Перейти к содержанию
АксКерБорж

Все о войлочном колпаке - история, виды, народы

Рекомендуемые сообщения

Только что, АксКерБорж сказал:

Он оставался ханом до своей смерти.

Я не буду с вами спорить, по этому поводу сил моих нет. В 20 веке, тоже объявлялись ханами многие, их вы со счетов почему списываете?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Qairly сказал:

В 20 веке, тоже объявлялись ханами многие, их вы со счетов почему списываете?

 

Ты про президентов СНГ что ли? :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

Ты про президентов СНГ что ли? 

Слышал как минимум о трех ханах из Северного Казахстана, Атырау и Карагандинской области. Во времена революции. Двое из которых даже торе не были. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Qairly сказал:

Слышал как минимум о трех ханах из Северного Казахстана, Атырау и Карагандинской области. Во времена революции. Двое из которых даже торе не были. 

 

Что за бред? 

Последний общеказахский хан это Кенесары.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

Последний общеказахский хан это Кенесары.

Последний общеказахский хан, или хан ханов, или каган если угодно. Это Азиз-Мухаммад Тауекель гази бахадур хан II. Или как казахи его прозвали с любовью Аз-Тауке. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Чисто предположение, как версия.

 

В отличие от каирли я не считаю ханский-султанский войлочный колпак детищем русской армейской традиции и тем более деталью костюма охотника с ружьем. )) Я предполагаю, что корни традиции уходят в древность.

А традиция из композиции 2 в 1 - "остроконечный бөрік" + "войлочный колпак с красным бархатом и орнаментом":

image.jpg

возможно в женском варианте вылилась вот в такой вид саукеле как на фото ниже.

Возможно, мужская ханско-султанская композиция "остроконечный бөрік" + "войлочный колпак с красным бархатом и орнаментом" в женском варианте головного убора соединилась в одно общее:

image.jpg

Прим:

В соседней ветке я открывал тему про казахские региональные разновидности девичьего саукеле - прообразом которых сперва послужил головной убор средневековых тогуз-огузок (династия Уйгур), а потом головной убор татарок (монголок), название которого по источникам - буктаг, гугу, бокка.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад, АксКерБорж сказал:

в женском варианте головного убора соединилась в одно общее:

Я не помню классификацию, но как-то был на выставке в Астане посвященной казахскому исскуству. Это тоже борик АКБ. Причём как я писал в другой теме такой вот женский борик, в отличии от более похожего на буктаг саукеле и схожего головного вытянутого убора, был распространен регионально в Младшем жузе и украшался перьями. То есть это что-то среднее между бориком и саукеле. Но не между колпаком и бориком. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Qairly сказал:

Это тоже борик АКБ.

 

Это не бөрік, а саукеле, не надо вводить всех в заблуждение.

Девичий бөрік другой:

%D0%91%D3%A9%D1%80%D1%96%D0%BA.jpg

6 минут назад, Qairly сказал:

похожего на буктаг саукеле и схожего головного вытянутого убора, был распространен регионально в Младшем жузе и украшался перьями. 

Вот одна из региональных разновидностей саукеле:

1550485457_saukele3.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

50 минут назад, Qairly сказал:

Это тоже борик АКБ. 

 

Это не бөрік, это саукеле.

В нем Қыз Жібек из фильма (события, имхо, происходили именно на земле Букеевской Орды, на Джаике):

image.jpg

А здесь Қыз Жібек в бөріке, до свадьбы:

2222.jpg

 

Тебе, каирли, лишь бы стукнуть.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

В нем Қыз Жібек из фильма (события, имхо, происходили именно на земле Букеевской Орды, на Джаике):

Не совсем, но в Младшем жузе.

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Это не бөрік, а саукеле, не надо вводить всех в заблуждение.

Вы сами разницу не видите, о чем речь. Ладно не важно. С бешпармаковедами вроде вас спорить, сил нет. 

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Тебе, каирли, лишь бы стукнуть.

Ага, чувствуется высокая  культурная и моральная составляющая человека, которого оскорбили, а он обиделся. Мало того что тычет, врёт напрополаю, иной раз про моих же предков, в том числе и прямых по мужской линии, так ещё и издевательски маты вуалирует. Шикарно. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казах в кыргызском калпаке танцует торгутский кара жорго

 

Изменено пользователем Samatq
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Qairly сказал:

Вы сами разницу не видите, о чем речь. Ладно не важно.

 

Ты не способен признавать ошибки,каирли, а это плохо.

Как Буба, он тоже упирается до последнего, даже если вас разоблачили с поличным и представили опровергающие факты.

Ведь разница между девичьими казахскими сәукеле и бөріком (на фото) видна и понятна любому.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Если кто-то задастся вопросом, почему всё про казахский колпак, то отвечу, что кыргызскый белый колпак - это давно широко освещенная и глубоко раскрытая тема, в том числе по его разновидностям, и поэтому по нему вроде бы нет вопросов и споров как с казахским. Немало информации в начале темы давал экс-юзер Tynych.

Но могу ошибаться, братьям кыргызам виднее.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Казахи Китая в кыргызском белом колпаке:

20170708223129094.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

img16.jpg

Айыр қалпақ - аса қымбат матамен тысталып, ... ер адамдардың киімі... сыртына өсімдік тектес өрнек салынып, алтын жіппен зерленеді. Оны ертеде, негізінен, хан-сұлтандар салтанатқа киетін болған.

Колпак (раздвоенный, вилообразный) - покрывался особо дорогой материей, ... мужской головной убор... поверх  золотой нитью наносился орнамент похожий на растения. В прошлом на торжествах его носили ханы-султаны.

https://martebe.kz/aza-ty-ltty-kiimderi-2/

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Истоки фантазий АКБ найдены.

 

Цитата

 

Айыр калпак, летний мужской го­ловной убор казахов, киргизов и ка­ракалпаков. Шьется из бархата, сукна, войлока, свалянного из козьего пуха и белой овечьей шерсти. Несколько раз этот головной убор видоизменялся. Со 2-й половины XIX века представляет собой головной убор с полями, сшиваемый из 4-х клиньев, с разрезами спереди и сзади. Швы об­шиваются черным бархатом или цвет­ной шелковой материей.
Иногда к калпаку пришивается двойная кисточка. Мурак - роскошный головной убор, которые могли надевать только ханы,

Источник:
Книга «Казахская традиционная культура в собраниях кунсткамеры» и фотографии. Алматы, 2008

 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На деле же Колпак являлся обычным головным убором родовой знати, который стал частью парадной формы служивых казахов, который носили все, от ханов до родовых старшин с воинскими чинами. Мода на них, как на головной убор султана появилась при содействии вот этого человека.

01.%20%D1%85%D0%B0%D0%BD%20%D0%96%D0%B0%

Который предпочел, в звании генерал-майора, обычной формы российского офицера, вот такой

01.jpg

Казахскую версию, состоявшей из формы казачьего офицера, со знаками отличия формы генерала кавалериийских полков и казахского же колпака

Казачья офицерская форма.

1812_IV_HR_Tulskoe_opolchenie.jpg

Жангир-Керей хан, при параде

e217f91058706fcba51f2e195d9f4b38.jpg

Во время коронации Николая I, он и его жена Фатима, произвели впечатление, не только на других представителей знати, но и на самого молодого императора. На свой герб, Жангир-Керей поместил двух батыров. То есть, не анималистические символы в геральдике (кони, хищные птицы, аркары, овцы, или большие кошки), которые были популярны и у других княжеских родов (татарского, ногайского, башкирского) происхождения. А двух военных, со слов его прямого потомка, "на которых держится ханская власть".

RU_COA_Chingis_12-12.png

Для сравнения, герб его сына Губайдуллы Жангирулы, по прозвищу князь Чингисхан, генерала-майора казачьих и кавалерийских полков, выглядел уже так

1481487208.jpg

Такая форма вошла в моду, к слову, не только среди  казахских чингизидов, и представителей Российской администрации в Казахстане. Но и среди башкир

Башкирский офицер 1829 год. Разницу в колпаке видно издалека. 

22970cb03539ed690b04336e91093f32.jpg

Никаких харататр Павлодара с 9-ладной домброй (одна из разновидностей этого музыкального инструмента из сосны, ныне аккомпанимирует основной 12 -ладной из урюкового дерева в сложных кюях), в красных колпаках и остроконечных бориках, чтобы они не падали, не было (последнее вообще бред, так как это просто форма борика из Младшего жуза)

 

Сам же головной убор распространен на многих картинах 18 века, где были указаны казахские военные лагеря, или же, даже разбойники-барымтачи, о которых местные же краеведы, живущие в местах, на которых совершались нападения, утверждают, что в таких набегах в основном участвовали нищие и бедствующие казахи

В общем притянуть за уши к Павлодару не получится. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Qairly сказал:

На деле же Колпак являлся обычным головным убором родовой знати, который стал частью парадной формы служивых казахов, который носили все, от ханов до родовых старшин с воинскими чинами. Мода на них, как на головной убор султана появилась при содействии вот этого человека. Который предпочел, в звании генерал-майора, обычной формы российского офицера, вот такой Казахскую версию, состоявшей из формы казачьего офицера, со знаками отличия формы генерала кавалериийских полков и казахского же колпака Казачья офицерская форма. Жангир-Керей хан, при параде Во время коронации Николая I, он и его жена Фатима, произвели впечатление, не только на других представителей знати, но и на самого молодого императора. На свой герб, Жангир-Керей поместил двух батыров. То есть, не анималистические символы в геральдике (кони, хищные птицы, аркары, овцы, или большие кошки), которые были популярны и у других княжеских родов (татарского, ногайского, башкирского) происхождения. А двух военных, со слов его прямого потомка, "на которых держится ханская власть". Для сравнения, герб его сына Губайдуллы Жангирулы, по прозвищу князь Чингисхан, генерала-майора казачьих и кавалерийских полков, выглядел уже так Такая форма вошла в моду, к слову, не только среди  казахских чингизидов, и представителей Российской администрации в Казахстане. Но и среди башкир Башкирский офицер 1829 год. Разницу в колпаке видно издалека. Никаких харататр Павлодара с 9-ладной домброй (одна из разновидностей этого музыкального инструмента из сосны, ныне аккомпанимирует основной 12 -ладной из урюкового дерева в сложных кюях), в красных колпаках и остроконечных бориках, чтобы они не падали, не было (последнее вообще бред, так как это просто форма борика из Младшего жуза) Сам же головной убор распространен на многих картинах 18 века, где были указаны казахские военные лагеря, или же, даже разбойники- барымтачи, о которых местные же краеведы, живущие в местах, на которых совершались нападения, утверждают, что в таких набегах в основном участвовали нищие и бедствующие казахи. В общем притянуть за уши к Павлодару не получится. 

 

К чему повторение всех твоих предыдущих постов-предположений заново?

Копипаст в игнор!

 

1 час назад, Qairly сказал:

Вот только на приложенном фото не то что не хан, даже не султан.

 

Твое фото из "Туркестанского альбома" К.П. фон Кауфмана, колонизатора Средней Азии (в альбом вошли снимки из Ташкента, Самарканда, Бухары, Чимкента и окрестностей).

Датируется примерно 1875 годом, когда о ханах и султанах уже никто и не помнил особо, а тем более, что этот войлочный колпак раньше был ханским-султанским, т.е. чингизидским приоритетом.

 

Вот что пишет об этом колпаке исследователь В.А. Прищепова в своей статье "Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии кон. 19 - нач. 20 в.в. из собраний МАЭ РАН":

"... Легкая войлочная шляпа калпак с поднятыми вверх разрезными полями, которую носили летом, продемонстрирована на снимке [МАЭ. Колл. № И–1718–223] «Туркестанского альбома». Калпак надевали сверху на тюбетейку, края которой также видны на снимке. Головной убор белого цвета с высоким верхом, украшенный орнаментом из цветной материи, носили богатые казахи".

Как видим, комментарий короткий, без углубления в вопрос, а опушенный мехом бөрік под колпаком ошибочно назван тюбетейкой.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Проблема же в том, что в Казахстане, по сути, при "абсолютном европейском менталитете с восточными мотивами и коммунистическим пофигизмом" на рубеже второй половины 19 века и первой половины 20 века, не было ничего хорошего от слова совсем. Тотальная нищета, безграмотность и отсталость региона, а также восстания, отсутствие общего рынка, или даже точнее отсутствие рынка как такового, революции, пандемии чумы, тифа и оспы, страшный голод, гражданская война, две мировые войны, снова голод, политические репрессии, ссылки, расстрелы, и прочее прочее. 

Легче сейчас говорить, что мы якобы, традиционное общество. А тут понтовее сказать, что наши традиции это якобы со времен пещерных людей соблюдаются. Это не так, общество развивалось и не закостенелость этими же традициями и обуславливали социальное развитие. Одно из богатств казаха ружье, при чем образца 17 века, а не палаш харататара из 13. 

Вся моя агрессия на соотечественников, с их якобы правильными традициями, связана с этим. Акб как-то назвал монгол тунгусами, потому что они видите ли в отличии от жителей Павлодара не гадают по бараньим какашкам.

А Кенан и вовсе назвал обычный казахский костюм ханской одеждой, хотя ханы почти ничем не выделялись в плане одежды от своих соотечественников, кроме как его дороговизной, которой могли уступать даже представителям родовой знати. При этом халат бедного человека из руктоворного сукна, изодранной в клочья чем-то крутым.

Вместо принятия себя, и работы над собой, пытаются исторически обосновать, почему мы живем хуже, чем Япония. Ответьте мне почему мы живем хуже Южной Кореи? В 70-ых годах, это отсталая, дико коррумпированная страна, которая отставала даже от Северной. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Niki сказал:

А это чей колпак ? 

Обычный колпак, сбоку его нукеры сидят в таких же, как и кумысчи (кипчаки)

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...