Перейти к содержанию
Bolat

Насколько верно название «Кыпчакская группа языков».

Рекомендуемые сообщения

Ув. Туран,  почитайте еще про самоназвание казаков.  Оно звучит как "Казарла"  :lol:

Если восстановить редуцированное "р", то многое станет понятным.  ;)

Славянские элементы проявляли себя в том регионе со времен Черняховской культуры. Потом "гунны", салтово-маяцкая культура (Хазария) и тд. и тп. 

Как мне кажется (и не только мне), полулегендарный Плоскиня и его "бродники"- конкретно славянские персонажи, с полукочевым/кочевым образом жизни, в смысле "бродить", а не бродами командовать. Через Волгу (в нижнем течении) вброд переходить как-то не очень...

Да, в казаках несомненно слились оседлый-славянский и кочевой-тюркский элементы культуры и языка. Поляне > запорожские казаки? Судя по тому, что последние писали письмо турецкому султану, они владели тюркским языком.

 

Для меня в свое время было открытием, как Лев Толстой в Кавказской повести 1852 года "Казаки" напрямую описывал "двукультурье" терекских казаков - казацкое и татарское:

 

Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски... [знать татарский считалось престижным!]

 

Казачки носят одежду черкесскую: татарскую рубаху, бешмет и чувяки; но платки завязывают по-русски....

 

Там казак в оружии, верхом, выпросившийся с кордона, подъезжает к хате и, перегибаясь к окну, постукивает в него, и вслед за стуком показывается красивая молодая голова казачки и слышатся улыбающиеся, ласковые речи. Там скуластый оборванный работник-ногаец, приехав с камышом из степи, поворачивает скрипящую арбу на чистом широком дворе есаула, и скидает ярмо с мотающих головами быков, и перекликается по-татарски с хозяином...

 

Лукашка сидел по-татарски на траве и улаживал петли... [Лукашка - казак, один из главных героев повести]

 

Казаки сидели за ужином в мазаных сенях кордона, на земляном полу, вокруг низкого татарского столика,..

 

Марьянка в одной розовой рубахе, как обыкновенно дома ходят казачки, испуганно отскочила от двери и, прижавшись к стене, закрыла нижнюю часть лица широким рукавом татарской рубахи.

 

  Дядя Ерошка поклонился образам, расправил бороду и, подойдя к Оленину, подал ему свою черную толстую руку.    -- Кошкильды! -- сказал он. -- Это по-татарски значит; здравия желаем, мир вам, по-ихнему.    -- Кошкильды! Я знаю, -- отвечал Оленин, подавая ему руку. [на тувинском - кош келды - пришел "кош"]

Девка, стоя перед маленьким татарским зеркальцем, убирала платком голову;

 

-- Молодец! -- И Лукашка, видимо очень заинтересованный, заговорил по-татарски с переводчиком.

 

Но форменность скоро перешла в простые отношения; и сотник, который был такой же ловкий казак, как и другие, стал бойко говорить по-татарски с переводчиком.

 

 

Ерошке было скучно пить одному; ему хотелось поговорить.    -- У хозяев на сговоре был. Да что, швиньи! Не хочу! Пришел к тебе.    -- А балалайка откуда у тебя? -- спросил Оленин и продолжал писать.    -- За рекой был, отец мой, балалайку достал, -- сказал он так же тихо. -- Я мастер играть: татарскую, казацкую, господскую, солдатскую, какую хошь.

  Оленин расхохотался. Ерошка тоже. Он вскочил с пола и принялся показывать свое искусство в игре на балалайке и петь татарские песни.
 
 Песни: ди-ди-ли и тому подобные, господские, он спел только для Оленина; но потом, выпив еще стакана три чихиря, он вспомнил старину и запел настоящие казацкие и татарские песни. 
 
Старуха мать, засучив сильные загорелые руки, раскладывала виноград, сушеную рыбу, каймак и хлеб на низеньком круглом татарском столике.
 

 -- Неправда, вот и неправда! Эх, Марка! (Старик расхохотался.) Уж как просил меня черт энтот! Поди, говорит, похлопочи. Флинту давал. Нет, Бог с ним! Я бы обделал, да тебя жалею. Ну, сказывай, где был? -- И старик заговорил по-татарски.    Лукашка бойко отвечал ему.    Ергушов, плохо знавший по-татарски, лишь изредка вставлял русские слова.  

 

Лукашка упал. На животе у него показалась кровь. Он вскочил, но опять упал, ругаясь по-русски и по-татарски....  Лукашку понесли к арбе. Он все бранился по-русски и по-татарски. [в экстремальной ситуации используется "коренной" язык/языки]
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если татаро-монгол было так много, что они могли устраивать облавы на половцев на огромных территориях и практически извести их на нет, то либо язык татаро-монгол был тюркский, либо кипчаков не уничтожали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если татаро-монгол было так много, что они могли устраивать облавы на половцев на огромных территориях и практически извести их на нет, то либо язык татаро-монгол был тюркский, либо кипчаков не уничтожали.

Какие "языки" входили в состав татаро-монгол, есть очень интересная работа ЧХАО ЧХУ-ЧЕНГ - К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ НАРОДНОСТЕЙ МОНГОЛЬСКОЙ АРМИИ XIII-XIV вв.(не "совок", хоть и учился в Казани, у татар :lol:)

  Если кратко, то там и кидане, и джурджени, и кипчаки (видимо восточные), и уйгуры, и  тд. и тп.   Там все коротко и ясно подсчитано. 

А половцев много-то и не было. Поэтому нашествие Чингизхана и называют вторым великим переселением народов. Могильники до нашествия очень небольшие, а после нашествия разрастаются в разы, причем уже с другими признаками обряда захоронения, другие сопутствующие материалы, исчезают "каменные бабы", у женщин появляется "бокка", которой не было, в знатных захоронениях появляются булавы, которых не было ранее. Много чего еще. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно не уничтожили. Вон полно их сейчас в составе разных народов.

Могут быть и не совсем те самые "кыпчаки". Во первых, кыпчаки тоже неоднородные с самого начала. Во вторых, родоначальником у некоторых мог быть человек по имени Кыпчак, типа Узбек, Ногай, и тд. 

 

А что касается вопроса топикстартера "насколько верно название "кипчакская группа языков" скажу вот что:

Правомерно больше чем надо. Кыпчакский стал lingva franca степи не потому, что там было много кыпчаков, а потому, что торговля до нашествия была в руках западных кыпчаков(половцев-куманов). Правительства, купцы, и просто большие количество людей знало и понимало этот язык. Его и сделали официальным языком, ибо монголам незачем было "изобретать велосипед", и всех заставлять учить монгольский. Сами посмотрите, где были люди, знающие "команский": Венгрия, Византия, Русь, Кавказ, Персия, Хорезм.... Зачем что-то другое выдумывать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Конечно не уничтожили. Вон полно их сейчас в составе разных народов.

Могут быть и не совсем те самые "кыпчаки". Во первых, кыпчаки тоже неоднородные с самого начала. Во вторых, родоначальником мог быть человек по имени Кыпчак, типа Узбек, Ногай, и тд. 

 

А что касается вопроса топикстартера "насколько верно название "кипчакская группа языков" скажу вот что:

Правомерно больше чем надо. Кыпчакский стал lingva franca степи не потому, что там было много кыпчаков, а потому, что торговля до нашествия была в руках западных кыпчаков(половцев-куманов). Правительства, купцы, и просто большие количество людей знало и понимало этот язык. Его и сделали официальным языком, ибо монголам незачем было "изобретать велосипед", и всех заставлять учить монгольский. Сами посмотрите, где были люди, знающие "команский": Венгрия, Византия, Русь, Кавказ, Персия, Хорезм.... Зачем что-то другое выдумывать?

 

Да, где-то читал об этом, что кипчакский язык был "деловым" языком и конечно же он был хорошо знаком всем окружающим народам. Следовательно, был необходим монголам. К тому же только вчера монгольский этнос был собран Чингис ханом, и племена были еще не сильно близки друг другу. Только объединились и почти сразу расселились среди чужаков. Ведь уже давно сформированному народу с единой культурой, языком и самосознанием сложнее "отюречиться" чем каждому племени по отдельности. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Конечно не уничтожили. Вон полно их сейчас в составе разных народов.

Могут быть и не совсем те самые "кыпчаки". Во первых, кыпчаки тоже неоднородные с самого начала. Во вторых, родоначальником у некоторых мог быть человек по имени Кыпчак, типа Узбек, Ногай, и тд. 

 

 

И это тоже может быть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот мы все сейчас общаемся на русском языке. Но это же не значит, что мы вынуждены были его выучить ради возможности общения друг с другом. Мы его выучили, поскольку его нам навязали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. жизненная необходимость заставляет менять язык. Ради торговли и общения с купцами кочевники не стали бы менять язык. Они вообще могли их редко видеть и жить на собственном воспроизводстве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Армия, которая всех собирала в одну кучу могла бы повлиять. Они уходили на длительный период и возможно уже не возвращались. А в походах общение шло интенсивно. Команда, приказы, распоряжения должны были звучать на одном языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И тот язык, который мы называем кипчакским развился в Джучиевом улусе. Участвовали ли в первых походах сами кипчаки? Маловероятно. Не татары ли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Bolat сказал(а) 26 Янв 2016 -

-третьих, самое главное чего не учли советские ученные это, то что государство Дешти-Кыпчак и самообъединение племен под этим названием прекратило свое существование в 13 веке"

Bolat,

Советские ученые учли все полностью, и даже кое-что скрыли, Например, человеческие жертвоприношения, и то, что Кыпчаки имеют очень скромное отношение к этногенезу Казахов. Гораздо меньшее, чем Монголы и Джунгары. Да и много чего еще.

Если бы "Совковые" ученые все рассказывали, многое было бы по-другому. Они очень-очень многое не договаривают, причем не в "вашу" пользу, и это очевидно. Читайте книги по археологии. Акишев, Кушаев, Маргулан, Кумеков. Ахинжанов, Аманжолов. Из НЕ-казахов вам даже предлагать ничего не буду, "совки" вроде как. Только вот проблема: Ученые с Мировым ИМЕНЕМ!!!! :ozbek:

Человеческие жертвоприношения практиковали ламаисты. У тенгрианцев подобного не было.

Не ели "неверные" мусульманских младенцев ?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Считаю, что язык и соответсвенно культура являются определяющими, а не происхождение.

Если кто-то интерпретирует "Кипчакская группа" по своему, то вы к нему не достучитесь.

Я калмык, но считаю, что например по более молодой и малочисленной монгольской нации-народам не следует называть "Желтую расу". Наверное справедливо назвать одну из рас в честь китайцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Bolat сказал(а) 26 Янв 2016 -

-третьих, самое главное чего не учли советские ученные это, то что государство Дешти-Кыпчак и самообъединение племен под этим названием прекратило свое существование в 13 веке"

Bolat,

Советские ученые учли все полностью, и даже кое-что скрыли, Например, человеческие жертвоприношения, и то, что Кыпчаки имеют очень скромное отношение к этногенезу Казахов. Гораздо меньшее, чем Монголы и Джунгары. Да и много чего еще.

Если бы "Совковые" ученые все рассказывали, многое было бы по-другому. Они очень-очень многое не договаривают, причем не в "вашу" пользу, и это очевидно. Читайте книги по археологии. Акишев, Кушаев, Маргулан, Кумеков. Ахинжанов, Аманжолов. Из НЕ-казахов вам даже предлагать ничего не буду, "совки" вроде как. Только вот проблема: Ученые с Мировым ИМЕНЕМ!!!! :ozbek:

Человеческие жертвоприношения практиковали ламаисты. У тенгрианцев подобного не было.

Не ели "неверные" мусульманских младенцев ?

 

Кожу с батыров снимали и использовали ее для ритуальных целей. Джа Лама был любителем подобных жертвоприношений. Мерзость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Впрочем, в Тибетской «Шамбале» доходило и до практики. «Мне, пробывшему тогда полтора десятка лет среди монгол, казался странным разговор со служителем, буддийским ламой, представителем движения „щади все живое“, разговор о возможности существования человеческих жертвоприношений»… И однако в невероятном пришлось удостовериться. Человеческие жертвоприношения дожили у северных буддистов до ХХ века.

Вот, например, одно из деяний знаменитого Тушегун-ламы (или Джа-ламы), считавшего себя воплощением Махакалы, Великого Чернобога, «почти полвека будоражившего степь, вселявшего ужас в кочевников и признанного при жизни святым». августе 1912 году после боя в китайской крепости Кобдо монголы захватили 35 китайских торговцев (не солдат, заметьте, – купцов). Над ними было решено исполнить древний тантристский ритуал «освящения знамен». «Созывая народ в гудящие раковины, ламы вынесли обтянутые человеческой кожей дамары – барабаны, музыкальные инструменты из полых человеческих костей, горшочки с кровью для демонов. Ламы высокого и низкого рангов одинаково с трудом пробирались сквозь толпу… Проворно донага раздели жертвы. Руки и ноги им заломили за спину, голову откинули назад, привязывая косицу к связанным рукам и ногам так, чтобы торчала вперед грудь жертвы. Громче забормотали молитвы и заклинания ламы, поспешнее становилось жуткое пение. Вперед вышел Джа-лама, как все ламы, с непокрытой головой, в красной мантии. Пробормотав слова молитвы, он встал на колени перед первым из связанных китайцев, взял в левую руку короткий серпообразный жертвенный нож. Мгновенно левой рукой вонзив нож в грудь, Джа-лама вырвал правой все трепещущее сердце. Хлынувшей кровью хайлар-монголы написали на полотнище „формулы заклинаний“, которые гарантировали бы монголам помощь докшитов, оценивших их победу. Потом Джа-лама положил окровавленное сердце в приготовленную габалу – чашу, которая на самом деле была оправленной в серебро верхней частью человеческого черепа. И снова крик новой жертвы, пока, наконец, все пять знамен не были расписаны кровью сердец. Коротким ударом ножа в череп вскрывали его ламы, опуская тут же теплые мозги в габалу к мертвым сердцам… ужасе отшатываясь в начале, зрители вскрикивали что-то в знак одобрения, словно зажигая в душе свой маленький огонь… Настал черед следующих пяти жертв, в том числе пленного сарта. К нему первому подошел Джа-лама. Пронзительное „аллах-иль-аллах“ разнеслось по долине, когда он шилообразной человеческой костью вскрыл сарту артерии и стал выпускать хлынувшую кровь в габалу. Сарт умирал, как истинный мусульманин: он бормотал предсмертную молитву, обратив взор в сторону родных мест, пока не упал на траву. Его четверым товарищам было не лучше: медленно истекали они кровью. Джа-лама обрызгал ею, кровью умиравших врагов, стоявших поблизости и дрожавших от страха цириков (солдат). Бездыханных жертв бросали в костер»

То, что Джа-лама делал открыто, то же самое скромно «прообразовывалось» обычными ламаистскими обрядами. Например, в юрте у Джа-ламы висел «тулум» – кожа, содранная в 1913 году с пленного киргиза без разрезов, мешком, искусно просоленная и просушенная 682 Ломакина И. Голова Джа-ламы. с. 78. «После боя киргизы разбежались, оставив несколько человек раненых. Один, очевидно, тяжело раненый, статный, красивый молодой киргиз сидел гордо, опершись спиной о камень и спокойно смотрел на скачущих к нему монголов, раскрыв грудь от одежды. Первый из подъехавших всадников ударил его копьем. Киргиз немного наклонился вперед, но не застонал. Джа-лама приказал другому сойти с коня и пронзить его саблей. И это не вызвало у него стона. Джа-лама приказал распластать грудь киргизу, вырвать сердце и поднести к его же глазам. Киргиз и тут не потерял угасающей воли, глаза отвел в сторону и, не взглянув на свое сердце, не издав ни одного звука, тихо свалился. Поведение киргиза, по мнению монголов, выдавало в нем богатыря. Джа-лама распорядился снять с богатыря-киргиза кожу целиком и засолить. Засоленная и высушенная у него, она хранилась до его ареста. При аресте Джа-ламы кожа была сфотографирована и увезена русскими офицерами как вещественное доказательство для иллюстрации жестокости Джа-ламы» (Бурдуков А. В. Человеческие жертвоприношения. сс. 186-187). Джа-лама был арестован русским отрядом в марте 1914 года, но в начале революции бежал назад в Монголию.

То, что Джа-лама делал открыто, то же самое скромно «прообразовывалось» обычными ламаистскими обрядами. Например, в юрте у Джа-ламы висел «тулум» – кожа, содранная в 1913 году с пленного киргиза без разрезов, мешком, искусно просоленная и просушенная682.

Это не боевой трофей, но необходимая молитвенная принадлежность. «Есть такие моления лам, когда требуется расстелить на полу перед собой кожу Мангуса, воплощения зла; другое дело, что за неимением ее расстилают кусок белой ткани, символизирующей тулум Мангуса. Поскольку Джа-лама начал строить большой монастырь, кожа врага была нужна ему для будущих хуралов, молебствий»683.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А то что ваш земляк писал про обряд освящения знамени у казахов вы намеренно пропускаете?

О казахах речь не шла. Ни разу не встречал информации по этому поводу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В то же время тибетолог и буддолог А. А. Терентьев указывает, что «важно понимать, что Джа-лама — такой же лама, как И. Сталин — православный священник: оба они учились когда-то в духовных учебных заведениях, и не более того». Также он отмечает, что «зверства свои каждый из них оправдывал той идеологией, какой было удобнее — в одном случае это был примитивно понятый марксизм, в другом — шаманизм и буддизм»[13]

13 - Диакон Андрей Кураев. “Шамбала зияющая”. (“Миссионерское обозрение”. Противосектантское издание. Приложение к газете “Православная Москва”. Выходит по благословению епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Вып. 1-4.)

Потом выложу ваш "суперкомпромат" по теме. Скажешь вам, что здесь неуместно, то выложив скажите опять, что я попросил ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В то же время тибетолог и буддолог А. А. Терентьев указывает, что «важно понимать, что Джа-лама — такой же лама, как И. Сталин — православный священник: оба они учились когда-то в духовных учебных заведениях, и не более того». Также он отмечает, что «зверства свои каждый из них оправдывал той идеологией, какой было удобнее — в одном случае это был примитивно понятый марксизм, в другом — шаманизм и буддизм»[13]

13 - Диакон Андрей Кураев. “Шамбала зияющая”. (“Миссионерское обозрение”. Противосектантское издание. Приложение к газете “Православная Москва”. Выходит по благословению епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Вып. 1-4.)

Потом выложу ваш "суперкомпромат" по теме. Скажешь вам, что здесь неуместно, то выложив скажите опять, что я попросил ))))

Мы с вами мыслим по разному, я не улавливаю вашей логики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А то что ваш земляк писал про обряд освящения знамени у казахов вы намеренно пропускаете?

О казахах речь не шла. Ни разу не встречал информации по этому поводу.

 

 

Вот зря вы своей историей не интересуетесь и все норовите в чужих глазах соринки выискивать..

 

вот наслаждайтесь, и скажите после этого, что подношение знамени не казахская традиция:

 

 

Из статьи Аскара Умарова «К вопросу об исторических знаменах казахов и их предков»:

 

пруф: http://e-history.kz/media/upload/1466/2015/04/17/a9252d7101b1d0c079edf26dc369c13b.pdf

 

 

Петроглифы. Изображения древнетюркских знаменосцев и боевых знамен:

 

8e70347ec52a.jpg

 

0ec33fa16b0a.jpg

 

АКБ: нижний знаменосец в центре по сути «ети-туглук» или «семизнаменный», термин часто встречается при описании битв между Чингизханом и его союзниками с кереями, меркитами и найманами. Но в сравнении с "тогуз-туглук" Чингизханом или генералиссимусом как наивысшим воинским титулом (званием) хана этот семизнаменный всего лишь какой-то генералишка. :) 

Отсюда (на петроглице 7 бунчуков) совсем не трудно представить наяву боевое знамя Чингизхана с 9-тю бунчуками. А всякие нынче модные и абсолютно бесконтрольные исторические реконструкции с толстыми конскими хвостами с трезубцами на верху это имхо лабуда. :wacko:    

fbd9864c9f47.jpg17c7ba8a0031.jpg

 

Автор:

 

Также предположим, что красное знамя (АКБ: у тюрков) могло появиться из белого знамени, окропленного жертвенной кровью. Белый цвет в семантике тюрков означал стабильность и мир в государстве. Но в период начала войны или битвы, вождь окроплял знамя собственной кровью.

 

Такая традиция соблюдалась в империи Чингисхана (1206-1368), преемнице тюркских каганатов. Но белый флаг в этом государстве оставался олицетворением мира, а красный конфликта (спутник Плано Карпини брат Бенедикт пишет, что во время коронации Гуюка все выборщики были в белом одеянии, не удалось достичь согласия. Только на третий день, когда участники курултая были одеты в красный шелк, был сделан окончательный выбор. Т.е. угроза междоусобной войны заставила поторопиться с выбором общего главы государства).

 

Сами вожди проводили обряд окропления знамени собственной кровью: Чжамуха перед выступлением объединенных сил Ван-хана, Темучжина, Чжамухи против меркитов совершил обряд окропления знамени, это же проделал Ван-хан. Перед победой над найманами Чингис-хан также окроплял знамя (ССМ). И знамя у него также было белого цвета: «Что касается церемониальной гвардии при Чингисе, водружается большое совершенно белое знамя как знак отличия» (Мэн-да Бэй-лу).

 

АКБ:

 

В казахском языке сохранились выражения «ту қандау» или «туды қанға бояу» («окропить боевое знамя кровью» или «омыть боевые знамена кровью»).

Кстати казахи окрапляли кровью врага не только боевое знамя, но и саблю со стрелами, а позже и дуло ружья (термин «қандау»), что было хорошим предзнаменованием предстоящей победы. В мирное время так делали охотники окропляя конец дула ружья кровью первого зверя, ритуал также предвещал удачную охоту. Глагол «қандау» имеет широкий спектр значений – от понятия «окроплять кровью» до «сражаться в бою», «убивать» и другие.

 

Над юртой Абылай-хана (1711-781) по преданиям реял белый шелковый флаг. Как гласит легенда, хан перед боем ранил себе большой палец и окропил кровью полотнище флага. Считается, что этим Абылай отдавал долг красным боевым знаменам своих предков-чингизидов. При этом белый цвет считался элитным.

 

На Руси до Петра I государственный флаг был белого цвета с золотым двуглавым орлом. Назывался этот стяг тюркским словом ясашный. Очевидно это было влияние тех времен, когда Русь платила в Орду дань (ясак). Затем это знамя уже укрепившаяся Московия использовала, чтобы собирать дань с подвластных народов, позиционируя себя как наследницу Орды. Петр I проводя модернизацию России, ввел новый трехцветный флаг, но белый цвет сохранил. Интересно, однако, что такая же традиция существовала и в Западной Европе, где знамя белого цвета с гербом олицетворяло монархию.

 

Ссылаясь на сведения Махмуда Кашгари, академик В.В. Бартольд говорит о том, что «высшее число знамен, которое могло быть у одного хана, было девять (АКБ: число «9» было и есть сакральным у тюрков); когда говорили о хане с девятью знаменами (токуз туглуг хан; АКБ: им собственно и был Чингизхан с 9-тью боевыми знаменами, типа генералиссимуса!))))), то это вызывало представление о самых могущественных ханах». О девяти казахских знаменах сообщается в сочинении "Бахр ал-асрар" Махмуда ибн Вали (XVII век). В "Тарих" Шах-Махмуда Чураса (XVII век) говорится о семи бунчуках (АКБ: в войске Чингизхана это «етитуглук») и знаменах казахского правителя Хак-Назара.

 

Сообщается, что именно при правлении хана Казахской Орды Хак-Назара (1560-1580) во войне с правителем Яркенда Абд ар-Рашид-ханом было утеряно в битве при Эмиле девятиножное белое знамя. Это было катастрофическое поражение казахов, в котором погиб сам хан Хак-Назар и многие представители рода торе (чингизидов).

 

Казахский язык имеет массу словесных оборотов связанных с «ту» - знаменем:

 

ала ту → полосатое знамя (Аблая)

алтын найзалы бөрі бас ту → волчьеглавое знамя на золотом копье

қара ту → траурное знамя (знатного усопшего, поднимается в день смерти, снимается с окончанием годовой тризны)

сары ала ту → желто-пегое знамя (относят к эпосу «Ер-Таргын»)

шұбар ту → пестрое знамя (относят ко времени казахского первопредка хана Алаша)

ту байлау → привязать знак рода к челке каждой лошади

ту жығылу → падение знамени (т.е. поражение, разгром)

ту көтеру → выбрать хана и стать организованной единицей (войском или государством)

ту қандау → окропить знамя кровью, как это делалось со времен древнетюркских каганатов

ту тігу → водрузить знамя, также может означать всеобщий воинский сбор или созыв Курултая

 

А.И. Левшин, утверждает, что казахи пользовались знаменами системно. Он пишет, что каждый казахский род имел свое большое знамя и каждое отделение свой значок или флаг. Эта атрибутика тщательно сохранялась и использовалась во время войны.

 

Я. Гавердовский (АКБ: на рубеже 17-18 вв.) также отмечает, что казахи до российского управления пользовались знаменным строем. Он описывает это время как «прежде, когда в ордах господствовал порядок». Т.е. российское владычество лишило казахов государственной атрибутики и народ остался без былого порядка. Особо описывается воинский сбор: «Как скоро старейшина или султан, управлявший родом, выставлял у своей хижины знамя, тогда все могущие управлять оружием, как бы возбужденные от сна, хватались за оное. Гонцы бегали из аула в аул, рассеивая весть брани, всюду раздавались крики наступающей войны; всюду в союзных аймаках поднимались также знамена, призывающие ратников, которые, облекшись в твердую сбрую, на добрых конях летели к сонму сотоварищей, совокупленных под сими развевающими знаками кровопролития». Флаг и знамя служили ориентиром в битве. Их отсутствие могло спровоцировать панику среди воинов, поэтому от знаменосцев требовалась особая отвага и смелость.

 

Отношение казахов к флагу в средние века, вообще в дореволюционное время, как утверждает академик А.Х. Маргулан мало чем отличается от почитания флага древними тюрками, что говорит о силе и беспрерывности культурных традиции именно в этом вопросе. Поэтому и семантика флагов особо не менялась. До российской экспансии в Казахской Орде активно применяют белые и красные флаги. В "Тауарих хамсе" говорится, что у казахского хана Есима (1565−1628) находилось красное знамя Урус-хана(?-1377).

 

Ч. Валиханов в своем отчете пишет, что «обладателей пестрого знамени (среди торе-чингизидов) мало. Они живут в Великом жузе». При это этом, в письменных и устных источниках встречаются именно красные и белые знамена казахов. В. Татищев в своем труде «История государства российского» отмечает, что шейбаниды потомки Чингисхана, проживающие в окрестностях Ташкента также имеют свой белый флаг: «Акъялав (АКБ: по-казахски звучит как «Ақ джалау»), народ сильный, выше Ташкента на южной стороне. Сии были в войске Тамерляна до 60 000, и так как им между прочими белое знамя дано, от того это имя, белизна меншики, получили. Ныне именуются шибан». При этом известная картина Н. Каразина, демонстрирует, что именно на юге Казахстана в начале 19-го века сохранялись при дворе правителя белые бунчуковые знамена на копьях или иначе говоря «жалаулы найза».

 

В казахском устном фольклоре встречается немало сведений о белых знаменах казахских ханов, в частности, "Абылайдың ақ туы", один из которых, по непроверенной информации, находится ныне у казахов Монголии, другой - долгое время хранился у казахов Китая. Возможно, что здесь имеется в виду белое знамя керея Ер Жанибека(1693-1752), которое было передано ему Абылай-ханом.

 

Можно сделать вывод, что знаменная культура и традиция казахов была достаточно сложной.

 

Можно предположить, что пестрое знамя это государственный флаг, а белое - символ правителей, окрашенное кровью в красный цвет - боевое или военное. П

 

 

АКБ: Боевые знамена у казахов сохранились вплоть до последних казахских восстаний против царской России:

 

В восстании Пугачева (1773-1775) ханские дружины держат красное знамя:

 

Рис. Н. Каразина (1842-1908):

6d7cfeaed180.jpg

 

В известном Тургайском восстании 1916 года, избранный хан Абдугаппар поднял над своим станом древнее пестрое знамя. А главнокомандующий силами повстанцев Амангельды Иманов – красное.

 

 

АКБ: мысли вслух:

 

Таким образом можно предполагать и даже резюмировать, что при создании независимого государственного флага кыргызского народа были сохранены древнетюркские традиции. А нам казахам урок на будущее не заниматься ерундой и фантазиями, и даже может и замаячит у нас когда нибудь возможность заменить степного орла степным волком, хотя бы его головой, а небесную синеву цветом священного молока или той же алой крови…  B) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не отрицаю, что корни могут быть общими. Но, в те времена, когда тюркские ханы окрапляли флаг своей кровью, Джа Лама использовал допотопные обычаи чел. жертвоприношений. Тулум Мангуса это уже не из степных, а буддистских традиций. Скорее всего у него крышу сорвало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...