Перейти к содержанию
Гость sanj

Тюрко-монгольские языковые контакты и связи

Рекомендуемые сообщения

2 Улуг Донгак оглу Тыва

Табгачи тоба по-моему никакое отношение не имеют к тувинцам. Где тувинцы и где табгачи достаточно посмотреть на карту.

Железный аргумент! Тогда посмотрите еще раз на карту, а именно где монголы и где Персия, и станет совершенно ясно, что РАД писал не про тех монголов, потомки которых сейчас живут в Монголии.

:lol::lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Табгачей часть историографии уверенно считает монголоязычными.

О, Саке, ка же Вы и без ссылок на "часть историографии", разве это в Ваших правилах? Ссылки, плиз!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Железный аргумент! Тогда посмотрите еще раз на карту, а именно где монголы и где Персия, и станет совершенно ясно, что РАД писал не про тех монголов, потомки которых сейчас живут в Монголии.

:lol::lol::lol:

Ну если Вы знаете приведите ссылку, где указывается что табгачи ушли на Саяны или наоборот оттуда пришли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Вы сказали "с не меньшим успехом могу доказать...", Вам и карты в руки..., а где же Саке, вроде впрягся, а теперь спрыгивает :(

Про "дотюркских монголов" Вы серьезно??? Это кто такие интересно?

Вполне серьезно. Табгачи, жоужане вот они протомонголы предки 30 татар орхонских памятников.

Потомки тогонов-тугухуней народность ту в китайской провинции Цинхай, Ганьсу. монголоязычны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Оставим пустые споры, вернемся к теме обсуждения.

Самый настоящий тюркизм в монгольском - солгой. :D

Солгой может быть.

Солоны и солонгосы свой этноним получили таким образом наверное. левые или восточнее от монголов то бишь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне серьезно. Табгачи, жоужане вот они протомонголы предки 30 татар орхонских памятников.

Потомки тогонов-тугухуней народность ту в китайской провинции Цинхай, Ганьсу. монголоязычны.

Сразу видно, 'reicheOnkel' , начитался Львом Гумилевым и уверенно бравирует тем, что вычитал в Древних Тюрках и остальных его книжках. Но слабость Гумилева том, что он никогда не ездил в места, которые он описывал, и не знал языков ни монгольских ни тюркских народов а тем более китайский. Поэтому ссылаться только на него вряд ли серъезно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Сразу видно, 'reicheOnkel' , начитался Львом Гумилевым и уверенно бравирует тем, что вычитал в Древних Тюрках и остальных его книжках. Но слабость Гумилева том, что он никогда не ездил в места, которые он описывал, и не знал языков ни монгольских ни тюркских народов а тем более китайский. Поэтому ссылаться только на него вряд ли серъезно.

Если честно только Хуннов в Китае читал в виде книги. увлекательно пишет-гены делали свое дело.

Уважаю Арслана, за то что осмелился и был самим собою. А так я знаю что он не знал не монгольский и не тюркский. И то большое время мотался по всяким лагерям, не было времени на источники. Опирался на устаревших переводах западных европейцев.

В его работе везде такие проколы, Вы наверное знаете сами лучше.

Вы бы привели свое мнение что ли или какую нибудь ссылку где утверждается что табгачи одна из сяньбэйских племен являлся тюркоязычными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если честно только Хуннов в Китае читал в виде книги. увлекательно пишет-гены делали свое дело.

Уважаю Арслана, за то что осмелился и был самим собою. А так я знаю что он не знал не монгольский и не тюркский. И то большое время мотался по всяким лагерям, не было времени на источники. Опирался на устаревших переводах западных европейцев.

В его работе везде такие проколы, Вы наверное знаете сами лучше.

Вы бы привели свое мнение что ли или какую нибудь ссылку где утверждается что табгачи одна из сяньбэйских племен являлся тюркоязычными.

Сразу захвачу по ходу хуннов, сяньби, табгачей и тоба, т.к. часто слышу здесь притязания нынешних монголов на их наследство (язык и этно).

Китайцы народ тю-кю (тюрков) считали потомками хунов.

[Бичурин Н.Я., 1950; Аристов Н.А., 1896, 290].

Это доказывается, во-первых, одной хунской фразой, которая сохранилась в источниках. В IV в. южные хуны покоряют Северный Китай, хунские предводители считают себя императорами Китая. Один из них Ши Лэ, собираясь в 328 году в поход, просит буддийского монаха предсказать результат похода. Монах произносит: сючжу тиляйгян, пугу тоутадан. Ученые не сомневаются, что это - тюркская фраза, но расшифровать не могут, хотя там же дается ее китайский перевод в смысле «войско выйдет, пугу (имя или звание противника) будет взят» [Аристов Н.А., 1896, 292-293]. Тюркологи предполагали множество вариантов тюркских фраз, но на них мы останавливаться не будем, прочтем ее без изменений, т.е. так, как она передана в источнике. Первое слово - сючжу, оно есть тюркское сюче ‘предводитель войска, командир’; второе слово - телІгІн ‘если захочет’; третье слово - пугу - этноним враждебного племени (даже в XIX в. у черных кыргызов был род бугу>пугу); четвертое слово - тоутадан, т.е. татыган ‘испытал’, оно рифмовано со словом тилягян ‘захотел’. Здесь аффикс -ган произносится как -дан, это - обычное явление для тюркских языков. Если всю фразу еще раз произнесем с некоторыми незначительными изменениями, то получим: сЅче телІгІн, пугу татыган ‘если предводитель войска захочет, то противник пугу будет испытывать (поражение)’. Эта семантика полностью совпадает с китайским переводом в источнике.

Во-вторых, обычно тюркоязычность ѕунов подтверждается отдельными словами, зафиксированными в источниках.

Сянбийцы, как жители Средней Азии в IV-III вв. до н.э., вошли в различные исторические источники как непосредственные соседи и соратники һунов. Совместно с һунами они несколько раз покоряли Китай, имели свое государственное образование [Гумилев Л.Н., 1967, 9]. В III в. до н.э. в период некоторого упадка ѕунского общества, сянбийцы получают возможность стремительного развития. Но в III в. н.э. их государство приходит в упадок. На его развалинах появляются среди сянбийцев табгачи и кидане, которых китайцы называли тоба.

Об этнической принадлежности сянбийцев нет единого мнения, их относят и к монголам, и к маньчжурам, и к тюркам. Но доказательств их тюркоязычности больше. Во-первых, табгачей, отпочкованных от сянбийцев, относят к тюркам;

Племена под названием табгач в исторической литературе признаны полутюрками и полукитайцами. Махмут Кашгарлы табгачей/таугачей считает одной из ветвей тюрков [Кашгарлы М., т. IV, 853]. И этимология этнонима табгач также показывает на их тюркоязычность. В древнетюркском языке тапагъ (тапыгъ или тапугъ) - это ‘служба, служение, услужливость’, ач от древнетюркского этнонима ас; табгач - это ‘служивые асы’. Тюркоязычность табгачей подтверждается еще и тем, что, по сообщению древних, они образовались от сянбийцев и сюнов.

Табгачи фиксируются в источниках еще до н.э., но им удается создать самостоятельное государство в Центральной и Средней Азии лишь в IV в. н.э., где функционировало тюрко-китайское двуязычие. Поэтому китайцам работать среди них было легко, и они в VI в. довели это государство до гибели.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо брату АксКерБоржу.

'reicheOnkel', я Вас понимаю, вы в основном уважаете творчество Льва Гумилева, и его утверждения про "сяньбийцев монголов" и "динлинов из Юньнани" для вас являются авторитетными. Но как-то форумчанин tmadi кажется сильный китаист, живущий в Китае и представитель тюрков (я не понял какой он нац-сти) уверенно парировал некоторые утверждения Л.Гумилева. Поэтому ссылаясь только на него вы вряд ли будете близки к истине.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Солгой может быть.

Солоны и солонгосы свой этноним получили таким образом наверное. левые или восточнее от монголов то бишь.

А Онгуты (правые по тюркски) - тоже получили свой этноним от монголов? :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне серьезно. Табгачи, жоужане вот они протомонголы предки 30 татар орхонских памятников.

Потомки тогонов-тугухуней народность ту в китайской провинции Цинхай, Ганьсу. монголоязычны.

Вовсе не уверен в том, что все 30 татар были монголоязычны на 100 %. Татары 13 века - да, монголы 100 %, а 30 татар - вряд ли - скорее это был тюрко-монгольский микс.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Сразу захвачу по ходу хуннов, сяньби, табгачей и тоба, т.к. часто слышу здесь притязания нынешних монголов на их наследство (язык и этно).

Китайцы народ тю-кю (тюрков) считали потомками хунов.

[Бичурин Н.Я., 1950; Аристов Н.А., 1896, 290].

Это доказывается, во-первых, одной хунской фразой, которая сохранилась в источниках. В IV в. южные хуны покоряют Северный Китай, хунские предводители считают себя императорами Китая. Один из них Ши Лэ, собираясь в 328 году в поход, просит буддийского монаха предсказать результат похода. Монах произносит: сючжу тиляйгян, пугу тоутадан. Ученые не сомневаются, что это - тюркская фраза, но расшифровать не могут, хотя там же дается ее китайский перевод в смысле «войско выйдет, пугу (имя или звание противника) будет взят» [Аристов Н.А., 1896, 292-293]. Тюркологи предполагали множество вариантов тюркских фраз, но на них мы останавливаться не будем, прочтем ее без изменений, т.е. так, как она передана в источнике. Первое слово - сючжу, оно есть тюркское сюче ‘предводитель войска, командир’; второе слово - телІгІн ‘если захочет’; третье слово - пугу - этноним враждебного племени (даже в XIX в. у черных кыргызов был род бугу>пугу); четвертое слово - тоутадан, т.е. татыган ‘испытал’, оно рифмовано со словом тилягян ‘захотел’. Здесь аффикс -ган произносится как -дан, это - обычное явление для тюркских языков. Если всю фразу еще раз произнесем с некоторыми незначительными изменениями, то получим: сЅче телІгІн, пугу татыган ‘если предводитель войска захочет, то противник пугу будет испытывать (поражение)’. Эта семантика полностью совпадает с китайским переводом в источнике.

Во-вторых, обычно тюркоязычность ѕунов подтверждается отдельными словами, зафиксированными в источниках.

Сянбийцы, как жители Средней Азии в IV-III вв. до н.э., вошли в различные исторические источники как непосредственные соседи и соратники һунов. Совместно с һунами они несколько раз покоряли Китай, имели свое государственное образование [Гумилев Л.Н., 1967, 9]. В III в. до н.э. в период некоторого упадка ѕунского общества, сянбийцы получают возможность стремительного развития. Но в III в. н.э. их государство приходит в упадок. На его развалинах появляются среди сянбийцев табгачи и кидане, которых китайцы называли тоба.

Об этнической принадлежности сянбийцев нет единого мнения, их относят и к монголам, и к маньчжурам, и к тюркам. Но доказательств их тюркоязычности больше. Во-первых, табгачей, отпочкованных от сянбийцев, относят к тюркам;

Племена под названием табгач в исторической литературе признаны полутюрками и полукитайцами. Махмут Кашгарлы табгачей/таугачей считает одной из ветвей тюрков [Кашгарлы М., т. IV, 853]. И этимология этнонима табгач также показывает на их тюркоязычность. В древнетюркском языке тапагъ (тапыгъ или тапугъ) - это ‘служба, служение, услужливость’, ач от древнетюркского этнонима ас; табгач - это ‘служивые асы’. Тюркоязычность табгачей подтверждается еще и тем, что, по сообщению древних, они образовались от сянбийцев и сюнов.

Табгачи фиксируются в источниках еще до н.э., но им удается создать самостоятельное государство в Центральной и Средней Азии лишь в IV в. н.э., где функционировало тюрко-китайское двуязычие. Поэтому китайцам работать среди них было легко, и они в VI в. довели это государство до гибели.

Если уж на то пошло жоужане тоже потомки сюнну по-китайским источникам.

А то предложение якобы от языка сюнну, не относится к ним так как произнесен на языке племени цзе происхождение которых связано со Средней Азией.

Кстати есть и монгольская трактовка этого предложения.

Этноним табгач зафиксирована именно в таком виде в орхонских памятниках а не тапугач или тапыгач, как Вы пытаетесь тут утверждать. Это их самоназвание. Я вывожу этот этноним от монгольского dabagaci от слова дабага-перевал. Видимо связано с их прародиной и преданием откуда они вышли.

монгольский д соответствует вашему т. дархан-тархан, Даян-Таян и т.д.

Тот же Кашгарский ваш пишет что язык у татар свой, но понимают по-тюркски. Или я не понимаю?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если уж на то пошло жоужане тоже потомки сюнну по-китайским источникам.

А то предложение якобы от языка сюнну, не относится к ним так как произнесен на языке племени цзе происхождение которых связано со Средней Азией.

Кстати есть и монгольская трактовка этого предложения.

Этноним табгач зафиксирована именно в таком виде в орхонских памятниках а не тапугач или тапыгач, как Вы пытаетесь тут утверждать. Это их самоназвание. Я вывожу этот этноним от монгольского dabagaci от слова дабага-перевал. Видимо связано с их прародиной и преданием откуда они вышли.

монгольский д соответствует вашему т. дархан-тархан, Даян-Таян и т.д.

Тот же Кашгарский ваш пишет что язык у татар свой, но понимают по-тюркски. Или я не понимаю?

Хунская фраза 4 века, которая сохранилась в китайских источниках, у ученых не вызывает сомнения, что она сказана на тюркском языке и принадлежит хуннам (сюнну) [Аристов Н.А., 1896, 292-293].

Если приводите мнение что эти слова не являются языком хуннов (сюнну), а произнесены на языке племени "цзе" и что есть монгольская трактовка этих слов, то приведите пожалуйста доказательства, ссылки, цитаты.

Махмуд Кашгарский прямо называет табгачей одной из ветвей тюрков [Кашгарлы М., т. IV, 853]. Или может быть он тоже тюрками называл всех кочевников, как это незаслуженно приписывают Рашид ад-Дину? :(

И Ваша этимология Табгач от монгольского "дабага" - перевал сама по себе вызывает большие сомнения, а во-вторых, если даже это так, это вовсе не означает, что носители его были монголами.

А про тюркский язык татар есть сведения не только у Кашгарсого, многими это подмечено.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Хунская фраза 4 века, которая сохранилась в китайских источниках, у ученых не вызывает сомнения, что она сказана на тюркском языке и принадлежит хуннам (сюнну) [Аристов Н.А., 1896, 292-293].

Если приводите мнение что эти слова не являются языком хуннов (сюнну), а произнесены на языке племени "цзе" и что есть монгольская трактовка этих слов, то приведите пожалуйста доказательства, ссылки, цитаты.

Махмуд Кашгарский прямо называет табгачей одной из ветвей тюрков [Кашгарлы М., т. IV, 853]. Или может быть он тоже тюрками называл всех кочевников, как это незаслуженно приписывают Рашид ад-Дину? :(

И Ваша этимология Табгач от монгольского "дабага" - перевал сама по себе вызывает большие сомнения, а во-вторых, если даже это так, это вовсе не означает, что носители его были монголами.

А про тюркский язык татар есть сведения не только у Кашгарсого, многими это подмечено.

Вы что не знали что это предложение было сказано на языке племени Цзе, "особого племени" сюнну? Будь они просто сюнну так и записали бы. А тут специально указано, нет эти ребята не сюнну а их особое племя. Может быть поэтому они такие носатыми были. Кто знает. Ученые считают что это были юечжийское племя. Наверное юэчжи были тюрками, раз всеми мирами доказали тюркоязычность этого предложения.

Ага, татары ко времени Чингисхана вдруг позабыли свой тюркский язык и заговорили по-монгольски.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы что не знали что это предложение было сказано на языке племени Цзе, "особого племени" сюнну? Будь они просто сюнну так и записали бы. А тут специально указано, нет эти ребята не сюнну а их особое племя. Может быть поэтому они такие носатыми были. Кто знает. Ученые считают что это были юечжийское племя. Наверное юэчжи были тюрками, раз всеми мирами доказали тюркоязычность этого предложения.

Ага, татары ко времени Чингисхана вдруг позабыли свой тюркский язык и заговорили по-монгольски.

С табгачами, с языком сюнну вроде разобрались, теперь давайте с языком татар разбираться (но каких татар Вы имеете в виду при этом?).

И кто и в каких трудах доказал тюркоязычность татар (опять вопрос - каких)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

С табгачами, с языком сюнну вроде разобрались, теперь давайте с языком татар разбираться (но каких татар Вы имеете в виду при этом?).

И кто и в каких трудах доказал тюркоязычность татар (опять вопрос - каких)?

Не понял Вас.

Какие, какие? Обыкновенные монголоязычные татары предки монголов. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не понял Вас.

Какие, какие? Обыкновенные монголоязычные татары предки монголов. ;)

А Гардизи? А Охорнские надписи (тогуз татар и Отуз татар)? Таких свидетельств не одно.

Как правило, о монголоязычности татар говорят только современные историки. Если хотите опровергнуть, уважаемый ReicheOnkel, приведите ссылки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Гардизи? А Охорнские надписи (тогуз татар и Отуз татар)? Таких свидетельств не одно.

Как правило, о монголоязычности татар говорят только современные историки. Если хотите опровергнуть, уважаемый ReicheOnkel, приведите ссылки.

АксКерБорж, татары 13 века, те которые убили Есугея - монголы, а также монголы те племена, которых РАД называет "настоящими монголами". По Кашгари ТАТами - тюрки называли уйгуров и таджиков - ТАТ скорее всего ЖАТ, ДЖАТ - чужой, АР - совр. каз. ЕР - человек, мужчина. Некоторые нируны во времена господства татар в степи состояли с татарами с союзе, у РАДа четко об этом сказано, те нируны скорее всего были монголизированы, однако кияты не состояли в союзе с татарами, и скорее всего в некоторой степени монголизировались теми нирунами, которые были в союзе с татарами после развала "Татарского союза", "Нирунский союз" ко времени ханства Амбахая был тюрко-монгольским миксом, в некоторой степени это было обусловлено соседством с "настоящими монголами" и родство с ними - брали жен из хунгиратов - настоящих монголов по РАДу, язык был смешан, но гены (FTDNA) были тюркскими - огузско-тюркутскими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж, татары 13 века, те которые убили Есугея - монголы, а также монголы те племена, которых РАД называет "настоящими монголами". По Кашгари ТАТами - тюрки называли уйгуров и таджиков - ТАТ скорее всего ЖАТ, ДЖАТ - чужой, АР - совр. каз. ЕР - человек, мужчина. Некоторые нируны во времена господства татар в степи состояли с татарами с союзе, у РАДа четко об этом сказано, те нируны скорее всего были монголизированы, однако кияты не состояли в союзе с татарами, и скорее всего в некоторой степени монголизировались теми нирунами, которые были в союзе с татарами после развала "Татарского союза", "Нирунский союз" ко времени ханства Амбахая был тюрко-монгольским миксом, в некоторой степени это было обусловлено соседством с "настоящими монголами" и родство с ними - брали жен из хунгиратов - настоящих монголов по РАДу, язык был смешан, но гены (FTDNA) были тюркскими - огузско-тюркутскими.

А как же сведения Гардизи? Это ведь раньше РАДа. Как быть с тюркскими письменами? И что означало "монгол" (и производное от него "настоящие монголы") при РАДе? Не всё так просто, Жалаир. "...Убили Есугея монголы", а кто они эти монголы по этнической принадлежности и языку?

Тат-Жат это не значит что иноязычный и чужой по крови. У казахов до сих пор называют "жат" дальних, почти не родных родичей. Кроме того есть такое слово как "жатак" - не кочующие, т.е. бедные, без лошадные.

Да и вообще всё так сильно не стыкуется даже если уж сильно захотеть поверить всему что принято.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы что не знали что это предложение было сказано на языке племени Цзе, "особого племени" сюнну? Будь они просто сюнну так и записали бы. А тут специально указано, нет эти ребята не сюнну а их особое племя. Может быть поэтому они такие носатыми были. Кто знает. Ученые считают что это были юечжийское племя. Наверное юэчжи были тюрками, раз всеми мирами доказали тюркоязычность этого предложения.

Ага, татары ко времени Чингисхана вдруг позабыли свой тюркский язык и заговорили по-монгольски.

А Вы не читали труд Бахаеддина Огел (Турция, 1981, в 2 томах) о Великой хунской империи, основанный на китайских источниках? Не могу найти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Солгой может быть.

Солоны и солонгосы свой этноним получили таким образом наверное. левые или восточнее от монголов то бишь.

Всегда считал, что Солонгос (Корея, Страна утренней свежести, кажется называют они себя) от алтайского "солонгы" - радуга... :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как же сведения Гардизи? Это ведь раньше РАДа. Как быть с тюркскими письменами? И что означало "монгол" (и производное от него "настоящие монголы") при РАДе? Не всё так просто, Жалаир. "...Убили Есугея монголы", а кто они эти монголы по этнической принадлежности и языку?

Тат-Жат это не значит что иноязычный и чужой по крови. У казахов до сих пор называют "жат" дальних, почти не родных родичей. Кроме того есть такое слово как "жатак" - не кочующие, т.е. бедные, без лошадные.

Да и вообще всё так сильно не стыкуется даже если уж сильно захотеть поверить всему что принято.

Мы про разных татар говорим что-ли? Я имею ввиду племя татар - тех которые Каган вырезал, а Хасар с Бельгутаем спасли часть от истребления. Те татары были м о н г о л а м и, говорили на монгольском языке, именно по этому у РАДа сделан акцент на то, как Шихи-Хутуху оплакивал Борте-хатун, он оплакивал ее на монгольском языке.

Про монгол и "настоящих монгол" РАД пишет, что "настоящие монголы" - те которые были на Эргене-куне и относит к их числу хунгиратов, урянхаев и других. Считаю, что у РАДа, под "монголами" понимаются собственно те, говорившие на монгольском и тюрки кочевавшие с собственно монголами по соседству, сам этноним монгол РАД объясняет как "слабые", скорее всего они такими и были в свое время, и именно поэтому хан кереитов называет монголов "младшими братьями".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если монгольский и взял какие-то сложные лексические формы от "высокого", литературного древнетюркского языка, то он брал их из огузских (карлукских, уйгурских, хакасских) языков.

А казахский (как кипчакский) мог получить доступ к наследию древнетюркской лексики только через посредство монгольского и окультуренного им тюркских языков (например, чагатайского, см. также так называемый "ойротский"). Так что только через монголизмы казахский язык открывал для себя древнетюркское культурное наследие. Отказывая от монголизмов, казахские пуристы добровольно лишают себя участия в эстафете центральноазиатских народов и культур.

Стас, Вы вообще понимаете что Вы тут написали? По Вашему кыпшаки не имели отношения к древнетюркским письменам? Может они сами по себе материализовались на территории нынешнего Казахстана и независимо от древних тюрков изобрели свой собственный тюркский язык??? А казахи значит эдакие кыпшаки, которые из монгольского сделали выборку древнетюркских слов??? Вы же вроде историк, Саке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Sokr_skaz/text1.phtml?id=4413

Предлагаю разобрать "по тюркизмам" еще пару-тройку параграфов ССМ:

§ 31. Люди те отвечали: "Тут есть и человек и конь, как раз такие, как ты спрашиваешь. Он соколиный охотник. Каждый день заходит к нам: угостится кумысом и уходит. А ночами где-то ночует. При северо-западном ветре летят сюда, словно снежные хлопья по ветру, пух и перья гусей и уток, пойманных соколом. Должно быть, он здесь недалеко: сейчас подходит время его обычного прихода. Подожди минутку". Так говорили они.

§ 32. Тем часом подъезжает какой-то человек, следуя вверх по течению речки Тунгелик. То и был Бодончар. Как увидел, так сейчас же и признал его старший брат, Бугу-Хадаги. Забрал он брата с собою и пустился рысью вверх по реке Онону.

§ 33. Труся рысцой за братом своим, Бугу-Хадаги, говорит ему Бодончар: "Брат, а брат! Добро человеку быть с головой, а шубе-с воротником". Брат его, Бугу-Хадаги, не понял, к чему эти его слова.

§ 34. Когда он повторил те же самые слова, брат его все же ничего не понял и ничего не сказал ему в ответ. А Бодончар ехал и все повторял одно и то же. Тогда старший его брат говорит: "Что это ты все твердишь одно и то же?"

§ 35. Тогда Бодончар говорит: "Давешние-то люди, что стоят на речке Тунгелик, живут-все равны: нету них ни мужиков, ни господ; ни головы, ни копыта. Ничтожный народ. Давайте-ка мы их захватим!"

§ 36. "Ладно! - отвечал старший брат. -Но только сначала съездим домой да посоветуемся со всеми братьями, а тогда и пойдем полонить тех людей". Так они беседовали.

§ 37. Воротясь домой, посовещались они с братьями и выступили в поход. Передовым-наводчиком пустили самого же Бодончара.

§ 38. Идя лобовым, захватил Бодончар в половину беременную женщину: "Кто ты такая?"-спросил он. - "Я, - говорит она, - я из племени Чжарчиут, по имени Аданхан-Урянхачжина" (Б.Я. Владимирцов. Общественный строй, стр. 68).

§ 39. Тогда братья впятером полонили тех людей, и стали те у них слугами-холопами, при табуне и кухне.

§ 40. Бывшая в половине беременности женщина, войдя к Бодончару. родила сына. Так как его считали сыном чужого племени, то и назвали его Чжадарадай. Он и стал предком рода Чжадаран. У того Чжадарана был сын, по имени Тухуудай. Сыном Тухуудая был Бури-Бульчиру, сын Бури-Будьчиру-Хара-Хадаан. Сыном Хара-Хадаана был Чжамуха. Таково происхождение рода Чжадаран.

§ 41. Эта женщина родила еще одного сына, уже от Бодончара. И оттого, что происходил он от пленницы,-и сына прозвали Бааридай. Он стал предком рода Бааринцев. Сын Бааридая-Чидухул-Боко: У Чидухул-Боко было много жен. Родилось у него и сынов что-то около этого. Они-то и стали родоначальниками племени Менен-Баарин.

§ 42. Бельгунотай стал родоначальником племени Бельгунот. Бугунотай стал родоначальником племени Бугунот. Бугу-Хатаги стал родоначальником племени Хатаги. Бухуту-Салчжи стал родоначальником племени Салчжиут. Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин.

§ 43. Тот потомок Бодончара, который родился от первой, старшей жены (Б.Я. Владимирцов, ор. cit., стр. 48, прим. 8), носил имя Барин-Ширату-Хабичи. Бодончар же еще имел наложницу, которая вошла в его дом вместе с приданым матери этого самого Хабичи-Баатура. И она произвела на свет одного сына. Имя ему было Чжоуредай. Сначала Чжоуредай пользовался правом участия в родовом жертвоприношении чжугели.

§ 44. Однако по смерти Бодончара этого Чжоуредая отстранили от участия в родовых жертвоприношениях чжугели под тем предлогом, что-де некий Аданха-Урянхадаец был домашним завсегдатаем и что, должно быть, от него-то он и произошел. Он и образовал особое родовое подразделение-обох, под наименованием Чжоуреид и таким образом стал родоначальником Чжоуредцев.

§ 45. Сын Хабичи-Баатура был Менен-Тудун. У Менен-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-Кулюк, Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-Баатур.

§ 46. Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны. Хачинову же сыну дали имя Ноягидай. Из-за его крайнего чванства (noyansiy aburity) (Б.Я. Владимирцов, ор. cit., стр. 78) и род его стал прозываться Ноякин. Сына Хачиу звали Барулатай. Ростом он был велик и горазд до еды. Род его прозвали Барулас. Сыновья Хачулы также образовали род Барулас, и из-за жадности обоих братьев к еде пошли родовые прозвища Еке-Барула и Учуган-Барула, а отсюда пошли уже и родовые подразделения Баруласов: Эрдемту Барулас, Тодоен-Барулас и др. Дети Харандая стали родоначальниками племени Будаад-кашников, которое назвали так по той причине, что у них, наподобие перемешанной каши, не было ни старшего, ни главы. У Хачиуна был сын, по имени Адаркидай. Он стал родоначальником племени, прозванного Адаркин-сутяги из-за тех распрей, которые он заводил между братьями. Сыновья Начин-Баатура прозывались Уруудай и Мангутай. От них пошли племена Урууд и Мангуд. У Начин-Баатура от первой, старшей жены родились еще Шичжуудай и Дохолодай.

§ 47. У Хайду было три сына: Байшингор-Докшин, Чарахай-Линху и Чаочжин-Ортегай. Сын Байшингор-Докшина - Тумбинай-Сечен. Сыновья Чарахай-Линху-Сенгун-Билге, Амбагай и другие-образовали племя Тайчиудов. Потомка Чарахай Линху, происшедшего от его снохи, звали Бесутай. Отсюда вдет род Бесуд. От сыновей Чаочжин-Ортегая пошли племена: Оронар, Хонхотан, Арулад, Сонид, Хабтурхас и Генигес.

§ 48. У Тумбинай-Сечена было два сына: Хабул-хаган и Сим-Сечуле. Сим-Сечулеев сын-Бультегу-Баатур. А у Хабул-хагана было семеро сыновей, а именно: самый старший-Окин-Бархаг, далее Бартан-Баатур, Хутухту-Мунгур, Хутула-хаган, Хулан, Хадаан и самый младший- Тодоен-отчигин.

§ 49. У Окин-Бархага--сын Хутухту-Юрки. У Хутухту-Юрки было два сына: Сече-беки и Тайчу. От них пошло поколение Юркинцев.

§ 50. У Бартан-Баатура было четверо сыновей: Мангету-Киян. Некун-тайчжи, Есугай-Баатур, Даритай-отчигин. Хутухту-Мангуров сын был Бури-Боко. Это он-то и рассек Бельгутаю плечо на пиру в Ононской Дубраве.

§ 51. Сыновья Хутула-хагана-Чжочи, Гирмау и Алтай. У Хулан-Баатура-сын Еке-Церен. Это он был нойоном Бадая и Кишлика (сделавшихся впоследствии свободными из рабов), дарханами. Ни Хадаан, ни Тодоен потомства не имели.

§ 52. Всеми Монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана, имевшего семерых сыновей, всеми Монголами стал ведать, по слову Хабул-хагана., сын Сенгун-Бильгея, Амбагай-хаган, хотя Хабул-хаган имел собственных семь сыновей.

§ 53. Однажды Амбагай-хаган лично отправился провожать свою дочь, которую он выдавал в замужество к Татарам из племени Айриуд-Буйрууд, что на реке Уршиун между озерами Буюр-наур и Колен-наур. В это-то время Амбагай-хагана и схватили Татары Чжуинского племени и повезли к Алтан-хагану Китадскому. Тогда Амбагай через посланника своего Балагачи, человека из Бесудского рода, велел передать среднему из семи сыновей Хабул-хагана, Хутуле, с тем, чтобы он, в свою очередь. передал следующее Хадаан-тайчжию из всех десятерых сыновей: "Отомстите за меня, который самолично провожал свою дочь, как всенародный каган и государь народа. Мстите и неустанно воздавайте за меня не только до той поры, что с пяти пальцев ногти потеряете, но и пока всех десяти пальцев не станет".

§ 54. В ту пору, охотясь однажды по реке Онону за птицей, Есугай-Баатур повстречал Меркитского Эке-Чиледу, который ехал со свадьбы, взяв себе девушку из Олхонутского племени. Заглянув в возок и поразившись редкой красотой девушки, он поспешно вернулся домой и привел с собой старшего своего брата, Некун-танчжия, п младшего-Даритай-отчигина.

§ 55. В виду их приближения, Чиледу испугался, но под ним был скакун Хурдун-хуба. Хлещет он. своего хуба по ляжкам, старается скрыться от них за холмами, но те втроем неотступно следуют за ним по пятам. В то время когда Чиледу, объехав мыс, вернулся к своему возку, Оэлун-учжин говорит ему: "Разве ты не разгадал умысла этих людей? По лицам их видно, что дело идет о твоей жизни. Но ведь был бы ты жив-здоров, девушки же в каждом возке найдутся, жены в каждой кибитке найдутся. Был бы ты жив-здоров, а девицу-жену найдешь. Придется видно, тебе тем же именем Оэлун назвать девушку с другим именем. Спасайся, поцелуй меня и езжай!" С этими словами она сняла свою рубаху, и когда он, не слезая с коня, потянулся и принял ее, то из-за мыса уже подлетели те трое. Пришпорив своего Хурдун-хуба, Чиледу помчался, убегая от преследования вверх по реке Онону.

§ 56. Трое бросились за ним, но, прогнав его за семь увалов, вернулись. Есугай-Баатур повел за поводья лошадь Оэлун-учжин, старший его брат, Некун-тайчжи, ехал впереди, а младший, Даритай-отчигин, ехал вплотную рядом с ней. Едут они так, а Оэлун-учжин приговаривает:

"Батюшка мой, Чиледу!

Кудрей твоих встречный ветер никогда не развевал

В пустынной земле никогда ты не голодал.

Каково-то теперь?" И роняя обе косы свои то на спину, то на грудь, то вперед, то назад так громко она причитала "каково-то теперь уезжаешь?" так громко, что

Онон-река волновалась

В перелесье эхо отдавалось.

Уж близко к дому, стал унимать ее плач Даритай-отчигин:

"Лобызаемый твой много перевалов перевалил,

Оплакиваемый твой много вод перебродил.

Сколько ни голоси, - он не бросится взглянуть на тебя,

Сколько ни ищи, - его и след простыл.

Замолчи уже". Так унимал он ее. Тут же Есугай и взял Оэлун-учжин к дом свой. Вот как произошло умыкание Есугаем Оэлун-учжины.

§ 57. Так как Амбагай-хаган в присланном известии назвал имена Хадаана и Хутулы, то все Монгол-Тайчиуды, собравшись на Ононском урочище Хорхонах-чжубур, поставили хаганом Хутулу. И пошло у Монголов веселие с пирами и плясками. Возведя Хутулу на хаганский стол, плясали вокруг развесистого дерева на Хорховахе. До того доплясались, что, как говорится, "выбоины образовались по бедро, а кучи пыли- по колено".

§ 58. Когда Хутула стал хаганом, Хадаан-тайчжи пошел на обоих Татар. Тринадцать раз он бился у обоих, у Котон-Бараха и у Чжили-Буха, но не мог все же за Амбагай-хагана отмщением отметить, воздаянием воздать.

§ 59. Тогда-то Есугай-Баатур воротился домой, захватав в плен Татарских Темучжин-Уге, Хори-Буха и других. Тогда-то ходила на последах беременности Оэлун-учжин, и именно тогда родился Чингис-хаган в урочище Делиун-балдах, на Ононе. А как пришло родиться ему, то родился он, сжимая в правой руке своей запекшийся сгусток крови, величиною в альчик. Соображаясь с тем, что рождение его совпало с приводом Татарского Темучжин-Уге, его и нарекли поэтому Темучжином.

§ 60. От Оэлун-учжины родилось у Есугай-Баатура четверо сыновей: Темучжин, Хасар, Хачиун и Темуге. Родилась и одна дочь, по имени Темулун. Когда Темучжину было девять лет, то Чжочи-Хасару в это время было семь лет, Хачиун-Эльчию - пять лет, Темуге-отчигин был по третьему году, а Темулун -еще в люльке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...