Перейти к содержанию
nik1

Кыргызы-2

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

 

 

 

 

 

тогда джунгары контролировали Хонгорой. те силы которые побиты вместе с Еренаком, скорее всего воины Дугара наместника Хонгороя. Это Еренак шел к своему сюзерену на помощь.

Хонгорой название местности где расположились джунгарские наместники?
Хонгорой это Хакасия грубо говоря
А я считаю что "Хонгорой" только название одной местности которая показано в старинной джунгарской карте.

Может там был поселение или храм, а связать с хакасией неправильно.

Кроме ренатовской ещё есть карты на маньчжурском и немецком. Да и монголы хорошо знали эту страну. Достаточно документов имеются чтобы считать что это больше чем название одной местности.

 

Как такового "Ренат"-овской карты нету. Там есть карта где сделал переводы Ренат и пр., все они джунгарские карты. Там надпись на тодо-бичик.

Вообще в этих картах есть условные обозначения (общепринятые) и согласно по этому leyend Хонгорой является какой то маленьким поселением где сидели может наместники. И вполне мог бы именоваться от имени какого то прежнего наместника.

 

Этим я хотел сказать "Хонгорой" - это не название целого региона а только маленького поселения. А земля этот называлось "Хиргис нутуг" - Киргизская землица.

 

когда читал письма на тодо, создалось впечатление что Хонгоройин киргис это как бы устойчивое выражение. Мне кажется Бутанаев и другие правы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

 

Вы шутите просто судя по смайлику? Я читал хакасских ученых. У монгольского академического круга можно сказать отсутствует знание об этом.

Да сам я читал первоисточники потом на русском и на ойратском. У Чертыкова хорошая работа, благодаря хакасским друзьям заполучил копию. Если Вам интересно могу поделиться.

Шутить с вами в данном случае для меня непозволительная роскошь..Так-что писал на полном серьезе..Могу еще раз процитировать для наглядности : то,что джунгары контролировали Хонгорай,Дугар-наместник Хонгорая,Галдан сюзерен Иренека - все это монгольские выдумки,увы эти монгольские гипотезы далеки от истины,монголы предпочитают так считать, - что далеко от правды..

 

У вас есть своя версия? Можете приводить? Я думал это хакасы сами так считают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кого вы считаете наиболее преемственными к Чингис-хану и его монголам если уж в этом отказываете монгольским народам ?

Со стороны может показаться что вы троллите одновременно и казахов и монголов  :lol:

Скажем так,что несмотря на маньчжурский пласт,какая-то толика современных монголов имеет отношение к монголам Чингисхана..

Не вы один от безысходности и бессилия в контраргументах обвиняете меня в троллинге. :D .Хотя.если посмотреть на вас со стороны,то обвиняя меня беспочвенно в троллинге,вы тем самым сами троллите меня в надежде,что я поведусь на вашу провокацию и троллинг. :lol: .Хочу вас заверить,несмотря на ваше старание буду сохранять самообладание и контролировать свои эмоции :qyrgyz_new: ..Так что ваша попытка не даст вам желаемого результата. :P .

 

P.S.У многих моих оппонентов я как кость в горле и прекрасно понимаю,что все так ждут моего бана и тем самым избавиться от конструктивного и не предвзятого оппонента..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У вас есть своя версия? Можете приводить? Я думал это хакасы сами так считают.

Ваши утверждения - вам и сперва доказывать..После вас,я приведу свои аргументы..

Не беспокойтесь,в отличии от вас,когда вы в предыдущий раз не приводя ни одного аргумента в свою пользу,обвинили в не-профессионализме великих ученых,я в свою очередь постараюсь обосновать свои контрутверждения аргументами..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Вы за гэрүүдов что ли так ведете себя? Ну бросьте, это же моя гипотеза я по моему как мог объяснил почему так считаю. Я нисколько не сомневаюсь в компетентности Владимирцова и Шмидта. Просто у меня есть свое мнение насчет одного из их многочисленных предположений. Если Вам кажется недостаточным мое предположение ваше дело не принять его и все.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ни в коем случае..кэргууд(гэрууд по вашему) здесь ни при чем..

На сколько мне известно вы старожил в прямом смысле этого слова на этом форуме,а раз так то вы должны знать негласное правило форума о котором мне твердили вначале мои оппоненты,когда я еще был новичком,что каждое утверждение надо подкреплять ссылками на источник..Я,по крайней мере в большинстве случаев,соблюдаю это правило..Чего нельзя сказать о моих оппонентах,которые в большинстве случаев выдают голословность..

По сабжу : джунгары не контролировали Хонгорай,кыргызы сами прекрасно справлялись с этим,не смог найти у Бутанаева(специалиста в этом направлении)о наместнике Хонгорая Дугаре и последнее правильнее будет сформулировать термин "сюзерен" в термин "союзник",т.к. не раз по призыву кыргызского князя джунгары шли на помощь кыргызам против русских или когда брали русские остроги..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

 

У вас есть своя версия? Можете приводить? Я думал это хакасы сами так считают.

Ваши утверждения - вам и сперва доказывать..После вас,я приведу свои аргументы..

Не беспокойтесь,в отличии от вас,когда вы в предыдущий раз не приводя ни одного аргумента в свою пользу,обвинили в не-профессионализме великих ученых,я в свою очередь постараюсь обосновать свои контрутверждения аргументами..

 

не думаю что вы незнакомы с работой Бутанаева и Худякова. Но так как Вы просите то вот такой отрывок сойдет?

 

 

Баатыр-контайша, являясь двоюродным братом кыргызского князя Псарского улуса Табуна Кочебаева, проявлял особые родственные чувства к Хон- гораю. Он заступался за кыргызов и даже посылал свои войска для их поддержки в борьбе с Россией. Например, в 1640 г "калмаки быти войною под Томский город, а подняла де их калмаков ис кыргыз Кочебаева жена княгиня Абахай, а тот де государь...кон де тайша Баатыр ей княгине племянник родной."14

Глава Джунгарии при своей ставке воспитывал и обучал детей кыргызской знати. Например, сына алтысарского Изен-тайджи Поятана "взял маленьково Баатыр-контайша и вспоил и вскормил у себя и ныне [Поятан - В.Б.] служит ему Баатыр-контайше."19 Положение кыргызов ухудшилось, когда на смену Баатыр-контайши пришел его сын Сенге-тайша, правивший с 1657 по 1671 гг.

Политическая ориентация Хонгорая в середине XVII в. окончательно определилась в сторону Джунгарии. Одновременно с этим на политическую арену выдвинулся алтысарский князь Еренак Ишеев, "человек огромной энергии, большого ума и смелого почина". Как считает историк В. Огородников, Еренак "поставил своей задачей объединить вокруг себя других кыргызских князей и заставить их признать его господство над всем краем".16

Против русских, стремившихся овладеть Южной Сибирью, Еренак совместно с джунгарами повел решительную борьбу. В 1667 г. ойраты под предводительством Сенге-тайши разгромили основные военные силы Лоджан- тайши, укрывшегося в долине Абакана.

Затем объединенные войска джунгаров и кыргызов в мае 1667 г. напали на Красноярск и нанесли тяжелое поражение русским. Красноярский гарнизон, состоявший из 376 человек, понес крупные потери (39 убитых, 203 раненых и 49 пленных).17 В 1678 г. кыргызы захватили и сожгли Канский острог, в 1679 г. князь Еренак уничтожил в огне первый Ачинский острог.

Начиная с 1667 года, Хонгорай попал в вассальную зависимость от Джунгарии. В 1669 г. Сенге-тайша поставил здесь своего наместника, которому от его имени поручалось "над Ереняком и надо всею Кыргызскою землею владеть".18 Джунгарский наместник жил в Алтырском улусе. Его урга (ставка) располагалась по р. Ниня. Политический центр Хонгорая переместился на юг. Первым наместником, поставленным в 1669 г., был Киличин Кошиочи. В 1671 г. его сменил Ейзан Кенегей, утвержденный в данной должности новым правителем Джунгарии Галдан Бошохту-ханом (1671-1699гг.).19 Через год, весной 1672 г., в Кыргызской земле был поставлен новый наместник по имени Байту-хан. В 1683 г. по сообщению русских послов, приехавших в Алтырский улус, "у кыргызов живет калмыцкий наместник, именуемый Батыр-Ейзан, который командует ими".20 Последний наместник Аба-зайсан покинул Хонгорай вместе с угоном кыргызов в Джунгарию. В 1703 г. ликвидация наместничества соответствует факту исчезновения кыргызского присутствия на Среднем Енисее.

Население Хонгорая обязано было платить албан (ясак) джунгарскому хану по 5 соболей с каждого мужчины. Вся тяжесть поборов полностью падала на плечи кыргызских киштымов. Например, в 1702 г. езерский бег Шорло Мерген требовал со своих киштымов "со всех волостей на контайшу по пять соболей и на киргизских князцов по тому же".21 Ослушание строго каралось. Например, за отказ кыргызов участвовать в военной операции против монголов Галдан Бошохту-хан в гневе "их де кыргыз хочет запродать в Китай, а землю их кыргыз зделать пусту".22 Известный князь Еренак по требованию контайши принял участие в их войне. В 1687 г. он вместе с отрядом в 300 воинов прибыл на Алтай, где происходило жестокое сражение с монголами. В бою у Телецкого озера по реке Чулышман Еренак был разгромлен и погиб вместе со своим сыном Шапом.23 Кыргызские князья со своими воинами регулярно выезжали для несения службы в ставку хонтайджи (контайши). В 1685 г. алтырский бег Даин-Ирка прожил целый год у Галдан Бошохту-хана.24 Ясачный сбор с хонгорцев долины Абакана осуществлялся вплоть до гибели Джунгарского ханства. Например, в 1745 г. бельтыры платили ясак русскому царю в г. Кузнецк и "дают алман Зенгорскому владельцу".25

Джунгарский хан для укрепления своей власти выдавал специальные грамоты кыргызским феодалам на право владения землей. Например, в 1700 г. красноярские казаки организовали поход в Тубинский улус, во время которого многих кыргызов "побили и жен их и детей в полон побрали, и письма которое ему Шандычке [Шанды Сенчикенев - глава Тубинского улуса - В.Б.] от [Галдан] Бушухту-хана дано для владения улуса своего на том же бою взяли".26 По всей видимости, джунгарские правители широко использовали опыт феодальных отношений, применявшийся во многих центральноазиат- ских государствах и выделяли своей знати ленные владения под названием "суюргал". Как сообщали русские письменные источники, до присоединения Хакасско-Минусинского края к России, эта земля "имела владения киргизских татар и взята войною, а оные татары согнаны в калмыцкую сторону".27

После присоединения Хонгорая к России эти земли стали частью Российской империи. Кыргызы же, взявшие политический курс на Джунгарию, в результате потеряли свою историческую Родину и оказались затерянными среди ойратских отоков.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

о Дугаре, отце галданского генерала Рабдана говорят такие документы.

 

И в нынешнем же, государи, во 197 году июня в ... (Число в тексте не проставлено) день прибежал из Киргиз алтызарской мужик Еренякова улусу лутчей человек ясаул Конженачко, а в вестях передо мною, холопом вашим, сказал. — Вышел де он, Конженачко, на ваше великих государей имя /л. 103/ служить вам, великим государем, в Красноярской. А киргизы де их все стоят на своей Киргизской земле на своих урочищах. А калмыцкой де тайша Бужукту-хан стоит на Кемчюге. А племянника де ево Бужухту-ханова Дугара 1 розвоевал Алтын-хан Лозан и ево де, Дугара, убил, а жену ево Дугарову з детьми и со всеми людьми взял. А он де, Лозан, ему, Дугару, был зять и сродич свой. И были де на Киргиской земле трое калмыцких тайшей и брали де /л. 101/ они, тайши, у них, киргиз, коней и коров и всяким скотом. А как де те тайши из Киргиз ушли, и после де того пришли на Киргискую ж землю трое ж тайшей, а с ними 20 человек. И те де последние трое тайшей брали с них, киргиз, всяким скотом половинной скот. Да они ж де, тайши, переписали у них, киргиз, женеск пол — вдов и девок для того, что де их калмыцкого тайшу Бужухту-хана розвоевали Казачья орда. Да у них же де, Казачьи орды, живет калмыцкого тайши Бужухту-хана племянник ево родной Чокур. И он де, Чокур, воевал ево, Бужухту-хана, с Казачьего ордою заедино. А воюет де ево, Бужухту-хана, он, Чокур, за то, что де он, Бужукту-хан, убил брата своего родного 2, а ево Чокурова отца, до смерти, и силы де у него, Бужухту-хана, побили много. А жена де ево, Бужухту-ханова, уходила к Боронтоле 3 со многими людьми по их вере молится. И Борон де Тала Бужухту-хановы жены и з силою не принял и говорил Боронтала жене ево, Бужухту-ханове, и заклинал, чтоб де у них, у калмаков /л. 102/ с мугалами и у мугал с калмыками ныне и впредь межу ими войны не было. А естьли де ево, Боронтале, учинятся не послушны, и будут меж ими войны, и он де на них напустит кровь.

 

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Rus_mong_4/61-80/68.phtml?id=14191

 

тут конечно этот Конженачко много чего напутал. Но есть другие документы которые приводит Уманский. интересная кстати статья прочтите.

http://new.hist.asu.ru/biblio/V3/18-35.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хонгорай назван не просто так, а в честь рода/народа тотем-масть коня у которого "саврасая"(Хонгор [Хоңhр] из калмыц.Джангара есть Саврасый, но сам ездил на сивом с белой полосой на морде коне).

К числу истинных тюркских отголосков/родов можно отнести:

Бурул - седая, чалая[буурл];

Конырат - саврасый мерин/конь[хоңhр агт];

Карлук - черно-пегая/пестрая масть[хар алг[алгч]](соответствено "харалужная сталь" - черно-пестрая). Калмыки умели "чернить" оружие.

"У НАСТОЯЩИХ ТЮРКОВ" был обряд освещения(посвещения) коня !

У ойрат это "сетер", у калмыков "сетрә", у хакасов "ызых" Есть такая же обрядность у алтайцев и якутов.

У хакасов род кыргыз держал сивых коней «ызыхов», сеок хахпына - каурых, род аба - гнедых, сеок хызыл - мухортых и т.д. Кроме того, даже подразделения сеоков соответствовали масти своих коней «ызыхов»[по-хакасски].

Манас киргизский "бело-буланой масти", кипчаки Урбю "черной/вороной масти", а кипчаки Тоштюка "гнедой масти"[по-киргизски].

По-калмыцки: "кер"- гнедая, но во множест.числе будет "кермуд"-гнедые. М.б. масть "кер" взята за основу, но множест.число образовано по др.правилам ? И этноним "кергуд(кэргуд)" означает "гнедые" ???

Так что киргизы и не сивые и зовут озеро Иссык-Куль, вместо "Ызых-кула" "Священный-буланый (саврасый)"[по-хакасски]

Масть кок-тюрков "синия(сивая)". Если "козлодрай" также от них, то масть более конкретизируется "сине-сивая(серая)[көк бор]"

Та-же местность "Буланты"(в КЗ) м.б. тоже в духе тюркских традиций, но нет такого слова в калмыцком. Но с таким окончанием можно "притянуть" к "с буланой"(обладает буланой мастью) и смахивает на казах.новодел["..Тарпан белый (Лейкос) как писал Геродот, Прокопий пишет нестандартную форму этого же слова (Фалиос) которого Гунны называют Балан. Именно не Буланный а Балан. При этом масть по описи сребристобуланная.."].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Как такового "Ренат"-овской карты нету. Там есть карта где сделал переводы Ренат и пр., все они джунгарские карты. Там надпись на тодо-бичик.

Вообще в этих картах есть условные обозначения (общепринятые) и согласно по этому leyend Хонгорой является какой то маленьким поселением где сидели может наместники. И вполне мог бы именоваться от имени какого то прежнего наместника.

Этим я хотел сказать "Хонгорой" - это не название целого региона а только маленького поселения. А земля этот называлось "Хиргис нутуг" - Киргизская землица.

Маленькое поселение - это чистейшей воды ваша буйная фантазия не подкрепленное ничем кроме голословности..В свою очередь на вашу голословность предоставлю факты в виде карт..

 

8b6ab41efec8cb059414083e3f085c0f.gif                6244f52a255c.jpg

 

тут вроде много расписок, про больших и малых народов сибири  , киргиз ,  кетов , хакас,  а есть грамоты про маньчжурский пласт среди Mонгольских народов :qyrgyz_new:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хонгорай назван не просто так, а в честь рода/народа тотем-масть коня у которого "саврасая"(Хонгор [Хоңhр] из калмыц.Джангар есть Саврасый).

К числу истинных тюркских отголосков/родов можно отнести:

Бурул - седая, чалая[буурл];

Конырат - саврасый мерин/конь[хоңhр агт];

Карлук - черно-пегая/пестрая масть[хар алг[алгч]](соответствено "харалужная сталь" - черно-пестрая). Калмыки умели "чернить" оружие.

Манас киргизский "бело-буланой масти", а кипчаки Урбю "черной/вороной масти"[по-киргизски].

Масть кок-тюрков "синия". Если "козлодрай" также от них, то масть более конкретизируется "сине-сивая(серая)[көк бор]"

Та-же местность "Буланты"(в КЗ) м.б. тоже в духе тюркских традиций, но кажется нет в калмыцком. Но с таким окончанием можно "притянуть" к "с буланой"(обладает буланой мастью) и смахивает на казах.новодел["..Тарпан белый (Лейкос) как писал Геродот, Прокопий пишет нестандартную форму этого же слова (Фалиос) которого Гунны называют Балан. Именно не Буланный а Балан. При этом масть по описи сребристобуланная.."].

Хонгoр (монгол.калм.) на русском-" милый"  

Хонгорай  - миленький  край ?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

 

тогда джунгары контролировали Хонгорой. те силы которые побиты вместе с Еренаком, скорее всего воины Дугара наместника Хонгороя. Это Еренак шел к своему сюзерену на помощь.

Хонгорой название местности где расположились джунгарские наместники?
Хонгорой это Хакасия грубо говоря
А я считаю что "Хонгорой" только название одной местности которая показано в старинной джунгарской карте.

Может там был поселение или храм, а связать с хакасией неправильно.

Кроме ренатовской ещё есть карты на маньчжурском и немецком. Да и монголы хорошо знали эту страну. Достаточно документов имеются чтобы считать что это больше чем название одной местности.

 

Как такового "Ренат"-овской карты нету. Там есть карта где сделал переводы Ренат и пр., все они джунгарские карты. Там надпись на тодо-бичик.

Вообще в этих картах есть условные обозначения (общепринятые) и согласно по этому leyend Хонгорой является какой то маленьким поселением где сидели может наместники. И вполне мог бы именоваться от имени какого то прежнего наместника.

 

Этим я хотел сказать "Хонгорой" - это не название целого региона а только маленького поселения. А земля этот называлось "Хиргис нутуг" - Киргизская землица.

 

когда читал письма на тодо, создалось впечатление что Хонгоройин киргис это как бы устойчивое выражение. Мне кажется Бутанаев и другие правы.

 

Ну вы можете представлять что  "Хонгоройн хиргис", "Алтан нуурай хиргис" или даже "Хөлөн буйрай хиргис".

 

Как я думаю этот местность "Хонгорой" связан с каким то ойротским человеком.

И эпосе "Джангар" имеется богатырь "Арслангийн араг улаан Хонгор" - и вот этот богатырь завоевал Хиргисию и поставил свою "ордону - юрту" на этой местности и с  тех пор в народе распространилось название "Хонгорой" или "Хонгорой нутуг".

Естественно хиргисы которые жили там они являются "Хонгорой хиргисами".

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что у ойратов или халхасцев означает слово Арслан? 

Арслан - лев

Эрслэн - львица

Гүег - детёнок льва и львицы  :D  (кстати это имя Гуюк хана)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Что у ойратов или халхасцев означает слово Арслан?

По-казахски можно Арсланг перевести ?

 

По казахски  "Арслан" - тоже лев.

Это наше обще-алтайское слово.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

тогда джунгары контролировали Хонгорой. те силы которые побиты вместе с Еренаком, скорее всего воины Дугара наместника Хонгороя. Это Еренак шел к своему сюзерену на помощь.

Хонгорой название местности где расположились джунгарские наместники?
Хонгорой это Хакасия грубо говоря
А я считаю что "Хонгорой" только название одной местности которая показано в старинной джунгарской карте.

Может там был поселение или храм, а связать с хакасией неправильно.

Кроме ренатовской ещё есть карты на маньчжурском и немецком. Да и монголы хорошо знали эту страну. Достаточно документов имеются чтобы считать что это больше чем название одной местности.

Как такового "Ренат"-овской карты нету. Там есть карта где сделал переводы Ренат и пр., все они джунгарские карты. Там надпись на тодо-бичик.

Вообще в этих картах есть условные обозначения (общепринятые) и согласно по этому leyend Хонгорой является какой то маленьким поселением где сидели может наместники. И вполне мог бы именоваться от имени какого то прежнего наместника.

Этим я хотел сказать "Хонгорой" - это не название целого региона а только маленького поселения. А земля этот называлось "Хиргис нутуг" - Киргизская землица.

когда читал письма на тодо, создалось впечатление что Хонгоройин киргис это как бы устойчивое выражение. Мне кажется Бутанаев и другие правы.

Ну вы можете представлять что "Хонгоройн хиргис", "Алтан нуурай хиргис" или даже "Хөлөн буйрай хиргис".

Как я думаю этот местность "Хонгорой" связан с каким то ойротским человеком.

И эпосе "Джангар" имеется богатырь "Арслангийн араг улаан Хонгор" - и вот этот богатырь завоевал Хиргисию и поставил свою "ордону - юрту" на этой местности и с тех пор в народе распространилось название "Хонгорой" или "Хонгорой нутуг".

Естественно хиргисы которые жили там они являются "Хонгорой хиргисами".

Мне кажется Хонгорой связан с рыжими волосами древних кыргызов. Просто моё небольшое имхо.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

 

 

 

тогда джунгары контролировали Хонгорой. те силы которые побиты вместе с Еренаком, скорее всего воины Дугара наместника Хонгороя. Это Еренак шел к своему сюзерену на помощь.

Хонгорой название местности где расположились джунгарские наместники?
Хонгорой это Хакасия грубо говоря
А я считаю что "Хонгорой" только название одной местности которая показано в старинной джунгарской карте.

Может там был поселение или храм, а связать с хакасией неправильно.

Кроме ренатовской ещё есть карты на маньчжурском и немецком. Да и монголы хорошо знали эту страну. Достаточно документов имеются чтобы считать что это больше чем название одной местности.
Как такового "Ренат"-овской карты нету. Там есть карта где сделал переводы Ренат и пр., все они джунгарские карты. Там надпись на тодо-бичик.

Вообще в этих картах есть условные обозначения (общепринятые) и согласно по этому leyend Хонгорой является какой то маленьким поселением где сидели может наместники. И вполне мог бы именоваться от имени какого то прежнего наместника.

Этим я хотел сказать "Хонгорой" - это не название целого региона а только маленького поселения. А земля этот называлось "Хиргис нутуг" - Киргизская землица.

когда читал письма на тодо, создалось впечатление что Хонгоройин киргис это как бы устойчивое выражение. Мне кажется Бутанаев и другие правы.
Ну вы можете представлять что "Хонгоройн хиргис", "Алтан нуурай хиргис" или даже "Хөлөн буйрай хиргис".

Как я думаю этот местность "Хонгорой" связан с каким то ойротским человеком.

И эпосе "Джангар" имеется богатырь "Арслангийн араг улаан Хонгор" - и вот этот богатырь завоевал Хиргисию и поставил свою "ордону - юрту" на этой местности и с тех пор в народе распространилось название "Хонгорой" или "Хонгорой нутуг".

Естественно хиргисы которые жили там они являются "Хонгорой хиргисами".

Мне кажется Хонгорой связан с рыжими волосами древних кыргызов. Просто моё небольшое имхо.

 

Во всяком случае это слово и название связано с монгльским словом "хонгор" - это  понятно.

 

А насчет песни "Хонгорой" - это никак не связан с далекими  местностями где-то Хакасии.

 

Это просто песня плач наших алтай-дывалар, и по сей день плачу, "где мой народ" и где "мои богатства", это после геноцида маньчжурцев.

И ещё один не хороший человек Чойбалсан - он сделал нам плохого очень, почему нам на своей земле жить то трудно стало - это чойбалсанская политика.

 

Вы наверное знаете "чеди кожуун урианхайлар" - "долоон хошуу урианхайчууд" - "семи кожуунов уриянхайцев", из них три "кожуна" были чисто алдай-тувинцами и до сих пор живут там существуют.

 

Алтай - это наше отчина и где мы ойроты родились связали пуп.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во всяком случае это слово и название связано с монгльским словом "хонгор" - это  понятно.

 

 

 

 

 

 

А насчет песни "Хонгорой" - это никак не связан с далекими  местностями где-то Хакасии.

Это просто песня плач наших алтай-дывалар, и по сей день плачу, "где мой народ" и где "мои богатства", это после геноцида маньчжурцев.

Вообще-то правильнее будет "Хоорай"..Фраза из хакского фольклора "Хыргыстын тогыс мун толы Хоорай чоны".

Песня "Хонгорай" скорее всего связан с кыргызским этнополитическим союзом "Хонгорай" т.е. Хоорай..

Возможно это пенся-плач и ностальгия по стране Хонгорай,когда жители жили счастливо и в достатке..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ОБ ИСТИННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ КЫРГЫЗОВ.

http://odnapl1yazyk.narod.ru/domongposle.htm

Шараф ад-Дин Йезди (Sharaf al-Din Yazdi) в своей Зафар-намэ (Zafarnama - Книга побед, посвящена жизни Тимура) говорит о Кара-Татарах (Qara Tatar - букв. черные татары), которых отправили из области города Сивас (Sivas - в Малой Азии ) в Трансоксанию. Племена Кара-Татар пришли в Иран с Хулагу-ханом, и Хулагу расселил их на пограничных рубежах Дамаска. Когда Йилдирим Баязид (Yildirim Bayazid - турецкий султан Баязид I) взял Сивас, он включил их в свою армию. Тимур же, в свою очередь, после похода в Малую Азию, выделил им земли в Jete (Могулистане? - джетэ ("разбойники"), как именовали в Мавераннахре кочевых монголов, населявших Могулистан). Их было 30 или 40 тысяч семей.

Раудат аль-сафа (Rawdat al-safa) приводит гораздо больше сведений о том, как Кара-Татары (Qara Tatars) оказались в Анатолии. Он пишет, что Кара-Татары в количестве 70 тысяч семей проживали на границе с киданями (khatai). Они враждовали с монголами, и Чингис-хан, разбив их, велел уничтожить всю мужскую часть их населения. Так и было сделано. Но многие монголы взяли в жёны Кара-Татарских женщин и имели от них детей. В период правления Мункэ-каана (Mongge Khan - правил 1251-1259), когда он направил Хулагу в Персию (1256), многие представители этого смешанного монголо-карататарского потомства оказались в армии последнего. Хулагу, обосновавшись в Тебризе (Tabriz), обнаружил, что несмотря на смешанную кровь эти потомки проявляют злокозненность по отношению к монголам, и, чтобы избавиться от них, послал их на анатолийско-армянскую границу. Там они пребывали вплоть до кончины Абу-Саида (Abu Sa'id - умер в 1335 - последний, уже не вполне самостоятельный, ильхан из династии Хулагуидов). Последовавшие за ней беспорядки показались им подходящим случаем, чтобы отделиться и создать 52 шайки, которые занялись грабежом и захватом соседних территорий. Когда султан Баязид взял город Сивас, он принудил их войти в Оттоманскую армию и выделил им поселения на своих территориях. После победы у Анкары (1402, сам Баязид был взят тогда Тимуром в плен), Тимур разработал план переброски этой могучей колонии в некоторые районы в Jete (в Могулистан?). Приблизившись к их поселениям сразу со всех сторон, чтобы отрезать им путь к возможному бегству, армия Тимура перешла мост Киршехир (Kirshehir) и показалась в пределах поселений кара-татар. После некоторой дискуссии с их вождями они были распределены между туменами (дивизиями, tumen - 10000) армии Тимура. И так, следуя за манёврами имперской армии, они и прибыли к месту предназначеному им судьбой.

Не углубляясь в детали, В.В.Бартольд пишет об этом событии так: "Тимур расселил племя чёрных татар, которое он привёл из Малой Азии, на берегах озера Иссык-куль".

ВОТ ТАК КЫРГЫЗЫ ТАМ И ПОЯВИЛИСЬ ОТКУДА НИ ВОЗЬМИСЬ ...

ЦИТАТА : "Кыркгызы эти прежде были кочевниками Рума." (САЙФ АД-ДИН АХСИКЕНДИ. СОБРАНИЕ ИСТОРИЙ. МАДЖМУ АТ-ТАВАРИХ.)

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Ahsikendi/frametext.htm

МОЙ КОММЕНТ : Сообщение, конечно, ЛЕГЕНДАРНОЕ ... Но на чём-то ведь оно основывается !

И уж бесспорно, что у жившего 500 лет назад автора Сайф ад-Дина Ахсикенди, муллы в Фергане, НЕ БЫЛО никаких современных бредовых ФАНТАЗИЙ--будто бы киргизы переселились с Енисея, Алтая или верховий Иртыша !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЦИТАТА : "Кыркгызы эти прежде были кочевниками Рума." (САЙФ АД-ДИН АХСИКЕНДИ. СОБРАНИЕ ИСТОРИЙ. МАДЖМУ АТ-ТАВАРИХ.)

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Ahsikendi/frametext.htm

МОЙ КОММЕНТ : Сообщение, конечно, ЛЕГЕНДАРНОЕ ... Но на чём-то ведь оно основывается !

И уж бесспорно, что у жившего 500 лет назад автора Сайф ад-Дина Ахсикенди, муллы в Фергане, НЕ БЫЛО никаких современных бредовых ФАНТАЗИЙ--будто бы киргизы переселились с Енисея, Алтая или верховий Иртыша !

Во-первых: Маджму-ат-таварих грешит множеством анахронизмом..(Если для вас это новое слово,можете погуглить)

Во-вторых: Сейф ад-дин Ахсиkенди не изучал историю kыргызов и в своем рассkазе повествует о kыргызах в своей поездkе..И его легендарное повествование основывается на устном предании..

Мой kоммент : Бесспорно то,что ваши потуги историчесkим фаkтам придать "бредовые фантазии" выглядят kаk kомплеkс неполноценности,kоторыми страдают неkоторые kазахсkие и узбеkсkие юзеры по причине отсутствия древности у своего этноса..

Kыргызы бесспорно оставили след в истории Центральной Азии,топонимы имеющие отношение k kыргызам простирается от Маньчжурии до Эгейсkого моря..Kыргызы участвовали в этногенезе многих народов Центральной Азии и присутствуют в kачестве этнонима праkтичесkи у всех народов Центральной Азии..Даже при первом упоминании в kит.источниkах(201 г.Д.Н.Э.) рядом с хунну видна развитая kультура по отношении k соседям хунну,где говорится,что помимо сkотоводства у древних kыргызов развита хлебопашество(ячмень,просо и др.сельхозkультура)..

 

P.S. Возможно для вас с предвзятостью,все это поkажется бахвальством или хвастовством,но уверяю вас,что по kаждым утверждениям,в отличии от вас,могу предоставить фаkты..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВОТ, ОДНАКО,--УПОМИНАЮТСЯ И КАКИЕ-ТО ЧАГАТАЙСКИЕ КИРГИЗЫ :

После возвращения в Самарканд, Темур отправил своего внука Мухаммад Султана (от сына Джахангира) вместе с эмиром Сайфуддином в самые далекие окраины владения, где резали его слова. Это [место] находилось за Сейхуном, прямо на востоке, который соприкасался с Монголией, Жато и Китаем и находился в месячной дороге от Мавераннахра. В результате они (Мухаммед Султан и эмир Сайфуддин) выровняли низину и холмы, а потом построили там ряд крепостей. Самым дальним городом тех мест считался Ашпара (Чалдевар) и для прекращения грабежей построили там одну крепость. http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ibn_Arabshah/text1.phtml?id=5713

Они оба воздвигли Ашпару и установили основание правилам прекращения грабежа. Ашпару находился у горла земель Монголии и Жато, самый КРАЙ границы, куда доходила власть Темура, и было началом земель Китая. Они поставили правителем в Ашпара эмира по имени Аргуншах и в поддержку были посланы группа воинов, которые должны были охранять границы Монголии. Все это было сделано по указу Темура. Когда они оба приступили к этому делу, монголы не согласились к этому подозрительному действию. Потому что они знали, что если Темур будет им соседом, то он обязатель но начнет беспокоить их. Тогда они не будут свободны от бед Темура и не смогут потерпеть его соседства. По этой причине монголы попали в замешательство, в их душах стало темно; они приготовились оставить свои земли свободными и бежать. Потом чагатайцы увеличили свои притязания по отношению к ним. Непослушные с обеих сторон, начали протягивать руки для причинения [друг другу] вреда и ночи беспорядков, превысили полномочия и не оставили свои желания и диету. Чагатайцы обрадовались такому состоянию и произошло между ними раздор. Одна сторона закрыла дорогу другой стороне. Чагатайцы послали на них свои отряды, насколько хватали руки. Они забирали у монголов необходимые предметы и принесли им множество бед. И монголы тоже стали поступать точно также к чагатайцам и по велению времени они узнали о желании Темура придти сюда [походом]. И они прилепились к темноте опасности. Когда это дошло до Темура, то он остался доволен этим. Потом они оба стали серьезно готовиться, укрепили Ашпару оружием и боевыми людьми. В том числе одна группа (отряд) из Арабского Ирака и Азербайджана, были также ряд людей называемых "жони ?урбон". Они присоединили тех бойцов с одним туманом (десять тысяч) Чагатайскими КИРГИЗАМИ к эмиру Аргуншаху. http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ibn_Arabshah/text5.phtml?id=5717

МОЙ КОММЕНТ : по смыслу текста, ЧАГАТАЙСКИЕ киргизы--это те, который подчинялись власти ЧАГАТАЙЦА Тимура !

В ЭТО ВРЕМЯ ТИМУР БЫЛ ЕЩЁ В МАЛОЙ АЗИИ.

А ВОТ ТИМУР ВОЗВРАЩАЕТСЯ--И РАССЕЛЯЕТ ПРИВЕДЁННЫХ ИЗ МАЛОЙ АЗИИ ТАТАР :

ИЗЛОЖЕНИЕ О ТОМ, КАК ТЕМУР, [РАЗДЕЛИВ] ПО ГРУППАМ ТАТАР, РАССЕЛИЛ ИХ НА ВОСТОК И ЗАПАД, НАЛЕВО И НАПРАВО

После того, как Темур утвердился в столице, решил начать расселение татар. Они (татары) были многочисленными и мужественными людьми. Хотя Темур отобрал у них оружие и подавил их славу и гордость, однако бог сохранил их численность. Поэтому Темур опасался их смелости. Он расформировал их сборище, освободил земли от занявших там толпы. Разбросал их в пустыни и ручьи, степи и просторы, разослал их в окраины, бросил их в заброшенные и неурожайные места, раскидал их в смертельно плачевные места. Потом он закрыл их головами рты границы, их поясами перекрыл ворота дороги. Одну из их групп отправил в Кашгар, это один из промежуточных мест между Китаем и Индией; ещё одну группу направил в Дувайру, расположенный посредине местности, называемая Иссык-куль (Горячее озеро). Она (местность Иссык-куль) является границей земли Темура и монголов.

Этой группе случайно улыбнулось счастье. Потом как только Темур расстанется с людьми, присоединившихся к нему, они (татары) расстались с людьми, которые должны были присоединиться к ним. В результате они (татары), сбежав, соединились (с соплеменниками) и больше не вернулись к Темуру. Они шли, нацеливаясь северной стороны и, пройдя Дашти [Кипчак], пришли к Идику. Потом Темур каждого оставшегося несчастного, унывающего (татарина) с их племенами и семьями соединил к Аргуншаху и с крепким наставлением оседлал и отправил их в земли Дашта и границы Хорезма. Это было обычаем Темура, основой его указов и дел была такая структура, потому что он был постоянно переселяющимся чёртом, был похож на хитрого обманщика Далла. Каждый раз, когда в какой-то области воздвигал крепость или же занимал какую-нибудь часть пограничной земли своего противника, сюда он передислоцировывал свои войска, находящиеся в других самых отдалённых крепостях и цитаделях, а также переселял туда имеющихся людей таким образом: если они находились на левой стороне, то переселял на правую сторону, если же находились на юге или западе, то переселял их на север. А вокруг Китая и Туркестана переселил из Ирана и Индии, а также различные группы войск из Хорасана и, как было сказано [ранее], приведённой из Шама Самака ибн ат-Тикрийтийя сделал наместником в город Сайрам. А в город Янги Талас, находящегося сзади Сайрама на четырёхдневном пути, назначил наместником Ялбуга Мажнуна. Эти оба города являются маленькими районами, расположенными за Сайхуном и подчиняются Туркестану. http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ibn_Arabshah/text5.phtml?id=5717

МОЙ КОММЕНТ : Да, похоже, что не понравилось кара-татарам жить под властью Тимура возле Иссык-Куля ... СБЕЖАЛИ далеко-далеко на север, к мангыту Едигею,--который тогда был фактическим хозяином всей Золотой орды ! (После неожиданной смерти Тимура--в его огромном государстве начался управленческий хаос и паралич власти ... Воспользовавшись таким бардаком--татары действительно БЕСПРЕПЯТСТВЕННО, со своими семьями и имуществом могли спокойно уйти в поисках свободы !) Но зато Тимур, как видим в тексте, переселял в южный Казахстан и Киргизию БОЕВЫХ людей из Ирана, Хорасана и даже Индии ... Какая-то часть кара-татар, вероятно, всё же осталась в Кашгаре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну что могу сkазать? само обозначение "МОЙ KОММЕНТ" и термины догадkи "могли" - говорит о единоличном мнении непрофессионального любителя истории..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...