Turcoman Опубликовано 29 января, 2017 Поделиться Опубликовано 29 января, 2017 Казахская дистанция (1836) Состояние в Казахской дистанции народонаселения часто подвергалось важным изменениям. Склонность жителей к кочевой жизни, частые набеги кочующих народов, нападения персиян и турок, коим Грузия подвергалась даже в XIX веке, и наконец, притеснения от агаларов, были причиной, что население дистанции беспрестанно уменьшалась, или увеличивалось, смотря по обстоятельствам. По камеральному описанию 1831 года исчислено в находящихся там 69 селениях 4,960 дымов с 17,632 душами мужского пола. В последнее время главная причина уменьшения в народонаселении происходила от переселения жителей в другие провинции, преимущественно же в Карабахскую и Елизаветпольский округ: терпя притеснения от агаларов, и по многим другим причинам, жители покидали селения и свободно переходили в мусульманские провинции, где избирали для себя места и оставались на жительство. Само устройство в дистанции домов и образ жизни туземцев, подходящий ближе к кочевой нежели к оседлой, много способствует таким переселениям: что может привязать жителей к селению? Постройка хижины не стоит ни малейших трудов; пожитки весьма невелики, и всегда хранятся в чемоданах: в несколько часов семейство может собраться и со всем имуществом отправиться в путь. Система наделения полей водою делала их равнодушными даже к обработанным полям: так как каналами владели несколько человек, преимущественно из агаларов, то жители никогда не были уверены в успех жатвы, которая зависит от доставки напускной воды. Во время их переходов, стада находят в пути обильные пастбища; сами они, под благотворным небом юга, не имеют нужды в хижинах; пищу, в которой обыкновенно соблюдают большую умеренность, получают от своих стад. Можно надеяться, что при благодетельных мерах, принятых правительством для улучшения вообще в том крае гражданского устройства и домашней жизни туземцев, подобные переселения сами собой неминуемо прекратятся. Жители Казахской дистанции, будучи довольно сильны и крепки, обыкновенно роста среднего, лицом несколько смугловаты. Они вообще отличаются гостеприимством: — гость, и все ему принадлежащее, почитается неприкосновенным. Впрочем, татары, соблюдая это обыкновение в отношении гостей, предаются воровству и грабежу, — это отчасти, особенно в прежнее время, поддерживалось отношениями их к агаларам. Казахские татары, перекочевывая на лето в горы, живут там в шалашах, называемые алачугами, которые делаются из тростника, или тоненьких палочек, и покрываются войлоками. Одежда Казахских жителей подобна грузинской, и отчасти сходна с одеянием персиян. Ее составляют: чоха или верхняя одежда, делаемая из сукна, архалух — из ситца или бурмета, широкие большей частью красного цвета шаровары — из шелковой материи, или красивой бязи, круглая шапка — из черной или желтоватой овчины, и полусапожки с остроконечными загнутыми носками; наконец кинжал на поясе есть необходимая принадлежность каждого. Женщины носят полукафтанье, простирающееся до колен, широкие, к низу суживающиеся шаровары, на голове род небольшой чалмы, и, подобно грузинкам, белое покрывало. Татары и армяне большей частью бреют голову, а иные и бороду; однако же некоторые из армян, также как татары Омаровой секты, оставляют на макушке небольшой клок волос, а последователи учения Али оставляют локону волос около ушей. Все вообще жители соблюдают в пище большую умеренность, употребляя обыкновенно соленый творог, панир или своего изобретения сыр, кислое молоко и юха или хлеб в виде тонких из пшеничной муки лепешек. Самые роскошные блюда составляют: бозбаш — в роде супа с бараниной, айвой и луком, ковурма и чихиртма — в роде красного соуса с бараниной, или дичью, и с луком, кябаб, т.е. баранина, мелкими кусками изжаренная на вертеле; мюрябба — медовое варенье из айвы; плов — разваренное сарацинское пшено, с маслом, изюмом, шафраном, и подаваемое всегда с бараниной, или дичью; бакмас — сироп из плодов. Татары весьма редко пьют вино; впрочем, делают из винограда довольно крепкий напиток, называемый боза, который в большом употреблении у лезгин. Обозрение российских владений за Кавказом, в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях. Часть II (1836), страница 223-235. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 29 января, 2017 Поделиться Опубликовано 29 января, 2017 Опять казактар родственников ищут? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turcoman Опубликовано 29 января, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 29 января, 2017 Никто ничего не ищет, это просто материал этнографического характера. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
birqazaq Опубликовано 4 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2017 On 1/29/2017 at 1:53 PM, Jagalbay said: Опять казактар родственников ищут? сомневаетесь, что они родственны казахам? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 24 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2020 по генетике совпадений нет с казахами 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 24 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2020 29 минут назад, asan-kaygy сказал: по генетике совпадений нет с казахами Значит, гипотеза о том, что это пленные узбеки/казахи не прошла. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 24 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2020 Видимо, хотя выборка не большая Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 24 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2020 Есть еще вариант, что может совпасть с племенными узбеками? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 24 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2020 Надо больше людей тестировать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться