Туран Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 Ув. Туран, почитайте еще про самоназвание казаков. Оно звучит как "Казарла" Если восстановить редуцированное "р", то многое станет понятным. Славянские элементы проявляли себя в том регионе со времен Черняховской культуры. Потом "гунны", салтово-маяцкая культура (Хазария) и тд. и тп. Как мне кажется (и не только мне), полулегендарный Плоскиня и его "бродники"- конкретно славянские персонажи, с полукочевым/кочевым образом жизни, в смысле "бродить", а не бродами командовать. Через Волгу (в нижнем течении) вброд переходить как-то не очень... Да, в казаках несомненно слились оседлый-славянский и кочевой-тюркский элементы культуры и языка. Поляне > запорожские казаки? Судя по тому, что последние писали письмо турецкому султану, они владели тюркским языком. Для меня в свое время было открытием, как Лев Толстой в Кавказской повести 1852 года "Казаки" напрямую описывал "двукультурье" терекских казаков - казацкое и татарское: Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски... [знать татарский считалось престижным!] Казачки носят одежду черкесскую: татарскую рубаху, бешмет и чувяки; но платки завязывают по-русски.... Там казак в оружии, верхом, выпросившийся с кордона, подъезжает к хате и, перегибаясь к окну, постукивает в него, и вслед за стуком показывается красивая молодая голова казачки и слышатся улыбающиеся, ласковые речи. Там скуластый оборванный работник-ногаец, приехав с камышом из степи, поворачивает скрипящую арбу на чистом широком дворе есаула, и скидает ярмо с мотающих головами быков, и перекликается по-татарски с хозяином... Лукашка сидел по-татарски на траве и улаживал петли... [Лукашка - казак, один из главных героев повести] Казаки сидели за ужином в мазаных сенях кордона, на земляном полу, вокруг низкого татарского столика,.. Марьянка в одной розовой рубахе, как обыкновенно дома ходят казачки, испуганно отскочила от двери и, прижавшись к стене, закрыла нижнюю часть лица широким рукавом татарской рубахи. Дядя Ерошка поклонился образам, расправил бороду и, подойдя к Оленину, подал ему свою черную толстую руку. -- Кошкильды! -- сказал он. -- Это по-татарски значит; здравия желаем, мир вам, по-ихнему. -- Кошкильды! Я знаю, -- отвечал Оленин, подавая ему руку. [на тувинском - кош келды - пришел "кош"] Девка, стоя перед маленьким татарским зеркальцем, убирала платком голову; -- Молодец! -- И Лукашка, видимо очень заинтересованный, заговорил по-татарски с переводчиком. Но форменность скоро перешла в простые отношения; и сотник, который был такой же ловкий казак, как и другие, стал бойко говорить по-татарски с переводчиком. Ерошке было скучно пить одному; ему хотелось поговорить. -- У хозяев на сговоре был. Да что, швиньи! Не хочу! Пришел к тебе. -- А балалайка откуда у тебя? -- спросил Оленин и продолжал писать. -- За рекой был, отец мой, балалайку достал, -- сказал он так же тихо. -- Я мастер играть: татарскую, казацкую, господскую, солдатскую, какую хошь. Оленин расхохотался. Ерошка тоже. Он вскочил с пола и принялся показывать свое искусство в игре на балалайке и петь татарские песни. Песни: ди-ди-ли и тому подобные, господские, он спел только для Оленина; но потом, выпив еще стакана три чихиря, он вспомнил старину и запел настоящие казацкие и татарские песни. Старуха мать, засучив сильные загорелые руки, раскладывала виноград, сушеную рыбу, каймак и хлеб на низеньком круглом татарском столике. -- Неправда, вот и неправда! Эх, Марка! (Старик расхохотался.) Уж как просил меня черт энтот! Поди, говорит, похлопочи. Флинту давал. Нет, Бог с ним! Я бы обделал, да тебя жалею. Ну, сказывай, где был? -- И старик заговорил по-татарски. Лукашка бойко отвечал ему. Ергушов, плохо знавший по-татарски, лишь изредка вставлял русские слова. Лукашка упал. На животе у него показалась кровь. Он вскочил, но опять упал, ругаясь по-русски и по-татарски.... Лукашку понесли к арбе. Он все бранился по-русски и по-татарски. [в экстремальной ситуации используется "коренной" язык/языки] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 Если татаро-монгол было так много, что они могли устраивать облавы на половцев на огромных территориях и практически извести их на нет, то либо язык татаро-монгол был тюркский, либо кипчаков не уничтожали. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 Конечно не уничтожили. Вон полно их сейчас в составе разных народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 Если татаро-монгол было так много, что они могли устраивать облавы на половцев на огромных территориях и практически извести их на нет, то либо язык татаро-монгол был тюркский, либо кипчаков не уничтожали. Какие "языки" входили в состав татаро-монгол, есть очень интересная работа ЧХАО ЧХУ-ЧЕНГ - К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ НАРОДНОСТЕЙ МОНГОЛЬСКОЙ АРМИИ XIII-XIV вв.(не "совок", хоть и учился в Казани, у татар ) Если кратко, то там и кидане, и джурджени, и кипчаки (видимо восточные), и уйгуры, и тд. и тп. Там все коротко и ясно подсчитано. А половцев много-то и не было. Поэтому нашествие Чингизхана и называют вторым великим переселением народов. Могильники до нашествия очень небольшие, а после нашествия разрастаются в разы, причем уже с другими признаками обряда захоронения, другие сопутствующие материалы, исчезают "каменные бабы", у женщин появляется "бокка", которой не было, в знатных захоронениях появляются булавы, которых не было ранее. Много чего еще. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 Конечно не уничтожили. Вон полно их сейчас в составе разных народов. Могут быть и не совсем те самые "кыпчаки". Во первых, кыпчаки тоже неоднородные с самого начала. Во вторых, родоначальником у некоторых мог быть человек по имени Кыпчак, типа Узбек, Ногай, и тд. А что касается вопроса топикстартера "насколько верно название "кипчакская группа языков" скажу вот что: Правомерно больше чем надо. Кыпчакский стал lingva franca степи не потому, что там было много кыпчаков, а потому, что торговля до нашествия была в руках западных кыпчаков(половцев-куманов). Правительства, купцы, и просто большие количество людей знало и понимало этот язык. Его и сделали официальным языком, ибо монголам незачем было "изобретать велосипед", и всех заставлять учить монгольский. Сами посмотрите, где были люди, знающие "команский": Венгрия, Византия, Русь, Кавказ, Персия, Хорезм.... Зачем что-то другое выдумывать? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 Конечно не уничтожили. Вон полно их сейчас в составе разных народов. Могут быть и не совсем те самые "кыпчаки". Во первых, кыпчаки тоже неоднородные с самого начала. Во вторых, родоначальником мог быть человек по имени Кыпчак, типа Узбек, Ногай, и тд. А что касается вопроса топикстартера "насколько верно название "кипчакская группа языков" скажу вот что: Правомерно больше чем надо. Кыпчакский стал lingva franca степи не потому, что там было много кыпчаков, а потому, что торговля до нашествия была в руках западных кыпчаков(половцев-куманов). Правительства, купцы, и просто большие количество людей знало и понимало этот язык. Его и сделали официальным языком, ибо монголам незачем было "изобретать велосипед", и всех заставлять учить монгольский. Сами посмотрите, где были люди, знающие "команский": Венгрия, Византия, Русь, Кавказ, Персия, Хорезм.... Зачем что-то другое выдумывать? Да, где-то читал об этом, что кипчакский язык был "деловым" языком и конечно же он был хорошо знаком всем окружающим народам. Следовательно, был необходим монголам. К тому же только вчера монгольский этнос был собран Чингис ханом, и племена были еще не сильно близки друг другу. Только объединились и почти сразу расселились среди чужаков. Ведь уже давно сформированному народу с единой культурой, языком и самосознанием сложнее "отюречиться" чем каждому племени по отдельности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 Конечно не уничтожили. Вон полно их сейчас в составе разных народов. Могут быть и не совсем те самые "кыпчаки". Во первых, кыпчаки тоже неоднородные с самого начала. Во вторых, родоначальником у некоторых мог быть человек по имени Кыпчак, типа Узбек, Ногай, и тд. И это тоже может быть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 Вот мы все сейчас общаемся на русском языке. Но это же не значит, что мы вынуждены были его выучить ради возможности общения друг с другом. Мы его выучили, поскольку его нам навязали. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 Т.е. жизненная необходимость заставляет менять язык. Ради торговли и общения с купцами кочевники не стали бы менять язык. Они вообще могли их редко видеть и жить на собственном воспроизводстве. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 Армия, которая всех собирала в одну кучу могла бы повлиять. Они уходили на длительный период и возможно уже не возвращались. А в походах общение шло интенсивно. Команда, приказы, распоряжения должны были звучать на одном языке. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 И тот язык, который мы называем кипчакским развился в Джучиевом улусе. Участвовали ли в первых походах сами кипчаки? Маловероятно. Не татары ли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 Bolat сказал(а) 26 Янв 2016 - "В-третьих, самое главное чего не учли советские ученные это, то что государство Дешти-Кыпчак и самообъединение племен под этим названием прекратило свое существование в 13 веке" Bolat, Советские ученые учли все полностью, и даже кое-что скрыли, Например, человеческие жертвоприношения, и то, что Кыпчаки имеют очень скромное отношение к этногенезу Казахов. Гораздо меньшее, чем Монголы и Джунгары. Да и много чего еще. Если бы "Совковые" ученые все рассказывали, многое было бы по-другому. Они очень-очень многое не договаривают, причем не в "вашу" пользу, и это очевидно. Читайте книги по археологии. Акишев, Кушаев, Маргулан, Кумеков. Ахинжанов, Аманжолов. Из НЕ-казахов вам даже предлагать ничего не буду, "совки" вроде как. Только вот проблема: Ученые с Мировым ИМЕНЕМ!!!! Человеческие жертвоприношения практиковали ламаисты. У тенгрианцев подобного не было. Не ели "неверные" мусульманских младенцев ? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 3 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2016 Считаю, что язык и соответсвенно культура являются определяющими, а не происхождение. Если кто-то интерпретирует "Кипчакская группа" по своему, то вы к нему не достучитесь. Я калмык, но считаю, что например по более молодой и малочисленной монгольской нации-народам не следует называть "Желтую расу". Наверное справедливо назвать одну из рас в честь китайцев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 4 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2016 Bolat сказал(а) 26 Янв 2016 - "В-третьих, самое главное чего не учли советские ученные это, то что государство Дешти-Кыпчак и самообъединение племен под этим названием прекратило свое существование в 13 веке" Bolat, Советские ученые учли все полностью, и даже кое-что скрыли, Например, человеческие жертвоприношения, и то, что Кыпчаки имеют очень скромное отношение к этногенезу Казахов. Гораздо меньшее, чем Монголы и Джунгары. Да и много чего еще. Если бы "Совковые" ученые все рассказывали, многое было бы по-другому. Они очень-очень многое не договаривают, причем не в "вашу" пользу, и это очевидно. Читайте книги по археологии. Акишев, Кушаев, Маргулан, Кумеков. Ахинжанов, Аманжолов. Из НЕ-казахов вам даже предлагать ничего не буду, "совки" вроде как. Только вот проблема: Ученые с Мировым ИМЕНЕМ!!!! Человеческие жертвоприношения практиковали ламаисты. У тенгрианцев подобного не было. Не ели "неверные" мусульманских младенцев ? Кожу с батыров снимали и использовали ее для ритуальных целей. Джа Лама был любителем подобных жертвоприношений. Мерзость. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 4 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2016 А почему во множественном числе? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 4 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2016 тов. Bas можно ссылку на батыров ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 4 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2016 тов. Bas можно ссылку на батыров ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 5 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2016 Впрочем, в Тибетской «Шамбале» доходило и до практики. «Мне, пробывшему тогда полтора десятка лет среди монгол, казался странным разговор со служителем, буддийским ламой, представителем движения „щади все живое“, разговор о возможности существования человеческих жертвоприношений»… И однако в невероятном пришлось удостовериться. Человеческие жертвоприношения дожили у северных буддистов до ХХ века. Вот, например, одно из деяний знаменитого Тушегун-ламы (или Джа-ламы), считавшего себя воплощением Махакалы, Великого Чернобога, «почти полвека будоражившего степь, вселявшего ужас в кочевников и признанного при жизни святым». августе 1912 году после боя в китайской крепости Кобдо монголы захватили 35 китайских торговцев (не солдат, заметьте, – купцов). Над ними было решено исполнить древний тантристский ритуал «освящения знамен». «Созывая народ в гудящие раковины, ламы вынесли обтянутые человеческой кожей дамары – барабаны, музыкальные инструменты из полых человеческих костей, горшочки с кровью для демонов. Ламы высокого и низкого рангов одинаково с трудом пробирались сквозь толпу… Проворно донага раздели жертвы. Руки и ноги им заломили за спину, голову откинули назад, привязывая косицу к связанным рукам и ногам так, чтобы торчала вперед грудь жертвы. Громче забормотали молитвы и заклинания ламы, поспешнее становилось жуткое пение. Вперед вышел Джа-лама, как все ламы, с непокрытой головой, в красной мантии. Пробормотав слова молитвы, он встал на колени перед первым из связанных китайцев, взял в левую руку короткий серпообразный жертвенный нож. Мгновенно левой рукой вонзив нож в грудь, Джа-лама вырвал правой все трепещущее сердце. Хлынувшей кровью хайлар-монголы написали на полотнище „формулы заклинаний“, которые гарантировали бы монголам помощь докшитов, оценивших их победу. Потом Джа-лама положил окровавленное сердце в приготовленную габалу – чашу, которая на самом деле была оправленной в серебро верхней частью человеческого черепа. И снова крик новой жертвы, пока, наконец, все пять знамен не были расписаны кровью сердец. Коротким ударом ножа в череп вскрывали его ламы, опуская тут же теплые мозги в габалу к мертвым сердцам… ужасе отшатываясь в начале, зрители вскрикивали что-то в знак одобрения, словно зажигая в душе свой маленький огонь… Настал черед следующих пяти жертв, в том числе пленного сарта. К нему первому подошел Джа-лама. Пронзительное „аллах-иль-аллах“ разнеслось по долине, когда он шилообразной человеческой костью вскрыл сарту артерии и стал выпускать хлынувшую кровь в габалу. Сарт умирал, как истинный мусульманин: он бормотал предсмертную молитву, обратив взор в сторону родных мест, пока не упал на траву. Его четверым товарищам было не лучше: медленно истекали они кровью. Джа-лама обрызгал ею, кровью умиравших врагов, стоявших поблизости и дрожавших от страха цириков (солдат). Бездыханных жертв бросали в костер» То, что Джа-лама делал открыто, то же самое скромно «прообразовывалось» обычными ламаистскими обрядами. Например, в юрте у Джа-ламы висел «тулум» – кожа, содранная в 1913 году с пленного киргиза без разрезов, мешком, искусно просоленная и просушенная 682 Ломакина И. Голова Джа-ламы. с. 78. «После боя киргизы разбежались, оставив несколько человек раненых. Один, очевидно, тяжело раненый, статный, красивый молодой киргиз сидел гордо, опершись спиной о камень и спокойно смотрел на скачущих к нему монголов, раскрыв грудь от одежды. Первый из подъехавших всадников ударил его копьем. Киргиз немного наклонился вперед, но не застонал. Джа-лама приказал другому сойти с коня и пронзить его саблей. И это не вызвало у него стона. Джа-лама приказал распластать грудь киргизу, вырвать сердце и поднести к его же глазам. Киргиз и тут не потерял угасающей воли, глаза отвел в сторону и, не взглянув на свое сердце, не издав ни одного звука, тихо свалился. Поведение киргиза, по мнению монголов, выдавало в нем богатыря. Джа-лама распорядился снять с богатыря-киргиза кожу целиком и засолить. Засоленная и высушенная у него, она хранилась до его ареста. При аресте Джа-ламы кожа была сфотографирована и увезена русскими офицерами как вещественное доказательство для иллюстрации жестокости Джа-ламы» (Бурдуков А. В. Человеческие жертвоприношения. сс. 186-187). Джа-лама был арестован русским отрядом в марте 1914 года, но в начале революции бежал назад в Монголию. То, что Джа-лама делал открыто, то же самое скромно «прообразовывалось» обычными ламаистскими обрядами. Например, в юрте у Джа-ламы висел «тулум» – кожа, содранная в 1913 году с пленного киргиза без разрезов, мешком, искусно просоленная и просушенная682. Это не боевой трофей, но необходимая молитвенная принадлежность. «Есть такие моления лам, когда требуется расстелить на полу перед собой кожу Мангуса, воплощения зла; другое дело, что за неимением ее расстилают кусок белой ткани, символизирующей тулум Мангуса. Поскольку Джа-лама начал строить большой монастырь, кожа врага была нужна ему для будущих хуралов, молебствий»683. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 5 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2016 А то что ваш земляк писал про обряд освящения знамени у казахов вы намеренно пропускаете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 5 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2016 А то что ваш земляк писал про обряд освящения знамени у казахов вы намеренно пропускаете? О казахах речь не шла. Ни разу не встречал информации по этому поводу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 5 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2016 В то же время тибетолог и буддолог А. А. Терентьев указывает, что «важно понимать, что Джа-лама — такой же лама, как И. Сталин — православный священник: оба они учились когда-то в духовных учебных заведениях, и не более того». Также он отмечает, что «зверства свои каждый из них оправдывал той идеологией, какой было удобнее — в одном случае это был примитивно понятый марксизм, в другом — шаманизм и буддизм»[13] 13 - Диакон Андрей Кураев. “Шамбала зияющая”. (“Миссионерское обозрение”. Противосектантское издание. Приложение к газете “Православная Москва”. Выходит по благословению епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Вып. 1-4.) Потом выложу ваш "суперкомпромат" по теме. Скажешь вам, что здесь неуместно, то выложив скажите опять, что я попросил )))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 5 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2016 В то же время тибетолог и буддолог А. А. Терентьев указывает, что «важно понимать, что Джа-лама — такой же лама, как И. Сталин — православный священник: оба они учились когда-то в духовных учебных заведениях, и не более того». Также он отмечает, что «зверства свои каждый из них оправдывал той идеологией, какой было удобнее — в одном случае это был примитивно понятый марксизм, в другом — шаманизм и буддизм»[13] 13 - Диакон Андрей Кураев. “Шамбала зияющая”. (“Миссионерское обозрение”. Противосектантское издание. Приложение к газете “Православная Москва”. Выходит по благословению епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Вып. 1-4.) Потом выложу ваш "суперкомпромат" по теме. Скажешь вам, что здесь неуместно, то выложив скажите опять, что я попросил )))) Мы с вами мыслим по разному, я не улавливаю вашей логики. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 5 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2016 А что не улавливать. Если я прочитаю коран и буду даже его толковать, буду ли я мусульманином? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 5 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2016 А то что ваш земляк писал про обряд освящения знамени у казахов вы намеренно пропускаете? О казахах речь не шла. Ни разу не встречал информации по этому поводу. Вот зря вы своей историей не интересуетесь и все норовите в чужих глазах соринки выискивать.. вот наслаждайтесь, и скажите после этого, что подношение знамени не казахская традиция: Из статьи Аскара Умарова «К вопросу об исторических знаменах казахов и их предков»: пруф: http://e-history.kz/media/upload/1466/2015/04/17/a9252d7101b1d0c079edf26dc369c13b.pdf Петроглифы. Изображения древнетюркских знаменосцев и боевых знамен: АКБ: нижний знаменосец в центре по сути «ети-туглук» или «семизнаменный», термин часто встречается при описании битв между Чингизханом и его союзниками с кереями, меркитами и найманами. Но в сравнении с "тогуз-туглук" Чингизханом или генералиссимусом как наивысшим воинским титулом (званием) хана этот семизнаменный всего лишь какой-то генералишка. Отсюда (на петроглице 7 бунчуков) совсем не трудно представить наяву боевое знамя Чингизхана с 9-тю бунчуками. А всякие нынче модные и абсолютно бесконтрольные исторические реконструкции с толстыми конскими хвостами с трезубцами на верху это имхо лабуда. Автор: Также предположим, что красное знамя (АКБ: у тюрков) могло появиться из белого знамени, окропленного жертвенной кровью. Белый цвет в семантике тюрков означал стабильность и мир в государстве. Но в период начала войны или битвы, вождь окроплял знамя собственной кровью. Такая традиция соблюдалась в империи Чингисхана (1206-1368), преемнице тюркских каганатов. Но белый флаг в этом государстве оставался олицетворением мира, а красный конфликта (спутник Плано Карпини брат Бенедикт пишет, что во время коронации Гуюка все выборщики были в белом одеянии, не удалось достичь согласия. Только на третий день, когда участники курултая были одеты в красный шелк, был сделан окончательный выбор. Т.е. угроза междоусобной войны заставила поторопиться с выбором общего главы государства). Сами вожди проводили обряд окропления знамени собственной кровью: Чжамуха перед выступлением объединенных сил Ван-хана, Темучжина, Чжамухи против меркитов совершил обряд окропления знамени, это же проделал Ван-хан. Перед победой над найманами Чингис-хан также окроплял знамя (ССМ). И знамя у него также было белого цвета: «Что касается церемониальной гвардии при Чингисе, водружается большое совершенно белое знамя как знак отличия» (Мэн-да Бэй-лу). АКБ: В казахском языке сохранились выражения «ту қандау» или «туды қанға бояу» («окропить боевое знамя кровью» или «омыть боевые знамена кровью»). Кстати казахи окрапляли кровью врага не только боевое знамя, но и саблю со стрелами, а позже и дуло ружья (термин «қандау»), что было хорошим предзнаменованием предстоящей победы. В мирное время так делали охотники окропляя конец дула ружья кровью первого зверя, ритуал также предвещал удачную охоту. Глагол «қандау» имеет широкий спектр значений – от понятия «окроплять кровью» до «сражаться в бою», «убивать» и другие. Над юртой Абылай-хана (1711-781) по преданиям реял белый шелковый флаг. Как гласит легенда, хан перед боем ранил себе большой палец и окропил кровью полотнище флага. Считается, что этим Абылай отдавал долг красным боевым знаменам своих предков-чингизидов. При этом белый цвет считался элитным. На Руси до Петра I государственный флаг был белого цвета с золотым двуглавым орлом. Назывался этот стяг тюркским словом ясашный. Очевидно это было влияние тех времен, когда Русь платила в Орду дань (ясак). Затем это знамя уже укрепившаяся Московия использовала, чтобы собирать дань с подвластных народов, позиционируя себя как наследницу Орды. Петр I проводя модернизацию России, ввел новый трехцветный флаг, но белый цвет сохранил. Интересно, однако, что такая же традиция существовала и в Западной Европе, где знамя белого цвета с гербом олицетворяло монархию. Ссылаясь на сведения Махмуда Кашгари, академик В.В. Бартольд говорит о том, что «высшее число знамен, которое могло быть у одного хана, было девять (АКБ: число «9» было и есть сакральным у тюрков); когда говорили о хане с девятью знаменами (токуз туглуг хан; АКБ: им собственно и был Чингизхан с 9-тью боевыми знаменами, типа генералиссимуса!))))), то это вызывало представление о самых могущественных ханах». О девяти казахских знаменах сообщается в сочинении "Бахр ал-асрар" Махмуда ибн Вали (XVII век). В "Тарих" Шах-Махмуда Чураса (XVII век) говорится о семи бунчуках (АКБ: в войске Чингизхана это «етитуглук») и знаменах казахского правителя Хак-Назара. Сообщается, что именно при правлении хана Казахской Орды Хак-Назара (1560-1580) во войне с правителем Яркенда Абд ар-Рашид-ханом было утеряно в битве при Эмиле девятиножное белое знамя. Это было катастрофическое поражение казахов, в котором погиб сам хан Хак-Назар и многие представители рода торе (чингизидов). Казахский язык имеет массу словесных оборотов связанных с «ту» - знаменем: ала ту → полосатое знамя (Аблая) алтын найзалы бөрі бас ту → волчьеглавое знамя на золотом копье қара ту → траурное знамя (знатного усопшего, поднимается в день смерти, снимается с окончанием годовой тризны) сары ала ту → желто-пегое знамя (относят к эпосу «Ер-Таргын») шұбар ту → пестрое знамя (относят ко времени казахского первопредка хана Алаша) ту байлау → привязать знак рода к челке каждой лошади ту жығылу → падение знамени (т.е. поражение, разгром) ту көтеру → выбрать хана и стать организованной единицей (войском или государством) ту қандау → окропить знамя кровью, как это делалось со времен древнетюркских каганатов ту тігу → водрузить знамя, также может означать всеобщий воинский сбор или созыв Курултая А.И. Левшин, утверждает, что казахи пользовались знаменами системно. Он пишет, что каждый казахский род имел свое большое знамя и каждое отделение свой значок или флаг. Эта атрибутика тщательно сохранялась и использовалась во время войны. Я. Гавердовский (АКБ: на рубеже 17-18 вв.) также отмечает, что казахи до российского управления пользовались знаменным строем. Он описывает это время как «прежде, когда в ордах господствовал порядок». Т.е. российское владычество лишило казахов государственной атрибутики и народ остался без былого порядка. Особо описывается воинский сбор: «Как скоро старейшина или султан, управлявший родом, выставлял у своей хижины знамя, тогда все могущие управлять оружием, как бы возбужденные от сна, хватались за оное. Гонцы бегали из аула в аул, рассеивая весть брани, всюду раздавались крики наступающей войны; всюду в союзных аймаках поднимались также знамена, призывающие ратников, которые, облекшись в твердую сбрую, на добрых конях летели к сонму сотоварищей, совокупленных под сими развевающими знаками кровопролития». Флаг и знамя служили ориентиром в битве. Их отсутствие могло спровоцировать панику среди воинов, поэтому от знаменосцев требовалась особая отвага и смелость. Отношение казахов к флагу в средние века, вообще в дореволюционное время, как утверждает академик А.Х. Маргулан мало чем отличается от почитания флага древними тюрками, что говорит о силе и беспрерывности культурных традиции именно в этом вопросе. Поэтому и семантика флагов особо не менялась. До российской экспансии в Казахской Орде активно применяют белые и красные флаги. В "Тауарих хамсе" говорится, что у казахского хана Есима (1565−1628) находилось красное знамя Урус-хана(?-1377). Ч. Валиханов в своем отчете пишет, что «обладателей пестрого знамени (среди торе-чингизидов) мало. Они живут в Великом жузе». При это этом, в письменных и устных источниках встречаются именно красные и белые знамена казахов. В. Татищев в своем труде «История государства российского» отмечает, что шейбаниды потомки Чингисхана, проживающие в окрестностях Ташкента также имеют свой белый флаг: «Акъялав (АКБ: по-казахски звучит как «Ақ джалау»), народ сильный, выше Ташкента на южной стороне. Сии были в войске Тамерляна до 60 000, и так как им между прочими белое знамя дано, от того это имя, белизна меншики, получили. Ныне именуются шибан». При этом известная картина Н. Каразина, демонстрирует, что именно на юге Казахстана в начале 19-го века сохранялись при дворе правителя белые бунчуковые знамена на копьях или иначе говоря «жалаулы найза». В казахском устном фольклоре встречается немало сведений о белых знаменах казахских ханов, в частности, "Абылайдың ақ туы", один из которых, по непроверенной информации, находится ныне у казахов Монголии, другой - долгое время хранился у казахов Китая. Возможно, что здесь имеется в виду белое знамя керея Ер Жанибека(1693-1752), которое было передано ему Абылай-ханом. Можно сделать вывод, что знаменная культура и традиция казахов была достаточно сложной. … Можно предположить, что пестрое знамя это государственный флаг, а белое - символ правителей, окрашенное кровью в красный цвет - боевое или военное. П АКБ: Боевые знамена у казахов сохранились вплоть до последних казахских восстаний против царской России: В восстании Пугачева (1773-1775) ханские дружины держат красное знамя: Рис. Н. Каразина (1842-1908): В известном Тургайском восстании 1916 года, избранный хан Абдугаппар поднял над своим станом древнее пестрое знамя. А главнокомандующий силами повстанцев Амангельды Иманов – красное. АКБ: мысли вслух: Таким образом можно предполагать и даже резюмировать, что при создании независимого государственного флага кыргызского народа были сохранены древнетюркские традиции. А нам казахам урок на будущее не заниматься ерундой и фантазиями, и даже может и замаячит у нас когда нибудь возможность заменить степного орла степным волком, хотя бы его головой, а небесную синеву цветом священного молока или той же алой крови… Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 8 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2016 Я не отрицаю, что корни могут быть общими. Но, в те времена, когда тюркские ханы окрапляли флаг своей кровью, Джа Лама использовал допотопные обычаи чел. жертвоприношений. Тулум Мангуса это уже не из степных, а буддистских традиций. Скорее всего у него крышу сорвало. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться