль играли реки и озера: вода использовалась для питья, водопоя скота, брода, рыбной ловли, устройства стойбищ. Первые названия водоемов отражали особенности и характер их воды, берегов, дна, излучин, береговой растительности. Среди различных переводов названий речек Салаир и Салаирка такие: «маленькая речка с высыхающим руслом, с галькой», «приток реки, второстепенная река», а также «рукав реки, изгиб, излучина». В начале ХVII в. на земле Кузнецкой были открыты серебряные руды -- так появился поселок Салаир. Позже был построен сереброплавильный завод. Сейчас Салаир -- промышленный город Кузбасса. Название холмистой гряды Салаирский кряж появилось позже. Хм, а может: сала+чир (смешанная земля) чолы-ир (путь мужчины)? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 2 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2005 Ты совершенно неправ, говоря о консервативности кочевого образа жизни. Кочевники, прежде всего, люди. Так сказать, человеки. Соответственно, среди кочевников бывают разные люди. Есть лентяи, скажем, а есть трудяги. Соответственно, есть консерваторы, а есть новаторы. Это во-первых. Во-вторых, речь то идёт совершенно не о том, а том, что при Чингисхане плдемена были воссозданы заново. Грубо говоря, если уж хочется конкретики, те же кипчаки рассеялись и теперь называются аргынами, найманами, алшынами и т.д. Найманы, в свою очередь, называются кипчаками, алшынами, аргынами и т.д. Эти новые племена предсталяли из себя военно-административные единицы. СОбственно, их кочевниками-то назвать уже трудно. Какие они кочевники, они воины. Какой из кочевника воин?! И только много лет спустя, когда походы закончились, люди начали возвращаться к нормальному образу жизни. Ну вот аналогия. Римляне назывались по старому - галлы там, бритты, далматинцы и т.д., но ясно, что это были уже другие люди. Призывался он в Испании, служил в Германии, а выйдя на пенсию поселялся в Далмации. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Naiman Опубликовано 10 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2005 У кумыков самый ''престижный'' род сейчас САЛАР. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Naiman Опубликовано 12 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2005 citata iz ineta, kumyk pisal vidimo: У кумыков( къумукъ) есть роды гюэн, тюмен, CHURE ,SALAR, CHAGAR, бойн-ак, хайд-ак... хелли,отамыш,кайы,были также роды киргиз, савир , ас, но о них остались лишь предания.Решающюю роль в нашем этногенезе сыграли кипчакизированные в языковом плане булгаро-хазары и огузы( род SALAR у нас считается самым престижным)''. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alchy Опубликовано 12 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2005 Ilyas Xan Astraxanski 2.12.2005 - 12:31 писал(а): Какой из кочевника воин?! Очень даже неплохой, поверьте мне, как потомку кочевников, предметно знающему о чем говорится. Римляне назывались по старому - галлы там, бритты, далматинцы и т.д., но ясно, что это были уже другие люди. Призывался он в Испании, служил в Германии, а выйдя на пенсию поселялся в Далмации. При Cоветском Союзе призывался, скажем, человек из Казахстана, служил в Германии, а выйдя на пенсию, поселялся в Крыму. Он кто: советский или казах, или русский, или может быть крымчанин. А если он потомок переселенных немцев Поволжья или дунган, а то и кореец? Парадокс получается. Стас 2.12.2005 - 10:54 цитировал(а): Первоначально, название Салаир принадлежало одной из рек Кемеровской области. Языковеды-этимологи не дают твердого объяснения происхождения этого слова. Названия многих сибирских рек и озер имеют тюркские корни. Это объясняется тем, что юг Западной Сибири долгое время находился под влиянием тюркских племен, кочевых степняков, совершавших набеги на оседлых и полукочевых сибирских татар, разоряя и сжигая их поселения. В жизни и быту древних народов значительную роль играли реки и озера: вода использовалась для питья, водопоя скота, брода, рыбной ловли, устройства стойбищ. Первые названия водоемов отражали особенности и характер их воды, берегов, дна, излучин, береговой растительности. Среди различных переводов названий речек Салаир и Салаирка такие: «маленькая речка с высыхающим руслом, с галькой», «приток реки, второстепенная река», а также «рукав реки, изгиб, излучина». В начале ХVII в. на земле Кузнецкой были открыты серебряные руды -- так появился поселок Салаир. Позже был построен сереброплавильный завод. Сейчас Салаир -- промышленный город Кузбасса. Название холмистой гряды Салаирский кряж появилось позже. Салаир, таким образом, это не существительное, а прилагательное, так получается, что ли? Салаирская река, Салаирский хребет. Интересно, о каких таких тюркских племенах, кочевых степняках, совершавших набеги на оседлых и полукочевых сибирских татар, разорвших и сжигавших их поселения, говорится? Сибирские татары, по-моему, сами и есть потомки тюркских, кочевых племен, ставшие оседлыми только в российский период своей истории. Сами себя что ли разоряли и сами сжигали свои селения, так получается, что ли? :tw1: Опять наших предков мимоходом, походя так, пнули. По-моему так. С наступающим всех! (И кочевых и полуоседлых, и оседлых тоже) st Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 12 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2005 Сохранились памятники фольколора, рассказывающие о стычках сибирских татар с казахами. Хотя, надо сказать, что в татарском языке понятия казах и казак звучат одинаково. Надо найти, и почитать, о ком там речь - "казаках" или "киргизах". Стычки между соседями - обычное дело, тем более это были просто налёты, а не война на истребление, как скажем у казахов с джунгарами. По поводу воинов. Удивительно слышать! Ну какой из кочевника или земледельца воин, на самом деле?! Им же работать надо, а не воевать. Если же он воюет, он уже не кочевник, ине земледелец, вообще говоря. *** Кочевник - человек, ведущий кочевой образ жизни. Воин, очевидно, живёт не кочевой жизнью, разве что в перерывах между походами, и то сомнительно. В переывах он, скорее всего, наслаждается отдыхом, или изнуряет себя воинской подготовкой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alchy Опубликовано 13 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2005 Что-то я сильно сомневаюсь по поводу войны на истребление между казахами и калмаками (джунгарами). Здесь ведь противники не ровняли всех по тележной оси. Мужиков либо убивали, либо делали рабами. Ну а баб, извините, употребляли по прямому женскому назначению - заставляли рожать детей новым мужьям. Да и ребятишек чужих не всех убивали, все-таки. Сходный же образ жизни и культурный тип близкий был у них. Это же вам не зверства европейцев в Америке и в прочих колониях, где они расчищали для себя поле для пашни, либо пастьбы скота от чуждых им по культуре и образу жизни народов. Да они (и не только они) и сейчас не прочь этим заняться, насколько можно судить по нарастающим в мире тенденциям Кочевник пасет скот на лошади лет эдак с пяти-шести, с этого же времени он стреляет из лука птичек, зайчиков всяких. Таким образом к годам четырнадцати - пятнадцати готов легковооруженный конный лучник. Ну а насчет тяжелой кавалерии - здесь я с Вами абсолютно согласен. Тренироваться нужно постоянно, лет опять также с пяти-шести. И комится этот воин за счет прибавочного продукта. Здесь старик Маркс был прав. :ost1: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 13 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2005 Ну какой из кочевника воин, на самом деле?! Им же работать надо, а не воевать.Если же он воюет, он уже не кочевник Кочевник - человек, ведущий кочевой образ жизни. Воин, очевидно, живёт не кочевой жизнью, разве что в перерывах между походами, и то сомнительно. Ильяс, вы не перестаете удивлять У кочевников не было профессиональной армии, и любой взрослый мужчина-кочевник являлся единицей в войске. В кочевом обществе все кочевали и пасли скот, от ханов и старейшин, до богатырей и простого "кара будун". И не переставали от этого кочевания быть ханами и богатырями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость ORDA Опубликовано 22 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2006 у ЖАЛАИР есть легенда: когда внезапно на аул напали, молодой воин вскочил на коня и начил рубиться с врагами, в пылу борьби и рубки он порвал гриву своему коню, после чего его прозвали v narode Жал-аир с казахского Жал грива Аир порви,раздели, жалаиры делятся на четыре части, я сам из этого рода. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 14 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2008 Henry H. Howorth "History of the Mongols" Part I "The Mongols Proper and the Kalmuks", London, Longman, Green and Co, 1876 p.25 The Jelairs - We now approach a part of our subject which is unusually difficult. I have stated in a note at the end of this work my reasons for making the Jelairs a Tuirkish tribe and not a Mongolian one... Перевод с.25 Жалайыры - Мы теперь приближаемся к части нашего предмета, которая является необыкновенно трудной. Я сформулировал в заметке в конце этой работы мои соображения по поводу то чтобы считать жалайыров тюркским племенем, а не монгольским... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тюрколог Опубликовано 4 апреля, 2008 Поделиться Опубликовано 4 апреля, 2008 Это предки саха-якутов, оставивших курумчинскую культуру. "Кажется это предки якутов" Иакинф Бичурин. Это просто АЛАТЫ т.е. те же кыпчаки? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alchy Опубликовано 4 апреля, 2008 Поделиться Опубликовано 4 апреля, 2008 Это предки саха-якутов, оставивших курумчинскую культуру."Кажется это предки якутов" Иакинф Бичурин. Это просто АЛАТЫ т.е. те же кыпчаки? Думается мне, что бома, они же алаты - это кеты, либо самодийцы, живущие к северу от туцзюе, и постоянно воюющие с цзйегу. Смотрел как-то фотографию одного слепого старика кета, который охотился с помощью собаки капканами, один в один мой дед. Мы сильно похожи на кетов и самодийцев. Ибо они тоже наши предки, как говорится, мы с ними одной крови, мы и они. Сала ир - по-хакасски: слегка мужчина. Так же, как сала хазах - слегка хазах, т.е. не вполне русский, как мы называем русско-хакасских метисов, тяготеющих к русским. Елогир - эвенкийский род, у моей сестры, когда она училась в Красноярске, была подруга, Таня Елогир - эвенкийка, знойная женщина. Эх, молодость, молодость... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 4 апреля, 2008 Поделиться Опубликовано 4 апреля, 2008 Казахи тоже называют казахов, не знающих родной язык, шала-казахами. Но почему вы своих называете сала-хазах, а не сала-хакас? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тюрколог Опубликовано 4 апреля, 2008 Поделиться Опубликовано 4 апреля, 2008 Бома. В «Новой Танской истории» говорится: Бома некоторые называют Била (Бицы) или Элочжи. [Расположено] прямо на север от туцзюэ, отстоит от столицы на 14 000 ли, кочуют, однако любят жить в горах. Отборного войска 30 000. Страна вся покрыта снегом, деревья не опадают (т. е. хвойные). Пашут поля на лошадях. Лошади мастью все пестрые (И. Б.: саврасые), отсюда [пошло] наименование государства. Хотя разводят лошадей, но не ездят [на них], пьют кумыс. Любят сражаться с цзйегу (хагасами). Жители походят на цзйегу, но языки непонятны. Соединяют деревья наподобие сруба колодца, покрывают берестою, [так] и делают дома. Каждый род (И. Б.: община) имеет малого правителя 35, [роды] не подчиняются друг другу. « Вэньсяньтункао» говорит: Туцзюэ, говоря о бома, называют [их] хэла [или хэцы] 36, также государством Хэла [Хэцы]. Их страны близки к Северному морю [Байкалу]. Пройдя через [местности] пяти больших поколений туцзюэ, достигаешь [бома]. Лошадей [имеют] 300 000 голов. Государство управляется сыгином 37. Пределы их страны с востока на запад — один месяц езды, с юга на север — 15 дней езды. Их страна крайне холодна. [Жители] любят ловить рыбу и охотиться. Ловят рыбу, оленей, выдр, соболей, [мясо] употребляют в пищу, из шкур [53] делают одежду. Мало железных орудий, употребляют глиняные черепицу и котлы и бересту, из которой делают блюда в чашки. Разве кеты и самоди являются земледельцами и коневодами, пьющими КУМЫС? Перестаньте рассказывать сказки про ЦЫГАН, кумысоедов? Сказано же близки к Бэйхаю, т.е. Байкалу. Они могли быть и предками бурят, правда язык их не отличался от древнетюркского, отличие были только от кыргызского. К тому же пахали на лошадях. Курумчинцы имели лемехи, плуги. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
JALAIR Опубликовано 23 апреля, 2008 Поделиться Опубликовано 23 апреля, 2008 Кто же предки джалаиров? Кто знает? Выложите на форум все упоминания о джалаирах относящиеся ко времени до 13 века. Есть ли в китайских источниках сведения о походе китайцев на джалаиров и их переселении в кочевья Монолун? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
DJALAIR Опубликовано 7 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2008 :kz1: Жалаиры- древнее монгольское племя и сейчас обитают в Монголии и Внутренней Монголии, где они всегда жили и кочевали. Относятся к халхасским родам. Voobsheto my obitaem ne v Mo0ngolii a v KAZAHSTANE Almatinskaya oblast i k svedeniu ya iz plemeni Jalairov i YA KAZAH Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться